Беседы с батюшкой. Святители Московские

28 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Нарушев, настоятель храма святителя Иова Патриаршего подворья Свято-Успенского Старицкого монастыря в Москве.

– Сегодня мы хотим поговорить о московских святителях, а именно: о митрополите Ионе, память которого совершается сегодня Святой Церковью, и о митрополите Иове, память которого совершается 2 июля. У Вас как раз будет престольный праздник в храме. Расскажите, пожалуйста, о митрополите Ионе.

– Действительно, эта неделя особенная, это первая неделя Петровского поста, которая началась с памяти двух замечательных московских святителей. Их разделяет друг с другом почти вековая история, но они очень тесно связаны между собой архипастырским служением и исторически, потому как с личностью митрополита Ионы связано некое охлаждение с Константинопольской Церковью, а патриарх Иов стал примирителем с ней – благодаря его поставлению на святейший престол в сане Патриарха Московского греческим Константинопольским патриархом.

Сегодня мы вспоминаем святителя Иону – первого митрополита из числа русских святителей, поставленных на великий митрополичий престол волей князя, а не со стороны Греческой Константинопольской Церкви. До этого момента, за пятисотлетнюю историю христианства на Руси, такого не бывало. Мы знаем из истории нескольких архипастырей из числа русских, что их утверждали в Константинополе и поставляли именно там. Святитель же Иона сначала был наречен митрополитом, а после пятилетнего периода наречения возведен сонмом русских архипастырей и по воле князя Василия Темного на престол. Потом уже велся диалог, чтобы признать это митрополичье назначение легитимным для всех.

Когда я вчера вечером готовился к богослужению и проповеди и просматривал материал, связанный с житием святителя Ионы, воскрешал в памяти какую-то историческую канву, то поймал себя на мысли, что в жизни этого святителя, как, впрочем, и всех святителей, очень ярко прослеживается промыслительная рука Божия. Он родился в Галиче в 90-х годах XIII века в семье зажиточного крестьянина, и казалось бы, его жизнь должна была складываться именно в той среде, в которой он родился и рос, но уже в двенадцатилетнем возрасте будущий святитель уходит из дома и принимает монашество. Для наших современников человек в таком возрасте – это ребенок, но надо понимать, что ритм жизни в средневековье отличался от того, каким мы сейчас живем, и это уже был осознанно выбранный путь на всю жизнь.

Он проходит послушание в монастыре на своей родине, потом оказывается в Симоновом монастыре в Москве, где его замечает митрополит Фотий – последний московский митрополит из греков. Как гласит житие, когда митрополит Фотий посещал княжество Московское, он обходил монастырь, заглядывал в кельи, зашел в просфорню и обнаружил Иону спящим на лавке, где он прилег отдохнуть. Как описывает автор жития, рука, которую он подложил себе под голову, была сложена в архипастырском благословении, и митрополит Фотий запретил будить этого инока, уставшего от трудов, но предрек ему великое будущее, сказав, что это будет большой святитель, что, собственно, и случилось, потому что вскоре этот инок сменил митрополита Фотия на престоле княжества Московского.

Обращаясь к жизни святителя, очень сложно не заметить перст Божий. Господь ведет этого человека с детства, из глубинки, и ведет его не той дорогой, по которой шли его родичи, а призывает его к монашескому служению. Впоследствии, когда он занимал Рязанскую кафедру, он там прославился и снискал любовь как среди духовенства, так и среди мирян своей ревностью, усердием, особым пастырским талантом, которым его наделил Господь.

Каким же образом святитель Иона стал митрополитом Московским? В некоторых житиях этот момент как-то деликатно убирают, и вслед за митрополитом Фотием мы видим личность следующего московского митрополита Ионы. Только где-то вскользь упоминается, что он был возведен на этот престол Василием II Темным, но этому возведению предшествовала очень длинная и не очень простая история.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Когда я читаю старцев, у меня такое умиление, даже до слез иногда доходит. А вот познакомилась с глубоко верующей женщиной, которая пишет иконы, очень к ней привязалась, но почему-то она вызывает у меня частые обиды, зависть какую-то и даже ревность. Что это значит? Я не могу понять. Она верующий человек, вроде бы делает все так, как положено. Почему у меня нет к ней такого отношения, как к старцам?»

– Насколько я понял, суть в том, что наша зрительница испытывает положительные чувства к старцам и святым, читая их жития, а благочестивый человек, который живет рядом с ней и занимается какой-то церковной деятельностью, таких чувств не вызывает.

Все греховные явления, неприязнь или отсутствие любви, раздражение по отношению к другому – это, несомненно, грех, это все лежит в глубине нашего сердца, в глубине нашей души. Я сам грешник и тоже не всегда готов с восторгом на всех смотреть, но если мне приходится общаться с человеком какое-то длительное время и внутри нет этого мирного чувства, надо усердно за этого человека молиться. Молитва о тех, к кому мы не испытываем любви, к кому прохладны, растапливает наше сердце, хотя не делает другого хуже или лучше, но делает нас лучше, делает нас более восприимчивыми к добру, к любви, а любовь – это дар Божий. Почему Ваши чувства к этой женщине не столь возвышенны, как в отношении старцев или святых? Наверное, чего-то не хватает в глубине Вашей души, молитесь, сугубо поминайте этого человека и через какое-то время почувствуете, что все прошло и Вы стали более расположены к ней.

– Вернемся к нашей теме. Как Вы уже сказали, до митрополита Ионы наша митрополия числилась в юрисдикции Константинопольской Церкви…

– Мы и сейчас с благоговением, любовью и благодарностью смотрим на Константинополь и ни в коем случае не забываем своего духовного первородства. Но в то же время за почти пятьсот лет, которые прошли с периода Крещения Руси князем Владимиром, и до времен митрополита Ионы, наверное, Церковь и народ повзрослели и дозрели до того, что пришло время избрать митрополита (и определить его быть архипастырем) из числа своих соплеменников, тех людей, кто живет в этой культуре, в этой стране.

Такие попытки предпринимались. Святитель Алексий Московский, прославленный как раз тем святым, которого мы сегодня вспоминаем, был удачным примером того, как русский митрополит мог понимать и договариваться, чувствовать князей. А это был период междоусобных войн, период разделения сфер влияния, когда под татаро-монгольским игом княжество Киевское уже сошло на нет. Там было практически все разграблено и сожжено, это уже был не митрополичий центр, хотя митрополит по статусу по-прежнему назывался Киевский и всея Руси, но со времен Алексия он практически постоянно пребывал в Москве.

– Действительно, это очень сложное время в нашей истории. Переход от митрополита Фотия к митрополиту Ионе был не совсем гладким, и мы не можем о нем не говорить, потому что этому предшествовали события, которые были связаны с Ферраро-Флорентийской унией…

– …и с Константинополем, и с Римом, и с князьями, входившими в состав уже образовывавшейся Московской Руси, потому что митрополиту Московскому подчинялись не только владимирский, суздальский, киевский, новгородский князья, но и те, которые находились в пределах Польско-Литовского княжества, там было очень много православных. Галичина тоже входила в состав по факту Московской, а пока еще Киевской митрополии.

Мне бы хотелось обозначить, какая историческая и политическая обстановка царила вокруг. Это период возвышения московского князя, это борьба за власть, попытка свергнуть Василия II Темного Шемякиным, его дядей. Святитель Иона играл активную роль в этой междоусобной, межродственной борьбе. Это период, когда Византийская империя находилась на грани краха и катастрофы, потому как турки уже не просто напоминали о себе, а теснили и все чаще и чаще грабили и одолевали византийских императоров и Византийскую империю. Это период, когда власть папы Римского была достаточно мощной и распространялась на весь западный мир. Этому предшествовали и крестовые походы, и попытки навязать нам чужую веру еще со времен Александра Невского и Ледового побоища.

Это все продолжалось, но уже более напряженно, было в состоянии нарыва. И, естественно, Константинополь, находясь под угрозой со стороны внешнего врага (турок), обращает свой взор на запад в надежде получить помощь, поддержку, в том числе военную, от римского престола, от римского епископа, который был и духовным, и серьезным политическим лидером, способным объединить, направить усилия многих князей, королей на помощь гибнущей Византийской империи. В связи с этим и виделась как единственная возможность вступить в эту близость, в это политическое сношение подобная уния – это ее религиозная почва.

Посредством тайных переговоров и замыслов на кафедру московского митрополита уже одной из крупнейших Церквей, с которой нельзя было не считаться, был назначен печально известный митрополит Исидор. Он приезжает в московские пределы и четыре или пять месяцев совершает митрополичье служение. Талантливый, образованный, эрудированный, говорящий на разных языках, он вызывает удивление, любопытство и недоверие. Князь Московский Василий Темный внимает ему, но тем не менее, как доносят до нас историки, пытается отговорить своего нового митрополита от необходимости ехать на Собор, который в те времена назывался Восьмым. Митрополит Исидор говорит князю Василию, что они должны представить Русскую Церковь на Соборе во Флоренции.

Летописцы сохранили для нас напутственное слово князя. Здесь видна роль князя не просто как политического главы, но и как радетеля за жизнь Церкви и чистоту православия. Князь отправил Исидора в сопровождении более ста человек и с большой казной (около двухсот обозов с продовольствием, деньгами и подарками), чтобы показать могущество, силу, власть. Новгородцы очень потрудились, этот город торговал, он вообще был западно ориентированный, для него возможность унии предполагала открытые торговые горизонты, еще более расширенные торговые возможности и связи. Провожая Исидора на этот Собор, князь Василий напутствует его словами: «Только верни нам нашу веру, веру православную», то есть «с чужой верой не возвращайся».

А будущий московский святитель Иона в это время был уже известный архипастырь, возглавляющий свою кафедру. Именно с трагической личностью Исидора и связано дальнейшее возвышение святителя Ионы, потому как уже по пути на Собор в западных частях митрополии (в Польско-Литовском княжестве) Исидора встречает православный крестный ход и крестный ход, возглавляемый католическими священниками и епископами. Исидор был очень этим растроган, но показательно, что сначала он подошел и поцеловал католический крест, а потом православный, давая понять, что он расположен к диалогу и уступкам и принятию того, что предлагал римский престол. Собственно, так и произошло: Исидор был самым активным сторонником унии, он практически не сопротивлялся.

Я не думаю, что греки изначально отправляли митрополита Исидора на этот Собор для того, чтобы он заключил унию. И некоторые историки свидетельствуют: скорее они предполагали, что благодаря своей эрудиции, своему таланту убеждения Исидор, наоборот, сможет склонить римский престол к принятию догматов православной веры. Такая иллюзия, наверное, у них все еще присутствовала, они все еще надеялись, что если произойдет объединение этих Церквей, то не на основе католических заблуждений, а на православной основе. Но, как мы видим из истории, все произошло по-другому.

Исидор, принудивший своих сопровождающих участвовать в этом позоре, вернувшись в Москву, очень скоро обнаружил свое предательство и нарушение завета князя. Надо сказать, что он не торопился вернуться в Москву. Он несколько лет добирался обратно с Собора, пребывая в пределах Польско-Литовского княжества, посетил Киев, заручился поддержкой от князя Александра. Некоторые из свиты уже сбежали, сообщили Василию II о том, что произошло. Готовилась соответствующего характера встреча митрополита Исидора. Но все еще боялись: и князь, и русские святители, и архиепископы – вступить в конфликт с Константинополем (это же был легитимный митрополит, как его можно прогнать?).

Однако после первого богослужения, когда на литургии был помянут не константинопольский патриарх, а папа Евгений, дождались окончания службы, несколько дней промолчали, почитали, что предложил митрополит, и отправили его восвояси. Причем держали его в заточении на протяжении года, пытаясь добиться его раскаяния, но он был очень твердым человеком, и впоследствии, когда ему удалось бежать, князь Василий даже не предпринял попыток его догнать. Вероятно, ему даже помогли бежать, чтобы не иметь для себя такой проблемы.

С бегством Исидора, его вероотступничеством, с подписания унии константинопольским императором (константинопольский патриарх в то время ее не подписал, он умер – Господь смилостивился и уберег его от такого действия) и связано то, что было принято решение поставить митрополита из своих благочестивых, хранящих веру православных людей. Так Иона, сын крестьянина, прошедший множество послушаний и послуживший уже в епископском сане, был торжественно возведен в сан митрополита при сонме русских архипастырей, духовенства: на него был возложен святительский омофор, вручен ему первосвятительский жезл, и таким образом был осуществлен первый прецедент того, что был возведен на престол свой архипастырь – не только из числа русских, но и без непосредственного участия Константинопольской Церкви.

Это событие действительно является историческим моментом. Впоследствии святитель Иона, неся свой предстоятельский крест, вполне оправдал те надежды, которые на него возложил народ и князь, и выдержал те испытания, которые предлагала ему историческая ситуация. Можно говорить о некоторых проблемах его первосвятительского служения, но это скорее была неизбежность (потеря западных земель митрополии: Галиции, Польши, земель Польско-Литовского княжества). Здесь святитель не мог ничего сделать, потому что там было слишком сильно влияние римского престола и была опасность от беглого митрополита Исидора, который даже пытался возвратиться в Москву и вернуть себе митрополичью должность.

Вы спросите: в чем же святость митрополита Ионы? А святость заключается в том, чтобы вопреки своим интересам и амбициям, вопреки желаниям и конъюнктурным обстоятельствам ситуации сохранить христианскую совесть и с достоинством пронести свое служение. Митрополит Иона прежде всего известен как примиритель и усмиритель междоусобных княжеских войн, он поддержал Василия Темного даже в тот момент, когда князь был в опале и Шемякин захватил на короткое время Московское княжество. Святитель оказался в затруднительном положении, потому что вроде бы князем в Москве уже был Дмитрий Шемякин, а Василий II сослан. Митрополит Иона пытается примирить их, привозит детей Василия II к Шемякину, поверив его обещаниям, что все будет хорошо и дети объединятся, а на самом деле они стали заложниками, Шемякин просто воспользовался доверчивостью святителя. Впрочем, Василий Темный, когда вернулся на престол, никогда не упрекал в этом митрополита Иону, потому что понимал, что это было не от злого умысла, а из-за доверчивости и любви.

Неоднократно Иона посылал увещевания разным князьям, архиепископам и епископам. В частности, новгородскому епископу он писал воззвания к совести, к единению, князьям отправлял послания даже с требованием прекратить вражду и междоусобные войны, а Шемякину угрожал отлучением от Церкви, что в его положении было более чем дерзновенно, так как находящийся на волне победы и разгневанный князь мог его за это просто заточить или затравить собаками, как это и бывало в истории. Тем не менее святость митрополита Ионы заключается в том, что в этом бушующем и накрывающем с разных сторон такими волнами государстве он не лавировал, не выплывал, а пытался наладить мир, и ему это удавалось. Он наводил мир, любовь и какое-то взаимопонимание между князьями, хранил Церковь от раскола и от впадения в ересь, в неоправданное соединение с римским престолом, хранил ее от потери национальной и религиозной идентификации.

Как мы привыкли думать? Если ходил по воде, питался лебедой и по его молитве травка сразу вырастала, значит – святой. Но святость не только в этом заключается. Святость бывает в том, чтобы хранить и держать свою веру и чувствовать, где проявить лояльность, а где твердый кулак. Кстати, это характерно для всех святителей.

– Особенно для митрополита Иова. О его подвиге можно сказать многое, он ведь тоже попал в очень сложную эпоху. Это смена правящих династий…

– … и начало Смуты. Мы в начале беседы сказали, что почти век разделяет этих двух святителей, но есть тесная связь между ними. И митрополит Иона жил в период волнения и межкняжеских войн, и святитель Иов восходит на патриарший престол как на крест, в период начала Смуты, смены династий и, можно сказать, исторического землетрясения для нашей Руси и Церкви.

Святитель Иов происходил из города Старицы Тверской области и тоже в достаточно юном возрасте был призван Господом на служение. Он принимает там монашеский постриг, потом так же Промыслом Божиим оказывается в Симоновом монастыре в Москве, как и его предшественник, который впоследствии, правда, отправился на другую кафедру. Возвышение Иова тоже связано с его особенными дарованиями и талантами. К сожалению, нам мало что известно о внешних талантах святителя Ионы, а про Иова очень много написано, особенно все восхищались красотой его речей и даже где-то артистизмом.

Патриарх Иов очень понравился Иоанну Грозному, а впоследствии ему патронировал и Борис Годунов, который и привел его на патриарший престол. Но, описывая житие святителя Иова, летопись нам говорит следующее: при кажущейся артистичности он был совершенно скромным человеком, хотя отличался не просто красотой голоса, а знал богослужения наизусть, читал наизусть даже огромные по размеру коленопреклоненные молитвы на Троицу. Надо было приложить особые старания, чтобы это выучить, или должна быть феноменальная память. Он служил литургию и литургийные молитвы святителя Василия Великого и тоже читал их наизусть. Описывают, что при этом он молился совершенно искренне, самозабвенно и со слезами, вызывая слезы и у тех, кто молился с ним вместе. При этом он очень заботился о нищих, и после смерти из вещей патриарха Иова было найдено всего пятнадцать рублей. То есть внешне пышный, где-то артистичный, гениальнейший человек, он внутренне был сугубым монахом и аскетом, что внешне никогда не было заметно. Только впоследствии, когда разбирали митрополичьи покои, ничего особенного там не нашли.

Он пришел к патриаршему служению в период смены власти. Федор Иоаннович еще при своей жизни добился того, чтобы константинопольский патриарх, пробыв какое-то время в Москве, обласканный любовью царя, тем не менее был вынужден при сонме сослужителей возвести Иова на патриарший престол.

– Вопрос телезрительницы: «Простите, вопрос не по теме, но очень наболевший. Мой брат погибает от вина, живет с сестрой и тоже довел ее до того, что она больная стала. Не знаем, что делать, он ничего не хочет, девять месяцев не пил, сейчас снова начал пить. Мы не знаем, как поступить. Может, Вы что-то посоветуете».

– Я очень сочувствую и переживаю вместе с Вами, потому что это действительно трагедия и боль, когда родственник подвержен алкоголизму. Страдает не только он сам, но и все его близкие, родные. К сожалению, нет такой таблетки или таких слов, которые сказал – и это обязательно помогло. При многих храмах сейчас есть группы, ориентированные на помощь людям, как зависимым, так и созависимым. Потому что психологическая помощь и попытка решения данной проблемы связана не только с тем, чтобы алкоголик бросил пить, но это и помощь родственникам в том, как его на это мотивировать, как и что нужно делать для того, чтобы побудить пьющего члена семьи к борьбе с этим страшным недугом. Если зависимый не хочет идти сам, надо членам семьи, родственникам идти искать этой помощи, совета, поддержки. При этих группах даются весьма действенные и конкретные советы: как себя вести, как больного мотивировать, на что реагировать, какие темы в разговоре лучше не затрагивать, но в любом случае это всегда решается индивидуально.

Что касается молитвенной помощи и поддержки, традиционно во многих храмах Москвы и в регионах совершаются молебны, читается акафист перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Множество исцелений до сих пор происходит по молитве, по вере, но самая главная проблема здесь – это нежелание самого страдающего человека бороться с недугом. Пока у него не будет желания, сделать что-либо будет очень сложно. Я советую нашей слушательнице узнать в Интернете или в храме поблизости, есть ли такая группа психологической поддержки. Я знаю, что во многих храмах она есть, в нашем храме, где я являюсь настоятелем, образовывается уже вторая такая группа: первая – для созависимых, то есть для членов семьи алкоголиков, а вторая – непосредственно для самих страждущих.

В Москве есть целый центр, который занимается проблемами зависимых от алкоголизма. Но здесь нужна квалифицированная и конкретная помощь, и в каждом случае должен быть индивидуальный подход. Если нет возможности обратиться за такой помощью, почитайте акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша», но с надеждой, а не ожидая, что прочитал – и все прошло. Мы читаем и молимся для того, чтобы подготовить свою душу и сердце к пониманию, разумению или принятию либо милости Божией, либо этого испытания. То есть молитва – это не магическое заклинание, это скорее внутренняя работа, лекарство прежде всего для самого молящегося.

– Есть еще один вопрос от телезрителя не по теме, он звучит так: мать очень сильно болеет, сын пытается уговорить ее причаститься, она отказывается и говорит о том, что брезгует. Что Вы можете посоветовать в этой ситуации?

– К сожалению, это не редкий, но драматичный случай. Брезгливость, конечно, обусловлена непониманием человеком сути таинства и того, что совершается. С другой стороны, любовь сыновняя может помочь найти выход. Для начала, наверное, стоит сказать, что если причастие будет на дому, то батюшка придет с ложечкой, из которой до этого никто не причащался. Она всегда вымыта и протерта, в хорошем, чистом состоянии, за этим четко следит священнослужитель. Но, к сожалению, проблема-то не в этом. Она не столько брезгует лжицей, сколько, наверное, еще не понимает, что такое Причастие. Когда тебе скажут, что вот здесь Христос, ты только проползи по грязи и увидишь Его, то если ты веришь, не то что проползешь, а съешь всю эту грязь, для тебя это не будет препятствием, лишь бы ты увидел Того, Кого любишь, к Кому стремился всю свою жизнь. А если еще нет любви в сердце или веры нет, тогда возникают такого рода проблемы: что грязная лжица, что из нее много людей причащается; или в храме душно, тесно, или служба долго совершается. То есть враг всегда найдет, что предложить человеку, лишь бы отвратить его от Бога.

Я обозначил путь. Если проблема только в этом, надо сказать маме, что батюшка придет домой и причастит из чистой лжицы, из которой до этого никто не причащался, а если и причащался, то она вымыта. Но мне кажется, что проблема здесь лежит в области непонимания человеком того, что такое Причастие, исповедь. Впрочем, не дай Бог такую ситуацию переживать, особенно для верующего человека, когда уходит кто-то близкий и ты понимаешь, что не можешь ему помочь выздороветь, не можешь помочь подготовиться к вечности. Самое главное – это вечность. Помоги Господи!

– В заключение хотелось бы подвести какой-то итог. Когда читаешь историю Русской Церкви, невольно понимаешь, что это история всей нашей страны. Мне кажется, можно сделать такой вывод, что святитель Иона принял управление Церковью в то время, когда действительно было нелегко. Князь Василий писал в Константинополь письмо и тактично не упоминал о вероотступничестве Константинопольской Церкви…

– На самом деле он даже не отправил это письмо.

– Источники говорят, что отправил…

– Он его дописал, оно пролежало год, но когда константинопольский император снова начал сношения с западом, князь деликатно забыл о письме, но как исторический факт это письмо действительно существует.

Какой можно подвести итог? С чего я начал, тем и закончу: с действия Промысла Божиего. Господь посылает соответствующих архипастырей в те исторические моменты, с которыми могут справиться эти конкретные люди. С той ситуацией, которая возникла во времена московского митрополита Ионы I, наверное, никто из других его современников не мог бы справиться и пройти на «корабле» Русской Церкви через это море, не разрушив и не разбив его о камни. Так же и святитель Иов – человек, который поддерживал князя, те непростые начинания реформ и те действия, которые совершал Борис Годунов, и даже народ ставил митрополиту в упрек, почему он молчал перед князем и ничего ему не говорил. Но святость открывается позже.

Бывает, то, что мы принимаем за слабость или молчаливость, за сотрудничество, через сто–двести лет открывается как единственно верный путь. И Промысл Божий заключается в том, что Господь поставляет на святительское служение тех людей, которые нужны Церкви в этот исторический момент. Они могут обладать или не обладать теми или иными качествами, но главное, что Господь приводит их и ставит на это место, заботясь не о сиюминутном, а о вечном, о том, что принесет плод, может быть, не сейчас, не через десять лет, а через сто–сто пятьдесят.

Я хотел бы завершить нашу встречу на примере святителей Московских, их жизни, их подвига и служения тем, что не надо торопиться делать преждевременные выводы как из личных, бытовых ситуаций, так и общецерковных, потому что если Господь так управляет, значит, результат мы, возможно, увидим позже или его увидят наши дети или внуки, но он обязательно будет благим, таким, как Господь управит. Милости Божией, Божьего благословения! С наступающим днем памяти святителя Иова и с постом приятным, постом Петровым! Храни Господь!

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать