Беседы с батюшкой. Донская икона Божией Матери

30 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает казначей Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Елеазар.

– Встречи с представителями Донского монастыря у нас уже традиционны. В прошлом году у нас в гостях был тогда еще игумен Парамон, наместник монастыря, сейчас Вы, и мы очень рады Вас приветствовать в нашей московской студии. Конечно же, первый вопрос мы посвятим празднику, который уже совсем скоро наступит: 1 сентября – память Донской иконы Божией Матери. Собственно, этому празднику мы посвящаем сегодняшнюю передачу. Расскажите, пожалуйста, о чтимой иконе, о событиях, которые были с ней связаны в истории нашего государства.

– Мы с вами находимся в преддверии праздника Донской иконы Божией Матери. Но прежде чем я обращу ваше внимание на те события, которые предстоят в жизни Донского монастыря, я кратко напомню историю этой чудотворной иконы. Она была написана иконописцем Феофаном Греком в 90-х годах XIV столетия по просьбе святой благоверной княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Изначально эта икона была помещена в царские терема, затем она находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, который является домовой церковью московских царей, как вы знаете. А в Синодальный период икона уже пребывала в Успенском соборе Московского Кремля. Какая связь с Донской обителью? В 1591 году к Москве подступили войска крымского хана Казы-Гирея, с южной стороны, которая была менее всего защищена, и московское войско направилось в сторону калужской дороги, чтобы выставить защиту первопрестольного града. И в это время царь Федор Иоаннович указал, чтобы Донскую икону из Кремля обнесли крестным ходом вокруг стен древнего града. И через какое-то время эта икона была принесена на место нынешнего Донского монастыря, где располагалось русское воинство, и была поставлена в походную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. У этой иконы царь совершал слезные молитвы, и ему было открыто в ночном видении, что будет явлена помощь Богородицы. И действительно, на рассвете вражеское войско, побросав свои обозы, орудия и так далее, бросилось убегать, и Москва таким образом была избавлена от этого вражеского нашествия, о чем есть свидетельства в исторических источниках. На месте, где останавливалось русское войско, где пребывала церковь преподобного Сергия Радонежского, где совершал свои молитвы царь Федор Иоаннович, был основан Донской собор…

– …который стоит и поныне.

– Да, стоит и поныне, он сохранился полностью. Собор был основан в 1593 году, и строительство было закончено в 1596 году.

– Это тот собор, который сейчас стоит?

– Тот, который сейчас стоит, четверик собора. В XVII столетии была пристроена еще трапезная часть и чуть позже – колокольня. Это самый древний храм нашего монастыря.

– Сейчас в монастырь как раз накануне будет принесена чудотворная икона из Третьяковской галереи. Расскажите, пожалуйста, об этих событиях: когда, во сколько будет принесена икона? И, конечно, хотелось бы услышать, как вы сотрудничаете с Третьяковской галереей.

– Традиция принесения чудотворной Донской иконы из Третьяковской галереи в Донскую обитель возникла еще в 1994 году, в бытность наместника Донского монастыря архимандрита Агафодора. По просьбе обители, направленной в Третьяковскую галерею, 1 сентября 1994 года впервые икона была принесена в обитель, перед ней совершались молебные пения, Божественная литургия в этот день, и после окончания богослужения икона была возвращена в Третьяковскую галерею. С тех пор ежегодно икону стали привозить в нашу обитель. В 1996 году было заключено бессрочное соглашение между Министерством культуры и Московской Патриархией, которое имеет силу и по сей день. Икона ежегодно приносится в монастырь накануне, 31 августа, и она несколько дней пребывает в обители. При этом есть возможность каждому желающему прикоснуться к этой великой святыне. Мы с вами находимся в преддверии этого знаменательного события не только для Донского монастыря, но и для всей Москвы, когда мы будем встречать этот чудесный образ Божией Матери. Я могу несколько конкретизировать те события, которые нас ожидают в ближайшее время. Завтра, 31 августа, в 14 часов дня состоится встреча чудотворной Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре. В 14.30 будет совершена малая вечерня с акафистом перед чудотворным образом. И далее, в 16 часов – молебен с акафистом, который будет совершать духовенство Северо-западного викариатства города Москвы. В 18 часов – начало всенощного бдения, в 22 часа – молебен с акафистом, который также будет совершаться духовенством первопрестольного града. Практически со всех благочиний в течение четырех дней, пока икона будет пребывать, будут приезжать священнослужители с прихожанами, некоторые в сопровождении хора, и будут совершать молебны у чудотворной Донской иконы Божией Матери.

– Во все время пребывания иконы в монастыре?

– Да, икона будет пребывать в монастыре с 31 августа по 4 сентября. 4 сентября в 15 часов будут проводы Донской иконы Божией Матери в Третьяковскую галерею. Также в ночь на 1 сентября будет совершена Божественная литургия в полночь. В 23.40 – начало часов.

– Ночью тоже будут совершаться молебные пения?

– Я думаю, что в утреннее время они продолжатся, потому что совсем вскоре, после совершения ночной литургии, начнется ранняя литургия в 5.40 утра, которую будет совершаться архиепископ Сергиева Посада Феогност. И третья литургия состоится в Большом соборе в 9.30 утра.

— Да, действительно, очень большое событие для Москвы. Наверное, немного даже грустно провожать икону?

— Да, само принесение иконы чувствуется всеми нами: и насельниками монастыря, и нашими дорогими прихожанами. Чувствуется именно присутствие Пресвятой Богородицы в эти дни в монастыре, такое благодатное наполнение. И, естественно, возникает легкая грусть, когда икона убывает в музей.

– Есть ли у Вас идеи или какие-то перспективы для того, чтобы икона оставалась в монастыре?

– Есть такая мечта, мы об этом молимся Господу. Я все-таки считаю, что икона должна находиться в монастыре либо в храме, где есть возможность к ней приложиться, совершить молитву, поставить свечу и так далее. Естественно нахождение иконы именно в храме.

– Очень хорошо, что хотя бы на несколько дней икона прибывает в монастырь.

– Да, это такое экстраординарное и очень важное событие для всего города Москвы, и, я думаю, для других городов, из которых к нам во множестве приезжают паломники. Мы с радостью всех примем.

– В монастыре есть и другие святыни. Конечно же, мы не можем обойти вниманием нахождение святых мощей патриарха Тихона. Расскажите, пожалуйста, о времени пребывания Тихона еще в те далекие 20-е годы, в тяжелые времена для нашей страны. Как сейчас происходит почитание этого святого и каково его значение в жизни обители?

– Святейший Патриарх Тихон находился под домашним арестом с мая 1922 года по 1923 год. Потом арест с него был снят, но фактически до 1925 года, до момента своей кончины, он пребывал в Донской обители.

– Он скончался в Донском монастыре?

– Скончался в Донском монастыре. Его святые мощи находятся ныне в Большом соборе, и ежедневно там совершаются братские молебны в 6.40 утра, когда вся братия обители собирается на молитву перед началом дня. Открываются мощи, к которым могут приложиться не только братия монастыря, но и все наши прихожане, паломники, кто приходит в этот час в монастырь на моление. Это очень почитаемый святой, многие москвичи и наши гости любят прибегать к его благодатной помощи. Я бы хотел рассказать об одном случае, который произошел у наших прихожан.

– Да, пожалуйста, очень интересно.

– Одна из прихожанок нашего монастыря, занимающая большой пост в государстве, обратилась к своим друзьям, которые часто посещают Донской монастырь, с просьбой помолиться о ней. Возникла очень серьезная, может быть даже опасная рабочая ситуация, и, в принципе, выхода не было видно. Приехали наши дорогие прихожане, которые почитают святителя Тихона, усердно помолились у его святых мощей, попросили помощи для этой рабы Божией. И буквально через несколько часов от нее поступил звонок, что проблема совершенно чудесным образом разрешилась.

– Наверное, еще много-много случаев можно рассказать?

– Это один из случаев. Я думаю, что формат нашей передачи не позволит нам рассказать обо всем – времени не хватит. Это один из таких ярких случаев недавнего времени.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Матфея, кажется, 24-я глава, когда ученики спросили Христа, когда это будет, Он им сказал: «Об этом дне и часе не знает никто, ни ангелы, ни бесы, ни Сын, а только один Отец Мой». Получается, что Он как будто не знал этого часа или же Он специально об этом не сказал ученикам, чтобы они не жили ради этого дня?»

– На самом деле никто не знает ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий приидет. Господь премудрым образом сокрыл от Своих учеников и от всех нас время Второго Пришествия, потому что если бы мы знали этот день, то для нашего духовного состояния это было бы неполезно.

– Можно было бы расслабиться…

– Господь скрывает от нас день нашей смерти, за редким исключением: есть святые угодники Божии, которым Господь открывал, для тех, кто был готов это знать, но не для всех это полезно.

– Известно, что за последний год в монастыре произошли некие события. Например, принесение мощей святителя Луки и так далее. Расскажите, пожалуйста, об этих событиях. Какие бы Вы отметили особые моменты в жизни монастыря?

– Вы правильно отметили момент принесения святых мощей Луки Войно-Ясенецкого. Ковчег с его мощами пребывал в течение двух суток в Донском монастыре, множество богомольцев посетило обитель, очередь была практически до станции метро «Шаболовская».

– Не близко…

– Это очень почитаемый святой, любимый многими. К нему прибегают в просьбах об исцелении от различных недугов и болезней. Как известно, он был прекрасным врачом, составил учебник по гнойной хирургии, которым до сих пор пользуются многие доктора. Это одно из ярких благодатных событий в нашем монастыре – принесение мощей, у которых мы удостоились помолиться и получить Божественное укрепление. Что еще можно назвать из таких ярких событий этого года? У нас сложились очень теплые отношения с монастырем Ватопед на святой горе Афон, с игуменом Ефремом, в частности, с братией монастыря. Некоторые наши прихожане регулярно посещают эту обитель, очень ее любят. И в первых числах апреля мы совершили паломническую поездку в святой монастырь Ватопед, молились за богослужениями и привезли оттуда список чудотворной иконы «Всецарица», которая была написана специально для Донского монастыря. Ныне эта икона находится в Большом соборе Донской обители, с левой стороны на колонне. Причем с другой стороны колонны находится также афонская икона, написанная на Святой горе – это икона Иверской Божией Матери. Все желающие могут прикоснуться к этому чудотворному списку. Как известно, Матерь Божия «Всецарица» помогает при различных тяжелых заболеваниях, в том числе и при онкологии к ней прибегают за помощью, и есть множество случаев, когда люди получают исцеление от этого тяжелого недуга. Кроме того, возвращаясь со Святой горы, мы привезли с собой еще один список иконы Божией Матери «Всецарица», который, с Божией помощью, мы отвезли в богоспасаемый город Красноярск, в Свято-Успенский монастырь. Там, в монастыре, один из храмов освящен в честь иконы Божией Матери «Всецарица». 10 апреля, после возвращения с Афона, мы полетели в Красноярск с рядом наших прихожан, поехали сразу в монастырь, где икону встречал Высокопреосвященнейший Пантелеимон, митрополит Красноярский и Ачинский, с сонмом духовенства. Была совершена Божественная литургия, молебен перед чтимым образом Божией Матери «Всецарица». Мне очень запомнились такие слова Высокопреосвященного Пантелеимона, который сказал примерно следующее: «Мы радуемся, когда нам привозят хотя бы маленький камушек с Афона, с земли Богородицы, а тут Сама Божия Матерь чудотворным образом пришла в нашу обитель, в город Красноярск. Насколько велика милость Пресвятой Богородицы, насколько это событие радостно и благодатно не только для города Красноярска, но и для всего Красноярского края. Если мы с вами посмотрим на карту России, то увидим, что Красноярск находится как раз в центре нашей страны. Теперь в центре нашей дорогой Отчизны находится великая святыня – список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». Как известно, в Красноярском крае очень активно действуют различные сектанты, и я думаю, что пребывание иконы Божией Матери в этом городе, в святом монастыре Успения Пресвятой Богородицы, будет служить большим укреплением и помощью многим и многим красноярцам и жителям этого региона.

– Я уверен, что сейчас многие смотрят нас из Красноярска, нас действительно показывают по всей России, и думаю, они с большой благодарностью откликаются на это событие.

– Мы с радостью приглашаем красноярцев посетить Донскую обитель. Уже пора нанести нам ответный визит.

– А какая связь у Донского монастыря и Красноярска? Как возникла эта акция с иконой?

– Дело в том, что несколько наших активных прихожан родом из Красноярска, в настоящее время они трудятся в Москве… – … но родину не забывают. – Заботятся о своей родине, родном городе. Это очень радостно и трогательно.

– Вернемся немного назад, когда мы говорили о патриархе Тихоне. Ведь в монастыре сохранилась келья патриарха.

– Келья Святейшего Патриарха сохранилась. Туда, кстати говоря, проводятся экскурсии, и при желании можно ее посетить и проникнуться духом того времени, почувствовать присутствие Святейшего Патриарха. Там хранится облачение, в котором он был похоронен, причем оно практически не повредилось, несмотря на то, что тело Святейшего пролежало в земле много лет. Как вы помните, в книге архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые» описывается момент обретения мощей Святейшего Патриарха Тихона, которое произошло в феврале 1991 года. Он пишет, что когда открыли могилу Святейшего, то из нее повеяло весенней свежестью – благоухание от мощей, благоухание святости. Поскольку мы вернулись к Святейшему Патриарху Тихону, я бы хотел зачитать цитату, которую оставила одна из сотрудниц ГПУ, опекавшая Святейшего в Донском монастыре: «Я никак не могу увидеть в патриархе классового врага. Умом я понимаю, что он враг, и, очевидно, очень опасный. Общаясь с ним, ничего вражеского не чувствую. Он обращается с нами идеально, всегда внимателен, ласков, ровен. Я не видела его раздраженным или капризным». Вот такое свидетельство.

– Очень честное свидетельство. Вопрос телезрителя из Красноярска: «У меня такой вопрос, может быть, он немного не по теме, но сейчас очень модно стало организовывать такие массовые трауры. Когда какое-то происшествие случается, и люди несут погибшим букеты, те, которые совсем с ними даже не знакомы. Не является ли это просто показухой? Неужели это делают искренне? Мне кажется, что это не совсем искренне происходит».

– Я все-таки думаю, что это искреннее движение сердца человека, который сострадает тем трагическим событиям, которые случились, тем людям, которые попали в какие-то сложные обстоятельства или с которыми случилась трагедия. Я думаю, что это естественная реакция. Другое дело, я хотел бы сказать о том, что иногда в СМИ чересчур много уделяется внимания каким-то негативным явлениям. Если новости посмотреть, то большая часть – это какие-то происшествия, убийства, какие-то совершенно чудовищные вещи. И несколько раз в день человек смотрит программу, где содержится 70% негатива, как будто бы не происходит ничего хорошего у нас в стране и в мире. Мне вспоминается беседа Святейшего Патриарха Алексия с одним из руководителей федеральных каналов еще в те года. Патриарх спрашивает у него: «В Краснодарском крае совсем недавно был праздник урожая. Это такое большое событие, радостное и важное для региона и всей страны. Почему же ни один канал не осветил его?» Тот ему отвечает: «Если бы урожай сгорел, мы бы обязательно это показали».

– Бывает и такое.

– Но очень радостно, что канал «Союз» все-таки держится доброй стороны, много полезной и очень важной информации, многие любят смотреть ваши передачи. Моя мама практически ежедневно смотрит телеканал «Союз». Я звоню ей вечером, спрашиваю: «Как дела? Что делаешь?» Она мне говорит: «Смотрю батюшку».

– Теперь мама может посмотреть и на своего сына!

– Я не стал ей специально говорить об этом, чтобы не переживала.

– Тоже верно. Донской монастырь находится в мегаполисе, это очень большой город в мире. По идее монашеская жизнь – мы говорили о святой горе Афон – предполагает собой уединение, непрестанную молитву, труд, послушание. Понятно, что и сейчас монахи молятся, трудятся, и много послушаний, но это большой город. Как живет Донской монастырь в этом большом, таком, наверное, сложном городе, как Москва?

– Прежде всего, исторически город строился вокруг монастыря. Например, Сергиев Посад. Преподобный Сергий пришел в пустыньку, поставил крест, потом с братом Стефаном построил храм, который был освящен в честь Святой Троицы. И постепенно слава о преподобном стала распространяться, и вокруг монастыря стали селиться люди. Так возник Сергиев Посад – сначала село, потом впоследствии город. Так и Донской монастырь был когда-то на окраине Москвы, но всегда он был местом молитвы монахов и прибежищем множества паломников, и любимым местом многих москвичей. Я бы сказал тут следующее: когда человек приходит в монастырь, он приступает к послушанию, к искусу, и поначалу ему даже полезно быть и в братстве, и в каком-то сообществе. И тот, как Вы говорите, мегаполис, который окружает обитель, не должен беспокоить сердце человека.

– Искушения, какие-то соблазны все-таки есть?

– Кто хочет уединенного жития, у нас есть подворье в Рязани – село Князево, Скопинский район. Можно поехать туда: там тишина, кельи в большом количестве, храм, богослужения. Пожалуйста, уединяйся. Но монастырь в наше время, особенно в центре Москвы, является отчасти и большим приходом. Даже наши постоянные прихожане очень часто говорят: «Я заканчиваю работу поздно вечером – в девять-десять часов – весь выжатый и в какой-то степени опустошенный, еду в монастырь, захожу в обитель и все как рукой снимает». Монастырь является центром и миссионерской деятельности, и социального служения, которые совершаются также в Донской обители.

– Мы об этом поговорим потом, будет отдельный вопрос по поводу служения монастыря. Вопрос телезрительницы: «Мы живем на станции Зеленоградская по Ярославской железнодоржной дороге. Здесь есть подворье Вашего монастыря, и большой Вам поклон за то, что мы имеем возможность приобщиться к монастырской службе. Мы полюбили отца Михаила Овсянникова, игумена Никиту, и хотелось бы узнать, когда вы брали подворье, то, видимо, хотели здесь вести хозяйство: развести в пруду форель, построить пекарню? Можете об этом поподробнее рассказать?»

– Не то что бы мы брали, нас благословило священноначалие, и подворье стало приписано к Донскому монастырю. Я думаю, хозяйство надо развивать, и у нас есть такие планы: и рыбу там развести, и выращивать разные культуры, овощи. Думаю, что это будет, но пока там много других проблем. Подворье было несколько запущено, и сейчас ведется реставрация храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Ведутся большие работы по его строительству, поэтому пока все силы брошены туда. Надеюсь, что в следующем году мы и сельским хозяйством там займемся. Очень знаменательно, что этот храм именно преподобного Сергия, находится по дороге в Сергиев Посад и является подворьем Донского монастыря, ведь костяк нашей братии состоит именно из постриженников Троице-Сергиевой лавры, включая владыку наместника.

– Думаю, как раз будет уместен вопрос о количестве братии в монастыре. Скажите, пожалуйста об этом.

– В монастыре проживает тридцать человек, причем количество братии за последние четыре года увеличилось в три раза. Когда в монастырь пришел владыка Парамон, было девять человек, сейчас тридцать.

– Расскажите о проектах просветительской деятельности. Я знаю, что в монастыре существует паломнический центр. Может, возникают какие-то проблемы работы с молодежью? Какие направления в настоящее время осваивает, развивает монастырь? Какие в этом есть успехи и неудачи?

– Действительно, в монастыре есть паломнический центр, который занимается проведением экскурсий по обители. Приезжают паломники из разных городов и стран. Также есть возможность отправлять группы за рубеж, на Святую Землю, на Афон и к другим святыням. Это основная работа паломнического центра. Есть у нас и молодежный отдел, которым занимается иеромонах Косьма. При монастыре существует Донской молодежный клуб. Два раза в месяц проводятся встречи, на которые приезжают известные священники, выступают перед слушателями. Вход свободный. Также приезжают различные известные музыканты, артисты. Сначала батюшка о чем-то рассказывает, потом вопросы и ответы, и затем выступает кто-то из артистов. То есть происходит такое неформальное общение, чаепитие. Есть такая добрая практика. Кстати говоря, силами молодежного отдела у нас в день празднования Донской иконы Божией Матери будет проводится концерт в сквере, напротив Донского монастыря. Также приедут артисты, музыканты, будут выступать рядышком с обителью.

– Можете назвать имена артистов, музыкантов, хотя бы некоторых?

– Я всех не знаю, но одно имя я хорошо запомнил, это Иван Смирнов, гитарист, родной брат отца Дмитрия Смирнова.

– Сейчас молодежь – это очень болезненная тема, она во все времена, конечно, такая. Есть ли какие-то успехи? Много ли людей ходит? Замечаете ли какую-то тенденцию того, что действительно молодых людей в храме, по крайней мере, не меньше?

– И молодых людей, и прихожан, в целом, становится больше. Мы это видим по воскресным богослужениям. В обычное воскресенье народу приходит намного больше, чем это было год-полтора назад. Очень много причастников еженедельно, приходят с детьми, младенцами. Очень любят Донскую обитель, причем у нас совершаются также таинства Крещения и Венчания.

– Насколько я знаю, в монастырях не свойственно исполняются эти требы.

– Это зависит от устроения обители. Поскольку монастырь находится в центре Москвы, как мы уже сказали, он выполняет ряд приходских функций. И многие прихожане приходят к нам семьями, которые хотели бы и крестить своих детей, и повенчаться в Донской. У нас на это есть благословение священноначалия.

– Совсем рядом с вами, недалеко от станции метро «Тульская» есть воинская часть, которая сейчас называется Семеновский полк. Расскажите, пожалуйста, о вашем взаимодействии с ней.

– Это доброе взаимодействие с воинской частью началось еще в бытность отца Агафодора, первого наместника монастыря после передачи Донской обители Русской Православной Церкви. В Семеновском полку обустроен храм святителя Николая, и клирик монастыря иерей Виктор (Крижановский) регулярно совершает там богослужения, два раза в неделю служится Божественная литургия, еженедельно по воскресеньям – акафист святителю Николаю Чудотворцу, в честь которого храм освящен. Собственно говоря, на все важные мероприятия, которые проходят в этой части, приглашается священник. Он совершает молебен, говорит напутственные слова, проводит беседы с желающими военнослужащими, солдатами. Также любой из служащих может прийти в Донской монастырь, исповедаться, принять Святые Христовы Тайны. И такие приходы бывают достаточно часто: приводят солдат по воскресным и по другим дням, они все исповедуются, причащаются. В праздник Донской иконы Божией Матери солдаты Семеновского полка будут нам помогать в монастыре: будет выстроен почетный караул во время привоза иконы, также они будут дежурить у святыни все дни ее пребывания в обители.

– То есть несут функцию сохранения порядка?

– Да, такое деятельное участие в жизни обители. Может быть, не все из них религиозны, но такое участие очень благотворное влияние будет оказывать на их души.

– Вы говорите «не слишком религиозны», но они приходят из части по приказу или это их личное желание? И вообще, как командование относится к тому, что солдаты участвуют?

– Командование относится к этому очень благоприятно. Совсем недавно мы с владыкой принимали весь офицерский состав данной части, они пришли с семьями, с детьми. Было очень теплое, дружеское общение. И решили, что теперь такие встречи будут проводиться регулярно.

– На пользу русской армии.

– Да.

– Зачастую у многих людей возникает вопрос. Конечно, этот вопрос возникает больше у более воцерковленных, кто дольше находится в церкви. Бывает такая проблема в выборе жизненного пути: монашество либо женитьба. Во многом монашеская жизнь для некоторых людей является некой такой романтикой: монах, ряса, уединение, отчуждение от мира... Бывают случаи, когда разочаровываются в этом, но уже поздно. Как бы Вы могли охарактеризовать вообще монашескую жизнь в монастыре, именно в русской традиции, которая сложилась сейчас? Конечно, можно много говорить о традиции, потому что она во многом в советское время прерывалась и возобновлялась. Каково Ваше мнение, комментарии для таких людей, которые стремятся в монастырь, именно не прийти, а уйти туда?

– Я думаю, что должно быть призвание к монашескому служению, к подвигу, это далеко не для всех. Нужно чувствовать вкус к этому деланию. Человек должен любить уединение, должна быть любовь к молитве, к беззаветному послушанию. Вы говорите про романтику, но когда человек приходит в обитель, он проходит испытания, искус, и с него вся эта «шкурочка» романтичности снимается. Потому и дается время на испытание, по благословению священноначалия сейчас это пять лет. За это время можно понять, твой это путь или нет. Нужно слушать свое сердце, чтобы действительно, как Вы сказали, не убежать, не уйти в монастырь, а прийти в него ради Христа. И когда ты приходишь ради служения Христу, тогда и Господь помогает.

– Вопрос телезрительницы из Татарстана: «В начале передачи Вы рассказывали о Донской иконе Божией Матери, и у меня в связи с этим возник вопрос: можно ли в храме касаться иконы руками? Однажды в нашем соборе я коснулась пальцем руки иконы, так как у меня на губах была простуда (простите за подробности), и услышала замечание от прихожанки, стоящей рядом: «Святыню руками не трогают!» Так ли это?»

– Я думаю, что в каких-то случаях можно, особенно если икона в киоте. Если Вы не повредите таким прикосновением, то вполне возможно. Такая традиция есть и в Греческой Церкви, и в Румынской: они подходят к иконе, особенно если она поставлена высоко, прикасаются к иконе, потом целуют руку, которая только что прикасались к святыне. – У нас просто сложилось такое строгое понимание.

– Да, я думаю, что можно с благоговением. Главное, не терять благоговения.

– Телезрительница сказала о простуде на губах, я, конечно, не стал развивать этот вопрос дальше, но у нас есть такая проблема: люди, подходя к Причастию, иногда брезгливо относятся. Приходилось, к сожалению, слышать, что это не гигиенично. – Таких случаев не было, чтобы человек причастился и чем-то заболел. В XVIII веке во время чумы люди причащались… – … и абсолютно никаких проблем не было. Благодать Божия действовала. 

– Это Божественный огонь, лава, которая все расплавляет, пожигает.

– Скажите, в монастыре кроме мощей и иконы есть еще какие-нибудь святыни? Может, привозятся еще какие-то или в будущем что-то планируется привезти? Планируются ли какие-то поездки или еще что-то?

– Как я уже говорил, у нас есть Иверская икона Божией Матери, написанная на святой горе Афон, есть образ Божией Матери «Всецарица», есть еще чтимая икона на кладбище – мозаичная икона на одной из могил в часовне. Она тоже почитается людьми. Есть такое предание, что в дни лихолетья некто выстрелил в нее и был после этого поражен Божественной силой. Наши прихожане с благоговением к ней относятся, многие приходят туда молиться, в некрополе Донского монастыря читают перед этой иконой акафист. У нас есть ряд мощей святых угодников, в храме находятся их мощевики.

– Известно, что при монастыре находится большое кладбище, на котором похоронены Ильин, Солженицын. В прошлом году я невольно стал участником перезахоронения Николая Николаевича, дяди Николая II. Расскажите об этом событии. Почему он был привезен именно в Донской монастырь? С чем это связано?

– Была такая просьба от родственников. Но он не был перезахоронен в Донском монастыре, здесь была просто богомольная остановка. Все-таки в некрополе Донского монастыря покоится вся московская знать нескольких веков. В связи с этим, имея некоторые родственные связи с захороненными в Донском монастыре, родственники великого князя пожелали, чтобы его тело пребывало какое-то время в Донской обители.

– В Большом соборе в нижнем Сретенском храме находятся надгробия, надписанные на грузинском языке. Почему?

– Там похоронены грузинские цари. В XVIII столетии одним из настоятелей Донского монастыря был грузин, архимандрит Лаврентий (Габашвили). Он как раз и обустроил подклеть Большого Донского собора, устроил там храм в честь Сретения, и ряд грузинских князей были захоронены впоследствии в этом храме. У нас очень такая явная связь с Грузией получилась. Этот храм освящал грузинский патриарх Илия II. Там грузинский престол, грузинский семисвечник, грузинский иконостас, то есть частица Грузии в центре Москвы. У нас много прихожан из Грузии. Раз мы коснулись Большого собора, на этом стенде он изображен красного цвета. Исторически он был белый, центральный купол был позолоченный, а по периметру находились посеребренные купола со звездами. У нас есть такая задумка: со временем, когда Господь даст такую возможность, вернуться к историческому облику Большого Донского собора.

– Давайте напоследок еще раз напомним нашим телезрителям о грядущих событиях в монастыре, чтобы люди как можно больше узнали информации о времени пребывания чудотворного Донского образа Божией Матери в Донской обители.

– Завтра, 31 августа, в 14 часов ожидается встреча чудотворной Донской иконы Божией Матери в Донской обители, которая будет доставлена из Третьяковской галереи. В 14.30 – малая вечерня с акафистом, далее, в 16 часов – молебен с акафистом, который будет совершать духовенство Северо-западного викариатства города Москвы. В 18 часов – начало праздничного всенощного бдения. В 22 часа – молебен с акафистом, затем в 23.40 – начало часов перед ночной литургией. Ночная литургии – в полночь, и затем утром ранняя литургия, в 5.40 – часы, и поздняя литургия в 9.30. Также в течение тех дней, когда в монастыре будет пребывать Донская икона (а это несколько дней – с 31 августа по 4 сентября), ежедневно будут совершаться бдения, литургии в 8 часов утра, и в течение дня будут совершаться молебны с акафистом, на которые будет приезжать духовенство города Москвы, как мы уже говорили в самом начале. Всех ждем с радостью, с любовью в Донской обители у чудотворной иконы Божией Матери.

Ведущий Сергей Платонов Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать