Беседы с батюшкой. Эфир от 4 апреля

4 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Иоанн (Неврюев), благочинный Важеозерского мужского монастыря. Эфир 4 апреля 2014 г.

- Расскажите о Важеозерском мужском монастыре.

- Важеозерский монастырь – это очень древний монастырь, скоро будем праздновать 500-летие. Основан учениками преподобного Александра Свирского преподобными Геннадием и Никифором. Их мощи – это главная монастырская святыня, они хранятся под спудом в нашем главном Храме Всех Святых, в монастыре. Сейчас это самый крупный монастырь Карельской епархии, в Карелии вообще.

На данный момент идет процесс возвращения исторического подворья нашего монастыря в г. Санкт-Петербурге, которое подарил нам отец Иоанн Кронштадтский в конце XIX века. На данном подворье расположено храмовое здание, которое сейчас сложноузнаваемое, так как оно перестроено. Раньше Храм был двухэтажный (сейчас несколько этажей). На первом этаже был Храм пророка Осии, на втором – Успенский Храм, поэтому подворье называлось Успенским по главному престолу. Сейчас готовится передача этого здания нашему монастырю. В последние годы его занимал суд Невского района г. Санкт-Петербурга. Суд получил новое здание, уже переехал и работает в нем. В этом же здании идут завершающие работы по сворачиванию мебели, оборудования, которые остались от суда. И когда они окончательно переедут, начнем решать вопрос возвращения подворья монастырю и возобновления в нем, конечно, богослужебной и монашеской жизни.

 

- Встречаете ли вы сопротивление или помощь и поддержку от светской власти при возвращении подворья?

- Тут я должен благодарить наши светские власти, главу Невского района, председателя Невского суда Сергея Витальевича и администратора Невского суда Галину Владимировну. Они очень по доброму, очень тепло отнеслись к тому, что здание будет передано Церкви, помогают нам. Никаких препятствий с их стороны мы не видим. Процесс идет, это просто вопрос времени. Мы со всеми встречались, они внимательно нас выслушивают, наши вопросы, готовят информацию для нас. Помогают нам вжиться в это здание, показывают, где проходят коммуникации, рассказывают об особенностях здания. Поэтому мы им очень благодарны и никаких претензий не имеем.

 

- Есть такая поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». На Бога надеяться или самому не плошать?

- Во всем человек должен видеть промысел Божий, но при этом не значит, что надо сложить лапки и сидеть на диване ждать, когда что-то произойдет. Каждый поставлен на свое место, у каждого есть свое дело и мы должны с чистой совестью, чистосердечно, стараться, не нарушая заповеди, стараться, не греша, делать свое жизненное дело, дело своего спасения. И в итоге всего этого мы должны видеть промысел Божий. Поэтому каждый человек должен делать свое дело, но итоги этого дела, все в руках Божиих.

 

- Ваше подворье в г. Санкт-Петербурге будет по-прежнему принадлежать юрисдикции Петрозаводской и Карельской епархии и, соответственно, вы будет подчиняться по-прежнему владыке Мануилу. Как это сочетается с тем, что мы находимся в Санкт-Петербурге?

- Это случай не единичный, когда одна епархия имеет подворье в другой епархии. Есть благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Было в свое время благословение покойного Святейшего Патриарха Алексия о возвращении нашей епархии именно нашего исторического здания. И по благословению Святейшего Патриарха Кирилла здание передается нашему монастырю нашей епархии, Петрозаводской и Карельской. Ну, а вопрос канонического подчинения будет потом согласовываться с правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии.

 

- У нас на работе (не могу сказать, где работаю) происходят неправильные вещи, которые идут против Господа. Что делать?

- Я понимаю, о чем вы говорите, но я не понимаю, что именно происходит. Мне сложно что-то посоветовать. Я не знаю, насколько лично Вас касаются эти вещи, насколько вы можете этому препятствовать. Ситуации ведь разные бывают. Если вы не можете пресечь этого, то, конечно, не надо, когда кто-то что-то плохо скажет, сразу в драку вступать и рвать на груди рубашку и в рукопашную защищать Имя Господа. Но, если вы можете как-то воспрепятствовать этому, то, конечно, вы должны это сделать. Если речь идет о том, что вы стесняетесь заявить, о том, что вы христианка, то, что вы православная, то этого не должно быть, это надо смело исповедовать, смело об этом говорить. Но, опять же, я не знаю ситуации и что-то конкретное сказать не могу.

 

- Если брать, как пример, наши государственные виды служения, например, полиция, медицина, учителя. Часто встречаются злоупотребления со стороны каких-то сотрудников. Значит ли это, что надо оставить это служение и уйти? Например, если один врач видит какие-то злоупотребления со стороны другого врача.

- Конечно, нет. Один хороший врач уйдет, какие врачи тогда останутся? Плохие что ли? Хороший врач, наоборот, должен стараться быть хорошим врачом, хороший полицейский должен оставаться в полиции, даже если они видят злонарушения со стороны своих коллег. Коллег можно поправить, если видно, что они прислушиваются к вашему мнению. Другое дело, что, может быть, они уже привыкли, уже не могут исправиться, тогда это не ваше дело. Вы должны делать свое дело честно до конца и оставить все в руки Господа.

 

- Можно ли Соборовать ребенка после 7 лет?

- Почему нет? Соборование – это таинство, которое для всех открыто. В первую очередь, к нему прибегают болящие люди, потому что таинство это направлено именно для болящих людей. Читаются специальные молитвы и Евангелие, Апостол… Если ребенок болеет, его можно соборовать и после 7-летнего возраста.

 

- Насколько большую опасность несет принятие банковских карт и прочих ваучеров (паспортов, водительских прав и т.д.)?

- Если вы пользуетесь интернетом, то можно зайти на сайт патриархии и взять официальное решение Священного Синода по данному вопросу. Ничего криминального в принятии новых паспортов, банковских карт нет. Банковская система, налоговые номера, паспорта – все это системы государственного регулирования отношений, поэтому они не касаются вас лично. Если вы не отрекаетесь от Христа, то никто вас за вашей спиной не отречет от Христа. Это ваш личный выбор, ваше личное дело. Поэтому государственные отношения не должны вредить вашему христианству, вашей душе.

 

- Я приняла Причастие, но, к сожалению, молитвенное правило ко Святому Причащению на тот момент еще не прочитала. Но придя домой, я все, как положено, все Каноны, все последования ко Причастию прочитала. Является ли это грехом? Необходимо ли его исповедовать как грех?

- В Русской Православной Церкви есть такая традиция, когда Причастие осуществляется исключительно после исповеди. Поэтому на исповеди вы должны были сказать батюшке,  который вас исповедовал, что не успели прочитать каноны, молитвы ко Причащению и он должен был решать, допускать вас до Причастия или нет. Он вас лучше знает. Может вам это можно, может нельзя. Если вы часто приходите в Церковь, если часто Причащаетесь, если он вас знает хорошо, он может решить этот вопрос. Я не могу вам что-то сказать. Читать молитвы ко Причащению после Причащения - это, естественно, бессмысленно. Могли вы Причащаться или нет, должен был решать священник.

 

- Как вы видите будущее своего подворья. Я так понимаю, постоянным место вашего служения будет Санкт-Петербург?

- Конечно, на все воля Божия и благословения Владыки нашего. Пока Владыка готовит меня к служению на подворье в Санкт-Петербурге. Будущее подворья, надеюсь, будет не менее славным, чем его прошлое. Иоанн Кронштадтский устроил на подворье социальные службы: там были действующий дом трудолюбия, предоставляли ночлег, кормили нищих, работу предоставляли в доме трудолюбия. Я надеюсь, что со временем, когда мы восстановим подворье (конечно, первые несколько лет об этом можно будет только мечтать), мы будем восстанавливать и социальное служение. В первую очередь, конечно, планируется начать богослужебную жизнь, сразу начинать службу, молитву. И потом уже параллельно начинать ремонтные работы. Здание перепланировано, перестроено, купала снесены, колокольня снесена – все это надо будет постепенно восстанавливать. Уже на первом этапе мы планируем открыть на этом подворье православную клинику, отделение клиники Петра и Февронии. Там лечат православные врачи. При этой клинике, если Бог даст, планируем небольшую гостиницу, потому что много пациентов приезжает из Карелии и чтобы им было где остановиться на время лечения. А так же, чтобы было, где остановиться паломникам, которые будут приезжать в Санкт-Петербург.

 

- Где находится подворье и как до вас добраться?

- Подворье находится в центре Санкт-Петербурга, это метрах в 900 от метро Елизаровское, пешком минут 7 ходьбы, ул. Крупской, 5. Недалеко находится ДК Крупской, куда, возможно, многие ездили на книжную ярмарку. Всех приглашаем. Как только откроемся, всех будем с радостью принимать в гости. Просим молитв всех телезрителей, чтобы Бог нас вразумил, как правильно оформить все документы, как правильно начать монашескую жизнь, потому что сейчас ответственный, сложный момент передачи подворья. Всегда начинать - это сложно, поэтому молитвы нужны.

 

- Бывает так, что человек постоянно исповедуется в каком-то конкретном грехе и от которого никак не может избавиться, у него опускаются руки, он перестает надеяться, что с этим грехом может покончить. Как вы можете это прокомментировать?

- Действительно, бывают грехи, которые уже настолько вошли в нашу привычку, что мы не может вот так просто взять и отрубить их, забыть о них, и повторяем их изо дня в день. Но руки опускаться не должны. Если осознаем, что это наш грех и понимаем, что мы грешим, или не получается от него воздерживаться, если мы пытаемся с ним бороться, значит, не все еще потеряно. Мы сами не можем избавиться ни от одного греха, даже самого маленького. Все в руках Божиих, надо просить, надо стараться, надо бороться. И Господь, видя наши старания, обязательно даст нам что-то. Может, это будет не сразу, может, это будет через несколько лет, может это будет только концу жизни. Но стараться стоит, руки опускать не стоит.

 

- Я люблю животных, у меня кошечки. Я их не копила, мне дарили. Муж ругается, что я развела котов. Утопила троих котов, которых окатила кошка. На душе не хорошо. Дома 18 кошек.

- Хорошо, что не хорошо. Конечно, к животным нужно относиться с любовью и стараться, если мы их завели, отвечать за них полностью. Когда появляются котята, их надо раздавать, пристраивать. У нас в монастыре очень много кошек. Наверное, у каждого монаха есть своя кошка. Монастырь находится на севере, поэтому всегда радует, что в келье есть что-то теплое. Появляется много котят, мы их всегда с Божьей милостью раздаем, стараемся, ни одного котенка не утоплено, специально не усыплено. Могу посоветовать покаяться, сходить на Исповедь. Впредь старайтесь такого не допускать.

 

- Говорят, что после Причастия нельзя отдыхать до вечера. Например, поспать.

- Первый раз об этом слышу. Есть воскресный день, который мы должны чтить, должны посещать Храм, прекрасно, если Причащаетесь в этот день. Это время отдыха, но отдыха не в понятии ничего не делания, а уделить внимание духовной жизни, что не получается в будни: почитать что-нибудь из святоотеческой литературы, Священное Писание, послушать или посмотреть что-нибудь душеполезное. Если устали, то можно поспать.

 

- Почему в молитве Честному Кресту есть такие слова: «Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа», то есть в данному случае обращаемся не к Господу, а ко Кресту, как к одушевленному.

- Животворящий Кресте Господень – это, наверное, единственное неодушевленное, к которому мы обращаемся в молитвах как к одушевленному. Больше таких молитв ни к чему не составлено. Есть такая традиция от Святых Отцов, и во многих молитвах, которые посвящены Кресту, повторяются такие обращения (в Храмах поется из Октоиха Канон Кресту, Крестовоскресный канон).

 

- В перечне грехов, которые относятся к страсти тщеславия написано, что сокрытие грехов перед людьми и перед отцом духовным. Как понять, что и перед людьми тоже? Перед людьми их тоже нужно открывать?

- Сокрытие грехов перед людьми бывает не только тем, что вы не говорить им, но и то, что вы начинаете лицемерить, прикидываться не тем, кто вы являетесь на самом деле и скрываете грехи под личиной мнимых добродетелей, которых у вас нет.

 

 - Как создать православную семью в наше время? Насколько уместно обращаться с такими вопросами к монашествующим?

- Я считаю, что к монашествующим не надо обращаться с такими вопросами. На ваши вопросы любой священник будем Вам отвечать исходя из того духовного опыта, который у него есть. У меня нет опыта создания семьи, общения с женой, детьми, поэтому я здесь ничего сказать не могу. Этот вопрос можно задать в приходе, любому батюшке, которому вы исповедуетесь или просто доверяете. А также на сайте канала можно посмотреть раздел Вопросы и ответы http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet, там задается много подобных вопросов. Священник, который имеет такой опыт, сможет лучше ответить на данный вопрос. Извините.

 

- Если пожилой женщине тяжело стоять в Церкви, как быть?

- Если тяжело стоять, то лучше помолиться сидя, чем уйти из Храма. Молиться можно сидя и болящим, и пожилым, и молодым. В православии не принято много ставить скамеек в Храме, но несколько скамеек обычно есть. Можно посещать раннюю Службу, когда людей меньше и есть возможность заранее занять место на скамейке.

 

- Расскажите, пожалуйста, о Воскресной школе для взрослых: какое образование должно быть у преподавателя, есть ли программа, на сколько лет она рассчитана, сдаются ли экзамены?

- У нас в монастыре нет Воскресной школы для взрослых. Монастырь расположен в лесу, ближайшее крупное поселение находится в 18 км. Поэтому, как организованы школы, что и как в них преподают, я не знаю. Опыта такого у меня нет.

 

- Во время чтения утреннего и вечернего правил дома в последнее время часто возникает чувство, что я делаю это не искренне, не от души, а потому что так надо. Меня это пугает, как бы чтение не было во вред. Что делать?

- Молитва – это труд, труд очень тяжелый и, конечно, надо стараться молиться искренне, стараться молиться сердцем, чтобы слова доходили до сердца. Молитвы уже привычные, каждые утро и вечер читаем те же правила, и некоторые привыкают и скользят по словам, не воспринимая их смысла. Конечно, это очень не хорошо. Если возникла такая ситуация, попробуйте правило немного изменить, хотя бы не на долго. Есть святоотеческая литература, Святитель Феофан Затворник писал произведения для мирян. У него написано, что делать в таких случаях. Он советует немного изменить правила, чтения которых у вас занимает определенное время. Можно заменить утренние молитвы чтением Канонов, Псалтири, то есть читать то, что для вас не привычно, по продолжительности столько же уделяя времени, сколько у вас уходит на чтение правил. Может быть, тогда вы сможете вникать в смысл слов и со временем опять вернуться к обычным молитвам.

 

- Я много лет выписываю газету «Народный доктор», в которой публикуются различные методики лечения. Меня заинтересовала статья о лечении сложением пальцев. Сложа пальцы определенным образом, можно остановить кровь, понизить давление. Не знаю, правда это или нет, но меня заинтересовало то, что на Иконе у Спасителя, у Николая Угодника сложены определенным образом пальцы. Связано ли это?

- Сложение пальцев на Иконе никак не связано ни с какими магическими действиями по очищению крови, снижению давления и т.д. Сложение пальцев на Иконах символизирует призыв ко вниманию, т.е. два пальца, сложенные вверх – это символ, который пришел из обычной греческой риторики. Господь обычно читает Евангелие, Он призывает внимательно слушать Евангелие, проповедь Божию. Для Благословения сложение несколько иное, буквенное, которое обозначает Иисус Христос.

 

- Когда состоится канонизация Блаженного инока Владимира?

- Блаженный инок Владимир подвязался в нашем монастыре в конце XIX века, родился он в Санкт-Петербургской губернии, в г. Луге, там жили его родители. В детстве они любили посещать Крыпецкий монастырь. По преданию, еще канонизированный Блаженный Корнилий Крыпецкий предсказал иноку Владимиру монашество. Впоследствии, родители переехали в Санкт-Петербург, мальчик стал прихожанином Казанского Собора и семья познакомилась со Святым праведным Иоанном Кронштадтским.

Наш монастырь находится в глухом месте, в XIX веке туда и дороги не было, поэтому все монастырские строения были сделаны из дерева. У нас был всего один каменный Храм. И в 1885 г. произошел в монастыре пожар, он выгорел до тла, обгорел каменный Храм Всех Святых, все деревянные постройки были уничтожены. В 1890 г. приезжает батюшка Иоанн Кронштадтский, увидев пепелище, ему понравилось место, решает монастырю помочь, жертвует средства на восстановление монастыря сам,  и призывает своих духовных чад жертвовать. Очень быстро была набрана необходимая сумма и за несколько лет монастырь быль полностью отстроен с нуля. В 1892 г. Иоанн Кронштадтский еще раз приезжает в монастырь, он освятил Преображенский Храм, который и сейчас действует в нашем монастыре. В советское время он был обезображен, осквернен, но стены сохранились те, которые освящал батюшка Святой Иоанн Кронштадтский. Иоанн Кронштадтский всегда особо подчеркивал свою любовь к нашему монастырю и называл его своим, «мой монастырь».

Инок Владимир, живший в то время в Санкт-Петербурге, будучи юношей, решил тоже стяжать монашескую жизнь, уйти в монастырь и стать монахом.  Инок Владимир приходит к Иоанну Кронштадтскому, чтобы попросить благословение уйти в монастырь. Иоанн Кронштадтский сначала его не благословляет, потому что были еще живы родители инока Владимира и он благословляет его оставаться с родителями до их смерти. И после того, как он их упокоит, тогда уже можно уйти в монастырь. Инок Владимир послушался, остался при родителях и когда родители умерли, он еще раз пришел к Иоанну Кронштадтскому за благословением уйти в монастырь. Тогда Иоанн Кронштадтский послал его в «свой монастырь», в Важеозерский. Инок Владимир был в Важеозерском монастыре пострижен в иночество, был наречен именем Владимир в честь Великого князя Владимира. Но принял на себя подвиг юродства, стал Блаженным. Подвиг очень тяжелый. Инок Владимир очень любил путешествовать по Святым местам, пешком обошел почти все российские губернии, посещая Святые места. Трижды пешком ходил в Иерусалим. Когда монастырь закрывался после революции, инока Владимира в нем не оказалось, поэтому он не пострадал, как все монахи. Инок Владимир жил на подворье монастыря, которое было открыто и действовало до 1929 г. Когда оно было закрыто, он жил у знакомых в Санкт-Петербурге, был прихожаном Храма Иосафа Белгородского (в Парголово), в котором тоже чтится его память.

Инок Владимир, как все Блаженные, очень много предсказывал. Не за долго до своей смерти он предсказал (не смотря на то, что обитель была закрыта, монастырь был закрыт), что он будет похоронен трижды и в конце концов упокоится в своем родном Выжеозерском. И на самом деле он был похоронен трижды. Погиб он в Санкт-Петербурге. После пострига он всегда ходил в подряснике, никогда его не снимая. В 20-х г.г. во время гонений монашествующих, он ехал в трамвае, в подряснике. Зашли несколько подвыпивших матросов, затеяли с ним драку и на полном ходу трамвая выкинули его из вагона. Он упал на мостовую, разбился. Сначала он был похоронен на Преображенском кладбище в районе Щемиловки, сейчас это кладбище разрушено, в настоящее время там  метро Ломоносовское. В 1952 г. кладбище было закрыто и инок Владимир был перезахоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. И сейчас там есть мемориальная могила инока Владимира, люди туда ходят, молятся. Для его почитателей известное место. В 2001 г. мощи инока Владимира было решено перевести в монастырь. Как раз к 2001 г. была восстановлена колокольня на деревянном Преображенском Храме. И когда машина с мощями инока Владимира въезжала в монастырь, начиналась вечерняя служба в Преображенском Храме. Зазвонили колокола, созывая братию на вечернюю службу. Так сбылось его предсказание, что он будет  встречен колокольным звоном. Зная его предсказание, имея его ввиду, что он должен будет похоронен между трех берез, не знали, где именно его похоронить, потому что в монастыре была березовая роща и куда ни ступи, везде можно было увидеть три березы вокруг. Но стали служить после вечерней службы Панихиду по иноку Владимиру. Началась гроза и одна из молний попала в березку не далеко от Преображенского Храма, где шла Панихида. Береза рухнула, и когда стали ее убирать, то увидели, что вокруг стоят еще две березы, между которым как раз ровно и аккуратно помещается одна могила. В этом месте он был похоронен, между трех берез, как он и предсказывал. Сейчас готовится канонизация инока Владимира, собираются необходимые документы, собираются необходимые свидетельства его благодатной помощи по его молитвам. Приезжает очень много паломников к могилке инока Владимира, присылают записочки с просьбами к иноку Владимиру, чтобы положить их на могилку. На могилке люди просят, молятся. Мы служим Панихиды, Литии по просьбам людей. Видимо, инок Владимир слышит просьбы людей и помогает, потому что многие люди приезжают, благодарят инока Владимира. Но очень мало кто соглашается письменно свидетельствовать о помощи. Может быть, из-за того, что некоторые просьбы слишком личные, может, стесняются или не знают, как. Но эти свидетельства очень важны и нужны для канонизации. Поэтому если вы получили помощь по молитвам иноку Владимиру, напишите. Адрес монастыря: 186012, Республика Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок, Важеозерский монастырь Спасо-Преображенский мужской монастырь. Сайт: http://www.vazhemonastery.ru/ Если не знаете, каким образом записать свидетельства, вам во всех вопросах помогут в монастыре. Можно писать письма по адресу, через интернет, позвонить.

 

- «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Что это значит?

- Это из Заповедей блаженств. Христос называет нищими духом тех, кто не думает о себе много, то есть о смиренных, которые не кичатся своими искусственными добродетелями. Потому что все, что нам дано, все наши добродетели – все дано Господом. И все наши добродетели, которые мы хоть как-то смогли  стяжать, мы смогли стяжать не своими силами, потому что человек настолько слаб, что без помощи Божьей не может ничего сделать, ничего стяжать. Если человек понимает, если осознает, что он нищ, что он не имеет никаких добродетелей, ничего, с чем он может войти в Царствие Небесное, вот такие нищие блаженны.

 

- Ваше отношение к отчиткам, которые практикуются и в монастырях?

- У нас в монастыре отчитками не занимаются. Если по молитвам Сергея Радонежского происходили изгнания бесов из бесноватых людей, и он, действительно, не приписывал это себе, ни один здравомыслящий священник не припишет какое-то действие Благодати Божией себе, своим молитвам. Безусловно, это действие промысла Божией в конкретном человеке. Нужно молиться, стараться делать то, что в наших силах – Исповедь, Причастие, если человек способен исповедоваться и Причащаться, потому что не все бесноватые способны это делать. Нужно отличать психические заболевания от беснования. Болезнь может быть не духовной, а психической.

 

- Если монастыри будут обширно заниматься благотворительной деятельностью, тесно общаться с миром, то зачем человеку уходить в монастырь?

- Есть разные варианты устройств монастырей. В монастырях, которые удалены от городов, там монахи получают удаление от мира и стараются стяжать умную молитву. В городских монастырях не можем спрятаться от прихожан, которые ищут духовной помощи и поддержки, молитв. У городских монастырей больше возможности заниматься социальным служением, больше возможностей, чем у некоторых приходских Храмов и социальных служб. И направленность разная. Городским монастырям удобнее этим заниматься. Да, монахи должны стяжать умную молитву, но одно другому не мешает. Игумену монастыря, настоятелю монастыря, настоятелю подворья нужно иметь такую мудрость, так организовать время монахов, чтобы у них оставалось время и на свою духовную жизнь, на свое келейное правило и на помощь ближнему. Помощь ближнему - это не так легко, для этого нужны огромные духовные силы. Это испытание в том числе и для монашествующих тоже проявить любовь к ближнему в конкретной жизненной ситуации. Потому что любить ближнего как-то априори, говорить об этом сидя удаленно в монастыре это одно, и другое дело столкнуться с этим в жизни и ты поймешь, что этой любви нет. Уйди, дай мне мое уединение – это не любовь. Для братии это испытание и проверка, может ли он относиться к ближнему так, как Заповедовал Христос, потому что монахи должны следовать за Христом, это те люди, которых Он позвал за Собой, полностью отдаваясь служению Богу. Бог пришел служить в том числе людям, Он не призывал всех уйти в пустыни, в горы. Хорошо, когда монахи могут себе это позволить, уйти, забыть о мире и молиться только о мире. Забыть о мире никогда нельзя, потому что основная молитва монаха о мире. Когда мир, общество в молитвах это очень хорошо. Но надо обществу помогать, служить в силу своих возможностей и у городских монастырей такие возможности есть.

8-950-000-78-43 - иеромонах Иоанн (Неврюев), моно задать вопросы  по работе и Службе подворья Вяжеозерского монастыря в г. Санкт-Петербурге.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Наталья Ершова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать