Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

30 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в г. Екатеринбурге. Передача из Екатеринбурга.

– В гостях нашей студии сегодня священник Анатолий Куликов, настоятель храма в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, в г. Екатеринбурге. Дорогие друзья, с отцом Анатолием вы знакомы по программам «Читаем Евангелие вместе с Церковью» и «Духовная брань». До недавнего времени отец Анатолий вел эти программы.

Отец Анатолий, для начала хотелось бы задать вопрос, касающийся программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью», но не в том плане – «будет» или «не будет», сразу скажем, что программы с Вашим участием не будет. Говорят, что хорошую книгу можно читать сколько угодно раз и каждый раз она открывается по-новому: у человека происходит какой-то рост, и он те же самые строки может совершенно по-другому воспринимать. Про Евангелие так не скажешь, потому что это не просто хорошая книга, это святая святых, сверххорошая книга. Евангелие – это книга, по которой нужно жить, а не просто ее читать. Вы прочитывали Евангелие в течение шести лет – времени выхода программы в эфир. Скажите, для Вас строки Евангелия каждый раз открывались как-то по-новому? Это были строки, обращенные лично к Вам?

– Наверное, да. Происходило очень много интересного. Помнится, когда все только начиналось, несомненно, было страшно. Кстати, поделюсь теперь уже прошедшим опытом: страшно было всегда, всегда было волнение, томление внутреннее. Ведь это не просто поделиться какой-то новостью, это Благая Весть! Как подумаешь: «Господи, помилуй! Сколько людей тебя может услышать, и, если ты куда-то не в ту сторону завернешь по какой-то немощи, это может повлиять на очень многих людей». Всегда было страшно, поначалу особенно: дело незнакомое. Священник в принципе должен благовествовать, да и любой христианин должен благовествовать евангельские истины, но у священника это, наверное, первая обязанность.

– Хорошо, что программа была не в прямом эфире.

– Для меня лично легче не было в этом плане. Когда все начиналось, думал: «Возьму определенные книги: что-то прочитаю, что-то выпишу и соответственно потом перескажу». Наверное, изначально и предполагалось, что так будет. И тут же у меня возникал такой вопрос: «Если Бог даст, прозаписываем мы эту передачу, к примеру, год. В течение года Евангелия читаются неоднократно: меняются евангелисты, какие-то евангельские строки (зачала) читаются в зависимости от праздников, то есть постоянно что-то повторяется. Вроде бы все понятно: вот толкование, к примеру, блаженного Феофилакта Болгарского, или толкование Иоанна Златоуста, или «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (брал как учебник). Все скажешь, а что потом говорить? Постоянно одно и то же повторять?» Этим вопросом я поделился с отцом Димитрием (Байбаковым), руководителем телеканала «Союз». Он сказал: «Ты вообще за это не переживай. Пройдет время, и ты станешь другой, у тебя отношение к чему-то поменяется, в том числе к тому, что ты читаешь». И это действительно так. На собственном опыте я могу это совершенно четко подтвердить. Каждый раз, читая вроде бы знакомые слова, если к этому относиться внимательно, молитвенно, действительно начинаешь видеть то, что в прошлый раз тебя не коснулось. Когда начинаешь изучать вопрос, с разных сторон на него смотреть, уже не просто пересказывать то, что написано, а начинаешь размышлять: а как люди жили в то время, в чем были их заботы, как относились друг к другу, какова была политическая и экономическая ситуация людей, живших в ту эпоху. Ведь Господь – это конкретный Человек, Он говорил конкретным людям. Это не была какая-то абстрактная, выдуманная ситуация, это была конкретная историческая ситуация. И что удивительно: те отношения удивительным образом касались и меня, и вообще всех на свете. Если вернуться к Вашему вопросу, можно сказать, что Евангелие можно читать всю жизнь и до глубин и до дна никогда не донырнешь. Удивительным образом там все связывается с твоим духовным состоянием, внутренним состоянием: есть ли мир в душе, нет ли мира в душе, в каком состоянии находятся твои мысли – все это влияет на восприятие евангельского Откровения. Когда люди говорят: «Я немножко почитал, вроде все понял. Мне это уже не нужно, я во всем разобрался», таких людей, наверное, стоит, в первую очередь, пожалеть. Они лишают себя самого главного – опыта встречи с живым Богом (а это действительно так происходит). Чудо, но оно есть!

– Это с учетом того, сколько вообще толкований Евангелия существует! Если посмотреть, какой объем книги, допустим, текста Евангелия и толкования к нему…

– И опять же, все об одном, и, так или иначе, в удивительном ключе все сходится. Ведь нет же такого, чтобы один комментатор Священного текста у другого переписывал. Да, пользовался, знакомился, но мы видим действие Бога во всем, в тех же святоотеческих толкованиях, которые мы читаем. Кстати, нужно для себя всегда подчеркивать, что самому самостоятельно читать Священное Писание порой даже небезопасно. Не то, что этого нельзя делать; оно небезопасно в том смысле, что ты можешь ошибиться, можешь свое сегодняшнее видение принять как единственно верное. За те годы, которые мне Господь благословил участвовать в программе «Читаем Евангелие вместе с Церковью», я видел, сколько раз я менялся, сколько раз менялся взгляд на какие-то вещи: он оставался в том же русле церковной традиции, но, оказывается, насколько многогранным может быть смысл того или иного события.

– Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбурга: «Скажите, какое из толкований Священного Писания Вам ближе всего, какое легло на сердце? Когда читаешь разные толкования, они иногда бывают противоречивы. Это разные грани? С разного ракурса можно рассмотреть один и тот же вопрос и все будет на пользу? Второй вопрос: в службе праздника Воздвижения Креста Господня есть такие слова: «Господь воцарися, да гневаются людие». Мне непонятно, почему они гневаются, почему они не радуются?»

– Что касается вопроса, какое толкование самое-самое, ответа нет: всегда находишь что-то новое, что-то наиболее для тебя подходящее, читая того или иного комментатора Священного Писания.

– Но для Вас какой-то из авторов был ближе?

– В разное время – разные источники. За что я благодарен Господу и священноначалию, что дали мне возможность участвовать в программе «Читаем Евангелие вместе с Церковью», потому что я для себя открыл очень много всего интересного – книг и авторов, что, возможно, без этого прошло бы мимо меня. Начиналось все с простого, того, что, наверное, каждый, приходя в храм, читает, когда ему скажешь: «Евангелие надо читать, Феофилакта Болгарского, например, и достаточно». А дальше начинаешь обращаться и к другим источникам. Например, вспоминается книга Бориса Гладкова «Толкование Евангелия». Мне кажется, для новоначальных читать ее будет очень хорошо, потому что тексты понятные по своему изложению. Но когда человек только начинает знакомиться, глубинами и обилием информации его, наверное, не нужно нагружать: он устанет. А для начала – хорошо. Чем особенно ценен труд Гладкова: одним из его рецензентов был святой праведный Иоанн Кронштадтский, который написал, что книга хорошая и рекомендовал бы ее к чтению.

Мне в свое время очень сильно помогли труды Евфимия Зигабена, это был византийский монах, ученый. Его мнений не так много, там компиляция разных святых отцов, что, кстати, было ценно: сложно найти более-менее подробное толкование на Евангелие от Иоанна Богослова (как ни удивительно). Толкование Иоанна Златоуста – и больше не вспомню.

Есть еще один автор, но, читая которого сразу нужно включать внимание, автор протестантский, – Уильям Баркли. По крайней мере, его труд, его комментарии к Новому Завету используются в духовных образовательных учреждениях (в семинарии по нему идут уроки). Его нужно читать очень внимательно, потому что где-то у него есть мнения чисто протестантского порядка (к мистическим сторонам духовной жизни, где он что-то не понимает и толкует это по-своему; по каким-то богословским вопросам). Но есть очень хороший плюс: он был человеком высокообразованным и в свое время был величайшим знатоком древнегреческого языка и вообще всей древней истории, соответственно Священное Писание сам изучал из источников, то есть из тех первых переводов на греческий язык. У него есть очень интересные и важные упоминания, мимо которых порой проходишь: исторический анализ, политический анализ.

Еще раз скажу: книг много. Есть сборник Матвея Барсова и на Четвероевангелие, и на Апостольские послания, где тоже можно найти много полезного.

Очень много хорошего и необходимого мы можем найти, читая святых отцов. Например, читаешь святителя Игнатия (Брянчанинова) и видишь удивительную вещь: все его глубокие и живейшие рассуждения о духовной жизни черпаются из тех или иных мест Священного Писания. Там нет такого, например: первая глава Евангелия от Луки – и далее разбор по порядку. Он берет конкретные ситуации, конкретные места и начинает разбирать ситуацию: с Марфой и Марией, например, когда Господь у них был. Что это значит, почему это значит, о каком созерцании там идет речь и так далее. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) очень много оставил своих комментариев, своих проповедей касаемо Евангелия.

– То есть это неисчерпаемый источник.

– Да, очень много можно найти.

– Наверное, этот вопрос, касающийся толкований, можно переложить и на сами Евангелия, и тоже можно ответить, что нет того, которое является самым любимым. Из каждого Евангелия можно почерпнуть что-то.

– Конечно. Еще раз скажем: мы меняемся, и у нас порой меняется вкус к жизни, к другим вещам.

Что касается второго вопроса телезрительницы по поводу слов: «Господь воцарися, да гневаются людие», тут я боюсь ошибиться. Я немножко дерзну порассуждать. В церковнославянском языке используются слова, которые в русском языке нами привычно рассматриваются совершенно в другом смысле. То есть слово осталось, а смысл поменялся. И здесь вполне возможно слово «гневаются» вовсе не в том понимании, что как-то раздражаются, противятся тому, что Господь воцарился. Это с одной стороны. Здесь, простите, не буду врать, просто надо посмотреть перевод. С другой стороны, здесь можно так увидеть: Господь воцарился, придя на Землю, это так. Сын Божий стал Человеком, Царство Божие стало на Земле. И что мы видим? Как люди к этому отнеслись? Какое отношение у людей было тогда, когда Он был на Кресте? Это ведь тоже Он в славу Свою входил. Он же говорил, что «нет больше любви, если кто жизнь отдаст за други своя». И Он Своим примером явил эту любовь – принял Крестную смерть за всех нас. А какое отношение было у людей, окружающих этот Крест? Усмешки, злоба, издевательство, абсолютное непонимание того, что происходит, неспособность понять, что происходит, и отсюда злобное состояние. Может быть, еще и так.

– Еще телезрительница спрашивала о разных толкованиях.

– Я, по своему опыту, как-то не находил, чтобы кто-то противоречил кому-то. Бывает, что один более глубоко и духовнее воспринимает что-то, кто-то поверхностно, в применении к земным реалиям обычной жизни. А кто-то из святых отцов так почувствовал и понял в благодати, что это с этим связано, а это – с тем. А каких-то противоречий нет, в общем-то. Православие уникально тем, что при всей своей многогранности всегда говорит об одном и том же. Удивительно, но это так.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Из Священного Писания мы все отлично знаем, что сатана – это зло, он искусил человека, вложил ему эти мысли в голову. Но кто искусил самого сатану? Изначально он не был сатаной, он был ангелом, и тем более он был тварным созданием. Откуда зло в его голове оказалось?»

– Наверное, не столько в голове, но не будем разбирать места. Во-первых, что надо сказать: не вложил дьявол в людей зло. Люди сами захотели это сделать. Можно сказать, что человек сам себя сделал таким, каким он стал. Да, сатана предложил человеку автономное существование, богом быть без Бога. Он не предложил человеку гибель, не предложил смерть, страдания, боль, болезни и так далее, иначе люди бы на это не пошли. Он предложил: «Все останется, как было, все будет замечательно, будет только чуть-чуть лучше». Даже если взять это сравнение: «Со всех деревьев плоды ешьте, с этого не ешьте», то здесь: «Со всех ешьте, и с этого еще будете есть – вкуснее будет в вашей жизни». А дальше люди сделали для себя совершенно неверный вывод, то есть человек все внимание ума своего и, можно сказать, внимание духа своего переключил с Бога, как с Источника всего, на самого себя, доверившись этим льстивым словам. А дальше все пошло, как мы знаем.

Что случилось с дьяволом, в этом есть определенная тайна. Тайна не потому, что неизвестно, кто был автором зла, а как это в ангельском мире происходит. Если сравнивать ангелов с людьми (а в какой-то степени это можно делать, потому что они тоже свободные, разумные духи, как и мы, люди, только не имеют тела), принцип самолюбования, самолюбия и в их мире, видимо, возможен. Какая разница у ангелов? У нас, у людей, принятие решения, согласие с этим решением немного больше растянуто во времени, потому что у нас есть тело. У ангелов, видимо, это все гораздо быстрее происходит. С чего он решил, что может без Бога? Ведь там проблема та же самая. Почему бунт против Бога? «Зачем мне Бог, я сам как Бог. Я самодостаточен. Я и так один из высших ангелов (херувим он был или один из архангелов – это неважно, дело не в словах)». Видимо, это понимание, что «я столько знаю, столько могу, столько умею, то для чего чью-то волю выполнять? Я и сам просуществую в таком состоянии». Ну а как это дальше произошло, как это дело устоялось в нем, как реализовалось, мы знаем. Одно можно сказать: возможность у дьявола покаяться тогда и изменить свое решение была. Откуда мы это видим? Известно, что один из его собратьев, которого мы знаем как Архангела Михаила, ему этот вопрос задал. Имя «Михаил» переводится «кто как Бог» – это и был его вопрос деннице: «Кто как Бог? Чего ты о себе такое возомнил? Бог – Он один, не может быть никого подобным Ему». Если этот диалог был возможен между ними, значит, временное осмысление того, что происходит, у этого отпадающего от Бога ангела (действительно, тварного существа) было.

Почему Бог допустил это? Ответ на этот вопрос есть. Потому что внутренняя свобода, которая есть как у нас, так и в ангельском мире, – это одно из проявлений образа Божия, что в человеке, что в ангельском мире. Бог доверил эту внутреннюю свободу – свободу выбора, и Он не то что не вмешивается туда, Он вмешаться даже не может, потому что если эту свободу как-то исказить, ограничить или еще что-то, то получается разрушение вообще всего существа. А дальше есть удивительная вещь: люди и ангелы имеют схожесть природы (не между ними и нами). Мы все, люди, по сути являемся одним организмом, мы все друг с другом (хотим мы этого или не хотим) связаны. Соответственно, если я грешу, от этого страдает все человечество – старые, малые, дети. Я их знать не знаю, но влияние есть. Если я являюсь сосудом благодати Божией вследствие праведной жизни, то тем самым я опять же влияю на весь мир. Соответственно, если повлиять на одного человека, бывает, люди просят: «Господи, сделай так, чтобы тот внезапно в Тебя уверовал или внезапно покаялся, то есть повлияй на его внутренний выбор». Бог этого не делает. Почему? Потому что это означало бы человека уничтожить (удивительно, но это так!), то есть разрушить его внутреннюю свободу, а значит, лишить и образа Божия, лишить его человечества – человек превращается в какое-то человекоподобное существо. Одного человека сделаешь таким – это повлечет за собой влияние на все; все человечество разрушается.

Видимо, то же самое и с ангелами. Господь попускает этому ангелу отпасть, не препятствует этому, не вторгается в его внутреннюю свободу, чтобы остальные ангелы, имея эту свободу, могли стать святыми, утвердились в добре свободно, что и произошло: треть ангельского мира от Бога отпала, две трети остались верными, находясь в одних и тех же условиях. Опять же, это то, о чем мы с вами по немощи своей можем порассуждать. Господь знает, и дай нам Бог с Ним однажды встретиться лицом к лицу, дай Бог, чтобы эта встреча не была для нас кошмаром и стыдобой, и, возможно, все мы тогда поймем, и даже вопросов задавать никаких не надо будет, и так все станет ясно.

– На сайте sv-luka.ru (сайт Вашего прихода) есть раздел, который называется «Вопрос священнику», где каждый желающий может задать свой вопрос и потом не просто прочитать ответ, а услышать ответ на свой вопрос в так называемых вебинарах.

– Да, такой эксперимент проводится.

– Люди могут смотреть такую беседу через Интернет, пользуясь компьютером, и свои вопросы они могут оставлять не только в разделе «Вопрос священнику», но и во время самого процесса беседы. Вчера второй раз Вы провели вебинар. Хотелось бы узнать Ваши ощущения: насколько востребована сегодня такая система общения, так скажем, с виртуальными прихожанами?

– Так получилось, что вообще у нас приход своеобразный. Своеобразный, что Господь так сподобил: благодаря телеканалу «Союз» очень многие успели с нами познакомиться. Храм у нас строится на народные деньги. Это тоже, наверное, на «Союзе» заболели этим принципом, что телевидение народное, то есть содержится всей полнотой человеческой, как-то и у нас так получилось. Помнится, когда только затевали храм строить, пока решались все бумажные вопросы, причем решались несколько лет, думалось, что, когда наконец-то все печати в администрации нам поставят, должен появиться какой-то особый меценат и средства появятся. Храм же построить – это не квартиру купить, это о-го-го сколько всего и затрат, это дело очень непростое! А он все как-то не появлялся. Помнится, тогда приуныли: «Что делать? Не может приход без какой-то помощи его построить». Тогда Господь явил это чудо. Сначала была акция «Построим храм вместе», распространялись кирпичики, и по сей день распространяются, каждый может дальше принять участие в этом деле. За три года уже 60 тысяч человек поучаствовало в строительстве нашего с вами общего храма. На сегодняшний момент он уже подведен под купола. Еще немного бетонных работ до холодов успеваем сделать, а потом уходим в «зимнюю спячку» и начинаем копить деньги на купол. Хочу сказать, что именно участие людей знакомит их с нашей жизнью, с жизнью прихода. Мы создали сайт, стараемся отчитываться в том, что делается в жизни и на стройке, и видим, что со всех сторон люди к этому проявляют интерес, даже судя по вопросам, которые пишут в раздел «Вопрос священнику» (очень много вопросов из разных мест).

Вебинары – это некая форма, которую нельзя назвать совсем живым общением, оно все-таки не настолько интерактивное. Технической возможности пока нет, чтобы так устроить, чтобы можно было совсем онлайн общаться, мы пока еще в этом плане неразумные и безрукие, но пока как можем. Онлайн, по крайней мере, человек может вопрос задать, написать. Хочется надеяться, что от этого будет какая-то польза. Всем это предлагается, то есть мы открыты для предложений, для диалога, для конструктивных пожеланий. На сайте все можно увидеть.

– Для того чтобы зрители понимали, что это такое и как это все выглядит, могу объяснить это таким образом: вебинар – это по сути то же самое, что происходит сейчас в эфире, только происходит это через Интернет, и нет посредника в виде ведущего.

– Это идея не новая.

– Идея не новая, просто она не так часто используется в приходской жизни. Часто же бывают жалобы людей, которые в храм редко ходят, не знают священника по имени, не знают, как к нему обратиться, где его можно найти, как с ним пообщаться, что не хватает такого общения, чтобы непосредственно быть в контакте.

– С одной стороны, вообще хочется сказать: нужно общение – придите в храм. А то можно в такую крайность впасть: вот тебе показывают богослужение, вот тебе общение со священником через скайп или еще что-то, через какую-то переписку – и замечательно. Это замечательно, да не очень-то хорошо. Оно, твое личное присутствие на богослужении, при-частие Причастию оно заменить не может. Все это является лишь некими костылями, которые помогают опереться и по этому пути, которое к воцерковлению ведет, пойти. Но нельзя же всю жизнь за костыли держаться: «Я никуда не пойду, мне костыли понравились, я к ним уже привык». Мы должны двигаться к Господу. В этом вообще суть, суть и проповеди, и того, что мы с вами сейчас делаем: чтобы человек искал Бога и в итоге нашел.

– Наши зрители часто спрашивают: «Зачем трансляция богослужения присутствует на телеканале «Союз»?» В общем-то, все могут прийти и помолиться. Это как раз не для того делается, чтобы все наши зрители не ходили в храм, а сидели перед телевизором, а для тех, кто не может прийти, кто находится в таком состоянии, что добраться до храма не может.

– Да, для тех, кто реально не может. Взять, например, трансляцию службы Патриарха. Слава Богу, Святейший Патриарх ездит по всем епархиям и очень многие имеют возможность это увидеть. Сейчас архиерейская служба стала очень доступна для многих – это все очень хорошо. Но тем не менее находится довольно много людей, которые в жизни никогда не побывают, не услышат, не увидят, не прикоснутся к этому делу. Так что это все помощь для тех, кто реально не может, а те, кто могут, выключают телевизор и идут в храм Божий.

– Вернемся к вебинарам. Два из них прошло. Как часто планируется их устраивать: по мере накопления вопросов или будет какой-то определенный график, раз в неделю, например?

– Вопросы приходят регулярно, и их довольно много. Кстати, одна из мыслей, почему вебинары вообще появились, это то, что я перестал успевать (простите меня, дорогие мои люди) вовремя отвечать. Бывают вопросы, ответ на которые не просто «да» или «нет»: в которых нужно разбираться. Порой жизненные ситуации не позволяют сразу же быстро отвечать. И когда много вопросов накопилось, подумалось: «А давайте-ка мы это сделаем в другом виде: сможем не просто кому-то ответить в письменном виде, а поговорить на эту тему». Вот отсюда это пошло.

Как часто это будет? Пока решили, что один или два раза в месяц. Как пойдет. Слава Богу, мы не привязаны к какому-то расписанию – все будет зависеть от желания самих вопрошающих.

– То есть насколько это будет актуально и интересно.

– Конечно. Это вещь абсолютно свободная. Это не попытка кому-то навязать свое мнение, да это и невозможно в нашем сегодняшнем мире. Появилась возможность вот такого общения у нас с вами.

– Расскажите о технической составляющей этого вопроса: что нужно иметь, как это выглядит для Вас и для тех, кто смотрит, где это осуществляется? Я так понимаю, что это какая-то определенная площадка, а не только сервис на сайте Вашего прихода.

– По-моему, мы пользуемся видеохостингом YouTube, там есть возможность онлайн-трансляции. В этом видеохостинге есть страница нашего прихода, и мы оттуда начинаем вебинар. Я не большой знаток таких технических моментов. Слава Богу, есть пара человек, которые этим вопросом занимаются, занимаются редактированием, моделированием всего этого. А дальше все просто: стоит два ноутбука, один передо мной, с камерой, за другим сидят два человека, которые технически сопровождают транслирование, чтобы все было без сбоев, чтобы все работало, чтобы все приходили туда, куда надо, за что дорогим моим сотрудникам и помощникам честь и хвала, спаси вас, Господи!

– Позвольте поинтересоваться, какова статистика: сколько людей смотрит трансляцию, судя по вопросам, которые они пишут?

– Немного пока. Во-первых, все только началось, да мы и не претендуем на какую-то популярность. Что есть, то есть – и слава Богу! Для кого-то это важно, он и пользуется этим.

– Напомним нашим телезрителям, что они могут зайти на сайт sv-luka.ru и там узнать подробности того, как это все осуществляется, посмотреть анонсы, когда беседа состоится, когда и куда можно присылать вопросы.

Наши зрители в социальной сети ВКонтакте в официальной группе телеканала «Союз» уже написали 29 вопросов, которые, к сожалению, сегодня мы не сможем полностью разобрать и рассмотреть, но, по крайней мере, начнем. Вопрос: «Почему ветхозаветным людям нужно было различие чистой и нечистой еды, мяса например? Для чего это было надо и надо ли это нам, христианам? Не нашла в Евангелии ответ на этот вопрос».

– Евангелие особо и не рассматривает эти вопросы. Хотя Господь четко сказал, подвел как бы черту под всеми этими спорами о чистых и нечистых животных, что можно, а что нет. Он сказал: «Не то, что входит в уста оскверняет человека, а то, что исходит; из сердца исходят злые помыслы…» и так далее, то есть человека оскверненным делают не какие-то внешние вещи, а его внутреннее состояние. Бог есть Дух, и соответственно все внимание Бога – во внутренность нашего сердца, туда, где пребывает дух человеческий.

А в Ветхом Завете объяснений тому есть несколько. Во-первых, и самое главное – такова была воля Божия. Он четко дал понять, разделил: это почитайте чистым, а это почитайте нечистым. А дальше возникает вопрос: а почему же так? Мы волю Божию принимаем, но все-таки хочется как-то для себя объяснить. Есть такое толкование, и оно фундаментальное: все заповеди были даны иудеям после того, как они Богом были освобождены из египетского плена. То есть Господь избрал этот народ и повел его спасать (исход, пасха у них случилась): земля обетованная, то есть обещание новой жизни, что «вы будете Мой народ, в котором родится Спаситель мира» и так далее. И очень четко было показано, причем это в Ветхом Завете подчеркивается: «Я свят и вы, народ, должен быть святым. Я ваш Бог, вы – Мои люди. Соответственно, ваша жизнь должна отделяться и отличаться от жизни всех остальных народов». Кроме всего прочего, это касалось даже того, что принимать в пищу.

Есть еще такое объяснение: те животные, которые приносились в жертву, они же и принимались в пищу (животные чистые), они до этого также применялись в жертвоприношениях языческих. И здесь такое толкование, что Господь таким образом как бы перекрывал прошлое язычество, прошлый языческий опыт, освящая жизнь, давая людям вообще в глобальном смысле возможность прийти к чистоте, отвернуться от язычества, но через какие-то схожие для себя символы прийти к правильной жизни.

Есть еще одно объяснение, даже не объяснение, а некая мысль, которая не исчерпывает всего вопроса, но где-то имеет смысл. Например, какое животное считалось чистым? Во-первых, парнокопытное и которое ярко выраженно жует свою пищу, например корова. Свинья не может ярко выраженно жевать (так она устроена), она считалась животным нечистым. А корова считалась чистым, соответственно, использовалась в пищу. Еще есть объяснение: корова – это домашнее животное. Если свиньи могут быть дикими, то корова домашняя. И легче было соблюсти гигиеническую чистоту этого животного, потому что она точно падаль никакую не съест, не отравится, не заболеет. А в этом очень важный смысл: ведь нужно, было чтобы народ израильский просуществовал до того момента, когда придет Мессия. Если бы, к примеру, какая-то эпидемия появилась (что в древности очень нередко было) и он бы вымер, то как тогда? И Господь еще из-за этого оберегает: вот то вообще в пищу не принимайте, чтобы вам не исчезнуть, отравившись каким-то неизвестным гадом, например. Еще раз повторюсь: это объяснение не исчерпывает всего вопроса, тем не менее, такое мнение есть.

Был ветхозаветный обряд омовения рук, то есть человек, прежде чем кушать, должен помыть руки особым образом. В этом мы можем увидеть всем нам очень знакомое: «Вымой руки перед едой», чтобы смыть пыль, если замарался, чтобы грязь всякую в рот себе не брать. И тогда Господь мог также к такой гигиене людей потихонечку приучать через такое повеление.

– Вопрос: «Как бороться со страстью чревоугодия?»

– Спросили у больного здоровья. Как бороться? Бороться. Сначала вообще надо понять: а с чем бороться? Чего хочется добиться? Хочется добиться, чтобы есть поменьше или чтобы качество продуктов было попроще? Такой вопрос надо поставить, надо исследовать свою жизнь, определиться, что надо. Может, особого чревоугодия и нет. Не все, кстати, люди этим сильно страдают. У всех эта страсть присутствует – ненормальное отношение к своему телу, какое-то чрезмерное, но у кого-то это очень воспалено, например, бывают люди-обжоры. А кто-то ест мало, но любит лакомиться, без особых вкусненьких вещей ему совсем уныло становится. Кто-то, например, постоянно ест, без нужды в этом, постоянный процесс поедания чего-то. Это действительно проблема, и проблема уже не столько нравственного порядка, сколько физического. Разве ты живешь для того, чтобы постоянно есть?

У кого-то чревоугодие выражается в том, что человек очень любит свое тело: заботится о нем, о его состоянии, о цвете кожи и так далее, – такое бывает. А что здесь плохого – может появиться вопрос. Проблема вся в том, что ладно бы заботились в меру, а то у человека это полностью занимает все внимание, ни о чем другом он думать не может в итоге, и это даже доходит до болезненного состояния. У меня есть одна знакомая (прихожанка храма), которую я давно не видел, у нее внимание к красоте своего лица привело, кажется, даже к помрачению рассудка. Человек настолько привык к тому, что «я недоволен тем, как я выгляжу», соответственно это дошло до депрессии, уныния. Такие моменты бывают, и это тоже чревоугодие, угождение своему телу. И оно влияет на психику, на душу нашу. Что ж тут хорошего!

Как бороться? Меру надо, во всем нужна мера. Крайности что в ту сторону, что в другую одинаково вредны. Почему в православии пост – это никогда не голод, чтобы так: «Все, не ешь 40 дней».

– Заморю себя.

– Нельзя так делать. Одно дело, если ты действительно духовно созрел и все твое внимание в сердце твоем, ты Бога зришь в свете неприступном, там действительно человеку уже не до еды – это понятно. А пока такого нет – чего выдумывать, зачем фантазировать о себе, устраивать себе стрессы. Попостишься так, а потом либо с голода совсем поститься перестанешь, либо в себе болезнь какую-нибудь произведешь.

Однажды Бог сподобил меня побывать на Афоне. Что такое Афон в понимании православных людей? Это святость, высота жизни, действительно православная жизнь. Все так и есть, совершенно точно. Но для меня было потрясением, когда мы кушали в нашем Пантелеимоновском монастыре (и в других, кстати, также). Когда не пост, там едят два раза в день (после литургии и после вечерней службы). Но, простите, едят очень сытно и довольно много. А почему? Потому что в монастырях общежительных очень много послушаний физических: надо копать, строить, еще что-то. Для этого нужны силы. Нет задачи заморить монахов, тогда они работать не смогут. Иначе на них состояние голодного тела будет влиять: они будут унылые, раздражительные и так далее. Помнится, когда мы приехали в Пантелеимоновский монастырь, нам даже борщ дали (мяса они не едят, но тем не менее, борщ). Каша была манная с малиновым вареньем. Это было чудо – в греческих реалиях поесть нашей русской еды! Очень радостно было. Разве это было плохо? Нет. Вот там мера – она такая, и очень хорошо. То есть никто там и не объедается, и одновременно сил на всё хватает.

На Карулях, например, где живут отшельники, внешних трудов поменьше, там больше люди молятся, соответственно и едят поменьше. Тоже мера выработана, соблюдена. Никто себя не чувствует ущемленным, никто от бессилия не шатается, не падает. Удивительно, но правильная духовная жизнь, правильное отношение к ней дает человеку возможность действительно жить радостно, хорошо.

– И разумно подходить ко всему, с определенной мерой.

– Тут нужно рассуждение, нужен совет всегда.

– Следующий вопрос: Сегодня отмечается день памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и телезрительница спрашивает: «Как понимать правильно слово надежда? Что значит иметь надежду в библейском понимании? И второй вопрос: Можно ли молиться за умерших?»

– Сразу перейду ко второму вопросу: «Можно ли молиться за умерших?» А почему нельзя? А почему мы молимся за живых? Что за этим стоит? В молитве за живых стоит желание им какого-то блага. Что такое молитва? Молитва – это не просто какое-то прошение или «спасибо» сказал (хотя и это тоже есть), это не просто форма общения – это некое соединение с Духом Божиим. Это удивительно, но это так и есть. То есть человек становится причастным Божественной жизни во время молитвы (почему молитва и настолько важна, и почему бесы стараются, чтобы мы молиться перестали). Почему я за кого-то молюсь? Потому что у меня есть к ним какое-то отношение, например, к родственникам у меня непосредственное отношение, я молюсь за тех, кого я люблю, даже за врага я молюсь, тем самым я стараюсь полюбить его в этот момент, и в этот момент он действительно становится в какой-то степени частью меня. Люди все соединены друг с другом (хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или не нравится), мы все являемся одним целым, одним человечеством. Хотя мы и раздроблены, но мы все равно друг с другом связаны единством природы. Соответственно, когда я молюсь и вхожу в область Божественного, я с собой каким-то удивительным образом притягиваю того человека, за которого я молюсь. То есть он тоже в какой-то степени становится участником этого всего. Рассуждаю дальше: если я могу молиться за тех, кого вижу, слышу, могу за руку потрогать, что мне мешает молиться за тех, кого я не вижу, не слышу и за руку потрогать не могу? Тело человека умерло – и что? У нас у всех, взрослых людей, тело умерло уже довольно много раз. Мы на клеточном уровне, по-моему, один раз в семь лет полностью обновляемся, не внезапно, а постепенно (у нас какие-то клетки отмирают, деление клеток снова происходит). Сколько с нас за день только волос выпадает! Парикмахеры говорят – до 150. А сколько чешуек кожи отмирает и с нас сыпется? Что это такое? Это я отмираю в какой-то степени. Слава Богу, новое нарастает. То есть мы много раз уже умерли, а тут тело человека умерло уже совсем. Он разве исчез куда-то? Почему за него молиться нельзя? Он не переселился в какое-то другое измерение, связь как была, так она и есть.

Теперь вопрос о надежде, если мы это связываем не просто с именем, а с отношением к Богу. Что такое вера в Бога? Это происходит согласие: ты согласился с той новостью для себя, что Бог существует. Кто-то тебе об этом сказал, что Господь Бог наш Иисус Христос, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Троица Единосущная и Нераздельная, ты согласился, принял. Это состояние, конечно, замечательное, но оно пока очень нестабильное, и не факт, что ты сможешь удержать эту новость в том чувстве, в котором воспринял. Дальше необходима жизнь по вере. Если человек начинает дальше двигаться, если он начинает общение с Богом расширять, с Богом знакомиться через молитву, через исполнение заповедей Божиих, через Причащение Святых Христовых Таин, он Бога узнает постепенно, он узнает Его своим внутренним состоянием. И дальше человек может прийти к тому состоянию, которое мы можем назвать надеждой. Надежда чем от веры отличается? Тем, что человек уже знает, на Кого надеяться. Вера – это как бы некое знакомство, а надежда – я уже знаком, я уже на Бога надеюсь в том плане, что у меня есть опыт. Опыт того, что Он не бросает меня, не предает, не подставляет, что действительно жизнь моя в руках Божиих. Кстати, в этом состоянии у человека страхи пропадают, он перестает бояться. Чего бояться? Один мыслитель сказал, что вера православная не помогает человеку решать проблемы, она эти проблемы устраняет. Это не значит, что вся твоя жизнь будет гладкая, как стекло, и не будет никаких препятствий. Просто к тому, что раньше для тебя было проблемой (а проблема – это то, что я не могу принять, что мне не по сердцу, с чем у меня конфликт, что меня мучает своей непонятностью и из-за этого неразрешимостью), то здесь у человека появляется уже отношение: «Да, что-то произошло, Бог знает; я в этот момент понять не могу, для чего это, но Бог ведь понимает, Он есть, у меня есть опыт живого общения с Ним». Вот здесь можно сказать, что я на Него надеюсь.

Есть еще третье состояние, что называется любовью. Любовь – это ты уже узнал Бога, познал. Апостол Павел говорил, что «есть вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Это уже некая полнота отношений с Богом, то есть ты уже в какой-то степени лицом к лицу с Ним пребываешь. Это уже совершенно другие вещи.

– Вопрос: «Я очень хотела бы венчаться, но у меня есть проблема: я не могу ходить. Видела обряд Венчания и знаю, что там водят вокруг аналоя. Как поступить в моей ситуации?»

– Вообще волноваться не о чем. Однажды я венчал двух старичков. Бабушка была практически при смерти, оба совсем старые были, но в себя пришедши, она попросила: «Дед, давай-ка мы с тобой повенчаемся, столько лет прожили!» И их внуки или правнуки в наш храм приехали с просьбой совершить Венчание. Их до храма довести было нереально. Я повенчал их в спальне: она лежала на кровати – он рядышком сидел.

Важно не то, что ты вокруг чего-то ходишь, самое главное, что два человека друг друга любят.

– Важен не обряд, а таинство.

– Конечно. В данной ситуации все просто: если человек не способен до храма добраться, если у человека ноги не ходят, значит, есть коляска, на ней вообще можно катать хорошо и удобно: в храмах полы, как правило, ровные. И всегда найдется тот, кто поможет. А если совсем никак не получается, сидите на стульчике, Венчание от этого не ухудшится.

– Закончить программу хочу словами телезрительницы: «Спасибо Вам, отец Анатолий! Благодаря Вашему чтению Евангелия я стала понимать всю важность и смысл прочитанного».

– Не соглашусь ни в коем случае, потому что человек начинает понимать Евангелие, когда начинает его читать: читать вдумчиво, читать молитвенно, когда начинает просить Бога: «Господи, помоги!», когда начинает пользоваться тем, что в Церкви есть – толкованиями святых отцов, еще чем-то. И в ответ на эти человеческие потуги Господь начинает человеку открывать, уже появляется какое-то понимание, разумение, через собственную духовную жизнь человек уже может сказать: «Да, действительно, это так, потому что это так. Я это уже понял, я это почувствовал, я это пережил». Я же не мог за Вас Вашу жизнь жить, проживать. Слава Богу, что Господь коснулся Вашего сердца, когда мы здесь трудились. Но еще раз скажу: дело не во мне, а в Вас и в Господе Боге, Который для Вас это все устроил.

– Еще слова благодарности от телезрительницы: «Слава Богу, увидели отца Анатолия! Это нам подарок в честь праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. С праздником, отец Анатолий и ведущий, и храни вас Господь!»

– Спаси Господи! С праздником!

– Дорогие друзья, мы тоже всех с этим праздником поздравляем! И хотелось бы вам всем тоже сказать: «Храни вас всех Господь!»

Отец Анатолий, благодарим Вас за то, что сегодня к нам пришли. Надеемся, будем видеться снова и снова.

– Спасибо вам! Как Бог даст. Спаси Господь!

– Дорогие друзья, спасибо вам за активное участие в программе. Как я обещал, вопросы, оставленные вами в социальной сети ВКонтакте, я сохраню и мы зададим их отцу Анатолию, когда он вновь появится в нашей студии.

– Можно их нам переслать.

– Да, можно их переслать, и вы услышите ответы в вебинарах, если вы пользуетесь Интернетом. Напомню сайт sv-luka.ru, раздел «Вопрос священнику». Там вы свои вопросы можете продублировать и следить за тем, когда будут проходить вебинары.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать