Беседы с батюшкой. Храм Христа Спасителя

3 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Епархиального суда города Москвы, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Здравствуйте, дорогие телезрители, прежде всего хочу поздравить всех вас и нас с наступившим новым годом и наступающим праздником Рождества Христова. Трудно сказать, как сложится для каждого из нас год наступивший, но я надеюсь, что Господь не оставит нас Своей милостью.

– Спасибо Вам, что Вы пришли к нам вновь в новом году. В прошлом году, в сентябре, мы с Вами говорили о святынях Храма Христа Спасителя. Есть некоторые вопросы, которые тогда мы не успели с Вами осветить. И уже сегодня, я думаю, вернемся в прошлый год и закончим то, что не успели тогда. Вопрос касается охраны и безопасности храма. Турист или простой верующий, заходя в Храм Христа Спасителя, проходит через металлоискатель. Это немного непривычно нашему простому верующему, и вопрос касается именно системы охраны. Почему именно такие меры безопасности вы принимаете в храме?

– К сожалению, это веяние последнего времени. Раньше, когда приходилось бывать за границей, мы видели такие же меры безопасности, входя в известные храмы в Риме или  Венеции. У нас еще этого не было, но, как показывает практика, храм (тем более наш храм) посещают люди не только с благими намерениями, а желая совершить какую-то провокацию. И чтобы не допустить серьезных, трагических последствий этих посещений, было принято решение все-таки действительно поставить металлоискатели на входе; это сейчас не только в храмах, но и практически во всех учреждениях культуры или  магазинах.

Но вот действительно, человек, который идет в храм помолиться, встречается с такими мерами безопасности, и это смущает. Некоторые относятся к такому совершенно спокойно: в частности, наши прихожане понимают, какова цена противоправных действий, если они произойдут, и поэтому совершенно спокойно проходят через металлоискатели, потом встречаются с представителями охраны. Потом они уже могут чувствовать себя в безопасности, надеясь, что эти меры помогают тому, чтобы люди могли, придя в храм и пройдя через эти «кордоны», уже действительно думать только о том, куда и для чего они пришли, спокойно стоять и молиться, зная, что ничто не может помешать совершающемуся в храме богослужению.

– Мы говорим: кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. А могли бы Вы разъяснить, что это значит, какой статус у этого храма в нашей Церкви?

– Он считается главным храмом нашей Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя является кафедральным собором, то есть здесь находится кафедра Патриарха Московского и всея Руси. И, как известно, Святейший Патриарх Кирилл совершает в нем праздничные богослужения. Вот сейчас мы готовимся к рождественскому богослужению, это престольный праздник нашего храма; пасхальные службы совершает Патриарх; и в какие-то общецерковные праздники Святейший Патриарх совершает свое служение.

Почему называется «соборный»? Потому что здесь служит не один священник, а собор священнослужителей (нас несколько). Вот как расшифровывается это название «кафедральный соборный Храм Христа Спасителя»: храм кафедры Патриарха Московского и всея Руси.

– То есть настоятелем этого храма…

– …является сам Святейший Патриарх Кирилл.

– А Ваша должность ключарь?

– Моя должность – ключарь. Эта должность существует в кафедральных соборах, где настоятелем является либо Святейший Патриарх, как в нашем храме, либо правящий архиерей епархии. И настоятель этого храма дает свои полномочия по управлению кафедральным собором старшему священнику, который несет ответственность за то, что происходит в соборе: за порядок богослужения, благолепие и благочиние в этом храме. Так что фактически настоятельские функции передаются старшему священнику храма, а должность его называется «ключарь».

– Часто мы видим по телевизору (не только на православном телевидении, но и светском), что здесь проходят мероприятия даже большого уровня: и Соборы, и какие-то светские мероприятия в Зале Церковных Соборов, главные службы. Вопрос такой: есть ли у этого храма приходская жизнь? Есть ли там воскресная школа, какие-то собрания, постоянные прихожане или какой-то другой вид приходской жизни?

– Несмотря на этот высокий статус, о котором я только что сказал, храм действительно несет все те функции приходского храма нашей Русской Православной Церкви, как и любой городской или сельский храм. Действительно, есть какая-то небольшая община (небольшая потому, что храм находится в самом центре Москвы, здесь мало жилых домов, и практически все прихожане приезжают в наш храм из каких-то других уголков нашего города), есть воскресная школа, детей в нее тоже привозят из разных районов города, совершаются все таинства, все требы, как и в любом православном храме.

Кстати, очень хороший вопрос, потому что многие до сих пор не знают, что храм живет обычной, нормальной церковной жизнью. И для многих бывает большим откровением, когда узнают об этом, думая, что данный храм существует только для каких-то высокопоставленных лиц, что патриарх там бывает только в присутствии президента или премьер-министра, как показывают на Рождество или Пасху, а в остальное время он является каким-то музеем. Ничего подобного. Службы у нас совершаются ежедневно: будничные богослужения совершаются в нижнем Преображенском храме, а в праздники и  воскресные дни мы служим в самом Храме Христа Спасителя. И любой желающий и интересующийся историей храма, историей Отечественной войны 1812 года (потому что храм является еще и памятником этим событиям) может совершенно спокойно прийти, пройдя через  средства обеспечения безопасности, помолиться или посмотреть и познакомиться с теми событиями Отечественной войны 1812 года, которые отображены  на памятных мраморных досках.

– Еще один несколько провокационный вопрос: в сети Интернет можно увидеть фотографии храма, где изображены шестиконечные звезды, на полу кресты, и многие люди с недовольством высказываются, что в храме много иудейских символов, масонских и т.д. Есть даже мнение, что на дверях тоже какие-то непонятные символы, словно заходишь не в православный храм, а в синагогу. Как Вы можете это прокомментировать?

– Очень хороший вопрос, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно. Люди, приходящие в храм, практически каждый день задают такие вопросы: «Что это за шестиконечные звезды; это – масонский храм?» Был даже такой курьезный случай, когда дежурил наш отец Александр Агейкин (он был еще протодьякон): приходит какой-то мужчина и задает этот вопрос. А тот, чтобы подвести его к осознанию этой символики, спрашивает:

– А эта шестиконечная звезда как именуется?

– Звезда Давида.

– А кто такой Давид? Вы знаете? – спрашивает отец Александр.

– Ну, Давид был царь.

– А еще?

Мужчина уже как-то начал смущаться от этого вопроса. Отец Александр ему подсказывает:

– А еще он пророк. Вы читаете Псалтирь?

– Да, читаю.

– Так вот, Псалтирь как раз написал этот царь и пророк Давид.

И реакция была потрясающей: когда этот человек услышал, что Псалтирь написана пророком Давидом, он опешил и говорит:

– Так что же мне теперь Псалтирь не читать?

То есть до такого доходят люди, которым  шестиконечные звезды перебивают смысл нашей христианской символики.

Давайте поговорим об этом. Я тоже долго думал, почему так многих этих символов.

– А до разрушения тоже были эти символы?

– Да, храм ведь полностью восстановлен таким, каким он был до разрушения. И в оформлении храма очень деятельное участие принимал святитель Филарет, митрополит Московский. А он ведь был очень глубоким богословом и глубоким православным мыслителем, для него эта символика означала много. Но вот сейчас, в преддверии праздника Рождества Христова, мы слышим, как поются ирмосы Рождественского канона. В одном ирмосе этого канона говорится: «Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси…» Почему? Кто такой Иессей и почему это соединяется с Девой Богородицей? Если мы хорошо знаем историю Ветхого Завета, то должны знать, что Иессей был отцом царя Давида. А Матерь Божия была из рода царя Давида. Так вот, Храм Христа Спасителя посвящен Рождеству Христову, прославляется Дева, Матерь Божия, и естественно, что этот символ царского дома, символ царя Давида присутствует в этом храме, посвященном Рождеству Христову. Поэтому это настолько глубокая мысль, что о каком масонстве может идти речь? Получается, царь Давид был масоном?

– Не сходится.

– Поэтому здесь никакие масоны ни при чем, а вот паникадила, которые сделаны в форме этой звезды, те орнаменты, которые присутствуют в Храме Христа Спасителя в виде звезд царя Давида, указывают на царское происхождение Матери Божией. Вот и все. Не надо выдумывать никакие символы ни масонства, ни синагоги и уходить куда-то далеко от самых простых объяснений, которые мы слышим в церковных песнопениях и церковных гимнах. Просто нужно чаще заглядывать на страницы служб праздничных богослужений, где очень хорошо все это объясняется и растолковывается.

– Просто некоторые символы, которые были в Ветхом Завете, в наше время приобрели некие другие понятия.

– Действительно, если какие-то человеческие общества, в частности масонские, употребляют какие-либо ветхозаветные или христианские символы, то это совершенно не значит, что символы теряют свое христианское или божественное значение. Это все равно что считать: если на фашистских танках были изображены кресты, значит, христиане все агрессоры и убийцы. Размышляя так, можно дойти до совершенно диких объяснений. Поэтому приходя в Храм Христа Спасителя и видя эти символы, не смущайтесь, что вы видите какие-то орнаменты в виде шестиконечных звезд, думайте о тех корнях человеческой природы, которые заключены в нашем Спасителе. Пусть эти орнаменты не загораживают того главного, ради чего, собственно говоря, и построен этот храм и ради чего в храм приходят люди: чтобы помолиться Христу родившемуся, Христу воскресшему и спасшему нас от вечной смерти. Почему этот храм и называется Храмом Христа Спасителя.

– Спасибо Вам за ответ. Часто приходилось встречать в литературе о громогласных протодьяконах Храма Христа Спасителя. Отец Константин Розов, великий архидиакон, служил в этом храме. Храм, как мы знаем, был разрушен. В наше время продолжаются ли некие традиции, которые были еще до революции? Вы как-то работаете над их возобновлением, поддержанием? И какие это были традиции?

– Да, мы стараемся как-то возрождать те традиции. Не только храм возродили в том виде, какой он был, но ведь душой храма является богослужение, все то, что происходит внутри его. В частности, мы ежегодно совершаем молебен, который был составлен святителем Филаретом, митрополитом Московским, в благодарность Богу за избавление нашего Отечества от галлов и двадесяти (не двунадесяти, как обычно говорят) народов (то есть не двенадцати, а двадцати), с которыми Наполеон пришел на нашу землю. Ведь Храм Христа Спасителя освящен в честь Рождества Христова, потому что последний наполеоновский солдат покинул пределы нашего Отечества именно в этот праздник.

Святитель Филарет составил благодарственный молебен, который до революции служили всегда в праздник Рождества Христова, 25 декабря. Но поскольку сейчас уже новая традиция родилась, и в праздник Рождества Христова мы совершаем торжественную вечерню, как это бывает на Пасху, и поздравления Святейшего Патриарха происходят в этот день, то еще по благословению покойного патриарха Алексия II мы этот молебен совершаем 25 декабря, но по новому стилю. Этот день как раз является днем рождения императора Александра I, которого мы поминаем за литургией. Не только его, но и тех военачальников, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года, молимся об упокоении погибших воинов. И ежегодно, на протяжении уже более десяти лет, мы этот молебен совершаем.

Кроме того, сейчас у нас очень неплохой хор собрался в храме, и мы стараемся возрождать те певческие традиции, которые существовали в Храме Христа Спасителя до его разрушения. В отношении громогласных протодьяконов… К сожалению, сейчас очень редко можно встретить таких протодьяконов с голосом великого архидьякона Константина Розова. Но у нас тоже есть протодьякон Константин, который служит со Святейшим Патриархом Кириллом. Он еще молодой, у него все впереди, и он действительно обладает таким мощным, громким и бархатным басом, которым всегда славились наши протодьяконы. Так что есть такие традиции, о которых мы знаем и которые стараемся как-то возрождать и поддерживать.

– К слову, празднование Нового года и Рождества у нас получается наоборот, хотя до революции было 25 декабря. Как Вы считаете, разные календари – это проблема на данный момент или уже сложившиеся в стране традиции?

– Для меня лично это никогда не было проблемой, проблемой несовместимости Нового года и Рождественского поста. Обычно мы провожали старый год, совершая вечером новогодний молебен. Первого числа я всегда имею обыкновение служить литургию, поэтому никаких особых приготовлений к новогоднему столу, таких как салат оливье, колбаса…

– …или заливная рыба…

– Ну, заливную рыбу Рождественским постом все-таки можно, а все, что обычно присутствует у наших людей на новогоднем столе, для нас не было неким непременным атрибутом. А главным праздником всегда у нас был праздник Рождества Христова, когда можно после ночного богослужения прийти домой разговеться и почувствовать праздник даже и в этом; не только духовно, но и телесно, когда после долгого промежутка времени можно уже вкушать скоромную пищу. Поэтому нет никакой проблемы. Это уже, видимо, сейчас, когда в церковь пришли новые люди, которые привыкли отмечать Новый год так, как всегда отмечали… Для них, может быть, это является проблемой. Тем более что новый год – это ведь достаточно относительная дата. В истории нашего Отечества было несколько  дат, когда мы встречали новый год: это был и сентябрь, и март. Это по указу Петра I мы стали отмечать его 1 января, а теперь он у нас перешел на 14 января по старому стилю. Поэтому это достаточно условные даты. И наоборот, я считаю, при всем этом веселье и изобилии на столах человеку верующему воздержание как раз и полезно испытать, зная о том, что впереди  великий праздник, который действительно для нас является праздником, имеющим под собой все основания.

– Такой вечный вопрос: а зачем мы постимся? Почему постимся перед Рождеством?

– Это опять-таки вопрос для новоначальных, потому что любой верующий православный христианин никогда не задает этот вопрос, зная о том, что традиционно перед великими праздниками люди накладывали на себя пост. В Рождественском каноне мы слышим: «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь!» А что значит: «Христос на земле, а мы должны возноситься»? Это не значит, что мы должны подпрыгивать куда-то и улетать в селения небесные. Возноситься нужно духом. А чтобы это было возможно, душу надо очистить от того балласта, который на ней накапливается за какой-то период времени, когда человек живет без покаяния,  воздержания, без молитвы. А именно эти средства как раз и дают возможность человеку облегчить свою душу и таким образом, с чистой душой, чистым сердцем, чистыми мыслями,  прийти в результате к празднику после сорокадневного поста. Он не такой строгий, как Великий пост, но тем не менее  духовная подготовка должна сопутствовать и телесному воздержанию. Все в совокупности как раз и приводит к тому состоянию, когда мы встречаем Христа родившегося, а душа наша возносится от этой духовной радости.

– В чем настоящий смысл Рождества Христова и что бы Вы сказали людям, которые предпочитают Рождество без Христа?

– Тем, кто предпочитает Рождество без Христа, я бы ничего не сказал, потому что вообще смысл этого праздника как раз и заключается в рождении, воплощении Сына Божия. Кстати, сейчас времена меняются, и если раньше о нем вообще молчали, то сейчас все-таки как-то неудобно не упоминать о Рождестве Христовом. Сейчас в поздравлениях можно слышать: «Поздравляем с Новым годом и Рождеством»… Но ничего не произносится дальше.

– Это как будто с Запада пришло…

– Да, ну Рождество и Рождество. Что такое Рождество? Это подарки, ходит Санта-Клаус и раздает их. Уже в этом чувствуется какое-то лукавство и недоговоренность. И получается действительно Рождество без Христа. А если без Христа, то какое может быть Рождество? Чье Рождество? Поэтому что скажешь этим людям? К сожалению, сейчас все чаще и чаще можно слышать, что неудобно не поминать Рождество, но лучше не говорить о Христе, об этом событии. Ну так это что-то такое… Я всегда поправляю людей, которые поздравляют с Рождеством; говорю: с Рождеством Христовым. И тогда это действительно имеет смысл, потому что иначе все до этого сказанное не имеет смысла: вот эта сорокадневная подготовка, очищение души. Если Христа нет, то ради чего все это делается? Действительно, именно Христос Спаситель родился, воплотился. И я рекомендую познакомиться с богослужебными текстами праздника Рождества Христова и предпразднства Рождества Христова, в которых очень хорошо разъясняется смысл этого явления и смысл праздника.

– У нас часто ассоциируют Рождество с завершающим этапом новогодних праздников, когда идет череда застолий, посиделок, потом – Рождество. И, в принципе, выходим на работу. Как правильно проводить Рождество Христово православному христианину и даже невоцерковленному человеку? Нас смотрят очень много люди, которые интересуются православием, и некоторые вопросы, которые здесь звучат, направлены не только для широкого круга православных, но, быть может, и для тех людей, кому мы расскажем что-то новое, интересное, разъясним, как правильно.

– Прежде всего, ведь идет подготовка к самому празднику Рождества Христова. Особый день предваряет этот праздник, который называется сочельником. К счастью, сейчас все возможности у человека есть, это выходные дни. Это раньше, я помню, ни Рождество, ни какие-то другие христианские праздники не являлись выходными днями. Приходилось как-то исхитряться,  отгулы брать или бюллетень тем, кто хотел провести этот праздник в храме. Сейчас так делать не нужно, это выходной день. И вот как раз хорошо бы этот выходной день употребить на посещение храма, на чтение литературы, которая объясняет смысл этого праздника, чтобы уже не возникало никаких желаний не упоминать Христа во время рождественских дней.

Накануне праздника особый день – сочельник, когда (существует такая традиция) даже не вкушают никакой пищи до первой звезды. Этот день имеет очень большой смысл, когда люди готовятся к событию явления в мир Спасителя, готовятся услышать в храме информацию о том, что услышали ангелы, когда произошло Рождество Христово. Обычно в этот день, а лучше накануне, хозяйки уже готовят какую-то скоромную пищу, для того чтобы, придя после ночного богослужения, сесть за стол, немного разговеться, но без излишеств и возлияний, которые обычно позволяют себе люди в новогодние праздники.

И потом уже, после того как мы встретим Рождество Христово, идут дни попразднства, которые называются святками, святыми вечерами. В эти дни человек уже имеет возможность как-то проявить свою радость от духовной встречи с родившимся Богомладенцем Христом. Обычно в эти дни люди посещали друг друга, ходили в гости, славили Христа, ведь народное творчество богато такими колядками. Это не церковные песнопения, а народные стихи, переложенные на народную музыку, в которых как раз рассказывается о событии Рождества Христова. И это объединяло людей.

Сейчас, к сожалению,  традиция утеряна, особенно в советские годы про нее забыли, хотя где-то в южных, юго-западных областях, на Украине даже в советское время она еще сохранялась и продолжалась. К сожалению, в средней полосе России она была практически утеряна. Но сейчас снова возрождается. И в воскресных школах детишки готовятся к этим Рождественским праздникам, и поздравляют, и колядки поют, и подарки дарят и получают. Это очень приятно, это действительно людей объединяет в общем праздновании великого праздника. Думаю, что и дальше это будет продолжаться, распространяться и будет приносить только радость и духовную пользу участвующим в таких праздниках.

– Действительно, важно понимать, что это за праздник. Такие богатые традиции… Жалко, что многие их потеряли. Так выходит и с Рождеством.

– Кстати, я хочу сказать в отношении колядок: у нас уже на протяжении нескольких лет в храме между поздней литургией, которая совершается в 9 часов утра в праздник Рождества Христова, и вечерним богослужением, поздравлением Святейшего Патриарха, собирается молодежный хор в 12 часов дня. Певчие выходят на середину храма и поют колядки, посвященные Рождеству Христову. Многие уже знают о том и именно к этому времени приходят в храм, слушают; всем  очень нравится. Это не богослужение, а вот такие народные песнопения, которыми мы прославляем Христа родившегося. И люди очень благодарны за это.

– Я правильно понял: в паузе между службами? То есть пять часов идет такой концерт?

– Нет, не пять часов; в течение получаса-сорока минут.

– Только ваш молодежный хор поет?

– Да.

– Престольный праздник Храма Христа Спасителя… Как вы к нему готовитесь, как проводите? Есть ли какие-то особенности?

– Таких особенностей, наверное, нет, ведь он престольный; престол освящен в честь праздника Рождества Христова. Но как и в любом православном храме, идет подготовка. Прежде всего, конечно, мы сами и наши прихожане готовимся духовно, внутренне через пост, воздержание, а храм украшаем елочками; это тоже традиция. Но хочу сказать, бывают какие-то недовольства, что дескать природу губим, рубим деревья. Мы всегда эти елки берем в лесничестве, всегда заранее с лесниками договариваемся, и они нам дают те деревья, которые уже подлежат вырубке. Никакого варварства здесь нет, все совершенно официально.

А в этом году столкнулись с трудностью: ужесточили меры борьбы за экологию и категорически запретили делать вырубки даже тех деревьев, которые нужно вырубить (какие-то больные, некондиционные деревья). Поэтому я не знаю, как мы выйдем из этой ситуации, но я сказал, что лучше мы останемся без украшения храма, чем пойдем на какие-то окольные пути, чтобы неправомерными методами приобрести эти деревья. И, конечно, украшается центральная праздничная икона.

Наш храм еще имеет ту особенность, что на Рождество, в наш престольный праздник, его посещают первые лица нашего государства. Конечно, перед ночным богослужением проводятся особые меры по безопасности. После всенощного бдения, которое начинается в 5 часов вечера, мы закрываем храм, проводятся необходимые меры, и уже открываем храм для доступа людей на ночное богослужение. Центральную часть мы отдаем для гостей Святейшего Патриарха, для почетных людей, но доступ в рождественские праздники в остальные зоны храма совершенно свободный. Поэтому те, кто хочет прийти помолиться на ночной службе со Святейшим Патриархом, могут это сделать свободно, без каких-то приглашений. Но приходится учитывать, что таких желающих может быть больше, чем может вместить сам храм. Тогда мы, конечно, прекращаем доступ. Это нужно понимать, чтобы было без обид, потому что хотя храм и имеет большие площади, но, к сожалению, не может вместить всех желающих.

– Кстати, сколько верующих может вместить храм?

– Вообще, если считать площади галереи, то до десяти тысяч, а практически на праздничные богослужения в храме собирается до пяти тысяч.

– А сколько Вы ожидаете людей на праздник?

– Около этого количества мы и ожидаем.

– Какие еще мероприятия, помимо пения колядок, происходят вокруг храма в Рождество?

– Мы не занимаемся организацией мероприятий вокруг храма, это все-таки делает город, и прихрамовая территория тоже относится к городскому ведению. Там, бывает, проходят какие-то концерты. Я хочу подчеркнуть  момент, что не в Храме Христа Спасителя, а в Зале Церковных Соборов проходят елки. К этим елкам наш храм как подворье Патриарха не имеет отношения, их осуществляет светская концертная организация, которая уже на протяжении нескольких лет у нас эти елки делает. Я прошу зрителей это запомнить и не смущаться, когда вы увидите в рекламе: «В Храме Христа Спасителя проходят елки…»; или: «Билеты на елку в Храм Христа Спасителя…» В храме не проходит никаких спектаклей, елок – ничего, кроме богослужения.

Мы очень долго и постоянно просим и требуем, умоляем делать какой-то акцент, что эти мероприятия проходят в Зале Соборов, но почему-то этого не слышат; то ли специально, то ли не придают значения. А мы всегда сталкиваемся с недовольством людей: почему это у нас в храме проходят какие-то детские елки? С другой стороны, когда звонят в храм и требуют от нас билеты или решения этих вопросов, а мы говорим, что не имеем к этому отношения, опять обиды: «Вот, у вас проходят… а вы не имеете отношения…» Поэтому еще раз повторяю: к елкам Церковь не имеет никакого отношения.

– Но это рождественские елки, они сопрягаются с праздником Рождества?

– Да. И всегда, прежде чем утверждать тот или иной спектакль, мне показывают сценарий, я его согласовываю; только после этого начинается подготовка к спектаклю. Потому что действительно, хоть это и не в самом храме происходит (это и невозможно), но рождественские представления возле Храма Христа Спасителя, конечно, должны нести именно рождественскую, христианскую направленность.

– Я бы хотел попросить Вас поздравить наших телезрителей с наступающим праздником Рождества Христова.

– Я поздравляю всех зрителей с великим праздником Рождества Христова. Пусть Богомладенец Христос, пришедший в мир две с небольшим тысячи лет назад, всегда живет в вашем сознании и вашем сердце, в вашей душе. Все дела, мысли, начинания вы всегда согласовывали бы с родившимся Христом. Помощи Божией, благословения Божия желаю каждому из вас в наступившем новом году и в светлые великие праздники Рождества Христова.

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать