Беседы с батюшкой. Итоги принесения мощей святителя Николая в Санкт-Петербург

28 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает заместитель председателя Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при школе народного искусства императрицы Александры Феодоровны, клирик храма во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на проспекте Народного ополчения священник Димитрий Дмитриев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Дорогие друзья, сегодня мы поговорим об итогах принесения мощей святителя Николая в Санкт-Петербург. Мы встречались уже дважды в прямом эфире с петербургскими священниками, которые занимались информационным освещением пребывания мощей, и теперь завершаем этот небольшой цикл бесед, посвященный пребыванию святителя Николая в России, вместе с отцом Дмитрием Дмитриевым.

Отец Дмитрий, сегодня был замечательный, очень торжественный и важный для всех день: мы провожали мощи святителя Николая в Бари. Расскажите, пожалуйста, о том, как проходили торжества, и о том, сколько людей успело поучаствовать в этом молитвенном стоянии сегодня, в предыдущие дни и в целом в Санкт-Петербурге.

– Действительно, значение нахождения сейчас у нас мощей святителя Николая нельзя переоценить. Для нашей Церкви это эпохальное событие, к которому очень долго шли. Очевидно, что то решение, которое было принято в свое время благодаря инициативе Святейшего Патриарха, для нас несет огромную духовную пользу. Отчасти об этом говорит (сейчас мы живем в век статистики, все очень любят цифры) то количество людей, которые приложились к мощам, у меня есть некоторые цифры. Известно, что мощи пребывали в Москве в Храме Христа Спасителя с 21 мая по 13 июля и почти два миллиона людей посетили их, приложились к ним, а во время нахождения мощей в Санкт-Петербурге с 13 по 27 июля почти шестьсот тысяч человек приложились. На самом деле это огромнейшая цифра.

Организация этого процесса, конечно, была очень непростой, но совместные потраченные усилия и нашей Православной Церкви, и специальных служб нашего города – все это действительно того стоило, потому что многие люди смогли прийти и испытать особое благодатное духовное состояние. И сегодня на молебне со Святейшим Патриархом отчетливо это наблюдалось. Я сам видел, как многие люди в ожидании прихода Святейшего пели православные песнопения, пели величание именно с духовной радостью о Господе в ожидании этого молитвенного действия. То радостное состояние, которое было в их глазах, ощущалось, его невозможно подделать, его нельзя переоценить, и можно только вместе радоваться.

– Для Петербурга то количество людей, которые посетили святителя Николая, молитвенно выстояли, приложились к мощам, – это много или мало для нашего большого города в его масштабах?

– Я считаю, для Санкт-Петербурга это очень хороший показатель. К тому же следует учитывать, что все-таки возможности Москвы были больше.  Опять-таки, если мы говорим о каких-то личных наблюдениях, то можно заметить, что многие люди реально прошли этот молитвенный подвиг нахождения в очереди, многие стояли даже по двенадцать часов, кто-то – семь часов, кто-то – десять; это огромное время. Но люди, прошедшие этот подвиг молитвенного стояния, благодарили за то, что они смогли исполнить это действие.

Поэтому я считаю, что для Петербурга это очень хороший показатель, и он стал возможен именно благодаря совместной деятельности и возможностям Александро-Невской лавры,  ее насельников, и наших епархиальных добровольческих служб. И, конечно же, благодаря усилиям различных отделов городской администрации. Это совместный труд, который мы вместе исполняли, и эти совместные усилия, хочется надеяться, отозвались в сердцах приходящих людей.

– То есть можно говорить, что то количество людей, которое было задействовано в организации, помогло сделать это молитвенное стояние, молитвенное приношение святителю Николаю спокойным, без каких-либо серьезных трудностей. Хотя я понимаю, что без трудностей наверняка не обошлось...

– Вы правильно отмечаете, что без трудностей не обошлось. Оно и понятно, потому что, как мы знаем из православных житий, любое действие, если оно от Бога, всегда сопровождается какими-то искушениями. Конечно, были какие-то и перегибы на местах. И я как руководитель добровольческой службы от лица всех наших добровольцев прошу прощения у тех людей, с которыми наши добровольцы, может быть, повели себя не совсем так, как должны были. Оно и понятно, потому что было напряженное состояние, особенно в последние дни. Ведь подвиг молитвенного стояния – это подвиг с двух сторон: с одной стороны, люди, стоящие в очереди, с другой – наши добровольцы, которые тоже исполняли этот подвиг и старались нести его совместно с приходящими людьми. А это огромная сложность.

Конечно, где-то и уставали, поэтому я за всех прошу прощения за какие-то, может быть, перегибы на местах. И попрошу ко всем действиям наших добровольцев отнестись со снисхождением, милосердием и пониманием, потому что такой объем трудов, работы, который пришлось провести всем нам, честно говоря, мы не испытывали никогда. Повторюсь: может быть, и были какие-то перегибы, но вместе с тем отмечу работу наших сотрудников, которые трудились именно в очередях, брали на себя непосредственно подвиг благовествования приходящим людям, координацию людских потоков; это нельзя переоценить, потому что очень много было сложностей. Но с Божией помощью все удалось преодолеть.

– Я, в свою очередь, как прихожанин, как мирянин хочу выразить благодарность добровольческой службе и Вам как ее руководителю. Несмотря на то что, как сотрудник епархии, я имею право на некоторые преференции, я решил все-таки постоять в очереди, был и в социальной очереди, и в обычной (в социальной был с бабушкой, а не для того, чтобы сократить время пребывания в очереди). И конечно, меня обрадовало то, что подходили молодые люди, спрашивали, не помочь ли тем, кто постарше, или предлагали провести маленьких детей. Многие отказывались, говорили: «Нет, для меня это важно»; кто-то соглашался. Они пели тропарь святителю Николаю, величания, какие-то песнопения, которые все знают.

В связи с этим вопрос: возможно ли само это стояние рассматривать как некую катехизацию нашего населения, наших людей, которые, может быть, впервые решили вот так пройти этот путь: прийти в храм, приложиться к мощам?.. И, может быть, много нового для себя узнали…

– Безусловно, хочется с Вами согласиться. Действительно, можно рассматривать это молитвенное шествие именно таким образом, потому что многие люди, как показывает практика, приходили просто под неким порывом души, мало что понимая в православном вероучении, догматике, канонике. Тем не менее такое простое желание быть рядом со святителем заслуживает того, чтобы его отметить. Но чтобы это молитвенное чувство не потерялось, по ходу очереди действовали наши миссионеры, наша миссионерская группа «Атриум» и другие сотрудники добровольческой службы, которые проповедовали и объясняли людям значение заповедей блаженств, десяти заповедей, какие-то основы православного вероучения, раздавались специальные буклеты и от лавры, и от частных организаций. Я, конечно, не могу не вспомнить такую организацию, как «Типография Михаила Фурсова»; этот человек за свои деньги печатал эти самые листовки и помог распространению христианского вероучения совершенно безвозмездно. Это все, конечно же, заслуживает внимания. Потому что этот момент, который был у нас в связи с нахождением мощей святителя Николая, мы постарались в миссионерском плане использовать по полной, то есть приходящих людей старались направить в русло воцерковления.

Ведь не секрет, и многие воцерковленные люди знают, что много мощей святителя Николая есть в Петербурге, большое количество храмов с мощами святителя. Но именно мощи святителя Николая из Бари оказались у нас впервые. И пришли многие люди, которые что-то как-то об этом слышали, и нужно было не потерять этих людей, постараться их направить. Мы, конечно, сделали все возможное и даже больше, чтобы эти люди действительно услышали что-то о заветах Господа нашего, о Новом Завете, о Ветхом Завете, соответственно – наши миссионеры им проповедовали. И хочется верить, что то семя веры, которое было озвучено, осталось в их сердцах и душах.

– Если говорить в целом о том значении, которое представляет принесение мощей для нашего города и для всей нашей страны, что мы можем ответить вопрошающим, когда довольно часто, даже сегодня, приходилось и приходится слышать от людей вопросы? Было много представителей прессы, и они говорили: для чего надо было привозить мощи, для чего людям стоять в этих очередях?.. Как мы можем ответить на этот вопрос?

– Вопрос, в принципе, естественный – кажется, зачем мощи, если мощи того же святого уже есть? Но вместе с тем мы должны понимать, мощи какого святого были. Знаменитая Оксфордская энциклопедия говорит, что святой Николай является самым популярным святым в истории христианства. Его почитают не только представители нашей конфессии, но и представители других религиозных деноминаций, даже малых религиозных групп, даже каких-то новых религиозных движений. Поэтому любое упоминание о нем в информационном пространстве, а тем более в реальном режиме времени имеет огромное значение. Важны (и мы отмечали это в информационных буклетах) не сами мощи, потому что момент соприкосновения со святыней был очень коротким (три-пять секунд, у людей из социальной группы немножко больше), а именно подвиг молитвенного стояния в очереди.

Еще раз хочу отметить, и неоднократно это подчеркиваю, что сейчас мы, современные христиане, живем в очень комфортных условиях, у нас ушел момент подвига, ушел тот момент, когда люди испытывали какие-то неудобства ради того, чтобы быть христианином. Сейчас такая эпоха (как старцы говорят, это период временный, тем не менее – какой есть), когда мы испытываем такое состояние; по крайней мере, в России Русская Православная Церковь находится в довольно комфортных условиях. Но всегда ли так будет? Не факт. Соответственно, пока у нас есть такие возможности, это время нужно постараться использовать для миссионерства, проповеди, распространения Евангелия Христова,  веры православной. И мощи святого Николая помогают это сделать, потому что они поднимают ряд вопросов, которые для человека современной секулярной культуры остаются вопросами.

Опять-таки, сами мощи были, есть и будут, но вопросы, связанные с ними, будут постоянно циркулировать, и Церковь в лице своих представителей дает ответы на эти вопросы. То есть исполняется в очередной раз миссионерский принцип, когда Церковь из поколения в поколение отвечает на старые, вечные вопросы, дает новые ответы, которые на самом деле хорошо забытые старые, но интерпретированные под современный язык для современной языковой культуры.

– Еще есть вопросы, которые важно задать, по поводу скептического отношения молодых людей к подобным вещам. Например, я наблюдал, как родители приводили своих детей (скорее подростков, от 13 до 20 лет). Это самый бунтарский возраст для многих. Они приходили, но у них было такое неприятие: для чего? почему?.. Может быть, нашу передачу могут посмотреть и такие ребята, в возрасте бунтарском, которые все ставят под сомнение, на все смотрят под острым углом и с недоверием. Что бы мы могли им сказать? Как по-современному сказать, чтобы человек понял: да, для нас это важно; буду я в этом участвовать или нет, но это нечто важное.

– Мне кажется, современному человеку, особенно молодому, не хватает вечных ценностей. И вот нахождение мощей святого Николая – это как раз часть тех вечных ценностей нашей Православной Церкви, (ортодоксальной; рашен ортодокс черч, как говорят на Западе), религиозно-нравственного стержня. Ее вечных истин современному человеку не хватает. Он может их до конца не понимать сначала, но если  пройдет этот подвиг молитвенного стояния, почитает о святом Николае, посмотрит его житие, то очень многое сможет для себя почерпнуть.

О святом Николае можно говорить часами, днями напролет, потому что это святой, который сделал очень много именно в реальной жизни. Он был человек действительно практической веры. Мы смотрим из жития, как он помогал людям, находящимся в бедствиях. Допустим, помог отроковицам, которые находились уже на грани: известно, что он подбросил им мешочки, помог деньгами. Или, например, людей, которые были осуждены совершенно неправедно, он защитил, спас. Или помог многим людям, находящимся в море. И так далее.

Есть даже такой эпизод, который рассказывает о помощи святого Николая школьникам (в нашем понимании – школьникам, я сейчас говорю на современном языке), то есть людям возраста именно до 18 лет, отрокам, оказавшимся на каком-то постоялом дворе в состоянии смертельной опасности со стороны хозяина постоялого двора, который исповедовал, так скажем, совершенно нехристианские ценности, связанные с инфернальным началом, сатанинским. Хотел их даже в жертву принести. Но святой Николай явился и защитил их. Поэтому святой Николай является покровителем и школьников тоже, как отмечается в житии. И так далее.

Опять-таки, еще раз подчеркну, подвиг этого молитвенного стояния в том, чтобы размышлять над житием святителя Николая и посмотреть: как я для себя могу это применить? какой он для меня герой? Потому что молодым людям очень хочется ориентироваться на какой-то яркий пример, пример именно практический. Сейчас мы живем в такое практическое время, когда хочется не просто рассуждать о высоком, а именно посмотреть: а как это применимо к моей жизни? Житие святого Николая, я думаю, каждый может применить к своей жизни, и мощи святого Николая в этом очень и очень помогают.

– Вспомнилась очень популярная фраза, которая встречается в статусах в социальных сетях: «Делай добро и беги». Как раз святитель Николай из тех, кто так делал.

– Замечательный пример действительно. Мы живем в век социальных сетей, и все в них, так или иначе, находимся по долгу службы. Тем не менее у нас сделает человек какое-нибудь доброе дело и начинает трубить: вот я этих накормил, тех накормил, здесь помог, там помог. Как-то все-таки нужно по-евангельски: правая рука не знает, что делает левая. И житие святителя Николая на это настраивает: просто сделай – и все, без каких-то информационных озвучиваний твоего подвига.

– Это многих вдохновляет на самом деле. Поэтому если о святителе Николае рассказать действительно как о герое нашего времени (причем как о вечном герое нашего времени, который бескорыстно делал добро), это открывает сердца, когда говорят о таких вещах: о добре, о любви. Может быть, современные молодые люди какие-то слова не воспринимают, сразу закрываются: «Не надо мне эти догмы...», но они воспринимают несколько иной язык, – язык практического богословия, богословия жизни, теологии жизни, действия.

– Этого, конечно, очень не хватает сейчас… Хотелось бы, пользуясь случаем, еще раз поблагодарить всех наших добровольцев, которые трудились, и особенно наших руководителей смен. Многие трудились с первого дня и до последнего, практически не спали, то есть все время находились возле мощей. Мы в контексте нашей передачи не будем озвучивать их имена и фамилии, для того чтобы их ждала награда на небесах. Они, конечно, знают, как они реально трудились, и многих наших добровольцев я считаю настоящими героями. Они приезжали ни свет ни заря, к шести часам утра... У нас были и беременные женщины-волонтеры, и колясочники – разные люди, и все они хотели послужить, хотя бы как-то потрудиться на каком-то участке, для того чтобы сделать пребывание людей, находящихся в очереди, максимально молитвенным, насколько они могли.

Где-то по неопытности, может, не хватило сил, где-то была какая-то дезинформация вследствие несовпадения информационных блоков, но, так или иначе, общее желание было одно – помочь; и оно ощущалось. Потому что когда я сам как руководитель ходил по очереди, я видел и утром, и днем, и вечером, и ночью этих ребят, которые, несмотря на усталость, на болезнь, трудились. Один доброволец у нас все смены помогал, даже когда у него была температура тридцать восемь. Простой преподаватель гимназии взял отпуск и вместо того, чтобы отдыхать, ездил и в Москву помогать, и нам помогал. И, несмотря на какие-то сложности, преодолел все это с помощью святого Николая и показал достойный пример. Вот это подвиг.

– Спасибо за эти примеры. Хотелось бы поговорить о чудесах. Часто бывает, что люди скептически относятся к этому: «Какие чудеса?..» Но я стал свидетелем нескольких чудес (будем считать одного чуда, несколько примеров которого были только на моих глазах). Я наблюдал в эти дни (и по дороге на работу, и стоя в очереди) за волонтерами, за людьми, стоящими в очереди, видел крепость этих людей, но самое главное, что я увидел, – образовалось много пар в этом стоянии: и среди добровольцев, и среди молящихся.

Каким-то совершенно невероятным образом это происходило, но эти встречи людей очень радовали, они были очень настоящими. Это были встречи, которым поспособствовал святитель Николай, я в это свято верю, я это увидел и свидетельствую в прямом эфире о том, что это действительно чудо. Просто хотелось бы услышать какие-то свидетельства (два, три, сколько успеем) от Вас, поскольку я знаю, что добровольцы собирали информацию, которой с ними делились люди находясь в очереди или уже после молитвенного стояния.

– Я, как верующий батюшка, тоже верю в чудеса, и хочется отметить несколько моментов. Конечно, многие из них уже можно посмотреть на сайте nikola2017, многие люди в «Живом Журнале» этим делятся, но я отмечу несколько моментов. У одной женщины возникли проблемы со здоровьем по женской части. Она ходила на УЗИ, где отметили, что у нее определенные проблемы, и ее направили на другое обследование. Тем не менее она нашла время, пришла к святому Николаю, помолилась. Затем прошла все необходимые обследования, и никаких уплотнений, затемнений уже не было, то есть она была здорова. Вот такой яркий момент.

Другая женщина отмечала, что она испытывала чувство глубокого отчаяния и уныния, но когда подошла к мощам, почувствовала какую-то легкость, вдохновение, которые ее буквально за несколько секунд переродили.

Еще момент, свидетелем которого были наши добровольцы. Мы много слышали о различного рода бесноватых, особенно люди секулярной культуры смотрят различные фильмы про экзорцистов и так далее, думая, что это сказки. Но мы видели реально такой случай. Женщина встала перед мощами – и с ней стало что-то происходить: начались какие-то колебания, падения, крики, вопли. Косвенно это тоже свидетельствует в нашу пользу, то есть это означает, что что-то происходит, что-то изменяется, и рационально это объяснить невозможно. Как в свое время говорил знаменитый русский религиозный философ Семен Людвигович Франк: «Если мы можем объяснить зло, то, соответственно, можем дать ему оправдание». Здесь объяснить зло невозможно – оно иррационально, мы можем лишь заметить такие моменты, которые проявляются. Вроде бы, с точки зрения светского человека, все можно списать на какую-то психосоматику, но более подробное общение показывает, что дело глубже, чем такие моменты.

И конечно, воодушевление наших ребят тоже хочется отметить, потому что я не представляю, как все эти смены можно выдержать, выстоять без помощи святого Николая и Божией помощи. Физически, мне кажется, это практически нереально; чтобы это пережить, нужна особая сила – и она была.

– Соглашусь. Тем более что время ожидания в очередях было разным. Какое было максимальное?

– Да, время было очень серьезное, разное. Начиналось все в режиме, как сейчас говорит молодежь, «суперлайт»: и пятнадцать минут, и сорок минут, и час, и полтора. А потом четыре, пять, семь, девять, двенадцать часов.

Особенно меня воодушевил такой пример. В ночную смену мы общались с людьми, утешали их, говорили: «Держитесь, крепитесь, немножко осталось», вместе пели, вместе молились. Пожилая пара, обоим по 90 лет: стояли двенадцать часов, причем в обычной очереди, не в социальной! Я спрашиваю: «А как же льготы?» Они отвечают: «А мы не проходим по льготам и решили так стоять». Просто колоссальный подвиг!..

У нас сейчас что-то чуть заболело, мы: ах, ох, мне нужен психолог, мне плохо; я не знаю, куда мне деться; у меня нервное расстройство... Очень сильно мы себя жалеем сейчас. А подобного рода молитвенные акции показывают, кто есть кто, и дают возможность людям проявить свои лучшие качества, раскрыть их в себе: мужчинам – мужество, женщинам – какое-то смирение, послушание. Все это дорогого стоит. И такой взаимный труд сближает. Потому и понятно, что какие-то пары образуются, это можно легко объяснить, потому что совместный труд сближает, а не взаимные развлечения. Именно совместное действие сближает, и молитвенное шествие – это как раз тот вариант, который может способствовать сближению людей; в реальности это так.

– Что касается почитания святителя Николая и дороги ко Христу через святого, не секрет, что случается так: человек идет к святому и как бы даже забывает о Христе. Человек обращает все свои силы, весь вектор своего движения, например, к святителю Николаю, в то время как святой все-таки является проводником ко Христу, а не краеугольным камнем. Наверняка были люди, и их было немало, у которых был именно такой посыл. Я видел, что работали священники, которые с людьми разговаривали, опять же добровольцы, миссионеры. Каким образом наш православный народ наставлялся вот этими священниками, волонтерами для того, чтобы люди понимали, что святитель Николай для человека как бы прозрачное стекло, а не краеугольный камень, что он должен привести ко Христу, а не затмить Христа собой?

– Действительно, таких случаев было немало; это наш старый феномен двоеверия. И не только наш на самом деле. Я был в Италии, в Бари, у этих же самых мощей, и там тоже подобное встречал, только с итальянской народной религиозностью. Здесь важно понимать, что почитание и поклонение бывают различными. И это подчеркивается особенно в православных песнопениях. Самое главное, что мы встречаем в православных песнопениях: святителю отче Николае, моли Бога о нас! Моли Бога о нас: вот оно, то прозрачное стекло. Не так, как некоторые называли святителя Николая «русский Бог», не такое поклонение, а именно как ступень ко Христу. И об этом мы старались рассказывать, как-то доносить информацию. Конечно, это очень нелегко, потому что зачастую такой бытовой православный магизм имел место. Но вместе с тем, как это можно было понять вследствие общения, люди начинали осознавать, что святой – это, конечно же, не преграда, которая встает на пути православного христианина ко Христу, а это ступень, через которую можно прийти ко Христу.

Конечно, были разные непонимания, злоупотребления, потому что всех не охватишь. И хотя по анкетам у нас было полторы тысячи добровольцев, вместе с тем людей было еще больше, поэтому всем не расскажешь. Но мы старались об этом повествовать, наставлять, утешать и прояснять необходимые основные моменты. В конце концов история все расставит на свои места, посмотрим, как будет. Опять-таки, хочется отметить именно миссионерское значение святого Николая, которое мы постарались использовать для проповеди Евангелия Христова.

– Будем надеяться. Сейчас это выглядит так, что это получилось...

– Очень хочется надеяться, что не будет какой-то новой ереси. Хотя, если мы посмотрим из истории, рядом со святым всегда были какие-то кликуши, которые начинали из него делать идола. Например, Иоанн Кронштадтский – святой, в святости которого, по-моему, никто не сомневается, но были же иоанниты, которые считали его воплощенным Богом, пытались от него отгрызть кусочек плоти, рвали его облачения. Какие-то совершенно ненормальные люди: гипертрофированная религиозность, какое-то чрезвычайно агрессивное понимание, выражающееся именно в поведенческом виде. Но мы же понимаем, что сам святой Иоанн (если мы почитаем его книги, проповеди) никогда себя Богом не считал. Так же и святой Николай. Но последователи начинают превращать его в идола... И это мы старались, конечно, пресечь насколько возможно. Как говорится, очень хотели, но уж как получилось. Один очень умный человек, второй чемпион мира по шахматам (Вы знаете, я люблю играть в шахматы) Эмануэль Ласкер, сказал замечательные слова о том, что человек ответственен только за качество своего труда, но не за его результат. То есть за качество мы можем отвечать: мы старались, мы трудились. А уж как получилось, не знаем. Это одному Богу известно.

– А какие-то курьезные случаи были? Может, под конец программы стоит рассказать что-то такое?..

– Без юмора, конечно, никак нельзя в православии, а как иначе… Я такие случаи замечаю. В свое время, когда после духовной академии учился в РХГА на факультете теологии, писал работу «Смех как культурная философская и богословская реальность» и как раз собирал различные курьезные случаи. Вот в ту копилку можно некоторые добавить. Отмечу несколько моментов; конечно, они все на парадоксе. Одна женщина принесла с собой кота, практически донесла его до дверей храма. Мы же понимаем, что всему есть предел, ну вот как-то она его пронесла – и у самого храма была остановлена. На вопрос «Зачем?» – «Хочу! Котик заболел, надо приложить».

Еще на «горячую линию» поступил звонок от одной женщины, очень ветхой днями, почти вековой. Она позвонила и спросила:

– А мощи святителя Николая сейчас находятся в Александро-Невской лавре?

– Да, но сегодня их увозят. Вы приедете?

– А вы не можете сделать так, чтобы их ко мне домой завезли приложиться?

Вот так: не мы к вам, а вы к нам.

Также все добровольцы предупреждали женщин, что они должны стирать помаду с губ. А одна женщина не захотела стирать, сказала: «Я должна к нему красивая прийти». Вот такой гендерный фактор, исключительно женский момент. И так далее, и так далее, и так далее. Одна женщина, находясь в очереди, спрашивала: «А ты кто по знаку Зодиака?» То есть вот такая цветущая народная «религиозность», которая у нас сейчас активным образом присутствует. Мы, конечно, старались объяснять, разъяснять, наставлять, направлять.

Еще отмечался момент потребительского отношения к духовной реальности и у молодых людей, и у тех, кто постарше, – прийти несколько раз. Я одну бабушку выучил уже, спрашиваю: «Ну куда же Вы в третий или четвертый раз идете?» Говорит: «Сынок, я хожу и буду ходить». Но дело в том, дорогие мои, что вы-то сходите, а другие не смогут; вы-то по четыре, по пять раз, а они-то ни разу; может быть, потому, что вы там оказались.

То есть никольские дни в Санкт-Петербурге – это еще школа смирения: пришли, приложились – уступи дорогу другим, дай другим это сделать, пусти другого. Возлюби ближнего своего, вспомни о ближнем, о котором мы всегда должны помнить согласно Евангелию.

Поэтому молитвенное стояние в очередной раз показывает, над чем нам надо работать, с какими внутренними духовными проблемами: тут и борьба с магизмом, и с гордыней, и с тщеславием, и с каким-то потребительским отношением. Как правильно сказал один сотрудник правительства: «Не за колбасой стоите». К мощам стоите, не за колбасой, уступите дорогу. Хотелось бы, чтобы это понимание было. Мы старались по возможности доносить, но человеческая природа такая гибкая – где-то воспринимает, где-то нет. Но, повторюсь, мы пытались сделать все, что могли.

– Спасибо, отец Дмитрий. У нас остается пара минут, можно короткое пожелание от Вас нашим телезрителям.

– Телезрителям я хотел бы пожелать смотреть телеканал «Союз» в дальнейшем и помнить о том, что христианин всегда должен оставаться христианином. То есть не так, что у мощей стоял христианин, а вышел – и превратился в обычного человека. А где же ваше христианство? Осталось в храме... Не быть фарисеями, не лицемерить. Перечитать Евангелие, вспомнить апостольские послания, перелистать житие святого Николая, что-то для себя отметить. Мы надеемся, что молитвенное стояние в очереди изменило тех людей, которые стояли, и в будущем, в дальнейшем нахождение перед подобного рода святынями будет более продуктивным, более полезным для духовно-нравственного возрастания и  общения с ближними.

– Благодарю, отец Дмитрий, за сегодняшний очень живой эфир, за подведение итогов, за завершение этого совсем небольшого цикла передач, посвященного принесению мощей святителя Николая в Санкт-Петербург. Благодарю Вас за Ваш труд.

Всех наших телезрителей благодарю за то, что нас слушали, смотрели. Тех, кто в эти дни имел возможность прийти к мощам святителя Николая, тоже благодарим за терпение и поздравляем, что в вашей жизни произошло такое замечательное событие.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать