Беседы с батюшкой. Рождественский пост

28 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

Дорогие друзья, хотим поздравить вас с началом Рождественского поста. Сегодня первый день поста, уже скоро мы в храме услышим «Христос рождается, славите». Скоро будет праздничное настроение. Но пока все-таки пост, есть определенные запреты. Вопрос, каждый раз повторяющийся с началом каждого нового поста: для чего все-таки нам нужен этот пост?

– Предваряя разговор о посте, хочется сказать, что у человека церковного, как только он слышит слова песнопения «Христос рождается, славите», сердце замирает, наверное, так же, как в детстве у ребенка, который начинает слышать песенку про елочку и у него уже ассоциации, что скоро подарки, скоро Новый год. Вот так для людей церковных, как только мы слышим песнопения Рождества Христова.

– А мы напомним, что 3 декабря, в канун праздника Введения во храм, как раз во время праздничного канона будет катавасия «Христос рождается, славите».

– Конечно. И мы с радостью ощущаем приход праздника. Ну и по традиции самым великим праздникам, как и Пасхе, предшествует пост – то, что мобилизует человека, заставляет его собраться с силами духовными и физическими, собраться в прямом смысле. Пост от нас требует сдержанности, молитвенного подвига. Зачастую люди верующие стараются на время поста увеличить свои молитвенные правила, прекратить всевозможные пустые передвижения в пространстве и времени. Прекращается супружеская жизнь. Ну что же, это способствует укреплению воли. Но, как всегда, хочется предупредить об одном и том же. Как сказал один мудрец, человек, который все время волнуется о еде, немножко напоминает рыбу, которая заглатывает червя, не заметив, что червь на крючке. И потом за крючок рыбу вытаскивают; она попадается, проще говоря. У человека, который все время занят мыслями – поел, не поел или что есть, и жизнь постепенно превращается в постоянную заботу о еде. Не должно быть так, враг нас ловит на этом вроде бы маленьком, но таком немаловажном вопросе для каждого человека.

Поэтому все-таки основное, ради чего мы постимся, – чтобы возрастать духовно, очищаться от своих страстей, прекратить пустые разговоры. Сколько к посту говорят: возьмитесь не только поститься в еде, но и прекратите пустую болтовню по телефону, меньше сидите у телевизора, тогда у вас будет время заглянуть в самого себя. Наверное, пост для этого нам и дан.

– Вопрос телезрительницы: «В одной из духовных книг я прочитала, что мирянину необходимо читать каждый день 26-й, 50-й, 90-й псалмы, а между ними прочитывать Богородичное правило. Но одна из прихожанок нашего храма мне сказала, что не следует мирянину читать 26-й псалом ежедневно, могут быть искушения. Хотела бы узнать, так это или нет».

– Храни Господи, спасибо Вам за вопрос. А чем Вам не нравится «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…», то есть первый псалом? Уже в одной этой строчке столько вложено наставлений на весь пост, а для многих и на всю жизнь! Мне кажется, замечательный псалом.

Есть какие-то сложившиеся, будем говорить, народные традиции внутри Православной Церкви, когда какой-то псалом читается, а какой-то нет, мол, будут искушения… Простите, а если я Псалтирь вообще не читаю, предположим, у меня разве искушений не будет? А другой читает день и ночь, как, например, добросовестные монахи – у них что, искушений нет? Это неправильное понимание. Псалтирь читать благодатно, и читать ее надо всю. Более того, хорошо бы подойти к своему духовнику или к священнику, у которого вы постоянно исповедуетесь, чтобы он вам подсказал, устроил Ваше правило так, чтобы было время читать Псалтирь. Особенно постом, друзья мои, очень полезно для души читать Псалтирь. Честно говоря, уже не в первый раз слышу, держатся в народе такие суеверия, по-другому не назовешь. Православные суеверия.

– А если во время службы 26-й псалом попадает в кафизме?..

– Бежать из храма сразу же. Выскочить, заткнуть уши…

– О том-то и речь.

– Конечно, радость моя. А Великим постом мы на богослужениях всю Псалтирь вычитываем!

– Два раза за неделю.

– Вот именно. Поэтому, солнце мое, неверно! Не слушать никаких таких, простите, бабских разговоров, читать Псалтирь, уповать на Божью милость. Потому что с древних времен известно, когда еще не были установлены никакие молитвенные правила, ни утренние, ни вечерние, всегда читали Псалтирь и через это спасались. Поэтому, чада мои возлюбленные, призываю вас читать Псалтирь и прекратить все эти разговоры. Все время есть люди, которые что-то выискивают, появляются какие-то выдумки в приходской среде. Не должно быть этого. Читайте Псалтирь, и Господь приведет вас ко спасению, повторяю, а по вашим молитвам и нас всех. Как говорил преподобный Серафим Саровский: спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

– Кажется, отец Олег Стеняев как-то рассказывал, как всю Псалтирь, 20 кафизм, на Руси в незапамятные времена вычитывали за один день: пять кафизм до восхода солнца, и  далее как-то это распределялось на весь день. И за день благочестивый православный христианин вычитывал всю Псалтирь, такое было правило. Преподобный Сергий учился по Псалтири.

– И на номера не делили.

– Конечно. Такова была грамота на Руси.

– Могу сказать, что я и на нынешний день знаю (правда, немногих) человек трех-четырех, которые ежедневно полностью вычитывают Псалтирь. У них это занимает четыре часа. То есть даже время оговорено. Сначала было более длительное время, потом при беглом чтении, при знакомом тексте, это занимает четыре часа. Точно знаю. Притом эти люди не на пенсии, они работают. Они встают в четыре утра, до восьми читают Псалтирь, в восемь уезжают на работу. Одна из них врач, довольно часто у меня бывает на приходе. Она так молится за своего мужа. Человек он у нее пьющий, и она говорит: пока читаю Псалтирь, не пьет. Стоит сказать: ну все, хватит, можно отдохнуть, – сорвался. Опять начинает Псалтирь читать.

– Вот это любовь, батюшка!

– Да, в этом проявляется любовь, причем это уже не первый год длится, слава Богу. Но она не выбирает никаких номеров, всю Псалтирь – от корки до корки.

– Вопросы телезрителей в соцсети «ВКонтакте».

«Как бороться с чревоугодием, если в дни поста хоть что-то получается, а после снова тяжело? Как соблюдать меру телесного поста, чтобы не навредить себе и хоть немного продвинуться вперед (в духовном плане)?»

Человек спрашивает, с чего начать – реже есть масло, в чем-то себя ограничивать? Как строить свой пост?

– И как бороться с грехом чревоугодия.

– Да, чтобы оно не возобновлялось после поста. Постом-то ограничиваем, а после – срываемся, как обычно это бывает. Вот интересно человеку, как нужно планировать свой пост, где урезать себя, ограничивать, чтобы продвинуться в духовном плане.

– Дорогие друзья, есть некоторые вопросы, которые, по моему мнению, по опыту священника, должен бы вести духовник спрашивающего. Каждый из нас наблюдает за своим прихожанином. Одному можно сразу что-то ограничить, и он это достаточно легко перенесет. А другой рухнет в обморок. Помню, много лет назад, когда я еще был мирянином, ездил к одному старому священнику. Каждый отпуск я себе откладывал две недели от отпуска и ездил к нему на послушание, это в Прибалтике еще было (у отца Василия Борина). Он внимательно посмотрит и говорит: «Ладно, надо в этот раз стену класть, постом будете рыбу есть». Мы тогда: как это так рыбу? Поблажка… Но однако же никто со старым священником не спорил, и со временем я понял, что одно дело быть каменщиком на улице, когда тебе облегчается пост, другое дело – когда ты на конторском служении, в теплых условиях; тут можно и строже.

Затем – личные свойства человека. Один легко переносит уменьшение своего питания или замену рациона, а другой очень тяжело. Хорошо бы все-таки это советовал духовник, учитывая личные свойства человека. Тогда человек будет легко переносить.

В моей практике лет пятнадцать назад был такой случай. У меня был рабочий, приходил на территорию храма. Когда начинался пост, он настолько добросовестно постился, что только вечером вкушал кусок черного хлеба с водою. А весь день на улице был занят тяжелой работой. Я его упрекнул: «Александр, нельзя так, дорогой, нужно, чтобы ты был полон сил». Он: «Нет, батюшка, Вы не знаете, я все сделал что нужно». Финал был естественный – где-то через три дня он упал в обморок, притом поднимался к своей квартире, слетел с лестницы… В результате вместо поста и добросовестной работы он пролежал в больнице, охваченный бинтами. Будем говорить, смирили его гордыню.

Поэтому с чего начинать? Начните с самого малого. Постарайтесь проследить, чтобы ваше молитвенное правило было ежедневным. Это будет ваш первый ход. А затем уже будем говорить о еде.

– Вопрос телезрителя: «Изначально этот пост был Филиппов, то есть это память апостола Филиппа, которого распяли; апостолы остальные постились в это время. Когда пост стал Рождественским и почему?»

– Это название поста мы увязываем с преддверием празднования Рождества Христова. Поэтому назовем ли мы его Филиппов в память святого апостола Филиппа или  Рождественский, думаю, святого апостола Филиппа ничем не оскорбим. Он будет так же рад и радуется в жизни вечной Рождеству Христову, как и мы с вами здесь, на земле. Поэтому будет ли пост Филиппов, в честь первого дня перед началом поста, как всегда, или Рождественский, – думаю, это не принципиальный вопрос.

Главное, чтобы мы духовно готовились. Почему-то меньше вопросов, какое можно духовное правило взять на время поста. Что есть или не есть – задают вопросы, назвать его Филиппов или Рождественский – задают, а спросить: «Батюшка, с чего было бы легче начать пост? Чтобы я духовно не просто приблизился (Господи, помилуй!), но хотя бы не скатился ниже по духовной лестнице»? Вот какие мы с вами пути ищем. Это было бы очень важно. Поэтому вновь возвращаюсь, друзья мои: подумайте, что бы на время поста вы могли сделать для усмирения своих страстей, вредных привычек. Каждый уже подберет по своим силам.

– Вопрос от многодетной матери, которая ждет четвертого ребенка. Пост соблюдать по понятным причинам она не может. Как она может провести его? Может быть, есть какие-то правила для беременной женщины. И как с детьми говорить о посте, как меняется жизнь в это время в такой семье?

– Храни Господи, вопрос хороший, тем более от многодетной матери услышать... Во всяком случае, те священники, которых я знаю, всячески идут навстречу таким добросовестным женщинам, потому что для них пост – это уже забота и попечение о большом количестве деток. Чего там с нее спрашивать, съест ли она лопухи или выпьет стакан молока. Она растит детей, она их любит, заботится о своем супруге (а бывает и большая семья, где и родители рядом находятся). То есть заботы у нее увеличиваются, круг опекаемых ею растет.

Поэтому давайте сделаем так: предлагаю таким матерям по силам. Во-первых, дети в силу развития, роста пост переносят труднее. Порой растительная пища не очень сытная для них. Но при этом у нас есть ряд положительных примеров, где не говорят при детях о посте, а просто мама мудро меняет потихоньку блюда, которые она подает на стол. То есть снимает мясные, молочные, оставляет пищу постную. И дети первое время не замечают, что начался пост. Почему дети волнуются в семье? Очень много разговоров перед началом поста: ой, скорей бы кончился; вот кончится, я вам дам молочка… Не надо! Если вы сами к посту относитесь ровно, то и дети будут так же ровно относиться. Если вас самих (а вы даже не замечаете этого!) волнует пост, то и детям это волнение передается.

Поэтому учтем, что детская потребность в молочной пище велика (может быть, не столько в мясной, сколько в молочной). Попробуйте не два постных дня вводить в течение седмицы, а четыре. А два других (суббота, воскресенье) – давайте детям молочную пищу. Я считаю, так. А так ни с беременных, ни с кормящих строгого поста требовать не надо. Бывает у людей очень хорошее качество – естественная потребность. Начался пост, и они, даже кормя детей, не хотят мясную, молочную пищу; хватает той постной, которая есть. Прекрасно, слава Богу! Очевидно, такую же благодать Господь дал и в семьях преподобного Сергия или святителя Николая; они с детства отказывались от молока. Но насильно детей лишать скоромной пищи не имеет смысла.

Повторяю, опыт показывает печальные вещи. Во-первых, это ослабление здоровья, если ребенок не приучен, не мобилизован родителями; во-вторых – воровство. Они дома постятся смиренно, а в школе или в общественном месте начинают тащить скоромные продукты… Такой печальный опыт есть. Поэтому очень прошу вас, если дома идет речь о посте, все-таки перейдем к духовно-нравственным формам воспитания. Например, пост – это ограничить просмотр телевизора, количество мультфильмов. Не будем мороженого есть. «Ребята, давайте попостимся и ради Бога, нас любящего, нас спасающего, не будем есть мороженого». Для ребенка это целое событие! У нас это вызывает улыбку, а для ребенка – целое событие. Я предлагаю, чтобы во время поста было такое отношение. А так, конечно, многодетным мамам – честь и хвала, дай Бог им сил поднимать детей. Пусть это вырастут люди, любящие Церковь. Не так просто сейчас в нашем обществе воспитать детей, любящих Церковь, не боящихся ее, чтобы у них это не вызывало страх: вот, поститься, сидеть на длинной службе... А чтобы участие в церковной жизни вызывало радость.

– Я вспоминаю своего маленького двоюродного братика, когда он просил свою маму включить ему «постные мультики». Ребенок так понимал: пост – постные мультики. Я вспоминаю многие священнические семьи или благочестивых христиан: в таких семьях обычно, если они с детства приучаются, нет проблем. Уже во взрослом возрасте, даже если муж или жена неверующие, очень легко перестраиваться. Когда ты искренний собственный пример подаешь своему любимому или даже просто в компании, это очень чувствуется. Если это не напоказ, просто так получилось, так человек воспитан. Это очень легко сглаживается. Когда нарушается пост, это очень большая трагедия для такого человека. Я лично такое часто наблюдал.

Вопрос телезрительницы: «Как мне поступить в ситуации с моим мужем? Он хочет причащаться и причащается, но не хочет читать каноны, хотя знает, что их нужно читать. Он мне говорит: „Ну, прочитай сама“. И идет причащаться. Как мне себя вести? Оставить все как есть, пусть хотя бы причащается – и Господь его Сам вразумит? Потому что настаивать я боюсь. Я стараюсь при случае ему говорить, как нужно делать, но он делает так, как сам решил».

– Как поступить с Вашим мужем? Хочется Вас похвалить, что Вы так волнуетесь о своем муже, честь и хвала. Надеюсь, и молитвенное Ваше волнение выражается еще и в послушании ему. Раз духовник его допускает, оставьте это на волю Божию. Оставьте право за духовником, невзирая на чтение (или нечтение) канонов, допускать к Причастию. Если Вы волнуетесь, что он не читал, – поступите как с ребенком. Уложите его спать, а сами рядышком встаньте – и читайте над ним каноны. И он будет слушать, и у вас душа спокойна. Мне кажется, это самый лучший вариант, чем все время пилить: читай, читай, читай… От этого он читать не будет. А вот дать ему возможность отдохнуть и почитать рядышком – думаю, хорошо. Он сам Вам сделал такое предложение – «читай сама». Подразумевается, что рядышком вслух. Это будет очень хорошо.

– Да, тем более молитва вместе сближает.

Вопрос телезрителя: «Чем отличается благословение священника от разрешения на какое-либо дело? Имеется в виду благословение на какое-либо дело в жизни».

– Благословением священник преподает благодать Божию, обращаясь к человеку. Разрешить то или иное дело или не разрешить – здесь все-таки мы вспоминаем евангельский сюжет, когда Господу Иисусу Христу человек жалуется: скажи брату моему… На что Господь отвечает: не пришел Я судить вас. Итак, очень немало вопросов священнику под видом послушания задается чисто мирских. Иногда, честно говоря, даже не имеющих важного значения. Особенно беда с женщинами: идти в разрез с мнением своего мужа. Муж возразил против ее решения, а она: «Я у батюшки спрошу; если он благословит, будем делать». Вот этого быть не должно. Задача священника – благословлять, то есть укреплять человека в духовной жизни, а не решать, в какой цвет покрасить стены или какие обои поклеить, поехать туда отдыхать или в другое место… Хотя в этом плане, кстати, порой бывают абсолютно непослушные. Они уже ставят священника перед фактом: «Батюшка, благословите, улетаем в Турцию…» Ну а почему в Турцию? Подойди пораньше, спроси, куда бы благословили вас отдохнуть: на Кипр или в Турцию. Батюшка вдруг говорит: «Езжайте-ка на Кипр, страна православная, вы не будете пропускать богослужения и отдохнете хорошо».

– И святыни есть.

– Конечно, конечно. То есть совместить отдых телесный с отдыхом духовным. Но чаще всего люди ставят священника уже перед фактом. Поэтому давайте так: чтобы получить разрешение на то или иное дело, подумайте, имеет ли смысл поднимать разговор у священника об этом. А просить благословить в укреплении духовном – конечно, надо, и мы встречаемся с благословением и расстаемся всегда с благословением.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы примириться в этот пост с  женой брата, потому что больше полгода прошло, как он пришел и со слезами сказал, что она ходит по бабушкам, что-то типа порчи, чтобы его выписать. В общем, она не хочет с ним жить вместе и давно ходит по бабушкам. Я ей позвонила, сказала, чтобы она этим не занималась и шла в церковь, попросила прощения, потому что это грех смертный. Она плохо к этому отнеслась, обозвала меня и слушать об этом не хочет. Как бы мне с ней примириться? Она даже не здоровается, как увидит меня, сразу убегает».

– Ну, эта ситуация между родственниками, хождение по бабушкам, в нашей жизни встречается. Предложите все-таки ей примириться, скажите: «А то, когда помрешь, скажу детям, чтобы кол осиновый вбили в твою могилу! Кончай хождения, давай мы с тобой вместе под руку в церковь пойдем, а иначе вместо креста на твоей могиле будет по древней традиции такой монумент». Ну а что еще можно сказать человеку, который шарахается от Церкви? Ничего не можете. Можете только молиться о нем, чтобы Господь вразумил. Раскройте акафист Иоанну Предтече или святым Киприану и Иустинии, чтобы человека привести в Церковь, чтобы он пришел к покаянию. А то так и будете все время: я сказала, он ответил. И это будет такой волейбол бесовский до бесконечности. Молитесь.

Пока шарахается от Вас человек – просто отойдите в сторону и молитесь о нем. Молитесь образу Божией Матери «Умягчение злых сердец». Глядишь, потихонечку Господь наставит. Многих наставляет. Мы что же, не знаем таких случаев, когда вдруг такое в монашеской братии? Помните, с чего началось прославление «Всецарицы»? Сначала она явила Свою силу против монаха, который пребывал в заблуждениях, чуть ли не колдовством пытался заниматься. Она сначала его вразумила, так что у Вас полная возможность, учитывая церковный опыт, молиться о своих близких, для того чтобы Господь привел их к покаянию, в стены Православной Церкви. Так что не имеет смысла заниматься дележкой: ты не такая, а он такой, это будет до бесконечности. Молитва сделает в десятки раз больше того, чем может сам человек, когда он рассчитывает на свои силы.

– Вопрос телезрителя: «Зачем в молитвах что-то просить, если Бог все равно сделает для человека так, как будет полезнее его душе и для него в целом? Или я заблуждаюсь и нужно просить то, что тебе кажется нужным?»

– Вы знаете, конечно, что молитвы с какими-либо прошениями появились со временем. В древности, в первые века христианства, как таковых молитв не было. Читалась Псалтирь, все время благодарили Господа, возносили Ему благодарения. Со временем появились нужды. Но призываю к одному, друзья мои: чего бы вы ни просили в своих молитвах, заканчиваем словами: «Господи, воля Твоя, а не моя!» Обязательно! Потому что порой нам кажется, что мы просим то, что нам нужно, а это оказывается нам неполезным, мягко выражаясь. А иногда и ведущим к разрушению человека. Поэтому любую молитву, раз у нас нет с вами терпения и хочется о чем-то конкретном попросить, заканчиваем словами: воля Твоя, а не моя. А самое распространенное прошение в молитвах: первое – здоровье, а второе – о замужестве. Это, наверное, самое большое количество просьб, которые сыплются в Церкви. Поэтому дай Бог, Господь Сам знает, кому что нужно.

– Вопрос: «В Библии написано: просите, и дано будет; если кто с верой попросит, получит от Господа. Почему же тогда мы просим и иной раз не получаем?»

– Хороший вопрос, потому что мы просим и не получаем по множеству причин. В двух словах можно было бы попробовать сказать: мы не можем понести того, что Господь нам дает. Не можем. Мы просим, но при этом просим нас помиловать, а грубы с другими людьми. Мы просим нам дать здоровья телесного в основном, для того чтобы мы могли прыгать и скакать, продолжать свои греховные мероприятия до ста лет. Мы просим что-либо мирское для нашего земного утешения, не понимая, что Господь нам готовит жизнь вечную. Поэтому и не получаем. Господь говорит нам: не понимаете, что просите. Наконец, если Господь дает то, что мы попросили, – оказывается, мы не можем это удержать. Очень много таких примеров. Сказать, что Господь нас не слышит… Да нет. Конечно, святые отцы нам напоминают, что Господь медлит в наших просьбах в трех случаях. Первое: когда просим неполезное для нас. Второе: когда мы не готовы принять. Третье: когда Он нам готовит больше, чем мы просим. Вот видите, сколько заботы Господа о нас самих. Поэтому когда мы просим что-то (а в основном просят мирское утешение), то Господь по милости Своей этого не дает, для того чтобы мы не обезобразились, не потеряли образ Божий в себе. Это будет самое правильное, наверное. Дай Бог нам всем прийти ко спасению. Мы не говорим: дай Бог новую машину, что-либо другое…

– Вопрос телезрителя: «Я читаю утренние и вечерние молитвы и за упокой, и за живых. У меня старший сын погиб. Я иногда, вместо того чтобы назвать умершего сына, называю своего живого сына. И тут же соображаю, что неправильно говорю, и переживаю».

– Вопрос Ваш понятен. Даже по Вашему голосу мы понимаем, что Вы волнуетесь. И когда молитесь, тоже путаете имена от волнения. Радость моя, придет время, когда Вы успокоитесь. Ну, назвали – сразу «Господи, прости». И тут же назвали имя, которое должно было прозвучать. Ничего страшного, небольшая рассеянность от волнения. Укрепи Вас Господь. Надеемся, что Ваш погибший сын молитвенник за Вас самих и за всю вашу семью. Ничего, с нами такое случается. Главное, чтобы мы молились, не отступали. Потому что наши усопшие нуждаются в молитве, в молитвенном поминовении, а не в том, во что это порой превращают – то еду раскладывают на могиле, то снимают кафе, рестораны, превращают в попойку, песнопения… Недопустимы эти вещи. Если бы все собирались да молились вместе… Нет, в кафе все собираются. А пригласить бы в храм помолиться, послужить панихиду, а тем более вместо кафе каждый бы дома почитал Псалтирь за упокой того человека, в честь кого они собирались бы поесть... Почитайте Псалтирь. И вдруг оказывается, что нет таких молитвенников. Один, два, а в кафе сто собирается. Наши усопшие нуждаются в молитвенной поддержке. Главное, чтобы мы молились. А если иногда человек от волнения что-то перепутал, – «Господи, прости»; тут же расставил все на свои места и продолжай свое молитвенное правило.

– Вопрос телезрителя: «В Новый год очень много утренников, праздников, елок. Для двух маленьких детей полезно ли во время поста посещать такие мероприятия? Вообще полезно ли это?»

– Почему для двух, а не для пятерых?

– Вопрос телезрителя, у которого двое детей. Волнуется за своих малышей.

– Мы возвращаемся тогда к предыдущим вопросам. Если Вы хотите ребенку устроить праздник, – устраивайте без оглядки. Не пугайте ребенка, мол, сейчас пост, но я тебя в виде исключения веду на праздник… Ребенок съеживается и чувствует себя виноватым перед родителями, окружающими. Ну, пусть порадуется! Придет время, когда он сам поймет, что пост. А сейчас пусть радуется.

Единственное, лучше бы заранее знать программу. Знаете, есть жуткие спектакли, такое впечатление, что чем выше уровень организации, которая устраивает эти спектакли, тем безобразнее они подбирают содержание именно под Великий пост. Почему-то основными героями стали ведьмы. Не дополнительными, случайными (баба Яга где-то там мелькнула на заднем плане), а становятся ведущими. Какие-то страшилки и прочее. Будьте внимательны. Лучше уж пойти на какой-то праздник, который будет ему приятен и весел, а не так, как дети вошли и, как рассказывают потом, их встречают какие-то страшилища, а дети начинают плакать от их вида. Хорошенький праздник! Поэтому будьте добры, лучше здесь внимательно посмотрите.

А так – пусть дети ходят на праздник, пусть радуются. Можете так и объяснить, что в преддверии Рождества Христова мы идем на праздник, скоро Рождество Христово. Создайте у ребенка перспективную радость, что он идет сегодня на праздник, потому что скоро Рождество Христово. И пусть радуется от всей души. Тогда дети растут крепкими здоровьем, с крепкой психикой. Придет время – и Вы расскажете им о посте, о том, что надо воздержаться всего несколько дней, и так далее. Но ребенок уже, как взрослый, будет понимать и будет соучастником в посте и богослужении... Храни Вас Господи, радуйтесь вместе с детьми, будьте как дети.

– Я помню, как совсем недавно было в праздники. Воскресная школа делает рождественские праздники после Рождества, 9-го и 10-го числа. Я, помню, 9 января ходил со своими маленькими сестрами на праздник (и 13-го, и 14-го), и все это было после Рождества. А школьные праздники (учился в светской школе) – это была некая формальность. Как настроишь; действительно, это так.

– Конечно, конечно, настрой в семье. Но не надо забывать, что у нас так называемое светское государство.  Благо сейчас уже объединили ряд праздников. Например, очень радует, что в основном день города подвязывается часто к престольному празднику центрального храма. День России мы празднуем на день образа Божией Матери «Казанская». Такие объединения уже очень радуют. Ну а календарные счисления – думаю, с этим со временем разберемся.

– Вопрос телезрителя: «Как я (как православный человек) должна отнестись к такой ситуации: у нас воскресная школа при храме, пришел новый настоятель, он же благочинный, и стал проводить реформы в воскресной школе, в частности увольнение наших преподавателей, которые работают уже не один год? Сейчас большая часть уволена. Мы пытаемся договориться о встрече, чтобы он с нами напрямую поговорил. Он всевозможными способами избегает этой встречи. У нас не складывается прямого разговора. Мне бы хотелось, чтобы совесть была чиста. Должна ли я смириться и принять эту ситуацию? Или мы должны выйти на контакт и как-то повлиять на это? Новые преподаватели говорят, что квалификация предыдущих была несоответствующей воскресной школе, что сейчас все хорошо, а будет еще лучше. Но дети любят наших преподавателей».

– Друзья мои, считаю неверным выступать против настоятеля, потому что человек видит ситуацию, человек поставлен от Бога. А мы с вами к любым властям, согласно апостолу, относимся как к поставленным от Бога, а тем более к священнослужителям. Прошу Вас, избегайте осуждения, участия во всяких жалобах. Господь управит. Договоритесь с другими мамами взяться молиться в какое-то время (любят иногда молитву по соглашению) об устроении нашей воскресной школы, чтобы там был порядок и все было к лучшему. И будет замечательно. Допустим, вы возьметесь молиться образу Божией Матери «Прибавление ума». Все вместе, в определенное время – и поверьте, Господь так расставит, что пройдет немного времени и вы скажете: так хорошо, так новый настоятель все управил замечательно, теперь у нас и то, и то… Думаю, это будет самое лучшее, радость моя. Ни в коем случае, повторяю, не участвуйте ни в какой грязи, передрягах. Поверьте мне, Господь управляет самым лучшим образом.

– Спасибо, отец Александр, за эту прекрасную беседу. Сегодня мы очень активно пообщались с нашими телезрителями, за что им тоже огромное спасибо.

– Спаси Господи, дорогие друзья наши, дорогой ведущий. Простите, никого обидеть не хотел. Надеюсь, что все встанет на свои места, каждый получил то, что хотел бы услышать. Для меня наша встреча – большая радость.

– Для нас тоже это очень большая честь и радость общаться с Вами. Благословите наших телезрителей.

– Господь благословит вас, дорогие друзья. Как любой священник, прошу ваших святых молитв обо мне грешном.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы