Беседы с батюшкой. Полезные и вредные привычки в духовной жизни

27 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о полезных и вредных привычках в духовной жизни отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня тема нашей передачи – «Полезные и вредные привычки в духовной жизни». Часто мы можем слышать о вредных привычках, об избавлении от них. Но помимо вредных есть еще и полезные привычки. Давайте сегодня поговорим о них. Частично мы уже касались темы полезных привычек, когда говорили о дне христианина. Хотелось бы снова немного вспомнить о том, как важно, например, рано утром вставать на молитву. Как приучить себя к раннему подъему на молитву?

– Хотелось бы сначала коснуться общих вещей. Кто-то из мудрых людей сказал: главные вещи в жизни – это не вещи. Главные вещи в жизни – это вера, духовная жизнь и спасение души. Конечно, в СМИ, по телевидению, в Интернете мы большей частью слышим о вредных привычках… Люди более-менее имеют о них представление. Но как будто весь мир и вся внутренняя и внешняя жизнь человека состоит только из вредных привычек! Мы можем много их назвать, а вот полезные привычки… Конечно, стоит об этом поговорить, чтобы оттолкнуться не от негатива, а все-таки от позитива. Кто-то из древних философов сказал: привычка – вторая натура. Мелочи формируют человека, его внешний и внутренний образ жизни. Получается, что в деле спасения, в деле человеческих отношений мелочей не бывает. Вся наша жизнь вообще складывается из мелочей. Поэтому, конечно, сегодня полезно об этом поговорить.

Задан вопрос о молитве с самого утра. Во-первых, день полезно начинать с Богом, а во-вторых… Знаешь, у греков замечен такой алгоритм духовной жизни. Они говорят, что в духовной жизни чрезвычайно важен режим. Например, в нашем храме, где я служу (или в нескольких храмах), не бывало так, чтобы вечернее богослужение начиналось в 17:10, 17:15, а литургия – в 10:10, 10:05. Написано по расписанию в 10:00, и мы начинаем в это время. Написано, что богослужение в 17:00, оно и начинается в это время. Это образ повседневной жизни.

Если у тебя есть домашнее правило… Например, утро в нашей воле. От нас зависит, во сколько встать. Во сколько лечь, не всегда зависит от нас, что будет днем – тоже. А вот что будет утром, во сколько встать – конечно, зависит от нас. Мало того, все врачи и физиологи говорят, что полезнее вставать и ложиться в одно и то же время, потому что обстоятельства начинают работать на человека. У тебя сейчас хороший возраст, наверное. Во всяком случае, я вспоминаю себя в твоем возрасте: стоило добраться до подушки – и просыпаешься только утром. Скоро у тебя наступят такие времена, когда захочешь спать, а не сможешь. Поэтому продаются снотворные, успокоительные и прочее. Один из наших философов сказал, что бессонница в старости – это дар Божий, потому что время к старости сокращается, человек выходит на финишную прямую и, чтобы он оставшееся ему время зря не проспал, его часы сна сокращаются. Так что если соблюдать определенный алгоритм, определенный режим, то надо привыкать ложиться и вставать в одно время.

А как себя заставить? Вопрос очень интересный. Ведь многие ставят будильник, чтобы встать утром в воскресный день или в будни в какой-то престольный праздник. Да если даже это и не связано с храмом, чтобы просто вовремя встать на работу или начать день. Конечно, это зависит уже от нашей воли. Услышать-то мы услышим, а что будет дальше? Иоанн Лествичник, величайший духовный отец Церкви, говорил о том, что подвижничество начинается с того, чтобы после пробуждения тотчас вставать. Слушайте, ведь подумаешь – какая-то мелочь (может быть, пять минут, десять), что здесь особенного? Нет, говорит Иоанн: вообще духовное мужество начинается с момента, когда человек приучит себя вставать тотчас после пробуждения. Оказывается, и в духовном плане, и в физическом это не мелочь.

Как же себя заставить? Во-первых, надо ценить жизнь. Завтра нам никто не обещал, поэтому надо просыпаться с мыслью, что завтрашнего дня может и не быть. Ты в этот день вложи все полезное духовное, внешнее, физическое, какое угодно содержание. Всего будет 24 часа. Мало того, мы же встаем уже в какое-то время после 12, уже какие-то часы как корова языком слизала. Значит, это будет вовсе не 24 часа. Особенно когда люди после выходных дней хотят поспать до 8, до 10, до 12… Некоторые прихожане жалуются: сын в два часа дня встает. А потом что? А потом ночь за компьютером. То есть все поменялось. Конечно, такой человек ничего доброго в жизни уже не сделает. Представляешь? И не один и не другой. Встают после обеда – это, конечно, ненормально.

– Человек сбивается с природных ритмов.

– Конечно, эти ритмы реально есть. А еще (может быть, не все об этом знают) хотел привести пример Серафима Саровского и его наблюдений. Он говорил: час сна до двенадцати ночи равняется двум часам после двенадцати ночи. То есть если лег в десять часов вечера, то два часа до полуночи умножь на два – целых четыре часа, по внутреннему отдохновению организма, как он это воспринимает. Так что чрезвычайно важно приучить себя пораньше ложиться и пораньше вставать. А все это зависит от воли. Правильно ты сказал: как себя заставить? Действительно, Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его только усилием воли. А чем воспитывается воля – уже отдельный разговор.

Но в целом надо понимать, что в охотку это почти никогда не будет. Всегда через понуждение. А потом человек радуется, что рано встал и так много успел сделать, и жалеет о том, что проспал и так мало получилось сделать. Один человек обучал ученика какому-то ремеслу. Ученик несколько раз проспал занятие и прибежал, когда сделали уже, к примеру, табуретку с другими учениками, – прибежал, как этот юноша, который любил спать до двух часов. Учитель постучал его по плечу и сказал: «Знаешь, друг мой, кто спит, тот видит только одни сны, а надо видеть жизнь. Но жизнь во сне не увидишь, ее можно только бездарно проспать».

– Есть, казалось бы, малозначительные привычки – такие, как пунктуальность, аккуратность в одежде.

– О, это очень немаленькая привычка – пунктуальность!

– Как из этих, казалось бы, мелочей складывается духовная жизнь, какое значение они имеют для духовной жизни?

– А потом это выливается в привычку. Например, человек привык к некоей аккуратности и пунктуальности. Но ведь, помнишь, есть такая мысль, что цену часа узнает тот, кто проспал на поезд; цену минуте узнает тот, кто проспал на самолет. Однажды, когда мы летели в Нижний Новгород, чтобы потом отправиться в Дивеево, опоздали на регистрацию (она оканчивается за 40 минут) на две минуты. На две минуты – и тогда поняли, что такое две минуты. Все, поездка не состоялась! Две минуты… Цену секунды знает олимпийский чемпион, которому не хватило даже доли секунды. Цену секунды знает человек, перед носом которого проскочила машина или он успел проскочить перед ней. Вот цена секунды, знают об этом люди.

Поэтому если кто приучится к пунктуальности в повседневной жизни, это будет по жизни работать только на него. Не опоздать к начальству, на работу, потому что злостные прогульщики или те, кто опаздывает, – первые кандидаты на сокращение. На богослужение – вообще не говорю об этом. Кстати, оптинские старцы говорили: приходите за 10-15 минут до начала богослужения. Царица Небесная в это время приходит в храм Божий. Аккуратность и обязательность никогда никому не повредили. В конце концов это выльется потом в большие дела, потому что Писание говорит: неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).

Получается, в жизни мелочей нет. Надо придерживаться круга твоих повседневных алгоритмов, которые зависят от тебя. Наметил несколько дел, время, звонки, старайся все-таки от этого не отходить, потому что завтра – враг сегодня. Есть одна шутка. У одного человека спросили: как ты спасаешься, как подвизаешься? Он говорит: «Чтобы не забыть и чтобы держать себя в рамках, чтобы у меня было всегдашнее напоминание, я на потолке написал синим фломастером: „С завтрашнего дня начну: …“ И написал глобальные вещи». – «И что дальше?» – «Вы знаете, утром просыпаюсь, посмотрю на эту запись, перекрещусь и скажу: слава Тебе, Господи, что это  будет только завтра!»

Понятно, что это шутка, но как часто в нашей жизни хочется нам плакать над самими собой и над такими людьми. А порой и мы с тобой поступаем именно так. Завтра… Готов, готов, но завтра! И это «завтра» до бесконечности. Этой цепочке надо когда-то класть предел, и не завтра – сегодня. Это тоже одна из добрых привычек – не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Не как некоторые шутят: не откладывай на завтра то, что можно съесть сегодня. Нет: что можно сделать сегодня, сделай сегодня, завтра никто не знает, что будет. А завтра опять будет следующий вопрос… Кто-то из мудрых людей сказал: большие проблемы – будь внимателен! – складываются из вовремя не сделанных маленьких дел. Из вовремя не сделанных маленьких дел! Нам надо себя к этим маленьким делам подвигать. Они не маленькие, потому что когда неисполненные маленькие дела накопятся, это выльется потом в большую проблему.

Даже есть алгоритм, как убрать квартиру. Человек посмотрит: ну, все невозможно сразу, тогда завтра или в выходные. Посмотрит опять: все сразу невозможно, завтра… Убери одну полку в шкафу и один комод. Сегодня комод, завтра шкаф, потом тумбочка, потом стеллаж, и так потихонечку все будет.  Хотим прочитать книгу. Кстати, это сейчас трагедия. Еще одна из нехороших привычек – не читать книги, а читать айподы, ПК. Есть дурная привычка не читать книги, а очень хорошая привычка – все-таки читать написанный текст, отмечать что-то, осмысливать. Какой алгоритм? Одна страница в день из намеченной тобой книги. Это тоже будет добрая привычка.

И еще, обобщая: добрая привычка – жить сегодняшним днем. Не думая о том, что их столько еще будет… Когда я был в твоем возрасте, я думал, что жизнь такая длинная! Кстати, тебе сколько сейчас лет?

– Тридцать один.

– В тридцать один я стал немножко задумываться, но в двадцать пять она мне казалась такой длинной! А сейчас что-то она не очень длинная, так все быстро пролетело. Поэтому я тебе советую и тем, кто нас смотрит: надо торопиться. Это тоже добрая привычка –  торопиться делать добрые дела в этот день, который тебе Господь отвел. А потом, знаешь, начинается такое время – здоровье, самочувствие, давление, обстоятельства жизни, родные, близкие, у семейных людей – дети, внуки и прочее, прочее. Человек уже во многом будет зависеть не от себя. Поэтому стараемся этот день наполнить содержанием.

– Как выработать в себе привычку произносить только доброе, полезное, удержать свой язык от произнесения дурных и пустых слов?

– Если бы у нас привычка была только на доброе и полезное, мы бы уже все святые были, потому что всё от нашего языка. Как говорил апостол Иаков, язык неудержимое зло, мы естество зверей можем укротить, а собственного языка укротить не можем. Поэтому, конечно, это одна из нехороших привычек – сначала говорить, а потом думать. Надо сначала думать, потом говорить, что сказать, когда сказать и какие из этого будут последствия. Даже русская пословица есть: слово – серебро, а молчание – золото.

Однажды отец Валериан (Кречетов) пошутил: в наше время молчание на самом деле золото, потому что ты сказал нехорошее слово, а кто-то тебе за это в зубы дал, потом надо идти к стоматологу, а стоматологи у нас сейчас очень дорогие. Поэтому сбывается над нами поговорка: молчание – золото. Живешь с тещей, все хорошо, потом что-то ляпнул не в ту сторону, теща тебя переселила на съемную квартиру, а снимать в наше время сейчас даже однокомнатную квартиру очень дорого, поэтому человек понимает: молчание – золото. Так что надо руководствоваться еще и экономическими соображениями, потому что до добра неосмысленное говорение не доведет.

Как удержаться? Конечно, должна быть привычка к некоторой медлительности в осмыслении того, что произносишь. Апостол дает такой совет, это даже вошло на страницы Священного Писания: всякий человек да будет медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев не творит правды Божией; и скор на слышание (Иак. 1, 19). Вот слышать, воспринимать, ловить надо. Есть поговорка: он понимает с полуслова. То есть надо улавливать слова, их содержание и смысл, а порой улавливать и их двоякий смысл, потому что это шутка, намек. Если ты шуток не понимаешь, из этого может выйти какой-то конфуз. Человек говорит с серьезным видом, но это вовсе не означает, что это не шутка. И ты тоже должен немножко улавливать ситуацию, потому что шуток не понимает только недалекий человек, а в нашей жизни без шуток невозможно.

Есть добрая привычка в конфликтной ситуации пошутить. Не выяснять отношения, а иметь привычку сгладить, когда тон отношений или разговора начинает накаляться. Я знал одного человека (и милостию Божией продолжаю знать), у которого была добрая привычка. Он был преподавателем в одном из университетов, прожил долгую жизнь. Когда ему исполнилось около семидесяти лет, мы продолжали с ним общаться, и я вдруг заметил у него одну привычку, которая появилась с возрастом. Когда мы что-то быстро или эмоционально говорили (а человек быстро и эмоционально говорит, когда начинает кого-то осуждать), тот человек отвечал: «Потише, потише…» И ты задумывался: а чего, собственно, потише? А, точно, куда-то не в ту степь пошел разговор, градус начинает повышаться.

Есть мудрое выражение: чтобы тебя услышали, говори громко; чтобы тебя послушали, говори тихо. Услышать и послушать – разные вещи. Чтобы дошло до души, до сердца, все-таки тон должен быть соответствующий. Когда люди начинают орать друг на друга? Когда их сердце далеко. Им кажется, что они не услышат, надо кричать, потому что он далекий от меня человек. А близкие люди говорят шепотом, особенно когда объясняются в хороших отношениях или в любви. Иногда не говорят ничего: им достаточно, что они общаются каким-то другим образом и друг друга понимают; для общения достаточно каких-то иных моментов. Почему? Потому что сердце близко. Понимают с полуслова.

– Даже с полувзгляда порой.

– Совершенно верно, потому что близко сердце. А когда оно далеко, кажется, что надо докричаться, достучаться. Поэтому, конечно, надо давать цену своим словам и понимать, какая цена бывает у слова. Словом можно воскресить, а можно убить.

Старец Амвросий Оптинский говорил: от ласки у людей бывают другие глазки. Ласковое слово и кошке приятно, поэтому еще одна добрая привычка – говорить добрые, ласковые слова, даже если в конкретной ситуации они неуместны и человек, как кажется нам, не заслуживает их. Их надо говорить и произносить авансом, пусть он и не заслуживает. Говорить «спасибо», когда еще не особо что-то тебе сделали; «я вас сердечно благодарю», когда там было сделано на три копейки… Человек посвятил вам или храму пять минут своего труда – надо благодарить так, будто было отдано полжизни. Надо ценить мелочи и учиться благодарить за мелочи, даже авансом, потому что лучше перехвалить, переборщить с благодарностью, чем оказаться вдруг неблагодарным, невнимательным. За этим тоже надо чрезвычайно следить, быть внимательным.

– Как привычка к умеренности в пище влияет на способность человека бороться со страстями?

– Ты знаешь, произошел с одним батюшкой такой случай. Он шел из храма, его остановил человек, постучал по плечу. Батюшка оборачивается – тот ему в нос. Он шел без подрясника, но с бородой, видно… Оказалось, не очень вменяемый человек напал, потому что он еще кого-то избил. Его забрали в кутузку, он там устроил погром. А когда его двое суток не покормили, он стал посмирней. Но это крайний случай. Дело в том, что вся эта агрессия, ненужная, дурная энергия чаще бывает от обжорства, объедения, когда человек наестся агрессивной пищи. Кто-то сказал (с этим можно поспорить), что мясо – физиологический фактор агрессии. Животное как убили? Оно же не само. Оно вынуждено жить за счет… ну, корова траву жует, свинья тоже, а в пищу они попадают через что? Моя мама выросла в деревне. Она говорила, что если дедушка рубил курицу (это было очень редко, например перед Новым годом или Рождеством), она не могла потом ее есть, ведь она ее кормила.

– Не случайно монахи не едят мяса.

– Чтобы поменьше кричать, ругаться, ссориться. Какая-то закономерность в этом определенно есть, а есть более тонкие вещи – старец Паисий говорил: сытое брюхо к молитве глухо. Есть большая разница. Поэтому мы в подробности вдаваться не будем, но скажем просто: умеренность – это умеренность во всем, она только способствует жизни духа. Как говорит апостол Павел: духом умерщвляйте дела плотские, и живы будете (Рим. 8, 13). Можно сказать: а разве я не живой? Я и так живой. Нет, жива оболочка, то есть только внешняя деятельность. А дух в человеке, который живет только плотью? Эта жизнь под вопросом, что там живет. Физиология живет, а дух – непонятно.

Есть закономерность между духовной составляющей человека и его физиологией. Если на первом месте физиология, тогда дух – на втором. Если наоборот, – тогда понятно. Мы должны понимать, какими должны быть. Замечательная мысль: когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. У греков был девиз: ничего сверх. Крайности – бесовские, хороша золотая середина и в простой, и в мирской жизни. Эта жизнь посередине без крайностей; будь то пища, питие, телевизор, новости – все должно быть в меру. Этот путь правильный.

– Как взращивать благие помыслы, чтобы они стали привычкой, второй натурой?

– Дело в том, что надо будет приехать к нам в Ясенево, в Покровский храм, и зайти в иконную лавку. Мы недавно выпустили магнитики, которые крепятся на холодильник (или другие металлические поверхности). На одном из них есть такие слова: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо». Надо себя к этому приучать.

– А если уже подумал плохо?

– А если подумал плохо, то и тебе будет плохо. Почему-то наша натура такая – из любой ерунды, любого негатива или некомфортной ситуации выводить какой-то негатив. На меня посмотрели, не уважают, не поздоровались, презирают, мало заплатили, меня не ценят, почему такой повышенный тон, а вот он это делает, потому что… Слушайте, да ничего он не делает, ничего не имеет против. У человека настроение, было повышенное давление, сахарный диабет, «скакнул» сахар, аритмия, заклинило спину, не та погода… Не надо сразу думать о чем-то плохом. В этом, кстати, тоже одна из добрых привычек – переводить негатив в плоскость позитива. А для этого нужно творчество.

Ты знаешь, что одна из самых оплачиваемых сейчас специальностей специальность адвокатов? На ровном месте они должны выдумать невероятные истории. Недавно были новости, в СИЗО какого-то высокопоставленного чиновника нашли мертвым с ножевыми ранениями и тут же сказали: самоубийство. А там три ножевых ранения. Невозможно. Ну что, один раз ударил, потом сказал: «Ой, не до конца», – и второй раз ударил? Еще бы сказали, два выстрела в голову, а второй был контрольный. Это не смешно. Но адвокаты (или тот, кто захочет выдумывать какое-то оправдание, например) будут сокамерников вынуждены оправдывать. Никто ничего не знает, не видел, не слышал, он сам. И вот адвокат придумает всякую ахинею и начнет научно, методологически, юридически ее обосновывать. И они очень много за это получают. И работа нормальная, если она высокооплачиваемая.

Так вот, если мы приучимся быть адвокатами по отношению к другим людям, будем пытаться их оправдать, мы тоже очень много будем зарабатывать – позитива. Не прокурорами тут же выступать, а адвокатами. Человек поймет: простили, не заметили, поняли, оправдали. И это потом к тебе все вернется. Осудить по делам (и поделом) – это никакого труда не составляет. Кто-то сказал: победа над родными, близкими людьми – в споре, в обстоятельствах, в доказательстве своей правоты – это не победа, а поражение. Потому что близкий человек – это ты. Близкий человек – это твоя плоть, твоя кровь, твои гены, это ты, особенно если это муж и жена. Они две половинки одного целого. Победа над этой половинкой – это победа над самим собой. Чего ты добился? Ничего.

Поэтому очень дорогого стоит работать адвокатом каждый день и каждый час. А просто так деньги не платят. Ты должен выдумать оправдательную ситуацию – и тогда за это получишь хороший гонорар. В нашей жизни мы этот гонорар можем получать постоянно – гонорар хорошего отношения к людям и людей к нам. А мы все почему-то устроились работать прокурорами, выносим обвинительные приговоры. А что мы за это получаем? Ничего, только получку. Поэтому если хотите хорошо жить, – имейте добрую привычку работать и жить с устроением адвоката, а не прокурора.

– Еще существует дурная привычка, когда человек в сложных обстоятельствах обвиняет окружающих и не ищет причины в себе, своих страстях. Как избавиться от этой привычки?

– Да, тот, кто хочет, ищет средства, а кто не хочет – ищет оправдания. Виновата погода, может, на работу не пойти… Проснулся, чувствую, что работа особо меня не ждет. Как говорят: работа, ты меня не бойся, я тебя не трону. Потом человек думает о том, что обстоятельства жизни, начальник и всё до бесконечности его не устраивает. Вот если бы на дом приносили задания, присылали по электронной почте, получку бы сразу на карточку, а лучше вообще каждую неделю…

Когда человек думает, что его жизнь зависит от внешних обстоятельств («если они сложатся, тогда мы что-то доброе сделаем»), то это будет только иллюзия, ничего человек в жизни не добьется. Если пессимист ругает погоду, то оптимист ждет хорошей погоды, а реалист расправляет паруса и ловит какой угодно, хоть малюсенький, но ветер. Лови этот ветер, он реально какой-то существует. Кстати, я все время удивлялся, до сих пор чисто физически не понимаю (может, смотрят нас специалисты…), как можно плыть с парусом против ветра. Что-то такое, даже какая-то подъемная сила способна помочь, не говоря уже о попутном ветре.

– То есть парус перенаправляет…

– …Вот не знаю, какая-то есть хитрость, какое-то приспособление, когда используют даже встречный ветер. Конечно, может быть какой-то там градус, потому что лобового не бывает, галсами идут, но умудряются даже использовать такую погоду для движения. Поэтому, конечно, если человек свою жизнь строит только в зависимости от обстоятельств, то далеко в ней не сдвинешься. «У меня нет настроения». А когда у тебя будет настроение? Кто это знает? Мы на работу идем, есть настроение или нет? На учебу, на службу идем, есть настроение, нет? Мы сами порой это настроение и формируем. Большая часть жизни в наших собственных руках. Поэтому зависеть только от одних обстоятельств неправильно.

Например, мы не можем изменить погоду. Я спрашиваю человека: «Если погода плохая, дождик, ты на работу идешь?» – «Иду». – «А в магазин или за ребенком?» – «Иду». – «А погода как-то влияет?» – «Конечно, влияет: приходится куртку надеть, ботинки, сапоги, взять зонтик». – «А ты погоду можешь переменить?» – «Нет». – «А что ты делаешь?» – «Я себя переменяю». То есть я подстраиваюсь под погоду, и она мне не мешает исполнять свои обязанности, жить своей жизнью. Так и мы должны жить своей жизнью. Эти обстоятельства на нас влияют, но надо жить в такой свободе, такой жизни, так настраивать ее, чтобы они не влияли.

Один из друзей мне подсказал интересную вещь. Он говорит: рыбы плавают в море, океане. Море, океан соленые? Да. А рыба соленая? Нет, рыба пресная. Есть такое понятие – лосось малосольный, то есть его солить надо, а сам он пресный. Удивительная вещь: он плавает в соленой воде, но абсолютно несоленый! Оказывается, мы живем в этом мире, но нам, христианам, дана такая сила, чтобы не смешиваться со злом этого мира. Это возможно, хотя, как сказал апостол Павел, мир во зле лежит (1 Ин. 5, 19). Но ты можешь лежать не во зле.

Если уж мы коснулись морской темы… Кстати, знаешь, почему она у нас? Пост идет, так рыбки хочется; может, поэтому мы о море заговорили и о рыбе. Когда корабль плывет по воде, он не тонет. Корабль начинает тонуть тогда, когда вода проникает в него. Поэтому то, что  происходит в твоей собственной душе, гораздо важнее того, что происходит в мире, вне твоей жизни, твоей души. Гораздо важнее внутренний стержень, внутреннее отношение к жизни, внутренний подвиг, внутренняя позиция и христианское, мужественное, терпеливое устроение с надеждой на милость Божию, на вечную жизнь.

Мы недавно праздновали память сорока Севастийских мучеников. Меня в этой службе поражают слова канона: «Люта зима, но сладок рай, потерпим убо, братие». Так они друг друга вдохновляли на подвиг мученичества, когда в Севастийском озере в мартовскую погоду терпели кончину за Христа. «Люта зима, но сладок рай, потерпим убо, братие». Так и мы по жизни должны жить с надеждой: что бы ни было, какие бы ни были сложные обстоятельства нашей жизни, – впереди вечность для тех, кто сохранит верность Христу.

– Еще один важный вопрос: как преодолеть привычку к рассеянной молитве?

– Вопрос очень серьезный, редко можно сказать, когда она нерассеянная. Это одна из проблем, одна из болезней. Вообще всякая рассеянность в нас чрезвычайно присутствует, но еще и враг рода человеческого чрезвычайно ненавидит саму молитву и тем более внимательность в молитве. Святые отцы нам говорят, что молитва – дыхание души, а внимание – душа молитвы. Там, где нет внимания, нет души у молитвы. И в молитве важнее сердце без слов, чем слова без сердца, то есть без внимания.

Поэтому святые отцы и духовники советовали не тарабанить текст молитвы, не торопиться в личной молитве – будь то утренние, вечерние, кафизмы или акафист, просто какая-то краткая молитва. Очень важно заключать ум в слова молитвы, ум должен разумевать читаемое, а сердце сочувствовать читаемому и уразумеваемому. Текст молитвы должен быть осмыслен, ты должен понимать, что ты читаешь, произносишь и говоришь. Если сам себя не слышишь, не понимаешь, то как тебя услышит Бог? Господь, конечно, слышит и то, что мы сказали, и видит то, что ошиблись. Слышал на «Союзе», кто-то писал: «Батюшка, я в записке написала об упокоении, а она живая». Конечно, Господь не впишет ее в число усопших, для Него она как была живая, так и останется. Это просто ошибка, но хуже от этого человеку не стало, если не было какого-то умышленного действия. Поэтому надо уразумевать читаемое, а сердце должно откликаться на это.

Если ты говоришь: «Благодарю Тебя, Господи», – пусть это будет от всей души любящего, благодарного сердца. Если говоришь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», – пусть и будет у тебя смиренное и сокрушенное сердце. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» – пусть «помилуй» будет сказано от всей полноты внимания, полноты покаянного чувства.

Конечно, внимательность в молитве одна из самых главных вещей. У Лествичника есть такой совет: заключай ум в слова молитвы. Если увидишь, что ум твой утомился, устал или, по своей младенчественности, куда-то начнет отлетать и твоя мысль начнет отлетать от слов молитвы, бери ее, возвращай и заключай обратно рассеянную мысль. И продолжает он: не по многому времени обрящешь (то есть найдешь) успех. Представляешь? Не по многому времени обрящешь успех, потому что за этот труд сосредоточения, внимательности у тебя будет и помощь Божия, потому что учитель молитвы – сама молитва. Святые отцы говорят: молитва дается молящемуся. То есть в это стоит только втянуться, начать – ты же молишься Живому Богу, ты в этот разговор, в это собеседование и придешь, потому что сосредоточен на разговоре с Богом. Кто тебя может сбить с этой мысли, с этого чувства, когда ты сосредоточенно в них вошел?

Кто-то говорит: нам мешают дети. Один богомудрый священник сказал: если бы у вас была истинная, внимательная молитва, то никакие дети вам не мешали бы, когда вы полностью сосредоточены на молитве к Богу. С Кем ты беседуешь, перед Кем предстоишь? Тебе бы никто не мешал, если бы ты по-настоящему молился в храме или другом месте (дома, на работе), если это внимательная молитва или даже один молитвенный вздох. Кстати, для Бога не очень-то важно количество. Гораздо важнее качество. Поэтому пусть молитва будет краткая, но чрезвычайно внимательная и сосредоточенная. Важно себя приучить кратко, но внимательно молиться. Пусть это будет покороче, но повнимательнее. Даже врачи советуют дробное питание; не один, два или три раза наесться, а понемножку, но часто, тогда не возникает обжорства. Ведь когда человек долго не ест, потом наедается. И молитва полезнее покороче, но повнимательнее.

– Какие плоды несет проверка своей совести в конце каждого дня?

– Во-первых, для того, чтобы не наступить на грабли дважды, чтобы не повторять произошедших ошибок, чтобы намеченное в конце концов исполнить, чтобы не накапливался этот ворох не исполненных вовремя маленьких дел… Если это не получилось сегодня, пусть будет хотя бы завтра, но не послезавтра. А в конце концов все это (говорю не про внешние дела, а про внутренние), этот анализ прожитого дня дает возможность для покаяния. В конце концов каждый день должен быть омыт мыслью, слезами покаяния. Обидел, не был верен Богу, Церкви, людям – у нас до бесконечности много всяких недостатков, грехов, ошибок, дурных слов, мыслей. Все начинается с начала – с дурной мысли, потом дурное слово, а потом и дурное действие. Поэтому и надо проанализировать свои мысли, свои слова и поступки.

Во-первых: Господи, прости, дай силы не повторить. Если это произошло, – дай возможность и вразуми, как исправить, помириться, поправить, как не повторить прошлого, восстановить потерянный мир, вернуть радость в дом, которая прошла из-за нашей дури, невнимательности, глупости. А если не анализировать, то все это накапливается как грязь на одежде. Испачкал руки – мой; мы каждый вечер моемся, моем руки, чистим зубы, этим самым поддерживаем здравие нашего тела. То же самое надо делать и с душой, это дает шанс поддерживать ее в добром здравии. Как многие со вниманием относятся к здоровью своего тела, так же внимательно, если не большим образом, надо относиться к здоровью своей души. От ее здоровья будет зависеть и вечность, и завтрашний счастливый день – от ее правильного устроения и настроя. Когда она будет настроена на вечность, тогда вечность будет в твоей повседневности.

Доброго вам всем здравия, помощи Божией и побольше хороших, добрых привычек.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, заместитель главного редактора интернет-портала "Pravoslavie.ru" иеромонах Игнатий (Шестаков). Тема беседы: «Почитание Николая II в Сербии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы