Беседы с батюшкой. С прот. Димитрием Смирновым

29 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодняшнее воскресное Евангелие повествует нам об исцелении расслабленного, который лежал у Овчей купели в течение не одного десятка лет, тяжко болел. И вообще там было много хромых, слепых, болящих. И вот Господь, проходя среди их рядов, останавливается возле постели этого расслабленного, ведет с ним диалог и исцеляет его. Он что – самый достойный, самый лучший? Почему выбор падает именно на него?

– Самый ли лучший, это трудно сказать. Я даже не знаю, поддается ли это какому-то  счислению. Но что самый достойный – это безусловно. Потому что Господь специально туда пришел, чтобы его повидать. Он его нашел, завел с ним диалог, спросил, что бы он хотел, хочет ли быть здоровым.

– Странный вопрос к человеку, который болеет. И не в случайном месте эта встреча произошла.

– Да, потому что этот вопрос – вопрос-экзамен. На экзамене часто преподаватели задают странные вопросы. Например: «Вы знаете закон Ома?» – «А вы что, профессор, не знаете?» Понимаете, вот такой ответ обычно бывает. А этот  показал свою кротость, свое смирение. И понятно, Господь знал, что человек здесь уже тридцать восемь лет лежит. И при том, что его все время обходят, он не поднимал кулаки к небу и не кричал: «А где справедливость?» Не требовал, чтобы в одни руки больше килограмма крупы не давали.

– «Давайте очередь остановим и список заведем...»

– На руке писать химическим карандашом... Он не кричал, что так нечестно. То есть он достиг христианского совершенства, не будучи просвещенным светом крещения. Он совершенно правильно осознал смысл жизни, и он понимал, почему это с ним случилось. Поэтому Господь ему говорит: «Иди и больше не греши». Оказалось, что его болезнь уже сделала свое дело. Ведь главный смысл, почему человек на земле существует, только один: достичь спасения. И он достиг этого, к нему пришел Сам Христос. Разве увидеть Христа – это не цель жизни вообще? Это случилось, и этому способствовала болезнь. То есть мы можем сказать, что этот человек болел правильно, по-христиански, еще не будучи христианином.

Я вот не знаю, часто ли ты встречаешь в жизни людей, которые некрещеные, но по своей природе, по своему устроению, по своему благочестию давно уже христиане. Таких  и в храме нечасто встретишь. Им осталась совсем малость: чтобы Христос к ним пришел.

– Как Господь сказал: «Недалеко от Царствия Небесного».

– Да. И сказал бы: «Савл, ну что ты Меня гонишь?» И человек бы сразу Его узнал. И вот здесь произошло это чудо. Поэтому это для всех болящих, кто хочет понять, что можно болеть и прибавлять к грехам грехи: злобу, раздражительность, революционность. Всего можно прицепить к своей душе, измученной болезнью, еще больше и больше. А можно исцелиться и дождаться встречи с Господом.

– Но это если человек такую цель ставит.

– В том-то и дело. Он сам до этого дошел. В этом его, можно сказать, героизм первооткрывателя.

– Он пришел к пониманию...

– Он понял смысл жизни. И Жизнь, и Податель этой жизни к нему пришел и показал ему, что все кончилось. Он не возлагал на него руки, не читал каких-то молитв. Как наш неграмотный народ говорит: «Сильную молитву взял, прочел». Ничего этого не было, просто: «Встань и ходи». А тот еще и проявил редкое послушание. Другой бы на его месте сказал: «Ты что – издеваешься? Я здесь уже почти сорок лет лежу, а ты говоришь "ходи". Сам ходи». А он встал и пошел. И даже когда фарисеи возопили: «Что ты тут ходишь?», он говорит: «Тот, Кто меня исцелил, так мне сказал, и я так и буду ходить». То есть он не боялся этого зловонного общественного мнения, которое все время то «осанна», то «распни». Это как настроятся и сколько денег дадут, и тебе пожалуйста – любая революция. А все игра в справедливость.

– Вопрос: «Объясните, пожалуйста, каким образом Христос спасает грешников? Если грешник раскаялся, то есть больше не грешит, то это понятно. А если грех возвращается, то как Христос спасает человека? Или не спасает?»

– Задающий этот вопрос не понимает, что такое спасение. И еще не понимает, что такое «раскаялся», как это действует. Попробую это объяснить нашим слушателям. Христос спасает всех людей, которые захотят спасения (их немного, к сожалению), благодатию Своею. Об этом Серафим Саровский, наш преподобный подвижник, говорил: «Стяжи мирный дух». То есть задача такая, чтобы благодать Святого Духа пришла в сердце человека и с этим сердцем сочеталась. Благодать Божия не может войти в сердце человека, потому что сердце забито страстями и производными от них грехами. Поэтому человек кается... А что такое «покаяться»? Это значит изгнать нечистые грехи из своего сердца. Как это делается? Это делается постом и молитвой. То есть человек изо всех сил, какие у него есть, воздерживается от этих грехов. И второе: молится Богу о том, чтобы Господь его очистил. Этот процесс называется покаянием, в результате которого Дух Святой может прийти к человеку и очистить его от всякой скверны. И вот это очищение называется спасением.

– Если человек, как пишет наш вопрошающий, раскаялся, а грех вернулся, это произошло потому, что человек ему позволил вернуться?

– Конечно. Дьявол не успокаивается ни на минуту, он продолжает человека соблазнять. Это называется падением. Человек вновь упал. Что нужно делать? Нужно опять вставать. Опять все начинать сначала: изо всех сил воздерживаться, второе – просить у Бога о прощении, третье – обещать Ему никогда этого не делать, всеми силами сопротивляться греху и молить об исцелении.

– Но падение неизбежно, если Господь не защитит человека от этого падения. Сам человек может ли устоять перед нападками лукавого?

– Дело в том, что Господь хочет, чтобы человек устоял. Поэтому как только человек ослабит сопротивление, тут же и падение.

– То есть Господь хочет, чтобы мы всегда пребывали в полном напряжении всех наших сил?

– Да. Он Сам говорил: «Не знаете, когда придет вор подкапывать ваш дом, бдите и молитесь, пусть светильники ваши будут горящие, а чресла препоясаны». Это же не мои слова, а Христа Спасителя о спасении. Он ни о чем другом и не говорил, только о спасении. Он же не устраивал по телевизору передачи о вкусной и здоровой пище, как вкусно поесть тогда-то... Он говорил только о спасении (правда, на разные лады), рассматривал разные случаи, но всё только о спасении.

– То есть причина падения, опять же, в человеке?

– Да. Обычно дьявол отвлекает человека от спасения, потому что человек очень рассеянный. Я, как человек, нередко читающий всякие лекции, умиляюсь случаям: сидят взрослые люди, и вдруг хлопнула дверь, и все, как по команде, туда взоры. То есть кто вошел – это гораздо важнее, чем то, о чем говорит человек, который приехал за три с половиной тысячи километров.

– Но это свойство такое.

– Да, такое свойство. Но я понимаю, когда дети маленькие, до трех лет; это называется любопытство, всё пытают, что и как, им все интересно. Но взрослые люди – то же самое оказалось. Поэтому дьявол легко отвлекает человека от мыслей о спасении – и тут же падение. Он усыпляет бдительность человека. А Господь сказал: «Бдите и молитесь».

– И вот человек всю жизнь падает – встает, падает – встает...

– Если встает. Большинство людей не встают, они как лежали, так и лежат, но только переворачиваются с боку на бок, чтобы поудобнее было лежать. И всех осуждают.

– Вот пришло к человеку желание спасения, он действительно возжелал его и изо всех сил начал трудиться. Может быть, это лучший момент его жизни… А потом падает. А почему Господь его в этот момент восстания не призвал к жизни вечной?

– Призывает. Только все-таки если бы так было, то на земле стоял бы стон, люди умирали бы миллионами и вокруг стоял вой по покойникам. Поэтому не надо испытывать судеб Божиих, мы ничего в этом не понимаем.

– Да, слишком примитивно рассуждаю.

– Да, механично.

– Когда придет нужный час...

– ... тебе понадобится знание Евангелия, опыт – много всего. Опыт падений, опыт восстаний.

– Вопрос телезрителя из Мурманска: «Иногда по телевизору показывают «Московскую детскую онкологию», там дети 10-14 лет, у них платочки повязаны на головке. Половину их вылечивают. Но всех-то не вылечивают и в тяжелых случаях говорят: "Это воля Божия". Но получается двойная мораль, ведь они наказ Божий не выполнили, а наказ был: "Плодитесь и размножайтесь". Выходит, Бог их к Себе забирает. И в авариях дети погибают, а вы говорите: "Это все по воле Божией". Выходит, Бог супостат, что ли? Объясните, пожалуйста».

(Далее диалог с телезрителем.)

– Я никогда не говорил, что это по воле Божией. Что Вы на меня клевещете?

– Ну, говорят церковники: «По воле Божией».

– Ну что «ну»? «Вот Вы говорите...» Когда это я говорил, что это по воле Божией? По воле Божией, чтобы родители вразумились, чтобы врачи аккуратно, с любовью исполняли свой долг, лечили всех изо всех сил и увеличили количество исцеленных. Вот на что воля Божия. Чтобы люди проявили свои самые лучшие качества, понимаете? Дело же не в платочках. Платочки – это временно, волосики отрастут. Я не понимаю, в чем Ваша претензия? Вы считаете, что Бог плохой?

– Нет, но Бог же мог руку отвести того же убийцы или когда массовые убийства...

– Такое бывает, что Господь отводит. Мы знаем, что когда Тамерлан подошел к России, вышли все молиться, и Матерь Божия ему явилась во сне и сказала: «Уходи отсюда». И он ушел. А это был страшный завоеватель, он совершил восемнадцать походов, а девятнадцатый – на Китай. И он умер, когда ему было уже под семьдесят. То есть он не мог вообще остановиться, все воевал и воевал. Но когда люди все молились, Матерь Божия помогала. А кто сейчас молится? Вы сходите в эту онкологическую больницу к детям. Вы не были?

– Я сам на онкологическом учете состою.

– Нет, я имею в виду – в детскую.

– Так это в Москве, а я в Мурманске.

– Ну, там же есть детское отделение?

– Там мало их, в основном взрослые у нас в онкологии.

– Конечно, чаще болеют взрослые. Просто Москва больше Мурманска, поэтому у нас и деток побольше. Это общее наше заболевание.

– Так они же как бы еще и детей не нарожали, наказ не выполнили.

– А может быть, перед этим они сделали по четыре аборта, Вы же не знаете.

– Дети аборты не делают, маленькие они.

– Нет, я говорю о родителях. Родители и дети – это одна семья, страдают все. И мне так вот видится, что матери страдают больше, чем дети.

– Батюшка, у вас вот идет бегущая строка: помогите Церкви. А ведь государство взяло Церковь под опеку.

– Что-то я не замечаю.

– Где-то год или два назад Путин и Медведев говорили, что взяли Церковь под опеку государства.

– Ну, как бы да, но на самом деле нет. Взять, допустим, наши самые главные кремлевские храмы, они до сих пор принадлежат государству. Мы только каждый раз перед службой их освящаем как бы заново кратким чином и тогда служим. А так там музеи, ходят кому надо, туда-сюда.

– Критикуют ваши храмы, что снаружи как бы золотом все отделано, а внутри как бы недочет.

– Недочет чего?

– На канале «Спас» Осипов говорил, что столько храмов понастроили, сверху как бы в золоте все, а внутри мишура.

– Мишура из чего состоит?

– Слово Божие как бы мало доходит до народа.

– Мало, это я согласен. Даже наш канал... Вот я перед Вашим звонком объяснял один кусочек из слова Божия, который читается в Церкви. Вот сейчас Вам стараюсь объяснить. Вы говорите «мишура». А что это такое? Мишурой называют ленточки из алюминия, которыми украшают новогоднюю елку. У нас такая мишура бывает только на Новый год, на Крещение, может быть. А так-то чего?

– Половина народа ходит как бы отдать дань в церковь.

– Хорошо, это же не Церковь, это народ. Народ надо просвещать, а он не хочет просвещаться.

– Вот еще такой вопрос меня тревожит: в войну под Ржевом была такая операция, руководил Хрущев, там погибло пятьсот тысяч солдат. Почему Боженька не отвел руку убийц, а как бы способствовал этому?

– Скоро Вы отойдете ко Господу, и Вы задайте там этот вопрос; почему ко мне?

– Ну, вы же так говорите, что все во власти Бога.

– Я говорю?

– Ну, Ваши сподвижники как бы.

– Совсем не все во власти  Бога.

– Прошло две тысячи лет от Христа, а до этого тоже было государство; оно десять тысяч лет жило, разумные люди были.

– Да, и еще будут.

– До рождения Христа тоже была цивилизация, мы – четвертая цивилизация, а вы в своих проповедях про них ничего не говорите, как будто перед Христом и жизни не было.

– А у нас совсем другая задача, мы не исторический факультет, мы учим совсем другому. Мы учим, как спасти душу человеку.

– Так Вы задайте этот вопрос Путину: почему у него оклад два миллиона, а у простых рабочих самое малое – одиннадцать тысяч?

– Я-то при чем?

– Если он хочет, чтобы народ его уважал, пусть тогда сделает зарплату выше.

– Так народ выбрал его, 70% с лишним голосов за него отдали.

– Это они ублажили статуправление...

– Нет, но народ-то выбрал, а Вы говорите «не уважает».

– Тут руководители ублажили его, которые заведуют выборами.

– Нет, ничего подобного. Все выборы были на камеры сняты, показаны; все, кто хотел, всё видел. Никто не мог ни к чему придраться.

– Ладно, я более-менее удовлетворен Вашими ответами, большое спасибо.

(Окончание диалога с телезрителем.)

– Следующий вопрос: «Читаю молитву и понимаю, что половину времени витал где-то, думая об ином. Нужно ли перечитывать молитву снова или лучше продолжить дальше?»

– Если Вам это нужно, то перечитывайте. А если нет, то не перечитывайте. Все очень просто. Если ты хочешь есть, поешь, а если не хочешь, – не ешь. Я не знаю, в чем тут вопрос.

– Человек хочет получить некую инструкцию, которая обязательно приведет его к спасению.

– А таких инструкций нет. Богу угодно, чтобы человек, как у нас сейчас модно говорить, включал голову. Чтобы она работала.

– Вообще когда человек задает вопрос, а его встречно спрашиваешь: «А чего ты хочешь?» – он порой теряется.

– Да, я это замечал. Даже когда жена приходит и говорит: «Вот, хочу с мужем разводиться», я говорю: «Отлично. Ответь мне на один вопрос: зачем?» Не может ответить. «Ну, вот он такой-сякой...» – «Ну, он такой и был». То есть даже такое важное событие в жизни – уничтожение семьи, и человек не знает; у него какая-то эмоция действует в данный момент. Начинаешь разбирать – вроде, кроме раздражения, какой-то обиды, нет ни одного аргумента.

– Но вообще человек не знает, что дальше.

– Человек обычно не думает, он мечтает. Вот покупает человек автомобиль, он не думает, у него мечта, он машину получил. А не понимает, что ждет его впереди фонарный столб, потом переломы, потом шестнадцать операций, потом инвалидность. Он об этом не думает. А ведь может так быть? Может. Поэтому надо, чтобы цель была не «как у людей», а «как тебе надо». А как тебе надо – об этом человек совершенно не задумывается. Он действует чаще из зависти, нежели из здравого смысла.

– Вопрос телезрительницы: «Я прочитала Послание апостола Иоанна. Там написано: если кто видит брата своего согрешающим грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь; а есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Правильно ли я понимаю, что не стоит молиться о своем близком, который согрешает смертным грехом?»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Нет, это слишком многого стоит. Просто обычно это бесполезно, пока человек сам не отвратится от этого греха.

– Ясно, спасибо. Можно еще один вопрос? Я где-то прочитала: не оставайтесь должником никому и ничем, кроме взаимной любви. И вот в церкви (я недавно хожу), бывает, угощу кого-нибудь соленьем – возвращают баночку, еще даже и с железной крышечкой. Или овощами угощаю, мне потом дают семена. Я, может, неправильно понимаю, считаю это за мелочность или так: «ты мне – я тебе». Или во мне что-то неправильное?

– Нет, человек делает такой жест в знак благодарности. Вот и все. Ведь взаимная любовь. Вы оказали любовь, дали баночку огурчиков, а человек баночку возвращает, чтобы Вы в другой раз, когда еще будете закатывать огурчики, может, еще кому-нибудь дали бы. Потому что, бывает, банок не хватает. Мы вот нашей тетушке всегда собираем банки с крышечками к лету. Нужная вещь.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Следующий вопрос. «”Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня, и Я воскрешу его в последний день”. Означает ли это, что если Господь не захочет, то человек не познает Бога и не уверует в Него? И никакими доводами, убеждениями не привести его к Богу? Получается, что Господь Бог Сам решает: кому открыть глаза, кому нет и в какое время; и от человека это не зависит».

– Совершенно неверное толкование. Вот я давеча рассказывал, что когда хлопнет дверь аудитории, этот хлопок привлекает всеобщее внимание, головы обращаются туда, людям важно вместо лекции о Боге узнать, кто зашел. Что значит «привлечет»? Значит, Бог привлекает человека.

– Становится ему интересен.

– Да, он хочет узнать: а что Бог говорил, а как Он родился, а где Его родители, а в чем состояло это родство, а что это за братья Божии, а как Господь умер, а почему? Вот Миша тут звонил, ему деток жалко; молодец, добрая душа. А он Христа пожалел? Или за справедливость: почему кто-то одиннадцать тысяч рублей получает, а другой – два миллиона? Несправедливо, он считает. Хорошо. А ты ко Христу справедлив? А те, которые кричали на площади: «Распни, распни его», – это что? Сколько Он мертвых воскресил, сколько голодных накормил, больным давал здравие, от горячки тещу Петрову освободил, слепым давал зрение. За какую из этих добродетелей Его распяли, а перед этим били? А за что? А плевали на Него – это за что? А сзади били и говорили: угадай, кто Тебя ударил? Это же издевательство. Это за что? Не жаль распятого Христа. Совершенно не жаль, об этом у Миши ни одного слова не прозвучало. У него только претензии.

– Ну, в эту сторону ум человека не повернут.

– Да, то есть ему до Бога нет никакого дела. Просто нет. Бог дал заповедь: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Благодарное человечество, вот наша Русь Святая православная, отвечает пятью миллионами абортов каждый год и разводами больше половины от браков. Опять же каждый год. Вот оно. И что теперь? И Бог виноват. Почему Он не остановит? Бог совсем не полицейский. Он хочет, чтобы человек сам обратил внимание на Бога. Он хочет, чтобы Бог привлекал бы людей, а они говорят: «Это Он Сам должен привлечь». Сплясать, что ли, вам? Что за дикость? Купола не нравятся. Так купола для того и сияют золотом, чтобы привлекать, чтобы из этой серой застройки возникал купол, который напоминал бы, что есть Небесное Царство, там нетленный свет, как у золота. А он говорит: «Мишура какая-то». Какая мишура? Святые таинства, что ли, мишура? Язык отсохнет за такие слова.

– Вопрос телезрителя: «Почему Иисус Христос разгромил торговцев в храме, а я захожу в храм и попадаю как будто в торговый центр? Везде ценники, везде цифры. Почему так?»

(Далее диалог с телезрителем.)

– Почему? Потому что каждая вещь создана людьми, она не упала с неба. Вот свечка, ее нужно изготовить. Чтобы ее изготовить, нужен станок, фитиль нужно купить, нужно так сделать, чтобы он попал в середку свечки. Вот поэтому.

– Монахи торговали всегда только тем, что они выращивали, но никогда тем, что они делали. Свечки, иконы всегда людям давались бесплатно.

– Никогда. Почитайте летописи. Как это называлось? Меняли иконы на деньги.

– Так это получается торговля святым. Разве можно торговать святым?

– Да Вы просто ничего не понимаете. Платят не за икону, а за труд. Вот я, например, исповедую человека, мне же за это никто не платит.

– Я не знаю, платят там или нет.

– Ах, Вы не знаете. Ну вот. А это денег стоит. Это время тратится.

– Разве Вы не посвятили свою жизнь служению Богу? Какие деньги за служение Богу?

– Деньги исключительно наши русские. Вот апостол Павел всю свою жизнь посвятил служению Христу, даже не женился. Но когда он плавал по морям в разные страны, он же капитану платил. Какие деньги? Те деньги, которые он заработал. А как он заработал? Он шил палатки и их продавал. И на эти деньги ездил, а иногда и братья-христиане ему собирали. И что такого? А Вы знаете, сколько с каждого храма дерут на электричество? Или пусть в темноте молится народ? И чтобы отопления там не было? Пусть мерзнут. У нас страна прохладная, в некоторых областях нашей страны зимой бывает минус шестьдесят. Подите помолитесь без отопления, узнайте, сколько оно стоит. И государство бесплатно церкви не отапливает. Так что какие-то странные претензии.

Даже на машине у дома бесплатно постоять и то нельзя. Плати 150 рублей, а если не хочешь платить, – 2500 рублей заплатишь. И что-то никаких возмущений. Как церковь, так возмущение. Ведь никто же не заставляет Вас покупать свечу. Придите домой, заведите улей, пусть пчелки воск делают. А потом, завести улей – это надо его купить, купить семью пчел, надо возить ее в поля и леса, она принесет воск, мед. Мед скушаете во славу Божию, а свечку сделаете сами; принесите ее, поставьте. А кто Вам помешает? Вы вложили свой труд, поставили свечку. Но не все же могут это делать? Я вот не могу. Вот и все. А жена у меня вообще пчел боится. И как мне быть? А мне охота свечку поставить. Какой Вы вообще справедливый человек, слава Богу, но очень уж глупый.

– Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, что означают слова Иоанна Крестьянкина: "Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий"»?

– Да потому что покой не там надо искать, покой может быть только во Христе. Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

– А тот покой, который люди здесь обретают вне Христа?

– Это на кладбище, их так и называют: покойники.

– Может быть, человек просто незлобивый, неконфликтный, нераздражительный. Вот он ценит такой покой.

– Бывает.

– Со всеми людьми, которые конфликтуют с ним, он просто дружбу не водит и так спокойно живет.

– Да, это вот моя мама (она работала в детском саду) всегда деткам говорила, когда какие-то конфликты возникали: «А ты не играй с ним». И всё, он сразу успокаивался.

– Есть такая заповедь: «Мир храните между собой».

– Да.

– И вот человек старается со всеми быть в мире.

– Да, так и сказано у апостола: по возможности будь со всеми в мире. Даже вот встречаешь человека, ну совершенно глупый, объяснить ему ничего нельзя. Но что на него гневаться? Наоборот, надо ему как-то постараться все объяснить, успокоить его, но это не всегда возможно.

– Но вот просто мирное устроение души человека – оно не привлекает к нему благодать Божию?

– Привлекает. Но этого недостаточно, потому что без веры невозможно угодить Богу. Это только редчайшие случаи, когда человек достиг такого совершенства, как вот этот болящий у Овчей купели. Дело в том, что этот текст читается чаще всего в церкви, ибо у нас народ любит воду освящать. И я настолько глубоко в него вник! Он меня всегда приводит в умиление; какой же великий человек был этот болящий!

– Так мало мы о нем знаем.

– Зато мы знаем весь результат его жизни. Просто великий. Таких людей мало. Пятьдесят лет в церковь хожу, я таких встречал несколько человек. Но это очень редко.

– Вопрос телезрительницы: «Перед распятием Христос такие пытки перенес, Его так били! Ведь это же невозможно было перенести, можно было сознание потерять. Его Бог Отец укреплял в этом?»

– Да, Бог Отец укреплял благодатью.

– Следующий вопрос: «Существуют ли в православии такие понятия, как "повезло", "не повезло"? Я считаю себя невезучим человеком. Мне тридцать шесть лет. Семьи нет, детей нет, подруга предала и оскорбила. Мужчина, которого в молодости полюбила и за которого хотела выйти замуж, ноги об меня вытер. В юности серьезно болела, за мою жизнь меня с разных работ сокращали четыре раза. Бывает ли столько скорбей у одного человека? Чувствую жуткое отчаяние и уныние. Зачем мне такая жизнь?»

– Для того, чтобы достичь безропотного смирения. Чтобы начать искать ответ на этот вопрос, прочитать Евангелие. Когда человек сталкивается с какими-то трудностями, он начинает искать выход.

– Вот сегодняшний расслабленный, которого мы несколько раз упоминали, дает нам ответ на этот вопрос.

– Конечно. И вот эта замечательная женщина, которая написала этот вопрос, спрашивает: зачем? Почитай Евангелие: одно, второе, третье, четвертое. Не может быть, чтобы в одном из зачал она не нашла ответ на свой вопрос «зачем?».

– Он болел больше, чем она живет на свете. Ей тридцать шесть, а он тридцать восемь лет болел. И вот как с ее точки зрения, повезло ему или нет?

– Да, кстати, начинается вопрос с того, есть ли такое понятие? Нет. Это люди, которые смотрят со стороны на чью-то жизнь, часто говорят: «Повезло парню». Упал с 14-го этажа, остался жив – повезло. А вот у меня мой воспитанник упал с пятого этажа маленьким мальчиком, встал и пошел. Мы у него спрашивали: а как это? Он говорит: «Ну, как? Меня вот с этой стороны один ангел держал, а с этой – другой». То есть ясно, что это не повезло, а ангелы понесли, он их видел, поэтому мягко опустился на землю, ничего себе не повредил. Ни перелома, ни ссадины, сразу встал. С пятого этажа. Не повезло, а понесло на воздухе. Вот что бывает.

– Нас просят по возможности обратиться к нашим слушателям за помощью, чтобы поддержали наш канал.

– Канал существует только на те средства, которые так ненавидит наш замечательный слушатель, который против денег. Но если канал не оплатит работу спутника по той цене, которую устанавливает государство, и если ваших средств не хватит на зарплату сотрудникам, которые есть и в нашей студии, и вообще по всей Руси, где показывает телеканал «Союз», его закроют. И вы останетесь без этого утешения, которое приносит телеканал «Союз». Поэтому не надо лениться, а надо себе поставить в обязанность: кто сколько может, должен перечислить.

Мы с отцом Александром ничего не получаем. И все остальные священники, которые сюда ездят в выходной. В воскресенье все вы дома, отдыхаете у телевизора, а мы «ишачим» совершенно без всякого вознаграждения, исключительно для того, чтобы вас, дорогие мои, чему-то научить. А ваша роль минимальная: дотянуться до кошелька и по телефонам перечислить небольшие денежки. И когда вас много будет в этом участвовать, то канал сможет заплатить и за вещание, и за все, а иначе все это закончится. Вот сейчас начинается летний период, все будут «Союз» смотреть регулярно и часто, а средств к осени вообще не остается. И канал остается должен миллионы. Это все дорогая продукция. Поэтому это наше общее дело. Одни смотрят и платят, а другие из религиозного энтузиазма создают программы. Спаси вас Господи! Руководство канала очень надеется и меня просило вас к этому призвать. До свидания. Христос воскресе!

Ведущий Александр Березовский, протоиерей

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы