Беседы с батюшкой. Притчи Христовы в свете современных знаний

30 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседа с клириком собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиереем Константином Пархоменко. Передача из Санкт-Петербурга.

– Наша тема звучит таким образом: «Притчи Христовы в свете современных знаний». Батюшка, скажите, пожалуйста, какие знания нам открываются, если мы можем иначе посмотреть на притчи?»

– Казалось бы, святые отцы столько толковали, комментировали притчи, разве нам мало святоотеческих толкований? Да, как ни странно, мало. То есть, может быть, и достаточно для спасения, но для более глубокого понимания притч мало знаний, которые нам оставили святые отцы. Потому что надо помнить: во времена святых отцов (скажем, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, каппадокийцев – это IV век) уже не существовало такого государства, как Израиль, такого народа, как иудейский, который жил там, на Святой Земле, он был рассеян по всему лицу земли. После Иудейской войны, а потом после следующего Иудейского восстания в 130 году римляне разрушили полностью всю Палестину, то есть иудейские поселки, городки, город Иерусалим, запретили евреям селиться на их родине под страхом смертной казни. На месте Иерусалима раскинулся языческий город Элия Капитолина.

Культура народа, жизнь и быт времен Христа – все это оказалось уничтоженным или погребенным под землей. Даже святые отцы, которые приезжали в Палестину и бродили по святым местам, связанным с жизнью Иисуса Христа, не понимали, что где находилось. Я уже, по-моему, как-то приводил такой пример в нашей передаче: в IV веке историк епископ Евсевий Кесарийский написал работу, в которой попытался идентифицировать все евангельские места с реальными местами его времени. Он проделал огромную работу, она до нас дошла. Так вот, современные ученые, проверяя эту работу, говорят, что он только на двадцать процентов был прав. То есть даже в IV веке уже на восемьдесят процентов было неизвестно, где что находится: что такое Силоамская купель, где находится купель Вифезда, лежали ли там расслабленные? И так далее. Потому еще в XVIII – XIX веках наше незнание подлинной иудейской культуры привело к тому, что атеисты стали смеяться над Евангелием, говорить, что это неверно, неправда, что вообще не было этой купели – купели Вифезда с пятью крытыми портиками. Иерусалим, как старый центр нашего города, можно было за час пройти весь, а тут какая-то гигантская купель с пятью крытыми портиками – это невозможно.

И тогда, в середине XIX века, верующие люди начинают раскопки на Святой Земле. И миру оказались явлены достопримечательности времен Иисуса Христа. Находят ту самую купель и подтверждают, что действительно была такая уникальная купель, гигантская. Почему она была такая большая? Потому что эта купель была возле иерусалимского храма и в ней омывались те, кто приходил в храм, – паломники. А паломников было много, мы сами знаем, со всего мира тянулись тысячи, десятки тысяч людей. И перед входом в храм они должны были смыть всю ту скверну, которая налипла за время их паломничества, чтобы войти к Богу достойно. Такая купель действительно была сооружена, с пятью крытыми портиками. И многое другое. То есть XIX, XX и даже XXI век – время пристального, внимательного исследования истории, культуры, быта времен Иисуса Христа.

Сегодня нам, как никогда в другое время, известно практически все о жизни и быте времен Иисуса Христа. Между прочим, мы можем сказать спасибо евреям, нашим братьям, которые в 1947 году свое государство Израиль стали воссоздавать, вернувшись на родину. После Великой Отечественной войны им дали право вернуться, восстановить свое государство, потому что они очень много пострадали от фашизма. Они очень любят свою культуру. И они стали тоже проводить раскопки и изучать древность – в Иерусалиме есть целый Институт, занимающийся изучением библейской археологии.

Есть в Израиле целые деревни, в которых восстановлен быт I – II веков – времен Иисуса Христа. Кто поедет в Израиль в паломничество, не поленитесь съездить на экскурсию в такую деревню, она находится недалеко от современного Назарета. В ней полностью восстановлен быт времен Иисуса Христа: как жили, как мололи зерно, какие кувшины носили женщины... Это были огромные кувшины, каждый весил 20 килограммов! Я такой кувшин попытался поднять, поставить себе на плечо, а женщины по нескольку раз в день ходили к источникам. Пресвятая Богородица носила такие кувшины. Я и на жернове пять минут помолол, а для того, чтобы намолоть на одну семью муки, нужно было этот каменный жернов вращать в течение часа! Пять минут я помолол – у меня рука просто онемела. Представляете, какие руки должны были иметь женщины времен Христа! Но это к слову.

Поэтому о жизни и быте времен Иисуса Христа нам сегодня известно много. И мы благодаря этим знаниям сумели по-новому взглянуть на притчи. Всем нам известны наши любимые, постоянно звучащие притчи. И мы, надо сказать, много новых интересных граней обнаружили в этих притчах. Я рад нашей сегодняшней встрече, отец Михаил, потому что у нас будет возможность поговорить об этом, о том, как может сверкнуть какой-то необычной гранью та или иная притча в свете современных знаний.

– Почему в Евангелии используется именно язык притчи?

– Спасибо за вопрос. Притчи – излюбленный жанр времен Иисуса Христа, их языком обычно общались раввины, мудрецы, со своими учениками. До нас дошло много раввинистических притч, правда, надо сказать, иудейские книги притч не дотягивают до притч Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа гораздо интереснее. Иисус Христос этот жанр развил и превратил в то, что сегодня он из себя представляет. Это блестящий жанр маленькой миниатюры. Это маленький рассказ, придуманный Иисусом Христом, который иллюстрирует какую-то мысль Христа.

Почему важно было говорить притчами? Я напомню, что у нас есть четыре Евангелия, три из них очень похожи: от Матфея, Марка и Луки. Иоанн стоит особняком: у Иоанна притч нет. Почему? Как установили современные библеисты, Евангелие от Иоанна было написано на иерусалимском материале, то есть иерусалимские христиане, создавая свое Евангелие в конце I века, внесли в него тот материал, те речи, которые Иисус Христос произносил в Иерусалиме. Сами понимаете, что в Иерусалиме народ образованный, интеллигентный. Поэтому им можно этими провинциальными притчами (потому что это провинциальные раввины говорили притчами) не говорить, а можно сразу применять высокое богословие. А Матфей, Марк и Лука основываются на материале проповедей Иисуса Христа, которые звучали на берегах Галилейского озера. Слушатели Христа – рыбаки, крестьяне, мелкие ремесленники, совершенно простые люди, не книжные. Потому что только три процента евреев умели писать в то время, десять процентов умели читать. Эти люди были необразованными, очень примитивными, людьми «от сохи».

И конечно, для того чтобы им было интересно слушать, необходимо было «упаковать» учение Иисуса Христа в какие-то емкие миниатюры. Во-первых, Христа было интересно слушать, люди Его слушали открыв рот, далее они неискаженно эту миниатюру несли в свой дом, передавали своим соседям. Потому что если применить богословие, то при передаче, особенно через десятые руки, это богословие просто растворится. А если рассказать маленькую историю, в которой два или три действующих персонажа и их роли очень четко прописаны, то тут уже искажений никаких не будет. Потому Иисус Христос специально «упаковывал» Свое высокое учение в этот популярный, любимый народом жанр анекдота, притчи. Я сказал «анекдота», потому что многие притчи несут юмористический оттенок, Христос говорил с юмором – Его тем более было интересно слушать. И вот это учение Христос вкладывал в сердца, уши людей, чтобы они понесли это учение дальше. До нас дошло около сорока притч Иисуса Христа, и каждая из них – совершенно уникальная, самостоятельная богословская миниатюра.

Мы как-то говорили, каким был Иисус Христос (была передача): Он был очень умным Человеком. Не потому, что Он был Богочеловеком, а Он и по-человечески был очень умным. Кто думает, что притчу сочинить легко, для тех богословы обычно проводят такой тест: сочините пару притч. Одну притчу еще (из жизни какую-то зарисовку, ситуацию) мы можем придумать, а парочку, три – нет. А в Евангелии их сорок. Возможно, их было больше. Господь Иисус Христос думал о том, как учение донести до людей, думал, как удачнее подать Свою мысль, и сочинял такие миниатюры – притчи, дарил их Своим слушателям.

– Батюшка, с чего мы начнем? Просто пересказ притчи – это одно, а ее пересказ в свете современных знаний – другое. Как нам это совместить?

– Я буду говорить о том, что стало известно об этой притче в свете современных знаний. Начнем с того, что я расскажу о нескольких очень известных, популярных притчах и о том, что позволило им заиграть большим количеством оттенков, от чего проявилась вся их глубина. Почему нам это важно? Потому что мы лучше понимаем мысль Иисуса Христа, что именно Он хотел сказать этой притчей.

Возьмем самую первую притчу – о блудном сыне. У некого отца было два сына. Один сын, младший, сказал: «Отец, дай мне надлежащую часть имения, я уйду, займусь своим делом». Отец дал ему требуемое, сын ушел на чужбину, там промотал все с блудницами, впал в такую нищету, что был вынужден наняться в свинопасы к богатому человеку и питался рожками, которыми питались свиньи. Потом он подумал: «Вернусь-ка я к своему отцу. Наверно, он меня не отвергнет». Он возвращается к своему отцу. Отец ожидал его, увидел его издали, побежал, упал ему на шею, обнял, поцеловал, сказал: «Принесите ему одежду, принесите обувь, перстень». То есть он восстанавливает сына в статусе своих наследников, потому что обувь носили только хозяева, перстень – это перстень-печатка, которым можно запечатывать письма или товары. В это время возмутился старший сын: «Я столько лет работал, а ты не дал мне даже козленка зажарить, чтобы повеселиться с друзьями, а этому блудному сыну ты говоришь зажарить целого ягненка». И происходит потасовка.

Все мы знаем эту притчу. Чаще всего, конечно, у нас эту притчу рассматривают с точки зрения того, что мы, люди, уходим от Бога, душа каждого человека может уйти от Бога. И, к сожалению, часто мы такой неправильный выбор в своей жизни делаем, проводим жизнь свою блудно, грешно, а потом уже, можно сказать, на четвереньках, ползком возвращаемся к Богу, и Он нас никогда не отринет, Он всегда ждет нашего покаяния, Он нас обнимет и опять назовет Своим сыном или Своей дочерью.

Конечно, этот смысл, на котором святые отцы делали акцент, верный, правильный. Но это не первичный смысл. Первичный смысл другой. Когда Христос рассказывал эту притчу Своим слушателям, Своей аудитории ­­(нужно всегда учитывать аудиторию), в то время все были верующими людьми. Это сегодня есть верующие и неверующие, а в то время все по определению были верующие. Поэтому говорить, что какой-то человек ушел от Бога, потом покаялся, пришел – для этой публики это бы не работало. Никто из них не уходил от Бога, они все были верующими, худо-бедно. Эта притча, конечно, о другом. В первую очередь – о том, что некие люди ушли от Бога, имеются в виду преимущественно самаряне и язычники. Иудеи – это те верные Богу, тот старший сын, который жил все время с отцом, отец – безусловно, Бог, а младший сын, непутевый, – те народы, языческие или самарянские, которые сбились с истинного духовного курса и, можно сказать, ушли от Бога.

И вот Иисус Христос начинает проповедь. И ко Христу притекают не только иудеи, но и самаряне. Мы знаем, толпы самарян выходят послушать Христа. И язычники робко приближаются ко Христу. Даже народы, чуждые Бога (в еврейском понимании), подтягиваются к Нему. И евреи начинали шипеть, им это не нравилось. Христос, рассказывая им эту притчу, обличает их настроение. Надо радоваться возвращению в объятия Отца заблудших народов.

Что же мы видим в свете современных знаний? То, что я сказал, было известно и без всяких современных знаний. Как современная библейская археология, современные исследования обогатили нас в понимании этой притчи? Они, конечно, на какие-то оттенки этой притчи указали. Во-первых, попросить наследства при живом отце – это было катастрофическим преступлением. Потому что можно было делить наследство только после смерти человека. Это как сейчас человек придет к родителям и скажет: «Знаете что, выселяйтесь из квартиры, я буду делить квартиру». – «Сынок, так мы тебе завещали эту квартиру!» – «Нет, я ничего знать не хочу». Хотя такая ситуация сегодня, кстати, возможна, к сожалению. На Востоке это было невозможно. Известно, что на Востоке, если бы сын попросил себе при живом отце свою часть имения, то отец, справедливости ради, взял бы хорошую палку и отдубасил сына. Это было бы нужно, как бы он ни любил сына: нужно было наказать сына, потому что, если бы он этого не сделал, случился бы огромнейший скандал. Потому что мнение соседей очень много значило в древнем мире. Сегодня мы на мнение соседей можем не обращать внимания, хотя в деревнях («что там сосед скажет») до сих пор это имеет значение. Итак, он должен был проучить сына, наказать. Он, отец, этого не делает – показана абсолютная, бесконечная любовь Бога.

Второй момент: сын возвращается к отцу. Никакой еврейский отец (мы это совершенно определенно знаем, исходя из наших современных знаний) сына просто так не принял бы обратно. Потому что поступок отца, который дал сыну часть имения, отпустил его, не очень хорошо говорил об отце. В любом случае отец мог бы еще более-менее сохранить свое лицо, если бы этого сына не принял, сказал: «Убирайся отсюда! Я тебя вычеркиваю из своей жизни», потому что сын плюнул в лицо отцу своей просьбой. Отец этого не сделал, мы знаем: отец его принимает. Любой нормальный отец на Востоке и сегодня (представьте себе восточный менталитет) дал бы сыну какую-то епитимью, сказал бы: «Иди в хлев со слугами, будешь убирать там, работать, потом посмотрим». Здесь отец ничего не помнит, то есть показано безусловное прощение.

Мы часто упускаем очень важную деталь, другое действующее лицо – старшего сына. Старший сын устраивает скандал на улице. Сказано: «Он, возвращаясь с поля, услышал крики, позвал слугу, говорит: «Что там такое?» – «Там твой блудный брат вернулся, там пир готовится»». Он, не заходя в дом, на улице устраивает скандал – и это тоже, в свете наших современных знаний о еврейской культуре, абсолютный нонсенс. Нельзя было выносить личные разборки на улицу. Это и сегодня не принято, но на Востоке это было просто табу, это было запрещено. Он тем не менее устраивает эти разборки на улице, скандальные, мерзкие. Он кричит, что не войдет в дом, говорит: «Ты не дал мне козленка с друзьями погулять». А козленка на поминках обычно жарили. То есть это намек: я бы хотел, отец, тебя закопать уже, похоронить и камень на твоей могиле поставить, чтоб жить, а ты мне не дал. Прорывается вся злоба, которая все это время была. Оказывается, что и не очень-то хорошим был этот сын. Притча показывает нам безусловное великодушие и абсолютную любовь Бога, Который готов отпустить, Который верит, всматривается, ждет, что человек или народ вернется. Если кто-то захочет возвратиться (или конкретный человек, или весь народ), Бог побежит навстречу, обнимет, опять введет тебя в статус Своих детей, ничего не вспомнит, что было в прошлом плохого. А те, кто с Богом, тоже должны себе в душу заглядывать: искренни ли они с Богом? Или они трудятся, ожидая только получить какой-то награды и их любовь к Отцу притворная, фальшивая. Даже в свете этнографических каких-то вещей как много мы можем узнать об этой притче!

Или другая притча, о десяти девах. Мы все ее любим. Я специально ее упоминаю, потому что это притча с юмористическим оттенком. Объясню ситуацию. Еврейская свадьба совершалась следующим образом: жених у себя дома торговался с отцом невесты насчет приданого, то есть сколько отец даст приданого. Это было очень важно. Молодые люди начинают свою семейную жизнь, свой бизнес, им необходима какая-то отправная точка. Приданое невесты очень ценилось. Когда еврейская девочка рождалась, начинали копить приданое для нее, и к тому времени, когда ее выдавали замуж, у нее было приданое. В то время, пока жених обговаривал со своим будущим тестем вопрос о приданом, невеста, богато украшенная, ждала в отцовском доме на своей женской половине жениха вместе со своими подружками. Подружки имели при себе светильники, с этими светильниками они должны были сопровождать невесту, идти впереди и петь песни, освещать дорогу к дому жениха, когда жених придет за невестой. И потом, когда будет пир, с этими светильниками они будут кружиться и петь. Притча о том, что девушка ждет жениха, с ней ждут подружки. Жених не идет. Юмор в том, что жених очень долго не идет. Настолько долго, что все засыпают. Значит жених оказался с торгашеской жилкой: он торгуется до упора.

Он потом пришел в полночь, как мы знаем. Это нонсенс. Обычно жених в четыре часа, в пять часов вечера приходил за невестой, и начиналось веселье. Этот жених, видимо, торгуется долго: сколько коз, сколько мотков какой-то материи отдаст отец. Это уже вызывало улыбки у слушателей Иисуса Христа. Конечно, улыбки вызывали и девушки, которые заснули. Это тоже немножко смешно. Сидели, сидели, вместо того чтобы чем-то заняться, поговорить, обсудить все, сидели и ждали и так переволновались, что все заснули. Вот наконец в полночь жених приходит, стук в дверь: «Отворяйте, жених идет». Жених идет со своими друзьями. Он уже договорился о том выкупе, калыме, который отец за свою доченьку ему принесет. Девушки вскакивают, а у пятерых масло выгорело в светильниках, они не взяли с собой запасного елея. А пятеро умных взяли с собой маленькие сосудики с елеем, они могли елей подлить. Те, у кого выгорело масло, говорят другим девушкам: «Что нам делать? Дайте нам от елея вашего, поделитесь». А те отвечают: «Идите к продающим». Это тоже смешная зарисовка, потому что глубокая ночь, все лавки закрыты. К каким продающим ночью? К кому стучаться? Уже все давно закрыто и не работает. Это такой мягкий «отсыл», но на самом деле понятно, что девушки не хотят делиться своим маслом, просто какую-то отговорку придумали.

О чем эта притча? Это притча о том, что мы должны ожидать Господа Иисуса Христа, Который придет на землю в любое время, когда Ему угодно. Тороватый, немного с торгашеской жилкой жених, тем не менее символизирует Иисуса Христа. Христос с юмором говорит об этом. Он может вернуться в любое время, потому что это Его право, право Жениха. А задача невесты и задача девушек, которые приготовились к празднику,– ожидать Его.

– Трудно задавать вопросы, потому что часто открывается несколько неожиданный ракурс. Может быть, расскажете еще о какой-нибудь притче, например о добром самарянине?

– Тоже все любят и знают эту притчу. Некий человек шел по дороге из Иерусалима в Иерихон, на него напали разбойники, окровавленного бросили, мимо прошел священник, мимо прошел левит, и, наконец, вдруг появляется самарянин. Самарянин положил его на своего ослика, привез в гостиницу, дал денег работнику гостиницы (два динария) и потом сказал: «Я еще возвращусь, если что, тебе отплачу».

Как же современные знания позволяют нам эту притчу глубже истолковать? Сегодня мы знаем о тех конфликтах, которые были между иудеями и самарянами. Самаряне подлавливали евреев и даже убивали их. Иудеи им платили той же монетой. За сто лет до Рождества Христова один иудейский первосвященник даже приказал сжечь один самарянский город. Самаряне с иудеями никогда не сообщались. Они были страшными врагами. И эта притча переворачивает с ног на голову представления людей, показывает, что милосердным может быть самарянин. Интересно, что во многих еврейских притчах фигурировали священник и левит, это были нарицательные фигуры (как у нас есть анекдоты про Штирлица, Петьку и Чапаева). Священник сказал это, левит сказал это, а следующим, третьим, появлялся простой еврей, который всю ситуацию как-то мудро разруливал. И когда Христос начал рассказывать эту притчу, люди подумали: ну вот, священник прошел мимо, левит прошел мимо – значит сейчас появится простой еврей, выйдет на сцену. Нет, появился самарянин. Слушатели были в шоке.

Теперь о дороге из Иерусалима в Иерихон. В Иерихоне, как известно, жили священники, священнические семьи. И они по очереди каждую неделю служили в иерусалимском храме, они ходили из Иерихона в Иерусалим и возвращались из Иерусалима в Иерихон. Эту дорогу даже в Средние века называли «Кровавой дорогой» или «Красной», потому что там есть ущелья и большие камни, на этой дороге всегда прятались разбойники. И много раз власть иудейская, потом римская пыталась навести порядок на этой дороге, но разбойники все равно были. Поэтому люди обычно ходили по этой дороге караванами, чтобы отразить нападение разбойников. Здесь показана крайняя степень спешки, люди спешат. Мы не знаем, почему они спешили, но такие случаи бывали. Первым спешит незадачливый еврей, которого избили разбойники, следом спешит священник. Почему спешит священник? Священник (специально Христос сказал) идет из Иерусалима в Иерихон. Если бы священник шел из Иерихона в Иерусалим, то он бы не имел права даже подойти к окровавленному человеку, потому что, может быть, человека легко поранили, может быть, он еще не при смерти.

Даже нарушая еврейские представления о чистоте и нечистоте, даже опасаясь запачкаться кровью и стать нечистым, можно было бы подойти и оказать ему помощь. А вдруг его просто чуть-чуть поранили? Отлежится. А священник, если он идет на службу и прикоснется к окровавленному человеку, уже совершать службу не может, нарушается порядок в храме. Священник не явится на службу, он должен возвращаться домой, очистительные молитвы читать. Поэтому для слушателей Христа было очень важно, что священник и левит идут не из Иерихона в Иерусалим, а возвращаются со своей череды. Почему они спешат? Вероятно, они, отслужив череду, накупили подарков и просто-напросто возвращаются к своей семье: к детям, любимой жене, матери, отцу. Возвращаются, чтобы поделиться гостинцами. Они не имеют права пройти мимо окровавленного человека, но они это делают. У нас сказано: «И прошел мимо». Неверный перевод. В оригинале – «перебежал на другую сторону улицы», то есть на другую сторону дороги. Сначала священник перебежал на другую сторону дороги, потом левит. Они могут прикоснуться к окровавленному, им нечего бояться. Они тем не менее не откликаются на беду. Откликается самарянин, который дает два динария. Суточный постой в гостинице времен Иисуса Христа стоил одну восьмую динария. То есть он платит за 16 дней пребывания человека в больнице и говорит: если надо, я еще больше дам, тратьте, не стесняйтесь.

«Кто твой ближний?» – задает вопрос Иисус Христос. Интересно, что книжник отвечает: оказавший милость. Он не сказал – «самарянин». Его уста еще не произнесли это слово, слишком народ был не готов. «Оказавший ему милость». Христос говорит: «Да. Иди и поступай так же». Эта притча говорит о том, кто такой ближний. Ближний – любой человек, оказавшийся рядом. Евреи ограничивали круг ближних числом своего народа, то есть соплеменниками, единоверцами. Нет, говорит Иисус, ближний – это любой человек, оказавшийся, по Промыслу Божию, рядом.

У этой притчи еще много иных граней, как и у других притч, о каждой притче можно целую книжку написать. Это очень интересно. И эти притчи, которые рассказывал Христос, естественно, люди запомнили, они их пересказывали, они думали над ними, можно было новые и новые уровни смыслов открывать в этих притчах.

– Есть у нас притча о Лазаре. И удивительно, что это, как я понимаю, единственная притча, в которой есть имя. Почему так? Почему в других притчах нет имен?

– Да, так как притча – это маленький придуманный рассказ, придуманная история, никогда ни у какого героя нет имени. Из сорока библейских притч только в одной притче появляется имя. Это имя Лазарь. На самом деле интересно, почему же в этой единственной притче оно есть. Некоторые говорят: «Есть богач и Лазарь. Имя богача, который весь из себя, одевался в порфиру и виссон, принципиально не указано, а имя бедняка, который в лохмотьях лежал, – указано. Этим самым подчеркивается величина подвига Лазаря и ничтожество богача». Может быть, может быть. А может быть и другой смысл. Может быть, смысл в том, что Лазарь, как нам известно, был нарицательной фигурой многих еврейских историй, многих анекдотов, как, например, есть истории про Ходжу Насреддина в Персии.

И Христос, рассказывая эту притчу, тоже включает в нее некого Лазаря, и люди говорят: «О, еще одна притча, еще одна история про известного всем Лазаря». Может быть, поэтому. Но, скорее всего, потому, что имя Лазарь в переводе с древнееврейского означает «Бог помогает». Бог помогает, когда нет надежды на человека: в случае Лазаря никакой надежды не было – здесь произошло чудо, Бог всю правду установил, Бог расставил все по своим местам: виноватых наказал, праведных возвысил. Кстати, многие думают, что грех богача состоит в том, что он пиршествовал. Нет, абсолютно нет. С еврейской точки зрения, если тебе Бог дал денег – значит ты заслужил деньги. Пируй, радуйся. Есть у тебя возможность купить целый пароход, яхту – покупай. И так далее. Быть богатым и подчеркивать свое богатство – это признак доблести с еврейской точки зрения. Поэтому в том, что этот богач одевался в роскошнейшие одежды и пиршествовал блистательно, со многими светильниками, а потом кидал собакам крошки и кости – в этом нет ничего плохого. Проблема богача в том, что он, все имея, не делился с нуждающимися. Ты сам можешь все брать от жизни, имея большой доход, но ты также не должен игнорировать нуждающихся, кого Бог посылает. Вот что за грех, вот за что он попал в ад, муки. Эта притча не только о том, что, если ты терпеливо и смиренно, как Лазарь, все переносишь, Бог все расставит на свои места, но еще и о том, что ты можешь все иметь – и слава Богу, если ты все имеешь и можешь себе многое позволить, но ты не должен забывать «малых сих», нуждающихся, тех, кто рядом. Иначе тогда твое богатство послужит твоему осуждению.

И последнее про эту притчу (я просто очень люблю ее). Заканчивается она замечательно. Богач, мучающийся, говорит Аврааму: «Отче Аврааме, пошли кого-нибудь ко мне домой, к братьям моим, предупредить, чтобы те не пришли на место такого мучения». Братья так же живут, так же гуляют – может, у них отцовское имение или какой-то хороший бизнес. На что Авраам говорит: «У них есть Моисей и пророки. Пусть их послушают». То есть никакого другого знака он не даст, достаточно Писания, которое всему учит. Когда современный человек говорит (если транспонировать в современную плоскость): «Мы не знаем, как жить, как строить жизнь», можно сказать так: «Дано Священное Писание, дано учение Церкви. Не ждите для себя какого-то особого знака, особого разъяснения от Бога. Все дано».

– Как Вы считаете, все ли притчи, которые произносил Господь, попали в Писание?

– Вообще евангелисты, как пчелки, залетая на один цветочек, на другой, очень кропотливо отовсюду собирали притчи. И в этом отношении можно сказать, что, наверно, все, что народом запомнилось, на 90 – 95 процентов попало в Евангелие. Но все-таки есть и так называемые аграфы. Аграфы – это незаписанные, не попавшие в Евангелие, но подлинные высказывания Иисуса Христа. На сегодняшний день библеисты говорят, что есть несколько десятков таких интереснейших высказываний, которые с девяностопроцентной долей вероятности можно отнести ко Христу, потому что сегодня филология, лингвистика очень развиты, можно провести языковой, языковедческий анализ какого-то высказывания, выражения и определить, насколько оно подходит человеку. Речь Христа очень яркая, у Христа использованы определенные падежные окончания, определенные суффиксы, есть своеобразное построение фразы. Поэтому можно сказать, что речь Христа более точно передается у Матфея, Марка и Луки, а не у Иоанна. Иоанн фантазирует, чуть-чуть разбавляет речь Христа своими размышлениями, насыщает ее богословием. Сегодня это легко установить. Внимательное исследование каких-то древних памятников, до нас дошедших, относящихся к I – III векам христианства, позволило ученым сказать, что есть несколько высказываний, которые действительно могут принадлежать Иисусу Христу. Но аграфы – отдельная интересная тема.

Есть ли какая-нибудь притча, которая не вошла в Новый Завет? Скорее всего, есть. Может быть, их несколько, но я расскажу об одной. Есть такое Евангелие, его нашли еще в XIX веке, в XX веке была проведена очень большая текстологическая работа, которая подтвердила древность этого Евангелия. Это Евангелие от Фомы. Понятно, что никакому Фоме оно не принадлежало. Евангелие просто подписано именем одного из учеников Христовых, одного из апостолов. Так как там есть еретические мысли, то, когда его нашли, сказали: это просто гностическое еретическое Евангелие, которое в III веке испортили гностики. Да, действительно, дошедшее до нас Евангелие III века очень сильно попорчено гностиками, еретиками.

Но, с учетом современных данных и знаний, удалось провести литературоведческую экспертизу, которая показала, что там есть слои более древние, чем гностические. То есть в основу этого Евангелия положены более древние материалы, чем гностический текст. Гностики просто взяли текст и наполнили его своими бредовыми еретическими размышлениями. Но это не значит, что весь текст абсолютно еретический, потому что там найдены некоторые высказывания Иисуса Христа, которые являют нам даже более древнюю форму, чем та, которую мы встречаем в Евангелиях, и более верную. Потому что в Евангелиях мы встречаем какое-то высказывание Христа, не совсем для Него характерное, и встречаем похожее высказывание у Фомы, абсолютно точно (с точки зрения лексики) принадлежащее Христу. Хотя там, может быть, только переставлены слова. Таких моментов много.

В частности, там есть очень интересная притча. Она идет в связке с другой притчей, которую мы все знаем. Значит и евангелисты знали про эту вторую притчу, но ее почему-то опустили. Почему?

Сначала о второй притче, которая все-таки попала в наш текст. Христос говорит в ней, что всякий человек, который отправляется на войну, сначала сосчитает, сколько у него войска, чтобы не пойти с малым войском и не быть разбитым наголову. Эта притча о том, что когда мы «отправляемся в христианство», когда мы становимся христианами, мы должны понимать, какая это опасная экспедиция, какой сложный и невероятно головокружительный и трудный путь. И мы должны рассчитать свои силы, мы должны запастись силами.

Была еще и вторая притча-продолжение, которая попала в Евангелие от Фомы. Христос говорит: «Как разбойник перед тем, как отправиться на убийство, берет нож и вонзает его в стену, чтобы проверить крепость своей руки, насколько он сможет его вонзить в стену, так же и вы должны проверить себя». Вот эту вторую притчу наши евангелисты бросили, не стали ее употреблять. Но по всем формальным признакам это притча Иисуса Христа. Она, согласитесь, очень жесткая, поэтому ее опустили. В Евангелии от Фомы она осталась, а в наши вошла только первая часть: «Любой человек, который собирается на войну, должен посчитать, сколько у него войска».

– Тем не менее Евангелие ведь ничего не потеряло от того, что что-то в Него не вошло.

– Конечно, потому что мы знаем, что Церковь – это сообщество людей, живущих в Духе Святом. И даже если на секунду представить, что все библейские тексты исчезли, что вдруг явился бы какой-то тоталитарный человек, который бы все сжег, стер файлы и так далее, то все равно того внутреннего духовного опыта, знаний, которые есть в Церкви, хватило бы, чтобы человеку спасительно жить даже без Писания. Но все равно это важно, раз оно у нас есть, согласитесь.

Одна девушка мне как-то говорит: «Отец Константин, Вы так часто на проповедях, в своих беседах, лекциях говорите о Писании, но ведь это настолько абстрактно. Вот святая вода, просфоры, служба Божия – это реальное». Я говорю: «Вы знаете, Писание – это источник. Сегодня христианство – это полноводная река, причем не всегда река чистая, есть и мутные грязевые потоки, она мусор несет, приобретенный Церковью на протяжении двух наших тысячелетий». Не будем греха таить, есть у нас недостатки в Церкви, глупости, надо сказать, встречаются в жизни или обычаях. Но Евангелие – это исток, чистый родник, это очень важно. Что точно имел в виду Иисус Христос, говоря ту или иную фразу? Что имели в виду евангелисты? Благодаря этому мы можем современное учение оценивать: а не искажаем ли мы учение Самого Иисуса Христа или апостолов? Потому что грош цена такому христианству, если в нем ничего нет от учения Христа и апостолов.

– Время наше очень скоротечно, но хотелось бы еще спросить Вас о притче о виноградарях.

– Я перескажу ее в двух словах. Некий богатый человек образовал огромное поле: купил его, обустроил виноградник на этом поле, выкопал точило, возвел башню (значит поле было действительно огромным: с башни можно было обозревать окрестности, чтобы воры не перелезали, не подкапывали, не крали и так далее; башни были только в огромных виноградниках). Он нанял работников. Через какое-то время он посылает слуг, чтобы они получили отчет и деньги от этих людей. Они этих слуг избивают. Следующих посылает. Они и из этих слуг кого побили, кого и убили даже. Наконец хозяин говорит: «Может быть, я сына своего пошлю? Может, сына моего постыдятся?» Посылает сына. Виноградари и его убивают.

С точки зрения нашего закона, нашего менталитета это очень странно. Неужели непонятно: людей наняли на работу, все равно справедливость восторжествует – тут же придет какое-то войско, тут же их всех посадят или даже убьют. Как можно так нагло и безоглядно поступать, если вас наняли? Ученые ломали голову. Ведь понятно, что все притчи Иисуса Христа опираются на подлинный исторический материал. Значит Христос ничего не фантазирует в притчах, не придумывает какие-то реалии, незнакомые древним людям. Иначе древние люди просто не стали бы слушать. Людям было важно, чтобы была какая-то зарисовка, касающаяся их жизненной ситуации. И богословие туда вмещено. Ученые много над этим думали, много анализировали. В частности, исследовали документы, касающиеся сельского хозяйства, которые были найдены при раскопках. Оказалось, что на Востоке во времена Христа владельцем поля или виноградника юридически мог считаться один человек, а формально быть другой, формально мог быть работник, то есть тот, кто обрабатывает эту землю, уже имеет некоторые права на нее. Понятно, что юридически есть начальник, он может что-то потребовать, но если люди наглые, если они не хотят подчиняться, они могут подкупить местных судей, местных чиновников. Тем более что поле огромное, суды тянутся годами и десятилетиями, правды не сыскать. И запросто они могли упереться и не отдавать это поле. Они его, так сказать, «прихватизировали» и совершенно не собирались ни с кем делить.

Возникает вопрос: почему они так поступают с сыном? Ладно, этих они побили, кого-то и убили, но, наконец, хозяин посылает сына. Они говорят: убьем сына и завладеем полем. Но разве тут справедливость не будет восстановлена? Дело в том, что это сегодня сел в машину – и куда-то приехал, а в древности так просто невозможно было преодолеть большие расстояния. Может быть, хозяин вообще жил за границей. Хозяева очень редко посещали свои отдаленные поля, угодья. И обязательно нужно было твое личное присутствие, чтобы вступить в права наследства. Видя сына, который к ним едет, они думают, что старый хозяин помер, против которого уже, может быть, много лет устраивали все это, а сын едет вступать в права наследства. Если сейчас его убить и подкупить судей, «никем это не вскроется, поле будет навсегда наше». То есть идет такая крупная игра, можно сказать. И вот почему они так поступают? Это, конечно, вопиющая наглость.

А смысл этой притчи в чем? Кто эти наглые виноградари, которые, как я уже сказал, «прихватизировали» поле? Поле – это еврейский народ. Вожди, наставники иудейского народа, все эти старейшины, книжники, фарисеи и саддукеи – это и есть те наглые, злые виноградари. Бог дал им народ, чтобы они его правильно воспитывали, чтобы формировали у народа правильные представления, привели народ к нравственному совершенствованию, а они просто не пасли, а стригли этот народ. И когда Христос приходит, для того чтобы взыскать правду, они думают: дай-ка мы Христа убьем – и будем дальше продолжать править, и веселиться, и пировать в этом винограднике Божьем. Конечно, Христос заканчивает притчу словами: «Как поступит хозяин? Самым беспощадным образом: сожжет этих людей. Наймет войско, войско придет, и эти люди как убийцы будут жестоко казнены». Поэтому те, кто думает, что они могут прожить без Бога или обмануть Бога, глубоко ошибаются. Опять же внимательное исследование документов того времени, найденных в последнее время, позволило нам лучше понять смысл этой притчи.

– Насколько приносит пользу чтение притч без научного комментария?

– Оно приносит пользу, конечно. Если есть возможность учитывать какие-то современные исследования, то я это рекомендую делать. Это даже интересно. Но ведь святые отцы нашли в тех же притчах очень много уровней смыслов. И святоотеческого комментария абсолютно достаточно для того, чтобы представлять, о чем говорят притчи, и таким образом продвигаться к спасению. Мы говорим, что очень важны все эти библейские исследования, но мы также не должны забывать, что если бы они были настолько принципиально важны, то тогда никакое спасение человека не было бы возможно, пока библеист не поставит последнюю точку в каких-то вопросах. Библейские исследования идут столетиями, тысячелетиями, впереди еще много интересных находок и исследований, а люди все равно на протяжении всех веков спасаются, восходят в Царство Божие или его лишаются. Поэтому не нужно переоценивать важность библейских исследований. Но тем не менее что-то они позволяют нам понять глубже, посмотреть с другого ракурса. Хотя того, что говорит нам Церковь, того, что говорят святые отцы, абсолютно достаточно для спасения.

– Батюшка, если кому-то интересно, где найти эти исследования?

– Сложно сказать, потому что сейчас выпускается очень много книг. Есть книга американского ученого Снодграсса «Полный путеводитель по притчам Христовым». Это тысяча страниц. Она вышла в прошлом году, кто хочет, может ее купить. Это одна из последних. В чем-то со Снодграссом можно поспорить, а есть и хорошие вещи, но вообще книг, исследований по библеистике много. И кто интересуется, может их найти. Я могу порекомендовать книги московского издательства Библейско-богословского института имени святого апостола Андрея Первозванного. Это православный богословский институт, который занимается выпуском хорошей, качественной литературы по библеистике, библейским исследованиям.

– Может быть, расскажете в завершение еще что-нибудь интересное?

– О юморе, но и о смысле в притчах. О притчах можно говорить бесконечно. Часть притч – о любви Бога к человеку, часть притч – о том, что такое Царство Божие. Это время правления Бога. А Христос говорит о том, что Царство Божие мы должны взыскать. И это самое большое сокровище, какое себе только можно представить. Христос говорит, что Царство Божие подобно некой жемчужине, найдя которую человек, купец, продает всю свою коллекцию жемчужин – и покупает одну-единственную. Были такие коллекционеры, которые ездили и собирали жемчуг на рынках, на базарах, в лавках разных приценивались. И вот эта притча – о том, что человек находит где-то самую многоценную жемчужину. Чтобы ее получить, ему нужно продать абсолютно все. И он абсолютно все продает, чтобы этой одной жемчужиной завладеть. Вот как велика важность Царства Божия.

«Царство Небесное подобно сокровищу, сокрытому в поле». Некий человек, работая на поле, это сокровище нашел, он это сокровище скрыл (дело в том, что в древности сокровище принадлежало не тому, кто нашел его, как сегодня по закону, а тому, на чьей территории оно было найдено). И вот этот человек продает все, что имел, влезает в долги, но покупает это поле и откапывает это сокровище. Кто-то скажет: но человек же непорядочно поступил, нечестно. В русских сказках главным героем часто оказывается Иван-дурак, хитроватый, простой, но тем не менее себе на уме, которому палец в рот не клади, – смекалистый русский мужичок. Вот так же и в еврейских притчах очень часто героем был находчивый, остроумный и смелый человек, который пусть и нечестным путем, но приобретает это сокровище и обладает им. Так же и мы должны предпочесть Царство Божие, Царство Небесное всему, что предлагает нам мир.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать