Беседы с батюшкой. Неоязычество и православие

27 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове. Передача из Москвы.

– На последнем совещании Священного Синода, которое состоялось на прошлой неделе, участниками была выражена озабоченность в связи с распространением неоязычества в России. Что такое неоязычество?

– Дорогие друзья, мы с вами должны знать врага в лицо, не просто дать некий термин, а понять, что это за явление – неоязычество. Если рассуждать о язычестве в целом, то это различные религиозные учения, имеющие ряд характерных признаков. Если мы посмотрим литературу, которая существует в нашей христианской православной традиции, то увидим, что есть известные исследователи и прошлого, и современности, которые уделяли этому внимание. Тем, кто интересуется данным направлением, я рекомендую почитать лекции и материалы исследований протоиерея Василия Зеньковского. Есть замечательные лекции и наработки по вопросам язычества в жизни современного общества у Алексея Ильича Осипова, профессора Московской духовной академии. Перед нами явление, которое имеет огромное прошлое. Если разбираться по существу и говорить по-простому, это сатанизм, бесовщина, старая конфетка в новой обертке, которая называется неоязычеством. Чтобы понять, что это такое, нужно в первую очередь посмотреть, в чем заключается суть данного явления. Это искаженное восприятие духовной жизни, неверное отношение к тому, что есть религия. Религия, как мы знаем, связь, соединение человека с Богом и Бога с человеком, как писал блаженный Августин, воссоединение. А по определению христианского писателя Лактанция, соединение––то, что связано с благоговейным отношением к святыне, тому сакральному, что имеет место в жизни каждого человека.

Если сегодня псевдодуховное направление является значимым, это говорит о том, что оно стало доступным потому, что у ряда людей есть желание и готовность разделять определенные взгляды, имеющие отношение к религии, но они неправильно воспринимают их. Эти люди искажают представление о сакральной связи Бога с человеком, которая существует в этом мире, поклоняются и служат твари вместо Творца, как сказано у апостола Павла.Неоязычество имеет различные направления, в том числе современные, которые коверкают представление о Боге, Церкви, спасении, вечности, человеке и его возможности вступать в живую связь с Богом. Безусловно, это духовная культура, но со знаком «минус». Мы с вами являемся реальными свидетелями всего этого.Это направление мысли и образ жизни, которые имеют отношение к духовности, однако несут отрицательный заряд.

– В чем заключается опасность неоязычества?

– Можно потерять вечность, увлекаясь тем, что ложно, и входя в некую структуру. Не приходилось ли вам, дорогие братья и сестры, встречаться с людьми, которые проповедуют поклонение древнеславянским богам? Мне приходилось довольно часто. А разве не приходилось нам в течение совсем недавнего периода нашей истории (да и сегодня это вновь распространяется) не только в христианской среде и среди интеллигенции, где есть разнообразные направления подобного толка, но и в ваххабизме как проявлении экстремистского характера в исламе с рассуждениями о различных явлениях,которые могут называться по-разному, но это всегда ложь, искажение правды.Какими бы ни были формы и культы, за всем этим скрывается бесовская гримаса, и огромная опасность для человека войти в такую сферу, где можно утолить свой религиозный голод, но только пища будет отравленной.

– А в какой среде распространяется данное явление?

– В различных средах, потому что формы могут быть различными. Это есть и среди интеллигенции, в том числе продвинутой, и среди молодежи, которая ищет Бога, да не там, и у малообразованных людей, которые увлечены какими-то мыслями, идеями, которым что-то не то подсказали и куда-то не туда направили. Дорогие мои, за всем этим стоит реальная темная бесовская сила. Вступая в живую связь с чем-то, человек имеет ощущение присутствия кого-то или чего-то в своей жизни. И если не дать ему альтернативу, не познакомить с той правдой, о которой он, возможно, ничего не знает, то он может стать адептом неоязычества. В зависимости от того, к чему у человека есть интерес, бес может увлечь его именно в этом направлении через последователей, которые уже продвинулись дальше. Давайте будем внимательны и аккуратны. Рассуждая об язычестве, будем помнить, что одним из его признаков является идолопоклонство. И поклонение идолам может быть связано не только с культом Перуна и иже с ним, какими-то истуканами или тотемами. Это явление глубоко духовного характера.Если мы не учимся правильному духовному рассуждению в нашей жизни по слову отцов Православной Церкви и не имеем в жизни верных духовных ориентиров, мы непременно впадаем в состояние служения страстям. Это то, что, по словам преподобного аввы Дорофея,связано с состоянием «сребролюбия, славолюбия и себялюбия».

– Вопрос от телезрителя: «Насколько распространено явление неоязычества в России? Ведь кроме храмов мы ничего вокруг не видим».

– Это явление встречается повсеместно в разных формах. Разве дискотека не неоязычество, не беснование? В большинстве современных школ устраиваются мероприятия, которые связаны с разрушением личности человека. Разве беснования, в которые входит человек, не являются продолжением танцев, культа, вызова нечистой силы, которые по сей день используют неписьменные народы, собираясь своим племенем? Разве случаи, когда на уроках истории некоторые преподаватели, увлеченные идолопоклонством, предлагают детям поучаствовать в поклонении богам древних славян (я знаю реальные истории), происходят только в Москве? А разве в провинциях не существует различных и, увы,весьма популярных направлений неоязычества, когда людей через их религиозный интерес (а он есть у каждого) вводят в состояние реальной связи с темной силой, заражая их этим? Почему данному вопросу уделяется такое большое значение (эта тема была поднята в том числе на прошедшем заседании C инода, где слушали доклад протоиерея Всеволода Чаплина)?Потому что это актуально, к сожалению, это реалии нашей современной жизни.

– Чем неоязычники привлекают новых адептов в свои ряды?

– Наверное, в первую очередь нужно учитывать невысокий уровень религиозной культуры в нашей стране. Да, мы говорим, что у нас возрождаются старые храмы и строятся новые.Древние святыни и монастыри привлекают многих людей.Но рассмотрим пропорциональное соотношение верующих и неверующих на простейшем примере московского «спального» района.Посчитаем, сколько людей было в храме в это воскресенье и сколько живет в этом районе вообще. Каков процент людей, которые не пришли в храм? Разве эти цифры сопоставимы? У многих из этих людей в жизни есть различные интересы, различные формы восприятия этого мира, ощущение присутствия Бога. Если кто-то захочет затронуть эту область и увлечь человека через интерес, который у него есть, не в ту сторону – вот вам и поле для деятельности. Если мы сегодня будем бездействовать, этот процент людей (а это огромное количество) может быть увлечен неоязычниками. Почему этому нужно уделять внимание? Потому что мы пережили страшное безбожное время, последствия которого актуальны до сих пор.Человек был ограничен в понимании, что есть правда, а что есть ложь,ему чего-то не давали, а сейчас духовные процессы рассматриваются достаточно хорошо (посмотрите, сколько у нас передач оккультного характера на телеканалах, что обсуждается через кинематограф, как все эти идеи скрыто или явно пропагандируются в СМИ, рекламе).Перед нами тотальный процесс постепенного ввода человека в новую систему, где при отсутствии знаний техники безопасности духовной жизни есть огромная опасность увлечься не тем, войти в запрещенную сферу, развратиться и погибнуть. Человек рискует вечностью, общением с Богом, встречей с Ним здесь и возможностью быть с Ним там.

– Может быть, это делается не специально? Вы говорите, что неоязычество рекламируется в кинематографе. Там показывается наша древняя жизнь, и тем самым изображается язычество?

– Есть очень умные люди, которые работают в течение многих лет, а за ними стоят другие, весьма опытные в деле борьбы, духи, которые этих людей направляют. Существует немало институтов, которые развивают эти направления и вбрасывают их в массы. Мы должны понимать, что для того чтобы бороться с врагом, необходимо знать его оружие. Помните разговор беса с преподобным Антонием? «Антоний, ты мало ешь, а я совсем не ем. Ты мало спишь, Антоний, а я совсем не сплю». Когда человек духовно не просвещен, но ищет некой духовной пищи, ему можно это предложить не в страшном виде, а в очень заманчивом: красиво преподнести через какой-нибудь интересный фильм. Как это делается? Элементарно. Берется хороший продюсер, ему платится приличное жалование, подбираются замечательный актер, прекрасная студия, имеющая колоссальные возможности. Для этого нужен бюджет, но мы же знаем, что у дьявола немало средств и тех, кто сегодня в этом мире служит ему сознательно. А есть те, кто служат бессознательно. И вот на экраны выходит некий фильм, и в нем есть некая идея. Она в него заложена и идет через весь фильм. И человек, поражаясь красотой природы, игрой актеров, потрясающей музыкой, заражается этой идеей. А если у него нет барометра, иммунитета, он не работает при восприятии реально происходящего, если человек не может оценить, что есть правда, а что ложь, он увлекается и начинает этим интересоваться. Тогда ему предлагают нечто большее: можно войти в состав какой-то организации и начать жить с совершенно другими представлениями о самом главном в жизни.

– Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Аргументы неоязычников таковы: «Ваша религия – религия слабости, а то, что пропагандируем мы, основывается на силе, в том числе силе духа». Так ли это?

– Дьяволу уже много тысяч лет, а вот аргументы и почерк всегда одни и те же. Есть лживые доказательства, которые в любой момент можно достать из ящика стола и протянуть другому: и в I веке, и в X, и в XVIII, и в XX, и в наше время. Дело в том, что если мы с вами рассуждаем о силе и слабости, то почему мы утверждаем, что христианство и православие как истинная христианская религия – религия силы? Потому что здесь в первую очередь происходит борьба с самим собой. Легче натренироваться, пойти и победить кого-то на поле брани, чем победить себя. Более того, чтобы нечто свершилось на поле брани, нужно что-то создать внутри себя. Мы знаем, что благоверный князь Димитрий неоднократно приходил к преподобному Сергию, но Русь и русский народ были не готовы к тому, чтобы выступить против большой силы. Для того чтобы это произошло, надо было внутренне переродиться. Один из глубочайших моментов, связанных с неверным пониманием происходящего в этом мире – человек воспринимается как самодостаточное существо. Мы же в христианстве утверждаем, что есть грех, который исказил человека:человек впустил в себя то греховное, что изменило его ум, волю и сердце. Без Христа и Церкви человеку невозможно преодолеть то, что произошло. Мы рассуждаем о творении человека, о его грехопадении, о пришествии в мир Христа. Если разрушить эту цепочку неверными постулатами, можно взять человека в плен, а он даже не поймет этого. Один из важнейших принципов язычества: максимум удовольствия при минимуме труда. «Я хочу брать от жизни всё», «я хочу наслаждаться», «я хочу сникерснуть», «я хочу вливаться», «я хочу оторваться». Эти установки, которые сегодня предлагаются человеку на каждом шагу,– некое послание: заинтересуйся, заразись этим. Если ты не укреплен, не знаком с тем, что правильно, ты можешь войти в реальный духовный мир и, войдя в него, встретиться с конкретной силой. Но какой? Не Божией.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Почему неоязыческая идеология возникает в современном российском обществе?».

– Этот вопрос сродни тому, который мы рассматривали ранее. Потому что почва во многом подготовлена. Я вспоминаю свою диссертацию по истории «Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX веков». Религиозный индифферентизм, увлечение идеями вольнодумства, отсутствие правильной духовной жизни, негорение в вере, увлечение западными идеями. Это уже тогда расхолаживало людей, вводило их в связь с иной силой. А потом произошли страшные события, которые явились следствием духовно-нравственного оскудения человека, и к которым мы подвели себя сами. В период безбожия почва была подготовлена, а сейчас, когда открыты возможности для религиозной жизни, есть интерес, можно войти в иное состояние, предложить человеку пообщаться с другой силой. В Священном Писании мы читаем о том, что бесовский род изгоняется только молитвой и постом. Я спрашиваю многих приходящих в храм родителей: «Почему вы не предлагаете своим детям поститься? Почему они приходят на Причастие, не готовясь?»

– Они еще маленькие.

– А разве бес воюет только со взрослыми?

– Нет.

– В своей пастырской практике я сталкиваюсь с ситуациями, когда бывают одержимы совсем юные.И это страшно. Борьба продолжается. Мы, может быть, к ней не готовы. Семена зла падали и падают сегодня в подготовленную почву и дают всходы, человек заражается, приходит – и у него столько всего намешано!

Совсем недавно ко мне на разговор пришел человек с такими взглядами! Его направили в церковь для того, чтобы он чем-то здесь поднапитался, а потом вернулся к неоязычникам. И чувствуется, что в сердце его ­винегрет, а в голове––каша. Нужно разобраться, объяснить. Святитель Филарет Московский писал: «Братья, сестры, почаще берите в руки катехизис». Мы обращаемся к крестным, приходящим на собеседование перед таинством Крещения: «Дорогие, откройте Символ веры, почитайте, во что мы с вами верим».Я не допустил, чтобы один человек стал крестным (бывают и такие случаи). Почему? А он не верит. Он говорит: «Батюшка, я уже несколько раз был крестным. Почему сейчас я вдруг не могу им быть? Почему Вы меня не допускаете?».Я спросил, может ли он разделить положения Символа веры. Он ответил, что какие-то, пожалуй, да, какие-то – ни в коем случае, с чем-то он не согласен, а над чем-то еще подумает.

– У Вас есть какие-то религиозные убеждения?

– Да, какие-то есть.

В нашем сегодняшнем разговоре мы говорили о характерных проблемах явления неоязычества, а он так мыслит. Это не религиозный человек, но и не бездуховный – он заражен не тем. И вот он находится в недоумении,почему не может быть крестным.И начинается разговор. Знаете, что интересно и отрадно: слава Богу, что когда начинается диалог и мы расставляем всё по своим местам, большинство отказывается от заблуждений, имеет желание разобраться и идти дальше. Судя по моей практике, существует небольшой процент тех людей, которые от этого отказываются: ну, не готов пока человек. Мы не отталкиваем и его. Хорошо, походи, побудь здесь, может быть, придешь к нам на беседу еще раз, мы пообщаемся. Но нельзя оставаться безучастными к тому, что сегодня происходит. Ведь это беда.

– Пример святых равноапостольных Владимира и Ольги показывает нам, что люди действительно очень много потрудились для того, чтобы искоренить язычество в сердцах нашего народа. Получается, мы опять возвращаемся к тому же и готовы поклоняться пням, камням, луне и солнцу?

– Мы рассуждаем об этом на телевидении, нас видят миллионы людей. У нас много единомышленников. Разве мы можем говорить, что все так плохо? Я не согласен. У нас есть серьезная проблема, которую мы должны решать. И если мы говорим об этом и нас многие слушают: кто-то оторвался от своих дел, включил телевизор и смотрит эту передачу на канале «Союз», значит, у нас есть колоссальные возможности.Мы всё можем в освящающем нас Иисусе Христе, как восклицает апостол. Важно быть неравнодушными и что-то делать, действовать в направлении просвещения и разъяснения чего-то людям, которые находятся возле нас, что мы с вами и делаем. Это живые сердца людей, которые нас сейчас смотрят и размышляют, сравнивают случаи из примеров с соседями, знакомыми и сотрудниками. Я рассказываю примеры из жизни, а они думают: «Дай-ка я что-нибудь сделаю. Как мне помочь человеку отказаться от этих заблуждений?».Это уже отдельная тема. Нужно помочь, что-то противопоставив этому.

– И все же возникает вопрос, с кем нам быть: с Владимиром или Перуном?

– Для нас ответ очевиден: конечно, с равноапостольным князем Владимиром, потому что он не просто отказался от идолов,он их сбросил в Днепр (их привязали к конским хвостам, потащили к реке и потопили). Но разве человек не сам поднимает этих идолов из бездны и возводит на олимп своей жизни, поклоняется им как таковым и своим страстям, не борется с ними? Будем внимательны и осторожны. Давайте окинем взором хотя бы эту составляющую.В Церкви есть классификация страстей. Первая группа – самые низменные страсти: сладострастие, чревоугодие, плотские страсти. Есть другая группа – то, что, к сожалению, для нас уже норма (а для кого-то это едва ли не добродетель): самолюбие, гордыня, готовность не уступать другому человеку и обижаться на него (ведь это следствие гордыни). Страсти третьей категории –когда человек возводит свои действия в ранг добродетели. Наука ради науки – разве это не страсть? А искусство ради искусства? А спорт ради спорта?Можно всем этим так сильно увлечься, что на пьедестал будет поставлена собственная душа, кумир будет сделан из самого себя или из какого-то известного футболиста или команды. Есть различные области, которые мы сегодня можем использовать для того, чтобы потрудиться и воспитать полноценную личность, а есть перегибы в другую сторону. Давайте учиться тому, как должно быть правильно, чтобы не поклоняться кумирам, а полноценно развиваться и воспитывать наших детей в той традиции, в которой мы можем им показать, что есть правда, а что – ложь.

– В год 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, наверное, было бы актуальным напомнить, как он отказался от языческих капищ и пришел к православию.

– Это была встреча с Христом, которая переродила очень жестокого, сластолюбивого, умного (по тем сведениям, которые до нас дошли), но вместе с тем страстного человека. Она переродила его настолько, что князь Владимир на каком-то этапе перестал наказывать разбойников. Беззакония вокруг Киева были настолько сильны, что священники обратились к нему:

– Князь, наведи порядок.

– Я же христианин!

– Наведи порядок с любовью.

Важно наведение порядка в наших умах. Почему нужно быть в Церкви? Владимир – князь, который встретился с Богом и больше не смог жить иначе. Святые пишут: «Для того чтобы встать лицом к Богу, нужно встать спиною ко греху».Он встал спиной ко греху, деятельно показав, насколько для него значим свет. Князь Владимир был готов выйти на этот свет и посмотреть на свою грязь, вести с ней борьбу. Поэтому здесь важны и конкретные действия человека, и его внутренние порывы. Как писал святой Григорий Богослов,дух творит себе форму. Что будет внутри, то будет и вовне. Необходимо отказаться от неверного, но этого мало. Нужно вычистить некое место, потом посадить на нем доброе, ухаживать, обрабатывать, поливать, пропалывать и растить, чтобы затем получить плоды. Поэтому, дорогие мои, давайте будем рассуждать с оптимистической позиции. Мы имеем возможность наблюдать возрождение православия в нашем Отечестве. Да, нам хотелось бы, чтобы это происходило побыстрее, мы желали бы развивать все это в более качественном ключе, но ведь нужно время. Оно необходимо для того, чтобы в сердцах людей произошел переворот. Для этого мы должны им что-нибудь предложить, как-то их увлечь, выйти на «рыбалку», позвать их в наши храмы. Но вместе с высочайшей духовной культурой, которая есть в православии, нам нужно предложить им то, что постепенно подводило бы их к необходимости это оценить. Чтобы они поварились в этом соку, им нужно дать возможность прийти к этому как по мостику, наполнив их жизнь интересами, близкими для них. Как проложить данный «мостик» в определенный район?

Я нахожусь под впечатлением от того, что увидел через несколько дней после открытия нашей спортивной воскресной школы (а это произошло 1 октября). В прежние годы под праздник преподобного Сергия Радонежского (отмечается 8 октября) на Всенощном бдении 7 октября обычно присутствовали 20-40 прихожан.Я так радовался, когда на помазание пришло 167 человек: детей, юношей, девушек! Они пришли в школу искусств при нашем храме, в спортивный комплекс к определенному моменту времени – полиелею (той части службы, когда читается Евангелие, звучит слово священника, совершается помазание: это 15-20 минут-полчаса). Они пришли оттуда в храм, побыли здесь– и вернулись к своим занятиям. Пришли и люди повзрослее, увлеченные интересом тех, кто младше. Мы должны что-то противопоставить неоязычеству. Это направление деятельности, так как мы рассуждаем о том, что нужно делать. Я радуюсь как священник, который является председателем комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Московском епархиальном совете, когда вижу священнослужителей, у которых я учился и учусь в течение многих лет. Как они все эти годы развивали те или иные направления деятельности с молодежью, с людьми! Мы же не придумали это сами, мы научились этому у тех, кто стал это делать раньше нас, просто объединили всё в одном месте. Господь дал такую возможность: при нашем храме была построена воскресная школа, открыта школа искусств, где есть оркестр, хор, хореография, классы музыкальных инструментов, изостудия, пейнтбольный клуб, клуб авиамоделирования. Затем был построен спортивный комплекс, где можно заниматься семнадцатью видами спорта: рукопашным боем, минифутболом, баскетболом, волейболом, стрельбой из лука.

Мы приглашаем тех, кто чем-то интересуется, заглянуть к нам: «Посмотри, как у нас, как мы живем. Что тебе интересно?». Вы знаете, это очень важно. Сейчас мы готовим первый турнир, кубок святого князя Дмитрия Донского по брейнрингу. Он пройдет 8 ноября в нашем театрально-концертном зале (у нас есть свой театрально-концертный зал на 250 мест), в нем будут участвовать не только приходские команды, но и команды из Московской духовной академии, Тихоновского богословского университета, Пермской духовной семинарии. Мы объединяем ребят через это. Приглашаем всех. Мы записываем это на камеру, на нашем сайте dmdonskoy. ru можно найти всю информацию. Мы противопоставляем тому беснованию, которое сегодня есть, нечто иное: красивых молодых людей, которые занимаются спортом,и не только приходят в этот зал, но и помогают в организации молодежных мероприятий.18 октября мы провели XXVI международный футбольный турнир, в котором участвовало 20 команд.Ведь кто-то должен был это обеспечить. А фестиваль воскресных школ?1 ноября у нас будет I Димитриевский казачий бал. Мы открыли студию казачьего фольклора, где известнейшие педагоги, артисты замечательного ансамбля «Казачий круг» дают концерты и каждые вторник и пятницу ведут занятия по фольклору. У нас работают прекрасные специалисты в области культуры, которые занимаются с прихожанами, привлекая их на спевки хора. Разве мы не можем найти данные направления работы и в других местах? Я знаю, что в Москве немало таких храмов и священников, у которых я сам учился, как это нужно делать. Нужно познакомить людей с православием, но усадить за парту всякого ищущего очень – его нужно привлечь. Большое открытое районное мероприятие – приглашается любой желающий. Там звучит Божие слово, предлагают о чем-то задуматься. И люди приходят.

– Вопрос телезрителя: «Вы очень интересно рассуждаете, говорите, что нужно привлечь людей, но мое мнение таково: Россия крещена 1000 лет назад, и мы всегда говорим об этом конкретном 1000-летнем отрезке нашей истории как о времени наших побед, но мне попадалась статья в Интернете, что у нас было намного больше побед до Крещения Руси. Существует мнение, что история переписывается, например, в том, что касается татаро-монгольского ига: Русь не только взяла оттуда структуру государства, но и сама осуществляла набеги на татар. Если рассматривать сегодняшнюю ситуацию, то в мире установлен порядок: кто сильный, тот и прав. В принципе отстаивать свою страну, Родину, семью, смирять – не получится. В современном обществе, когда люди спускаются с компьютерами в метро и в котором вещают СМИ, человек практически никогда не остается один. О себе: я крещен, но мне трудно назвать себя христианином».

– Тогда очень важно понять, что человек, который стоит на позициях христианской веры, старается учиться поступать по Евангелию. Рано или поздно здесь, на земле, все закончится, в том числе победы, одержанные нашими предками до принятия христианства (а там были не одни победы), которые были одержаны в некоем духовном состоянии.Какие были последствия? Для того чтобы разобраться в болезни, мы идем к доктору, который смотрит, что не так, что нас постепенно выхолащивало, приводило в состояние немощи. И мы с вами должны понять, что такого было в славянах до Крещения, кто ими правил и каковы были результаты этого. Да, были определенные победы, но какая была вражда,грызня! Я сам историк. Нужно знать историю, не вырывать из контекста конкретное явление или ту или иную битву, а понимать, что было положено в основание этого и какие были последствия. Важно получить то образование, при котором была бы возможность изучить, открыть, поинтересоваться, что там было. Почему праведный воин Федор Ушаков, ныне прославленный как святой, будучи полководцем, не проиграл ни одного сражения? Почему побеждал Суворов? Почему Нахимова так воспевали в его нравственности и подвиге служения Отечеству? Потому что это были христиане. Они воевали, «полагая душу свою за друзей своих» (это слова из Евангелия апостола Иоанна Богослова). Вместе с тем они уже были облагорожены высотою подвига. Что такое кротость? Это укрощение нрава. Попробуйте укротить свой нрав. Как тяжело, сложно! Пойти по дороге своей страсти, которая кипит и бурлит, – путь слабых. А вот тяжелый путь –путь преодоления. Вот почему мы видим перерождение людей, которые сознательно отказываются от того, что они могут сегодня сделать, потому что это плохо, потому что они увидели, что за всем этим стоит не Бог, а другая сила.

Давайте поинтересуемся нашей историей более глубоко, свяжем все воедино и рассмотрим процессы «до», «после» и «сейчас». Как все это происходило? Мы не просто возьмем что-то из контекста, а рассмотрим историю в целом, иначе мы ничего не поймем. Россию создавало христианство, мощь этой империи дала христианская культура, конечно, при добрососедстве тех стран, которые нас окружают.У меня есть друзья мусульмане, друзья, которые сегодня пока еще католики, но думают о переходе в православие, близкие, которые разделяют иные убеждения (они протестанты). Но я общаюсь с ними, стою на своей позиции, не отклоняясь от нее, рассказываю им о православии, предлагаю им войти в этот мир. В нашу школу пришли протестанты: «Можем ли мы отдать в Вашу школу детей?». Пожалуйста! Мусульмане: «Мы хотим отдать дочку в Вашу школу». Пожалуйста! Приводите, но вы должны быть готовы, что мы будем рассказывать им о православии, той красоте, которая поразила послов князя Владимира,так что они спросили: «Где мы, на небе или на земле?»

Будем последовательными, иначе мы ничего не поймем. Мы переживаем сложный процесс в истории. Но разве бывали простые времена?Важно определиться, с кем мы. Я радуюсь тому, что я со Христом. Это огромная честь и вдохновенная радость.Три года, которые я пережил, по благословению Святейшего Патриарха став настоятелем, придя в чистое поле и ничего не имея, а теперь возымев то, о чем сейчас рассуждаю, – это ли не чудо? Но разве это давалось без сражения? Разве тот вклад, который вносили и вносят люди, совершается без труда? И кто должен оценить эти победы?

В нашу воскресную школу записано больше 500 детей: это и дошкольный лицей, и дошкольный клуб «Рекордик», различные направления деятельности, о которых я уже говорил. У нас в школе 73 преподавателя. Они пришли, желая бороться в себе с теми страстями, которые всем нам свойственны. Школа работает каждый день, как и досуговый центр. Некоторые нас называют православным «домом пионеров». Вы знаете, пусть так. Святой князь Владимир тоже потихонечку, но созрел к тому, чтобы стать православным, принял эту религию и сделал ее главной, показав ее высоту, чистоту, неотмирность. Неоязычество – явление, нуждающееся в верном осмыслении. Если мы не будем противопоставлять этому явлению все, что возможно, то как мы будем смотреть в глаза Богу? Что же, мы будем рассказывать Ему про наши старые победы? Мы должны говорить о будущем, о том, что выйдя из темных веков язычества, мы не должны туда возвращаться, полагая силы и свою жизнь в служении своему народу и своей стране.

Покойный Патриарх Алексий II сказал: «Только чрезмерные усилия бывают плодотворными. Умеренные – никогда».Мы рассуждаем о любви к своему Отечеству. Силу и славу нашей Родине дал Господь через ее лучших людей, которые, ведая Бога, служили Ему, отдавали Ему свои силы – вот победы, создавшие великую русскую державу. Будем ценить все это, иначе мы обесценим это в самих себе, расплещем, как воду по жаркому песку, и она испарится. Мы должны знать нашу историю, изучать ее и делать доступной для тех людей, которые ищут возможности напитаться от нее, познать ее и не исказить – это наша задача.

– Что заставляет людей поклоняться идолам?

– Духовная слепота. Просматривая страницы святоотеческих рассуждений, погружаясь в слова богоносных отцов, понимаешь: мы вышли из одного Божиего дома, имели в начале монотеизм, первую религию. Мы ведали истинного Бога. Что произошло потом? Духовно-нравственное развращение людей, внесение человеческого, несовершенного, бесовского (как духовно искаженного) в то, что породило разные направления того, что мы именуем язычеством (в современном мире – неоязычеством). Но за этими направлениями всегда –мы с этого сегодня начали и вновь к этому подходим – стоит реальная темная сила. Это очень могучая сила, она сильнее нас, если мы без Христа. Но если мы со Христом, ситуация иная. Вспомним слова апостола Павла: «Ничто не может нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе». Только я сам могу отказаться от того, чтобы быть с Богом. Господь дал нам жизнь. Как важно сделать правильный выбор, реализовать себя в этом направлении, приложить силу, чтобы привести себя, своих детей, близких к истинной вере! Не оскверниться, не остаться в этом состоянии, а разобраться, увидеть, изучить – и понять, где правда, а где ложь. Вот почему Господь дал нам Церковь, святых – тех людей, которые являются в ней проводниками, показывают, куда идти, как правильно мыслить (не только действовать), чтобы не увлечься ложными идеями, иначе всю жизнь будешь находиться в состоянии лжи, полагая, что служишь добру.

– Как противостоять этому явлению?

– В резолюции заседания Священного Синода (мы можем прочитать ее и в СМИ) сказано о работе с молодежью, людьми, которые сегодня являются ищущими, будущим нашей страны и Церкви, о просветительской деятельности, связанной с возможностью войти в понимание высоты культуры. Откуда взята конкретная культура? Мы должны опускаться в глубину культов древности и там впадать в состояние беснования? Мы должны брать лучшие образцы культуры и предлагать это людям на концертах, фестивалях, спортивных турнирах, где мы прежде всего молимся, рассуждаем о самом главном.

В это воскресенье мы провели концерт в нашем театрально-концертном зале. И в конце я сказал: «Дорогие, мы приветствуем артистов, у нас аншлаг, свободных мест нет. На концерт известного коллектива «Казачий круг» пришли жители района, люди, которые нечасто приходят в храм. Поднимите руку те, кто сегодня не был в храме». Треть зала подняла руку. Вот как важно вести с ними диалог. Их нужно привлечь через что-то такое, о чем они, может быть, сами не до конца догадываются, через то, что им близко. Давайте-ка, приходите на концерт – вот тут и поговорим. Как ты мыслишь? Послушай, ты же немного отошел в сторону! Давай пообщаемся, встретимся после концерта, соберемся, послушаем, поговорим. Если ты не готов говорить на эту тему, пообщаемся на другую. Мы должны делать все что можно, просвещать людей, любить их. А любить – значит заботиться, создавать те условия, в которых человек, начав с малого, может перейти к большему. Зачем эти фестивали, турниры, рыбалки, слеты, беседы, встречи? Все это возможность постучать в человеческое сердце: как ты живешь? С кем ты сейчас находишься во взаимодействии: с Богом или нет? Что у тебя висит в доме? Почему здесь висит плакат со знаками зодиака, астрологический прогноз, обереги, амулеты от сглаза, подковы? Опомнись, дорогой, куда ты идешь? С кем ты мыслишь свое будущее? Ты пока не готов прийти в храм – приходи на футбольный турнир. У нас есть раздевалка, ты переоденешься, мы поговорим на футбольном поле, рядышком с ним, в перерыве, пообщаемся с тобой о смысле твоей жизни: зачем ты живешь. Неужели только чтобы гонять в футбол и петь песни? Может, есть что-нибудь поважнее этого? Нужно не остановиться на этом и дать человеку возможность пойти к главным вершинам.

– Из разговора с Вами можно понять, что Ваш храм уникален: есть и театральная студия, и спортивный зал, и другие секции для работы с молодежью. Может быть, это и есть то направление, которое можно противопоставить неоязычеству?

– Каждый храм уникален. Я подчеркиваю, что мы учимся у тех, кто занимался этим до нас и кто занимается этим сейчас, у замечательных пастырей, ныне здравствующих или уже ушедших, которые развивали все это. По милости Божией, предстательству святого князя Димитрия и Евфросинии Московской, мы многое объединили на одной территории. Более того, мы увеличиваем эту территорию: нам не хватает места. Нас уже поддержал мэр: территория увеличится до 2,5 гектаров, построят зал на 800 мест, будет большой спортивный комплекс с бассейном. Впереди зима, и мы думаем залить каток для жителей района и поставить вокруг ледяные фигуры. Конечно, это возможность послужить Господу, и я радуюсь за тех людей, которых Бог к нам привел.Сколько энтузиастов, неравнодушных, состоявшихся в этой жизни людей (в мире культуры, искусства, спорта, политики, бизнеса), которые идут помогать. Строители, люди уникальных способностей, приходят помогать священнику нести Божие слово, проповедовать. Святитель Феофан Затворник писал: «Не всякий призван проповедовать Божие слово, но каждый может помочь проповеднику быть услышанным». Это уникальное место, куда многие приходят и предлагают свою помощь. Мы ценим то, что нам дал Господь, и понимаем, что имеем это по молитвам святых, благословению священноначалия Русской Православной Церкви и при поддержке тех священнослужителей, которые дают нам добрые советы. Мы не сами по себе. Мы противопоставляем свою деятельность безумию современного мира, неоязычества и того неверного отношения к Богу, человеку, Церкви, спасению, возможности встречи с Господом, которые бытуют в мире у непросвещенных людей. И это одна из тех возможностей, которые сегодня важно реализовать.

– То есть хороши все варианты общения с Богом? Это может быть и секция, и спортивный кружок, и богослужение?

– Хороши те варианты, которые могут быть направлены на благо. Вместе с тем нужно быть очень осторожным и не увлечься только внешней стороной. Мы можем использовать это как инструментарий, но понимая, какова главная цель.

– Использовать их как стартовую площадку?

– Да. Внимание, контроль, работа с тренерами, педагогами, воцерковление тех, кто только начинает свой путь в Церкви, и служение с теми, кто уже прошел вместе со мной какую-то часть пути – все это только мостик к главной задаче. Нужно помочь человеку встретиться с Богом и повести его в том направлении, где он будет с Ним и здесь, и в вечности.

– Можно подвести итоги: христианство – религия живых людей.

– Людей, живых духом, телом, живых во Христе. Можно жить, но если ты живешь без Бога, то постепенно умираешь. Дьявол когда-то сказал и Адаму: «Будешь, как Бог». Будешь жить без Бога, как бог. Вот что произошло. И сегодня неоязычники предлагают человеку быть без Бога: вот она жизнь, вот она сила! Верно, это жизнь, это сила, только она страшная, темная, опасная, гибельная. Избави нас, Господи, стать на путь ее приобретения. Эта сила реальная, но она разрушает личность человека, уничтожает его род. Задумайтесь, дорогие: уничтожится род! Ты пострадаешь, и Господь истребит твоих потомков. Давайте дорожить тем, что нам дал Господь. У нас есть уникальная, величайшая радость в этой жизни, а называется она православием. И этой радостью можно поделиться, наполнившись ей, можно испытать состояние встречи с Богом и рассказать о ней тем, кто еще не знает. Зачем же обеднять себя тем, что опасно, заманчиво, но страшно? Будем идти к чистоте, свету и правде. Православие прозрачно, а язычество темное и страстное.

– Напомните в завершение адрес Вашего храма. Может быть, кто-нибудь из наших зрителей заинтересовался им и хочет прийти.

– Милости просим в Северное Бутово, в храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского.Остановка – станция метро «Бульвар Дмитрия Донского», пересечение улиц Академика Глушко и бульвара Дмитрия Донского. У нас есть сайт: www.dmdonskoy.ru. Что касается нашей школы, для того чтобы в нее записаться, не нужно быть прихожанином нашего храма, это не является обязательным условием, к нам приезжают ребята и взрослые из разных храмов, школа открыта для всех. У нас проводятся различные мероприятия, и тех, кто имеет желание познакомиться, милости просим. Давайте будем трудиться вместе, делать доброе: служить Богу, Отечеству и его народу. У нас потрясающие люди, просто они об этом порой не знают. Они забыли, что они удивительные и неповторимые. Когда мы приглашаем их к Богу, они раскрывают в себе такие таланты! Я счастливый человек: в храме, где я служу, замечательные люди, которые готовы отдавать себя, свои силы и средства, для того чтобы давать радость многим другим. И мне выпала огромная честь быть слугой этих людей. Я радуюсь и благодарю их за счастье совместного служения Господу.

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать