Духовные причины войны

29 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Алексеев, настоятель храма Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове. Передача из Москвы. Эфир 29 июля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, кандидат исторических наук, настоятель храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове священник Андрей Алексеев.

Здравствуйте, батюшка. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

 

- Здравствуйте. Приветствую всех вас, дорогие друзья. Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

- Тема сегодняшней передачи «Духовные причины войны».

В чем же собственно состоят духовные причины войны?

 

- Всякий раз, когда мы обращаем взор к тем событиям, которые являются началом войны, любой войны – давайте будем внимательны к осмыслению этого слова – мы непременно обращаемся к тем библейским событиям, когда дьявол восстал против Бога. И в этом отступлении от света свершилась страшная трагедия в жизни этого ангела света, отпавшего от Бога. На протяжении всей истории продолжается эта трагедия отпадения от Бога всех, кто начинает сражаться на стороне этого падшего ангела.

Когда мы листаем страницы Ветхого Завета и смотрим, что тогда происходило с богоизбранным израильским народом, которому Бог сказал, что отдаст его во власть народам жестоковыйным, мы видим, что это всегда было следствием духовного оскудения в тех народах, которые, забывая о божественном законе, святом Евангелии, удалялись в иную сторону.

Просматривая страницы истории, мы всегда видим, что подобное повторяется с четкой регулярностью, потому что у дьявола во все времена один и тот же почерк. Наблюдая за этим, мы рассуждаем о духовных причинах, мы должны понимать суть этого события, что лежит в его основе, и на чьей стороне находится человек, который в этот момент присягает либо Творцу мира, либо, отступаясь от Него, иной темной силе.

 

- Как устранить духовные причины войны?

 

- Я бы сказал немного иначе: как устранить то, что сподвигает человека к этой войне? Причины, к сожалению, будут, пока живет этот мир, пока не завершится земное время. Как устранить причины, которые выводят человека в пространство влияния иной силы, в другое состояние, об этом говорит святое Евангелие. Об этом говорит Сам Господь, обращаясь к тому, кто практикует христианство не на словах, но в делах: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и гряди по Мне. То есть откажись от своего человеческого понимания того, как нужно жить, и научись от Меня - ибо Я кроток есмь и смирен сердцем -  чтобы обрести покой в душе.

Все мы, находясь в этом мире перед Богом, имеем возможность принимать Его божественный закон и жить по нему. Если мы этого не делаем, не наполняем свое сердце этой глубиной божьего слова, мы оскудеваем.

Как-то к нашему старцу, приснопамятному Иоанну Крестьянкину пришли люди, которые в том числе высказывали свои опасения о том, что могут как-то незаметно для самих себя принять антихриста. На что отец Иоанн ответил: если вам уже приходилось смотреть на какие-то непристойности, видеть в телепрограммах то, что рассеивает ваше внимание и как-то оскверняет вас, то вы уже присягали этой силе, уже выступали против Христа и веры христианской. Это трудно воспринять светскому человеку, но если мы начинаем мыслить другими категориями: если входим в пространство духовной жизни, хотя бы немножко пытаясь осознать, как жить, мы останавливаемся в непосредственной близи от того, что святые называют духовными ориентирами. Как двигаться, чтобы быть на волне восприятия божественного благословения. И Господь дает нам во все времена одни и те же средства своего посредством Своего божественного закона, и внутреннего: написанного в сердце нашем, в нашей совести и внешнего закона, данного в этом мире через слово Божие.

 

- Какие внутренние шаги делает человек на пути к этому пространству серьезной христианской практики?

 

- Это возглас и восклицание, которое повторяется в Новом Завете с нарастающим постоянством: «Покайтесь! Приблизилось Царство Божие». Через покаяние человек имеет возможность воссоединиться с Богом, восстановить связь. Мы говорим, что религия – это связь, связь человека с Богом. Если человек не раскаивается, он не может соединиться с Богом. Если он раскаивается, следовательно, в его жизни заповеди Божии являются важными и значимыми. Это те рубежи, пределы, которые Творец мира положил, предупреждая нас: сынок, дочка, не заходи, будет плохо для тебя. Я люблю тебя, поэтому показываю, что этого делать не нужно, зайдя сюда, ты лишишься Моего покровительства и войдешь в пространство вражды со Мною. Не Я буду воевать с тобой, а ты, ослепленный будешь воевать со Мной и с тем, что является Моей правдой, даже подчас не замечая, что ты совершаешь. Это трагедия в жизни человека и целого народа.

Мы знаем, что в истории народов совершались такие страшные события, которые повергали их в бедствия. Давайте возьмем годы правления князя Димитрия Донского. Что делал этот святой жизни воин, христианин, правитель, семьянин? Он соединял то разрозненное, что, к сожалению, происходило тогда на Руси. И помощниками в этом ему были и святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Сергий Радонежский, и его супруга преподобная Ефросиния Московская. И те люди христианской жизни, которые, осознавая для себя смысл и значение внутренней победы над врагом, в первую очередь, духовным, воевали с этим врагом теми средствами, которые Господь дал христианину для этой брани.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Сургут: Я росла в советское время, и очень люблю его. Мне никто не запрещал верить в Бога, мама моя была атеистка, а я с детства верила в какое-то чудо, какого-то Бога. Может быть, то, что сейчас происходит: эта злоба, ожесточенность происходят от того, что сейчас очень яростно нападают на то время, на семьдесят лет советской власти. Может быть, власть и была против Бога, но мы и яйца красили на Пасху, и куличи пекли. Почему Церковь сейчас так осуждает те времена, ведь в них многие жили хорошо, и если они были, наверное, Господь их попустил?

 

- Спасибо за Ваш интересный и важный вопрос. Давайте попробуем разобраться и отметить какие-то внутренние аспекты поднятой Вами темы. Начать, наверное, надо со следующего: устами своих служителей Господь осуждает не людей, а поступки этих людей. Вновь и вновь актуально звучат слова апостола Павла: люби грешника, а грех ненавидь. Перед нами, действительно, непростое время, и необходимо дать правильную, объективную оценку того, что происходило. Для многих людей, которые были в поисках правды и истины, Господь открывался в любое время, не только советское. Но мы должны осмыслить происходившее тогда, ведь мы знаем, что Церковь была отделена от государства, и всякая открытая проповедь была запрещена. Бывали годы, когда это было откровенное гонение, и эти годы мы знаем. Как историк, я изучал это и писал о трагедии, которая постигла наш народ. Ведь причиной происшедшего было духовное и нравственное оскудение народа: люди утратили духовные ориентиры и, имея некую внешнюю веру, не жили по Евангелию.

Я немногим младше Вас и помню, как на Пасху стояли кордоны милиционеров и, во-первых, не пускали детей. Старых людей пускали, а вот детей не всегда. Зато не демонстрации люди ходили с портретами вождей вместо икон. Это была подмена: вместо крестного хода демонстрация, вместо икон портреты вождей, вместо красного цвета Пасхи транспаранты с надписями «Слава КПСС», а в лозунгах воспевали тех, кто гнал Церковь.

Когда я писал свою светскую диссертацию на историческом факультете Педагогического университета, мы работали с архивами, и у нас в руках был телеграммы «вождя мирового пролетариата», которые  я с детства видел везде: практически в любом учреждении, но ведь в этих телеграммах были и призывы к насилию, убийству, гонению на веру и на Церковь, и я свидетельствую об этом как ученый. Это трагедия в жизни страны, и если мы сейчас скажем, что это было хорошо, это будет неправильно.

Вместе с тем в сердцах многих людей жила эта вера, и Господь призывал через испытания, в том числе через испытания, которые были в жизни нашего народа. Время Великой Отечественной войны было временем переосмысления. Вспоминаю отрывки из писем и воспоминания людей, пришедших к вере через войну, через эти страшные лишения. Солдат, который форсировал Днепр, воскликнул: Господи! я вспомнил слова молитвы своей бабушки, которая учила меня, и потом все это оскудело в моем сердце. И вот теперь, когда пули жужжат вокруг меня, я вспоминаю Тебя, Господи. Солдат, который перед боем впервые обращается к Богу и пишет письмо: Господи! каким же я был глупым, я не знал Тебя. Но завтра мне, наверное, умирать в этом бою, я обращаюсь к Тебе: прости меня.

Давайте будем аккуратными: нельзя все перечеркнуть, есть то, что надо осмыслить, есть то, что надо принять, и в той жизни были верные, правильные, добрые наработки, которые, как всякое доброе дело, делались вместе с Господом. И этого не стоит отвергать. Мы отвергаем те уродливые явления, которые были в жизни людей, отвернувшихся от Бога. Не надо все отвергать, надо посмотреть, что было правдой, Божье правдой, а что ложью.

Очень советую Вам, досточтимая Татьяна, почитать существующие работы по истории русской Церкви и в целом отечественной истории. Например, работы светского историка А.Н. Боханова, доктора наук, человека, вышедшего из советского времени, который осмысляет причины всякой войны.

Не надо все перечеркивать, но важно, давая объяснения явлениям, ориентироваться на Божий закон, независимо от того, кто дает оценку: священник или мирянин. Потому что евангельский свет просвещает человека в любое время, и советское, постсоветское. Как тогда были люди, жившие со Христом, так и сейчас есть те, кто живут без Него. Господь будет каждого судить по делам его. «Покажи мне веру из дел твоих», - восклицает апостол. Вера без дел мертва есть. Вот и посмотрим по делам по вере. Прошу Вас, давайте будем внимательны к событиям, и будем давать верную оценку тому, что происходило.

 

- Скажите, пожалуйста, между чем или кем происходит духовная война?

 

- Мы коснулись уже этого вопроса, когда говорили о брани между дьяволом и Богом. И пока существует этот мир, пока человечество живет в этом мире – месте своего изгнания, эта война будет продолжаться. Очень важно понимать, где эта война совершается. Она совершается в сердце человека. Потому что именно из сердца, по слову апостола Павла, исходят помыслы. И человек, заражаясь определенными мыслями, не ведя духовной работы, не осмысливая, чем он движим и какую мысль пустил в свое сердце, может работать на ниве Божией или на ниве бесовской.

Согласно учению Церкви существует четыре источника, откуда мысль приходит к человеку. Она приходит от Бога, от ангела-хранителя, от падшего существа человеческого и от дьявола. Христианин учится распознавать, откуда к нему пришла мысль. Критерием оценки, обучающим человека распознавать это, является Священное Писание и Священное Предание Церкви.

Мы с вами, изучая Божественное откровение,  данное в этом мире человеку через то зримое, что мы получаем в Церкви, получаем возможность распознать, откуда та или иная мысль посещает меня. Если мы принимаем в наше сердце мысль дьявольскую, заражаемся ею, мы становимся противниками Бога – богоборцами, начинаем воевать против Него. Если мы боремся с этими мыслями – а Господь попускает эту борьбу, чтобы мы сознательно и свободно отказались от них, – через преодоление всего греховного, что лишает нас возможности быть со Христом, мы возвышаемся и растем. Так постепенно возрастая в этой борьбе, человек готовится к Небесному Царству.

Если этой борьбы не вести, сердце пустым не останется: туда войдет другая сила, не божественная, которая, покоряя волю человека, будет делать его рабом, вводя в пространство неведения и слепоты, что на все события и явления, окружающие человека, будет накладывать свою печать. Человек будет смотреть на все сквозь некое незримое пространство, которое будет лишать его возможности правильно, духовно осмысливать все происходящее. Потому что всякое событие, происходящее в мире, можно осмысливать либо с духовной позиции, либо с иной, не духовной, но тогда качество восприятия будет соответствующим.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Кирова: Батюшка, мне очень нравятся Ваши беседы о подростках. Моему внуку 13 лет, может ли он приехать на летнее время в Ваш лагерь? Мой авторитет уже не действует, сейчас важно, чтобы рядом были другие значимые взрослые. Как можно узнать контакты лагеря?

 

- Спасибо за Ваше внимание и доверие. Мы давали подборку информации, и я попрошу возобновить на сайте Воскресных школ г. Москвы (по благословению Патриарха я несу послушание председателя Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при епархиальном управлении г. Москвы) подборку информации по тем лагерям, которые мы предлагаем вниманию молодых людей, желающих поучаствовать в военно-патриотическом направлении. Такая работа ведется в разных епархиях. Но лагеря бывают разные, на сайте будут предложены те лагеря, которые предлагают тот образ жизни и тот образ мысли, в которых молодой человек, формируясь, как мужчина, имеет возможность познакомиться не только с военным искусством, но где есть место и молитве, что всегда было свойственно русскому воину. Где есть не только упражнения, позволяющие владеть своим телом, но и беседы, имеющие отношения к духовному устроению человека. Как писал апостол Павел: как важно воспитывать в человеке добродетель, потому что если мы воспитаем только внешнее человеческом, нечто, связанное со знанием, но без добродетели, это будет лишь надмевать человека. Поэтому важны такие места не только во время учебного года, но есть и лагеря, которые предлагаются тем, кто хочет иметь встречу с единомышленниками. Официальный сайт Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ столицы –  www.voskresnayashkola.ru

 

- Есть молодые люди, которые ищут правды, ищут истины и тянутся к церкви. А что может оттолкнуть молодых людей от церкви?

 

- К сожалению, нередко бывает так, что мы сами отталкиваем молодых людей. Мы – это те христиане, которые порой не готовы потерпеть на этих людях. Давайте будем аккуратными и внимательными. Когда приходит молодой человек, может быть, не столь, как нам кажется, правильно одетым. Когда он не умеет вести себя в храме, когда его вопросы странные и своеобразные. Когда наше отношение, нередко недоброе изначально, может его оттолкнуть.

Есть и обратная ситуация: есть чувство притупленности при столкновении со святыней. Я сталкиваюсь с ним, как преподаватель семинарии, приходя в какие-то заведения, где уже взаимодействуют друг с другом люди, уже прошедшие первую школу церковного воспитания. Сталкиваешься с моментом ощущения неуважения к тем святыням, носителем которых ты являешься. Например, я сильно удивляюсь, когда, приходя в такие места, вижу, что воцерковленные люди не берут благословения у священника. Удивляюсь, что на вопросы священника об их поведении, эти молодые люди извиняются, а потом апеллируют, что они являются выпускниками какого-то богословского заведения. Это тоже может оттолкнуть людей, которые пришли из внешнего мира и на подобное поведение реагируют с недоумением.

По роду своего служения мне приходится много взаимодействовать с людьми из мира науки, из мира искусства, спорта. Недавно один наш помощник и большой благодетель, президент Российского футбольного союза Николай Александрович Толстых получил Патриаршию награду: памятный знак преподобного Сергия Радонежского в юбилейный год за большие труды на благо Церкви. Действительно, этот человек много помогал и помогает нам, будучи неравнодушным к молодежи. Общаясь с такими людьми, я всегда обращаю внимание на отношение таких людей к Церкви и людям Церкви. Может быть, они не столь церковны, но верующие, многие причащаются, исповедуются. И я вижу, с каким вниманием они относятся к себе, приходя в храм, и с каким вниманием относятся к тебе. Они спрашивают тебя, не как тебя самого, но как пастыря Церкви. Они спрашивают руководства, и даже язык их слова произносит иначе, и даже внимание и благоговейное отношение к тому, носителем чего ты являешься, иное, чем во внешнем пространстве. И когда это встречаешь в людях, которые сегодня в Церкви должны быть примером, для этих самых людей подобное поведение может быть отторжением.

Когда на глазах одного телеведущего, который только начинал свой путь в Церкви, одна воцерковленная девушка выказала поведение, в котором, может быть, ничего страшного и не было, но было неподобающее отношение, вызвала в нем недоумение своим поведением.

У апостола Павла в Послании к Тимофею есть слова о том, что священник должен призывать и назидать со всякой властью, но он это делает по-разному. С кем-то он более мягок и проявляет большое снисхождение в общении с новоначальным человеком, но с кем-то обязан проявить большую строгость, для того чтобы усмирить в человеке недобрые проявления. Даже когда человек просит прощения, это может быть совсем не по-христиански.

Давайте, дорогие, будем внимательны к тому, как мы поступаем, как общаемся, как порой даже в быту можем нарушить этот раздел внутренних чувств. Есть сакральное, а есть профанное. Где бы ни был священник, он на проповеди. Совсем недавно я женил сына, и я поймал на мысли, что даже находясь на свадьбе своего сына, я проповедник. Даже в этом веселье – а там было много студентов – ты помнишь, как ты должен привести человека ко Христу или, если будешь вести себя неподобающим образом, упаси Господь, оттолкнуть. Поэтому нередко забывание о том, как мы в той или иной ситуации должны повести себя, может либо отторгнуть людей от Церкви, либо привести к ней. И вот тут, мои дорогие, мы обязаны быть внимательными.

 

- Вопрос телезрительницы из Кургана: Как я где-то прочитала, в 1917 году сам сатана спустился в город Санкт-Петербург и победоносно пошел по России. Теперь я думаю, что сам сатана спустился в город Киев и победоносно пошел на Россию. Иначе, как объяснить эту братоубийственную войну, когда славяне убивают славян? Это тоже идет какая-то духовная война?

 

- Дорогие мои друзья, мы не можем обойти стороной те события, которые сегодня тревожат нас. Потому что если сегодня каждый из нас не осознает, что эта трагедия происходит, прежде всего, внутри человека. Как может дьявол овладеть душой, если мы сами не отдаем ему власти? Это касается любой эпохи, любого времени, любого народа, любого человека.

Отвечу на Ваш вопрос в стихах: когда-то мне по милости Божией пришлось написать сценарий для одного семинарского спектакля. В его финале звучали вот эти слова, которые произносили студенты, среди которых были русские, украинцы, белорусы, они стояли плечо к плечу в форме солдат Великой Отечественной войны. Наверное, они произносили эти слова для всякого времени. Потому что если мы верно осмысливаем события, все это звучит над временем:

Война берет свое начало,

Там, где для Бога места мало,

Где в сердце смрад и пустота

И не в почете чистота.

 

Там, где о правде забывают,

Где злое добрым называют

Где покаянья не творят,

Где добровольный выбор – ад.

 

Нам всем понять сегодня важно,

Что каждый должен жить отважно.

Перед собой иметь примеры

Святой любви, надежды, веры.

 

Уроки древней старины

Для вразумления важны.

Чтобы с врагом умело биться,

Нам нужно многому учиться.

 

Знамен кровавых тени плыли:

Декрет, еще один декрет.

Нам тут недавно объявили,

Что вера – ложь и Бога нет.

 

И марши бравые играли,

И новый царь взошел на трон.

Костры до неба запылали

Мощей святых, святых икон.

 

И закрывая двери храмов,

Среди поруганных крестов

Мы облачались в ризы хамов,

Отвергнув дерзко свет Христов.

 

Насильно можно ли заставить

Забыть посты, молитвы, храм?

Нам предлагалось все ославить,

Но каждый делал выбор сам.

 

И нас, во тьме несущих бремя,

Небесный не забыл Отец.

Для покаянья дав нам время,

Для очищения сердец.

 

Ведь кто из нас не оступался,

Не падал во греховный хлев.

И Петр трижды отрекался,

Апостольство свое презрев.

 

И обращаясь снова к Богу,

Пройдя трясину лживых грез,

Мы возвращались на дорогу,

А там встречал нас Сам Христос.

 

С Его любовью что сравнится?

Она дороже всех наград,

Кто со Христом соединится,

Войдет в Его Небесный град.

 

Благословение дорогам,

Могущим к Храму приводить,

Вставай, страна моя,

И с Богом сумеешь, выжив, победить.

 

Очень важно в этих трагических событиях, что происходят сегодня, дать правильную духовную оценку происходящему. Как важно в этой ситуации призывать к миру, молиться, не злиться на человека, но осуждать грех и дьявола. Потому что если мы не будем этого делать, мы будем с вами использовать то же оружие, которым дьявол искушает и ранит, и берет в плен бедных людей. Эти несчастные люди могут быть и там, и здесь.

Давайте будем внимательными к тому, чьим оружием и на чьей стороне борется человек. Вы сказали о спустившемся в Петрограде сатане, но ведь он спускается в сердце человеческое, и это может произойти в разных городах и весях. Но как когда-то святитель Тихон явился светильником веры, который собирал христиан, для того чтобы они свидетельствовали о Христе даже до смерти, так сегодня Церковь Христова и предстоятель Церкви Патриарх Московский является собирателем. Очень важно сейчас читать молитву, которая была дана Патриархом, чтобы мы и за богослужением, и в иное время возносили молитву о мире, о братстве, о том, что мы едины в нашей вере, мы самые близкие друг другу народу. И та печаль, та боль, которая сегодня объединяет нас с вами, должна быть верно осмыслена. Мы не имеем права сбиться на то, к сожалению, сейчас происходящее и невысокое. Давайте будем сегодня снисходительны к тем, которые сегодня к чему-то не готовы.

Давайте найдем точки соприкосновения в том, где мы можем говорить о единении и о мире, это очень значимо и важно в нынешнее время. Давайте помнить, что над нами Господь, Который смотрит и устами апостола Иоанна говорит о том, что невозможно быть с Богом в мире и при этом враждовать с братом. Иначе Господь не услышит тебя, в какую бы одежду ты не оделся и какие красивые слова не сплел.

Давайте осмысливать духовные причины войны, делать правильные выводы из этого.

 

- В войне каждая враждующая сторона уверена, что за ней добро и правда. Ни одна из враждующих сторон не говорит, что она на стороне зла. Почему так происходит?

 

- Давайте будем внимательны: ведь о добре могут рассуждать и люди, одержимые злым духом. Что есть добро, и Кто есть источник добра? Ведь в Писании Господь говорит: Я есть путь, истина и жизнь. Он есть источник всякой милости и любви. Там же в Евангелии говорится, что по плодам познается и древо. Давайте не будем конкретизировать, но посмотрим в целом: в нашу историю и в наши собственные сердца, и пусть каждый – в меру своей готовности – применяет это к той или иной эпохе, тому или иному дню, тому или иному бою. Это очень важно. Каковы плоды того древа, от которого может напитаться человек, и быть со Христом или не быть с ним. Потому что если мы не учимся жить по Евангелию, идти к миру с ближним, то, как можно быть в мире с Богом? Можно, сколько угодно рассуждать о правде и добре, но давайте вспомним Федора Михайловича Достоевского, который пишет, что если упадет слезинка одного ребенка, о каком добре может идти речь в отношении действий того, кто эту слезу пролил.

Давайте будем внимательными. В Священном Писании есть прекрасные слова: имеющий уши слышать да слышит. Не всегда нужно все разжевывать, от этого умаляется смысл. Очень важно возвысить то или иное понятие, чтобы дать перспективу мысли всякому думающему человеку. Сегодня, когда мы рассуждаем о духовных причинах войны, тот, кто думает, все для себя понял, а тот, кто не мыслит в эту сторону, тоже понял, но только как.

Давайте постараемся, просматривая жизнь и ветхозаветных народов, и жизнь наших современников, будем учиться руководствоваться именно духовным, евангельским законом.  Ведь если мы не читаем ежедневно Евангелие и творения святых отцов, если мы не молимся, редко исповедуемся и причащаемся, кое-как постимся, как мы можем вместить эту правду?

Сейчас в летние месяцы, когда люди отдыхают на море, они приходят и исповедуются в том, что не читали ни Евангелия, ни утренних молитв. Почему? Ведь Господь дал больше свободного времени, почему же вы не использовали его для молитвы, чтения Священного Писания? Вы могли вместе с семьей прочитать что-то важное и ценное. Давайте будем внимательными: в совершении или в отвержении всего этого мы можем присягнуть либо Господу, либо иной силе, и уже вести войну против Христа. Мы просили Христа и столько получили от Него. У нас столько           всего есть, а мы хотим иного, начинаем видеть своими друзьями тех, кто не является нашими друзьями. Начинаем доверять нашим врагам, предавать наших братьев, отступать в нашей жизни от того, что казалось очевидным, но начинаем утрачивать это, будучи духовно расслабленными.

В Евангелии написано, что никто не может войти в дом сильного и взять его, если не имеет возможности связать сильного, а связывается сильный, когда он духовно ослабевает и растрачивает свое ценное и значимое. Об этом важно задумываться, и об этом важно духовно, с молитвой рассуждать.

 

- Почему христиан называют воинами Христовыми?

 

- Потому что они борются со страстями, борются со злой силой, насколько Господь попускает этому быть. Для того чтобы человек духовно возрастал в этой борьбе. Потому что награда бывает только тому, кто потрудился. Никогда Господь не даст больше, чем человек может понести,  и Он Сам является ему помощником в этой борьбе. В этих трудах мы все воины.

Как восклицал Иоанн Кронштадтский: мы все с вами духовные богатыри, если не будем вести этой войны с незримым врагом, мы отречемся от Христа, мы присягнем иной силе. Вот почему каждый из нас должен духовно трезвиться и осознавать, что он воин Христов, взяв на себя крест, который ему помогает нести сам Христос, борясь с гордыней, тщеславием, самолюбием, ложью, блудом, пьянством, с нетерпением и прочими страстями. Если не бороться с этим, то дьявол постепенно берет человека в свои руки.

Как писали оптинские старцы: постепенно и постоянно можно Господу поработать, а можно дьяволу, можно в Божью армию войти и присягу Христу принести, а можно в дьявольскую, и сражаться на его фронте, бок о бок с бесом. Здесь очень важно духовное осмысление. Иначе можно пролить столько пота и крови, но не пользу человека. А душа предстанет пред Господом и покажет на суде: вот такое место, Господи, Ты занимал в моей жизни, так я жил по Евангелию, так Твой ли я солдат или… И не дай Бог, чтобы было это «или».

 

- Значит, не бывает так, что человек не на той и не на другой стороне, свято место пусто не бывает?

 

- В Евангелии мы читаем о том, что невозможно служить двум господам. Либо об одном будешь нерадеть, либо о другом. Необходимость выбирать есть у каждого. Не сразу все, но поступательно и постепенно человек все больше и больше приступает либо к божьему и освящается, либо к бесовскому и затемняется, обесовляется. Даже внешне, и можно заметить: по взгляду, по повадкам, по манерам, по поведению своему, на чьей ниве трудится человек. Конечно, нужно потерпеть на каждом человеке. Но важно успеть определиться на этой войне, с кем ты, в чем смысл твоей жизни, куда направляешь свои стопы, с кем разделяешь свою трапезу и свой досуг, что читаешь, что мыслишь и куда идешь.

 

- «Куда идешь?» - очень важный вопрос для молодых людей, стоящих на перепутье и выбирающих свой путь. Почему именно православие является приоритетным?

 

- Это правильное славление Бога. Это путь, который не придуман человеком. Как писал святой Ириней Лионский, Бог пришел с неба,  для того чтобы поднять туда человека. Но, как восклицает святой Григорий Богослов, Бог не может спасти нас без нас. Он пришел оттуда, показал этот путь, дал эту правду, чтобы человек поднялся туда. В православии Он сохранился в чистоте Своей, и мы можем без каких-либо человеческих примесей показать этот путь, это очевидно. Мы можем рассматривать иные направления и видеть там иные отступления или определенные вставки, сделанные в тот или иной момент истории. В православии все сохранилось неизменно с дней пришествия в мир Христа, и Божие откровение преподносится нам в чистом виде.

Можно напитать себя иной пищей, но, утолив голод или жажду, можно отравиться от той пищи, которая, хотя и утолит их, но окажется отравленной. Потому и писал святой Игнатий Брянчанинов: «Возможно, кому-то мои слова о спасении в православии покажутся странными, и назовут меня ригористом и мракобесом, пусть так, истинным чадам Восточной Церкви приятен будет глас мой». И я хочу быть с теми святыми, кто вошел на лоно Авраама, Исаака и Иакова, потрудившись на ниве православия и достигнув вечности. Будем стараться духовно рассуждать, потому что если мы не сделаем своего выбора на этой войне, мы можем лишиться мира не только в этой жизни, но и в вечности, можем остаться без Христа там, а это самое страшное.

Не бойтесь убивающих тело, - сказано в Священном Писании, - а бойтесь убивающих душу. Если мы здесь разрушим мир нашей души, если здесь забудем, с кем нужно воевать, а Кому нужно служить, тогда и там мы можем оказаться – не дай Господи – в совершенно иной стороне, и это будет величайшая трагедия, потому что тогда жизнь будет прожита напрасно.

 

- Вопрос телезрительницы из Орла: Как бороться со страстью гордости, гнева и раздражения? Потому что хочешь избавиться, каешься, и опять раздражаешься, от чего уже впадаешь в уныние. Понимаю, что то, что невозможно человеку, возможно Богу. Но мы, христиане, должны подавать пример, а у меня это не получается, я переживаю и расстраиваюсь. Как быть?

 

- Вспоминаю своего преподавателя в богословском университете, к которому я, будучи еще первокурсником, подошел с тем же вопросом.  Он сказал мне так:

- Когда я замечаю это в себе – для меня это еще один повод, чтобы поисповедоваться. Повод, для того чтобы почитать, что пишут о гордости святые отцы, увидеть это в себе, позвать Господа в помощь и начать взращивать иную добродетель – смирение.

Откройте преподобного авву Дорофея. Признаюсь честно, что у меня эта книга лежит на полке, и я нередко открываю ее, чтобы напомнить себе, гордому человеку, что я не хочу быть таким, и там показано, как. Не только у него, но у преподобного аввы Дорофея написано, как вести эту борьбу. Если мы не будем постоянно читать об этом, чувство нашей греховности притупиться. Как важно замечать в себе это и вести работу.

Надо открывать труды тех людей, которые вели эту борьбу и, читая, взывать к Господу с покаянным чувством, вести эту невидимую, духовную брань. Сегодня мы говорили о войне, как не сказать на этой передаче о книге преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». Давайте почитаем, что пишет об этой войне, что пишет о гордости этот старец. Как важно в нашей жизни иметь правильные духовные ориентиры, работать, просматривая по духовному навигатору, как сегодня прошел мой день. Почему я погордился своей машиной, своей квартирой или наоборот позавидовал чужой зарплате. Почему я возненавидел брата своего, который сказал мне сегодня недоброе слово.

Авва Дорофей пишет: человек, ты просишь у Господа «дай мне смирение», это все равно что ты просишь «Господи, пошли мне сегодня человека, чтобы он оскорбил меня, чтобы я увидел то, что поднимется во мне и показал мне мою рану и боль. Господи, приди тогда, наложи пластырь духовный на мою рану, напитай меня бальзамом веры и дай мне исцеление, потому что сам я без Тебя исцелиться не могу». Потому Он и пришел в мир, что без Него мы не в состоянии победить это, но только вмести с Ним. Потому, как писал святой Игнатий Брянчанинов, важно себя осознать погибающим, иначе мне Христос не нужен, и здесь, на этом поле брани я должен подняться и позвать Его, исповедуя свои грехи и веря, что Он пришел поднять меня, не наказать, но спасти меня.

 

- Спасибо, отец Андрей. Время нашей передачи подошло к концу, благословите наших телезрителей.

 

- Помощи Божией всем вам, и вновь благословение Божие на вас Того благодатию ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать