Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

28 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала - беседа с благочинным тюремных храмов и председателем Отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской митрополии, настоятелем храма святой великомученицы Екатерины в поселке Динамо (г. Павловск) протоиереем Олегом Скоморохом.

– Отец Олег, благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

– Благословит Господь всех нас светом разума, тем более что вчера мы совершили отдание праздника Крещения Господня, который называется еще и Богоявлением, и днем Просвещения. Это просвещение очень необходимо для всех нас, поскольку Господь Спаситель пришел именно как Свет миру, просвещающий и освещающий всякого человека.

– Спасибо, батюшка! Тема вопросов у нас сегодня житейская. И первый вопрос такой: «Родители мужа против нашего венчания. Что делать в такой ситуации?»

– Да, вопрос этот на сегодняшний день очень насущный. Если мы обратимся к древнерусской традиции, то увидим, что в те времена благословение родителей имело очень большое, существенное значение. Когда читаются молитвы на совершение брака, мы слышим, что судьба детей, их будущий дом, вся их жизнь утверждается на благословении и молитве родителей. Поэтому очень важно, чтобы выбор детей сочетался с одобрением родителей, чтобы они могли спокойно ожидать счастливой старости, рождения и воспитания внуков и всего того, что они в свое время вложили в воспитание и развитие своих любимых чад. Но, к сожалению, сейчас (а скорее всего не только сейчас, наверное, так было и раньше) дети, взрослея, стараются выражать свою самостоятельность в том числе и тем, что выбирают для своей супружеской жизни людей, которых предпочитают они, что, безусловно, является законным правом свободного человека.

На сегодняшний день существуют разные возможности для сожительства: это и законный брак, благословленный и освященный Церковью, и брак, заключенный только в загсе, но не освященный Церковью, и так называемое свободное брачное сожительство, которое, конечно, расценивается как блудное, потому что не несет в себе ни освящения, ни ответственности супругов друг перед другом, несмотря даже на многолетний опыт такой совместной жизни и рождение детей. В современный мир все больше входит это чувство безответственности и свободное отношение людей друг к другу и все меньшее значение имеет то, согласны ли родители на такую супружескую жизнь, которую и супружеством-то назвать нельзя.

Поэтому, конечно, мы всегда стараемся помочь тем молодым людям, родители которых не согласны на их союз, чтобы они все-таки к этому согласию пришли. Нужно понимать, что как дети могут по своему усмотрению отстаивать право на свободу в супружеской жизни, так и родители могут по-своему представлять счастье своего ребенка. Зачастую, даже после того, как брак уже совершился, родители, не согласные с выбором детей, могут еще долгое время препятствовать нормальным взаимоотношениям в семье. К сожалению, достаточно большой процент разводов случается именно потому, что родители, по-своему представляя, как должны складываться супружеские отношения, рождение и воспитание детей (а складываться может не так, как им бы хотелось), формируют определенное негативное отношение у супругов по отношению друг к другу.

Поэтому, конечно, очень важно иметь согласие родителей на брак своих детей. Вместе с тем надо понимать, что могут быть сложности как со стороны молодых, так и со стороны их родителей, поэтому каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Если к священнику обращаются с таким вопросом, ему очень важно разобраться, в чем причина неприятия теми или иными родителями одного из будущих супругов. Здесь очень важно, чтобы священник не просто дал или не дал свое благословение, а попытался встретиться со всеми участниками этих отношений: и с одними родителями, и с другими, возможно индивидуально, а может быть, и со всеми вместе. Потраченные силы и время, скорее всего, помогут разрешить ту конфликтную ситуацию, которая может привести к распаду семьи в будущем. А способов для того, чтобы предотвратить или разрешить любую конфликтную ситуацию, достаточно много.

– Два вопроса о православном венчании: «Живем с мужем в браке, планируем повенчаться. Скажите, пожалуйста, обязательно ли одежда для венчания должна быть новой, можно ли ее снова носить после таинства Венчания или ее нужно хранить?» И второй вопрос: «Собираемся венчаться с молодым человеком, и, естественно, хочется быть красивой. В других религиях тело девушки перед свадьбой украшают рисунками из хны. Мне хотелось бы тоже украсить себя. Как Вы, батюшка, смотрите на это?»

– Да, вопросы очень похожие, и, наверное, понятно, почему мы сегодня затрагиваем темы, связанные с венчанием, организацией семьи и бракосочетанием. Закончились святки, а с ними и период от начала Рождественского поста до Богоявления, когда таинство Венчания в храмах не совершалось. Сейчас, от праздника Богоявления до масленицы, наступает период, когда люди готовятся вступить в брак и в том числе совершить таинство Венчания. Это очень хорошо и правильно! Насколько можно украшать себя для совершения венчания? Издревле оно совершалось для того, чтобы вновь образующаяся семья стяжала благословение на супружескую жизнь, рождение и воспитание детей, на единодушие и единомыслие в православной вере, так что в первую очередь это таинство –духовное действо, направленное на обретение Божественной благодати на всю последующую супружескую жизнь. Современный мир стал, скажу так, более широким, и те традиции, которые приходят к нам из опыта других народов, очень интересны, особенно для молодых людей. Они хотят не просто понаблюдать за тем, какие традиции и обычаи существовали в других странах, у коренного населения каких-нибудь, например, индийцев, но и попробовать все это испытать на себе.

Но прежде всего мы должны понимать, что венчание – это действительно таинство, Божие благословение, и оно должно происходить именно в той религиозной культуре, в тех традициях, которые здесь, в России, существуют уже многие века, благословляют наши семьи и рождение наших детей. Безусловно, очень важно чувствовать себя красивой, ощущать этот праздник как единственный в жизни, но вместе с тем надо понимать, что существующие традиции, культура, само отношение к храму, поведение в нем дают нам определенное понимание того, как нужно одеваться, чем можно себя украшать, каким образом нужно себя вести. Очень не хотелось бы, чтобы наши женщины украшали себя по подобию индийских, африканских или каких угодно других женщин, а то ведь завтра они уже начнут плясать какие-нибудь ритуальные танцы на паперти, и это, конечно, недопустимо. Во всем нужно соблюдать определенную меру и соответствовать духу того таинства, в котором мы принимаем участие, переступая порог храма. Подготовка к венчанию не должна походить на подготовку к некоему шоу по какой-то определенной программе, чтобы удивить собравшихся гостей, сделать этот день особо незабываемым, но не по духовному настроению, а по тому, что платье на невесте было какой-то удивительной необыкновенности или тело и лицо невесты разукрашены какими-то причудливыми узорами! Поэтому повторю: во всем нужна мера, понимание религиозной культуры и духовности того момента, который совершается в храме во время венчания.

Что касается выбора наряда для людей, которые какое-то время уже прожили в законном браке и решили прийти в храм для благословения Божия на последующую супружескую жизнь (таких случаев тоже достаточно много), здесь, конечно, необязательно заново покупать платье невесты; для того чтобы почувствовать торжество и радость момента, достаточно приготовить для себя любое красивое, нарядное платье (для мужчины – костюм), которое, конечно, можно будет использовать в дальнейшем. Действительно, очень важно чувствовать себя красивой, важно чувствовать исключительность момента венчания, но при этом все внимание, безусловно, должно быть обращено «внутрь» этого события, для того чтобы оно было подольше действенным.

– Вопрос от нашего телезрителя: «Уговорил жену не делать аборт, хотя она очень этого хотела. Родилась девочка, но жена постоянно закатывает скандалы, истерит, вызывает полицию и ведет себя неадекватно. Не выдержав этого, я ушел и теперь не знаю, как быть дальше».

– Каждая супружеская жизнь – это отдельный мир, который никогда не бывает однобоким. Он насыщен, богат, полон различными событиями, нюансами, тонкостями человеческих взаимоотношений. Если выстроить в последовательный ряд определенные события, можно сделать любые логические умозаключения, но, как правило, в любом конфликте (в семейном в том числе) виноваты обе стороны. В каждом конкретном случае необходимо приходить к священнику сначала одному, потом, может быть, вдвоем, для того чтобы последовательно, спокойно, не торопясь разобраться почему возникла та или иная кризисная ситуация в данной, конкретной семье. В соответствии с Посланием апостола Павла муж – глава семьи, как Христос – Глава Церкви. И вот Христос, будучи Главой Церкви, взошел на Крест, претерпел и позор, и страдания, и поругания, и смерть, и трехдневное погребение, и преславное воскресение. Каждому мужчине, который становится главой семьи, предстоит, наверное, пережить все то, что пережил когда-то Христос, потому что Он сказал: «Кто не возьмет своего креста и не последует за Мной, тот не может быть Моим учеником».

Конечно, когда люди вступают в брак, они надеются на самое лучшее: они готовы клясться друг другу в вечной любви, полностью отречься от себя и посвятить свою жизнь любимому человеку. Но проходит определенное время, и люди начинают заботиться все больше о себе (такое встречается довольно часто, специалисты называют это кризисом семейной жизни). Человеческий эгоизм начинает довлеть над чувством искренней, чистой, бескорыстной, жертвенной любви, которая когда-то соединила этих двух людей. Потеря чувства жертвенности становится причиной того, что каждый из супругов начинает думать и заботиться только о себе, забывая о том, что когда-то он хотел всю свою жизнь посвятить любимому человеку. И человек начинает постоянно думать, почему его обижают, не понимают, почему ему так трудно и одиноко живется в своей семье. Это относится не только к тому мужчине, который задал вопрос, но в равной степени к обоим супругам.

Жизнь данной семьи (как мы можем видеть из вопроса) состоит из очень важных моментов, и прежде всего это момент зачатия и рождения ребенка против воли матери. Сложно сразу понять, изменилось ли отношение матери к этому ребенку, в каких условиях он воспитывался; почему мать стала более нервной и истеричной и почему мужу пришлось уйти из семьи? Каждый этап истории этой семейной жизни требует особого внимания, пастырского изучения и наблюдения за тем, что происходило и происходит в жизни этих людей, почему они пришли к тому, что расстались, почему женщина, которая изначально не хотела ребенка, пришла в такое расстройство душевных и духовных сил, а человек, который должен был стать главой этой семьи до победного конца, в духовном смысле все-таки не выдержал и сошел с креста.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «В народе говорят, что в високосный год нельзя делать никаких начинаний, в том числе это касается и брака. Подскажите, пожалуйста, что православие говорит по этому поводу? Не от язычества ли это?»

– Действительно, в венчании и обрядовой стороне свадьбы зачастую переплетаются церковные правила, народные предания, обычаи и обряды. Конечно, мы должны четко разделять то, что относится к обрядовой (зачастую языческой) стороне этого вопроса, и то, что является действительным правилом и требованием церковных установлений. Високосный год с точки зрения церковных канонов является абсолютно таким же, как и все другие. К церковным канонам и постановлениям относится требование того, когда нельзя совершать таинство Брака – это время многодневных постов: от начала Рождественского поста до праздника Крещения Господня; от Сырной седмицы до Фомина воскресенья (когда после Пасхи заканчивается Светлая седмица); время Успенского и Петрова постов; в дни однодневных постов – Усекновения главы Иоанна Крестителя, Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а также в течение всего года накануне постных и праздничных дней, в частности венчание никогда не совершается во вторник, четверг и субботу. Таким образом, Церковь определяет время, когда это таинство не совершается, но это никак не связано с високосным годом. Для того чтобы понять, что разрешено и что запрещено Церковью, достаточно открыть православный церковный календарь, где все подробно описано. Все остальные домыслы относятся к народному преданию.

– Вопрос телезрительницы: «Как пережить развод? Мы еще не развелись, но я знаю, что у мужа есть кто-то на стороне. Что делать, чтобы не ненавидеть его?»

– Насколько я понимаю, в данном случае дело идет уже к разводу, поскольку блудная связь мужа стала очевидной. Видимо, женщина спрашивает, как ей пережить определенный этап жизни вместе с тем человеком, который имеет блудное сожительство где-то на стороне (и возможно, будет иметь и дальше). Может быть, супруги действительно разведутся, муж оставит жену, но как в данном случае исполнить заповедь о любви к своим врагам, как победить ту ненависть, которая вскипает в душе этой женщины? Это очень серьезный вопрос. Существует несколько причин, по которым допускается развод, и первой причиной, о которой говорит Сам Господь, является именно блудный грех, разрушающий брак. Чувства, которые переживает эта женщина, очень понятны. Невозможно сразу исполнить заповедь о любви к врагам, все простить по-христиански и терпеливо дожидаться, когда же наконец муж определится и уйдет жить в другую семью или когда же наконец совершится развод и жена получит хоть какое-то душевное и духовное успокоение. Учитывая остроту момента, ожидать этого просто невозможно.

Здесь, мне кажется, нужно разбираться поэтапно и для начала понять, существует ли хоть какая-то возможность спасти этот брак, потому что человек может находиться действительно в глубоком кризисном состоянии, причин для которого – масса. Я, к сожалению, специально не занимаюсь вопросами семьи и брака, но тем не менее, имея определенный пастырский опыт, могу сказать, что самое главное в семейной кризисной ситуации – понять, сохраняется семья или она все-таки распадается. Для создания семьи необходимо обоюдное согласие молодых людей, то же самое можно сказать и о распадающейся семье: необходимо, чтобы оба супруга имели действительно твердое, окончательное намерение эту семью разрушить и тем самым закончить семейную жизнь.

В супружеской жизни кризисные моменты возникают часто, от них никуда не деться, и весь вопрос в том, как люди этот кризис переживают. Если в душе каждого из супругов (несмотря на то что, казалось бы, все разрушено в отношениях между ними) все-таки осталось глубинное, настоящее чувство любви, которое когда-то их соединило, а также желание во что бы то ни стало все-таки остаться с любимым человеком, суметь возродить в себе то чувство жертвенности, которое присутствовало в момент их бракосочетания, тогда имеет смысл бороться и искать различные способы разрешения конфликта. Блудная связь не появляется просто так на ровном месте; она появляется тогда, когда один из супругов начинает терять покой, становится несчастным в своей семье, а причин для этого бывает великое множество. Иногда существует реальный риск для своего духовного, душевного и даже телесного здоровья (иногда встречаются самые дикие, страшные случаи истязаний, избиений), а бывает, что один из супругов начинает выпивать.

То есть неустройство семейной жизни может быть связано с огромным количеством грехов. В каждом конкретном случае нужно говорить прежде всего о том, осталось ли то, за что бороться. Если бороться уже не за что, окончательное решение принято и это только вопрос времени, необходимо побеспокоиться о целостности, сохранности и безопасности уже своей собственной духовной жизни, своего собственного здоровья. Поэтому Вам необходимо успокоиться, больше читать Евангелие и усерднее молиться о сохранении своей целостности: и духовной, и душевной, и телесной.

– Вопрос телезрительницы: «Когда исповедуешься, некоторые грехи как бы забываются. Я хотела бы узнать, как в них исповедоваться?»

– Да, действительно некоторые грехи забываются, но мы стараемся готовиться к исповеди заранее, что является залогом того, что забытыми останется минимальное количество грехов. Мы не зря говорим о трех днях приготовления ко Святому Причастию, когда можно и попоститься, и распределить на эти три дня то молитвенное правило, которое должен прочитать каждый человек, готовящийся к причащению, и, конечно, подготовиться к таинству Исповеди. Можно записывать свои грехи на листке бумаги, можно использовать многочисленные сейчас книжные пособия, где о таинстве Исповеди есть чудесные беседы с опытными духовниками. Сейчас у нас такая информационная доступность, что можно прочитать, увидеть и услышать достаточно много; нужно только поставить перед собой такую цель и заблаговременно начать ее реализовывать. То есть если вы знаете, что за утро и вечер вам не удастся подготовиться, начинайте готовиться к исповеди за день, за два, а может быть, и за три дня, чтобы можно было все подробно вспомнить, потому что, как мы знаем, прощаются именно те грехи, в которых человек раскаивается.

Бытует мнение, что в таинстве Соборования прощаются забытые грехи (когда в течение Великого поста совершается таинство Елеосвящения, или Соборования), и поэтому многие люди по своему духовному невежеству приходят в храм пособороваться только потому, что существует этот «штамп» о прощении забытых грехов. Но Господь видит сердце каждого человека, и если кто-то приступает к таинству с долей лукавства, ему воздастся соответственно его настрою. А если человек обращается к таинству Соборования с глубоким сокрушением сердца, понимая, что его духовные или телесные недуги могли наступить в результате забытых грехов, которых он не может вспомнить по давности лет или по каким-то специфическим заболеваниям, то в таком случае таинство Соборования, проникая в глубь души, исцеляя все, что есть больного в человеке, попаляет в том числе и забытые грехи. Поэтому очень важно, чтобы те таинства, в которых мы участвуем, были для нас воистину «не в суд или в осуждение, но во исцеление души и тела».

– Вопрос телезрительницы: «Стараюсь причащаться каждое воскресенье, за неделю вроде бы не нагрешила, как в таком случае правильно исповедоваться перед Святым Причастием?»

– Исповедь перед Причастием носит двоякий характер. Во-первых, это, собственно, таинство Покаяния – очищение души и тела перед сочетанием со Христом и принятием Святых Христовых Таин внутрь себя; и во-вторых, это благословение священнослужителя, его свидетельство о том, что человек может приступать к Святым Христовым Таинам, надеясь на то, что Причастие действительно будет во исцеление души и тела, а не в суд или в осуждение. Поэтому в том случае, когда человек регулярно исповедуется и причащается, участвует в таинствах раз в неделю (то есть проводит интенсивную духовную жизнь), исповедуется у одного и того же духовника, он может прийти и свидетельствовать о том, как он готовился, а батюшка уже решит, благословлять ли такого прихожанина причаститься. Но главное – ничего специально не придумывайте, говорите то, что лежит у вас на сердце в данный конкретный момент.

– Вопрос телезрителя: «Каким святым можно молиться при длительной болезни?»

– В Православной Церкви есть очень много святых, которым молятся об исцелении. Наверное, не стоит даже перечислять все чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери, а также различные имена угодников Божиих, потому что их действительно великое множество. Что касается длительной болезни, я бы посоветовал молиться Господу Богу и почаще участвовать в таинствах Исповеди и Причастия, а также непременно раз в год собороваться, потому что это таинство направлено на исцеление души и тела человека. Здесь нужна не магическая формула, не имя какого-то одного чудотворца, а необходимо найти внутреннее духовное родство с тем святым, к которому человек обращается. Читая жития святых, мы знакомимся с ними, вступаем в духовное молитвенное общение, переживая скорбные обстоятельства их жизни: болезни, которыми они страдали, скорби, которые они переносили.

Сочетаясь с ними, размышляя над событиями их жизни, мы пытаемся опыт жизни святых переложить на свой опыт; их страдания и скорби, их болезни приложить к своей жизненной ситуации, своим скорбям, страданиям и болезням. Возникающее таким образом духовное приобщение к опыту святых сближает нас с теми святыми, к которым мы обращаемся. А поиск наиболее «сильного» чудотворца или самой-самой чудотворной иконы носит такой, я бы сказал, магический оттенок, когда без определенного духовного труда человек пытается получить тот или иной результат. Поэтому я от всей души рекомендовал бы больше читать о житиях святых, особенно тех, которые прославились исцелением от различных болезней, а также знакомиться с теми чудотворными иконами, которые источают обильное исцеление. По мере общения, знакомства со святыми можно будет ждать помощи в наших скорбях и болезнях.

– Вопрос телезрителя: «Почему в наши храмы практически невозможно попасть инвалиду на коляске?»

– Потому что многие наши храмы были построены тогда, когда об этом никто не задумывался. Всегда были добрые прихожане, близкие, родные люди, которые помогали своим немощным сродникам, знакомым, соседям добраться до храма, а когда человек был уже совсем немощным, приглашали священника на дом для совершения таинств у постели недвижимого болящего. Теперь, конечно, появились инвалидные коляски, и люди, которые раньше не могли попасть в храм сами, сейчас имеют такую возможность. Но в некоторых случаях появлению специальных пандусов препятствуют объективные причины: храм может являться памятником архитектуры, который, например, по узости лестниц просто не предполагает пристройки дополнительного пандуса.

Но я могу сказать о том, что сейчас проблемам инвалидов и тех людей, которые имеют определенные сложности обычным образом попасть в храм, уделяется особое внимание, со стороны Церкви в том числе. Около года назад мы получили циркуляр о том, что необходимо по возможности устраивать специальные пандусы для того, чтобы люди, передвигающиеся в инвалидной коляске, могли попасть в храм. Не все, конечно, можно сделать сразу, для выполнения того или иного распоряжения необходимо время, но сам факт рассылки такого циркуляра свидетельствует о том, что священноначалие действительно озабочено тем, чтобы для малоподвижных людей, инвалидов, доступ в храмы был открыт. Я думаю, что если обратиться в епархиальное управление региона, вполне возможно получить информацию о том, в каких храмах региона есть подъезд, оборудованный специальным пандусом для колясочников, и тогда туда можно будет добраться и попасть на богослужение.

– Вопрос телезрительницы: «У меня больные ноги, и мне тяжело стоять всю службу, которая, бывает, длится два-три часа. Я была на одной из служб Матроне Московской на Кипре, и там в церкви на всей площади храма в ряды стояли кресла, все прихожане сидели. Является ли это отхождением от веры и не противоречит ли православию?»

– Я уверен, что православию это не противоречит и отступлением от веры не является. Просто в каждой церкви существуют свои определенные традиции. Иногда эти традиции совпадают, а иногда расходятся. Да, действительно, в греческих церквях, как и во многих других зарубежных православных, католических и протестантских, присутствуют лавки, скамейки и многие верующие люди, приходя на богослужение, садятся на них и встают только в определенные моменты богослужения. Скамейки и кресла ставятся и перед храмом, под навесом, чтобы те люди, которым в храме душно, имели возможность выйти на улицу. В церковном дворике они могут сесть на лавочку под навесом и через динамики, которые передают богослужение из храма, слушать, как идет богослужение и заходить в храм, когда наступает момент Причастия или когда человеку это необходимо. В наших южных регионах тоже есть традиция молиться вне храма, когда верующие люди стоят и молятся на улице, потому что тяжело стоять в храме, где очень жарко и душно, особенно когда к Причастию приходят семьи с маленькими детьми, которым нужно и побегать, и порезвиться и которым трудно стоять в переполненном в воскресенье храме.

Поэтому я уверен, что каждый храм, в зависимости от своего местоположения, от того, насколько в воскресный день он наполняется прихожанами, заботится о том, чтобы богослужение проходило благоговейно и чтобы прихожанам было достаточно удобно и спокойно молиться. Что касается лавок, мы можем вспомнить о том, что говорил еще святитель Филарет Дроздов: «Лучше сидя думать о Боге и о молитве, чем стоя думать о ногах». Безусловно, Церковь предусматривает в каждом храме специальные лавки и стулья для немощных людей, которые не могут отстоять всю службу. В определенные моменты они могут садиться или, если совсем немощные, могут сидеть на лавочке всю службу, в этом ничего предосудительного нет, никто такого человека не осудит.

Но полностью переходить на систему западноевропейского богослужения, с постоянным нахождением на всей площади храма скамеек и лавок, с моей точки зрения, не совсем правильно. В нашей русской, уже многовековой традиции своим стоянием перед Богом, иконой, алтарем человек выражает свое благоговение. Во время совершения Божественной литургии престол – то место, на котором невидимо восседает Сам Христос, а ангелы Божии невидимо окружают алтарь, храм и молящихся в нем людей. Поэтому когда приходишь в храм, где все уставлено скамейками, когда видишь, что совершенно здоровые, способные выстоять час-полтора богослужения люди чувствуют себя достаточно привольно, очень трудно представить, что в таком расслабленном состоянии можно сосредоточиться, настроить себя на сердечную, внимательную молитву. Ведь даже во время такой молитвы мы постоянно боремся, чтобы отогнать от себя всякое житейское попечение, чтобы хотя бы то малое время, которое мы проводим в храме, устремить себя к Богу, совершить какое-то делание, сделать шаг вперед в своей духовной жизни. Это помогло бы человеку, выходящему из храма, почувствовать ту благодать, которая на богослужении изливается на всякого человека, и сохранить ее максимально надолго. Нельзя провести это время расслабившись, бессмысленно, не заботясь о том, что в это время лежит у тебя на сердце, о чем ты думаешь, что переживаешь… Конечно, такой человек обязательно воспользуется предоставившейся ему возможностью и сядет на лавочку. А когда человек приходит в храм и ему нужно все-таки предстоять перед иконой, сделать над собой усилие и во время богослужения побороться с самим собой, принуждая себя к стоянию, побуждая себя к сосредоточенной, внимательной молитве при обращении к Богу, то, конечно, в этом будет больше пользы. Но, еще раз повторю, если у человека есть какая-то немощь, то никто не препятствует ему присесть, для этого в наших храмах есть все необходимое.

– Благословите, пожалуйста, наших телезрителей и, может быть, скажете какое-нибудь доброе, хорошее, напутственное слово.

– Да благословит Господь всех нас миром, и дай Бог, чтобы те радостные, светлые дни, которые мы с вами переживали от Рождества Христова до Крещения, освящали нашу дальнейшую жизнь. Ведь когда мы вспоминали Рождество Христово, евангельские события, мы радовались тому, что Господь пришел в наш мир «нас ради человек и нашего ради спасения». Очень важно, чтобы это чувство присутствия Бога в нашей жизни было постоянным, потому что именно тогда не будет места греху, унынию, всем тем невзгодам, о которых мы сегодня говорили. Дай Бог, чтобы мы всегда чувствовали благословляющую нас десницу Божию и во всем – и в радости, и в скорбях – всегда чувствовали спасающий нас Его Промысл.

– Спасибо Вам большое, отец Олег!

 

Ведущий Андрей Морозов
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать