Жены-мироносицы

30 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга. Эфир 30 апреля 2014 г.

 

- Уважаемые зрители, здравствуйте. Христос Воскресе! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Дмитрий Бродовиков.

Сегодня у нас в гостях священник, который известен многим из вас по программе «Читаем Евангелие вместе с Церковью», иерей Анатолий Куликов, настоятель храма в честь святителя Луки Война-Ясенецкого, архиепископа Крымского, расположенного в г. Екатеринбурге.

Батюшка, Христос Воскресе!

 

- Воистину Воскресе! Здравствуйте, Дмитрий. Здравствуйте, дорогие телезрители.

 

- В это воскресение Православная Церковь отметить память Жен-мироносиц. Хотелось бы сегодня поговорить об этом дне, который считается православным женским праздником.

Нам привычно праздновать Международный женский день 8 марта, пусть и не до конца представляя его историю. История дня Жен-мироносиц гораздо более глубокая и правильная для того, чтобы поздравлять с этим праздником наших православных женщин.

 

- Наверное, одно из самых неправильных явлений нашей жизни, когда для такого доброго дела, как поздравление наших жен, матерей, бабушек, нам необходимо выбрать какой-то один день. Мы выбираем сроки, определяем меру, и решаем, что сегодня я хороший, буду поздравлять, а завтра уже все, ваше место у плиты. Это вопиющая несправедливость.

Христианство дало миру правильное понимание, кто такая женщина, и какое место она занимает в этой жизни. Господь говорил, что перед Богом все равны: что мужчина, что женщина. Ведь в то время, когда Христос пришел на землю, женщина занимала очень приземленное место. Даже открыв Священное Писание, Евангелие от Матфея, мы увидим родословную Господа нашего Иисуса Христа по Его человеческой природе: даже здесь апостол Матфей традиционно для иудейского понимания переписывает родословие только по линии мужчин. Здесь отражается то общее отношение к женщине, как к второстепенному, которое было свойственно большинству восточных стран того времени и по сей день сохраняется в исламе, невзирая на имеющие место дебаты по этому поводу.

Христос приносит понимание, что женщина тоже человек, сотворенный по образу и подобию Божию. Человек, который может находиться в состоянии святости и может являться учеником Христовым.

За что мы особенно почитаем женщин-христианок? На примере жен-мироносиц, этих Христовых учениц, мы видим, что они, будучи сосудами немощными, смогли сделать не то что меньше, чем их братья-апостолы, а где-то и превзойти их.

День жен-мироносиц подчеркивает это знание, только не надо помнить об этом лишь раз в году, а в другие забывать. Каждый день может быть днем жен-мироносиц. Если мы посмотрим в православный календарь, то видим, что редкий день обходится без прославления той или иной святой женщины.

Евангелие говорит нам о женах-мироносицах, что рядом со Христом находились женщины, которые служили Ему имением, какими-то заботами. Эти женщины старались быть рядом с Господом, старались внимать Его словам, слушали и слушались Его. Все больше разгоралась в их сердцах любовь, которая и вылилась в то, за что мы их прославляем. Когда, не побоявшись никого, они пошли ко гробу Господа, чтобы отдать Ему последний человеческий долг. Мироносицами они называются за то, что несли с собой миро, ароматы, для того чтобы намастить тело их умершего Учителя.

Жены-мироносицы не побоялись пойти ко гробу, в то время как мужчины-апостолы, увидев после смерти Христа, что в жизни нет более справедливости, испугались и рассеялись. Увидев, как синедрион осудил Христа на смерть, как римский прокуратор Понтий Пилат поддался на их провокацию и попросту сдался, апостолы понимали, что как они не смогли защитить своего Учителя, так не смогут защитить и самих себя.

Почему же женщины пошли ко гробу Христа. С одной стороны, поскольку в иудейском обществе того времени часто женщину просто не воспринимали всерьез, им не грозила такая опасность. Хотя и им было страшно идти ко гробу, который охраняют вооруженные воины. Они понимали, что могут быть унижены и даже убиты. Что их ведет? Конечно, любовь, верность. Возможно, любовь в женском, то есть более чувственном, нежели у мужчин, проявлении, но это сделало их более сильными и верными, чем апостолы. Этим Господь нам показывает, что неважно, каков ты в земном плане: никчемный, незаметный для общества, но для Бога ты можешь быть совсем другим.

Это был подвиг сердца, подвиг веры, подвиг мужества, который пришел неожиданно. Может быть, все другие поколения святых женщин-христианок брали пример с их подвига. Ведь сразу началось время страшных гонений на Церковь, на всех ее членов: и на мужчин, и на женщин, и на стариков, и на детей. Надо было выстоять, идя на смерть, мы знаем все эти примеры мученичества и исповедничества. Мы прославляем сегодня жен-мироносиц и за то, что они первыми показали тогда пример: идти за Христом, как бы не было страшно.

 

- Действительно, практически каждый день мы вспоминаем память женщин исповедниц или мучениц. Жены-мироносицы принесли Христу миро, а каковы современные жены-мироносицы?

 

- Наверное, любая женщина, призванная Господом, принявшая крещение, должна быть такой. Что дало женам-мироносицам эти мужество, твердость, решимость сделать это дело? Ведь рядом не оказалось ни одного мужчины.

Современная женщина должна помнить, что они были, прежде всего, ученицами Христовыми. Что нужно, чтобы быть учеником Христовым? Господь очень четко сказал: «Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной».

Любая современная девушка, женщина должна задать себе вопрос «А я могу отвергнуться себя?» Пусть это пока какая-то мелочь, но ради Христа. Суть не в конкретных внешних действиях, а в том, что внутри у человека. Любовь, верность складываются из маленьких подвигов, которые копятся внутри, когда преодолеваешь себя по чуть-чуть, и это формирует тебя как христианина.

 

- Можем ли мы сказать, что это христианский Женский день?

 

- Это вообще Христианский день, но особенно в нем подчеркивается именно это. Так Церковь почитает всех своих членов. Но вряд ли у Господа поделено на конкретные дни и периоды, ведь Бог вне времени, как и святые угодники, которые вечно находятся в радости в  Боге.

 

- Вопрос телезрительницы с сайта: «Апостол Павел говорит, что нет более ни иудея, ни эллина, ни мужчины, ни женщины, все равны во Христе, почему тогда в Евангелии написано, что при Христе было пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей?»

 

- Апостол Павел совершенно правильно говорит, что перед Богом все несут одинаковую ответственность и имеют равные права. О пяти тысячах мужей говорится в чуде о пяти хлебах. Апостол Матфей писал Евангелие для своих соотечественников и современников, и писать он должен был на понятном им языке, как они привыкли думать и воспринимать мир. Но не надо думать, что если так написано, это как-то умаляет женщин-христианок.

 

- Как правильно встретить этот день женщинам?

 

- Раз мы говорим, что это Христианский день, то это день, который нужно провести со Христом. Если говорить о форме, о каких-то пошаговых рецептах, то, наверное, самое правильное будет соединиться в этот день со Христом в Таинстве Причастия, предварительно очистив душу в Таинстве исповеди, молитве. Встретить его в благоговении, в делах любви по отношению к своим ближним. Мы должны освятить этот день, подчеркнув, что мы христиане не только по названию.

При этом надо помнить, что воскресный день закончится, наступит понедельник, но это не значит, что мы будем жить по-другому, христианская жизнь должна быть всегда богоугодной.

 

- Но мы стараемся особо выделить этот день, можно ли устроить какое-то празднество, застолье?

 

- Конечно, можно, в этом нет ничего плохого, если речь не идет – упаси Господь – о каком-то пьянстве или излишествах. Если земные радости не закрывают нам неба, они не являются грехом. Мы, мужчины, должны почаще и жалеть наших жен и близких, и помогать им и добрым словом, и помощью. Устроить праздник, подарить цветы, и каждому папе полезно объяснить сыну, как полезно поздравлять маму.

Плохо, что свою доброту и заботу мы измеряем краткими сроками. Когда по лени и нерадению мы делаем гораздо меньше, чем можем. Конечно, может быть, немало найдется мужчин, для которых и один день позаботиться о жене или маме – уже подвиг, но если есть возможность делать больше, давайте делать больше.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Новокубанска Краснодарского края: Тридцать пять лет я в гражданском браке, пятнадцать лет, как брак венчан. Тридцать три года у меня тяжелое заболевание, хотя я продолжаю работать на дому. Как только я лишилась возможности вставать на ноги, муж подал на развод. Просила его одуматься, но он не согласился, развелся. Правильно ли отодвинуться, все забыть, но как, если душа продолжает болеть за него, за его поступок, любить, невзирая ни на что?

 

- Помоги Вам Господь в этой нелегкой жизненной ситуации. Но Вы сами уже ответили на свой вопрос. То, что Вы продолжаете его любить и молиться за него, говорит о том, что иначе поступить Вы и не можете. По-человечески понятно, что Вам и больно, и обидно. Слава Богу, что хватает сил не озлобиться, видеть в этом промысел Божий. Продолжайте держаться, ведь у Бога не бывает ошибок. Люди склонны ошибаться, и порой мы ошибаемся очень сильно, но все нуждаемся и в прощении, и в понимании. Дай Бог, чтобы, когда Ваш муж одумается и вернется просить прощения, хорошо, чтобы у Вас хватило сил простить и принять его. Дай Вам Бог быть по-настоящему христианкой. Такие ситуации как раз и показывают, кто мы есть. Легко быть хорошими, когда все хорошо, удачно, когда мое я довольно. Наверное, тогда легко благодарить и уповать. Гораздо сложнее остаться хорошим человеком, когда все так непросто.

Во всякой ситуации полезно подумать, что во мне не так. Когда нас обижают и огорчают, мы как-то по привычке чувствуем, что обижены незаслуженно. Но полезно посмотреть в себя, что во мне не так, тогда обида переносится легче и становится полезной.

 

- У нас есть праздник 8 марта – Международный женский день. Как относиться к нему женщинам-христианкам, которые, пусть не отмечают его дома, но на работе их поздравляют, устраивают застолья. Как им быть?

 

- Это проблема в нашей русской Православной Церкви, ведь не секрет, что большинство людей, наполняющих наши храмы, пришли к вере не так давно. Несколько поколений людей были лишены христианской традиции безбожным коммунистическим режимом. Соответственно, многим из нас приходится учиться жить по-христиански, так, чтобы жизнь была наполнена деятельностью, пользой и одновременно это не шло вразрез с твоей верой и упованием.

Не всегда рядом находится опытный человек, который может быть примером в этом, чаще мы берем примеры из книг, журналов, общаясь друг с другом. Как говорит один современный богослов, нормальной православной жизнью смогут жить разве только наши внуки. Для них многие наши проблемы уже не будут таковыми. Это касается и празднования 8 марта. Чаще всего этот праздник попадает на пост. Соответственно, я, как священник, знаю, что мои прихожанки чаще всего в этот день на работе нарушают пост. Кто-то пытается отказывается, и возникают конфликты.

Среди православных много суеверий на этот счет: раз я православная, этот день меня никак не касается. Я выскажу свое личное мнение. Думаю, что сейчас мало найдется людей, которые помнят историю начала празднования этого события. Так получилось, что этот праздник вошел в нашу жизнь, возможно, от того, что не так часто мы наших женщин радуем, не так часто говорим им, что любим. Пусть некогда в основе лежала революционная идея, но люди восприняли этот день по-другому: как день, который можно наполнить радостью, цветами, каким-то теплом, когда каждый уважающий себя мужчина считал нужным поздравить мать, жену, коллег. Не так много у нас в жизни бескорыстных дел, а ведь этот праздник бескорыстный. С моей точки зрения,  ничего дурного в этом празднике нет, если это не превращается в разгул и бездельничанье.

Великий пост не время, когда мы должны ходить хмурыми или мрачными. Господь говорит обратное: умой лицо, помажь главу твою маслом. Разве это плохо улыбнуться в пост ближнему, сделать ему доброе? Ведь всякое добро мы делаем потому, что Бог велит нам делать добро. Нужно любить ближнего своего не по расписанию, не по календарю, а ежедневно. Никто сейчас не вспоминает о Кларе Цеткин и Розе Люксембург, в нашей традиции он давно превратился в хороший семейный праздник, так давайте наполним его христианским смыслом.

Когда христианская Церковь начала распространяться и захватывать языческий мир, многие доселе языческие праздники стали днями христианских праздников, чтобы затмить Светом Христовым языческие обычаи. Сколько примеров тому, когда на месте языческих капищ, где возносились молитвы языческим богам и приносились человеческие жертвы, вознеслись христианские храмы, где возносится бескровная жертва Христова.

Почему я говорю о суеверии? Случалось наблюдать, как христианка, которую поздравляют с 8 марта, просто шарахается, машет руками «что вы! что вы! у нас есть праздник жен-мироносиц!» Чего мы боимся? Почему не даем возможности людям делать доброе дело?

В Боге мы можем быть свободны. Господь Сам говорил, что если пребудете в слове Моем, будете свободны. Зачем мы сами лишаем себя этой свободы?

 

- Вопрос телезрительницы из г. Старый Оскол Белгородской области: В одной из передач батюшка сказал, что женщина должна относиться к мужу, как к господину, а Вы говорите, что мужчина и женщина равны?

 

- По поводу равенства. Пред Богом мы все равны. Как говорил Господь, отвечая саддукеям на их вопрос, у Бога не женятся, не разводятся, нет ни мужского, ни женского. Человек не исчезнет, как личность, но все мы изменимся, будем почти как ангелы.

Что касается жизни земной, здесь иначе: женщина не может быть как мужчина, а мужчина не может быть как женщина. В плане наших обязанностей, ответственности, даже физиологии мы разные. Как богоподобные личности мы все равны перед Господом, но в земной жизни каждый из нас занимает свое место.

Действительно, Господь создал Еву как помощницу. Адам был подотчетен Господу, ведь именно ему была дана заповедь не вкушать с древа познания добра и зла.

Что дает христианство миру в плане отношений в семье, отношений между мужчиной и женщиной? Оно показывает, что должно быть единство любви, соподчинение в любви. Что значит относиться, как к господину? Считать, что господин будет нещадно гонять, бить, может выгнать и взять себе другую служанку? Конечно, нет, не в этом дело, но в плане почтения, уважения, страха обидеть и потерять любовь.

Как сказано у апостола Павла, «жена да убоится своего мужа». Это не физический страх, не страх наказания, а страх потерять любовь, не сохранить верность, разрушить нечто ценное.

Наша вера учит нас тому, что в каждом человеке мы должны видеть образ Божий, ведь за каждого человека Господь пролил свою кровь. Если бы у нас было такое отношение, то все эти рассуждения, кто больше, кто меньше исчезли бы вовсе. Христианская святость являет нам такие примеры. Например, семья Царственных страстотерпцев, семья Петра и Февронии. Можно много  найти примеров таких семей и в наше время, когда есть доверие, верность, уважение, нет вовсе таких проблем. Жена не мучается от того, что она не командир для мужа, а муж не мучается от того, что не получается быть главой. Все возможно в земной жизни при одном единственном условии: «Ищите прежде Царства Божия и Его правды, а все остальное приложится вам».

 

- Вопрос телезрительницы: Я очень хотела ребенка, но семейная жизнь никак не складывалась, и так получилось, что ребенка я родила от женатого мужчины, встречаясь с ним лишь для зачатия. У меня родилась дочь, которой сейчас два года. Я покаялась в своем грехе. Сейчас очень хочу родить второго ребенка. Как относиться Церковь к тому, что я опять зачну ребенка вне брака? Ведь мне скоро 41, а мужчины своей мечты я так и не встретила.

Что делать нам, женщинам, если мужчины не хотят брать на себя ответственность, создавать семьи, воспитывать детей.

 

- Как все у Вас в жизни перемешалось…

Начнем, пожалуй, с конца. Мужчины с Луны не падают, но рождаются в этом же мире и воспитываются в этом же обществе. Когда женщина позволяет мужчине делать с собой все, что угодно, это его расслабляет, и он не желает отвечать ни за что. Зачем строить семью, если можно пожить с одной, с другой, бросить ребенка.

Не хочу осуждать, поскольку вся ситуация неясна, но все мы знаем, что жить в блуде, допускать внебрачные отношения нельзя. Если мы говорим, что веруем, но при этом допускаем смертные согрешения, пытаясь их как-то оправдать, это говорит о некой внутренней проблеме. Слава Богу, что есть покаянный настрой. Кайтесь, молитесь Богу. Молитесь о муже, будет воля Божия, будет и он. По поводу второго ребенка. Если Вас настолько переполняет материнское желание, возьмите ребенка из детского дома, это будет гораздо лучше.

Вам надо разобраться в самой себе, что значит для Вас вера, что значит для Вас Бог, будущая жизнь. Часто наши жизненные неурядицы, наломанности происходят от того, что мы рассматриваем себя лишь в пределах этой земной жизни, этих нескольких десятков лет, думая лишь о том, что для меня счастье земное. Простите, но мы все умрем, и все здешнее: работа, семья, увлечения – все однажды закончится. И закончится очень похоже: несильно большой деревянный ящик, небольшая церемония. А какие мы будем потом, что скажем Богу, будем ли мы – ведь это самое важное. Даже важнее семьи и важнее детей. Может быть, для кого-то это звучит для кого-то крамольное, но тем не менее. Если забыть о Боге, то какая не была жизнь: наполненная, высокая, радостная или не радостная, все теряет смысл, потому что все закончится. Помоги Вам Господь.

 

- Была фраза о «мужчине моей мечты». Говорят «женщина моей мечты». Допустимо ли вообще мечтать о таких вещах?

 

- Наверное, каждый в своем сознании и даже воображении определяет, что бы мне хотелось. Но надо разобраться с мечтой, ведь не секрет, что мечты у нас меняются. О чем мечтает ребенок в пять лет, в пятнадцать? А о чем мечтает мужчина в двадцать пять лет? Я понимаю сегодняшнюю мечту сегодня, мне, сегодняшнему, хочется такого-то, но не знаю, каким буду через десять лет и какой будет моя мечта. А Бог знает и соответственно определяет, что нам в этой жизни дать, а что нет, ведь Он любящий Отец, и смотрит, что будет в пользу.

 

- Вопрос, заданный зрительницей из Краснодарского края: «Почему мужчины первыми подходят к Причастию, и какое есть основание?»

 

- Это традиция, которая идет с древних времен. Вообще, первыми идут монахи, которые рассматриваются, как ангелы. Если есть монахиня в храме, то она идет к Чаше впереди всех мужчин. Это традиции, они нас не унижают, а помогают настроиться.

«Со страхом Божиим и верою приступите» - вот, что должно наполнять человека перед Причастием, а не думать о том, почему впереди идет мужчина.

 

- В нашем современном мире есть тенденция к равноправию, как быть с ним?

 

- Христианство вообще все время говорит о равноправии. Феминистки, которые постоянно воюют за права, нигде не могут найти лучшего, чем в христианстве. Что касается жизни земной, то здесь столько перекосов. Мы вообще все не равны, один лучше может делать это, другой другое, у всех разные возможности. Если послать меня сейчас разгружать вагон, то я, скорее всего, надорвусь. Потому что у меня нет определенной тренировки, а кто-то более подготовлен. Каждый должен заниматься своим делом.

Апостол Павел, например, говорил: «Не все становитесь учителями». Одни могут быть пророками, другие учительствовать, третьи исцелять. Каждому Бог дает по необходимости и по церковной потребности. Если бы мы доверяли Богу, Его промыслу о нас, жизнь была бы проще: было бы меньше таких вопросов.

 

- Вопрос телезрительницы из Рязани: Мы с мужем прожили вместе много лет, главным всегда был он, и в семье была гармония. Теперь у него серьезная болезнь, и он не может решать все вопросы. Мне приходится брать решения на себя, и хотя я стараюсь делать это незаметно, он все же считает, что я командую, возникают конфликты. Как бы Вы прокомментировали нашу ситуацию?

 

- Дай Вам Бог сил, терпения и мудрости. Это то, что необходимо в данной ситуации. Всякое бывает в жизни, и порой женщине приходится брать на себя очень много, и тащить все это, и уставать.

Необходим такт. Один человек говорил мне, что когда мудрая женщина хочет добиться своего, она ведет и все делает так, чтобы мужчина пришел к мысли, что все это он решил сам, и что это была его собственная мысль. Потом женщина помогает довести ему все это до финала, радуется и хвалит его, хотя изначально идея была ее. Бог дал вам, женщинам, определенную мудрость, чуткость, гибкость, где и как что сказать.

Во всем надо поступать по любви, прежде чем что-то сказать, подумать, чем слово ваше отзовется. Можно и правду говорить, но так, что человек потом обидится на полжизни. В таких ситуациях нет универсальных советов: каждая личность уникальная, каждая семья – неповторимый организм. Никто лучше Вас самой не знает, как правильнее подойти к Вашему мужу, как сделать так, чтобы он не возмущался Вашей заботой и Вашими делами. Помоги Господь всем нам.

 

- В завершении программы скажите, пожалуйста, нашим телезрителям напутствие.

 

- Заповеди известны: любите Бога и любите ближнего. Отвергнись себя и возьми крест свой. Это универсальные вещи для любого человека и для любой ситуации. Будем жить верными Богу – будет в жизни свет, всем будет радость. Будет радость, будем чувствовать себя счастливыми. Счастье же – это то, что человек ищет постоянно и круглосуточно, едва почувствовав себя живым. И когда встретит Бога, чувствует себя счастливым. Дай нам Бог всем счастья.

 

- Спасибо, батюшка, за беседу. Дорогие телезрители, спасибо вам за внимание. Всего доброго.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать