Беседы с батюшкой. Бог в душе

29 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Андрей Панков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Передача из Санкт-Петербурга. 

– Наша сегодняшняя тема «Бог в душе». Казалось бы, ничего плохого в формулировке нет, но тем не менее почему-то мы рассматриваем как что-то отрицательное, когда человек говорит: «Бог в душе».

– Да, безусловно. Тема «Бог в душе», являясь одной из форм такого, можно сказать, религиозного сознания, всегда возникает на границе между миром воцерковленного православного христианина и внешним миром. Проще говоря, либо в семье, либо на работе возникают такие ситуации, когда человек делится своим религиозным опытом, говорит о том, что он посетил храм, был на богослужении на Пасху, Рождество, и, как правило, находится такой человек, который декларирует свой религиозный статус, утверждая, что он не нуждается в каких-либо посредниках между Богом и собой, поэтому у него Бог в душе. Он как бы противопоставляет свое сознание сознанию воцерковленного, православного христианина. Это довольно болезненная ситуация, и она довольно часто встречается. Поэтому имеет смысл рассмотреть эту форму религиозного сознания для того, чтобы быть готовым к подобного рода разговорам и правильно понимать, что тебе нужно говорить в этих ситуациях.

– А есть ли вообще смысл продолжать диалог, если человек таким образом формулирует свою религиозную позицию?

– Безусловно. Но есть одна тонкость: нужно понимать, почему человек определяет себя как индивидуум, обладающий Богом в душе. С моей точки зрения, эта форма сознания является производной нашего времени, и одной из отличительных черт нашей реальности является эпоха потребления, в центре которой находится человек, его интересы. Это такая картина мира, в которой Бог либо отсутствует, либо находится на периферии. Всякий человек стремится к счастью – это аксиома. Но так получается, что в нашей жизни счастье ассоциируется с вполне конкретными материальными и часто плотскими вещами. Таким образом, счастье человека определяется как непрестанный процесс потребления различного рода удовольствий. При этом сам человек в этой системе мировоззрения является центром, все остальное имеет лишь какое-то отношение к нему: он определяет, что есть счастье, он определяет, что есть добро, а что есть зло. И в этой системе мировоззрения Церковь в лучшем случае является одной из форм удовлетворения какого-то удовольствия духовного порядка (если можно так выразиться), либо она отсутствует вообще. Но религиозное сознание, сознание верующего человека не может поставить себя в центр вселенной. Есть Бог, Который определяет, что есть правда, а что есть ложь, есть Судия. И вот когда два сознания сталкиваются, то есть сознание верующего православного человека, который не просто декларирует свое православие наличием крестика на шее, но практикует православие (то есть живет православно), и сознание, которое имеет центром себя, то в этом столкновении у людей возникает такая декларация: «Я имею Бога в душе, поэтому я как бы лучше, выше и не имею нужды ходить в храмы, соблюдать посты, обращаться к батюшкам, спрашивать какие-либо советы, потому что я сам знаю правду». Вот такая ситуация. При ближайшем рассмотрении очевидно, что основой этого потребительского мировоззрения является гордыня человека, то есть банальная гордость, неспособность признать никакой внешний авторитет, нежелание его признавать. И здесь-то и возникает вопрос: «А нужно ли дальше продолжать диалог с человеком?» Нужно понимать, что люди, обладающие такого рода мировоззрением, очень трудно, болезненно реагируют на критику, и поэтому, если мы будем противопоставлять себя им, это неизбежно приведет, как правило, к обострению конфликта. Поэтому, с моей точки зрения, понимая, что являющееся для нас очевидной истиной для окружающих людей может быть такими фактами, которые ранят их самолюбие, нужно с осторожностью относиться к декларации своих религиозных взглядов. И поэтому когда человек утверждает, что у него Бог в душе, я думаю, было бы конструктивнее, разумнее и с точки зрения христианской любви целесообразнее указать на следующее: «Это очень хорошо, что у Вас есть Бог в душе, и это то, что нас объединяет, потому что я, как верующий человек, тоже надеюсь, что у меня есть Бог в душе. Но я, как верующий, воцерковленный человек, знаю путь, который мог бы оказаться для Вас полезным». И в этом плане попытаться раскрыть красоту православного богослужения, православных таинств, жизни православного христианина, показать то, что причастность к таинству, к храму во многом упрощает жизнь человека, которая и без того запутана по причине различных грехов. Я думаю, что такого рода подход, во всяком случае, имеет надежду на то, что до человека можно как-то достучаться. Но если с ходу начинать критиковать, доказывать очевидную несостоятельность этого религиозного мировоззрения, то это не приведет ни к каким позитивным изменениям в душе человека.

– Как Вы уже сказали, те люди, которые декларируют свое мировоззрение как «Бог в душе», позиционируют нас как людей слабых, которым нужен посредник между собой и Богом. Так ли это? То есть имеется ли посредник между обычным христианином и Богом?

– В прямом смысле никакого посредника между Богом и душой быть не может. Но видите ли, в чем дело: Господь учреждает Церковь на земле и учреждает все, что сопутствует церковному духу церковной жизни, считая это целесообразным и необходимым для развития души человека. Это понятно и очевидно для любого человека, который живет христианской жизнью. Трудно представить себе, какое развитие имеет религиозное мировоззрение, именуемое «Бог в душе». Человек предполагает, что он может предстать перед Богом, изложить Ему все свои мысли, все свои пожелания. Но, как правило, это сводится к банальным просьбам, носящим бытовой характер. Потому что все люди по сути своей в духовном плане дети, и то, что они просили в детстве, во взрослом возрасте сублимируется в более дорогие вещи. То есть, как правило, молитва к Богу выражается в банальных, простых вещах: люди просят здоровья, хорошей работы, заработка, покоя, каких-то материальных благ и тому подобное, и на этом, как правило, все заканчивается; на этом духовное развитие человека завершается. Но Церковь приучает человека к осознанию того, что есть вещи значительно более глубокие, чем даже та реальность, в которой ты живешь. Есть вещи несравненно важнее твоих сиюминутных потребностей и желаний. Есть цели, к которым призван человек, – это очищение от греха, покаяние, уподобление Господу в исполнении Его святых заповедей. И все в Церкви устроено таким образом, чтобы максимально реализовать эту идею Бога в душе, чтобы она не стала каким-то статичным фактором в душе человека, а получила развитие, раскрылась максимально и обратила душу человеческую к Господу в полном смысле этого слова.

– Часто от людей светских можно услышать такую характеристику, что у того или иного есть Бог в душе, потому что мы, верующие, не всегда оправдываем тех нравственных ожиданий, которые на нас возлагаются.

– Бывает. Я предполагаю, что это многообразие состояний определяется вектором внутреннего духовного развития человека. Люди приближаются к Господу либо удаляются от Него. И конечно, можно представить себе человека, человеческую душу, которая симпатизирует Церкви, симпатизирует христианству, Христу, душу, которую тронули евангельские слова, и человек стремится, как может, к тому, чтобы приобщиться к этому свету, но он еще не знает как. И первые шаги в храме его страшат, потому что так получилось, что с детства человек не получил христианского воспитания. Это вектор, обращенный к Господу. Бывает состояние, когда человек определился со своими религиозными исканиями и избрал именно православие как единственный и полный путь к Господу. И человек, живя в Церкви, реализует себя с точки зрения исполнения заповедей Христовых. Это, собственно, жизнь в Церкви. А бывают и такие ситуации, когда человек, находясь в Церкви, формально исполняя все предписания, которые требуются для православного христианина, в душе отрекается от Господа и совершает сознательный грех, тем самым обессмысливая свое состояние в Церкви и удаляясь от Христа, хотя визуально это не видно для окружающих. Порой это может выражаться в каких-то печальных событиях, связанных с тем или иным человеком. Я думаю, что в некотором смысле эти явления только лишь доказывают то, что Церковь жива – одни приходят к Богу, другие оставляют Бога. Человек – свободное существо, и в его свободе его богоподобие: ему нельзя запретить что-либо делать или что-либо не делать. Поэтому бывают разные ситуации.

– А какое место занимает лень в жизни тех, кто говорит, что у них Бог в душе?

– Если человек закоснел в этой формулировке «Бог в душе» и считает для себя необязательным ходить в храм Божий, испрашивать у священников каких-то советов, участвовать в таинствах и тому подобное, то на самом деле это вектор – от Бога. И лень в этом мировоззрении занимает доминирующее положение, потому что лень – это центральный пункт сознания потребителя. Потому что в сознании потребителя все максимально упрощается. И если избирать религиозную сторону, то в этом плане формой упрощения религиозной жизни является лень.

– Вопрос, поступивший через группу «ВКонтакте»: «Как объяснить человеку, что «Бог в душе» не есть правильное убеждение? Как донести, что в жизни важно давать место молитвам, таинствам и прочему; что воспитывать детей в вере – это важно?»

– Возвращаясь к сказанному, хочу подчеркнуть, что особенно если эта ситуация связана с ближайшими родственниками, нужно понимать, что в истории вообще не было ни одного прецедента, когда человека с помощью палки загнали в Церковь и он искренне стал верующим человеком. Поэтому если человек декларирует это, то он декларирует свою дистанцию между вами и собой. Поэтому я предполагаю, что это нужно принять и с терпением относиться к такого рода вещам, с терпением и любовью, пытаясь (не навязываясь и не критикуя человека постоянно) открыть ему красоту жизни Церкви, которая является неотъемлемой частью для всякого православного христианина. С терпением, любовью и главным образом своим собственным примером. В этом случае я полагаю, что есть надежда каким-то образом быть услышанным.

– Вопрос, поступивший через группу «ВКонтакте»: «В Библии написано, что вера без дел мертва. Почему многие отрекаются от истинной веры и надумывают себе, что вроде как они с Богом?»

Акцент сделан именно на вере без дел. Молитва, присутствие в Церкви – это одно, а именно какие-то реальные дела в мире насколько должны прилагаться?

– Предполагаю, что мировоззрение «Бог в душе», как правило, включает в себя ряд общепризнанных моральных, нравственных норм. При этом сам себе человек преподносит как великую добродетель то, что он, к примеру, не участвует в уголовных преступлениях, не ворует и тому подобное, и это, собственно, считается главным деланием. Но истинная вера, по слову Священного Писания, должна сопрягаться с делом. Это очевидная вещь, потому что человек есть целостное существо, он есть и душа, и тело. И его внутреннее убеждение неизбежным образом должно выражаться в делах. Это так же естественно, как естественно дышать. Поэтому апостол об этом и говорит: «Вера без дел мертва». Наши дела как верующих православных людей – это дела исполнения заповедей Христовых. Первая и главнейшая заповедь Христова: «Возлюби Бога и ближнего, как самого себя». Тот, кто пытался это реализовать на деле, понимает, насколько это тяжело. Если любовь к Богу может не выражаться каким-то явственным образом, то любовь к ближнему, как правило, требует жертвы. И для того чтобы реализовать эту заповедь Христову, требуется определенный уклад, требуется усилие, чтобы найти в себе силы пожертвовать своим временем и собой ради того, кого ты любишь. И именно Церковь, церковный уклад – таинства, молитва, пост, покаяние – делают душу способной к исполнению главной христианской заповеди – любви. Без этого, как правило, разговоры о любви являются профанацией, если речь не идет о ближайших родственниках – детях, родителях, то есть это та любовь, которая вложена в нас естеством. А если говорить о любви в широком смысле, как об этом говорил Господь, то без Церкви реализовать ее – именно делом, без жизни во Христе, без христианского уклада – невозможно.

– Преподобный Серафим Саровский говорил о стяжании Духа Святого. Ведь, наверное, это как раз и есть то, что должно называться Богом в душе, – приобретение Святого Духа. Как Вы считаете, насколько эту идею можно донести людям, которые говорят о том, что у них Бог в душе?

– Я предполагаю, что если с любовью обращаться к человеку, с терпением относиться даже к его (прошу прощения) религиозным глупостям, то можно донести мысль преподобного Серафима о том, что в жизни человека должно присутствовать обязательно именно духовное делание, исполнение той или иной добродетели: либо это добродетель жертвенного служения ближнему, либо это добродетель молитвы, либо это добродетель любви, помощи, поддержки и тому подобное. И это целое дело – исследовать свою душу, понять, в чем твое призвание, к чему ты наиболее Богом приспособлен, и реализовать этот дар в жизни. Я думаю, что эту мысль можно донести до человека. Но повторяю – лучше воздержаться от каких-либо толчков, какой-либо критики, потому что то, что для нас является очевидным, для окружающих светских людей является тайной за семью печатями, которую мы призваны открыть им.

– Есть еще такой аргумент со стороны людей светских: когда их приглашают посетить храм, прийти на богослужение, они говорят, что им не нравится стилистика православного богослужения или стилистика православных храмов. Что можно ответить этим людям и как их привлечь?

– Ответить можно следующее: церковь, храм Божий, является отражением Царствия Небесного. В некотором смысле пребывание в церкви отвечает на вопрос: «Каково пребывание на небесах с Богом», потому что церковь – это и есть образ Царствия Небесного. Но проблема заключается в том, что эгоцентричное мировоззрение потребителя требует упрощения и того, чтобы весь мир вокруг приспособился к его взглядам, привычкам и представлениям. А вхождение в мир Церкви подразумевает собственное изменение, собственное усилие, для того чтобы понять церковнославянский язык, приложить усилия к тому, чтобы хотя бы раз в жизни выстоять службу до конца, преодолеть свой страх и стыд, для того чтобы покаяться в грехах перед Господом в присутствии священника, услышать красоту православного песнопения. Все эти действия требуют усилия, и это усилие не напрасно тратится человеком, а преобразует его душу, то есть делает ее ближе к Богу, и если выразиться языком, понятным для человека, – еще больше расширяет границы Бога в его собственной душе.

– Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Одна женщина мне говорит: «Я в храм не хожу. Служба идет по телевизору, я слушаю все молитвы, все службы, в церкви мне делать нечего». Она правильно делает? Так разве можно?»

– Я полагаю, что здесь может быть два ответа. Если человек по состоянию здоровья не может встать, то, естественно, в качестве некоего попущения участие в богослужебной жизни посредством телевизионных передач приемлемо. Но если человек может прийти в храм и ограничивает свою религиозную жизнь телевизионным приемником, то с точки зрения Церкви – это грех, лень. Если ты можешь воспользоваться оригиналом, зачем копии? Телевизионная передача – это все-таки копия, это не то, что ты непосредственно воспринимаешь в храме Божием. Конечно же, нужно ходить в церковь, если есть возможность.

– Бывают иногда достаточно тяжелые, запущенные случаи, когда люди, утверждающие о наличии Бога в душе, имеют там, может быть, уже не Бога, а беса: озлобление, гордыню, дух противления вообще всему доброму и светлому. Что делать с такими людьми и стоит ли с ними контактировать?

– С одной стороны, в этой ситуации может быть (и главным образом, я так предполагаю) личный выбор человека в сторону зла. С другой стороны, может быть какой-то негативный опыт общения с людьми церковными: в этой ситуации люди либо друг друга не поняли, либо человек стал свидетелем какой-то несправедливости, в результате человек как бы озлобляется и противопоставляет свое сознание о том, что Бог у него в душе, религиозному церковному сознанию. Что в этой ситуации делать? Очевидно, что если мы будем с ожесточением доказывать, что мы правы, а другой не прав, то этот разговор зайдет в тупик. Я предполагаю, что если и можно уврачевать чем-либо гордыню, то только любовью и терпением, ничем иным. Потому что сокрушать душу человека обременительно для твоей собственной совести и тяжело для души и сердца.

– Когда Господь говорит о том, что «Царствие Небесное внутри вас есть», что это означает?

– Это означает некое предощущение Царствия Небесного, некий залог будущих благ, то, что предстоит душе познать после того, когда она покинет пределы нашего мира. И именно в Церкви это ощущение Царствия Небесного особенно остро – в дни Пасхи, на Светлой Седмице порою кажется, будто небо касается земли, и ты находишься в этой точке соприкосновения, ты ощущаешь близость Царствия Небесного. В моменты, когда мы преодолеваем собственное зло, когда мы каемся от сердца перед Господом, наше сердце наполняется благодатью, и это предощущение Царствия Небесного наполняет нашу душу. В моменты, когда мы творим заповеди Божии, когда нам удается хотя бы в малой степени исполнить заповедь любви, Господь посещает нас Своею благодатью, и мы ощущаем в сердце радость, близость Божию, непреложное ощущение того, что все будет хорошо, несмотря на все сложности и все условности, которые сопутствуют нам в нашей жизни. Я предполагаю, что смысл этих слов состоит именно в этом.

– Многие преподобные переживали опыт благодатной встречи с Богом, и потом, когда этот опыт отходил от них, когда они теряли это ощущение, они старались его вернуть. Может быть, люди светские, которые не хотят идти в Церковь, не идут потому, что у них не было этого опыта переживания? Или же все-таки он всем дается?

– Я предполагаю, что этот опыт дается многим и что однажды человек, вкусивший Царствия Небесного, прикоснувшийся к небесной тайне, не сможет уже остаться по факту тем, кем он был. Потому что подобного рода опыт необратимо меняет душу человека. И однажды вкусивши этой сладости, человек стремится к ней потом всю свою жизнь. Но бывают и такие ситуации, когда человек по причине своей собственной лени, по причине того, что он избирает злой путь и сознательно совершает грехи, это тепло, эта благодать потихоньку оставляют сердце, и сердце гаснет. Потом в человеке остается лишь память о том, что он имел когда-то такой религиозный опыт. И при упорно злой жизни благодать оставляет человека, он может перейти на сторону сознательного совершения зла. Человек – свободное существо. И даже наличие этого опыта не гарантирует того, что он будет спасен. Это только лишь зов, и ответит человек на него или нет, это его собственная тайна. Как сказал Господь в Евангелии: «Все призвавшие Господа не могут вскоре злословить Его». Поэтому в жизни человека всякие вещи происходят, но если человек прикоснулся к тайне Неба, он будет всегда помнить это, будет стараться стремиться к этому.

– Вопрос телезрительницы из Тулы: «Прежде всего я хочу сказать большое спасибо телеканалу «Союз». Это такая отдушина! И вопрос: «Я начала немного воцерковляться. Недавно, проходя мимо храма (у нас в Туле красивый храм) со своими сослуживцами, я помолилась перед ним, и мы прошли мимо. Они меня спросили: «Ходишь в храм?» Я ответила: «Да, хожу». – «А мы – нет. И ходить никогда не будем». Я не знала, что на это ответить, промолчала. А они начали говорить, что все священнослужители непорядочные, начали их оскорблять. Я при этом не могла им слова сказать. С ними я категорически не согласна. Как себя в такой ситуации правильно вести? Подскажите. Потому что я знаю точно, что если начну что-то им говорить, то не смогу доказать. Люди очень агрессивны, категорически не верят…»

– Подобного рода слова очень ранят душу. Я не скрою, они ранят душу также и мне, когда я сталкиваюсь с людьми, ожесточенно противостоящими Церкви. Но, с другой стороны, Господь сподобил меня в какой-то степени войти в церковную жизнь и видеть ситуацию изнутри. Я, как и многие тысячи священников, исполняющих свой долг, прошел довольно продолжительный путь духовных школ. Я поддерживаю отношения с теми людьми, которые тоже приняли сан и исполняют свое священническое служение. И я опытно знаю, что подавляющее большинство тех людей, с которыми я учился, с которыми поддерживаю отношения, являются добросовестными иереями, исполняющими свое служение в соответствии с тем, как об этом заповедовал Господь. Мне очень жаль, если порой встречаются какие-либо прецеденты, противоречащие этому правилу. Но я представляю ситуацию, и я понимаю, что большинство людей, избравших путь священства, исполняют его добросовестно. Но это, наверное, субъективное утверждение.

– Парадоксально то, что люди, которые выдвигают такого рода обвинения в отношении верующих людей, в большинстве своем не знают ни одного священника как такового. Почему вообще такое представление формируется?

– Я могу только лишь предполагать, потому что, слава Богу, я не пребывал в таких состояниях, когда мог бы опытно понимать, почему в человеке происходят такого рода процессы. Видите ли, в чем дело: гордыня не позволяет включить в свою жизнь некий центр, который был бы не тобой самим, некую иную сторону, которая определяет, что правильно, а что ложно в твоей собственной жизни. Для нас – это Бог. И Церковь есть выражение учения Божия на земле, то есть инструмент, с помощью которого Господь приводит людей в Царствие Небесное. Но церковное сознание имеет ряд нравственных принципов; они не зависят от тебя самого – ты либо принимаешь эту систему нравственности, связанную с заповедями Божиими, либо не принимаешь ее. Но бывает так, что человек в течение своей жизни совершает сделки со своей совестью и совершает те или иные грехи. Голос совести трудно заглушить. И для того чтобы избавиться от мысли о том, что ты совершаешь дела, достойные плохих людей (и по факту ты к ним принадлежишь), человек отрекается от Церкви, отрекается фактически от Бога. И таким образом, если предполагать, что нет Бога, нет Церкви, истины, есть только ты и ты являешься мерилом всех нравственных принципов, то с этой точки зрения у тебя все хорошо становится в жизни. Это некий такой психологический прием для того, чтобы пережить собственную неполноценность в результате своих грехопадений. Нужно как бы отречься и осквернить святыню, то есть церковь – не та, священники – не те, Бог – это абстрактная идея (в лучшем случае)… И тогда у тебя все хорошо в жизни, и все твои гадкие поступки в этой системе мировоззрения становятся вполне нормальными, они позволяют и дальше комфортно существовать. Но как только появляется Бог и Церковь, появляется боль от твоих грехов, которые ты совершил. Не всякий человек имеет мужество ее принять.

– А вдруг священники-то хорошие все-таки…

– Тогда это катастрофа. Тогда кто ты? Поэтому, я предполагаю, что такое ожесточенное противостояние Церкви, как правило, связано с компенсацией своей внутренней нравственной неполноценности, что есть следствием тех или иных поступков в жизни.

– Может быть, при таких людях не позиционировать себя как религиозного человека, чтобы не провоцировать их?

– Отчего бы и нет?! Может быть, это мой личный взгляд, но я бы позиционировал себя совершенно определенно в различных ситуациях. Я считаю, что православному человеку совершенно не следует стыдиться своих взглядов, и там, где это уместно, где нужно, безусловно, надо декларировать свою принадлежность Церкви, какую бы реакцию это ни вызвало у окружающих по факту твоей позиции. А вот дальше что ты скажешь этим людям, как ты с ними поведешь беседу, сможешь ли ты оказать им любовь, терпение, подобрать нужные слова к их сердцу – это уже дальнейшая история. Но я думаю, что это не самый лучший способ – прятаться, когда ты становишься свидетелем подобного рода возмущений.

– Будем надеяться, что у звонившей телезрительницы получится найти общий язык с сослуживцами.

– Помоги ей Господи!

– Позвольте задать вопросы от наших телезрителей. Наша телезрительница спрашивает: «Сделала ли я ошибку, что похоронила свою маму на второй день после смерти? К этому меня склонила ритуальная служба, навязавшая свои услуги. Потом мне сказали, что покойник должен находиться дома в течение трех суток».

– Конечно же, это ошибка, потому что положено три дня на отпевание, на молитвы, когда человек отошел ко Господу. Но, с другой стороны, по тону этого вопроса чувствуется, что человек сделал это по неведению, по внутренней слабости. Если это и ошибка, то такая ошибка достойна извинения. Я думаю, человек, допустивший подобного рода ошибку, компенсирует этот поступок своей особой, усиленной молитвой об усопшей.

– Телезритель задает вопрос о своей домашней проблеме: «У нас в семье пьет старший брат, ведет себя безобразно, живет с отцом отдельно и не работает. Много проблем нажил пьянством. Зовут его Василий. Подскажите, как ему помочь, а также и всем нам».

– Это трагедия в семье, когда кто-то пьет. Ситуация часто заходит в тупик, потому что, как правило, домашние становятся в оппозицию пьющему человеку по вполне понятным и объяснимым причинам. Но в конце концов эта конфронтация ни к чему не приводит, а как правило, только усугубляет ситуацию. Поэтому если в семье есть верующие люди, то это великое благо для пьющего человека, потому что, впадая в эту страсть, человек в конечном итоге приходит к осознанию того, что самостоятельно он выбраться из нее не может. То неудержимое влечение, которое он взрастил в себе через сознательное употребление спиртного, становится выше его собственных сил, выше его воли. Поэтому у домашних есть два выхода из этой ситуации: первый – это непрестанные скандалы и обострение ситуации в семье, а второй выход – это молитва о человеке, который страдает недугом пьянства. Но для того чтобы вымолить такого человека, требуется немалый труд. Как правило, люди берут благословение у духовника на ежедневное чтение того или иного акафиста. Либо это акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», либо мученику Вонифатию. И таким образом, люди осуществляют ежедневную молитву о пьющем человеке. Очень хорошо приложить усилия к тому, чтобы посетить Серпуховскую обитель в течение этого молитвенного подвига. Но мы должны понимать, что вымаливается человек не за неделю, не за месяц, а порой на это уходят годы каждодневного труда. Я по своему священническому опыту знаю, что люди, которые нашли в себе мужество, силы и твердость встать на этот путь, вытаскивают из бездны своих домашних через эту неуклонную, непрестанную, твердую молитву ко Господу. Тем или иным способом человек избавляется от страсти винопития. Поэтому, дорогие мои, укрепи вас Господь! Если вы найдете в себе мужество, берите благословение и молитесь за ваших домашних. Потому что путь конфронтации, путь скандалов ни к чему не приведет.

– Наверное, еще можно посоветовать обратиться в свое епархиальное управление, в котором обязательно должен быть отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. Например, в нашей епархии он работает прекрасно.

– Безусловно. Если найдутся люди и священники, которые поддержат вас в этом делании, – это великая помощь и поддержка для человека.

– Вопрос, поступивший из группы «ВКонтакте»: «Подскажите, как избавиться от такого греха, как маловерие?»

Сразу возникает вопрос: что такое маловерие?

– Я предполагаю, что это сомнение, которое иногда охватывает душу, касаемо духовных вопросов: бытия Бога, истинности Церкви и тому подобное. Согласно учению святых отцов вера не живет в гордом сердце. И, оказывается, существует удивительная зависимость: чем больше в человеке кротости, смирения, тем больше и больше его сердце наполняется верой. С другой стороны, чем больше человек начинает осознавать свою собственную исключительность по отношению к окружающим, чем больше он начинает понимать свою бо́ льшую талантливость, способность приложения сил в различных областях человеческой жизни, тем больше и больше вера оставляет его сердце. Поэтому, дорогие мои, если вы хотите умножить веру в своем сердце, стремитесь к смирению Христову. Смирение – это, с одной стороны, дар, с другой стороны – тяжелый труд. Потому что смирение ничем иным не приобретается, как претерпеванием несправедливостей, оскорблений, печали и тех тяжелых обстоятельств, которые Господь нам посылает для стяжания этой добродетели. Чем больше в человеке смирения, тем больше в нем веры – вот такая зависимость.

– Как Вы считаете, все-таки лучше человек абсолютно неверующий или же человек, который живет с верой в Бога в душе?

– Трудно сказать, я думаю, что это равноценные понятия. Почему? Если человек неверующий декларирует свое неверие, это его осознанная позиция и вектор его духовной направленности – от Бога. Позиция «у меня Бог в душе» – это на самом деле тоже вектор от Бога, это создание своих собственных псевдохристианских иллюзий, которые являются твоим убеждением. Я думаю, что эти понятия равноценные и в равной степени губительны для души человека.

– А нельзя ли применить к этим двум категориям слова апостола Иоанна, где он говорит: «если бы ты был холоден или горяч, но ты тепл»? Или Вы все-таки считаете, что все они холодны?

– Холодны. Если человек, который декларирует Бога в душе, не имел опыта жизни в Церкви, то это холод. Если он имел этот опыт и потом от Церкви отошел, то это просто гибель, это то, что называется «крушением» в вере. Поэтому думаю, что это равноценные понятия.

– В заключение прошу Вас сказать несколько слов для тех людей, которые сталкиваются в своей жизни с такими «холодными» людьми.

– Дорогие мои, укрепи вас Господь в несении вашего жизненного креста. Когда вы сталкиваетесь с людьми, может быть, далекими от Церкви, с людьми светскими по факту, которые декларируют свою дистанцию между собой и вами утверждением о том, что Бог у них в душе, найдите в своем сердце терпение и любовь, чтобы постараться через ваше доброе слово, через ваш пример донести до них красоту церковного богослужения, церковной жизни. И указать путь, каким образом идея «Бог в душе» могла бы раскрыться в еще большей степени, показать, что бы человек мог приобрести, если бы он пришел в храм Божий. Я думаю, что если вы будете помнить заповедь Христову о любви по отношению к тем, кто нас окружает, у вас все получится. Господь вас да благословит!

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка:Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать