Беседы с батюшкой. Служение священника в больнице

29 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери "Живоносный Источник" при больнице №26 на улице Костюшко г. Санкт-Петербург протоиерей Евгений Горянчик.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня тема нашей передачи – «Служение священника в больнице». Хотелось бы в начале эфира попросить Вас рассказать о храме при больнице, в котором Вы служите. Расскажите, пожалуйста, с чего он начинался и как там сейчас осуществляется служение.

– Наш храм с трудом, наверное, может быть назван храмом, потому что это небольшая комната, в которой находится икона Божией Матери «Живоносный Источник». Здесь же, при этой иконе, мы установили престол, жертвенник. Таким образом, эта небольшая комната является алтарем. А в прилежащих коридорах, помещениях, собираются люди, и эти коридоры как бы становятся храмовым помещением. Так что у нас происходит некоторая диффузия, соединение храмовых помещений и больничных. Мы совершаем литургию, и это очень важно, мне кажется, для больницы, для пациентов.

А началось все с того, что меня пригласили как-то раз посетить больницу, причастить больного. Выяснилось, что больница не окормляется духовенством. В связи с этим я обратился к главному врачу, расспросил о ситуации, о взаимодействии с Церковью. Выяснилось, что были попытки устроить какую-то молитвенную комнату, но они не увенчались успехом. Мало того, складывались какие-то неблагоприятные взаимоотношения с Церковью. Видимо, у администрации было какое-то предубеждение. Мне посчастливилось наладить отношения – может быть, оттого, что мы с главным врачом нашли общий язык на основе нашего общего места обучения. Когда-то я заканчивал университет имени Мечникова, а главный врач Василий Иванович Дорофеев является преподавателем этого университета.  Василий Иванович изъявил намерение устроить такое молитвенное помещение, сначала молитвенную комнату, а потом уже нам удалось начать совершение литургии в этой комнате.

– Слава Богу, что так получилось.

– Да, я считаю, это очень важно, и востребованность в служении священника в больнице очень большая.

– А как часто в храме совершаются богослужения?

– Мы находимся в больнице, в которой идет интенсивный, постоянный лечебный процесс. Мы всегда имеем в виду, что не должны ему мешать, не должны создавать среду, которая затрудняет какие-то коммуникации, как-то мешает людям, для которых наши службы, наше пребывание непривычно. Мы координируем свои богослужения, свои действия с администрацией больницы, поэтому выбрали оптимальный режим: ежевоскресное совершение Божественной литургии, а также, безусловно, в праздники – двунадесятые и великие; по особым случаям совершаем Божественную литургию; при этом совершаем молебны (по крайней мере, раз в неделю постоянно; и еще если есть необходимость). Итак, воскресные, праздничные дни, а по средам обязательно молебны с пением акафиста.

– Что касается окормления больных, каким образом человек может обратиться к священнику? К вам поступает какая-то просьба, или вы в целях профилактики заглядываете в палаты, общаетесь с врачами, кому нужна помощь, и так далее?

– Конечно, я бываю в отделениях. Приходится учитывать, что не всем пациентам больницы необходимо участие священника, общение со священником. Много людей неправославных, атеистов. Мы стараемся не навязывать свое присутствие. Но просто обход больницы знаменателен, потому что священник бывает в отделении, а те, кто нуждается в общении со священником, в каком-то духовном окормлении, помощи, это как-то узнают – то ли через медсестер, то ли через других пациентов. Специально в палаты мы не заглядываем: к нам обращаются, выходят из палаты и высказывают свои пожелания, просьбы. Кроме того, мы свой храм-часовню открываем ежедневно. У нас есть учиненные сестры милосердия, которые постоянно там присутствуют. К ним обращаются и пациенты больницы, и родные просят, чтобы священник подошел, посетил, причастил, может быть, покрестил. Были случаи – и венчали в больнице. Так что мы информируем пациентов, и они к нам обращаются.

– Да, это очень ценный момент, что можно даже и повенчаться…

– Да. Конечно, это крайний случай, вынужденное положение. Тяжело больной супруг не мог по своему состоянию выйти из больницы и добраться до храма. Они были уже много лет в браке, и мы совершили венчание прямо в отделении. Так что это возможно.

– Что касается Причастия, как правило, люди причащаются в храме-часовне? Или если человек нуждается в Причастии, то вы и в палате можете это сделать?

– Да, конечно. Священник всегда посещает больницы. Слава Богу, такая возможность есть, никаких препятствий со стороны администрации в наше время нет, я не слыхал, чтобы были. Но у нас условия более, может быть, благоприятные, чем в других случаях, потому что наше служение совершается непосредственно в больничном здании. Пациенты могут прийти прямо в наш храм. Конечно, кто не может добраться до храма, тех мы всегда посещаем в отделениях, причащаем Святых Христовых Таин.

– Хотелось бы остановиться на моменте причащения, потому что случаются разные ситуации… Вы наверняка сталкивались с различными. Бывает, родственники хотят, чтобы человек причастился, а он не хочет. Бывает, что человек находится в каком-то полубессознательном состоянии, и родственники хотят, чтобы он причастился. Расскажите, пожалуйста,  в каких случаях возможно причастить пациента. Как часто это зависит от его воли или воли родственников; в каких случаях священник может сказать, что в данном случае невозможно или нельзя причастить этого человека?

– В общем-то, у нас все регламентируется церковными уставами и постановлениями. Здесь недоразумений обычно не бывает. Конечно, если человек воцерковленный, мы, безусловно, таких людей сразу причащаем. Но бывает, что иногда пациент, может быть, впервые намеревается причаститься Святых Христовых Таин. Бывает, родные желают, чтобы он причастился, а мы не знаем желаний самого пациента. Конечно, выясняем. Священник должен более внимательно отнестись к такой ситуации, должен постараться войти в контакт с пациентом. Если выяснится, что у него есть искреннее желание причаститься и он является православным по своему мировоззрению, крещеным, – конечно, мы такого человека причастим. Всякий случай индивидуальный, поэтому мы разбираемся в каждом случае специально.

– А многие ли нуждаются именно в духовной беседе? То есть, может быть, есть какой-то вопрос, который требует разрешения, человек радуется, что увидел священника, и Вам его задает?

– Да, такие случаи происходят постоянно. Когда мне удается обходить больницу, то обязательно в каждом отделении бывают радостные встречи, люди спрашивают благословения, мы имеем возможность и святым маслом помазать; люди рассказывают о своих нуждах. То есть это наша рутинная работа, и видно, что есть много людей, которые нуждаются во встрече и общении со священником в больнице.

– Родственники переживают за своего близкого человека… Он может находиться в состоянии озлобления, неприятия болезни. Может быть, жизнь-то он прожил нормально, а заболел – и озлобился. Или просто он неверующий. К вам обращаются по поводу того, чтобы поговорить с ним, потому что им будет очень горько, если он без покаяния умрет?

– Бывали и такие случаи. Тут, безусловно, надо проявить деликатность. Мы не можем навязывать человеку наше христианское мировоззрение. Конечно, можно просто по-человечески пообщаться. Мы можем предложить человеку ознакомиться с основами нашей веры. Иногда бывало, что при беседе в свободной форме, может быть даже без свидетелей, человек раскрывался как ищущий Бога и укреплялся в своих наилучших идеях, обретал даже христианское основание для жизни. Все это сейчас общо, я не могу назвать конкретных случаев. Но это происходит постоянно.

– Важно обозначить какие-то моменты, чтобы и родственникам болящих понимать, как им быть в данной ситуации, чтобы не навязывать, и так далее.

– Часто родные сами нуждаются в поддержке, приходят в нашу часовню, храм. Приходят опечаленные и растерянные. Очень важно, что они обретают в храме основание для преодоления  своего тяжелого душевного состояния. Они обретают оптимизм, здравомыслие, открывают для себя какие-то пути выхода из сложившейся ситуации. Так что всегда радостно, когда люди приходят в храм и получают там утешение и помощь.

– Да, конечно, такое наставление… А какие вам чаще всего приходится давать советы людям? Может быть, что-то почитать или помолиться? Какой запрос, так скажем, может быть самым частым?

– Главный запрос – просто получить утешение в скорби, надежду в исцелении от болезни. Увидеть перспективу, может даже новую, своей жизни. Уже то, что человек в больнице увидел храм, икону, пообщался с нашими сестрами милосердия, – создает благоприятную обстановку для его души. Мы находим это само по себе уже целительным.

– Часто задаваемый заболевшим человеком вопрос: почему я заболел, за что мне это? Как его можно утешить, поддержать, если он находится дома или в больнице? Как его взбодрить? Потому что это часто приводит к унынию.

– Конечно, трудно сказать… Чаще приходится просто выслушать человека. Даже когда он изложит, раскроет свою печаль, свою душу, ему уже делается как-то легче. Но, конечно, мы должны указать на то, что совершается, что происходит с человеком. Даже его страдания  имеют какое-то особое значение для него лично, для его родных. Все это имеет какую-то особую перспективу в его жизни. Всякий этапный момент, кризис попускается Господом Богом человеку, для того чтобы он с Божией помощью преодолел его, вышел на новый уровень духовной жизни.

Конечно, трудно бывает человеку скорбящему, болящему все объяснить, достучаться до него. Но важно то, что это храм, сюда человек ходит на общение с Богом, а уже Господь помогает ему, утешает. В храме, конечно, легче. И священнику легче, чем психологу, оказать помощь душе человеческой, потому что с нами благодать Божия, с нами помощь Господа.

– Что касается молитвы… Конечно же, нормальный, здравый ответ – нужно молиться. Но человек должен воспринимать это не как таблетку, которую можно принять как парацетамол,  снимающий головную боль; от причины-то он не избавляет. Человек говорит: как же? – это же долго, я болею (или мой близкий)… Как можно объяснить человеку, сподвигнуть его на то, что молитва – это процесс общения с Богом? Конечно же, это труд, но труд действенный. Потому что очень многие часто не воспринимают это как действенный труд, а как что-то отвлеченное. «Я прошу у вас таблетку, а вы мне молитву предлагаете; я уже пробовал, не получилось. Один раз». Как здесь построить диалог, чтобы человеку объяснить весь смысл молитвы, чтобы его действительно сподвигнуть на это?

– Мне кажется, люди, приходящие в храм, часовню, настроены на то, чтобы помолиться и через молитву получить у Господа Бога помощь, исцеление. Я не припомню сейчас даже такого случая, чтобы приходилось кого-то убеждать или переубеждать, что нужно молиться. Есть поговорка: и в окопах нет атеистов, и кто по морю не хаживал – тот Богу не маливался. А тут у нас и окопы, и море бушующее… Больница – это место борьбы, страдания. Конечно, люди вспоминают Господа Бога и волей-неволей начинают молиться. Только немножко подсказать человеку нужно, помочь разобраться в смысле, цели молитвы – и, конечно, молитва становится уже дыханием души человеческой.

– Бывает, что человек не может сразу к Богу обратиться напрямую и прибегает к помощи святых ходатаев… Они как бы ближе ему, они были такие же люди, как и он сам, и он им доверяется в своей молитве, просит, чтобы они о нем Богу помолились. Каким святым молиться в болезнях? Сонм святых велик, кто покровительствует в молитве за болящего? Как правило, люди доверяют таким святым.

– Конечно, каждый святой и все святые молятся за нас; можно к любому святому обратиться в молитвенном ходатайстве. Но чаще люди обращаются к тем святым, которых они знают, которые близки им. Ксения Блаженная (Петербургская) – кто не знает ее? Конечно, приходят люди, молятся и Ксении Блаженной, и Иоанну Кронштадтскому. Всем известен святой врач, целитель Лука (Войно-Ясенецкий). У нас есть его икона. Если святитель Лука больше покровитель хирургов, то теперь у нас появился еще святой врач-терапевт – страстотерпец Евгений Сергеевич Боткин. Мы даже подсказываем иногда, чтобы к нему пациенты нашей больницы обратились. Насколько я знаю, у нас люди долго стоят перед иконой Матроны Московской.

– Да, действительно, нам понятнее обратиться к святому. Как полюбить Бога? Нужно полюбить ближнего, а через ближнего часто человек может и Бога для себя открыть. То же самое и здесь.

– Да, святые являют какое-то сродство, особенно когда в их жизни было какое-то страдание, которое человек сейчас переживает; или же, наоборот, они  в жизни своей избавляли от тех страданий, болезней, от которых страдают наши пациенты. И святитель Лука, и страстотерпец Евгений Боткин – врачи.

– Человек может из житий святых почерпнуть и правильное отношение, потому что жизнь многих святых, как мы видим, была тяжелой, многие приняли мученическую кончину, а были и те, кто страшно болел, – старец Амвросий Оптинский; старец Паисий Святогорец тоже ведь от рака умер…

– Да, да… Интересный святой – целитель, чудотворец преподобный Амфилохий Почаевский. Скольких людей он вылечил! Он имел подготовку, был костоправ, народный врач-целитель. Будучи человеком святой жизни, он как практик помогал людям и молился за своих пациентов. Они получали с его помощью исцеление.

– Были ли Вы свидетелем моментов, когда человек был безнадежен и вставал на ноги или чудесным образом по молитвам выздоравливал?

– Да, у нас было несколько таких случаев. Матери вымаливают. Приходили молиться о своих детях, а рядом с нашим храмом-часовней находится отделение реанимации. Там было несколько случаев. Один случай – после автомобильной катастрофы; потом в результате какого-то токсического воздействия. Человек лежал в реанимации, доктора говорили, что случай безнадежный, по-человечески уже все средства были употреблены на лечение болезни, а эффекта это не дало, больные умирали. Но приходили их матери, ежедневно припадали к иконе Божией Матери «Живоносный Источник», молились в часовне… Да, сегодня это можно назвать чудом. Нам известны даже имена этих пациентов. Не знаем их дальнейшую судьбу, но, по крайней мере, из реанимации их переводили в профильные отделения, они выписывались из больницы на дальнейшую реабилитацию. На мой взгляд, это чудесные явления. Матери вымаливали своих детей.

– Это очень важное свидетельство.  Потому что часто люди говорят: «Я не верю в чудеса, что в книгах написано, что другие говорят, – это все вздор и чепуха…» Но ведь сложно отрицать такие удивительные вещи. В медицине даже есть термин «феномен Лазаря», когда человек, можно сказать, в состоянии клинической смерти вдруг приходит в себя. Я как-то раз слушал один доклад, там были отчеты. О феномене Лазаря рассказывали как об удивительном явлении. Тоже ведь это можно назвать чудом – человек возвращается к жизни.

– Да. В медицине много чудес происходит, все объяснить рационально нельзя. Почему человек заболевает, почему выздоравливает… Конечно, здесь много тайн. Но самое главное,  мы везде видим Промысл Божий и явление Божией милости.

– Когда человек поправился по молитвам другого человека, но, например, не был особо верующим, им и остался… Есть мнение, что если ты человека спас, то нужно его вести, идти дальше вместе с ним. Как научиться благодарить того, кто не понимает, откуда пришла помощь, но на самом деле есть очевидные знаки того, что это было по молитвам другого человека ко Господу? Я знаю такие ситуации, когда человек был фактически безнадежен и вдруг приходил в себя. Но он остается в прежнем состоянии – не молится, не понимает, от чего это произошло, и дальше существует, а не живет. Как ему помочь начать жить?

– Мы не знаем, почему Господь Бог откладывает момент отшествия человека из жизни временной в жизнь вечную. Мы не понимаем этого. Как понять, что это такое? Почему тот, кто должен был уже быть предан земле телом, вдруг обретает новую жизнь?

Памятен один случай. Человек тоже был вымолен матерью. Пока она молилась, он находился в трудном, болезненном состоянии; он тоже, видимо, обратился, когда уже пришел в сознание, начал пытаться молиться, обращаться к покаянию. А после того, как поправился, к сожалению, оказался в своем роде неблагодарным Господу. Вообще-то быть благодарным, конечно, трудно. Но это, скажем, вопиющие случаи, когда человек действительно получает от Господа такую милость, – надо бы ожидать благодарности… Но – тайна души человеческой. Почему человек верит, почему не верит; почему кто-то приходит ко Христу, почему кто-то, наоборот, удаляется от Него… Всегда тайна.

Самое главное, мне кажется, здесь то, что, с одной стороны, было приложено усилие со стороны близких, знакомых, что они молились; их Бог благословит. А уж тот, который получил исцеление, – тут его воля, его жизнь. Быть может, он позже осознает, что произошло, и будет благодарен Богу. А уж если нет в нем благодарности, – Бог же ему и Судья, пусть как-то будет решаться его будущее не нами.

– Просто более распространенная ситуация, когда человек молится: «Господи, помоги!», – поправляется и забывает.

– В определенном смысле мы все такие. Это наша греховность так себя проявляет.

– Об этом Господь часто нам говорит в Евангелии.

– Да, к сожалению, это наша человеческая беда.

– Уметь благодарить – это очень важно. Может быть, тогда человек ко всему будет относиться совершенно по-другому. Как, например, преподобный Амвросий Оптинский: заболел – «Слава Тебе, Господи!»; пришел к нему человек – «Слава Тебе, Господи!»; пришел новый день – опять «Слава Тебе, Господи!». Это же удивительная жизнь на самом деле…

– Надо учиться быть благодарным Богу, нужно быть благодарным и людям. Конечно, быть благодарным – это великая добродетель.

– Расскажите, пожалуйста, почему именно образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал тем центральным образом, к которому можно обратиться в вашем храме.

– Это образ, которым осеняется наша больница, образ-покровитель. Матерь Божия – Покровительница нашей больницы образом Своим «Живоносный Источник». Почему? Так сложилось. Просто мы думали, советовались, какую икону сделать главной иконой нашей часовни-храма. Здесь само наименование «Живоносный Источник» – все-таки человеку страждущему, болящему нужен какой-то источник силы, мудрости. Здесь уже начинается некоторое, скажем так, терапевтическое действие – с осмысления этого наименования. А далее человек уже приобщается этому, узнает, что Живоносный Источник – это Пресвятая Богородица и что подаются исцеления, силы по молитвам Божией Матери от Господа Бога, силы благодати духовной. Мне кажется, это очень выразительно – Живоносный Источник. И ближние, прихожане советовали именно этот образ. Были какие-то средства, была заказана эта икона, и теперь главная икона нашей 26-й больницы – икона Божией Матери «Живоносный Источник».

– Слава Богу, что человек, может быть, впервые обратится к Божией Матери, потому что образов много, Богородица одна. Слава Богу, что Она является Заступницей во всем для человека.

Часто ли бывает, что человек, обращаясь к вам с каким-то вопросом, имеет на самом деле вопрос не духовный, а больше такой, который можно адресовать психологу? Сегодня очень популярная тема – психология и духовное окормление. Священники говорят о том, что человек иной раз приходит на исповедь и выносит на нее вопрос, который является не грехом, а какой-то психологической проблемой. Тогда ему нужно по уму посоветовать, отправить к психологу, что не всегда человек воспринимает адекватно. Он может сказать: я что, по-вашему, на дурака похож, что вы меня к психологу отправляете… Опять же – путает психолога и психиатра. Расскажите, пожалуйста, как вы поступаете в данном случае, бывают ли подобные инциденты?

– Конечно, осмысление нашего пребывания в больнице, попытка как-то обозначить основную цель, задачу нашего пребывания приводят нас к мысли, что все-таки главная наша задача – это психотерапия, терапия души. Мы эту психотерапию совершаем исходя из наших ресурсов и возможностей. Все в Церкви устроено для исцеления человека – и души, и тела его. Душа человеческая исцеляется молитвой, покаянием, разумным всесторонним воздержанием человека. Важно, что именно священник может совершить, скажем, Таинство исповеди. Душа получает исцеление.

Конечно, совет бывает необходим. Или помощь в том, чтобы человек разобрался в каких-то своих душевных проблемах. Естественно, всякий священник, имея какой-то жизненный опыт, практику общения с людьми, мало-мальски может оказать такого рода помощь. Разумеется, есть специалисты-психологи, которые, быть может, в каких-то моментах могут оказать более эффективную помощь, поддержку. Трудно разграничить, где сфера влияния психолога, а где священника. Конечно, бывают такие случаи, когда человеку очевидно нужна какая-то систематическая, регулярная помощь специалиста. Мы рекомендуем либо группы взаимопомощи, либо даже есть у нас известные специалисты, к которым мы можем порекомендовать обратиться. Но все, что в наших силах, стараемся делать, оказать помощь на месте. Все зависит, конечно, от ситуации, от индивидуального момента «пациент (или прихожанин) – священник». Тут бывает необходимо очень много внимания, усилия, чтобы оказать человеку ту самую психологическую помощь.

– Да, это всегда очень ценно, хотя бы какое-то внимание…

– Конечно. Просто человеческое внимание, участие в жизни, в состоянии человека. Такую помощь оказывают наши сестры милосердия, которые постоянно дежурят при нашей часовне. Они много общаются и с родственниками, и с пациентами. Ну а где не могут разрешить ситуацию, обращаются к священнику, и мы уже перенаправляем к специалистам.

– А если человек находится в зависимости – алкогольной, наркотической? Может быть, родственники просят с ним пообщаться, может быть, он сам изъявляет желание обратиться к священнику… Как вы общаетесь с такой категорией людей, помогаете каким-то советом, делом, молитвой избавиться от этого, помочь как-то встать на путь исправления? Конечно, сразу от зависимости не отделаешься, надо пройти какой-то путь…

– Конечно, зависимость – это род душевного заболевания; еще даже называют социо-духовного, душевного и телесного заболевания. При зависимости страдает весь человек. Трудно бывает человеку помочь, но моя практика, мой опыт оказания помощи таким людям связан с программой «Двенадцать шагов». Очень давно знаком с этой программой, это для меня тема близкая. В таких случаях, если люди действительно ищут выхода из состояния зависимости (может быть, родные, как их иногда называют, созависимые люди, которые стараются преодолеть созависимость), мы их стараемся как-то перенаправить на группы «Двенадцать шагов». Или же у нас есть церковные подразделения, есть епархии; в Координационном центре по противодействию наркомании и алкоголизму есть дневной стационар, где такие люди могут получить помощь.

При нашем приходе мы сейчас развиваем способ оказания помощи совместно Церковью и программой «Двенадцать шагов». Это центр «Аметист» – место, где люди могут, с одной стороны, получить помощь в преодолении зависимости по программе «Двенадцать шагов», а с другой стороны, воцерковиться.

– Что касается Священного Писания, конечно же, оно занимает очень важную роль в жизни каждого христианина, наша православная вера зиждется на Священном Писании и Священном Предании, учении отцов Церкви, Вселенских Соборах. Когда человек пребывает в больнице, насколько важно познакомить его со Священным Писанием (может быть, впервые), чтобы он открыл его для себя? Может быть, в вашей практике были случаи, когда с вашей подачи человек впервые открывал Священное Писание, начинал его читать и удивлялся?

– При храме есть библиотечка. Она, конечно, содержит экземпляры Евангелия. Мы раздаем Евангелие – тем, кто желает его читать. Не всякому человеку можно сразу же дать Евангелие. Мне бывает немножко странно, когда людям просто широко раздают экземпляры Священного Писания. Может быть, человеку это не нужно. Но мы должны человека побудить, объяснить ему, зачем это надо. Часто так бывает, что человек считает себя православным христианином, крещеный, а никогда Евангелия не читал. Или прочитал когда-то поспешно и не разобрался ни в сюжете, ни в основах Священного Писания. Конечно, мы должны такому человеку предложить почитать слово Божие. Слово Божие целительно. Человек, читающий Евангелие, общается с Богом и получает благословение и исцеление. Это тоже род терапии души. И телесные недуги облегчаются при чтении Священного Писания. У нас есть экземпляры Священного Писания, Евангелия. Нуждающимся выдаем всегда.

– Здорово! А что еще можно найти в этой библиотечке? Она как-то пополняется, может быть, и теми, кто может принести свои книги?

– Мы специально подбираем литературу. Конечно, книги должны быть доступны и понятны современному человеку. Мы специально держим экземпляры книг отца Александра (Торика) – это его серия «Флавиан», особенно первая книга оказывается очень полезной людям, которые интересуются православной верой, пытаются войти в Церковь. Бывает, прочтение этой книги меняет мировоззрение человека; и люди приходят и желают креститься, после того как прочитают «Флавиана». Так что эта книга, мне кажется, должна быть на всех приходах и каждый христианин должен иметь ее, с тем чтобы предложить для прочтения ищущему, нуждающемуся в помощи Божией.

– Да, очень популярная книга. Я в свое время трудился в одном из православных книжных магазинов Петербурга, и, так скажем, «в топе» всегда были три книги: «Флавиан»…

– …«Несвятые святые»…

– Да, и «Отец Арсений». Это то, что приходилось постоянно заказывать, и сколько ни заказывай, все равно разбиралось. «Флавиан», насколько я помню, и на английский, и на другие языки переведен. Да, чтение, конечно, меняет человека. Даже чтение классической русской литературы.

– Русская классическая литература пропитана христианскими символами, идеями.

– Сегодня некоторые молодые люди часто говорят: «Не буду читать Достоевского». –  «Почему?» – «А что, и так депресняк кругом, а я еще буду Достоевского читать, там же одни страдания…» Но с другой стороны, это же помогает начать правильно относиться к тем испытаниям, которые нам посылаются, в которые мы попадаем, и к болезни в том числе.

– Согласен. Но я бы еще хотел добавить, что у Федора Михайловича Достоевского все произведения имеют светлый христианский выход. Конечно, важно представить жизнь в ее реальности страданий и трудных обстоятельств, но выход-то в чем? И Федор Михайлович всегда указывает на Христа, на Евангелие, на реальный путь преодоления страданий и обретения светлого пути спасения во Христе.

– Действительно, если человек приболел, попал в больницу, он может открыть для себя Христа и найти такой выход. А если человек находится уже в тяжелой болезни, часто она может быть неизлечимой, здесь тоже некий выход. Может быть, телесная болезнь убивает тело, но душа откроется, станет свободной, устремится к Богу.

– Да. Телесные страдания ограничивают человека в его греховных устремлениях. Конечно, человек ищет выхода из немощи своей, из недуга. Кто поможет? Врач поможет, но без Божией помощи и врач будет бессилен.

– Вы можете от себя адресовать нашим телезрителям какое-то доброе пожелание.

– Конечно, я бы пожелал всем доброго здоровья и милости Божией, радости духовной. Если когда случится заболеть, впасть в какой-то недуг, – не унывать, не отчаиваться, но вспомнить о милости Божией, о молитвах Божией Матери. Не забыть о том, что нужно покаяться. Вспомнить о том, что нужно причаститься Святых Христовых Таин. Те, кто воцерковлен, конечно, всё это и так знают, а те, кто, может быть, еще пока не добрался до Церкви, пусть не боятся священников, пусть призовут пресвитера церковного, тот помажет его святым елеем во исцеление души и тела и преподаст благословение, совершит исповедь и еще даже причастит Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это все для пользы, для исцеления человека.

– Спасибо, что пришли сегодня к нам на эфир. Очень важно осветить деятельность священника в больнице. Мы говорили о конкретной больнице; но вообще в целом чтобы понять, что человек может обратиться к священнику, что при 26-й больнице и при многих других есть часовни…

– …и храмы, и часовни.

– Можно обратиться, помолиться, и может быть, с этого начнутся…

– …добрые перемены в человеке.

– Да. Огромное спасибо, что поделились сегодня опытом.

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы