Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

28 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Сегодня очередная подготовительная неделя перед Великим постом, читалась притча о блудном сыне, и есть несколько вопросов, связанных с этой евангельской притчей.

Вопрос: «Бог никогда не делает человеку плохо. Почему же люди бегут от Бога?»

– Лучшая иллюстрация – это двухлетний ребенок, который вырывает свою руку из ладони матери и бежит на проезжую часть.

– Ему так захотелось…

– В его голове идут какие-то процессы, у него появляется своя точка зрения, своя активная жизненная позиция и так далее. У него появляется свобода выбора. Он этому следует и попадает под машину, хорошо, если не насмерть.

– Что двигает двухлетним ребенком, мы не знаем, и объяснить он этого не может. Но взрослый человек?..

– Он объяснит: «Я хочу». И взрослый человек также. Подумаешь, он на полтора-два десятка лет ушел вперед, – во Вселенной это даже не миг.

– Но для жизни человека это много, он прошел некую жизненную школу и, наверное, уже имеет некий жизненный опыт, в котором есть Бог. Спрашиваешь человека: «Почему ты отказываешься от Бога: тебя Бог обидел, обманул, предал? Если вспомнить твою прожитую жизнь, Бог делал тебе только добро, ведь так?»

– Человек – животное общественное, на него влияет общественное мнение. И в зависимости от того, в каком соку он варится, таково и его мнение, потому что самостоятельно мыслят, как говорят ученые, только восемь процентов людей. Остальные поддаются всеобщему мнению. У нас в стране мнение формируется телевидением, для молодежной среды это больше Интернет и социальные сети. А в социальных сетях есть целые группы специальных людей, которые сначала задают тему, а потом, когда собирают более или менее большую аудиторию, уже начинают выполнять то задание, за которое они себе получают какие-то преференции. И возникает так называемое общественное мнение. Существует такое выражение «Интернет взорвался» – все это организованные вещи. А для человека, который практически живет в «сетях», реальный мир тусклый по сравнению с ними, он полностью принимает их «как все». Так любую толпу можно настроить: «Распни, распни Его!» И если на площади Иерусалима говорить: «Люди добрые, что Он вам сделал-то?», то это не играет никакой роли.

– То есть человек так настроен.

– Да, человек настраивается. Это старо как мир, просто сейчас настроить можно гораздо большее количество людей с помощью современных средств коммуникации. А триста лет назад было с помощью газет. Если сейчас раздавать листовки со статьями из газеты «Искра», кто это будет читать? Никто и никогда. А тогда это сыграло очень существенную роль. «Искру» привозили из разных стран, печатали за рубежом, нелегально доставляли. Каждая пачечка играла свою определенную роль… Потому что вообще русский человек благодаря своей культуре был чрезвычайно доверчив по отношению к печатному слову, и я однажды был тому свидетель. Когда у нас в стране при Горбачеве шла борьба с пьянством, в одной газете Сергиево-Посадского района в разделе «Сатира и юмор» было написано, что «сигареты будут выдавать только по одной пачке на месяц на шоссе», там-то, там-то... И один деревенский мужик, с которым я общался, говорит: «Вот до чего додумались! Куда ж за сигаретами теперь идти…» Я ему объясняю: «Голубчик, пойми: написано «сатира и юмор»». Он говорит: «Ну и что!?» То есть у него это не связалось… Поэтому к напечатанному в газетах было чрезвычайно большое доверие. Это идет из глубины веков, можно сказать, заложено генетически. Поэтому: «английские ученые доказали…», далее двоеточие, а дальше неси любую ахинею. Главное, что доказали, ученые и английские.

– Вопрос: «В притче юноша «пошел на страну далече и там расточил имение свое, живя блудно». А почему именно блудно? Разве невозможно было жить разумно, благочестиво, скромно?»

– Возможно, просто притча не о том. В притче каждое слово имеет определенный смысл. В этой притче речь идет о падении младшего сына, это падение есть отпадение от Бога. И блуд – это самое наглядное отпадение от Бога.

– Результат этого отпадения.

– Да.

– То есть человек, ушедший от Бога, неизбежно впадает в эти мерзкие грехи. Есть же те, которые говорят: «Ну и что, я без Бога проживу»…

– Безусловно, проживет.

– Вот образец, как это будет.

– Человек может вместо еды питаться чипсами, а вместо воды пить кока-колу. Может он так прожить? Может. Но жизнь его будет короче и болезненнее, я имею в виду земную часть жизни. Тут вот что важно: Господь готовит каждого человека, родившегося на земле, к вечности, и хочет с ним эту вечность проводить. А отвергнувший Бога человек этого лишается, получается такое сиротство. Общаясь с сиротами, я вижу, что больше всего на свете они хотят себе семью, даже будучи уже взрослыми ребятами.

– Неважно, какие условия в детском доме, все равно семью…

– Если на золотых тарелках будут подносить пищу самую изысканную (оленину с гор Чехии), за маму и папу всё отдадут. Так же и здесь. Если посмотреть, на что человек хочет поменять Отца Небесного, это просто анекдот. Сначала происходит некое внушение, конечно дьявольское, но через людей. Как дети с двенадцати лет начинают курить? Пусть он объяснит, что его тянет к этому. Ведь он знает, что это вредно, он кашляет, у него слезятся глаза, взрослые им недовольны – одни проблемы. Спрашивается, зачем? По гордости и от того, что не может отказать ребятам того детского коллектива, в котором он «болтается», не может преодолеть их давление – он зависим. Все атеисты зависят от этого. А была другая ситуация, когда все веровали, так даже тот, кто в уголке под одеялом и не веровал в Бога, никогда об этом не говорил, потому что «заплюют и заклюют».

– Вопрос телезрителя: «Могут ли святые, когда умирают, стать ангелами?»

– А зачем? Люди – это люди, ангелы – это совсем другие существа, поэтому в этом нет никакой нужды. У человека одна задача, у ангела – другая. Каждый из них любим Богом, они находятся во взаимодействии, мы можем общаться с ангелами, ангелы могут общаться с нами. Мы молимся своим ангелам-хранителям утром и вечером. Может ли носорог превратиться в леопарда? Не может, и нет нужды в этом. У носорога своя носорожья жизнь, у леопарда – своя.

– Телезритель: «Ясно. А когда говорят «мой святой ангел-хранитель»?..

– Тут просто путают два понятия. Святой – это человек, имя которого мы носим и молимся ему. Если мы начинаем ему молиться, он начинает нам покровительствовать. У каждого человека есть два ангела-хранителя: один назначается от Бога человеку при рождении, а другой – при крещении. Каждый человек может к ним обратиться. Когда человек умирает, эти два ангела его встречают: один – у главы, другой – у ног, они помогают душе человека перейти в мир иной.

– Вопрос: «Может ли быть в жизни человека точка невозврата, когда повернуться к Богу уже невозможно?»

– Да, в отдельных случаях Бог отнимает у человека разум, тогда уже невозможно.

– Но это именно Господь решает, за какой проступок или за какую жизнь…

– Вообще все решает Господь. Некоторым людям это обидно слышать, но это так. Человек только по гордости может думать, что это он хозяин: «могу двигать дивизиями», «могу двигать рынками», «могу двигать модой»... Пока сосудик в голове не лопнул и ты не превратился, как сейчас модно говорить, в овощ: у тебя из уголка губ течет слюна, а ты даже не в состоянии ее втянуть назад.

– Как быстро человеческое величие превращается в ничто.

– Довольно быстро.

– Люди иногда хотят просчитать, что же такое произошло, что Бог человека так наказал? Возможно ли это и стоит ли так гадать?

– Иногда это очевидно, иногда нет. Но всякое наказание от Бога предполагает, что человек усвоит этот наказ.

– Но лишение разума как он усвоит?

– А это уже не наказание, это кара, обычно в назидание окружающим. Расскажу такой случай: у меня был сосед, он поехал в свою деревню. Там стоял закрытый храм. Он снял с ограды крест, который украшал ограду храма (храм был недействующий, разоренный, разбитый, ни окон, ни дверей), был пьян, размахивал крестом и, как свидетели говорили, неприлично выражался. Он дошел до края деревни, увидел кого-то, как говорят очевидцы – Богородицу, и с этого момента потерял разум. Все это мне рассказала его жена, она еще много лет за ним ходила. Вот он был таким пускающим слюну человеком, не понимавшим человеческую речь. Господь таким образом совершил в назидание всем: и мне, и жене, и всем, кто узнал об этой истории…

Когда я еще был молодым, большинство наших храмов были разбиты, и, оказываясь вблизи такого храма, я у местных жителей спрашивал, как называется храм, а в отдельных случаях фотографировал его на память. И каждый раз кто-то из местных жителей рассказывал, что случилось с теми, кто этот храм закрывал или взрывал, что случилось с детьми этих людей (так тоже бывало), то есть каждый храм имеет такую историю. Сейчас истории утрачены, тогда мне не приходило в голову все фиксировать. А вообще это очень интересно, что случалось с конкретными людьми, которые уродовали, взрывали храмы. Очень назидательно. И таких историй много, потому что я по разным поводам бывал в разных местах в нашей европейской части и всегда этим интересовался. А с этой семьей мы жили на одной лестничной клетке. Слава Богу, супруга его не бросила, так до смерти и довела. Ее саму это ужаснуло. От нее я все это и услышал.

– Вопрос: «Что нужно, чтобы в человеке возникло покаянное чувство, желание изменить свою жизнь?»

– Например, можно услышать постовое песнопение «Покаяния отверзи ми двери», оно может подействовать на человека.

– Господь пытается с разных сторон подойти к человеку, пытаясь его как-то привлечь к Себе.

– Всякое бывает.

– Кому-то, как юноше, упасть до самого дна, и только там прийти в себя. Не желает же того Господь, чтобы человек падал до самого дна?

– Для Бога важнее всего спасти человека, использовать все возможные и подходящие для души этого человека средства, и Господь обычно все эти средства использует.

– Даже такое назидание, о котором Вы сейчас рассказали: казалось бы, ради других один человек получает такое возмездие.

– Такое тоже может быть, потому что мы единый человеческий род. Например, мы изучаем историю. История в духовных семинариях занимает очень большое место. Вообще история – это наука духовная: как Господь спасает человека. И Библия: Ветхий Завет, Новый Завет – это же Священная история о том, как Господь действует среди людей, народов, простолюдинов, царей, князей, о том, какие они совершают поступки, каковы следствия этих поступков, о поступках праведников, пророков, власть имущих, богатых, бедных… Это все назидание.

– Вопрос телезрительницы: «В августе у меня умер сын, он отвергал лечение, мы его никак не могли заставить лечиться. Груз вины ужасный, потому что глаза будто были закрыты, и не было никаких вариантов, как его можно было направить в больницу. А когда это случилось, глаза раскрылись, появились все варианты. Сейчас груз вины. В храм он не ходил, не причащался. Конечно, я схожу с ума и не могу успокоиться. Как молиться, как ему помочь? Скажите хоть несколько слов в утешение».

– Самая главная молитва, которая совершается в храме, – «Господи, помилуй!» Единственное, что можно об этой молитве сказать: надо молиться от всей души и от всего сердца, никаких технических приемов не существует. А время – так Бог человека устроил – постепенно боль снижает. Вот мы сейчас говорили о назидании. Смерть каждого человека – это назидание для тех, кто временно, на некоторое время остался живым. Нужно этот опыт, хоть и отрицательный, запомнить и впредь уже не теряться, а думать, и те варианты, которые открылись Вашему сознанию, использовать в другие моменты своей жизни. А если просто плакать, с ума сходить, как Вы говорите, от этого пользы никому не будет, даже душе усопшего человека.

– Вопрос: «Скоро Великий пост, но по болезни я не смогу его соблюдать. Можно ли саму болезнь считать за пост? Из-за нее я очень во многом ограничен».

– А болезнь так и вменяется человеку в пост, это святоотеческий подход. Но каждый человек, который не может поститься в еде, может поститься в болтовне. Например, человек любит поговорить и по три часа в день разговаривает с разными людьми. Ради поста можно ограничиться не тремя часами, а тридцатью минутами и эту границу не переходить, вот будет замечательный пост. Или исключить просмотр телевизора, кроме воскресной новостной программы за всю неделю, исключить всякие развлекательные передачи. А кто хочет получше попоститься, тот вообще убирает телевизор на время поста и на время Светлой Седмицы, а потом может так случиться, что и не захочется его включать. Потому что вред от просмотра телевизионных программ, кроме телеканалов «Союз» и «Спас», гораздо больше, чем от свинины или жареной лосятины со сметаной.

– От свинины, оказывается, отказаться проще.

– В том-то и дело. Проводили такой опыт в Америке: собрали группу школьников и объяснили, что их задача с 8.00 до 20.00 (могу немного ошибаться в цифрах) просидеть в комнате, где есть книги, тетради; можно учить уроки; единственное, чего их лишили – мобильных телефонов и компьютеров. Закончили эксперимент очень малый процент из детей. Остальные испытывали состояние абстиненции, как испытывают курильщики, которым не дают сигарет, или наркоманы, которым не дают их зелья. То есть они испытывали сначала дискомфорт, потом волнение, а потом просто стучались в стену, просили их выпустить, прекратить эту пытку, пока им вновь не вернули их гаджеты. Поэтому, конечно, это гораздо тяжелее. Если человеку не дать мяса, вряд ли он будет так стучать кулаками. В течение дня не смогли выдержать! И надо понимать, что это особенные дети, которые ни в чем не знают отказа, их не воспитывают, что можно, а что нельзя или что есть пост. Просто взяли произвольную группу детей и увидели, что у большинства очень серьезная зависимость.

– И при этом законы ограждают права ребенка на вседозволенность. Родители не могут уже сейчас ограничивать своих детей так, как они хотели бы, потому что ребенок имеет право, в законе даже написано: «право на развлечение».

– Что можно сказать? Каждый по-своему с ума сходит…

– Вопрос телезрительницы: «Я живу в Свердловской области в деревне, храм от нас находится за тридцать километров. Мне уже 74 года, и я не могу рано утром в воскресенье попасть на литургию. И вот я уже несколько лет молюсь, слушая утренние и вечерние молитвы по телевизору, и литургию тоже смотрю по телевизору. А когда мы вызываем священника, он нас исповедует и причащает. Скажите, правильно ли я делаю?»

– Правильно.

– Телезрительница: «Еще такой вопрос. Мы сейчас в деревне решили строить приход в честь Николая Чудотворца и Пресвятой Богородицы. Посоветовались с настоятелем храма и в четверг читаем акафист Николаю Чудотворцу, а по воскресеньям читаем акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Правильно ли это?»

– Правильно.

– Вопрос: «Прошу у Вас совета: как говорить с подростками о Боге? У моей 12-летней крестницы начался переходный возраст, она вдруг перестала быть хорошей девочкой, хочет быть мальчиком, играть в рок-группе и иметь много денег. Школа, Интернет, общество сильно на нее влияют, и она под этим влиянием перестала слушать родителей, которые, по ее словам, «втирают» ей про религию. Что, кроме молитвы, мы можем для нее сделать? Как разговаривать с неслышащим и невидящим чадом?»

– Есть, конечно, специальная технология для слепоглухонемых, но она тут тоже не подойдет. Такое столкновение с детьми ждет абсолютно всех тех людей, которые отдали на растерзание душу ребенка безбожному детскому коллективу. Если мы хотим вырастить христианина, мы должны выращивать его дома.

– То есть домашняя обстановка, домашняя атмосфера не может перевесить того влияния, которое оказывается в школе…

– Нет, конечно.Тем более что ребенок в школе, дома он один, родители приходят домой с работы вечером, поэтому большая часть общения у ребенка проходит с детьми в школе. От детей он учится тому, что родители ему что-то «втирают». То, как он сам ходил в церковь и причащался, он прочно забыл. Для него важно только название групп, название элементов одежды. Язык, на котором говорят тинейджеры, становится его языком. Он стремится в этот мир, мир для него привлекателен, а то, что «втирают» родители, перестает для него быть интересным с определенного возраста. Потому что детский коллектив сам с первого класса начинает формироваться, через несколько лет он уже сформирован и становится главным воспитателем. Поэтому тут уже поздно что-либо говорить. Это называется «упустить ребенка».

Представим себе: мы хотим воспитать хорошего, воспитанного, благородного мальчика и для этого договариваемся с колонией малолетних преступников, чтобы он там пожил. Какой будет результат? Если подростки все поголовно курят, ругаются матом, с юных лет начинают блудить, участвовать в жесточайших драках, издевательствах… то есть ни в каких джунглях не встретишь такого взаимоотношения между детьми. Чтобы этому противостоять, нужно дома создать такие семейные отношения, чтобы было восемь братьев, четыре сестры, учить их, как мальчик должен относиться к девочке, как девочка – к мальчику, как старший – к младшему, младший – к старшему, они будут смотреть, как делают мама, как папа, и общения у них будет достаточно. И никакого переходного возраста не будет, он возникает искусственно. Когда родители отдают на растерзание своих совершенно прекраснейших детей, то получают к тринадцати годам вот такие «фрукты», из которых действительно ни компот не сваришь, ни варенье – всё отравлено.

– То есть в этой ситуации уже все потеряно?

– Конечно. Всякий воспитательный процесс закончен.

– Но, как правило, большинство детей, пройдя этот переходный возраст, годам к восемнадцати приходят в разум.

– Нет, не большинство. Совсем не все. Сколько детей прошли через гимназию… Одна девочка (сейчас она уже взрослая) даже целую повесть написала, и видно, что семья ее не научила никакому христианству. Все, что ей пытались в детстве как-то привить, улетучилось напрочь, и она находится на том уровне, как будто с луны упала. Для нее церковь – это «то, что запрещает носить джинсы». Вот основной пафос борьбы за свободу – оказывается, надо носить джинсы…

Семья сама отдает рычаги воздействия на душу совершенно посторонним людям начиная с детского сада. Детей воспитывает совершенно не семья, поэтому такой результат. И хорошо, если у ребенка хватит здравого смысла, если он сам захочет куда-то поступить учиться. А очень многие родители жалуются: учиться не хочет, работать не хочет, ничего не хочет, а после того, как появились компьютеры, только там и сидит. Я знаю одно семейство, где ребенку денег не дают, не кормят его, но он предпочитает жить впроголодь, питаться сухомяткой, ночевать у друзей, но только чтобы не лишаться своей бродячей жизни. Он от родителей что хочет? «Купите мне и обеспечьте то существование, которое я вам сейчас нарисую. Вы мне это, это, это…». Причем никакой благодарности в ответ. Просто вырастают такие чудовища. Конечно, некоторые дети что-то запоминают из того, что отец говорил, когда им было, допустим 8 лет, и что-то начинает прорастать. Но вот этот каток, когда ребенок из отрока превращается в юношу, это время, очень важное для обучения, изучения разных предметов, совершенно стирается. Дети становятся манипуляторами, искусными получателями оценок.

– Но советское общество все-таки вырастило наше поколение, в котором есть замечательные люди. Неужели то советское, совсем безбожное общество было лучше сегодняшнего?

– Конечно. Оно не было безбожным. Это люди, которые были гораздо ближе по времени к церковному воспитанию.

– То есть, несмотря на свободу Церкви, которую мы имеем уже двадцать с лишним лет, общество стало от Бога дальше?

– Безусловно. Появилось гораздо больше соблазнов. Появился новый воспитатель у детей – компьютер. Современные дети даже не знают не только русской литературы, но и советской. Это просто темень непроглядная.

– Они не знают даже великих людей своей страны, которые жили совсем недавно.

– Они все в этом искусственном виртуальном мире, созданном профессионалами, цель которых завладеть вниманием человека, чтобы он купил сникерс, чтобы он играл именно в эту игру, то есть был потребителем. А советский человек был окрылен мечтами: один хотел стать танкистом, другой – космонавтом. А сейчас хотят быть экономистом, бизнесменом. Пусть тогда это тоже была романтика искусственная, но, по крайней мере, цели были благородные. Сейчас Александр Иванович Бастрыкин в Следственном комитете организовал празднование по поводу фильма «Офицеры». «Есть такая профессия – Родину защищать…». После этого фильма миллионы людей посвящали свою жизнь армии. Их этот фильм, игра актеров убедили, что это высшее проявление человеческого благородства, самопожертвования и так далее. Актеры были самые привлекательные для советского человека, играли прекрасно. А какие примеры показывают по современному телевидению? Сплошные убийства, зубодробиловка, страшные люди…

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать