Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

29 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. 

– Сегодняшнее воскресенье именуется «Неделя о самарянке», по Евангелию, которое сегодня читалось. И об этом есть вопрос: «Господь предлагает самарянке воду живую, чтобы вовек не жаждать более. А что это за вода такая?» Видно, человек новоначальный, поэтому спрашивает.

– Эта вода – благодать Святого Духа.

– Он ей предлагает вкусить благодати Божией?

– Да.

– А что она должна сделать, чтобы эту воду получить?

– Она должна покаяться, взять свой крест и следовать за Христом.

– Оставить свою прошлую греховную жизнь… Ей это было возможно: оставить все и пойти прямо за Христом.

– Господь как-то увидел в ней такую возможность, поэтому и стал с ней говорить, чем весьма удивил апостолов…

– … и ее саму тоже.

– Да.

– Но вот интересно: человек грешный, а Господь к нему снисходит такой милостью, что и говорит с ним. А иной человек живет по заповедям и вполне собой доволен, а Господь к нему не сходит.

– Когда-то, лет сорок тому назад, один священник мне сказал: «Бог есть любовь». А у самарянки было хоть искаженное, но все-таки представление о любви.

– То есть Господь откликается на возможность человека отозваться на Его любовь?

– Да.

– Но, видно, это редкий дар, потому что не каждому человеку Господь так помогает.

– Конечно, не каждому. Такой случай уникален, поэтому апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христов, решил это очень подробно отразить в своем Евангелии.

– Удивительно, как он описывает эту встречу, никакая другая встреча так подробно не описана.

– Да, она очень умилительная, обнадеживающая и говорит о том, что каждая душа у Бога на примете и нет людей, которые каким-то образом забыты у Бога.

– Если Бог увидит, что человеческая душа способна воспринять в себя эту воду живую…

– …Он обязательно поможет такому человеку прийти к покаянию и спасению.

– Но Господь говорит о пути к Царствию Небесному, что «узок и труден путь, не многие идут им».

– Конечно, «Царствие Божие нудится, и только употребляющие усилие восхищают его», само это не происходит. И на это косвенно указывают труды самарянки: она пошла за водой, потом оставила кувшин и побежала к жителям Сихари, проповедовала им, потом все вместе пришли ко Христу, те тоже убедились, что ее слова не ложны. И ведь все знали, кто она, тогда были такие города, что особо ничего не скроешь о своей жизни, и все-таки ее слова были убедительны, они поверили ей настолько, что пошли за ней. Это говорит о том, что эти жители хотели узнать истину.

– Они просят Его остаться, и Он пробыл там два дня, а жители Гадаринской стороны, наоборот, говорили: уйди от нас…

– …и верни нам наших поросят.

– Эти – самаряне, полуязычники, а те – иудеи.

– Вот поэтому не всякий говорящий «Господи, Господи» войдет в Царство Небесное.

– Считающие себя избранными оказываются недостойными.

– Во всяком случае, не всегда оказываются достойными.

– Следующий вопрос: «Церковь иногда прославляет в лике святых младенцев. Почему? Ведь они еще не успели проявить себя как христиане».

– Они обычно проявляют себя после смерти, как царевич Димитрий, который проявил себя многими чудесами.

– И по этим чудесам Церковь прославляет?

– Да, люди сразу стали стекаться к его раке, молиться, многие получали просимое – и Церковь его прославила.

– То есть Господь явил его в лике святых, а не он себя какими-то делами?

– Да, не при жизни. При жизни Женя Родионов ничем не выделялся, а после своей мученической смерти он стал известен. Ни одного святого так не прославляют, как Женю, хотя он еще даже не канонизирован, и путь к этому, может быть, будет очень долгий, но картины в его честь пишут, иконы, фильмы снимают, бывают о нем передачи по радио и телевидению, делают скульптуры, памятники в его честь, храмы строят. Даже за границей, в православном мире, его имя очень известно (на Балканах практически каждый знает его имя). То есть всенародное почитание налицо. Недавно праздновали его день рождения, потому что он погиб в свой день рождения. Сейчас ему было бы 40 лет.

– Столько народу в этот день съезжается…

– А в остальные дни? Сколько воинов у нас погибло за время всяческих конфликтов? Много, тысячи… Но почему только Женя Родионов собирает людей? Это же он их собирает, этот двадцатилетний мальчонка. Что он успел сделать? Он совершил один подвиг. Он был далеко не воцерковленный юноша, но во Христа, Бога , веровал. И его слава затмила славу других угодников Божиих. Есть очень замечательные мужи, но им мало кто молится, а на месте погребения Жени всегда полно народу. Его тоже можно рассматривать как младенца, он совсем молоденький мальчик, даже нельзя сказать, что он мужчина, у него и лицо такое совершенно ангельское. Когда узнаёшь, что этого мальчонку убили таким жестоким способом – сердце содрогается. Так что зачастую бывает, что младенец сам себя прославляет, как бы заявляет о себе чудесами.

– Пути Господни неисповедимы: иной человек вроде всеми почитаем, но нет такой славы на небесах, как у иного неизвестного. А тут Господь явил…

– …и являет.

– Следующий вопрос: «У меня не хватает силы воли оставить грех, хотя не раз уже в нем исповедовался. Могу ли я просить Господа показать мне мои будущие мучения в аду, или это мне не поможет?»

– Я бы не советовал прибегать к такому средству, потому что многие люди думают, что мучения в аду – это какие-то шуточки вроде фильма ужасов. Да не приведи Господь! Придет время – узнаешь, не надо спешить.

– Вопрос от телезрительницы: «Мне 81 год, я болею, в храм не хожу, молюсь сидя, и батюшка приходит ко мне на дом, когда я исповедуюсь и причащаюсь. Я всегда утром и днем молюсь, приготавливаю себя к молитве, молитва занимает у меня минут тридцать; бывают, и заплачу. А сейчас ежедневно, только начинаю готовиться, как начинаю навзрыд плакать, плачу и плачу всю молитву. Я не могу понять, что со мной такое происходит. Что мне делать, как быть? Хорошо это или плохо?»

– В этом нет ничего странного, это довольно частое явление, когда человек плачет во время молитвы. Со мной тоже так бывает. Что тут особенного?

– Телезрительница: «Раньше я немного плакала, а сейчас реву не знаю как».

– Раньше у нас зубы были молочные, а сейчас наполовину никакие. Что было раньше? Раньше была война, а теперь относительно мирное время, раньше было восемь лет, а теперь восемьдесят.

– Телезрительница: «А ничего, что я сидя молюсь?»

– Ну и что? Многие сидя молятся, а некоторые лежа.

– Телезрительница: «Я прошу Вас помолиться как-нибудь в вашем храме о моем здоровье».

– Людей иногда пугает изменение их состояния, особенно в церкви. Человек никогда не испытывал каких-то душевных борений, переживаний, особенно после первого посещения такое бывает.

– Всякое бывает.

– Многие пугаются, не происходит ли с ними беснования, например…

– Вопросы всякие задают, иногда такие, в которых есть некое основание, а чаще всего человек озабочен такими пустяками, что и не стоит об этом даже разговаривать.

– Из этой области все суеверия, когда послушаешь…

– Да, дело в том, что вся наша человеческая природа такова, как будто с горы сбросили, а потом кое-как склеили. От каких-то пустяков человек приходит в трепет и ужас, а какие-то важные вещи вообще не замечает.

– Насколько легче из младенца воспитать человека, чем из взрослого сделать христианина…

– Из младенца тоже непросто, ведь непонятно, будет ли он воспринимать то, как его воспитывают. Может быть, у него будет какой-то протест. Конечно, с младенцем легче иметь дело, но совсем не факт, что получится.

– Сколько людей хотели бы из своих детей воспитать христианина и потом радоваться плоду своего воспитания.

– Тем не менее если не получается какого-то успеха, это в основном зависит от нерадения родителей. Жизнь строится таким образом, что воспитание детей оставляется на «потом». Человек говорит: «Я устаю, у меня нет на это сил». Большинство людей думают, что заниматься со своими детьми – это менее важно, чем работа или еще что-то. Это совершенно неправильно. Раз неправильная установка, значит, и жизнь неправильная, и неправильное воспитание. Мне сегодня одна бабушка рассказала, что зашла на сайт «ВКонтакте», а там ее внучка пишет: «Я никому в этой жизни не нужна». Вот так, это уже чревато.

– Такое состояние нередко встречается даже у детей в благополучной семье.

– А в чем выражается благополучие семьи?

– Там, где о детях заботятся, ими занимаются, с ними проводят много времени, это не брошенные дети, но вдруг вот такое явление.

– Самое главное – душевное воспитание, общение по душам, а большинство родителей даже не знают, о чем с детьми говорить, все время рот им затыкают, сначала соской, потом мультиками, всякими кружками, и ребеночек начинает жить своей жизнью. А когда становится чуть постарше, то полностью выходит из повиновения родителям, потому что он даже не знает, за что их уважать. Он не знает родителей, кем они являются по существу, поэтому совершенно их не ценит, это те люди, благодаря которым он может приобрести то или иное для себя. «Пап, купи, мам, купи» – вот для чего они нужны. А сам папа ребенку неинтересен, и ребенок неинтересен папе, он живет своей жизнью.

– Сначала родители отодвигают его, чтоб он не мешал жить своей жизнью, а потом он живет своей жизнью.

– Так это протекает, и поэтому человек испытывает такой дефицит, он одинок. Дома полно народу, а ему одиноко, потому что нужно смотреть на его душу, что с ним происходит, что отражается у него на лице.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Я прочитала у Игнатия Брянчанинова, что один святой видел рай необыкновенной красоты. Получается, что рай отличается от земли, значит, Господь специально создал рай и отдельно землю, чтобы нас выгнать, рая же нет на земле. Я этого не понимаю».

– Рая на земле нет, потому что человек испортил все на свете. Он любое Божие творение превращает в антипод. Если земля с травой – он землю перевернет. Если какие-то деревья – он их сожжет. Если море – он туда кинет окурок и плюнет. Сейчас показывают весной, сколько водолазы из прудов вынимают всяких вещей: кирпичи, бетонные обломки, арматуру, резиновые шины. Люди загаживают всякие райские места, а где не могут загадить, там травку поджигают, чтоб все сгорело вместе с домами.

– Телезрительница: «Получается, вся земля была раем когда-то?»

– Было особое место, где, собственно, человек появился на свет, но Господь так хотел, чтобы люди плодились и размножались, наполняли землю и всю землю превращали в рай.

– А теперь земля от рая отделена?

– Да.

– Теперь рай – это уже не место где-то в пространстве, это состояние человеческой души. А без человека рай возможен? Или в нем тогда вообще отпадет смысл?

– Смысл тогда отпадет.

– То есть рай – это некое создание Божие для человека?

– Наверное. Нам трудно об этом рассуждать, потому что у нас нет такого опыта, и если бы нам это было важно, Господь оставил бы не просто обозначение словом «рай», а обязательно бы пояснил его. Поэтому рай – это есть некая притча, и называет Он это слово «рай» потому, чтобы у людей было понятие о нем на основании Книги Бытия, что Адам и Ева жили в раю. Я так думаю, Господь использовал слово «рай», как использовал в притчах слова «пир» или «виноградник», то есть это некий символ, который всем известен.

– Как выражение какой-то удивительной радости…

– … радости, красоты, близости к Богу.

– Хотелось бы многим жить в раю, но чтобы он был с элементами земного рая.

– Ну и немножко ада, некоторые же любят ужастики. Как же человек может жить без ужастиков? Он же будет скорбеть.

– Жизнь покажется пресной?

– Ну что тут сделаешь? Так что рай совсем не для всех.

– То есть человек, попав в рай, может не ощутить радости?

– Да, а ощутит уныние, тоску. Есть такое выражение: «не в своей тарелке»; или у англичан – «попал в суп». Суп – нужная и вкусная вещь, но если туда попал – как-то не очень хорошо.

– Удивительно: самое светлое состояние, какое только есть и в этом мире, и в небесном – и для человека это мука…

– Самый любящий младенца человек – это мама, а он на нее машет рукой и говорит: «Плохая мама, уходи». Сам гонит.

– Да, все перевернуто с ног на голову. Что за жизнь?

– Ну что за жизнь? Это именуется грехом, когда все перевернуто.

– Из света человек перешел во тьму и за нее держится.

– Еще из гордости держится.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Я где-то слышала, что христианство – это мужская религия, да и богословие, в общем, с женщинами не сочетается, а в храмах в основном женщины. Почему такое положение? Всегда ли так было и может ли что-то измениться?»

– Нет, христианство для всех, а женщин всегда было больше, поэтому даже и в Евангелии их вообще никто не считал: «пять тысяч человек, кроме женщин и детей», потому что это вообще огромное количество. Постоянно с этим сталкиваюсь: женщин всегда больше, потому что их сердечко в меньшей степени гордое, не так, как у мужчин.

– Телезрительница спрашивает, может ли эта ситуация измениться таким образом, когда мужчины станут преобладать в Церкви?

– Не знаю, я как-то об этом не задумывался, захотят – будут, не захотят – не надо.

– Ведь действительно на женских плечах выносятся все тяготы…

– Конечно. Если все женщины вдруг исчезнут из церкви, многие храмы просто опустеют и останется один батюшка. Мышки будут заходить, котик, пара воробьев будет летать под куполом – и всё. Есть женщины – есть церковь. Даже отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что если мужской монастырь полностью освободится от женщин, то они зарастут насекомыми.

– Храмы просто опустеют.

– Конечно.

– Такой они труд несут на себе.

– Преданность женщин Богу гораздо больше, и они радуются: «Вот, мой муж крест надел» – для нее это прямо праздник, она рада этому событию. «Вот, перед смертью я позвала ему священника, а он был не против» – и она счастлива.

– Такого помощника Господь создал мужчине – и не ценит.

– В женщине сосредоточено все лучшее.

– Она как венец творения.

– Да.

– Следующий вопрос: «О ком человеку неполезно молиться? Всегда ли Богу угодна наша молитва о другом человеке?»

– Если наша молитва совершается по любви, то она всегда Богу угодна.

– Даже если тот, за кого мы молимся, хулитель Церкви и богоборец?

– Если это наш родич, мы плачем о нем, проливаем горячую слезу, как говорят святые отцы, то это совсем не возбраняется.

– Одна женщина как раз задает вопрос: «Мой дед в советское время разрушал церкви. Могу ли я за него молиться?»

– Это надо спрашивать у нее, может ли она это делать.

– Видно, ей очень хочется…

– Может ли она забить гвоздь в высушенную лиственницу? Это надо, чтобы она попробовала и посмотрела, сможет она или нет. Так же и здесь. Пусть попробует и посмотрит, может она или нет.

– Угодна ли будет Богу такая молитва?

– Бог укажет. Можно у Него спросить: «Господи, благослови, хочу помолиться об этом заблудшем человеке, прости, Господи».

– Вопрос телезрительницы: «Мне уже 60 с лишним лет, в молодости я жила в Средней Азии, в городе Чарджоу, где родила дочь. Там не было русских церквей и только недавно появилась маленькая церковь. Я работала там по партийной линии, тогда многое запрещалось, но я сама верила в Господа Бога и верю сейчас. Я до сих пор мучаюсь, вспомнив год назад, почему я тогда не крестила свою дочь. Сейчас я встретила людей, которые тогда жили там, они сказали, что, возможно, кто-то когда-то крестил тогда на дому. Я помню все детали, как я своих крестников крестила, а про свою дочь ничего не могу вспомнить».

– А при чем тут Вы?

– Телезрительница: «Но она некрещеная, а думала, что крещеная».

– Хорошо, а вот Гитлер, Сталин, Ленин были крещеными – Вас это утешает?

– Телезрительница: «Мне они безразличны, а вот дочь…»

– Хорошо, если человек хочет, он идет и крестится – мы-то с Вами тут при чем?

– Телезрительница: «Вот сейчас я виновата перед дочерью или нет, что я ее маленькую не окрестила, а сообщила об этом только год назад?»

– А ее это интересовало?

– Телезрительница: «Да, она всех детей окрестила и говорит, что и сейчас верит в Бога, она не знает, что ей делать: второй раз креститься?»

– Если человек верит в Бога, он идет и крестится – и всё.

– Телезрительница: «И всё? Вот этот вопрос у меня и возникает…»

– А никакого вопроса нет, Вы тут совершенно ни при чем. Когда ребенок маленький, а родители у него верующие, то они идут и крестят своего ребенка, а если родители у него партийные деятели – зачем им крестить своего ребенка?

– Телезрительница: «А я хотела крестить, потому что и моя мама верила, и я верила, я родилась в большой сельской семье…»

– Обождите, у Вас веровала не только мама, а еще бабушка, прабабушка… И я не понимаю, почему Ваша дочь не может креститься, если она верует в Бога?

– Телезрительница: «Мне вот только недавно пришло на ум, почему я считаю ее крещеной, если я не помню, где и когда я ее крестила, понимаете? Я вспоминаю, что церквей русских там не было».

– Я понимаю. Когда я крестил свою дочь, я запомнил, как зовут священника, улицу, на которой это было, кто был крестный отец… Я все помню, хотя мне столько же лет, сколько и Вам.

– Телезрительница: «У меня дочь обижается на то, что когда я родила сына, я тайком увезла его в Астрахань и окрестила, а про ее крещение забыла. Меня мучает вопрос: это грех на мне?»

– Ваши мучения абсолютно безосновательны. Вы столько лет уже мучаетесь – и зря.

– Телезрительница: «Нет, я только год назад поняла, что не помню про ее крещение».

– Годик помучилась, да и ладно.

– Телезрительница: «Я и плакала, и просила у Господа прощения, как я могла ребенка не окрестить. Младшего тайком увезла в Астрахань, а эту не окрестила, она тоже мой любимый ребенок».

– А тут главная действующая сила – не любовь к ребенку, а любовь ко Христу, Богу нашему, просто Вы, к сожалению, пока ничего этого не понимаете. Но Вы еще не такая старая женщина, у Вас еще все впереди, Вам еще очень многое нужно понять и даже, может, в чем-то покаяться, но только не в том, что Вы не крестили свою дочь. Из всех Ваших прегрешений это самый незначительный грех.

– Телезрительница: «Спасибо».

– Мы уже об этом говорили: не о том человек беспокоится, что жил без Бога, без Церкви. Увезла, тайком крестила и думает, что все в порядке. Все христианство заключается в том, чтобы крестить, потом отпеть. Можно спросить: «А ты вообще с мужем венчалась?» Но это ей даже в голову не приходит, поэтому я не стал даже спрашивать. Интересует только начало и конец, а что посередине – это не так важно. К сожалению, вот это занимает мысли человека, а попробовать что-то объяснить невозможно, потому что человек ничего не слушает.

– Следующий вопрос: «Батюшка, которому я исповедуюсь, часто дает мне советы, хотя я их не прошу. Насколько я должна следовать этим советам?»

– Насколько Вы соглашаетесь с этими рекомендациями.

– То есть если этот совет не воспринимается как жизненно необходимый, то можно его проигнорировать?

– Конечно, а что тут такого? То, что батюшка советует, – это что, глас с неба?

– Именно так это и воспринимают.

– Это большое заблуждение. Даже если глас с неба, не всякому гласу верьте, а испытывайте, от Бога ли он. А то глас-то был, и вроде бы с неба, а может, и слева. Надо обязательно различать.

– Но чтобы различать, нужно иметь некий опыт.

– Не некий, а христианский опыт духовной жизни.

– Вопрос телезрителя: «Как Вы относитесь к гомеопатическому лечению и диагностике Фолля? Вы в этом разбираетесь, если можно, скажите, как православие к этому относится?»

– Православие здесь совершенно ни при чем, к методу доктора Фолля отношусь как к шарлатанству. А про гомеопатию могу сказать, что антигриппин порой употребляю, и в каждом втором случае помогает. Поэтому про гомеопатию ничего не знаю: не принимаю и не отвергаю, а про доктора Фолля могу сказать, что это точно совсем не то.

– Телезрительница: «Его диагностику Вы отвергаете?»

– Да, мне это все кажется несусветной чушью.

– Интересно, воспримется ли этот Ваш совет?

– Мне-то что? Меня спросили про мое отношение.

– Следующий вопрос: «Как бороться с навязчивыми мыслями? Я им противлюсь, а они все равно атакуют».

– Ну и хорошо. У одного монаха спросили: «Кто тебя научил молиться?» А он говорит: «Бесы». Потому что они всегда препятствовали молитве, а он упорно молился – и научился. Так же и при борьбе с помыслами: очистилась голова от них, но они же и научили этому.

– То есть сопротивляйся и сопротивляйся, молись Богу, чтобы Он помог.

– Только Богу, а кому еще?

– Человек просит Бога о чем-то, и Бог ему не подает, и возникает сомнение: просить ли дальше?

– Как хочешь, а лучше почитай Евангелие, где на эту тему сказано две вещи: первая – «просите, и дастся вам» (но не сказано, что немедленно и в полном объеме), и потом еще сказано – «за неотступность вашу…» Просто большинство людей не читают Евангелие, а если и читают, то в одну извилину вошло, а из другой вышло, и ничего не остается. Вместо того чтобы задавать вопросы, лучше бы Евангелие почитали.

– И тут сразу у человека возникает вопрос: сколько молиться, чтобы не надоедать Богу, может быть, глупой просьбой?

– Один человек, встретив путника, говорит: «Далеко ли до города А?»

– Не знаю, – отвечает тот.

– Ну, извините. – И пошел дальше. Тот окликает: «Постойте!»

– Что такое?

– Два с половиной часа.

– А что ж ты сразу не сказал?

– А я же не знал, с какой скоростью ты идешь.

Так же и здесь.

– Увидел, как он зашагал: бодро или, наоборот, медленно?

– Да. Нужна ведь конечная цель. В одном случае – столетняя война, в другом – четырехлетняя.

– Вопрос телезрительницы: «Моему сыну 40 лет, он чистый, бесподобный человек. Мы читаем Евангелие, где сказано, что если мужчина женится на разведенной, значит, он прелюбодействует. Грех ему жениться или нет? Скажите, как ему теперь быть? Допустим, найдется женщина, которая с ребенком или была замужем, а он не был женат, даже ни одну девочку еще не держал за руку, очень чистый и верующий. Я в его жизнь не лезу, хотя считаюсь его матерью. Как нам поступить? Я в растерянности».

– Да никакой растерянности быть не может, Вас это не должно касаться, и он сам решит, как ему быть. А ваше дело – молиться Богу, чтобы Господь послал ему хорошего человека.

– Следующий вопрос: «Господь говорит: просящему у тебя дай. Ко мне обратилась родственница с просьбой одолжить крупную сумму денег, деньги у меня есть, но они нужны на семейные нужды. Как быть?»

– Этот вопрос требует исследования. Когда мне было лет двадцать, мне позвонил мой приятель и обратился ко мне с таким вопросом: «Митя, есть ли у тебя какие-нибудь деньги?» Я говорю: «У меня только советские». «Можно к тебе приехать?» Приехал, занял, не помню сколько, допустим три рубля. Он говорит: «Слушай, пойдем пива попьем». Купил две кружки пива, потом взял такси на оставшиеся деньги и уехал. Ясно, что он эти деньги не отдал. И вообще непонятно, так ли он хотел этого пива? Поэтому тут нужно очень трезво оценить, на что пойдут эти деньги, какой возможен ущерб семье. Есть такой памятник христианской письменности – «Учение двенадцати апостолов», там есть такие слова, что прежде чем дать, милостыня должна вспотеть в твоей руке.

В церковь каждый день приходит человек и просит, показывает какие-то документы, но у всех этих людей специфическое выражение лица, и я это сразу вижу: человек профессионал или ему действительно надо? Просит больше, а дашь сто рублей – очень благодарен. Так и здесь. Может, тут и не крупная сумма денег нужна, надо спокойно дать столько, сколько не жалко, и забыть.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать