Беседы с батюшкой. Брак и семейные отношения

27 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Христова г. Екатеринбурга митрофорный протоиерей Владимир Зязев.

– Сегодня тема нашей беседы – «Брак и семейные отношения». В связи с чем Вы выбрали такую тему? Почему Вы обратили на нее свое пристальное внимание?

– Вы позвонили мне достаточно неожиданно, и когда Вы заговорили о теме, мне пришло на сердце то, что самое дорогое для меня (и, наверное, для любого нормального человека), – это семья, дети, брак, супружеские отношения. Поэтому я и предложил эту тему.

– Очень много, в том числе и на телеканале «Союз», батюшки, монахи, светские психологи говорят о семейных отношениях, о браке. На Ваш взгляд, ситуация ухудшается?

– Ситуация в этом в России и, наверное, во всем мире, конечно, ухудшается, и катастрофически, когда люди хоть и живут в браке, но часто и брака-то нет. Нужно говорить на эту тему и обращать на нее внимание. Я очень радуюсь, когда вижу, что пожилой священник или монах уже в возрасте раскрывают именно эту тему. Но скажу откровенно, что подчас бывает и неприятно видеть, когда двадцатипятилетний монах с важностью рассуждает о браке, о семейных и даже интимных отношениях между супругами – это уже немного омерзительно. Я говорю как человек, которому уже семьдесят лет, и пятьдесят из них я живу в браке.

– Батюшка, к слову, когда у Вас будет золотая свадьба?

– Если доживем с матушкой, то 15 октября будет ровно пятьдесят лет, как мы поженились. За это время мы с супругой родили семерых детей, и если бы меня сейчас спросили, о чем я жалею, я бы сказал: «Жалею о том, что мало у меня детей, можно было и больше родить». У меня тридцать внуков, три правнука. Из тридцати внуков четырнадцать приемных, из правнуков тоже есть один приемный.

– На Ваш взгляд, что такое брак?

– Брак – это союз, в котором первым действующим Лицом явился Господь, благословивший этот брак, ибо браки заключаются на небесах. И когда молодые люди, желающие вступить в брак, почувствовали, что уже им дается от Бога и эта любовь, и добрые чувства, и желание соединить свои жизни, только тогда нужно приступить к этому серьезному действу, заключить брак и повенчаться. У большинства есть родные и уже пожившие в браке люди, хорошо бы посоветоваться с ними. Есть могилы близких и родных, может быть, и туда прийти.

– Зачем?

– Постоять около могилы, попросить у покойных совета. Это надо сделать и юноше, и девушке, проверить чувства и тогда вступать в брак. Проверить, что не интимное желание влечет тебя к этому браку, а действительно духовное, вот тогда этот брак будет благословленный Богом.

– Разъясните людям, которые первый раз слышат фразы «духовное влечение», «духовное желание», «духовные отношения», что под этим подразумевается?

– Помимо духовных книг я читаю много классики. Например, «Анна Каренина» – это ведь глубочайшее произведение. Видите, какая трагедия разыгралась в этом романе? Из каждой книги можно почерпнуть что-то. Или «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова. Жена совершила неверный шаг, и какая страшная трагедия постигла эту семью! Можно найти и другие произведения у Тургенева, Л.Толстого.

– Мы сейчас говорим о шедеврах классики…

– Да, но кроме этого, есть еще и просто литература, прекрасные стихи и даже живопись, которая учит браку. Где-то я видел картину «Венчание»: с какой любовью написана, какие одухотворенные стоят молодые! Есть и хорошие русские песни, тоже о браке: «Помню, я еще молодушкой была», – это все учит браку, любви, верности, глубине чувств. Поэтому нужно обратиться к искусству, тем корням, которые были до нас.

У каждого есть какие-то взрослые друзья – беседуйте с ними; если кто-то не чуждается церкви, приходите в церковь, беседуйте со священником, разговаривайте с людьми. Я настоятель много лет, и сколько прекрасных пар мне довелось видеть! Я помню такой момент, когда меня пригласили исповедовать и причастить мужа и жену. Я пришел, а они были очень старенькие, комнатка у них маленькая и две кроватки стоят: у одной стены и у другой, между ними маленький столик и две маленькие тумбочки. Я спросил: «А сколько же вам лет?» Мне сказали, что им по восемьдесят шесть лет. «А сколько же лет вы в браке?» Шестьдесят пять лет! И у них такая забота друг о друге, я оттуда вышел и готов был плакать от какой-то духовной озаренности, какое чудо я увидел.

Мне известен случай об одном церковном старосте из Коуровской слободы Алексее Григорьевиче, который воевал в охране Жукова. Он с супругой был в долгом, хорошем браке. Когда ее увезли в больницу и она там скончалась, к нему пришли сказать об этом, а он стоит дома около печки, спиной прижался, греется… Ему говорят: «Алексей Григорьевич, а Лидия Яковлевна-то умерла». Он схватился за сердце, сполз и умер. Вот какие чудесные бывают моменты, которые учат нас жизни.

– Вопрос телезрителя: «Мне 66 лет, я уже четыре года как вдовец. Женщина, с которой я сейчас хочу соединиться в браке, венчалась, но от нее муж ушел. Как нам теперь сойтись с ней, возможно ли это?»

– Если она венчана, Вы можете обратиться к правящему архиерею Вашей епархии, и если владыка благословит считать ее венчание уже утратившим силу (есть такие моменты, по которым он может это разрешить), то Вы можете венчаться. Это будет законным, никаких особых сложностей здесь нет. Если Вы посещаете церковь, обратитесь к священнику, он Вам объяснит ход Вашего дела.

– А как быть с теми молодыми людьми, которые, может быть, сейчас нас смотрят, но Вы для них все равно из другого поколения? Вы гораздо старше, воспитаны в других обстоятельствах, других жизненных реалиях. Сейчас многое поменялось…

– Поменялось многое, но основное осталось: Бог неизменен, вера неизменна и традиции Русской Православной Церкви и Древней Ветхозаветной Церкви остались практически те же. Поэтому не нужно думать, что сейчас молодые люди должны общаться между собой интимно (такие возгласы раздаются), чтобы как-то проверить друг друга. Нужно духовно общаться и постараться срастись духом, и вот когда вы почувствуете, что соединены духом, то тела Господь соединит: дух – первый, затем уже плоть. Вот с этого и начинать, а традиции остались те же.

И наши матери и отцы, деды и прадеды, которые ушли на фронт или воевали в Гражданскую войну и во время революции, – сколько они потеряли! Я сам в такой семье вырос. Мой папа не был на войне, у него была бронь, он был директором военного завода, но когда он после таких непосильных трудов скончался после войны, то мама осталась с нами, четырьмя детьми, и всех нас она вскормила, воспитала и билась за каждого всей душой. То есть все то же самое, только сейчас мы ищем себе какого-то облегчения, оправдания. А если ищешь, то всегда найдешь причину. Сегодня у тебя, оказывается, муж встал не с той ноги, а вчера кашлянул не в ту сторону – вот он какой плохой, а у жены прическа не такая или еще что-то...

Я прожил с супругой пятьдесят лет. Поначалу тоже было трудно, жили в маленьком домике, с нами жила моя теща, старушка Александра Федоровна, детки пошли. Я работаю, прихожу уставший, и мне это не так, то не так… Но однажды я себя остановил: да что же я все время ищу, что не так? Лучше я буду искать, что так. И вот смотрю: Господи, у меня и теща целыми днями возится с детишками, и супруга моя только и думает о том, как мне угодить, когда я приду с работы, как сделать так, чтобы мне было спокойно и хорошо. Дальше – больше, и как-то все сразу стало так, как надо. Поэтому говорю молодым людям: давайте не будем искать черное в избраннике, а будем искать светлое и рано или поздно найдем.

– Вы сказали, что Ваша супруга заботилась о том, как бы Вам угодить и помочь, но супруги бывают разные и у женщин тоже разные желания в семейном браке.

– Я согласен, но здесь и говорится о том, что надо долго присматриваться друг к другу. Когда мы венчаемся, то и в болезни, и в скорби, и в радости, и в богатстве и бедности мы клянемся быть друг с другом до конца своих дней. Я помню, мне когда-то супруга задала вопрос (она была болезненная девушка, и потом у нее со здоровьем не все было в порядке): «Я сейчас пока, слава Богу, здорова, а если я заболею – ты меня не бросишь?» Я помню, первое мне на сердце тогда пришло и я сказал ей искренне, от всей души: «Дорогая, если я тебя сейчас здоровую не брошу, то уж больную я тебя ни в коем случае не брошу, потому что это будет прямое предательство».

– Скажите, цели вступления молодых мужчины и женщины в брак разные?

– Мы читаем в Ветхом Завете: «Господь создал Адама и потом сказал: негоже человеку быть одному, создадим ему жену». И создал ему Еву, а потом, в дальнейшем, после их согрешения, когда они вкусили от древа познания добра и зла, Господь сказал: «Адам, ты будешь в поте лица добывать хлеб свой, а ты, Ева, будешь в муках рождать детей своих». Мы сразу видим, что Господь уже разграничил, кто чем должен заниматься. И не напрасно, даже когда у нас была коммунистическая власть, если муж не работал, он считался тунеядцем, а если жена не работала, это было нормально, она была домохозяйка. И мало того, если она всю жизнь не работала, а муж работал, то когда он умирал, его пенсию давали жене. Даже коммунисты-материалисты этого придерживались. То есть мы сразу видим обязанности мужа и жены.

Сейчас говорят: женщина бизнес-леди. Но есть главный эпитет женщины – женщина-мать, которая должна рожать детей и воспитывать их. Это ее первое и основное занятие, основное ее право и основная обязанность – быть матерью. Это главное.

Сейчас говорят: «У меня семья». – «А сколько у вас детей?» – «Один ребеночек». А где же ваша семья? Где семь «я»? Их нет.

– А какие семь «я», если мы живем в тех реалиях, которые присутствуют в нашей жизни? Женщины спрашивают: «Кому рожать? Где те настоящие мужчины, которые позаботятся о семье, смогут заработать денег, за которыми можно находиться как за горой?»

– Вы извините, но мне кажется, что Вы чуть-чуть душой кривите. А Вы не заметили, что очень богатые и обеспеченные семьи как раз имеют меньше детей? Казалось бы, и у мужа есть капитал, и у жены, и совместный капитал есть, а детей нет.

– Заметил.

– Тогда при чем здесь обеспеченность? Ты обеспеченная женщина, и муж будет рад, если у тебя будет двое-трое, пятеро детей. Мы сейчас многое перенимаем от Америки, а Вы знаете, что для каждого американца престижно иметь до шести детей?

– Нет, не знал.

– Это нормально. А мы почему не можем? И причем у нас бедные семьи имеют больше детей, чем богатые. Это факты.

– Соглашусь.

– Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Мне 71 год, в молодости мой первый муж категорически не хотел иметь детей, результат – аборты. Слышала, что это непростительный грех, все это гложет, мучает. Как жить, как поступить?»

– Непростительных грехов нет, пока мы живы. Мы должны надеяться, что любой грех, если мы будем в нем каяться, Господь простит. Мы помним разбойника, который был распят с Богом рядом на кресте, а разбойники того времени – очень страшные люди. Когда они врывались толпой в какое-то село, то с младенцами поступали просто: брали за ноги и били головой о камень. Мы не знаем, что сделал тот разбойник, но он сам признал, что они получили по заслугам, а за что страдает Христос? Поэтому если уж разбойнику были прощены его грехи, если и апостолу Петру было прощено его отречение от Бога, если апостолу Павлу, гонителю Христа и христиан, который их мучил, был прощен его грех, то поверьте, если мы будем каяться в нашем грехе, то Господь его простит.

Но можно еще совершать какие-то действия: я не знаю Вашего материального состояния, но если у Вас есть возможность, найдите мать-одиночку, которая «тянет» одна троих детей, или просто бедную семью, которой тяжело живется, и помогайте, даже не называя себя и ни о чем не говоря, но Бог увидит Вашу помощь. Поверьте: если бы Иуда покаялся, то Господь бы и его простил; он был бы наравне со всеми апостолами.

– Скажите, в Вашем священническом опыте наверняка были вопросы, касающиеся того, как устроить семейные отношения, как сделать так, чтобы в семье был лад, взаимопонимание, уважение. Вообще на чем строятся отношения между мужчиной и женщиной в браке?

– Есть несколько таких моментов. Первое: когда у мужчины и женщины есть один центр, который они оба любят и перед которым благоговеют, – это вера, Господь, Церковь. Есть и материальный центр: родители, ближние, дети. Второе: нужно меньше видеть черного в своей второй половине.

Есть такой рассказик, как одна женщина пригласила к себе старца и говорит: «Какая же грязнуля у меня соседка, вот она выстирает белье, развесит, а я смотрю – оно все грязное». Он посмотрел и говорит: «Матушка, а Вы не пробовали окно промыть?» И Спаситель говорит: «Если око твое будет светло, то и все, на что ты смотришь, будет светло», то есть если глаза твои будут «промытые», то и всё рядом они будут видеть светлым.

– Вопрос телезрителя из Германии: «Я хотел бы получить от Вас разъяснение. В Евангелии дословно написано так: "Если кто женится на разведенной, тот прелюбодействует". Поясните, пожалуйста, смысл этого».

– Это было еще древнее постановление. Спасителю этот вопрос задавали, и Он так ответил, но Он там еще добавил немного, Вы как-то сузили: «Если кто женится на разведенной или разведется, кроме вины прелюбодеяния…» То есть если совершено прелюбодеяние, это значит, что между мужем и женой вклинился третий человек, он их разъединил, поэтому имеется в виду вина прелюбодеяния. А так Спаситель не дал благословения на развод. Сейчас Церковь относится к этому вопросу немного мягче, потому что изменились времена и нравы. Но и то она всегда против разводов и семейных разрывов. Тем более когда разводятся супруги, больше всех страдают дети и родители, они оказываются самыми незащищенными. Поэтому раз уж поженились, то нужно нести семейный крест до конца. А вот облегчать этот крест стоит и супругу, и супруге, потому что если мы будем его облегчать друг для друга, то легче будет нести, а значит, легче будет идти по жизни.

– Встречались ли Вы в своей практике с такой ситуацией, когда к Вам приходили молодые люди, которые не могли найти общий язык еще на стадии заключения брака? Например, не знают, как решить вопрос со свадьбой: желания будущих супругов не совпадают в том, где ее проводить, как…

– Что касается моей свадьбы, в то время мы оба жили в рабочем общежитии, которое было смешанным (два этажа занимали девушки, а два – молодые люди). Там мы и встретились с моей будущей супругой Галиной Петровной. И свадьба у нас была очень простая: мы пришли из ЗАГСа, была подруга моей жены, мой друг, свидетели, я дал немного денег, чтобы ребята сходили в магазин, купили немного вина и что-нибудь на закуску, и мы просто посидели, поговорили. То есть вопрос о свадьбе никогда не стоял.

– То есть Вы отталкивались от возможностей?

– Мы отталкивались даже не от возможностей, а от желания. Мне доводилось видеть семьи, где супруги уже жили, имели ребенка, и вдруг им загорелось делать свадьбу. Они начинали копить на эту свадьбу и года два копили для того, чтобы потом истратить все эти деньги одним махом, а после этого еще ожесточеннее ругаться из-за нехватки денег и каких-то материальных благ, которые они истратили на свадьбу.

Но здесь есть и такой момент: у каждого есть ближние, соберите семейный совет, ведь соединение двух сердец – это величайшее дело в мире, не напрасно венчание названо Таинством, то есть Бог таинственным образом двоих соединяет: пришли в храм два человека и ушли уже как одна плоть. Это величайшее дело в мире, ради которого стоит собрать семейный совет, посоветоваться. И слушать на этом совете уже не свое сердце, как тебе хочется, а слушать каждый голос. Вот с этого надо начинать. И это будет неплохим уроком, как мы должны советом решать такие вопросы, и хорошей привычкой на будущее, когда пойдут свои дети. С этого нужно начинать, а не так: мне хочется – вынь да положь.

Я считаю, неплохо, когда молодые уедут куда-нибудь в свадебное путешествие, но это зависит от того, насколько позволяют финансы. Лучше, если бы они уехали в какой-нибудь хороший сельский дом отдыха и спокойно, на нашей русской природе, около какого-то нашего русского озера или речки, провели время в тишине и покое.

– Батюшка, я сейчас вижу, как часть нашей молодежи, особенно девушки, со словами «да ладно» выключили наш канал.

– Выключили – и пожалуйста, я ничего против не имею, могли бы и не включать, это уже их дело. Но, может быть, стоит и к моему совету прислушаться. Я-то не выключусь, все равно буду советовать, если это правильно. Я просто не имею права выключиться.

– Когда говорим о браке, всегда присутствует слово «любовь». Почему?

– Потому что это величайшее чувство. Ведь есть любовь к Богу, Церкви (к любой Церкви: у мусульман – к своей, у иудеев – к своей), любовь к ближним (маме и папе)… Но очень часто мы принимаем за любовь плотское влечение друг к другу, которое настолько мощно, что подменяет собой истинную любовь. И вот двое живут неделю, месяц, два, три, полгода, год, там где-то нехватка, там огорчение… Смотришь – любви-то и нет. И оказывается, что для них супруг или супруга – это самое плохое на свете.

Буквально несколько дней назад я перечитывал Джека Лондона, прочитал «Маленькую хозяйку большого дома». Я считаю, там была искренняя и глубокая любовь, которая кончилась трагедией, но эта трагедия исходила из того, что женщина не хотела обидеть, оскорбить мужа, быть неверной ему и чувствовала, что она может не сдержаться.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «В Книге Бытия описывается, как Господь Бог сказал Адаму: "Плодитесь и размножайтесь". Но они почему-то не поспешили это делать, а семья и брак у них возникли только после грехопадения. Потом саддукей задавал вопрос Христу: "Что будет в Царстве Небесном с женой, у которой было семь мужей?" Он сказал, что там люди не будут ни жениться, ни замуж выходить. Получается, брак – это временное состояние на грешной земле. Так ли это?»

– Вы сказали, что исполнять заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь» они стали после грехопадения, но мы не знаем, сколько времени прошло от создания Евы до грехопадения. Это первое. Мы не знаем замысла Божия. Часто задают этот вопрос: «Если бы первые люди не согрешили, то как бы они плодились и размножались?» Но не сомневаюсь, что если у Господа был замысел, чтобы заселить землю, то Он нашел бы и способ.

Мы читаем Евангелие, где написано, что Господь способен из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Это второе. Значит, не нужно зацикливать на этом свое внимание. И третье: в Царстве Божием не женятся и не выходят замуж, но в то же время мы читаем в Евангелии, что двое станут одной плотью: «… венчай я в плоть едину». То есть мы видим, что через слова Спасителя плоть стала едина, а вот какая она будет в Царстве Божием и как они будут соединены – мы не знаем. Сказано еще в Евангелии: «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает». Если уж Бог сочетал, то это навсегда. Значит, это и в будущей жизни будет всегда, а уж в каком виде эти муж и жена будут там находиться – это уже не наша воля и не нам это знать, Господь Сам решит.

Вы мне задали достаточно глубокий и немного неожиданный для меня вопрос, так что простите за неказистость, может быть, моего ответа, но я ответил то, что подумал.

– Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Моя дочь вышла замуж, они обвенчались в храме. Я думала, что венчание является как бы гарантией, что у них все сложится благополучно, но тем не менее у нее умер внутриутробно ребенок. Я бы хотела узнать мнение батюшки на этот счет».

– Люди часто путают. Я начну с крещения, в котором священник и Церковь указывают человеку дорогу: ты крестился, выучил заповеди, с тобой провели беседы, ты знаешь Символ веры, тебе указана дорога – иди. А если ты по ней не пойдешь, то твое крещение вменится ни во что, можешь не надеяться на него. Так и венчание: Бог соединил эту пару через венчание, если они пришли, искренне веруя в Бога, искренне желая соединить свои жизни. А священник и Церковь указали им дорогу, как они должны идти дальше: в любви, согласии, дружбе, понимании, безгрешности, не изменяя друг другу, в терпении.

Внутриутробно ребенок скончался – дай Господи здравия Вашей дочери и терпения Вам. Я не хочу бравировать, Вы меня простите ради Бога, но у меня скончалось три члена моей семьи: сын 34 лет, дочь 32 лет и оставшаяся маленькая девочка шестимесячная скончалась скоропостижно. Что теперь делать? Слава Тебе, Господи! Они родились, жили, видели и как-то познали этот мир, и Господь их взял Себе, все-таки они уже счастливы. Поэтому не будем отчаиваться, а будем молиться. Я уверен, что Господь даст Вам еще не одного внука и Вы доживете до правнуков, как я уже дожил.

– Могли бы Вы в нескольких словах посоветовать, с какими мыслями, с каким настроем должны идти к семейным отношениям и молодые люди, и девушки?

– Первая мысль здесь – сохранить чистоту до венчания, до свадьбы или хотя бы до ЗАГСа. Я всегда говорю молодым, когда с ними знакомлюсь: «Сохраните чистоту, все будет ваше: и плотские отношения, и радость брака, и радость брачного ложа будет ваша, все это не уйдет от вас, но насколько полно все это будет, если вы сохраните чистоту до законного заключения брака!»

С какой мыслью идти? С мыслью о том, чтобы сохранить верность супругу и супруге, быть угодными Богу. Есть очень хорошее стихотворение:

Блажен тот дом, в котором муж с женой
Единство веры и любви хранят,
Где на устах с молитвою святою,
Благоговея, пред Тобой стоят.
И где в согласье все, как сестры, братья,
Живут все скромно дружною семьей,
И где не слышно вздохов и проклятья,
Но все уста наполнены хвалой.

Это одни из строчек стихотворения. Когда венчались мои дети, я им всегда это стихотворение полностью рассказывал, то есть с этого надо начинать: с мысли о Боге, о Божией Матери, о помощи святых отцов, с мысли о Церкви. И только последнее, о чем можем думать, – чисто физические отношения. В первую очередь муж и жена должны быть родителями, второе – они должны быть друзьями, и только третье – должны быть супругами в интимном смысле.

– Если отмотать время назад и появились бы возможности, Вы бы как-то изменили свой брак или свою свадьбу?

– Нет, я об этом часто говорю своей супруге, и она мне тоже это часто повторяет. Я говорю: «Галя, если бы вернуть то время, когда мы познакомились (а познакомились мы на лестничной клетке: мы, три парня, шли на занятия по боксу, а они, три девушки, шли нам навстречу), я бы, ни минуты не колеблясь, избрал бы тебя, и только тебя».

А свадьба? Пришло время, были у нас и торжества, и какие-то застолья, но от этого не зависела наша жизнь.

– А как же праздничный настрой, мечты, желания?

– А разве праздничный настрой за столом начинается? Я сорок лет служу в священном сане. Начинается какой-то праздник (Троица, Пасха, день ангела или Рождество), и именно в храме его ждешь. В алтаре торжественно, радостно совершается молитва, служба подходит к окончанию, и чувствуешь, что основной праздник уже прошел, а потом будет застолье, но это уже другая часть праздника, она более тусклая, чем та, которая в храме, где всё гораздо торжественнее, духовнее, радостнее. Когда говоришь людям «Христос воскресе!» и весь храм отвечает: «Воистину воскресе!» – вот это радость! Конечно, за столом тоже торжество, тосты, но это уже другое, более тусклое.

– Вы упомянули, что в семье должно быть большое количество детей, желательно три, четыре…

– Я беседовал с одним пожилым священником, он сейчас уже скончался, у них в семье было семнадцать детей, но в живых осталось одиннадцать. А я уже был женат, у меня были дети, но я еще сторожем работал, пел на клиросе, помогал в алтаре, и вот как-то зашла беседа про семью, детей, и он сказал, что дети – это самое большое счастье, если детей не будет – это совсем крах. В общем-то, я полностью с ним согласен. И мы знаем, что чаще всего священники у нас многодетные. Когда я начинал, там у каждого священника было семь, восемь, девять детей. И что удивительно: священники умудрялись ездить друг к другу в гости в их небольшие домишки, ехали всеми семьями, и всем хватало места, всем было весело и радостно, ходили в поход, на рыбалку, на берегу уху в ведрах варили. Все это было весело и здорово.

Я помню, как я трижды спускался с детьми по реке: когда на плотах, когда на лодке. И вот утром сели на лодку, один читает громогласно утренние молитвы, остальные все внимательно слушают, но в то же время гребут, где-то пообедали, вечером доплываем, скоро вставать на бивуак, один читает вечерние молитвы, все слушают, и песни духовные споем.

– Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «А как быть тем, кто расписан в ЗАГСе, но не венчан и закончил свою жизнь? И как они причащаются, если они не венчаны?»

– Я помню, когда еще начинал служить, старые священники тех, кто жил в невенчанном браке, не допускали до Причастия. Но потом стало лучше: не допускали тех, которые жили, не расписавшись в ЗАГСе. Сейчас допускают, но все-таки венчаться нужно, а тем, кто уже прожили свою жизнь невенчанными, надо каяться, просить прощения и за себя, и за свою вторую половину, чтобы Господь простил им этот грех, эту беду великую. Непрощенных грехов не бывает, но нужно каяться. Если мы сами будем просить прощения, то Господь простит.

– И в завершение скажите какие-то слова для наших зрителей.

– Тем, кто желает вступить в брак, кто впервые задумался об этом, тем, кто уже пожил в браке, – всем желаю любви друг к другу, родителям, ко всем, кто рядом с ними. Очень хорошо делают те, кто, живя в браке, на ночь благословляют детей и родителей. Отец благословляет рукой, а дети у него руку целуют, а маму целуют в щеку – это была хорошая русская традиция. И поверьте, те дети, которые с пеленок привыкли брать благословение у отца и матери даже на сон грядущий и на все свои дела, не поднимут руку ни на отца, ни на мать, это благословение будет их очищать. Это единение краткое, секундное, но оно, как молния, пронзает и душу, и тело детей, и Бог их видит и благословляет.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать