Беседы с батюшкой. Рождество Христово

29 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого благоверного князя Владимира поселка Усть-Долыссы Великолукской епархии священник Владимир Флавьянов.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Тема нашей сегодняшней беседы – «Рождество Христово», и поговорим мы об этом празднике в свете свидетельств тех святых мест, что находятся в Святой Земле. Отец Владимир неоднократно бывал там и с радостью поделится с нами и о своих впечатлениях, и о том, как в наше время места рождения и жизни нашего Спасителя свидетельствуют о Нем тем, кто туда приезжает.

– У нас достаточно много икон, связанных с Рождеством Христовым, и одна из них представлена сейчас на заставке в нашей студии. Я готов немного прокомментировать ее.

Начнем с того, что волхвы пришли на поклонение Христу уже в тот момент, когда Младенцу Христу было два-три года. Соответственно, Христос уже не находился в пещере, а был достаточно большим мальчиком. Все это время Божия Матерь жила уже у Себя дома, а не в пещере и регулярно ходила в Иерусалим, проходя около 10 километров, отделявших Иерусалим от Вифлеема. Она могла ходить каждый день, могла чуть реже, для того чтобы помолиться Богу в благодарность за то чудо, что произошло. Поэтому на иконе мы видим некую стилизацию.

Также мы видим на иконе восточные, мусульманские одежды, что тоже не совсем правильно. Начнем с того, что Иосифу 80 лет; насколько мы с вами помним, из традиции Божию Матерь отдавали престарелому Иосифу. Первосвященник должен был определить, кто будет мужем Девы Марии по жезлам, один из которых должен был процвести, как некогда в древности процвел жезл Ааронов. Соответственно, по жезлу это выпало Иосифу, ему и досталась Божия Матерь, поскольку Она должна была соблюсти девственность, а ему было 80 лет. К сожалению, хотя представленная икона и православная, но в ней это не отражено. Однако мы должны помнить этот момент.

Поскольку на иконе изображены волхвы, сделаю небольшое замечание: они не были волхвами ни в каком смысле этого слова. Это опять же неправильный перевод на нашу славянскую действительность. В то время, когда переводилась Библия, у нас даже не было царей, были только князья, и то не всегда. У нас тогда не было единого государства, но были разные племена: киевляне, древляне, поляне. Мы немного помним историю. И какие-то племена возглавляли именно волхвы, как, например, сегодня шаманы у чукчей. То есть эти персидские цари, как и цари на всем Древнем Востоке, были первосвященниками. Выражаясь на нашем языке, они были патриархами, то есть они возглавляли не только государства, но и ту церковь, которую имели в своем подчинении.

Соответственно, перевод был приведен в соответствие с нашей славянской действительностью, поэтому они волхвы, или шаманы, или маги, если брать уже европейский перевод. Но они ими не были, это немного неадекватный перевод. Это были в первую очередь цари, никаким колдовством они не занимались, соответственно и волхвами не были. Они были первосвященниками, первыми приносившими жертвы за грехи всего народа, вымаливая прощение за все, что было сделано народом. Соответственно, они были мудрецами, большими учеными и увидели звезду, которая явилась на небе... Подчеркиваю, что, по поверью людей, живущих в Вифлееме, звезда действительно пятиконечная. Есть мнение, что это масонская звезда, но я говорю о том, что есть там. Это было всегда, еще до масонов. Может быть, это была комета, а когда комета приближается к солнцу, она выгорает, и образуются некие хвосты. Может быть, она действительно выглядела как пятиконечная звезда, и это было знамением для живших тогда людей.

Звезда двигалась перед персидскими царями, шедшими с Востока, и, достигнув на своей орбите какого-то апогея, остановилась как раз над Вифлеемом. Тогда они и поняли, где искать Младенца Христа. Поэтому думается, что это родившаяся сверхновая звезда.

Итак, по традициям Святой Земли Благовещение было не один раз. Это нормально, когда человеческое сознание не может вместить всю волю Божию, поэтому первое Благовещение было на Елеонской горе, где есть местечко под названием Малая Галилея. Когда мы уже встречаем Пасху и читаем последнее Евангелие от Матфея, там как раз Христос говорит: предваряю вас в Галилее. Это было для меня камнем преткновения: получается, апостолы должны были метнуться аж за двести километров. Нет. Все жители тогдашней Палестины имели определенные, скажем так, кварталы, расположенные вокруг Иерусалима, для того чтобы можно было три раза в год прийти и поклониться Господу Богу в единственном храме, находящемся в Иерусалиме. Поэтому для галилеян, соответственно,  была отдельная область на Елеонской горе, где потом постоянно находился  Христос с апостолами, в Гефсиманском саду, – это и была Малая Галилея.

Туда и приходила Божия Матерь, когда Ей было 15 лет, молилась там. И там было первое Благовещение, когда Ангел возвестил Ей, что Она может родить Христа. Тогда Она не ответила ни да, ни нет и, вернувшись в Назарет, идя к водоносному источнику, снова встретила Архангела Гавриила с той же самой вестью. И через Евангелие мы знаем уже об Ее согласии. Представьте, особенно женщины, такое (речь, конечно, не про нас), но допустим... Допустим, вы прекрасно знаете Библию и прекрасно знаете о страданиях вашего будущего ребенка, а Господь Бог возвещает вам, что вы будете той самой матерью, которая родит того самого ребенка, которого ждут самые страшные испытания в жизни. Я думаю, что сегодня, может быть, и не найдется такой женщины, которая согласится при таких условиях рожать. Поэтому удивительно, что, несмотря на свою молодость, Божия Матерь согласилась стать Матерью. Хотя, конечно, Она не мечтала об этом, а думала: «Может быть, буду хотя бы служанкой у той семьи, которая родит Христа». Но выбор Божий пал именно на Нее.

Потому что Господь Бог знал о Ее смирении, знал, что Она сможет достойно и правильно вместе с Иосифом Обручником воспитать будущего, не побоюсь этого слова, героя. Потому что выдержать все эти страдания, выдержать тотальное непонимание, тотальное предательство не каждому под силу. Несмотря на всю Его Божественность, все-таки Он был человеком, и человеческие качества в Нем надо было воспитывать. Поэтому жребий не просто так падал. Еще раз напоминаю, что в Назарете Божия Матерь соглашается и после этого отпрашивается у своего нареченного мужа Иосифа Обручника навестить сестру. Как возвестил Ей Ангел, Ее сестра уже на шестом месяце, и Дева Мария идет навестить ее в район Иерусалима.

Если взять карту Израиля, то от Назарета до Иерусалима приблизительно сто километров по прямой. Сейчас это уже скоростная трасса, а тогда евреи не ходили по прямой, потому что не ходили через самарянские земли. Только Христос ходил по прямой, как мы помним по евангельским событиям. А так каждый уважающий себя еврей брезговал переступать границу Самарии, и они ходили окольными путями: через горные хребты. Израиль находится как бы в ложбине, слева и справа от него горы, и, получается, надо было горами обходить Самарию слева или справа. Это достаточно рискованно. Не говорю уж о разбойниках; тогда существовали так называемые партизаны, которые зовутся в Библии зилотами. Эти самые зилоты реально убивали не только римлян, но и тех людей, которые, как они считали, не были патриотами (например, тех, кто шел на перепись).

Как мы помним, через девять месяцев Божия Матерь пойдет на перепись, а перепись – это военно-стратегическая задача. Чтобы нам было понятнее, проведем такую аналогию. Санкт-Петербург немцы не взяли, а нашу Псковщину взяли буквально через три недели. И, допустим, было бы повеление Гитлера, чтобы все псковичи пошли на перепись населения, а если не пойдут, то придут войска СС. Понятно, что будет дальше: либо под конвой, либо расстрел. А если пойдешь, партизаны заминировали участок, мина сработает в положенный срок – и неважно, кто при этом погибнет. Потому что ты не патриот, ты не за Родину. И если ты погиб здесь, значит, сам виноват. И неважно, что ты чья-то мама или бабушка, чей-то папа. Да, увы... Ты сам пришел сюда, поэтому сам виноват. Зилоты нападали на местное население, которое страдало. Иной раз возникали конфликты интересов: с одной стороны, тебя должны были наказать римляне, с другой – зилоты, а с третьей стороны – еще и разбойники, которые никуда не девались. Поэтому путешествия по горам были чрезвычайно опасны. Не говоря уже о том, что пятнадцатилетняя Дева Мария была чрезвычайно красива, была эталоном, а Иосифу было 80 лет и защитить Ее он не мог физически. Поэтому то, что они добрались без приключений, что никто на них не напал (ни римляне, ни зилоты, ни разбойники), это уже чудо.

Иосиф и Мария оба были царского рода, и их родной городок был Вифлеем, поэтому они пришли туда. Но когда они пришли, оказалось, что никто из родственников не предоставил им жилья. Казалось бы, ерунда: они ведь родственники, должны же иметь возможность переночевать, тем более Мария на сносях, на девятом месяце, тут любое женское сердце должно было умягчиться . Но еще раз напомню, что люди опасались: боялись этой резни. Поэтому: «Вы же бедного рода, вы даже заплатить не можете, поэтому пойдите к тем или этим соседям». Пока туда-сюда ходили, оказалось, что уже пора рожать. Так и получилось, что рожала Она в пещере.

Опять же не было деревянного настила, как на иконе. Напоминаю, что соседнее с Израилем государство – Египет, поэтому там проблема с деревьями, шалашами, но изобилие пещер. И одна из пещер была превращена в некий коровник, некий сарай, в котором грелись зимой овцы, бараны, овечки, лошади, ослы – все, кого мы видим на иконе. Они согревались в пещере, а также пещера была им защитой от волков, медведей и львов, которые там тогда водились. Во время Первой мировой войны англичане их истребили, а тогда было опасно ночевать на улице, да к тому же зима, все-таки холодно.

Иосиф с Божией Матерью разводят костер прямо внутри первой попавшейся пещеры. В этой пещере и происходит таинство рождения. Еще раз подчеркну, что ясли, как здесь правильно нарисовано, – это кормушка для скота. То есть абсолютная антисанитария, ни одна женщина рожать в таких условиях все-таки не согласилась бы. Здесь действительно Промысл Божий. Если мы вспомним, что царь Ирод начинает резню младенцев, то в этих пещерах никто не стал бы искать Младенца Христа, искали бы где-нибудь дома, и мы прекрасно понимаем, что соседи сдали бы: у меня зарезали младенца, а вот еще у соседей есть младенец, а еще у тех есть ребенок подходящего возраста. Увы, но это существует: когда семья теряет ребенка, иногда срабатывает такое своеобразное сумасшествие – пусть тогда погибнет ребенок и у моих соседей, чтобы не было зависти, чтобы мне не было обидно.

Поэтому, к сожалению, эта резня прошла на «ура»: 14 тысяч младенцев пострадали. Это страшнейшая катастрофа. Тем более город Иерусалим две тысячи лет назад насчитывал всего лишь 20-25 тысяч человек, и погибшие 14 тысяч младенцев – это катастрофа, погибель целой нации. Понятно, что пострадали и взрослые, и родители, а может быть, братья и дяди, бабушки. Конечно, страдали не только младенцы, и частично их кости и остались, ведь кости младенцев – практически не кости, до сегодняшнего дня они остались фрагментарно. Но это кладбище существует, его можно увидеть. И те, кто еще не был там, имеет в будущем возможность прикоснуться к первым мученикам, заплатившим страшную цену за рождение Христа. У нас с вами праздник, а в те годы это был очень страшный геноцид, которого больше не существовало никогда. Даже немцы, если это и делали, то делали не ради Христа, а проводили какие-то свои научные эксперименты, были по-своему идеологизированы, но уничтожали население они не ради Христа. А здесь именно ради Христа. Поэтому эта трагедия, произошедшая буквально через несколько лет после рождения Христа, спровоцировала, кстати, очень известную пословицу римского императора.

Ведь царь Ирод не побоялся отравить ядом четырех из своих восьми сыновей, опасаясь, что отравят его самого и займут его трон. Он не был евреем, а был идумеем, был другом будущего римского императора, с которым они вместе где-то воевали. Соответственно, Ирод выслужился, спасал в каких-то войнах жизнь своему другу, а когда тот стал императором, то царя Ирода объявили «другом Римской империи». Он даже не платил никаких налогов, все, что собиралось якобы для Римской империи, он полностью оставлял себе. Соответственно, на эти деньги был полностью перестроен весь дворец Соломона. Это действительно было восьмое чудо света. Когда в 70 году римляне уничтожали Иерусалим, они сами плакали, потому что уничтожалась такая красота. Иродом также были построены прекрасные порты, были выстроены замечательные крепости, одна из них существует до сегодняшнего дня – Иродион, где он и был похоронен. Одна из них имеет знаменитое имя – Масада. Третья крепость тоже знаменитая, в ней был обезглавлен Иоанн Креститель. Поэтому это замечательные археологические и инженерные сооружения, существующие до сегодняшнего дня.

Еще раз возвращаемся к этим событиям. Царь Ирод действительно был параноиком, неадекватным человеком, несмотря на свою гениальность инженера, несмотря на то, что он очень много сделал для Израиля. С другой стороны, он не был евреем и не имел популярности, так как не был своим, поэтому старался как-то угодить, в том числе какими-то своими «зачистками». Он пытался найти зилотов, выдать их римской армии, навести порядок, чтобы было некое спокойствие в стране. Но, увы, народ ждал рождения царя. Соответственно, царь Ирод понимал, что рано или поздно он должен уступить. И вот он убивает своих собственных детей, устраивает резню. И, как я сказал, в результате родилась пословица римского императора: «В Израиле собакам живется лучше, чем детям».

– Да, достаточно известная пословица.

– А собака – нечистое животное. И вот нечистое животное благополучно проживает, а нормальные вроде бы люди истребляются, погибают. Соответственно, царь Ирод был не очень популярен даже в Риме, несмотря на то что был другом императора. Ему было сложно завоевать доверие римского императора, он не мог добиться его – был назначен прокуратор Пилат, который пытался уже с помощью римских гарнизонов как-то контролировать спокойствие в Израиле.

Все это я рассказываю для того, чтобы показать, что все было очень сложно, как на пороховой бочке. С одной стороны, вроде бы маленькая семья – девочка Мария, старичок Иосиф, где-то они путешествуют на ослике, где-то идут через горные перевалы… А с другой стороны, вся страна могла взорваться войной, просто сразу. Потому что в это время уже пришли пророчества пророка Даниила о семидесяти седминах – 490 лет прошло от постройки нового храма в Иерусалиме. Был отстроен Иерусалим, заново написана пророком Ездрой Библия, и, соответственно, эти времена уже наступали. И уже рождались некоторые люди, которые брали на себя такую ответственность: называли себя Христами. Они приходили на Иордан, лупили по воде своими одеждами: «Расступись, Иордан, я пришел». Собирался народ – явление Христа народу должно было быть. Иордан не расступался. Приходили римляне и вырезали. Кто тут следующий? Приходил следующий – и опять следующая резня. Поэтому все было очень нестабильно.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Тагила: «Что означают слова в тропаре Рождества Христова: возсия мирови свет разума?»

– Для людей того времени Христос пришел в тот период жизни человеческой, когда на земле оставалось всего два святых человека – Божия Матерь, Которая Его родила, и Его двоюродный брат Иоанн Креститель, которому уже отрубили голову. Соответственно, одним святым уже стало меньше, а Божию Матерь уже никто и не слушал, поэтому святых людей не было и весь мир полностью погряз во зле. И Христос пришел в последние времена. Мы с вами слышали эту терминологию – Христос приходит в последние времена, то есть когда человечество окончательно деградирует. Поэтому Христос приходит, для того чтобы восстановить природу, не столько окружающую природу, которую мы видим, сколько природу человеческую, восстановить в человеке божественный смысл – образ и подобие Божие, напомнить человеку, ради чего он живет. Поэтому слова «возсия мирови Свет разума» говорят о том, что во Христе мы видим эталон того, как себя должен вести человек во всех его проявлениях и смыслах. А так люди не знали; кто во что горазд, так и вели себя. В этом смысл тропаря.

– Свет разумного бытия в соответствии с Божиим замыслом.

– Да, потому что сам по себе разум говорит нам иногда и не очень хорошие вещи. Например, когда разум без любви и не просвещен благодатью Божией, когда он без Духа Святого, то разум творит страшные вещи. Так появился, например, фашизм, который тоже как бы одно из проявлений разума. Разумные вроде бы, адекватные, нормальные люди, но они пришли и стали уничтожать других людей. На самом деле это всегда было в мире, и чтобы прекратить это безобразие, на земле должен был воплотиться Бог и показать человеку, что в нем есть Божественное начало. Для того Бог стал Человеком, чтобы напомнить, что человек должен стать богом – такое есть выражение. То есть каждый из нас должен обожиться, должен воспринять в себя эту благодать Святого Духа. Это очень сложный процесс, и если мы грешим, то, конечно, у нас это не получится.

– Спасибо за ответ.

– Возвращаемся к таинству Рождества Христова. Еще раз напомню, что это не один день, а процесс, занимавший несколько лет. В тот момент, когда родился Христос, было явление всего свода воинства небесного пастухам. Кстати, обращаю ваше внимание, что эти пастухи не изображаются с нимбами. Они видели рождение Христа, участвовали в этом удивительном чуде, видели это, но, как говорит Предание и о чем говорит то место, где они похоронены, они, увы, не прославили себя никакой святой жизнью, то есть не канонизированы. Хотя, казалось бы, им все было дано для этого. Опять-таки это человеческий выбор: они видели, но выбор остался за ними – и они продолжали свою обычную жизнь, ничего в их сознании, к сожалению, не поменялось.

Волхвы пришли через два, может быть, через три года. Еще раз напомню, что мы, к сожалению, не знаем ни точной даты, ни точного года рождения Христа. Во времена гонений на христиан, длившихся почти триста лет, праздник, который праздновался в Православной Церкви, был только один – Пасха. Мы праздновали только замечательные агапы, которые превратились в нынешние замечательные ночные пасхальные службы. За эти триста лет, к сожалению, была прервана связь и потеряна хронология. Мы точно знаем, что Христос родился, точно знаем, что это было зимой, но, кроме этого, ничего больше точно не знаем, хотя это на самом деле и не так важно.

– Батюшка, Вы упомянули наши ночные богослужения. У нас есть вопрос от телезрительницы в нашей группе «ВКонтакте». Она спрашивает, как ей относиться к тому, что в храме, где она является постоянной прихожанкой, в грядущее Рождество служба будет не ночью, а утром 7 января. Традиционно ночные службы, поэтому она спрашивает, как ей к этому относиться.

– Если в храме служит только один священник, он не может совершать две литургии. Мы должны понимать, что священник идет на некую жертву: когда совершать литургию. Если на приходе много детей, много бабушек, соответственно, они ночью прийти не могут. Если мы будем служить ночную литургию, для большинства прихожан праздник не состоится, поскольку они физически не могут прийти: дети спят, бабушки болеют или, например, нет транспорта. Не все обладают материальной возможностью сесть на такси и приехать, поэтому для батюшки непростой вопрос – как отслужить праздничную литургию, чтобы праздник был для большей части прихожан. Это очень сложный вопрос, поэтому решать надо всем приходом.

Если вопрос лично ко мне, то мы с вами соберемся на моем приходе и решим, а так надо подойти к батюшке и спросить, почему так, а не иначе. Соответственно, он объяснит, почему  так сделал.

Хочу напомнить, что каждый праздник у нас связан с какими-то военными событиями. Праздник Рождества, кстати, связан с победой над Наполеоном. В честь этой победы именно на Рождество был освящен знаменитый Храм Христа Спасителя в Москве. Сейчас он является кафедральным и главным храмом нашей страны, а раньше им был Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Соответственно, Исаакиевский собор был выше, а сейчас выше Храм Христа Спасителя. Но не в этом суть, я хотел вам напомнить, что на Рождество мы победили страшного врага, который тоже позиционировал себя как мессию.

Я говорил о том, что уже во времена Христа приходили лжехристы, и римляне вырезали всех, кто к ним приходил, чтобы не собирались больше трех. Римляне прекрасно знали, что должен явиться некий царь, что может возникнуть военный переворот, который Риму был не нужен. Вспомните, какие притчи рассказывал Христос. Он как раз был гарантом стабильности, Он никаким образом не пытался устраивать переворот. Даже когда был вход Господень в Иерусалим, в который стеклось огромное количество паломников. Иерусалим иногда разрастался до миллиона, то есть это был огромный мегаполис, больше Рима, и легко можно было устроить военный переворот. Но Христос не устраивает его, не принимает никакую коронацию, Он не принимает никакого миропомазания, Он в этом не нуждается, так как уже миропомазан – Он Сам Господь Бог. Поэтому для людей было непонятно, зачем Он тогда пришел.

– Они ждали земного царя-освободителя.

– Да. Поэтому было очень большое разочарование во Христе. Но это было чуть позже, когда Христу исполнилось 33 года. Но это разочарование преследовало Христа постоянно. Поэтому еще раз напомню подвиг матери. Напомню, что праздник Рождества Христова – это родительский праздник, это праздник того незримого, невидимого подвига, который несут родители, воспитывая детей. Поэтому это действительно семейный праздник. Именно по этой причине Рождество у нас выше, чем Новый год. Хотя, конечно, есть еще советское тяготение к Новому году. Мы его не отстраняем. Мы, разумеется, празднуем со всей страной Новый год, но напоминаем, что смысла Нового года без Рождества нет. То есть никакого 2018 года не было бы, если бы не родился Христос, тем более об этом говорит сама датировка – от Рождества Христова.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Тагила: «У меня 6 января день Ангела, и мне хотелось бы причаститься и 6, и 7 января. Можно ли так сделать? Или лучше причаститься в один из этих дней?»

– С наступающими Вас именинами! Конечно, Вы можете причаститься подряд, но еще раз напомню, что все «технические» вопросы надо решать непосредственно с настоятелем храма, в который Вы ходите: как у Вас все будет организовано. Все вопросы лучше задавать прямо на месте. А если Вы спрашиваете теоретически, то причащаться можно каждый день, все зависит от степени Вашей духовной подготовленности к этому подвигу. Потому что причащаться каждый день – это определенная ответственность. Мы, священники, можем причащаться каждый день, и это на самом деле непросто. Поэтому и мирянам не возбраняется, но решается это уже с духовником.

Возвращаясь к событиям Рождества Христова, поясню еще один момент. Первыми, кто «поздравил» с рождением Христа, были все-таки не люди, а звери. И этот момент умиротворения на земле описывают многие путешественники того времени, которые были в разных краях планеты. Эти публикации можно найти в Интернете и книгах. Они описывают  те годы, когда родился Христос, что на земле действительно был удивительный мир: никто никого не кусал, не жалил, не поедал; и даже не было войн. Период был маленький, буквально пару лет, но он засвидетельствован различными источниками, и мы можем подтвердить это именно тем, что Христос действительно освятил Собой землю и принес именно то, что ждет каждая человеческая душа. Мы ждем мира. То, что нас разделяет, есть, всегда будет и никуда не денется, а то, что нас объединяет, мы не всегда ищем и не всегда к этому стремимся.

На самом деле мы не всегда ищем мира. Особенно в сегодняшние дни, когда все так напряженно на земле, думаю, всем надо концентрироваться вокруг слова «мир». И внутри себя этот мир стяжать. Потому что если этого не будет, земля будет потихонечку скатываться в войну. «Стяжи дух мирен», говорили наши святые.

Очень важен этот момент, ради чего Христос пришел на землю. Ради того, чтобы показать, как важен мир. Война сама по себе будет, ее трудно на самом деле избежать. Но если мы постараемся хоть как-то сохранить мир, то Сам Господь Бог нам за это очень много воздаст: простит многие грехи, очень многое загладится. Как говорил Сам Христос: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Поэтому для нас очень важно, чьи мы дети. Если мы дети Бога, значит, мы должны творить мир. А если мы не дети Бог?.. Как Христос обличал фарисеев и книжников: «Вы ищете Меня убить». Они не понимали: «Кто тебя ищет убить?» – и все-таки убили. Но они так и не поняли этого, потому искали не мира, а власти, они искали какой-то своей, человеческой, правды и справедливости. Поэтому Христос их явно обличал в том, что они ищут все-таки войны, все-таки смерти. Поэтому Он сделал страшный приговор людям, который, может быть, касается каждого из нас: «Вы дети дьявола». То есть если мы ищем какой-то войны – своего мнения, своей справедливости, то мы перестаем быть детьми Божиими. Мы должны это очень четко понимать, особенно в эти рождественские дни.

Так что еще раз напоминаю, что первыми, кто прикоснулся к таинству Рождества Христова, были звери,  не люди.

– Вопрос телезрительницы из  Волгограда: «Мне бы хотелось причаститься на Рождество Христово, но по состоянию здоровья я не могу: у меня онкология. Если я причащусь в это воскресенье, это будет хорошо?»

– Конечно, любое Причастие – это хорошо. В том, что Вы не можете причаститься на Рождество, я понимаю Вас, Ваше сердце, Вашу боль и терзание, но очень прошу Вас, не терзайтесь и не обременяйте свою душу этими терзаниями. Любое Причастие – накануне или после – это Причастие, прикосновение к Богу. То, что Вы не смогли попасть в какую-то дату... я напоминаю, что на том свете времени нет. Поэтому в каждой литургии мы празднуем Пасху. Хотя у нас Рождество, но каждая литургия – это малая Пасха. На самом деле важность события не в рождении Христа, а в Его распятии – в том, что Он пошел на очень страшную жертву, чтобы каждого из нас спасти от дьявола. Поэтому то, что Вы можете причаститься в какой-то другой день, – слава Богу. А если не можете сделать это на сам праздник, то это не страшно. Очень прошу Вас понять, что важна не какая-то дата, а то, с каким сердцем Вы идете, как Вы примиритесь со своими ближними, со своей совестью, с Самим Господом Богом. Это важно. А даты – это всего лишь даты, они больше нужны для проповеди, причем больше даже для людей, которые не верят во Христа, для них важны эти события. Поэтому то, что мы празднуем, это не столько для себя, сколько для них. Мы для них больше рассказываем, что это за праздник, потому что каждый из нас знает, что Христос уже родился, – этого уже достаточно.

Возвращаясь вновь к событиям Рождества Христова, напомню, что три царя из Персии принесли в дар золото, ладан и смирну. Это определенная символика: достоинство царское, достоинство первосвященническое и приготовление к смерти. Таким своеобразным мистическим образом, водимые Духом Святым, эти цари поняли, какие именно нужны дары Младенцу Христу. Мы знаем, что часть этих даров Божия Матерь сохранила, часть этих удивительных артефактов хранится на Афоне, в Германии, где находятся мощи святых царей персидских. Мы знаем, что единственный храм, сохранившийся на Святой Земле с IV века, это именно Храм Рождества Христова. Когда в VII веке персы пришли разрушать Святую Землю и она была полностью уничтожена, это был единственный храм, который они не тронули, благодаря изображениям персидских царей, которые они увидели. Поэтому мы с вами имеем чудо: сохранилась удивительная пещера – место, где родился Христос, где были Его ясли, где Божия Матерь впервые спеленала Младенца Христа.

Возвращаясь к этим событиям, могу подчеркнуть, что именно с украденной вифлеемской звезды началась Первая мировая война. Три конфессии возглавляют этот храм: первые – католики, православные – вторые и армяне – третьи. Католики восстановили эту четырнадцатиконечную звезду, но добавили надпись на латыни о том, что здесь родился Христос. Греки стали возмущаться: «Была звезда без надписи, теперь с надписью, сделайте как было». Католики стали возмущаться: «Дареному коню в зубы не смотрят». Греки обиделись, что католики их не послушали, и пожаловались покровителю всех православных на Святой Земле – русскому императору. Русский император предъявил ультиматум султану: «Вроде ты гарант стабильности всех христиан на земле, обеспечивай эту гарантию, иначе развяжем очередную войну с Турцией». У нас были постоянные войны с Турцией, причем предыдущая была не очень удачной, и мы хотели реванша (если говорить о геополитике). Католики, видя, что греки жалуются, тоже пожаловались папе Римскому. А Святой Землей тогда владели немцы. Соответственно, папа Римский пожаловался канцлеру Германии, чтобы тот защитил. Турция оказалась между молотом и наковальней: новая сверхдержава Россия, еще одна сверхдержава Германия – Первая мировая война началась. Все началось со звезды.

Отсюда этот замечательный статус-кво – после всей этой трагедии, после гибели миллионов жизней решили, что на Святой Земле больше ничего не трогаем. С тех пор как все было более ста лет тому назад, так все и сохраняется. Даже замечательная деревянная лестница на Храме Гроба Господня, которая уже сгнила, уже обнесена лестницей, чтобы ее никто не трогал, как стояла, так и стоит.

– А то мало ли...

– Да, мало ли кому-то не понравится, и война начнется. Эта разделенность, постоянное присутствие сразу многих хозяев – это как на кухне, где много хозяек: сложно готовить обед. Так же и на Святой Земле очень сложно сохранять мир и спокойствие. Так всегда было, и то, что мы видим сейчас, – это некое отражение тех событий, что были почти две тысячи лет назад. Тогда в Израиле тоже было много хозяев, и все это не добавляло не то что мира и спокойствия, а вообще было очень тяжело.

Когда цари пришли в Иерусалим к царю Ироду, то, понимаете, в каком шоке он пребывал, когда узнал, что все-таки родился наследник и он будет должен уступить трон настоящему царю! Вы понимаете всю подоплеку слов царя Ирода: «Сходите разведайте, а потом уже я со всем царским достоинством приду и поклонюсь»? Мы с вами знаем дальнейшую историю: приходят ангелы, возвестившие царям, что их ждет смерть, если они вернутся к Ироду. Поэтому они тайным образом уходят. Ирод, видя, что он опозорен в глазах целого сообщества других государств, устраивает резню...

В этой резне не пострадал младенец Иоанн Креститель. На него тоже была охота, потому что его рождение, в отличие от рождения Младенца Христа, было популярным, то есть известным. Его отец был первосвященником; было чудо явления, когда Захария онемел во время явления ангела. Престарелые родители рожают младенца, сподобляются снисхождения благодати Духа Святого – начинают пророчествовать. Все это, разумеется, не могло быть неизвестным. И за Иоанном Крестителем наблюдали вплоть до того момента, когда он вышел на проповедь на Иордан. Помните, как к нему подходили книжники и фарисеи и спрашивали: «Не ты ли Христос?» И он честно отвечал им, что не Христос. «Тогда почему ты крестишь? Христос должен крестить». И он объяснял им, что он предтеча и готовит Мессии путь.

Мы с вами видим, как делаются дороги. По такому же принципу делались дороги и раньше, если шел царь. Сейчас у нас приезжает куда-нибудь президент или его премьер-министр – и сразу делаются дороги. Так же было и тогда, две тысячи лет тому назад: едет куда-то царь-батюшка, и тут же, если какая-то ямка, ее засыпают, если горка, – ее срезают, слишком много поворотов – выравнивается по прямой. Так было в древности, так осталось и до сегодняшнего дня.

Поэтому Иоанн Креститель говорил про себя: «Я есть тот выравнивающий, чтобы всякий гордящийся смирился, а всякий униженный все-таки имел свое человеческое достоинство, вспомнил о том, что он человек, а не просто раб. Поэтому я подготавливаю людей к тому, что должен прийти Христос».

Люди ждали появления Мессии, поэтому все смотрели на Иоанна Крестителя как на Христа. Поэтому охота за Иоанном Предтечей была довольно серьезная, и убили его в самом храме – это страшно. Это не просто осквернение храма, но мог и начаться военный переворот – Израиль мог взорваться: первосвященника Захарию убили прямо в храме. Но эта обида была проглочена – насколько человечество успело деградировать. Резня младенцев – не было народного восстания, опять же проглотили обиду. Убийство многих-многих тысяч людей, которые пытались защитить этих младенцев, – опять же проглотили и эту обиду.  Соответственно, была охота на Иоанна Крестителя, и никто не знал, выжил он или не выжил, потому что Захария был убит, Елизавета пряталась в расщелине горы. В скором времени она умирает от старости, а Иоанн Креститель очень долгое время пребывает в неизвестности.

– К сожалению, время нашего эфира закончилось. Незаметно пролетел этот час. Спасибо Вам большое за подробный интереснейший рассказ.

– Желаю всем нашим православным христианам побывать на Святой Земле, если будет возможность. Ну а если нет, молитесь за всех, кто паломничает, потому что любое паломничество – это тяжелый духовный труд, связанный как и в древности, так и сейчас с риском, поэтому прошу молитв.

Ведущий диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать