Беседы с батюшкой. Благоразумное отношение к информации. Часть 1

30 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– Сегодня тема нашей передачи – «Благоразумное отношение к информации».

У нас весной было две беседы с похожим названием – «Рассудительное отношение к информации». Почему Вы предложили снова эту тему, почему она актуальна сегодня?

– Тема более чем актуальна, потому что мы живем, по единому мнению многих духовно опытных людей, современных епископов, священников, в очень загазованной информационно атмосфере. Именно такую фразу можно употребить, когда информация так давит на человеческую душу и ее так много, что человек не успевает. Даже двадцати четырех часов в сутки не хватает, чтобы эту информацию переосмыслить. А уж тем более, подобно мудрой пчеле, выбрать то, что тебе действительно полезно. Живя в такой обстановке, необходимо очень осторожно относиться ко всему, что мы видим, слышим. Как говорил еще в ветхозаветные времена праведный Иов, научиться положить завет с очами своими, не все смотреть, потому что не все полезно для души; не все слушать, как бы завет с ушами своими положить; и наипаче положить завет со своим языком. Как говорит святой апостол Иаков в Соборном послании, человек, который может овладеть своим языком, – человек совершенный.

Фон этой студии – Троице-Сергиева лавра, где как раз в этом году мы сподобились прощаться с двумя великими подвижниками веры. Архимандрит Кирилл перешел в вечную жизнь в феврале после своего страдальческого, многотрудного подвижнического пути. А недавно, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, перешел в вечную жизнь на девяностом году жизни архимандрит Наум. Два великих старца, которые, без преувеличения можно сказать (думаю, все вы, дорогие друзья, телезрители, согласитесь со мной), сделали для православия больше, чем кто бы то ни было. По крайней мере, во второй половине ХХ века, если говорить в масштабах города Сергиев Посад, где жило очень много духовных чад этих старцев. Два великих светильника. Сейчас, когда эти два великих светильника уже предстали перед Богом, закончили поприще своей временной жизни, нам полезно еще раз оглянуться и посмотреть, какое наследие они нам оставили. А они единогласно призывали: читай чаще Евангелие, изучай его и старайся жить по Евангелию. Старайся меньше узнавать то, что неполезно душе. Лучше, чтобы твой ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, плавал в словах Священного Писания. То есть читать Святое Писание, в первую очередь Евангелие, чаще, чтобы душа, сердце, ум постоянно были направлены к тому, как жил Господь Иисус Христос, какие Он творил чудеса, наипаче чему Он учил. Чтобы мы полюбили Господа, полюбили Священное Писание.

Сами понимаете, дорогие друзья, что в информационном потоке, в котором живет человек, многие современные люди говорят: мне даже некогда читать Евангелие, святых отцов. Поэтому и хочется сегодняшней нашей беседой нашим дорогим телезрителям напомнить о необходимости бережного, благоразумного отношения к информации и о выборе, подобно мудрой пчеле, того, что полезно.

– Вы правильно сказали, что мы живем в эпоху информационной загазованности. Даже слова старцев, оставленные нам в наследие, порой искажаются и перемешиваются с собственными комментариями.

– …фантазиями и так далее.

– Как отделить одно от другого?

– Видите ли, в чем особенность: враг нашего спасения дьявол, прекрасно понимая (намного лучше, чем мы) ценность совета духовно опытных людей, делает так, что даже слова духовно опытных подвижников искажаются. В частности, таких, какими были архимандрит Кирилл, архимандрит Наум, отец Николай Гурьянов, тоже подвижник нашего времени, отец Иоанн Крестьянкин и многие другие. Люди, даже соприкасаясь с ними, общаясь, получая от них совет, порой через некоторое время эти советы, слова перетолковывали, добавляя свои фантазии, свое осмысление. И получалось так, что от мудрых слов самого старца, слов, которые шли от жизненного опыта, уже практически ничего не оставалось.

Хочу привести один пример из собственной жизни. Может быть, нашим дорогим телезрителям он будет интересен. Когда еще я учился в Московской духовной семинарии, однажды у одного хорошего знакомого, уже пожилого мужчины, начались некоторые проблемы в духовной жизни. Ему начали являться какие-то явления, сновидения, они очень поколебали его внутреннюю духовную жизнь. Явления были такие, от которых он недоумевал. Приходские священники посоветовали этому человеку приехать в лавру, пообщаться с кем-то из старцев – с отцом Кириллом или отцом Наумом. А я как раз учился в семинарии и помог этому человеку поселиться в гостинице.

Был конец Рождественского поста. На наше счастье, приехал архимандрит Кирилл (тогда он уже реже приезжал в лавру; это середина девяностых годов). Естественно, великая радость братии, множество духовных чад батюшки... Пришли мы на всенощное бдение, которое как раз проходило в трапезном храме. Началась служба. Сначала в алтарь заходила исповедоваться братия лавры, потом духовенство. И только к концу всенощного бдения, когда уже начали читать первый час, мы с этим мужчиной имели возможность подойти непосредственно к отцу Кириллу. Человек тот подошел с живым, глубоким сердечным желанием все, что старец скажет, исполнить. И вот мы подходим вместе, он буквально в нескольких словах рассказывает о своей проблеме, своих видениях, о том, что с ним происходит. Отец Кирилл с некоторой улыбкой поднимает руку, благословляет его, аккуратно возлагает руку ему на голову и с доброй улыбкой говорит: «Прекрати ты все свои проповеди и чаще исповедуйся». Мужчина берет благословение у старца, через секунду отходит, сразу подходит другой человек...

Заканчивается всенощное бдение, мы вместе выходим. Этот мужчина окрылен, он радостный, что встретился со старцем, получил от него ответ. Проходит буквально три-пять минут, и вдруг этот мужчина, изменившись в лице, говорит: «А как же теперь, не проповедовать больше Евангелие? Надо же в мире проповедовать Евангелие!» Я от неожиданности к нему поворачиваюсь и говорю: «А при чем здесь Евангелие?» – «Ну как же, теперь не проповедовать слово Божие?» – «А при чем тут слово Божие? Вам старец сейчас что сказал? Буквально следующее: „Прекрати ты все свои проповеди и чаще исповедуйся“». Он говорит: «Да, да, именно так и сказал». Я советую: «Возьмите лучше сейчас ручку и бумагу и запишите сразу слова старца, пока они свежи в памяти. И этот листочек со словами старца положите в паспорт или в молитвослов, чтобы неизменны остались эти слова. Старайтесь их воплощать в жизнь».

«Прекратить свои проповеди». Что это значит? Не надо путать проповедь Евангелия, слова Божьи и наши собственные фантазии. Потому что когда мы проповедуем свои фантазии под видом проповеди Евангелия, естественно, вступают в действие духовные законы, и начинают нам из духовного мира, но со знаком «минус», являться видения, сновидения, какие-то голоса, откровения. Так человек скользит в область прелести, лжедуховности. Примеров огромное количество в современной жизни, когда люди что-то слышат, видят и потом уже с горячим эгоизмом отстаивают свои видения, якобы отстаивая православие.

Это был очень интересный эпизод в моей жизни, пример того, как быстро враг нашего спасения может украсть из ума и сердца человека даже мудрые слова подвижника, духовника, с которым ты имел честь только что встретиться. Поэтому позвольте, дорогие друзья, маленький добрый совет дать тем, кто пожелает принять этот совет. Если вам посчастливилось когда-либо поговорить с духовно опытным пастырем, священником, задать какой-то вопрос, постарайтесь сразу же записать его слова. Например, как появилось духовное наследие преподобного Паисия Святогорца, с которым мы имеем возможность знакомиться в этих замечательных книгах, читать, изучать, по возможности воплощать в жизнь? По благословению матушки игуменьи монастыря святого апостола Иоанна Богослова все сестры после встреч со старцем, когда он и со всеми беседовал, и с каждой лично, сразу же стенографировали, записывали, что им ответил старец Паисий. Таким образом систематизировалось и собралось это богатое духовное сокровище, которым мы и сейчас питаем свою душу. Вот как важно дорожить словами духовно опытных людей.

Если мы находим слова духовно опытных людей в различных источниках – книгах, передачах, фильмах, как нам понять, как отделить искажение авторов от истины? Может быть, автор исказил… 

– Это можно на наших примерах узнать. Представьте себе, Дионисий, что Вы Вашему другу по секрету расскажете интересный случай из своей жизни. Ваш друг передаст следующему, тот следующему, и каждый из них без всякого злого умысла что-то добавит, убавит, приукрасит, чуть-чуть добавит соли или соуса своего осмысления. И может так случиться, что рассказ, которым Вы поделились с другом, пройдет через десять-пятнадцать Ваших друзей, придет к Вам, а Вы его не узнаете. Так ведь происходит? Таково свойство нашей, к сожалению, поврежденной природы, что мы, думая что-то приукрасить, исправить, порой искажаем суть. Поэтому и дорого читать чаще Священное Писание и святых отцов Церкви, чтобы просвещался ум. А когда ум просвещается и сердце очищается, то уже легче отделить пшеницу от плевел. Сразу почувствуете разницу.

– Вопрос телезрителя: «Есть такие понятия, как православный культурист, или спортсмен, или актер. Каждый дает этому свои оценки. Скажите, как Вы на это смотрите, как в этом разобраться?»

– Благодарю Вас за мудрый вопрос. Ситуация, как мне кажется, начиналась не сегодня и не вчера, а примерно с девяностых годов. Особенно люди старшего поколения помнят. В девяностые годы, когда изменилось отношение государства к Церкви, все больше людей стали открыто говорить о себе, что они верующие. Известные актеры, музыканты, писатели, художники, публичные люди стали давать интервью, в том числе в православных периодических изданиях. Рассказывали о себе, что они, оказывается, глубоко верующие люди, что у них есть знакомые священники, что они ходят в храмы, какому-то храму помогают. Я даже сейчас вспоминаю, как в девяностые годы некоторые бабушки, простосердечные, искренние, пережившие годы гонений, глубоко пожилые люди, с детской радостью воспринимали из газет или православных журналов такую информацию. Друг другу говорили: смотри-ка, такой писатель, режиссер, оказывается, верующий; такой-то ученый, оказывается, верующий.

И получается, что к настоящему времени, с девяностых годов по сей день, уже сложилось не совсем правильное общественное мнение, что можно называть себя открыто, публично верующим (даже не просто верующим, а православным человеком), а жить так, как хочешь, не пойми как. Жить так, как тебе нравится, делать так, как считаешь правильным, но позиционировать себя человеком православным.

И есть второй нюанс, на который тоже необходимо обратить внимание, чтобы вы не смущались, когда такое слышите. Люди порой путают профессию и образ жизни. Поэтому и появляются такие термины, как «православный культурист», «православный боксер», «православный рок-музыкант», православный еще кто-нибудь. Путаются причина и следствие. Профессия – это одно, а образ жизни – это другое. Православный человек – это в первую очередь тот, кто старается познавать волю Божию и по мере своих сил свою человеческую волю сообразовать с волей Божией, чтобы, взыскав волю Божию, жить по ней. Это самое главное. Православный человек – это тот, кто старается глубже осмыслить цель христианской жизни на земле. Он помнит, что мы на земле не останемся навсегда, что здесь наше временное поприще. Все, что мы здесь делаем, здесь же и останется. Наипаче надо очистить свою душу от страстей и приготовиться стать гражданином неба, Небесного Царствия. Вот что значит православный человек.

Разумеется, православный человек может быть и православным писателем, и актером, художником, режиссером, заниматься любыми другими видами деятельности, быть врачом. И в первую очередь, если ты православный человек, ты добросовестный врач. А вот из-за такого смешения, к сожалению, и происходит, что человек путает профессию и образ жизни. Получается, когда он дает интервью, такая путаница. Что значит православный боксер? Это не то что православный взгляд на тот или иной вид спорта, а наоборот: взгляд боксера на православие. То есть взгляд на православие с боксерского ринга. Он со своими особенностями. Взгляд актера, допустим, из актерской гримерной на православие свой. Тоже может быть со своими нюансами; может быть, в чем-то с иронией, высокомерием. Взгляд православного байкера – тоже свой. И когда находишься на съемочной площадке, где снимают фильм, например, про космических пришельцев, то и оттуда свой взгляд на православие. И оттуда свои представления, что в православии надо поменять.

Поэтому и получается, что все таковые люди, делясь «своим православием», не себя хотят менять, а изменить православие под себя. Допустим, вы можете увидеть статью или выступление: «Православный взгляд на театр и кино». Но на самом деле это не православный взгляд, а актерский взгляд на православие. Или какой-нибудь музыкант, который находится в окружении грохочущей рок-музыки, которая вышибает мозги (простите, даже если они есть), с такой позиции смотрит и говорит: в православии надо вот это менять, вот это и это. От этого происходит смущение. Поэтому я Вам могу посоветовать: когда слышите или читаете такое, ставьте небольшой вопросительный знак, и тогда Вам будет понятно. Может быть, это не православный взгляд, например, на психиатрию, а взгляд отдельного врача... Не православный взгляд на актерское искусство, а актерский взгляд на православие. И так далее.

– То есть это искажение, наверное, появляется, когда профессиональные ценности ставятся выше…

– Ставятся выше образа жизни.

– А если все занимает должное положение?

– Если все занимает должное положение, тогда никогда не бывает таких проблем. Как говорил очень мудро святитель Николай Сербский: когда Бог на первом месте, все остальное на своем. Но, как правило, тот, кто православный образ жизни ведет, не спешит где-то себя позиционировать. Он не говорит: я православный космонавт, православный шахтер, боксер, спортсмен. Он скромно делает свое дело, и делает добросовестно; за него говорят сами дела.

– Точно. Наверное, как раз это и вызывает смущение у подобных людей, кто нам звонит; сама формулировка не очень звучит.

– Не очень корректно.

– И снова хочу задать вопрос об искажениях тех или иных слов, понятий. Известен такой случай. Молодой человек двадцати шести лет очень категорично отказался от документов, от работы, не хочет создавать семью или принимать монашество и говорит, что таким образом он взошел на крест. К этому он призывает других людей. Родители его, мягко говоря, в недоумении. Может быть, Вам известны подобные случаи, как общаться с такими людьми? 

– Увы, к сожалению, известны такие случаи, когда люди (и не только молодые – и средних лет, и имеющие значительный жизненный опыт за своими плечами) ставят себя в оппозицию и современным документам, и вообще Церкви. Таким образом, самочинно призывают других взойти на крест, на который идут сами.

По поводу документов я бы сейчас не хотел говорить, потому что это отдельная, очень непростая и по-своему глубокая тема. Может быть, мы об этом отдельно бы поговорили. А я бы хотел в этой ситуации, с которой мне приходилось сталкиваться, обратить внимание вот на что. Как правило, такие люди призывают всех взойти на крест за собой. Человек убежден, что он монашеского креста нести не хочет, креста супружеской жизни тоже не хочет нести, считает, что времена уже последние, поэтому надо идти на мученичество. Самый главный вопрос: если человек искренне (а всегда хочется верить, что он искренне так думает) убежден, что таким образом он восходит на крест, то ему надо вспомнить, что святые отцы Церкви однозначно говорят: свой крест спасает нас, когда мы соединяем его с Крестом Христовым.

Об этом очень ярко и образно говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). У него даже есть одна проповедь как раз в неделю Воздвижения Святого Креста Господня. Дорогие друзья, если вы желаете, можете ее почитать. В ней он поясняет, что такое крест христианина и когда он спасительный. Святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает, что обычно, чаще всего, мы не хотим понести свой крест, а ищем кресты более легкие. Нам кажется, что у других людей кресты более легкие. Но поиск легких крестов – это проявление эгоизма, маловерия и недоверия Богу.

Но есть и другая крайность, на которую толкает враг. Это попытка взять крест выше сил, вымышленный, то есть крест нашего собственного воображения. В данной ситуации, о которой Вы сказали, как раз похоже на это: человек свой вымышленный крест мученичества на себя возлагает и хочет за собой повести других. В подобных ситуациях, как правило, близкие в недоумении, как Вы правильно отметили, пытаются такого человека уговаривать. Священники, если возможность есть, уговаривают, но человек думает, что он взошел на Голгофу, и никого не слушает.

Тут еще очень важный нюанс. Если ты считаешь, что восходишь на Голгофу, посмотри, как взошел на Голгофу Господь наш Иисус Христос, наш Подвигоположник, за Которым мы должны идти. Господь Иисус Христос преждевременно на страдания не шел. Если мы подробно почитаем Евангелие, был момент, когда после проповеди Спасителя в Капернауме иудеи наклонились, взяли камни, хотели Его побить камнями, и Господь говорит: «За какое доброе дело вы хотите побить Меня камнями?» Они говорят: «Не за доброе дело, а за то, что ты, будучи человеком, называешь Себя Богом». Господь им отвечает; и дальше написано: пройдя посреди них, удалился. То есть когда не было воли Божией, Господь Сам на страдания не шел. Именно тогда, когда была воля Небесного Отца, чтобы была принесена единственная Искупительная Жертва, тогда Господь взошел на крест.

И, взойдя на крест тогда, когда была воля Божия, находясь на кресте, как Господь Себя вел? Он молился Отцу Небесному за распинателей, которые находились внизу. Говорил: «Отче, прости им, не ведают, что творят». Казалось бы, если по-человечески рассуждать, Он молился за тех, кто не достоин молитв, кто Его о молитве не просил. Не ждали от Него никаких молитв, они только глумились и говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста, и мы в Тебя уверуем». Господь молится о них, то есть Его любовь простирается на этих людей. Взирая на Свою Пречистую Матерь, Господь и о Ней заботится, Ее вручает попечению апостола Иоанна Богослова, а все искупленное человечество вручает Ее материнской молитве.

А посмотрите, как поступает человек, восходящий, как он сам считает, на свой собственный вымышленный крест, который его воспаленное воображение ему построило. От документов отказываешься – ну да, это отдельная тема. Конечно, работать не хочешь или уже не можешь в силу того, что нет документов. В социуме работать не можешь. Пока живы родители или другие близкие родственники, они, может быть, и не разделяя твоего энтузиазма, тебя не оставят умереть с голоду, это понятно. Супружеского креста нести не хочешь, монашеского тоже. Насчет монашеского креста не дерзаю говорить, но могу предположить, что человеку, живущему в режиме монашеского послушания, богослужения, келейного правила, послушания, некогда, например, сидеть в Интернете и проповедовать.

Про супружескую жизнь, особенно когда многодетная семья, точно могу сказать: нет времени совершенно, порой даже грешить некогда. По-крупному грешить некогда. Вы не встретите многодетного отца или многодетную мать, чтобы она сидела на своей страничке, без конца посты выкладывала и призывала всех идти на мученичество за собой. «Не ходите туда, уходите из Церкви…» Когда открываешь страничку такого человека, видишь, в какое время он был. В то время, когда верующие люди на богослужении. Например, родительская суббота. Во время, когда люди на службе, получается, он сидит в Интернете и собирает посты со своими пламенными призывами взойти на крест. Когда люди на Божественной литургии, он опять, оказывается, сидит в Интернете.

 Господь Иисус Христос, находясь на кресте, молился за людей, а ты, получается, и трудиться не хочешь, креста супружеского нести не хочешь, монашеского не хочешь, а только сидишь в Интернете. Хороший крест, как вам кажется, дорогие друзья? Интересный крест. Вопрос в том, спасительный ли он.

– Как определить настоящий, невымышленный крест?

– Невымышленный крест тот, который Господь тебе предлагает подъять на свои рамена и понести. Тот крест, который наш, – это добровольное, терпеливое несение насмешек, оскорблений, недопонимания, обид, огорчений и ближних, и дальних. Все то, что на жизненном пути будет неизбежно, хочешь или не хочешь. Внутренний крест – это терпение самого себя. Терпение не в том смысле, что самому себе все прощать, а когда все больше и внимательнее ведешь духовную жизнь, благодать Божия открывает тебе собственные страсти (даже не сразу, а постепенно), и ты увидишь, какими только чудовищами не наполнено твое сердце, именно страстями. И вот – терпеливо бороться с этими страстями. Самого себя просто не вычеркнешь, не исправишь себя. Терпеливая борьба с самим собой – это тоже внутренний крест.

Терпеливое несение болезней, которые тоже Господь попускает на жизненном пути. Нет человека, который был бы совершенно здоров. Как иногда шутят мои знакомые православные врачи: есть люди необследованные, а здоровых нет. Нет человека совершенно здорового, и вот терпеливо нести крест болезни – это именно твой крест. Он у каждого свой. Не придумывать себе, не идти на какое-то вымышленное мученичество, когда тебя к этому не призывают. Кстати говоря, дорогие друзья, в продолжение ответа на предыдущий вопрос: даже в истории Церкви мы знаем случаи, когда человек, самочинно пойдя на мученичество, при виде орудий пыток надламывался и отрекался от Христа. То есть благодать Божия отступает от гордеца, и он сам выдержать мук не может.

– А противоположный случай – когда…

– Когда Господь призывает на крест, Он и дает силы, потому что мы тогда взираем на Него и идем за Ним. Он укрепляет.

– То есть крест диктуется обстоятельствами жизни?

– Да.

– Что бы Вы сказали, если бы Вам довелось встретиться с подобным человеком, который взял на себя воображаемый крест?

– Видите ли, в чем нюанс, такие люди не слушают ничьих советов. Я могу поделиться своим маленьким субъективным опытом. Как правило, такие люди советов не слушают. Священников они однозначно не слушают, потому что убеждены, что любой, кто призывает тебя сойти с креста (вымышленного), – это слуга антихриста. Поэтому если такому человеку вежливо, корректно, деликатно пытаться что-то говорить, все равно убедить практически невозможно. Но я все-таки посоветовал бы, может быть, сказать: давай посетим какого-нибудь человека. Буквально вчера даже пришлось причащать тяжело больного человека, умирающего от онкологии. Рак легких, метастазы пошли в голову, и вся правая часть тела парализована. Он даже левой рукой еле-еле пытается перекреститься. Вот когда ты увидишь человека, который на самом деле на кресте, не вымышленно, а на самом деле, посмотришь, как ближние вокруг него крутятся, пытаясь ему помочь… Вот, например, крест священника. Устал или не устал, хочешь не хочешь, можешь не можешь, ты должен прийти, этого человека пособоровать, исповедовать, причастить. И сказать бы такому юному революционеру, который восходит на крест сам впереди всех (и главное – всех за собой ведет): пойдем вместе помолимся во время соборования, и ты увидишь, как люди страдают. А главное, безропотно страдают. Чтобы он посмотрел, какой крест настоящий.

– Вопрос телезрительницы: «Как Вы думаете, был ли смысл так протестовать против фильма „Матильда“, если было понятно с самого начала, что он выйдет на экраны? И что Вы посоветуете почитать о царской семье?»

– Благодарю Вас. Глубоко убежден, уважаемая собеседница, что благоразумный протест верующих людей против кощунства всегда имеет смысл. Прежде чем на Ваш вопрос непосредственно ответить, необходимо подчеркнуть, в чем принципиальная разница протеста верующего человека от протестов неверующих людей против любых явлений современной жизни. Верующий человек всегда понимает, что мы живем в Промысле Божием, что над нами Бог, что без воли Божией ничего в жизни не происходит. И даже если Господь попускает какое-то зло, беззаконие, то попускает ровно настолько дозированно, насколько нам по силам. И обязательно это зло приведет к добрым последствиям. Поэтому верующие люди, протестуя против любого беззакония, всегда это понимают. Они по-человечески делают все, что могут, а остальное предоставляют на суд Божий. Как в Священном Писании Господь говорит: Мне отмщение, Аз воздам.

Верующий человек не пытается обезличить, лишить свободной воли другого человека. У всех нас есть свободная воля, кто-то поступает так, кто-то иначе. Верующий человек чужую свободу не отнимает, но он может засвидетельствовать, сказать: лучше так не делать, потому что это нарушение воли Божией, это неправильно, это греховно. Верующий человек может сказать и может своим собственным примером показать что-то: допустим, не участвовать в беззаконии. Вот благоразумные пределы протеста верующих людей. В такой форме протест против того кощунственного фильма, который Вы сейчас упомянули, несомненно, имел смысл.

Все мы прекрасно понимали, что все новое выйдет на экраны. Почему протест имеет смысл? Потому что, во-первых, это наше исповедание веры, ведь фильм касался человека, прославленного в лике святых. Второй момент – борьба за историческую правду. Историческая правда такова: последний российский император, святой царь-мученик Николай любил только свою супругу. Никакого любовного треугольника в его жизни не было никогда, никогда своей супруге он не изменял. Он ее полюбил, когда она была еще 12-летней девочкой, принцессой Алисой Гессенской. Терпеливо дождался того момента, когда родители благословили их супружеский союз, было венчание. И дальше всю жизнь они прожили в любви, он был достойнейшим мужем, образцовым отцом, и даже смерть не могла их разлучить.

Третий момент борьбы верующих людей заключался в том, что благодаря этим протестам люди, которые не были знакомы с данной тематикой, получили возможность узнать и задуматься. Была просветительская цель. Есть люди, которые задумались и отказались добровольно подставлять свою голову под ведро культурных помоев, которые на них хотели вылить. Сознательно отказались в этом участвовать.

Четвертый момент, почему протест должен был быть и к чему привел. Как говорил преподобный Паисий Святогорец, во всех подобных ситуациях пшеница отделяется от плевел. У него есть такая фраза: люди просеиваются как через решето, становится понятно, кто есть кто. Есть человек, который говорит: «Я весь фильм смотрел и ждал, когда же я увижу оскорбление чувств верующих, – и не увидел». Так если чувства верующего внутри нет, то и оскорбления не увидишь. Когда у тебя есть внутри чувство как у верующего человека, то ты сразу увидишь разницу. Актера, человека морально разложившегося, порноактера, выбирают на роль великой, масштабной личности, каким был последний российский император. Сразу почувствуешь разницу. А кто-то будет говорить: «Я посмотрел и не вижу, где здесь оскорбление чувств». Значит, этих чувств у тебя просто нет. То есть четвертый момент – определяется, кто есть кто, поэтому польза в этом, несомненно, есть.

Что можно почитать о царственных мучениках? В первую очередь самое полезное было бы – письма царственных мучеников друг другу. В эпистолярном наследии человек открывается по-особенному, открывается его внутренний мир. Также дневники. Как правило, каждый пишет дневник ведь для себя, не для публикации. В дневниках особенно видна эта чистота души, глубокое внутреннее благородство, отношения царственных мучеников между собой. Дневники и письма опубликованы благодаря трудам добросовестных исследователей, в том числе наших современников. Это Петр Валентинович Мультатули, известный современный историк, публицист.

Очень хорошо и полезно было бы почитать книгу, изданную Сретенским монастырем, которая так и называется: «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных». Это воспоминания всех, кто непосредственно с ними соприкасался, кто их любил и по-настоящему знал, кто разделил вместе с ними их Голгофу, мученическую смерть. В их воспоминаниях, которые остались, мы тоже узнаем больше о царской семье, кто они были на самом деле. Сергей Сергеевич Ольденбург – тоже есть очень хорошая его книга о жизни и царствовании государя Николая II, святого царя-мученика. И также книга (автор Ольга Чернова) «Верные до смерти»; это биография всех, кто вместе с государем взошел на Голгофу.

– Вы сказали, что если человек несет настоящий, невоображаемый крест, у него нет времени на активную жизнь в соцсетях, на публичную огласку своих взглядов. Возникает такой вопрос. Благоразумно ли предавать публичной огласке свои грехи? 

– А чаще всего грехи ближних и любят оглашать. Интернет – это самый первый помощник любому из нас, если мы хотим что-то узнать плохое о наших ближних. Там о любом человеке можно узнать все что угодно, а чаще всего плохое. Вообще человеку, который ведет полноценную духовную жизнь (в многодетной семье, например; в монашестве однозначно), некогда проводить время в праздности. Потому что он должен помнить слова великого подвижника, жившего на рубеже V–VI веков, преподобного Исаака Сирина: праздный ум – это седалище дьявола. Когда ум в праздности, то сразу же дьявол восседает на этом уме, а плоды дьявольской деятельности – это осуждение, клевета, праздное любопытство, узнать, кто как грешит, кто чем занимается. И все это растрачивает, прожигает душевные силы и драгоценное время. Действительно, человеку, который заботится о своей душе, некогда всем этим заниматься.

– Вопрос телезрительницы: «Сейчас нередко даже верующие люди говорят: что будет, то и будет. Какой смысл молиться, бороться со злом, сопротивляться, все равно все пророчества сбываются? Правильно ли так размышлять?»

– Я отвечу Вам даже не своими словами, потому что мое мнение может быть и неправильным. Я зачитаю цитаты преподобного Паисия Святогорца, из его второго тома «Духовное пробуждение». Потому что сестры монастыря в честь святого апостола Иоанна Богослова примерно такой вопрос однажды ему задавали. Думаю, Вам будет полезнее услышать, что преподобный Паисий на это ответил.

«Сегодня мы живем во времена Апокалипсиса, и не нужно быть пророком для того, чтобы это понять. Все идет одно за другим. Мы не знаем, что нас ждет, это видно из положения, господствующего в мире. Поэтому сейчас, как никогда, нам нужно сильнее опереться на молитву и сразиться со злом молитвой».

Заметьте: не митингами, не выступлениями, не какими-то своими действиями, а именно молитвой.

«Это единственный выход. Будем просить Бога пожалеть Свое создание, хоть мы и не стоим того, чтобы Он нас жалел. Люди не смогут прийти ко взаимопониманию. Каждый станет делать то, что взбредет ему в голову. Исполнится то, о чем пророчествовал святой Косма Этолийский: „Надо будет долго идти, чтобы встретить человека, а те, кто останется в живых, будут есть золотыми ложками“. Конечно, у некоторых есть помысел (смотрите, примерно как Ваш вопрос): „Какая же польза от молитвы, раз пророчества все равно исполнятся?“ Да, Бог знает, что события разовьются именно так, но мы молимся для того, чтобы зло было менее болезненным и не получило распространения. Поэтому и в Евангелии говорится, что ради избранных дни сократятся. Например, на войне сила молитвы совершает чудо, больше людей остается в живых, а жертв, наоборот, бывает меньше. От всего этого люди получают духовную пользу, становятся верующими и в хорошем смысле изменяются.

Дело нешуточное. Чудо уже то, что до сих пор мир не взлетел на воздух. Да прострет Бог Свою руку – весь мир зависит от трех-четырех людей, его судьба находится в руках нескольких сумасбродов. Прямо по пословице: конь с конем бьется, а копытом курам достается. Так оно и есть. Когда начинается заваруха между большими государствами, то несправедливости сыплются на головы несчастных маленьких. Брыкаются большие, а рушатся маленькие. Необходимо много-премного молитвы, чтобы Бог просветил власть предержащих, потому что они, если захотят, могут разрушить мир. Но Бог очень легко может немного просветить и их. Если же Он просветит кого-то одного, то стоит ему только отдать соответствующее распоряжение, как все поменяется».

Я зачитал слова из второго тома «Духовное пробуждение», из главы, которая называется «О молитве, оружии крепком». Если у вас такая книга есть, дорогие друзья, рекомендую почитать, что дальше в этой главе говорит преподобный Паисий. То есть молитва необходима. Когда мы молимся, то зло не получает такого распространения.

– И никакие митинги, выступления не могут изменить…

– Это действия людей, которые не на Бога уповают, а на свои силы. Когда человек на Бога уповает, он обращается к Богу и просит у Него помощи, вразумления, потому что бывают ситуации, когда надо действовать, решительно защищать веру – словами, своим собственным примером. А бывают моменты, когда надо помолиться, и Господь вмешивается Сам.

И мы, к сожалению, забываем в силу своей горячности, страстности, что самое лучшее противление злу – это собственный пример, собственное неучастие во зле. Вот почему все святые отцы Церкви однозначно говорят: хочешь помочь спасению мира – спасай свою душу. Преподобный Паисий говорит в своем первом томе «С болью и любовью о современном человеке»: приведя себя в порядок, ты приведешь в порядок и Церковь; если ты самого себя приведешь в нормальное духовное состояние, ты поможешь всему миру. От одного человека зависит и спасение мира, и его погибель.

– Да, и не будешь об этом писать в соцсетях.

– Да, человеку, который этим занимается, некогда в соцсетях писать: «Я занимаюсь спасением мира». Твои дела покажут, что ты этим занимаешься. Вот великие старцы нашего времени отец Кирилл и отец Наум… они же не были в соцсетях.

– Даже представить невозможно…

– …чтобы они где-то на рок-концерте выступали, к чему-то кого-то призывали; или на мотоциклах ехали впереди колонны… Молились за мир, а мир шел к ним.

– Хочу еще задать Вам вопрос о благоразумном отношении к количеству информации. Сейчас очень большой поток различных книг, фильмов, передач. Может быть, человек из лучших побуждений хочет что-то и почитать, и посмотреть, но у него не остается времени на то, чтобы эти благие мысли, благие идеи воплотить в жизнь. Как установить необходимую меру информации? 

– В частности, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: если читаешь святых отцов, надо читать тех, которые говорят о том образе жизни, что ты ведешь. Если ты в общежительном монастыре, – читай тех отцов Церкви, которые учили, как спасаться в общежительной обители. Для отшельников – читать произведения тех, кто стал отшельником.

Для живущих в миру (основная масса людей живет в миру) – читать тех святых отцов, которые учили, как спасаться, живущих в миру. В частности, это святитель Иоанн Златоуст, его замечательные проповеди. А также читать многих подвижников веры нашего времени – игумена Никона Воробьева, преподобного Паисия Святогорца, воспоминания отца Иоанна (Крестьянкина). Даже была неоднократно издана книга его писем. То есть читать то, что полезно. Надо уподобиться мудрой пчеле. Пчела понемножку берет с каждого цветка. Она, когда садится на цветок, не собирает весь нектар с этого цветка, а берет немножко и относит его, потом прилетает и еще берет немножко. Главное – не обилие информации, а то, чтобы ее применять в жизни и исправляться.

Например, преподобный Паисий Святогорец, когда отвечал людям на вопросы и видел, что люди просто задают вопросы, но не собираются применять их в жизни, иногда с глубокой скорбью вздыхал и говорил: я удобряю песок. То есть говорю, а мои слова уходят, как вода в песок. Человек послушал, потешил свое тщеславие, потом вернулся и сказал: я был у геронды Паисия, он мне сказал то-то… И дальше человек фантазирует, говорит: он оправдал мой образ жизни. Вот и все. Поэтому – лучше дозированно, но применять к жизни.

– Спасибо Вам большое! Я знаю, Вы хотели еще процитировать…

– На прощание, дорогие друзья, хочу вам зачитать одно интересное высказывание, наставление преподобного Паисия Святогорца. Пусть оно окрыляет, согревает вашу душу и укрепляет вашу веру. Вот как говорил преподобный Паисий о пользе доброго общения.

«Будьте между собой дружны и согласны, будьте духовно подготовлены и отважны, будьте единым телом и ничего не бойтесь. Помогает и Бог. Возделайте духовную любовь, имейте ее такой, какую питает мать к своему ребенку. (У матери к ребенку жертвенная любовь.) Пусть отношения между вами будут братскими, пусть живет среди вас жертвенность. А трудные дни мы потихонечку переживем.

Мы, монахи, понятно, уходим из мира и оставляем знакомых и родных ради того, чтобы войти в великую семью Адама и Бога. Но миряне должны поддерживать отношения с живущими духовно родственниками и знакомыми, для того чтобы помогать друг другу. Если христианин, подвизающийся среди мира, поддерживает связь с людьми духовными, то ему есть на кого опереться. Как бы духовно ты ни жил, добрый круг общения (особенно в наше время) необходим.

 Связь с людьми духовными очень (даже в большей степени, чем духовное чтение) помогает христианину, потому что эта радость духовного союза пробуждает в нем сильное рвение к духовным подвигам. Хорошо также, если и на работе, на службе духовные люди знакомы друг с другом для того, чтобы они могли друг другу помогать. Например, среди сотрудников может возникнуть какая-то проблема, и понадобится взаимная поддержка. Если люди духовные не знают друг друга, то они могут и не решиться заговорить между собой».

Вот видите, дорогие мои друзья, как важно духовное общение. А православный телеканал «Союз» – это и есть возможность для духовного общения. Можете смотреть эти передачи, можете позвонить и задать вопрос, можете просто послушать. Духовное общение позволяется благодаря этому удивительному телеканалу. Поэтому мы вас и призываем, дорогие друзья, если у вас есть возможность, поддержите телеканал «Союз», чтобы это духовное общение продолжалось дальше и дальше. Храни вас всех Господь!

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать