Беседы с батюшкой. Миссия Церкви в современном обществе

3 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает иерей Даниил Рябинин, настоятель строящегося храма в р-не Академический г. Екатеринбурга, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии.

– Гость сегодняшней программы хорошо известен нашим постоянным телезрителям. До недавнего времени он сам был ведущим православного телеканала «Союз». До 2010 года вел программу «Беседы с батюшкой», с 2010 по 2012 год – программу «Архипастырь», а с 2013 года был соведущим программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью».

Сегодня у Вас, я так понимаю, дебют в нашей программе?

– Да, в некотором смысле дебют – в рамках этой студии и этой программы я не первый раз, но в кресле гостя в священном сане – первый, и очень рад, что вы меня пригласили.

– Поздравляем Вас! Волнуетесь?

– Конечно, некоторое волнение перед камерой, думаю, всегда присутствует у каждого, кто или ведет программу, или приходит в качестве гостя.

– Сегодня тема разговора непростая – мы поговорим о миссии Церкви в современном обществе. Тема серьезная, но с кем, если не с Вами, поговорить о ней, тем более что Вы не так давно стали возглавлять миссионерский отдел. О работе миссионерского отдела в епархии мы тоже поговорим.

Как получилось, что Вы приняли священнический сан? Расскажите о своем пути.

– Спасибо за интересный вопрос личностного плана. Я думаю, здесь не будет какой-то сверхувлекательной истории. Скажу так: когда любой молодой человек приходит в духовную школу, семинарию (я поступил в семинарию в 2004 году), наверное, где-то в глубине своей души, сердца он чувствует призвание Божие; полагает, что когда-то он будет служить и совершать свое служение у Престола Божия в том или ином формате или качестве. Поэтому, избрав такую форму обучения (для этого были свои причины, в том числе личного порядка), будучи одним из таких молодых людей, жаждавшим церковного служения, я вступил на этот путь, и в какой-то момент жизни он реализовался – Божьим благословением через архипастырские руки нашего владыки я приступил к совершению этого служения, призвания.

– То есть для Вас это не было неожиданностью? Или было в какой-то мере?

– Я думаю, неожиданность всегда случается, но в позитивном, хорошем смысле этого слова. Все-таки пройден долгий путь, были разные послушания в разном формате. Как Вы упомянули, я начал вести эту программу, когда еще был студентом. У меня было, скажем так, вверенное мне послушание; в некотором смысле то, как выполнялась работа, удовлетворяло в том числе и наше руководство. В дальнейшем, после завершения обучения в духовной школе, я остался в семинарии и трудился там на самых разных послушаниях, какие только можно было нести. Поэтому я старался максимально использовать знания, полученные и воспринятые мной в духовной школе. Достигнув некоторого момента своей жизни, я совершил это священническое служение.

– Сейчас Вы сказали очень важную и интересную мысль: Вы старались на всех послушаниях, служениях, которые Вам вверялись, быть максимально полезным, эффективным.

– В некотором смысле да. На самом деле это задача любого христианина. Это, кстати, в том числе и миссия в какой-то мере. Наша миссия – быть порядочным человеком и исполнять свое дело в любом месте, где ты находишься, по-христиански добросовестно. Это одна из первых, главных задач.

В этом отношении, если попробуем сразу перейти на тему миссии, – вообще все люди призваны к миссионерству. Это задача Церкви, задача каждого христианина. Мы всегда говорим: неважно, где ты работаешь, чем занимаешься, кто ты в социальном плане – будь христианином, оставайся им, это будет самая хорошая миссия. Господь Сам говорит об этом в Евангелии: «Видя добрые дела твои, прославят Отца Небесного, Который есть на небесах». Если ты принял христианство, стал христианином, то необязательно все бросить, уйти в лес, закрыться в избушке... Такое призвание есть, но необязательно каждому уходить в такой затвор. Мы видим, что среди нас тысячи и тысячи христиан живут порядочной жизнью, и это вдохновляет тех, кто окружает их.

Недавно совершалась память святого Серафима Саровского. Одни из самых знаменитых его слов: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот, собственно говоря, и принцип миссии. Не надо ставить себе сверхзадачи, бороться с ветряными мельницами, выходить на площадь, кричать в микрофон: «Покайтесь!», еще что-то… Сейчас этого не требуется. Сейчас требуется быть порядочным человеком. Спросят тебя: «Как справляться с существующими сейчас проблемами (хотя мы говорим не «проблемы», а «задачи»), как ты справляешься, почему всегда позитивно смотришь на жизнь?» А ты ответишь: «Потому что я христианин. Взгляни на мир сквозь призму Евангелия, и тогда ты поймешь». Тебе ответят: «Да? Дай-ка я попробую…» И думаю, это и будет одним из евангельских семян, которые принесут хороший, добрый плод.

– Мы заговорили о семенах и плодах, вообще о миссии. Что подразумевается под выражением «миссия Церкви»?

– Вопрос интересный. Если вспомним Символ веры, там перечисляются свойства Церкви: Единая Святая Соборная Апостольская. А что значит «апостольская»? Вот все мы – Церковь? Мы Церковь. Мы Апостольская Церковь.

– А что значит Апостольская Церковь?

– Часто отвечают на этот вопрос так: Церковь Апостольская, потому что она устроялась святыми апостолами и созидалась их трудами, в первую очередь по тому обетованию, которое дал им Господь наш Иисус Христос. Все это верно, но мы еще не должны забывать, что это есть свойство Церкви, то есть оно определяет качество Церкви. Одно из этих качеств – апостольство. Каждый член Церкви апостоличен, поэтому Церковь, скажем так, вне реализации миссии не существует. Поэтому в Церкви все направлено на миссионерство, в том числе богослужения и все, к чему бы мы ни прикоснулись. Везде мы находим отклик этого завета, который дает Господь: «Идите научите все народы и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Эта заповедь остается актуальной во все времена. Нельзя сказать, что тогда она была актуальна, а сейчас нет. Такого же не бывает и не будет никогда, поэтому каждый христианин, который приходит сюда, становится членом Церкви, несет в некотором смысле апостольское служение.

– Тогда поясните: а если человек только входит в церковную ограду, только изучает веру?

– Я понял Ваш вопрос. Здесь речь как раз-таки о том, с чего мы начали. В этом смысле служение или проповедь не означает, что человек, только что пришедший в храм, должен обладать глубинными богословскими знаниями и тонкостями. Нет. Мы говорим о, скажем так, нормальном поведении человека.

– Повседневном.

– О повседневном христианском поведении, христианском осмыслении каких-то вещей, происходящих здесь, в этом мире, этом обществе. Апостол говорит: «Мир лежит во зле». Христианин призван избавить мир от этого зла своей жизнью, в том числе освятить. Вспомним опять слова Серафима Саровского: тысячи людей вокруг нас не спасаются. Вокруг кого-то, может быть, спасаются, но вокруг нас конкретно? Если не спасаются, значит, мы не до конца реализовываем потенциал, который у нас есть, который Господь дал нам, в том числе через Таинство крещения. Исправляй свою жизнь, освящай ее дарами Святого Духа – и люди вокруг тебя будут это видеть и меняться.

– Вопрос от телезрителя Александра: «Если какой-либо священнослужитель начнет заниматься йогой (втайне) и даже достигнет в этом мастерства, но потом об этом станет известно – какое будет отношение к нему со стороны Церкви?»

– Спасибо, интересный вопрос.

– Я такого вопроса не помню в наших передачах!

– Что ж, с «почином». Если такое случится, это, конечно, прискорбно. Вопрос был в том, как Церковь к этому отнесется… Думаю, Церковь в лице правящего архиерея примет соответствующие решения по этому вопросу. Мы понимаем, что йога не просто некая гимнастика, как нам сейчас это внушают. Дескать, это хорошие практики, физические упражнения для развития… Ничего подобного. Они в первую очередь связаны с духовными практиками, это нужно понимать каждому. Восточные учения и единоборства напрямую связаны с духовными практиками. Не бывает одного без другого. Прости, Господи, если священник (и вообще любой человек) начнет этим заниматься, у него потом будут соответствующие проблемы в духовном смысле. Поэтому, что касается Церкви, здесь присутствуют различные моменты, в том числе связанные с лицом того епископа, под омофором которого служит этот священнослужитель.

– Да, вопрос был задан непростой, провокационный.

– В некотором смысле провокационный, но мы же понимаем, что так бывает.

– Вы сказали о том, что достаточно быть христианином в повседневной жизни. Даже не достаточно, а надо стремиться к этому. То есть необязательно разбираться в глубоких догматах?

– Не совсем. Не то что необязательно. Тогда мы придем вот к чему. Иногда люди говорят: зачем нам эти глубокие вещи, я хожу в храм, ставлю свечи, в воскресенье, пусть не в каждое, бываю в церкви, исповедуюсь раз в месяц или в пост. Не суть, но вопрос: зачем мне все это надо?

– Зачем читать Священное Писание, да?

– Зачем читать, разбираться в толкованиях, изучать какие-то догматические формулы? Это же так тяжело. Кто-то скажет, что просто не может это делать физически, устал по жизни. Говорят: буду ходить в церковь, но этими вещами заниматься не буду. Это тоже крайность. Знаете почему? Здесь надо задаться вопросом. Человек говорит: «Ну, я же, в принципе, заповеди исполняю». Таких людей много.

– Никого не убивал.

– Да, никого не убил, не украл в больших размерах, веду себя, в общем, целомудренно, со своей супругой живу…

– Даже детей воспитываю…

– Да, отца и мать своих почитаю, что еще-то от меня надо? Все хорошо и прекрасно. Ну, во-первых, не надо забывать, что из десяти заповедей человеку обычно приходят на ум три-четыре, которые мы сейчас перечислили. Их можно назвать универсальным нравственным законом. Нормальное общество, в принципе, живет по таким критериям: убивать нехорошо, налево-направо ходить нехорошо. Поэтому мы задаемся вопросом (может быть, он не совсем корректный): а что выше, главнее, что идет впереди – заповедь или догмат (догмат как вероучительная истина)? Как Вы думаете?

– Не знаю. Наверное, все-таки заповедь.

– Да. Поэтому мы и говорим, что заповедь идет впереди, она главнее, поэтому я исполняю десять заповедей – и все. Извините, тогда ничего дальше не надо.

– Развития не надо.

– Но если мы рассудим и подумаем над этим, все будет несколько не так. Догматы суть богооткровенные истины. Это не просто некие формулировки, которые кто-то когда-то придумал. Это богооткровенные истины, преподаваемые и усвояемые Церковью как общеобязательные истины для всех верующих христиан. Так если мы не знаем, Кто такой Бог, мы не ответим, чего Он от нас вообще хочет. Тогда десять заповедей, может быть, и будут нам понятны. Но давайте откроем Евангелие и найдем там заповеди блаженств. А в них говорится: блаженны нищие духом, блаженны, когда вас избивают и гонят, когда вас убивают.

– Зачастую неправильное их понимание приводит к вопросам.

– Да, это что вообще? Получается, когда мы говорим о заповедях, то начинаем ориентироваться на заповеди Ветхого Завета, но заповеди Нового Завета не понимаем. Но к нам-то Господь пришел и сказал: «Даю вам новую заповедь любви». Этот закон любви, принцип любви раскрывается в заповедях блаженств. Но если мы не понимаем, Кто такой Господь, мы не поймем, почему Он от нас хочет какой-то жертвенности.

Люди приходят в церковь крестить ребеночка. Спрашиваешь: для чего вы хотите креститься или крестить? Бывают разные ответы, в том числе один из топовых – чтоб не болел, чтобы было все нормально. Кто-то скажет, что появляется ангел-хранитель, который будет оберегать. Простите, но с чего вы взяли, кто вам пообещал, что после того, как вы станете христианином, у вас в жизни все будет нормально? Мешок денег свалится? На работе все отлично станет?

– Иммунитет вырастет.

– Да. Почему так? Напротив, Господь не обещает нам легкой жизни, это надо понимать. Откройте Евангелие, почитайте. Господь говорит: «В мире этом скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир». Господь дает нам путь и возможность справиться с этими проблемами мира, с этими задачами, преодолеть их. Отсюда мы и читаем заповеди блаженств: блаженны миротворцы… Почему мы должны смириться с какими-то несправедливостями нашей жизни? Как противостоять этому злу? Христиане говорят: ты смирись, потерпи. Человек скажет: ну как так, что это такое, ударили тебя по щеке, так подставь другую?

– Зачастую этим и оперируют люди…

– Да. А почему? Потому что мы не знаем, Кто такой Бог, поэтому не знаем, что Он от нас хочет. Если мы знаем, что Бог есть любовь, тогда понимаем, в чем заключается принцип любви, и говорим: да, с одной стороны, наша жизнь есть свидетельство о Христе в самых простых и мелких делах. Да, наша жизнь состоит из каких-то серьезных моментов, но, в общем, она складывается из мелочей, и на них мы тоже должны обращать внимание. Как пазл, состоит она из мелких общений, пересечений, действий.

Понятно, что на существенные вещи мы обращаем внимание, но эти мелочи нужно христианизировать, скажем так. А вместе с тем нужно помнить: если ты не будешь обращать внимание в том числе на свое вероучение, не будешь к этому стремиться, говоря, что тебе это не надо, что ты не понимаешь, тебе тяжело, с этим не разберешься, – тогда такой путь может стать тупиковым. Или мы просто столкнемся в жизни с таким вопросом, на который не сможем ответить никогда. Вот и все. Если мы не будем понимать или рассуждать о том, какой Бог, ради чего мы живем, какие цели и смысл жизни у нас имеются, если мы не отвечаем на эти вопросы, тогда даже если мы хорошие, добрые люди, все это может просто рассыпаться.

– У нас звонок от телезрителя Евгения: «Святые много предупреждали о том, что самое страшное – привыкнуть к своей вере. Те люди, которые давно уже живут церковной жизнью, делают все «на автомате». Богослужения и молитвы повторяются изо дня в день. Как бороться с тем, чтобы не привыкнуть к вере? Каков Ваш совет?»

Да, вопрос в том, как жить, чтобы этой привычки не было, а с другой стороны, дополню вопрос: кто вообще должен с этим бороться и что значит бороться?

– Да, такое бывает. Мы констатируем, что некие религиозные священнодействия, обряды могут в каком-то формате войти в обыденную жизнь и стать чем-то таким, что человек будет исполнять «на автомате». Ярким примером тому может быть фарисейство, о котором говорит Господь в Евангелии. Как с этим бороться? Во-первых, надо внимательно смотреть за собой. Если ты заметил, что просто «на автомате» бурчишь себе под нос молитву или приходишь в храм, крестишь лоб, а сам думаешь совершенно о других вещах, – конечно, надо себя ловить на этом.

Если такое происходит в твоей жизни, значит, нужно попытаться каким-то образом избавиться от этого или, по крайней мере, переключить свое внимание на богослужение. На практике, понятно, есть различные советы. Можно почитать духовных старцев и духовную литературу – Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, их труды о молитве и о многих вещах, в которых обсуждается этот вопрос, они самые известные для нас. Но, в принципе, это тема фарисейства. Из Евангелия мы помним, кто такие были фарисеи. Господь и обличает их за такое отношение к религиозным вещам.

– Формальное.

– Да. В них входит некий формализм. Внешнее начинает превалировать. Поэтому нужно следить за собой. Если такое приходит, надо от этого как-то отказываться, менять форму. Как не привыкнуть к вере? Наоборот, надо к ней привыкнуть, чтобы она стала нашей жизнью.

– В этом нет ничего плохого.

– Да. Но когда мы становимся фарисеями, когда для нас важнее, сколько раз мы сделаем поклоны или сколько молитв прочитаем, в отличие от их содержания, – это, наверное, плохо.

– В России, по опросам различных социологических фондов, порядка 80–90 процентов населения считают себя верующими православными христианами. В то же время Вы как священник, как человек, который служит в храмах, видит их по субботам, воскресеньям, в обыкновенный рабочий день, понимаете, что в храмы приходит от силы 5–10 процентов людей, называющих себя православными верующими. Это различие между номинальным православием в человеке и реальным его восприятием, реализацией присутствует. А с чем это связано? Нет ли здесь почвы для миссионерской деятельности Церкви?

– Да, это внутренняя миссия Церкви. Когда мы говорим о миссии, в первом смысле этого слова мы все-таки понимаем миссию вовне – то, что вне церковной ограды. Сейчас мы говорим о тех людях, тех членах Церкви, которые вроде бы в эту ограду пришли, но, переступив калитку, дальше почему-то не идут. На самом деле причины здесь очень разные.

– Может быть, о причинах и не стоит говорить.

– Да. Проблемы здесь серьезные, в разных областях. Может быть, действительно есть некие недоработки, упущения священнослужителей, но в целом ситуация, как было изображено когда-то на картинке в Интернете такая: выйдешь на улицу – кругом молодые люди в футболках с надписями «С нами Бог», «За Россию, за Церковь», а утром в воскресенье придешь на службу – там одни бабушки стоят.

– Кстати, да! Почему так?

– В том-то и дело, как воспринимается Церковь, вера. Я думал над одним вопросом. Говорят, у нас в храмах одни бабушки. Это неплохо, но молодежи не так много. На самом деле это не так, это миф, который сейчас, надеюсь, развеивается: все-таки мы видим и молодые приходы, куда приходят молодые семьи, молодые люди; есть многочисленные молодежные движения в разных епархиях, городах и селах. Но в целом такое представление имеется. В некотором смысле оно правдиво. Однако посмотрите. Приход человека в храм, пусть человек этот и был крещен когда-то в детстве, – это ведь тоже некое чудо, некое движение Бога к человеку и человека к Богу.

Понятно, если человек крестился осознанно, в возрасте, такой процент больше, – он уже действительно приходит в храм. «Хочу креститься» – потому что верит или потому что в его жизни произошли какие-то сложные события, которые изменили его представление о жизни. Надо понять, что человек в возрасте на мир смотрит немного иными глазами – сквозь призму своего жизненного опыта. Этот опыт ему и подсказывает дорогу до храма или к Богу. Мы не говорим о том, что у молодого человека нет этой дороги. Но у него нет ни положительного, ни отрицательного жизненного опыта. Есть какая-то молодая ветреность. Кто-то десять–пятнадцать раз наступает на одни и те же грабли и только потом понимает, что что-то здесь не так, голос совести (то есть голос Божий) где-то подталкивает его прийти в храм Божий или к священнику или вообще порассуждать о вещах духовных. Этот период жизни в некотором смысле захлестывает человека, не давая, может быть, сориентироваться на принципиально важных вещах. Не скажем за всех, но это в некоторой степени тоже присутствует.

– Еще один телефонный звонок от телезрительницы из Екатеринбурга: «Все ли могут быть миссионерами? Кому это противопоказано?»

Можно я дополню вопрос? Что значит «я миссионер»?

– Интересный вопрос! В самом начале мы сказали, что апостольство, или миссионерское служение, присуще всякому христианину. Но не всякий может его реализовать или осуществить верно, правильно. Господь все-таки избирает себе двенадцать апостолов. Почему, по каким критериям? Что, какие-то люди были лучше или хуже? Или эти двенадцать апостолов были великолепными, блестящими ораторами знаменитых иудейских школ?

– Или какие-то очень образованные люди?

– Нет, это были люди сомнительные. На кого можно было возложить дело миссии? Совершенно непонятные люди, рыбаки какие-то… Это первый момент – мы не должны вообще бояться фразы «я миссионер». Такого страха не должно быть, независимо от того, работаешь ты дворником со средним образованием, образно говоря, или кандидат исторических наук. То есть наша миссия – сказать слово о Христе или вести себя как христианин – возможна в любом случае. Кому это противопоказано? Здесь должно быть чуткое руководство. Во-первых, миссионер – не просто вышедший на улицу человек и объявивший себя миссионером, начавший вести миссионерство и говорить что-то. Все-таки это человек, который ходит в храм, у него есть духовник, понимающий церковную жизнь, Евангелие.

Очень часто на тропу миссионера выходят люди, которые только что пришли в Церковь. Их сердце горит ярким огнем, они готовы сейчас же одним словом сдвинуть все горы. Подчас случаются трудности, с которыми сталкивается человек – с непониманием; или ему говорят: «Простите, мы вас потом послушаем». Это говорили и апостолам. Но здесь нужна твердость веры. Если ты таковой в себе не ощущаешь, если ты еще не готов, то лучше готовься. Как спортсмен. Он же тренируется. Он же не допинги употребляет, а тренируется, готовится к соревнованиям.

– Тренера слушает.

– Да, слушает тренера, понимает, какую нагрузку выбрать. И когда тренер его допускает, тогда он выступает. Вот такое христианское понимание своего служения тоже должно быть. Но быть христианином, как мы говорили, нужно везде и всегда, в любом случае, в любом деле, в любой работе. Это будет самая хорошая миссия сейчас.

– Не так давно Вы возглавили миссионерский отдел. Миссия Церкви распространяется на все – это строительство храмов, катехизация, церковноприходские школы, оказание помощи, социальное служение. Все это миссия.

– Да, конечно.

– А чем же тогда занимается миссионерский отдел?

– Миссионерский отдел реализует концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Я с самого начала сказал, что миссия Церкви во всем. Церковь вообще имеет этот апостольский посыл. Понятно, что у миссионерского отдела любой епархии есть свои направления работы. В том числе одно из существенных направлений работы – апологетическая миссия, то есть защитная. Сейчас мы видим распространение нетрадиционных религиозных объединений, организаций. Это существует повсеместно, было и есть.

– То есть это связано в том числе и с тем, что мы в рамках ведущего дня делаем объявление? И на сайте Екатеринбургской епархии есть разговор о том, что миссионерский отдел собирает информацию в связи с тем, что активность высокая?

– Да, эта миссия апологетическая. Мы не говорим о некоем противодействии. Но говорим о том, что есть сбор информации (на сайтах), мы этого не скрываем. Сбор информации, анализ происходящих процессов тоже принципиальны и важны. Собственно говоря, если мы сейчас посмотрим на то, как действуют различные организации, то увидим, что напрямую сейчас никто не выходит, как было в девяностых годах. Как о бизнесе говорят, что он сейчас не строится так, как в девяностых, так и миссия сейчас не реализуется так, как в девяностых и нулевых. Сейчас мы видим различные благотворительные фонды, реабилитационные центры, бизнес-тренинги…

– Семинары развития личности, личностного духовного роста…

– Да, изучения современного языка и многое другое. Но под красивыми обложками скрывается не совсем то, что мы ожидаем. Поэтому задача миссионерского отдела – это информационная миссия о том, что мы и должны сейчас говорить. Это есть, это реализуется, и мы просто предупреждаем людей, чтобы они не попали на подобную уловку.

– Чтобы знали, что такое существует.

– Да.

У нас вопрос от телезрителя Александра: «Вы сказали, что мало людей ходит в храмы. Но почему-то не говорится о людях с ограниченными возможностями. Они бы больше и чаще ходили в храм, если бы наши храмы были оборудованы входными группами. Практически все храмы, от Верхотурья и до Храма-на-Крови и маленьких храмов. Высота ступенек, перила, удобные не только для инвалидов, но и бабушек и дедушек, которые поднимаются в храмы… Я считаю, что этот вопрос немного недоработан нашими священнослужителями и духовенством. Хотелось бы, чтобы ему уделялось больше внимания. Я живу в Краснолесье, жду, когда будет построен Академический храм. Интересно, будет ли там удобная входная группа, чтобы можно было спокойно зайти одному, не просить никого о помощи?»

Это даже не вопрос, а некий комментарий.

– Мы согласимся с этим. Многие храмы построены не в наше время. Действительно, может быть, строители не задавались такими вопросами.

– Нормы были другие.

– Да, нормы были другие. Понятно, что проблема существует. Мне думается, что все новые храмы, которые сейчас строятся, продуманы так, чтобы и люди с ограниченными возможностями могли удобно их посещать.

– Вы навели меня на мысль. Ведь такие приходы посещают не только люди с ограниченными возможностями, но и те, у кого нет ограничений. Что мешает человеку взять на себя послушание помогать другому, который нуждается в помощи?

– На приходах ведется социальное служение. Действительно, не всегда человек может быть на богослужении, но организовать такую помощь реально. Наверное, все священнослужители окормляют людей, прикованных к постели, преподносят им Святые Дары, причащая на дому. Такая практика есть. Но в храмах, где нет перил и не оборудованы входы, все это делается. Надеюсь, что и в Академическом храме все будет доступно. Но там есть другая проблема: небольшая река Патрушиха, через которую сделан не совсем оборудованный переход. Так что в храм можно попасть даже на инвалидном кресле самостоятельно, но перебраться по тому переходу, который сейчас существует, не получится.

– Вы даже не называете этот переход мостом.

– Да, пока это временный переход. Но скоро все будет хорошо сделано, организовано.

– Помогай вам Господь в Ваших трудах, Вашем служении. У нас еще один звонок от телезрительницы Натальи: «Как быть миссионером для своих родителей? Они воспитаны совсем в другом мировоззрении. Как говорится, яйца курицу не учат, я же не могу говорить ничего своим родителям, это вызывает у них раздражение. Как быть?»

В социальной сети телезрительница Эльвира также оставила подобный вопрос: «Как разговаривать с неверующими людьми о вере, особенно с родственниками и близкими?»

– С родными и близкими, естественно, возникает всегда больше проблем, чем с другими людьми. Это понятно, об этом прекрасно говорится в Евангелии, Сам Господь говорит слова: «Нет пророка в отечестве своем». Не слушают почему-то. Такой вот принцип жизни. Это с одной стороны. С другой стороны, необязательно миссия должна быть вербального характера, словом. Наш добрый пример тоже посеет в сердце человека евангельские христианские принципы. Вот что важно.

Иногда мы все наше дело сводим к высоким речам, словам. Кто-то слушает священника с амвона, потом воспроизводит эти речи у себя дома. Может быть много пафоса и много чего другого. На самом деле от человека-то не это требуется. Все это прекрасно, когда есть такие замечательные слова, потому что они нам нужны. Евангелие – это замечательные слова. Но какое самое духовное Евангелие? Евангелие от Иоанна Богослова. Оно написано самым простым языком, там использовано меньше всего слов по сравнению с другими евангелистами. Но оно самое духовное.

Поэтому – доброе слово, добрый пример, так же как в супружеских отношениях. Часто люди жалуются, что их супруги неверующие и вообще плохо смотрят на то, что они ходят в храм. Как быть? Таких ситуаций огромное количество, потому что чаще в храм приходят девушки, женщины, как Жены Мироносицы идут за Христом. Мужчины уже потом идут, потом слышат слово о Христе. Но это тоже путь.

Как быть? Быть Мироносицей. Поучиться у этих женщин примеру скромности, послушания своему супругу, любви к нему. То же самое, когда речь идет о наших родителях. Приходится терпеть человека в таких условиях. Он не воспринимает, не слушает, яйца ведь курицу не учат. Действительно, такая поговорка существует. Ну и не надо учить. Не все призваны к учительству, как говорит апостол – одних Господь призвал учителями, других евангелистами, третьих пророками и так далее. Доброе слово, добрая жизнь, складное поведение, никаких склок и раздоров – тогда и скажут: мой сын или дочь живут христианской жизнью. Добрый человек, хороший, и с него хочется взять хороший пример. А не злющий как собака.

– Сегодня мы интересно говорим о миссии. Надеюсь, для зрителей получился живой разговор. Подводя итоги программы, что бы Вы сказали нашим дорогим зрителям, людям, которые только вступают на этот путь, кто хочет проявить себя, помочь Церкви, быть христианином? Может быть, даже нести какую-то посильную миссию, совершать какие-то действия. Или это чувство реализации…

Еще есть звонок от телезрительницы Галины: «Как относится Православная Церковь к кремации человека после смерти? Я вижу, что все наши кладбища оснащены крематориями. У своего батюшки в приходе я спросила, он сказал, что отрицательно. Но почему отрицательно?»

– Спасибо за вопрос. А почему же Ваш батюшка Вам подробно не объяснил? Во-первых, сейчас на этот счет есть официальная позиция Церкви. Ее можно найти в Интернете, там все подробнейшим образом описано и рассказано. Все-таки по христианскому обычаю прах человека должен быть предан земле, а не кремирован и не развеян над океаном. Тело человеческое должно быть предано земле – это евангельская истина, истина Священного Писания. Чего-то здесь выдумывать не надо. Такое вот негативное отношение, нежелательное для христианина, чтобы его кремировали, мумифицировали и так далее.

– Давайте подведем итог нашей передачи.

– Большое спасибо за то, что пригласили.

– Как вам понравилось на месте гостя студии?

– Вполне комфортно и уютно. Самое главное – ничего не бояться и никого не стесняться.

– Не стесняться в хорошем смысле слова.

– Да. Наши силы во многом ограниченны, но силы Божии безграничны. Иногда нам кажется, что труд неподъемный, непосильный для нас, но мы должны знать и помнить притчу, которой Господь утешал Своих апостолов, в том числе когда посылал их на проповедь. Он говорил им: «Посмотрите, горчичное зерно маленькое, но вырастает огромным деревом. Так же есть и Царство Божие, так же и ваши силы». Да, наши силы малы, но с Божьей помощью мы все можем сделать. Господь нам, каждому из нас, сказал самые прекрасные слова в мире, которые мог бы слышать человек: «Я с вами во все дни до скончания века». Это означает, что если мы действительно выбрали путь Христов, действительно хотим им идти, то Бог нам настолько близок, что мы даже не можем себе это представить. Может быть, и вместить в себя в полном смысле эту фразу не можем.

Поэтому, какие бы события ни произошли в нашей жизни, какие бы люди ни появились, мы должны помнить, что ни одного случайного человека в нашей жизни нет. Всех нам посылает Бог, и мы кому-то тоже посланы Господом. Будем знать, что с нами Бог, Господь, что все получится. Если мы стремимся и идем к Богу, это значит, что Господь делает в ответ большее количество шагов по направлению к нам. Вот весь принцип нашей жизни. Он всегда таким был и будет. Если мы идем к Богу, значит, Господь с нами, и никакие препятствия и трудности не смутят нас; все, что происходит вокруг нас, не будет ни страхом, ни переживанием, ни скорбью. Никакие кризисы или события за границей. На все надо смотреть по-христиански, сквозь призму Евангелия. Это будет залогом в том числе нашей счастливой жизни, потому что счастье мы обретаем рядом со Христом.

– Большое спасибо за эти добрые слова. Приглашаю Вас чуть позже еще раз встретиться в студии. Мы не успели задать много вопросов, потому что было немало звонков телезрителей, за что мы тоже их благодарим.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать