Беседы с батюшкой. Жизнь как служение Богу и Его Церкви

30 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В студии  телеканала «Союз» – выпускник Санкт-Петербургской духовной академии,  клирик Салехардской и Ново-Уренгойской епархии –  кафедрального собора Святых Апостолов Петра и Павла г. Салехарда священник Андрей Бондарев.

– Отец Андрей, очень радостно приветствовать тебя в студии –  мы с тобой однокурсники, старые друзья, давно знаем друг друга. И вот Господь сподобил нас беседовать в одной студии. Здравствуй, дорогой друг!

– Здравствуй, Михаил. Здравствуйте, дорогие телезрители!. Господи, благослови  –  заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

– Благодарю, отец Андрей. Для начала хотелось бы сегодня, в день выпускного акта в нашей родной Санкт-Петербургской духовной академии, поздравить выпускников с выпуском и началам большого плавания и сказать ребятам, отцам несколько добрых слов.

– Дорогие друзья (именно друзья, мы с вами сидели за одной партой, в одной аудитории, в одной трапезной и проходили этот путь вместе:  всего лишь год назад я был на вашем месте, стоял, как и вы, в актовом зале, где мне вручали долгожданный диплом – аттестат, с одной стороны, духовной зрелости, с другой – зрелости человека), уже завтра вы покинете родные стены духовной академии и встанете на совершенно новый путь, неизвестный, во многом пугающий своей неизвестностью, но путь, который Бог выбрал лично для вас. Это, наверное, одно из самых важных событий в жизни будущего священника – момент расставания со своей дорогой родной матерью-школой. Думаю, что он запомнится вам навсегда.

В этот день хочу предложить вам вспомнить весь этот путь: от момента, когда вы принесли свои документы для поступления в академию, сдавали вступительные экзамены, волновались и сильно переживали,  и до этого дня. Сегодня этот путь заканчивается, начинается новая глава истории вашей жизни. Пусть Господь Своей благодатью укрепляет вас, и пусть полученный вами залог развивается и растет. Ведь любая академия или семинария – это такой духовный монастырь, приходя в который, студент берет на себя послушание, что ему вверяет Церковь. Это послушание – учеба, и это очень важное служение Богу –  Господь повелевает Своим ученикам: идите, крестите и научите. В ваши руки Господь вложил оружие знания веры, способное возродить души людей и вскормить в них знания, понимание и опыт  общения с Богом, понимания Бога, вúдения Бога.

На вас очень большая ответственность, возложенная Богом и Церковью, и большая Россия ждет сегодня именно вас. Ведь выпускается не так много семинаристов и не так много людей владеет  информацией, которую получили вы. Воспользуйтесь этим случаем – нести слово Божие в полноте отдачи, в полноте любви, –  и Господь возрастит в вас этот залог, это семя, посеянное в вас, и поможет вам вырасти как проповедникам, как делателям Царствия Божия. И в этом прекрасная весть для вас, большая духовная радость. Поэтому порог, который вы переступаете сегодня, можно сказать, ключевой в вашем новом пути, вашем новом делании.

– Спасибо, отец Андрей, за это благословение нашим дорогим друзьям, отцам, братьям и сестрам –  есть выпускницы регентского и иконописного отделений, которые сегодня тоже отправляются в это большое плавание и будут служить Богу кто как призван.

Год назад ты закончил Санкт-Петербургскую духовную академию и был направлен на служение на Крайний Север. Чрезвычайно интересно и важно, что ты сегодня можешь поделиться опытом этого служения. Расскажи, пожалуйста, как для тебя все начиналось.

– Я начну с того, как вообще зародился  проект распределения. Это произошло 2 года тому назад, после визита Патриарха в эти далекие, крайние епархии:  Святейший Патриарх Кирилл объездил много северных епархий, на своем опыте ощутил большой контраст с центральными регионами России в нехватке священнослужителей –  и создал этот проект распределения выпускников. Мы были вторым потоком священников, поехавших на Крайний Север. В епархию, куда меня Бог направил, в предыдущем году уже приехал первый студент из Санкт-Петербургской духовной семинарии, в этом году он уже отработал назначенный ему срок, и для него эта глава уже закрыта. Я нахожусь на середине пути: позади ровно год, и за это время можно сделать некоторые выводы, какую роль играет это распределение в оживлении духовной жизни на Крайнем Севере.

Крайний Север – район, отличающийся тем, что он очень сильно дистанцирован от центра – интеллектуального, духовного центра России, и это очень чувствуется. В период существования Советского Союза многих выпускников ведущих университетов распределяли как раз на Крайний Север, и мы можем исторически увидеть, как это влияло на развитие отдаленных регионов, как эта молодая сила, молодой энтузиазм может повлиять на положение вещей. Сегодня мы тоже обратились к этому механизму: молодые сердца, еще горящие, еще ярко воспринимающие все церковные события, всю церковную жизнь, попадают в края, где существует колоссальная потребность в них.

Я как раз один из таких молодых священников. Прибыв на Крайний Север, я стал свидетелем жизни, которая протекает не только в его крупных городах, но, в первую очередь, в небольших отдаленных поселках. Для молодого пастыря, как мне кажется, крайне важно увидеть именно эту сторону современной России – самую тяжелую и самую нуждающуюся:  в Евангелии мы слышим слова Христа о том, что Он пришел не к здоровым, а к больным. Как раз отдаленные места – это места, где свет Христов еще не светил.

Во многих поселках еще нет храмов, а там, где они есть, еще нет делателей. К сожалению, во многих поселках священник бывает только раз в год, и, конечно, за  1–2 дня он не успевает совершить свой труд – донести необходимую информацию, показать свой собственный пример, поделиться своим опытом переживания Богом. Это сложно сделать просто физически. Поэтому для меня было очень важно столкнуться именно с этой стороной церковной жизни.

Когда я впервые попал в такие отдаленные поселки, я почувствовал себя как бы студентом, окончившим медицинский факультет и попавшим на передовую фронта, где люди погибают, где они нуждаются в скорой помощи. Я почувствовал большой зов людей к Богу и нехватку тех людей, кто мог бы этот зов утолить. К сожалению, после распада Советского Союза люди, проживающие на Крайнем Севере, не встретили объятий Церкви, не встретили священника, который мог бы их обнять и «поделиться» с ними Богом. И это привело к таким тяжелым ситуациям, что люди стали обращаться к лжеучениям, начали выписывать книги, далеко отстающие от истины Христовой, и стали их читать, изучать. Сейчас, посещая поселки, мы встречаем людей, прошедших тяжелый опыт лжеучений, который сильно сказался и на их здоровье, и на их жизни, и внутренне повредил их.

Другая беда Крайнего Севера – это алкоголь. Это большая беда вообще всей России, но на Крайнем Севере, где нет священника,  могущего остановить хотя бы некоторую часть тех, кто становится на этот путь, она принимает очень крупные масштабы. Самое тяжелое, что пришлось увидеть, – дети (а их сейчас очень много на Крайнем Севере – начальные школы переполнены) родителей, вставших на этот путь. Мы призваны остановить этих детей. Они еще очень чисты, очень наивны. Дети тундры – это вообще особенные дети. Они не видели множественных путей отвлечения внимания, которые имеет современная молодежь: интернет, компьютерные игры, различные поп-культуры, течения, движения – всего этого в тундре нет. Они действительно предрасположены принять весть о Христе и беспрепятственно реализовывать ее в своей жизни. К сожалению, именно этим детям сегодня и недостает этой информации. Как только можем, мы приходим в школы и общаемся с детьми, но встретиться и что-то рассказать им о Христе и Церкви мы можем, к сожалению, только раз в полгода, год.

Мне кажется, очень важно дать этому новому поколению Крайнего Севера оружие духовное – Священное Писание, таинства Церкви, привить им знания, интерес и любовь к Богу, чтобы они могли возродить эти далекие места, где им жить. Они могли бы многое сделать, только сегодня нужно успеть воспользоваться временем, что дает Бог, – воспользоваться их детством, чистотой. И именно через это время Бог может дать большой урожай, если мы приложим необходимые усилия.

– Ваши слова очень важны, и мы еще скажем об этом –  наверное, найдутся на просторах нашей страны энтузиасты из верующих людей, кто захочет помочь этой земле и людям. А сейчас такой вопрос: насколько совпадают ожидание и реальность служения? Когда мы учились в духовных школах, у нас были одни ожидания, мы каким-то образом представляли свое служение. Когда ты сподобился священного сана и приехал на землю Крайнего Севера, чтобы осуществлять это служение, что ты заметил внутри себя, как начал его переживать, что тебе открылось, может быть, какие-то сомнения и ожидания развеялись и пришло что-то новое?

– С одной стороны, хочется рассказать о своем взгляде человека, который строит планы, пытается охватить будущее со своей человеческой точки зрения. Конечно, студент, особенно когда он близок к выпуску, рвется в бой, представляет, как он завтра выйдет на свой путь и начнет менять поселки, города, менять общество к лучшему. Но когда молодой священник начинает трудиться, он наталкивается на высокую стену непонимания людей, может быть, их непонимания и незнания. Особенно это видно, когда человек впервые приходит на Исповедь. Это может быть человек, который уже длительное время ходит в храм, но не изучает духовной литературы, чьи  знания о Христе, о Церкви, Боге заканчиваются на непонятных ему словах службы на славянском языке.

К сожалению, люди сегодня не имеют навыка самостоятельно трудиться над своим духовным развитием  – изучением своей веры. Ведь изучение веры – это тоже в каком-то смысле молитва. Нам, православным христианам, очень важно понять, что чтение Священного Писания в глазах Божьих – это тоже молитва. Ведь молитва – это обращение нашего духовного взора, нашей мысли, данной нам Богом, в сторону Бога. Всякий раз, когда мы обращаем наш взгляд в сторону Бога, это и есть молитва. Видите, какие разные образы молитвы существуют – не только богослужение, но и чтение Священного Писания, когда мы снова и снова видим мысленным взором слова Христа, Его поступки. Мы обращаем взор к апостолам, первохристианам, и все это очень важно.

Священник встречается с тем, что люди ждут от него, что именно он может решить все их духовные проблемы в каком-то десятиминутном разговоре на Исповеди. И это проблема – священник, к сожалению, не способен пробить стену непонимания человека, не имеющего опыта приобщения к церковному преданию. Конечно, это совсем иная ситуация, нежели я себе представлял. И это немного умеривает пыл священника – бывшего семинариста: трудности его обезоруживают. По крайней мере, я в своей ситуации почувствовал, что не способен в короткие сроки найти инструменты, чтобы заполнить пустоту непонимания, неопытности людей. Священник, к сожалению, в этот момент только начинает призывать людей к тому, чтобы они становились на путь духовного самоделания, саморазвития.

Для меня встал вопрос, что делать с о множеством  людей, нуждающихся в большом внимании. Ведь священник ограничен во времени, когда встречает большое число людей необразованных, и не может заполнить всю пустоту;  у священника есть определенный лимит духовных внутренних сил, духовного потенциала. В тот момент, когда я столкнулся с этими сложностями, я с чувством более глубокой ответственности обратился к Богу в молитве. Я понял, что запас любви в моем сердце ограничен, запас терпения к этим людям, запас пламени свидетельства о Христе ограничен и может скоро закончиться.

И для меня как молодого священника очень важно сохранить те обеты, которые я давал совсем недавно, – буквально несколько дней назад я праздновал год своего пребывания в священном сане. Я вспоминал этот день, те слова, что говорил Богу, держа руку на Евангелии на святом престоле, слова, страшные для человека, – обещание посвятить свою жизнь до конца и без остатка Богу, посвятить себя служению людям, отдать себя. И самоотдача священника должна проходить с большой любовью к людям. Когда священник с любовью приходит к малым народам, пребывающим в язычестве, в непонимании русской культуры, Православия, христианства, чтобы обратить их сердца к Богу, необходимы большое терпение и большая любовь. И я сделал для себя выбор, что священник должен непрестанно пребывать в молитве, непрестанно пребывать в просьбе к Богу, чтобы этот малый дар любви, который есть у священника, Господь обратил в большую реку любви, большую реку внимания. Именно это стало для меня большим открытием на пути, что выбрал я и что открыл мне Бог.

– Пользуясь сетью интернет, мы можем видеть, как ты трудишься. И большое спасибо, отец Андрей, за то, что ты делаешь фотографии, снимаешь  небольшие видео с комментариями и так рассказываешь о своем служении. Это действительно может многих вдохновить. Бывает, что человек пребывает в  губительной для себя праздности, помышляет, что ему делать со своей жизнью, и когда видит пример такого служения, это, конечно, вдохновляет. Можно несколько слов: в чем заключается твоя миссионерская работа?

– Жизнь современного миссионера делится на несколько важных частей: служение в том месте, где ты находишься постоянно, и миссионерские поездки – выезды в отдаленные поселки, тундру, общение с людьми, которые по разным причинам не могут приезжать в большие города и приобщаться к церковной жизни. Приезжая в тундру, а за последний год в нашей епархии было организовано несколько крупных поездок в отдаленные поселки, мы встречаемся с людьми, уже ведущими церковную жизнь, но по причине того, что они отрезаны от своих приходов, не могущими реализовать ее. Это люди, приехавшие на заработки, те, кто приехал учить в школах детей, медицинские работники, то есть те, кто отдает свою жизнь на то, чтобы помогать людям на Крайнем Севере. И они остаются без духовного окормления. Мне приходилось встречать целые семьи, приезжающие на Крайний Север, и, к сожалению, не находящие там священника и часто даже храма. Такие люди с особой радостью встречают нас, когда мы приезжаем, возможно, раз в полгода, а, может быть, раз в год. Конечно, они очень рады тому, что могут наконец побывать на службе, причаститься, особенно в большие православные праздники.

Но есть и другой контингент людей – никогда не видевшие и не слышавшие священника и не приходившие в храм. Это люди, живущие в тундре, – малые народы России. Очень много таких людей живет как раз в регионе, где я прохожу свое служение, это ненцы, ханты – коренные народы. Предки многих из этих людей до революции были крещены, они уже были знакомы с Православием, встречались со священником, бывали в храме. Но, к сожалению, события, произошедшие в нашей стране ровно сто лет назад, прервали всю работу, которая была тогда проведена. С удивлением находишь в домах старинные иконы XIX века, многие носят русские православные имена,  в их роду сохранилось знание, что их дедушки, бабушки, прадеды были крещены, были православные. Поэтому некоторые из них сейчас с доверием обращаются к священнику. Но, к сожалению, проведенная атеистическая работа многих отвратила от Православия. Часть их них воспринимает русского проповедника как что-то чуждое. Поэтому необходим большой труд, большая любовь и большое терпение к ним.

Во время обучения в семинарии и академии Бог дал мне возможность увидеть православную миссию в разных местах. Однажды мы ездили в отдаленную страну Таиланд, где общались с миссионерами, ведущими свою миссию среди людей, вообще мало знакомых с христианством. Я увидел примерно такую же картину: когда перед тобой огромная страна и множество людей, совершенно не знакомых с Православием. У меня был  и опыт посещения Якутии, где мы бывали в отдаленных деревнях, где люди не слышали и не видели ничего связанного с христианством. Хотя в некоторых поселках и стоят храмы, но в них по 90  лет не проходила служба. В одной отдаленной якутской деревне мы служили в храме, где до этого 90 лет не было Литургии, и это был удивительный духовный момент: в храме, где теперь располагался музей краеведения, зазвучали православные песнопения и была совершена Божественная литургия.

Поэтому я уже встречался с такой ситуацией, но совершенно иное, когда ты остаешься один на один с этим народом, когда у тебя всего 2 дня, чтобы что-то сказать, объяснить, чем-то поделиться с этими людьми. Это совершенно другой уровень ответственности, другой уровень погружения в эту культуру. Именно в этот момент чувствуешь себя немного обезоруженным, конечно, сказывается нехватка опыта и внутренней работы. Но, мне кажется, для священника очень важно в самом начале служения увидеть такое проблематичное и широкое поле деятельности, чтобы он понял всю серьезность духовной ситуации в современной России, увидел, как бывает, когда нет Бога, нет храмов, нет священник. Мне кажется, это очень важно.

– Абсолютно согласен. Хотя я могу наблюдать за ситуацией только со стороны, но даже невооруженным глазом видно, какое это непаханое поле.

– Я бы хотел сказать несколько слов  ребятам, которые несут свое служение в районах Крайнего Севера. Я хочу призвать вас освящать то, что вы делаете. Священник и мирянин, находящиеся в таких районах, одновременно являются своего рода военными корреспондентами, только на войне духовной. Как важно, когда военный корреспондент, погружаясь в районы боевых действий, показывает, что происходит на самом деле. Тогда люди, видя всю тяжесть ситуации, могут предпринять  более решительные шаги, могу оказать более серьезную помощь. И православный корреспондент сегодня не менее нужен: крайне важно, чтобы люди узнали, увидели, что происходит на самом деле, тогда это совсем иначе коснется их сердец. Может быть, Господь через ваш короткий сюжет коснется сердец тех людей, которые решат посвятить, может быть, какое-то небольшое время своей жизни тому, чтобы потрудиться в этих краях и что-то изменить к лучшему.

– Очень правильный призыв, поскольку сегодня любой человек, пользующийся мобильным телефоном, может и снять видеосюжет, и создать свой видеоблог. И такие примеры действительно могут стать добрыми семенами среди множества плевел. Я имею в виду так называемый контент, где существует довольно много непонятно для чего снятых, бесполезных видео. Хотя среди современных видеоблогеров есть очень толковые люди, но есть и те, кто занимается непонятно чем.

На просторах Ютуба, социальных сетей, в поисковиках мы  находим примеры, подобные тем, о которых мы говорим, –  я был свидетелем, что они вдохновляют даже того, кто, казалось бы, безучастен к церковной жизни.  Один человек сказал мне: теперь я вижу, что есть делатели. Может быть, насчет Церкви он имел какие-то предрассудки, но сюжеты подобного рода могут такие предрассудки разрушить.

– Мы живем в удивительное время, когда в наших руках очень сильные, влиятельные информационные инструменты. Раньше миссионер не мог преодолеть дистанцию и время, сегодня мы можем преодолеть их очень легко и просто. В руках священника всегда было перо, он мог написать книгу, которая останется в веках и будет изменять будущие поколения. Сегодня у нас есть и новые инструменты, чтобы повлиять на ситуацию – как раз видеоблоги могут объединить нас в нашем делании, дать добрый пример, зарядить человека, показать, что о труде можно не только размышлять, но можно его реализовывать в очень глубоком, широком смысле. Если сегодня православные миссионеры возьмут в свои руки этот инструмент, это может во многом изменить ситуацию на Крайнем Севере.

– Пожалуй, стоит обратить этот призыв и к людям, которые не являются церковнослужителями, но неравнодушны,  видят в себе силы что-то сделать и изменить.

– Когда мы учились в семинарии, буквально на первом курсе, у нас был предмет  – журналистика. В течение полугода мы должны были написать 6 небольших художественных статей, которые надо было обязательно где-то опубликовать. И сегодня для каждого православного пастыря открыты просторы, может быть, не крупных изданий, но хотя бы социальных сетей, где мы можем поделиться этим знанием.

Миряне, смотрящие такой контент, тоже могут поучаствовать в этих трудах. Ведь, к сожалению, часто думают, что только священник может приехать на Крайний Север и что-то изменить к лучшему. Но я уже встретил там людей, простых мирян, проводящих работу с детьми, рассказывающих им о Православии. Ведь чем больше звучит голосов, чем больше проводится уроков, лекций, чем больше информации, тем быстрее развивается это дело и тем больше душ меняется.

Поэтому я хочу обратиться в этот день к тем, кто, может быть, не имеет систематического образования и не учился в духовных семинариях, но уделяет много времени духовной литературе, впитывает духовные знания. Если у вас есть стремление послужить Богу, есть время и возможность, вы можете обратиться в любую северную епархию, связаться с ее управлением, миссионерским отделом, молодежью, которая занимается там этим трудом, и просто спросить, что вы могли бы сделать. Может быть, собрать миссионерскую группу и просто приехать на неделю, увидеть этих детей тундры, этих несчастных кочевников, которые сегодня приобщаются к русской культуре, к сожалению, не с лучшей ее стороны, начинают брать худшее: они выбирают местом встречи алкогольный магазин, вместо того чтобы встретиться со священником, встретиться с русской литературой, какими-то духовными явлениями. Этим людям очень важно сегодня показать, что Россия – это нечто большее, чем промышленность, чем добыча нефти и газа на Крайнем Севере, больше, чем вахтовики, приезжающие туда зарабатывать деньги. Показать, что Россия не только использует Крайний Север, но что Россия – это и большое христианское сердце,  не безразличное, не равнодушное, но способное обнять и поделиться любовью.

Здесь много людей, по-настоящему страдающих от духовного вакуума, губящего многих на Крайнем Севере: люди начинают заливать духовную пустоту неверной информацией, неправильной реализацией своего духовного потенциала. На Крайнем Севере иногда встречаешь группы художников, которые приезжают, например, из Москвы и начинают за свой счет расписывать оставшиеся серые бараки сталинских лагерей. И что они пишут на стенах? Они пишут образы храмов, купола. Я встречал в отдаленном поселке, где нет настоящего храма, храм, написанный красками молодых художников, может быть, даже неправославных, невоцерковленных. Но они приезжают и рисуют купола и храмы, чтобы показать людям, оторванным от большой России, что есть высокое, есть святое, есть то, что может нас преобразить, и мы, православные люди, можем поделиться этим.

И это так легко сделать: просто купить билет, приехать и провести, может быть, один день, а, может быть, неделю или две с этими людьми, сказать им важные слова, показать свой пример, показать, что Бог действительно живой, Он действительно трудится и меняет наши души и сердца. Это было бы очень важное и благородное дело. Это было бы действительно то, что нам повелевает Христос: идите и благовествуйте Евангелие по всему миру.

И сегодня в России есть  места, где давно не звучало Евангелие. Сегодня мы имеем возможность благовествовать, проводить миссионерскую деятельность, реализовать себя в апостольском служении в нашей России, только в этих отдаленных районах, которые так нуждаются в наших сердцах, нашем участии.

– Отец Андрей, присоединяюсь к твоему призыву и хочу еще добавить, что Север – это еще и удивительно красиво. Я сам вырос на Севере и знаю, что такое  заснеженные просторы, северное сияние, оленьи стада – во всем этом невероятная красота. Думаю, что у тех решительных, смелых энтузиастов, кто захочет приехать на Север и потрудиться там, эта встреча навсегда останется в сердце. Конечно, это будет труд, но это будет и удивительная красота. И эти люди отблагодарят их своей отзывчивость, и Север отблагодарит своей красотой, которую потом уже не забыть никогда.

– Это действительно незабываемые места. Это мир суровой природы, еще совершенно не разрушен человеком, полон первозданной красоты. Здесь чувствуется величие природы. Конечно, очень важно увидеть это хотя бы один раз в жизни. Многие приезжают на Крайний Север, на Ямал просто чтобы это увидеть, попутешествовать по своей большой стране.

Но если эта цель облагорожена стремлением нести проповедь о Христе, нести Евангелие, в глазах Божьих это намного ценнее и важнее, намного более необходимо сегодня.

Поэтому я очень рад, что познакомился с Крайним Севером и что мое служение началось именно так. Легко верить и трудиться там, где много делателей и уже есть большие плоды труда предшествующих поколений – в большом городе священник не чувствует себя одиноким, за его спиной более взрослые труженики, более сильные делатели. Но когда он оказывается в бескрайней тундре один на один с несколькими десятками поселков, где нет людей, которые могут ему дать что-то в духовном смысле, эта ситуация намного более сложна. Но именно там чувствуешь, что Бог наиболее близок тебе, потому что именно там живут люди, больше всего страдающие в духовном смысле. И там, где страдают люди, там более всего близок Бог. И к священнику, который идет к таким людям, более всего близок Бог. Я почувствовал, насколько ближе ко мне стал Бог, насколько я стал ближе к Богу, насколько изменилось мое отношение к Богу за этот год. Божию любовь, что я почувствовал в своем сердце, я смог потихонечку передавать людям.

Дай Бог, чтобы каждый священник испытывал потребность стяжать любовь к Богу и любовь Божию к себе и потом передал ее другим. Крайний Север помогает, потому что в каком-то смысле это отказ от всех достижений человечества, отказ от интернета, от удобств, комфорта – такой внутренний пост, когда человек отказывается от всего ради духовного. И есть результат. Поэтому я благодарен Богу, что в моей жизни это было.

– Буквально через несколько дней начнутся вступительные испытания в духовных школах – на бакалавриат, в магистратуру, на регентское, иконописное отделения. У тебя есть возможность пожелать что-то тем ребятам, которые с горящими сердцами, со своими надеждами, может быть, совсем недавно зародившимися, уже подали документы и придут сдавать экзамены,  чтобы по прошествии нескольких лет выйти на нивы Христовы и начать свое служение.

– Я бы хотел отметить такой важный духовный момент: пребывание в Церкви – это личное общение души с Богом. Тем, кто завтра переступит порог духовных семинарий и академий, я хотел бы пожелать спросить себя: сегодня в каком состоянии находятся мои отношения с Богом? Если есть какая-то холодность к молитве, холодность к Богу и лишь упование на те знания, которые они получат, на то, что их встретят преподаватели высокого уровня, библиотеки, если упование только на какие-то информационные и материальные вещи, то это большая ошибка. Преподаватель не может поменять семинариста. Если семинарист внутренне не тянется к Богу, то эта информация, к сожалению, может пройти мимо. И очень печально видеть выпускника семинарии, может быть, даже более охладевшего, чем тот, каким он был, когда впервые переступил порог семинарии. Это очень печально, потому что это показатель понимания человеком того, что есть Церковь и что есть духовное образование.

Ведь мы приближаемся к Богу через молитву, через личное общение с Ним, через тягу к Нему. Первый этап нашего духовного образования – это наше пребывание в Церкви после крещения, до духовных школ, и если на этом первом этапе мы реализуем себя как христиане, как дети Божьи. Тогда Бог, видя наше стремление к Нему, даст нам больше и тогда духовные школы будут ступенькой вверх. Но очень опасно переступать порог духовной школы в неготовом состоянии, потому что человек может встретить там разную информацию и неправильно воспринять ее. Он может встретить разных людей, разные ситуации, и если человек внутренне не готов принять это как волю Божию и как голос Бога к нему, то информация может пройти мимо. Поэтому спросите себя сегодня: «Что для меня Бог? Что для меня Дух Святой? Что для меня Христос? Есть ли у меня отношения с Ним? Насколько они глубоки?».

Поступление в семинарию – это очень и очень ответственный шаг. Духовная семинария – это такой заповедник, где Бог взращивает Своих будущих делателей, это Божий сад. И очень опасно зайти в этот сад, в этот храм Божий в грязных сапогах, зайти с безразличием, с холодностью к Богу. Тогда вы можете занять место, где должен был оказаться другой человек, который мог бы это впитать и принести большой плод. Такое образование может послужить даже в осуждение человеку, на которого потратили большие церковные деньги (чтобы нанять преподавателей, персонал, отопить здание семинарии), время преподавателей, наставников, и все это прошло мимо семинариста. Это было бы очень печально и очень неправильно.

Совершая этот шаг, вы должны понимать, какой это серьезный поступок:  ведь вы совершаете его перед глазами Бога. Поступая в семинарию, молодой человек пишет обращение к ректору, где обещает послужить Богу от всей своей души. И этот шаг должен быть осознан и делаться очень искренне. Тогда Бог, видя чистоту нашего намерения, может использовать все наше время, все наши способности, все жизненные ситуации во благо, в строение Царствия Своего на земле. Поэтому, если вы сегодня не готовы строить свои отношения с Богом, у вас еще есть время до того момента, когда вы вступите на порог духовной академии. И от вас зависит, какими вы выйдете в итоге – охлажденными либо еще более горящими, еще более любящими людей и Бога. Но это важно понимать уже в первые дни вашего обучения.

Я желаю вам помощи Божьей и благодати Божьей, ведь только она может помочь нам, услышав ту информацию, что передают нам преподаватели, принять ее глубоко в сердце. Изменить нас может только Бог. Поэтому будем в своих горячих молитвах обращаться к Богу, чтобы Он использовал нашу слабость, ограниченность наших усилий, изменил и уврачевал наши слабые стороны, превратив наши немощи в Свою славу и силу, в проповедь Евангелия. Семинария дает человеку огромные инструменты, но если человек не готов их взять, то он пропускает это мимо.

– Спасибо, отец Андрей, за нашу беседу, за твой рассказ, твои пожелания будущим студентам духовных школ. Мне очень радостно, что мы с тобой смогли встретиться в прямом эфире. Когда ты говорил слово к тем, кто собирается поступать в духовные школы, я вспомнил наше с тобой начало, когда мы пришли со своими надеждами и чаяниями. Я рад, что ничего не пропало даром, Господь с нами и преумножает то, с чем мы пришли, хотя нам было трудно, бывает трудно и сейчас, и через всякое мы проходили. Тем не менее, радостно, что каждый из нас может послужить Богу каждый в своем звании. И слава Богу за все! Благодарен тебе за то, что ты пришел.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать