Благоразумие в жизни современного христианина

31 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы. Эфир 31 марта 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе в Сергиево-Посадском благочинии, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка протоиерей Димитрий Беженарь.

Здравствуйте, отец Димитрий. Благословите наших телезрителей.

 

- Господь да благословит всех вас, дорогие братья и сестры, на все доброе, чтобы нам богоугодно пройти поприще Святого поста.

 

- Тема нашей передачи «Благоразумие в жизни современного христианина».

Благоразумно ли христианину показывать свою духовную жизнь перед неверующими людьми?

 

- Мы живем в обществе людей различных убеждений и разных вер. В принципиальных вопросах веры, касающихся посещения храма в воскресный день, исполнения молитвенного правила, соблюдения постов,  христианину надо,  не оглядываясь на то, как его воспринимают окружающие, исповедовать свою веру прямо, спокойно и с чистым сердцем. Разумеется, не на показ. Церковь учит нас, что мы должны более заниматься созиданием нашего внутреннего человека. Но так как внутреннее и внешнее тесно связаны, поэтому невозможно никак внешне не проявлять свою религиозность. Христианин должен исповедовать свою веру своими делами.

Христианин должен обязательно исполнять пост, потому что он предписан Святой Церковью. Если же христианин с благословения своего духовника берет на себя расширенные личные подвиги в молитве и посте, то такие подвиги надо стараться скрывать даже от самых близких людей. Будем помнить слова Господа Иисуса Христа «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное воздаст тебе явно».

Везде необходимо благоразумие: есть моменты, когда мы должны исповедовать веру, не скрывая ее, а есть моменты, когда мы должны свои подвиги скрывать, чтобы не подавать повода к соблазну и какому-то непониманию.

 

- Если, допустим, христианина пригласили на день рождения. Вокруг неверующие люди, как поступить христианину, приступая к трапезе, молиться ли ему открыто?

 

- У замечательного современного писателя Бориса Ганаго есть интересный рассказ «Зов предков». Учительница повезла класс на экскурсию, когда дети проголодались, они остановились на стоянке, чтобы пообедать. Дети из неверующих семей тут же набросились уплетать суп, а верующий мальчик по зову сердца, именно своих предков, а его дед и отец пострадали за свою веру во время гонений в советское время, и он встал и при всех начал читать молитву «Отче наш». Лидер класса и многие рядом смеялись и крутили пальцем у виска. Дальше произошла удивительная метаморфоза: те дети, которые помолились вместе с этим мальчиком, чувствовали себя хорошо. Те, которые сразу набросились на суп без молитвы, да еще смеялись над своим товарищем, у тех начались проблемы с желудком, и учительница была вынуждена вместо продолжения этой замечательной экскурсии отвезти их в больницу. Так что Бог поругаем не бывает.

Если христианин находится среди близких друзей, коллег, относящихся к нему с уважением, но не разделяющих его веру, он должен ответить на главный вопрос: если ты христианин, то должен исповедовать свою веру до конца. Все святые отцы говорят о том, что важные не наши слова о вере, а вера, подтверждаемая самой жизнью.

Во время постных дней, если на столе есть постное, то вкушать постное, не привлекая к этому внимания окружающих. Не надо смотреть на своих коллег свысока, с превозношением, но надо помнить о том, что есть грань, за которую я, как христианин, не должен переходить. Надо помнить о верности Богу в любой ситуации, как благоприятной, так и неблагоприятной.

 

- Как быть христианину в ситуации, если рядом с ним происходят споры о вере или даже богохульство? Должен ли он активно вступить в эту дискуссию?

 

- Благоразумие, рассудительность – редкая, но необходимая добродетель. Благоразумие – один из даров Духа Святого. Христианину во всех беседах о вере надо избегать двух крайностей.

Одна из них – замкнуться в себе, создать свой маленький мирок, жить только в среде своих единомышленников и никак не стараться распространить свою веру, поделиться тем богатым сокровищем, которое хранится в Православной Церкви. Такие люди забывают, что Сам Господь Иисус Христос перед Своим Вознесением на Небо благословил апостолов: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Когда умирает отец семейства, родные расценивают его последние слова как завещание и стараются его всячески исполнять. Здесь сам Господь, прощаясь с учениками, дает им такую заповедь проповеди Евангелия всему миру.

Есть и другая крайность, когда мы в буквальном смысле слова навязываем свою веру тем, кто в силу своего воспитания, образа жизни не готовы принимать истины христианской веры. Навязываем, вступаем в споры, приводя себе в оправдание слова, сказанные в светской среде, о том, что «в споре рождается истина». Никогда истина в споре не рождается, там, где люди спорят, нет диалога, а два монолога. В споре человек слышит лишь себя самого, говорит то, что дорого ему, здесь действуют страсти. В таком «формате» свидетельствовать истины веры невозможно. Здесь надо вспомнить слова Господа Иисуса Христа: «Не мечите бисер перед свиньями». Господь прямо призывает не метать драгоценных бисер евангельских истин перед теми, кто не способен это принять.

Перед нами две крайности: замкнуться в своем внутреннем мире и отказаться от свидетельства и проповеди, другая крайность – навязывать свою веру, где ни попадя. И то, и другое – неправильно. Золотая середина – это когда человек, который хоть как-то молится, обладает внутренней интуицией, для того чтобы понять искренно ли его спрашивают о вере или ради праздного разговора. Если человек искренне интересуется, можно сказать ему то, что Вы знаете.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Я учитель русского языка и литературы, мне надо много читать, готовясь  к урокам, надо тратить много времени на проверку тетрадей и заполнение электронных дневников. Поскольку я считаю себя человеком воцерковленным, в дни Великого поста мне надо и больше молиться, и больше ходить в церковь, вымаливать родных и близких, читая акафисты любимым святым. Как распределить время, чтобы не обидеть своих любимых святых и в то же время оставаться в профессиональной форме?

 

- Очень хороший вопрос. У святого Афанасия Великого есть такие слова: Господь ближе к нам, чем наша собственная душа. «В Духе Святом все небо святых», - преподобный Силуан Афонский, - то есть все святые, будучи в Духе Святом, видят нас. Как только мы мысленно обращаемся к ним, даже в процессе преподавания или проверки тетрадей, они тотчас откликаются на эти обращения. Молиться человек может всегда и везде. Существуют молитвенные каноны, правила, которые мы произносим по текстам перед иконами. Молитвенное возношение ума и сердца возможно где угодно и когда угодно. В транспорте, когда едем на работу и с работы, на отдыхе, во время общения с людьми – мысленное обращение к Богу и святым возможно всегда и везде. Препятствует такому молитвенному общению только наше собственное нерадение, когда мы погружаемся в суету.

Не случайно один из великих отцов Церкви, преподобный Нил Мироточивый Афонский говорил, что многопопечительность – царица погибели. Одно дело – исполнять свой долг, а многопопечительность заслоняет для нашего ума память о Боге, о том, что Он для нас источник жизни и всех даров.

 

- Вопрос телезрителя: Необходимо ли для христианина иметь духовника? Насколько возможно перейти от одного духовника к другому?

 

- Это вопрос, крайне важный для жизни каждого христианина. Без духовного руководства было тяжело спастись во все времена, не думаю, что мои слова будут категоричны, если я скажу, что в наше время спастись без него практически невозможно, только чудом милости Божией.

Преподобный Силуан Афонский говорил, что духовная жизнь и проста, и сложна, и проходить ее без духовного руководства очень тяжело.

Современные духовно опытные люди, в частности духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл Павлов, отвечая на подобный вопрос, сказал, что если ты не чувствуешь духовной пользы, духовного роста от общения с определенным батюшкой, или не получаешь ответа на свои вопросы, то можно с его благословения поискать себе другого духовника.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин, также известный всему миру старец Псково-Печерской обители, так ответил на такой же вопрос в письме одной женщине: «Менять духовников святые отцы не рекомендуют. Если Вы духовно родились стараниями своего батюшки, его цените и духовно изберите. Родной отец разве живет за свое чадо, так же духовный отец – только помощник, советник и молитвенник, дающий благословение на обдуманное Вами предложение. Ведь даже в монастырях нет выдуманного слепого послушания».

Старец Паисий Святогорец мудро объединяет две этих точки зрения, говоря, что если есть объективная необходимость перейти к другому батюшке, то надо у предыдущего духовника обязательно взять на это благословение.

Что значит объективные причины? Например, Ваш переезд в другую страну, или девушка выходит замуж, потому что лучший вариант, когда у мужа и жены один духовник. Старец Паисий говорит об одной семье, где муж и жена плохо уживались друг с другом, но их общий духовник, подобное плотнику, который шлифует и подгоняет друг к другу части одного изделия, аккуратно и последовательно отшлифовывал души супругов, в результате чего получилась прочная и крепкая семья. Вот насколько важно, чтобы был единый духовник у семьи.

Бывают ситуации, они более редки, когда духовник, допустим, в силу возраста и физической немощи, говорит своему чаду, чтобы он ходил к другому духовнику.

Из своего малого священнического опыта я знаю четырех человек, которые ушли от своих духовников по причинам греховным, эгоистичным, нечистым, и у всех них крайне трагическое положение. Что значит нечистые причины?

Когда, например, духовник отговаривал духовное чадо от каких-то шагов, считая, что ему это рано или вредно, а строптивое духовное чадо, считая, что его не понимают и не ценят, уходит. Как правило, у такого человека никакого духовника больше не бывает. Или если духовник болен и не может более уделять тебе столько времени, как раньше. Если по таким мотивам бросать духовника, то это равносильно тому, что плюнуть в тот колодец, из которого ты много лет пил.

Такой человек потом находится в состоянии постоянного духовного напряжения, кажется, что он хочет что-то доказать и себе, и другим, постоянно оправдывается перед другими и самим собой, словно хочет убежать от себя самого. Причина здесь не столько психологическая, сколько глубинная духовная: если ты по греховным причинам бросил своего духовника, то это обязательно отразиться на твоей последующей духовной жизни.

И надо, по словам отца Иоанна Крестьянкина, помнить, что духовник не проживет за тебя твою жизнь, обдумывать, решать надо самому, а благословение – это как печать на лист, где текст уже написан тобой. Но если духовник скажет, что тебе это рано или неполезно, то надо порвать этот текст, понимая, что это твой лечащий врач, и он лучше знает, что тебе полезно.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: У меня нет своего духовника, поэтому мне нужен Ваш совет. Всегда и во всем я чувствую помощь Господа, но понимаю, что не умею достаточно благодарить Бога. Как это правильно делать: благодарить своими словами или читать молитвы?

 

- Как говорит великий учитель Церкви Иоанн Златоуст, чтобы научиться благодарности Богу, начинай благодарить Его за явные благодеяния. И постепенно, благодаря за явные благодеяния, будешь все больше видеть в своей жизни Божии благодеяния. И постепенно научимся благодарить Бога за все, также и за скорби, понимая, что это горькие лекарства из любящей десницы Божьей.

Каковы явные благодеяния Бога? Во-первых, мы живы, и Господь везде рядом с нами. За то, что вокруг нас столько людей, которые терпят нас. Разве это не милость Божия?

Благодарить Бога своими словами можно и нужно. «Благодарю Тебя, Господи, за все встречи, хорошие и не хорошие, за пищу, за всех людей, которые терпят меня». Будем и утром, и днем, и вечером благодарить Господа за все, что Он посылает нам: «Благодарю Тебя, Господи, за все!»

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: В нашем храме очень многие прихожане исповедуются и причащаются каждое воскресение, значит, они ходят к разным священникам, а не к одному батюшке, который стал бы им в качестве духовного руководителя. Правильно ли это?

 

- Тому, что на приходе, куда Вы ходите, столь интенсивная духовная жизнь, можно только радоваться. Поскольку в московских храмах существует череда служащих, то надо идти к тому священнику, который исповедует сегодня. Надо помнить, что исповедуемся мы Господу нашему Иисусу Христу, священник же лишь свидетель Вашего покаяния.

Если у Вас есть на приходе духовник, а у него есть возможность – эти два условия должны совпасть – то можете подходить к нему регулярно. Если такой возможности нет, то надо подходить к любому священнику.

 

- Благоразумно ли христианину отвечать на провокационные вопросы? Если благоразумно, то как именно?

 

- Вопросы могут задавать самые разные. Порой человек даже не предполагает, что его вопрос провокационный, он спрашивает из своего видения, своего менталитета.

Золотое правило, которое знают все миссионеры, прежде чем отвечать, мысленно обратиться к Господу: «Господи, вразуми меня. Господи, просвети  человека, задающего вопрос». Если мысленно так обратиться, то Господь подскажет, что отвечать. Говорить надо лишь то, что знаешь. Если же чего-то не знаешь, не постыдно ответить, что сам этого не знаешь. Можно посоветовать спрашивающему обратиться за ответом к священнику, или самому записать вопрос и попросить разъяснить батюшку. Так будет честно, только не надо ни в коем случае, если не знаешь ответ, выдумывать его и произносить от лица Церкви.

Многие опытные духовники и миссионеры советуют задать вопрошающему вопрос, ходит ли он сам в храм, бывает ли у исповеди. По ответу Вы увидите праздный его интерес или искренний. Если он скажет: «Чего ради мне идти на исповедь? Что Вы мне инкриминируете?» Диалога с таким человеком не получится, поэтому можно извиниться, сказать, что в этот раз Вы не готовы беседовать с ним,  посоветовать ему обратиться в храм.

 

- Вопрос телезрительницы: Часто говорят, что скорби, болезни, неприятности – это наказания Божии. Но если Бог – это любовь, почему Он не милует?

 

- Все зависит от нашего внутреннего устроения. Все мы хорошо знаем, что скорби и болезни – неизбежные спутники любого человека. Если мы будем воспринимать это как наказание, то это и будет наказанием. Если как милость Божию, то увидим в них Божию любовь.

 

- Благоразумно ли обличать человека, если видишь, что он поступает нехорошо?

 

- Обличение обличению рознь. Не напрасно в Ветхом завете премудрый Соломон сказал: «Не обличай злых, да не возненавидят тебе, обличай премудра, и возлюбит тя». Весьма сомнительно, что можно обличением исправить агрессивного или пьяного. Но если сказать мудрому, он будет еще более мудрым.

Святые отцы говорят о том, что обличением может быть сам образ жизни. Сам образ жизни православного христианина есть молчаливое обличение пороков общества. Поэтому христианам не всегда надо обличать словами. Надо стараться жить по вере, но без надрыва. Старец Паисий многим людям говорил, что духовная жизнь не должна быть с надрывом, не надо брать на себя чрезмерные подвиги.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Если у человека нет духовного отца, кого называть во время утренних молитв?

Я попросила священника, близкого мне по духу, быть моим духовным отцом. Ответ был, что есть такие, кто обещают, но не помогают, а есть которые помогают, но не обещают. Этот ответ я поняла, что мне отказано, но я должна стараться помогать в церкви.

Может ли человек считать своим духовным отцом священника, у которого регулярно исповедуется, или это должно быть определенное соглашение?

 

- В утренних молитвах можете поминать имя Вашего приходского батюшки, потому что он предстательствует пред Богом за приход и, значит, в том числе и Вас. Вы вполне можете считать его своим духовным наставником.

Что касается полученного Вами ответ, то для себя я истолковал бы его, наверное, иначе. Я бы решил, что совсем необязательно давать обязательства в том, что ты – духовник, а ты – мое чадо, расписки тут не нужны, тут необходимо доверие. Если Вы чувствуете, что батюшка - хороший исповедник, подвижник, постник, а душа не раскрывается, это не значит, что он плохой или Вы плохая. Кому-то сказали два-три слова, и душа Ваша раскрылась свободно, он дал совет, и Вы увидели, как этот совет Вам помогает, между вами начинает постепенно налаживаться невидимая духовная связь. Между обыкновенным приходским батюшкой и мирянином.

Надо молить сердцеведца Господа, чтобы Он, зная Вашу нужду в духовном руководстве, помог найти того батюшку, к которому у Вас будет доверие и который поможет Вам пройти земную жизнь в сторону Царствия Божия. Помоги Вам Господи в этом!

 

- Чем отличается обличение от осуждения?

 

- Вопрос крайне важный: часто в силу нашей греховности мы эти вещи путаем. Говорим «я не осуждаю, а рассуждаю» и откровенно осуждаем. Старец Паисий Святогорец, который очень хорошо знал человеческую душу, говорил, что обличение сопряжено с твоей внутренней болью за этого человека. Если ты искренне переживаешь за него, у тебя и в мыслях нет превозноситься над ним или выставлять его в неприглядном свете перед другими.

Бывают такие моменты, когда сказать надо вовремя и сейчас, иначе будут необратимые последствия. Даже если ты знаешь, что этот человек тебя люто ненавидит, надо подойти и сказать. И не заботиться, что это может испортить ваши отношения или как это будет воспринято. Осуждение – это когда мы внутреннее отстраняемся от человека, осуждаем не грех, а самого человека. Обличение – это желание помочь человеку.

 

- Вопрос телезрителя из Подмосковья: Есть такое выражение «ревность не по разуму». Как правильно это понимать?

 

- Это проявление человеческой немощи, которая проявляется во всех сферах деятельности, когда мы путаем главное и второстепенное. Блаженный Августин, один из великих отцов нашей Церкви, сказал в IV веке, что среди христиан должно быть так: «в главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь». Когда путают главное и второстепенное, поступают против любви.

Пример из приходской жизни. Одна женщина в записочке на молебен написала о своей беременной родственнице «плодоносящая». Это увидел один прихожанин и устроил такой скандал по поводу недопустимости этого слова, что оскорбил всех женщин вокруг, и они потеряли душевный мир. Главное здесь, чтобы помолиться за будущую маму и ребеночка, чтобы они были здоровы и жили счастливо, а не то, какое слово будет написано в записочке. Господь не обратит внимания на неправильное слово, но на намерение и молитву. Учинивший скандал прихожанин проявил ревность не по разуму, поставил на первое место второстепенное и, нарушив душевный мир других людей, поступил против любви.

Если вовремя не бороться с этой немощью, которая более свойственна новоначальным, то она перерастет в серьезную духовную болезнь и даже прелесть.

 

- Благодарю Вас, отец Димитрий. Время нашей передачи незаметно подошло к концу. Благословите, пожалуйста, на прощание наших телезрителей.

 

- Позвольте, дорогие телезрители, обратиться к нашим братьям и сестрам, живущим на Украине, и пожелать им всем терпения и сил. Поверьте, милостивый Господь, как добрый, заботливый отец, никогда не попускает никаких испытаний, если в конце они не приведут к благому концу. Он знает, что молясь едиными устами, мы переживем вместе испытания, и у нас еще будем много славных общих побед. Храни всех вас Господь! Всего доброго!

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать