Беседы с батюшкой. Святитель Иннокентий Московский

27 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач.

– Сегодня наша передача посвящена святителю Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому.  В этом году российская общественность отмечает 220-летие со дня рождения и 40-летие со дня общецерковного прославления святителя Иннокентия. Может быть, не все наши телезрители знают о нем. Расскажите, пожалуйста.

– Это удивительный человек, который очень много сделал для того, чтобы народы, проживающие на Дальнем Востоке и Аляске, были просвещены светом евангельской истины. Это один из немногих святых, канонизированный Церковью как равноапостольный.

Родился он в 1797 году в небольшом селе под городом Иркутском. Семья была простая, и ничто не предвещало, что этот человек станет таким почитаемым, уважаемым святым и митрополитом Московским и Коломенским. Вся его жизнь была посвящена проповеди Священного Писания и евангельской жизни. Он окончил Иркутскую семинарию, затем узнал, что необходимо найти священника для служения на острове Уналашка. Представьте себе, где Россия граничит с Америкой – Чукотка, Аляска. Это очень-очень дальний север, даже по сегодняшним меркам: для того чтобы принять участие в этой передаче, я летел из Южно-Сахалинска девять часов. А представьте, когда молодой человек, уже с семьей, детьми, своей мамой, отправляется служить на такой дальний остров, ведь тогда не было ни самолетов, ни мобильной связи.

И вот будущий святитель едет туда, для того чтобы служить Богу, служить людям, и начинает свою проповедь тем народам, которые жили (и продолжают жить) в этих местах. А для того чтобы найти с ними общий язык, он начинает изучать те языки, на которых они разговаривают. Он создает для них алфавит, святитель Иннокентий является автором алфавита алеутского языка. Вместе с ними он строит храмы. Он занимается изучением природы этого края, его записки становятся известными – он признанный ученый в этой области в России и во всем мире. То есть за время земной жизни он сделал очень много для того, чтобы люди увидели настоящую христианскую жизнь.

Еще очень важный момент – этот человек жил в XIX веке, и он, и святитель Николай (Касаткин), архиепископ Японии, канонизированы как равноапостольные. Когда мы читаем о жизни и трудах первых христиан, поражаемся их желанию поделиться евангельской вестью. Но проходит девятнадцать столетий, и мы думаем: а остались ли такие люди? И пример жизни святителя Иннокентия показывает, что этот евангельский дух на протяжении столетий сохраняется в нашей Церкви. Я уверен, что он есть и сегодня во многих людях, которые несут свое служение в разных частях земного шара. Это могут быть и священники, и миряне. Очень интересно увидеть, как благодаря помощи Божией так много успевает сделать человек за время своей земной жизни.

Когда святитель Иннокентий уезжает в Санкт-Петербург, чтобы рассказать там о своей миссионерской деятельности, умирает его супруга, и в 1840 году его рукополагают первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Это огромная территория – Камчатка, тогда еще российская Аляска, Сахалин, Курильские острова, нынешняя территория Приморского, Хабаровского края… Это все его епархия. Он очень много перемещается, проповедует, совершает богослужения. И вместе с тем, обладая государственным сознанием,  много делает для того, чтобы эти земли стали по-настоящему российскими, чтобы люди, живущие на них, ощущали свое единство не только с Православной Церковью, вселенским православием, но и с нашим Отечеством – Россией. Нужно сказать, что он был человеком, оказывавшим большое влияние на генерал-губернатора Дальнего Востока – Муравьева-Амурского. Этот государственный муж прислушивался к советам владыки. Даже город на Амуре – Благовещенск был назван в честь первого храма, в котором служил владыка Иннокентий: таким доверием и уважением он пользовался у государственных властей России.

А уже в конце своей жизни владыка Иннокентий становится митрополитом Московским и Коломенским. В первопрестольный град он приезжает уже старцем преклонных лет и говорит: «Примите меня, неученого и простого». Этот удивительный человек, которого сегодня вся Церковь почитает равноапостольным, еще и обладал огромным смирением. Для меня он, конечно, является примером настоящего служения Церкви, Богу и людям.

– Как сохраняется память святителя Иннокентия на Дальнем Востоке?

– В этом году проходили праздничные мероприятия не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. Конечно, центром их было село Ангинское – место, где родился святитель Иннокентий. Различные мероприятия проходили и в регионах Дальнего Востока; Сахалинская область тоже не стала исключением. У нас проходили и Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные памяти святителя Иннокентия; еще в феврале проходил международный форум, посвященный духовному наследию равноапостольного Иннокентия (Вениаминова).

В Александровск-Сахалинском районе у нас ежегодно бывает молодежный лагерь, в том месте, где святитель Иннокентий однажды побывал на Сахалине. В 1861 году корабль, на котором он плыл, отправлялся из города Николаевска на Камчатку. Святитель Иннокентий не планировал посещать Сахалин, но события, которые произошли, указывают на то, что по Промыслу Божию он оказался на нашем острове. Дело в том, что корабль остановился возле поста Дуэ – это первый населенный пункт на Сахалине – для заправки углем. Ночью начался очень сильный шторм, и капитан корабля и вся команда готовились к тому, что корабль разобьется о прибрежные скалы, не знали, что делать, потому что ветер и шторм были очень сильными. Все просто готовились к смерти. По воспоминаниям помощника, сопровождавшего владыку, он зашел в каюту и увидел, что владыка Иннокентий сам себе читает отходную молитву – ту молитву, которую священники обычно читают, провожая в путь умирающего человека. После этого он вышел на капитанский мостик и вместе с капитаном корабля помогал справиться с бурей и управлять судном. И произошло чудо – корабль выбросило на мель, все члены экипажа остались живы и целы.

Таким образом святитель Иннокентий оказался на Сахалинской земле, где пробыл около недели, а затем, уже на другом корабле, отправился не на Камчатку, а в Японию, в город Хакодате. Потому что перед этим он беседовал с молодым священником Николаем Касаткиным, который, перед тем как отправиться в Японию, заехал получить благословение у святителя Иннокентия. Какое-то время владыка Иннокентий потом пробыл в Японии.

Такое удивительное событие. История Сахалина не столь богата, как, может быть, история других регионов России, и для нас это очень значимое событие. Для того чтобы сохранить память о посещении святителем нашего острова, мы ежегодно организовываем там православный молодежный лагерь, и молодые люди знакомятся с историей освоения Сахалина, важными историческими местами, православной культурой. Это проводится  при поддержке нашего регионального министерства по делам молодежи и, конечно, Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

– Как нерусские народы Севера хранят память о святителе Иннокентии?

– Несколько лет назад я видел фильм о проживающих даже не в России, а в Америке православных индейцах. Для меня было удивительно, когда люди с красной кожей носят русские рубашки, косоворотки, называют своих детей христианскими именами: Иванами, Марьями. И многие годы сохраняют образ жизни и быт обычных русских людей. Удивительно, какое влияние оказал святитель Иннокентий и его миссия на этих людей.

Другой пример. Сейчас очень много обсуждается вопрос о принадлежности Курильских островов. Есть страны, которые оспаривают их принадлежность России. Приведу такой пример: был коренной народ, живший на Курилах, – айны. И святитель Иннокентий направлял на Курилы миссионеров, которые общались с этими людьми, проповедовали им Евангелие, крестили их. В государственных архивах России в Сахалинской области сохранились фотографии айнского кладбища. Уже после окончания Второй мировой войны, когда Курилы были освобождены, исследователи обнаружили айнское кладбище на южном острове Курильской гряды. Дело в том, что те айны, которые были крещены православными священниками, уже во времена управления Курилами Японией, были перевезены на юг Курильской гряды, где помещены в резервации. Но, несмотря на такие тяжелые обстоятельства жизни, они все равно сохраняли православную веру. На этой фотографии изображено айнское кладбище, где люди похоронены под православными крестами. То есть, несмотря на гонения и притеснения, люди все равно сохраняли православную веру.

Конечно, православная вера сохраняется и в жизни российских граждан в Якутии, где очень бережно сохраняется память о святителе Иннокентии. Когда я посетил город Якутск, то видел там музей, посвященный святителю. Это очень интересное место, и люди бережно собирают память об этом святом. Конечно, и на Сахалине тоже стараются сохранить память о святителе Иннокентии, и в нашей Южно-Сахалинской и Курильской епархии есть два храма, посвященные этому святому: в Южно-Сахалинске и Северо-Курильске, как раз на том острове Парамушире, где были крещены курильские айны.

– Какой силы должна была быть проповедь, чтобы столько народов приняли православие... Откуда такая сила, каковы ее причины?

– Ведь в Священном Писании говорится: сила Моя совершается в немощи. Значит, не сам человек что-то делает, а Господь совершает чудеса в  нашей жизни. Но чтобы быть проводником Божией воли в нашей жизни, мы должны стараться, во-первых, иметь желание, стремление послужить Богу. Потому что часто бывает так, что человек живет и через какие-то жизненные обстоятельства вдруг получает от Бога сигнал, что нужно кому-то помочь. Он видит на своем пути человека, который нуждается в помощи, и можно пройти мимо, а можно помочь. Если человек откликается на этот призыв Божий, Господь дает ему новое задание, а если человек не откликается, то просто замыкается сам в себе, в каких-то своих страстях, своей гордыне и уже не имеет этой благодати, для того чтобы действительно служить и помогать людям в нашем мире.

Святитель Иннокентий тоже мог промолчать, не откликнуться на призыв поехать проповедовать куда-то на север. Ведь многие из тех студентов, которые вместе с ним окончили семинарию, именно так и сделали, а он откликнулся. Он надеялся на Бога, и эта надежда оправдалась. Если человек, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, будет надеяться на Бога и уповать на Него, Господь не оставит.  Это очень важно понимать. Но в чем не оставит? В том, что когда человек живет христианской жизнью, когда он старается как-то меняться, понимает свои недостатки, понимает, что-то он сделать не может, – но при этом все равно обращается к Богу. И это как раз удивительный пример того, что в Церкви живет  благодать, которая действительно позволяет видеть таких удивительных святых.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем храме святителя Иннокентия  в Южно-Сахалинске.

– Дело в том, что в следующем, 2018 году Южно-Сахалинская и Курильская епархия будет отмечать свое 25-летие. До 1989 года на Сахалине не было ни одного православного храма. Когда-то, до революции, они были, но в советское время все закрыты, на территории области не осталось действующих храмов. А в 1989 году был открыт первый приход. В основном все приходы на Сахалине размещались в приспособленных помещениях: в каких-то жилых домах, или магазинах, или детских садах. Закрывался детский сад или какой-то магазин, и это здание передавали Церкви, чтобы епархия или прихожане организовали там церковную жизнь. Приходилось просто реконструировать здания и приспосабливать их для богослужений.

Первоначально, в 1993 году, православной общине было передано двухэтажное здание жилого дома, откуда уехали люди. Это было не совсем приспособленное здание, то есть там не было ни канализации, ни водоснабжения, поэтому община начала реконструировать эти помещения, для того чтобы организовать там храм. И в 1994 году на Сахалине появился храм в честь святителя Иннокентия Московского, а в 1993 году в этом здании размещалось епархиальное управление. То есть небольшая часть помещения была отдана под храм, а в других комнатах располагались кабинет епископа, библиотека, бухгалтерия. Потом епархия нашла для своих нужд другое здание, и началась самостоятельная жизнь нашего прихода. Тогда в Южно-Сахалинске храмов было очень мало, фактически еще один приход, находившийся также в приспособленном помещении, поэтому многие люди приходили в приход святителя Иннокентия и принимали здесь крещение, участвовали в других таинствах, то есть было очень много прихожан.

Постепенно стало ясно, что находиться в этом приспособленном помещении очень сложно. Тогда прихожане обратились к администрации города, с тем чтобы нам выделили небольшой участок земли рядом с действующим приходом, на котором можно было бы построить храм.

В 2009 году храм был построен, а помещение, в котором приход располагался раньше, сегодня используется как лекторий и место, где проводятся различные занятия. Практически каждый день у нас проходят занятия и молодежной группы, и группы по изучению Евангелия, и воскресной школы. При нашем храме действует общество трезвости, куда приходят люди, пострадавшие от алкоголизма или наркомании. Также у нас есть информационно-консультационный центр для тех, кто пострадал от деятельности тоталитарных сект. Мы стараемся, чтобы наша приходская жизнь была активной, чтобы все нуждающиеся в какой-то помощи или консультации могли прийти и получить их.

– Вы еще говорили о втором храме.

– Второй храм находится в Северо-Курильске. Удивительно, что Сахалинская область находится в двух часовых поясах: остров Сахалин и южные острова Курильской гряды – в одном часовом поясе, а самый дальний от нас остров Парамушир находится в другом часовом поясе. И на этом острове есть город Северо-Курильск. Это небольшой город, где проживает чуть более двух тысяч человек, но в нем тоже есть храм, деревянный храм в честь святителя Иннокентия Московского. Там есть священник, который несет свое служение в очень непростых условиях, потому что для того, чтобы попасть из Южно-Сахалинска в Северо-Курильск, надо проделать очень долгий путь на самолете: отправиться во Владивосток или Хабаровск, затем в Петропавловск-Камчатский, а уже оттуда, на пароходе или вертолете, можно добраться до Северо-Курильска. Иногда, особенно в зимнее время, это может занимать до недели, просто потому, что нет погоды. Если, например, идет снег, бывает очень сложно добраться до этого места. Но там тоже живут наши православные люди, поэтому там есть храм и очень живая православная община.

Один раз мне довелось побывать в Северо-Курильске, мы встречались с прихожанами. Это очень добрые, хорошие люди, с открытыми сердцами. Там практически нет интернет-связи, поэтому в школе все ребята спортивные. Мы спрашиваем:

– А в интернете вы сидите?

– Нет, у нас нет интернета.

– А чем вы занимаетесь?

– Ну, после школы мы зимой с горки катаемся, на лыжах.

Вот так там живут люди. На острове есть несколько рыболовецких предприятий, за счет этого выживают жители Парамушира, Северо-Курильска. Конечно, есть люди старшего возраста, которые, находясь на пенсии, стараются часто бывать в этом храме. Это очень уютный, теплый деревянный храм, при этом простой, но по-настоящему миссионерский.

– Интересно, люди в таких отдаленных уголках как-то отличаются от жителей мегаполисов? В чем их внутреннее отличие?

– Сложно, наверное, сказать сразу,  хуже они или лучше. Просто из-за того, что они находятся в таких обстоятельствах, они живут как единая семья. В небольшом городе, особенно отдаленном от всех других мест, из которого непросто выехать и непросто приехать в него, все друг друга знают. И все как единая семья. Я удивился, что на 2000 человек у них есть три газеты и даже свое телевидение. Но телевидением это можно назвать только условно, потому что камера установлена на здании мэрии и просто показывает то, что происходит на центральной площади, а закадровый голос – это вещание местной радиостанции. Они что-то говорят, и бегущей строкой идут какие-то объявления. Помню, как мы пришли в какое-то место, а нас спрашивают: а вы вчера вечером зачем туда-то ходили? Мы: «А откуда вы узнали?» – «Так у нас телевидение! И мы всех, кто по площади проходит, видим».

Наверное, это непростой образ жизни, потому что в больших городах часто люди могут жить в одном подъезде и даже не здороваться друг с другом, а там все как на ладони. Это, конечно, накладывает свой отпечаток.

– Расскажите о праздновании памяти святителя Иннокентия в вашем храме.

– Наш ежегодный праздник – это день прославления святителя Иннокентия, он отмечается 6 октября. Вообще удивительно, что этот святой был канонизирован в советское время, когда процесс канонизации, официального, общецерковного прославления, был очень затруднен в связи с тем, что советская власть с подозрением относилась к любым инициативам Церкви. А здесь получилось так, что в 1977 году святитель Иннокентий был прославлен как равноапостольный. Это связано с тем, что до этого он был прославлен еще и Американской Церковью: он очень много потрудился для того, чтобы проповедовать православие на Аляске, и там его тоже очень почитают.

Каждый год в нашем храме проходит богослужение. Люди собираются на общую службу. К нам приезжает наш владыка, и для нас это тоже очень радостное событие. Когда бывают какие-то юбилейные даты нашего прихода, мы стараемся организовывать концерты, проводить какие-то просветительские мероприятия. В этом году наш храм занимался организацией летнего лагеря, что стало для нас уже традиционным. Также мы выпустили специальный буклет, посвященный святителю Иннокентию, и продолжаем распространять его, для того чтобы все жители Южно-Сахалинска знали, кто такой святитель Иннокентий. Для нас это праздник нашего храма и очень важное событие.

– Наверное, вы уже готовитесь к 2018 году, когда будет празднование епархии?

– Да, юбилей епархии. Интересно, что епархия была образована 23 февраля, то есть в День защитника Отечества в современном российском календаре. Границы епархии в определенной части совпадают с государственными границами России. В этом смысле на Сахалине есть очень много вызовов – на нашем острове создано много новых религиозных организаций из-за рубежа. И людям было очень сложно разобраться, куда отдать свое сердце. Труд священников на Сахалине – это, конечно, миссионерское дело, потому что очень непростые условия. Мы, как пограничная застава, постоянно чувствуем на себе попытки разных иностранных групп, организаций оказывать какое-то влияние на жителей Сахалинской области.

Вместе с тем за эти годы, начиная с 1989 года, когда, как я уже сказал, появился первый приход, в Сахалинской епархии образовалось более 60 приходов. До 1989 года на Сахалине не было ни одного православного священника, а сейчас их более 60. То есть за эти годы епархия сделала очень заметный рывок. Сейчас, конечно, очень важно, чтобы люди сохраняли православную веру и чтобы мы расширялись не только количественно, но и, самое главное, качественно. Чтобы те традиции, которые стали появляться в нашей епархии, сохранялись и чтобы православные прихожане передавали их своим детям. В этом смысле этот очередной юбилей – это возможность вспомнить то, какие были обстоятельства, и наметить планы на будущее.

Наш управляющий епархией архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон – удивительно добрый, светлый человек, он объединяет православные общины Сахалина и Курил, несет свое служение и старается посещать все храмы, районы Сахалинской области, проповедовать там, встречаться с прихожанами. Для людей очень важно ощущать это единство Церкви, единство священнослужителей, архипастыря и мирян.

– В завершение нашей беседы хочу попросить Вас подвести итог и еще раз сказать о роли святителя Иннокентия в церковной жизни и жизни российской общественности.

– Святитель Иннокентий был православным миссионером XIX века, и его вклад в освоение и развитие Дальнего Востока огромен. Сегодня мы живем в XXI веке, и значение миссионерской деятельности тоже очень важно, но с появлением различных электронных средств массовой информации формы миссионерства несколько изменились. И здесь я бы хотел отметить миссионерскую роль телеканала «Союз», который смотрят люди в самых разных городах и населенных пунктах нашей страны, в том числе и на Сахалине. И я хотел бы обратиться к нашим телезрителям и сказать, что это наше общее дело – сохранить телеканал «Союз», чтобы вы имели возможность напрямую общаться с православными служителями и таким образом воцерковляться. Как мы можем помочь нашему телеканалу? Своим участием. Телеканал живет за счет пожертвований, поэтому если мы все вместе будем помогать телеканалу «Союз», это будет тоже наш вклад в миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. И таким образом, хотя бы отчасти, мы будем похожи на святителя Иннокентия Московского, который тоже старался заниматься миссионерской деятельностью в XIX веке, а сегодня мы будем вместе заниматься этим в веке XXI. Поэтому всем вам, дорогие телезрители, я желаю Божиего благословения и помнить о том, что наша Церковь – Церковь апостольская, то есть задача каждого из нас, как говорил Сам Христос в Своей самой последней заповеди: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это обращение не только к священнослужителям и архиереям, это обращение нашего Господа к каждому из нас. Помогай всем нам в этом Господь! Спасибо.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Боткинской больнице города Москвы) протоиерей Иоанн Кудрявцев. Тема беседы: «Как стать добрым?»

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы