Беседы с батюшкой. Великий пост с медицинской точки зрения

27 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

– Тему сегодня мы обозначаем такую: «Великий пост». И так как Вы не только священник, а еще врач-специалист, психолог, мы поговорим о некоторых аспектах поста, которые связаны с диетой, пищей, и о том, как можно подойти к этому вопросу с медицинской точки зрения. Что главное в пост с точки зрения православного врача?

– Прежде всего, мы должны рассматривать пост с нескольких позиций: духовной, душевной и физической. Мы все, люди, состоим из плоти и крови, поэтому пост также влияет на человека со всех этих трех позиций. Начнем с духовной позиции. Пост – это, прежде всего, перенастройка внутреннего себя. Каким образом? Очень часто мы живем в миру и соприкасаемся с грехом. Очень часто мы показываем себя с такой стороны, что и говорить стыдно: не молимся, творим беззакония, делаем различные поступки, которые в глазах Божиих нас опускают. Поэтому мы должны за время поста научиться жить заново, измениться, сделать свое внутреннее сердце таким, чтобы мы были богоугодными, духовными людьми, а не душевными. Поэтому молитва во время поста, особенно Великого поста, – это основное делание каждого православного человека; не запреты в пище, а именно молитва, преображение себя, научение себя, как правильно жить по-христиански, по-православному.

Конечно же, пост душевный – это когда человек себя ограничивает в некоторых областях. Если вне поста мы можем пойти в театр, посмотреть оперу, послушать какое-то произведение, сходить в кинотеатр, посмотреть какой-нибудь блокбастер, боевик или какой-то фильм, который вызывает душевные чувства, восторги, то во время поста в царской России такие заведения закрывались или не работали в обычном режиме. То есть актеры занимались изучением новых опер, пьес, но не показывались людям, не возмущали их своим творчеством.

Также мы должны помнить о том, что есть телесный пост. Это когда человек ограничивает себя во многих функциях, которые присущи человеческому организму. Больший упор делаем на молитву, больше ограничиваем себя в том, что хотелось бы сделать, но что в пост не нужно, неуместно делать. Поэтому пост – это время, когда человек себя очень органично настраивает на встречу с нашим воскресшим Господом Иисусом Христом.

– Вы говорите, что в пост не так важно воздержание в еде.

– Это не я говорю, это апостол говорит.

– Так действительно говорят, но Вы понимаете, что порой эту фразу используют везде и всюду, когда это удобно. Не считаете ли Вы, что иногда мы этой фразой слишком много оправдываем какие-то свои действия? Как правильно эту фразу понять и подстроить к нашему посту эту истину, о которой говорят апостолы, что пост не только в еде?

– Дело в том, что все апостольское творчество, вся их проповедь направлена на изменение человека, на то, чтобы человек изменился и сделался пригодным для Царствия Небесного. Поэтому время поста – это как бы напоминание об утраченной связи с Богом. Ведь первый пост нарушил первый человек: Адам и Ева согрешили в раю, нарушили Божию заповедь. То есть пост – это такое средство, которое помогает нам повернуться лицом к Богу и соединиться, встретиться с Ним, чтобы было состояние  духовной радости, духовного комфорта при встрече воскресшего Господа Иисуса Христа. Поэтому человек должен встречать Господа с чистым сердцем, с чистой душой, с чистыми мыслями, с чистым телом. И время поста называется очистительным временем, когда очищаются помыслы, деяния человеческие. Тогда это время будет пройдено не напрасно. А если человек как бы задается одной целью – не есть мясо, рыбу, молоко, – это называется диетотерапия. И святые отцы говорят об этом: если человек не затрагивает во время поста свое сердце, свою душу, а только воздерживается от стола, то он занимается просто диетотерапией. Может быть, это тоже хорошо для человека неверующего, но мы люди верующие, поэтому должны использовать и это средство ограничения себя в продуктах животного происхождения, для того чтобы обуздать свои страсти, свои мысли, свои действия и научить себя жить по воле Божией.

– Еще немного прошло времени поста (полторы недели), и некоторые скоромные продукты могут храниться. Например, загляну я в холодильник, а у меня там колбаса и срок годности еще не вышел; что мне с ней делать?

– Пусть хранится. В морозильник положите ее, она там очень хорошо сохранится, а в пасхальный период разговеетесь и с удовольствием ее съедите.

– А грешно ли выкинуть такую еду?

– А зачем выкидывать? Можно бедному отдать или соседу – как у человека на сердце лежит.  

– Просто бывает, мы готовим очень много еды на заговенье, а на следующий день пост – еда остается, невозможно съесть ее всю, она уже готовая. Что с ней делать?

– Люди, которые живут активной православной христианской жизнью, много не готовят. Те, кто думает, что можно будет это и завтра съесть, – пусть доедают, главное – не забывают поблагодарить Бога, что Он послал им такие дары, такой стол. Поесть и поблагодарить Бога – это самое главное. И в том, что съел кусочек скоромного продукта, в принципе, греха нет; есть только одно правило: чтобы человек научил себя жить правильно. А так можно себя оправдать любыми способами. Любой грех можно оправдать, найти любое оправдание нетрудно. Полистать страницы Священного Писания, полистать святых отцов – и сразу можно взять на вооружение те или иные мысли, которые могут выступить оправданием.

– Сразу становится очень удобно жить.

– Вопрос телезрителя: «Насколько я знаю, пост – это как бы личное дело человека и Бога, ты постишься, об этом знает Бог и ты лично. Для чего ходить к священнику просить послабления? А многие ходят. Бог-то отлично знает, можешь ты поститься или нет, и ты отлично это понимаешь. А тут как за справкой: взял справку – и вроде дело сделано. Более честно будет тогда вообще не поститься».

– Это очень хорошо, когда человек ходит к священнику за такой «справкой», чтобы получить послабление или разрешение, потому что человек находится в живом общении с Церковью. Ведь Церковь – это Богом установленный институт, где грешники надеются и получают спасение от Господа Иисуса Христа. Поэтому, если человек связан с Церковью и живет церковными правилами, соблюдает их, хочет жить по-церковному, то такой человек делает доброе дело. И, в принципе, такие люди спасаются в Церкви.

Действительно, пост – это твое личное дело с Богом. Но у нас обращение к Богу всегда через призму Церкви, церковного учения. Мы не можем себя мыслить как индивидуумы без Церкви. Церковь – это тот богоспасительный корабль, в котором все плывут по волнам житейского моря и не утопают.

– Есть слова святых отцов: кому Церковь не мать, тому Бог не Отец; вне Церкви нет спасения.

– Это слова Илариона (Троицкого). Действительно, вне Церкви нет спасения, и я себе не представляю, как жить без Церкви. Можно все забрать, но чтобы Церковь осталась. И тогда человек и проживет хорошо, и будет со Христом всегда общаться только по молитвам Церкви, только через Церковь. Поэтому когда люди ходят к священнику, получают благословение, они большое дело делают, и правильно делают. А жить как бы особнячком… так жили пустынники, но это были люди высокого духа. Особнячком грешно жить; приходить, показывать себя с одной стороны, а жить совсем по-другому, как все мы, в принципе, и живем, чего греха таить. Поэтому церковь – это место, где человек очищает свою душу, свое сердце.

– Вопрос такой: может ли пост негативно повлиять на здоровье?

– Сам пост – нет, он обладает только целебными свойствами, но неправильное отношение человека к посту может привести к тем или иным отрицательным последствиям. Даже есть такая поговорка, ее все знают, но мы не будем ее говорить. Все зависит от человека. Мы должны знать, что пост – это целебное воздействие на душу, на сердце, на тело человека. Поэтому мы должны помнить, что Церковь пост рекомендует, а не настаивает на нем, это как особое врачевание, духовное врачебное действие, как лечебный пластырь.

Почему? Я объясню даже с точки зрения физиологии человека. Дело в том, что жиры животного происхождения воздействуют на человека особенным образом  (физиологическим, биохимическим) и вызывают в человеке определенные реакции, когда эти жиры преобразуются в биологически активные вещества – гормоны. А поведенческая жизнь человека по плоти, или душевного человека, напрямую зависит от этих гормонов: мужских, женских. Агрессия, мягкость, способность общаться – на все это оказывают большое влияние гормоны человека.

Святыми отцами очень давно замечено, что употребление продуктов животного происхождения (мяса, особенно сырого, вяленого, крови, хотя христианам по апостольскому постановлению нельзя употреблять кровь) возжигает человека неразумного. Ведь в человеке есть разумная часть души и неразумная, инстинктивная. Поэтому эти инстинктивные особенности человека распаляются, распаляются страсти, и человек становится необузданным. И за все это отвечают именно продукты животного происхождения, которые человек получает с пищей, поэтому святые отцы рекомендуют их ограничить.

Другое дело, когда человек находится в пожилом, старческом возрасте и определенные продукты ему необходимы по состоянию его здоровья. Допустим, у человека малокровие и врач рекомендует есть правильно приготовленную говяжью печень. Никакой священник не имеет права это запретить, потому что есть назначение врача, который отвечает за здоровье человека, а священник может только одобрить такое назначение. Допустим, могут сказать: а можно поесть рыбу или яйца, молоко. Но физиологически, медицински замечено, что именно правильно приготовленная печень способствует выработке эритроцитов у человека или изменяет формулу крови в правильном направлении. Другие продукты – нет, а вот именно этот продукт является лекарством. И если человеку, который страдает тем или иным заболеванием, врач  назначает определенный стол, – значит, человек употребляет это назначение как лекарственное средство, а не в качестве удовольствия, для удовлетворения своего внутреннего эго или для того, чтобы удовлетворить свой желудок. Поэтому человек идет к священнику, беседует с ним и как бы находит живой отклик и получает на это благословение. Неправильно будет со стороны духовника подобное ограничивать, не имея в этом познаний. Потому что продукты животного происхождения бывают разные, там различные аминокислоты, они оказывают на человека различное действие. Поэтому если доктор назначает, то нам необходимо поддержать такого человека и указать, что в пост он должен больше молиться.

– То есть заменять чем-то?

– Оно как бы не заменяет, а сублимирует одно действие другим и как бы это восполняет. А в пост мы все должны молиться.

– То есть в этом есть некое смирение, получается?

– Конечно. А потом, если человек болен, то какие в нем страсти разожгутся? Вот болен человек, у него язва желудка или какие-то другие болезни, которые ограничивают его в том, чтобы нормально функционировать, нормально жить, – ни о каких страстях не говорится. Потому что можно ничего не есть и развить страсти, думая о них. Есть опыт святых отцов, которые говорят о том, что ничего не ешь, ничего не пьешь, но при этом только думаешь о страстях, то они распаляются в человеческом теле. Поэтому здесь нужен  разумный, правильный душевный и духовный подход.

– Вопрос телезрительницы: «Мне седьмой десяток идет; у меня остеопороз. Как мне поститься? Пощусь напропалую. А вопрос у меня к Вам как к врачу. Я родилась в глухой деревне, но никогда мы не видели так много больных детей, как сейчас: и аутисты, и дауны. Почему? Тут уже, наверное, какая-то духовная причина?»

– Отвечу сразу на вопрос, почему рождаются такие дети. Дело в том, что человеческий организм после грехопадения, после того, как человек был изгнан из рая, получил генетические поломки (они возникли по нашей вине, не по вине Бога), которые начинают только умножаться. И таким образом они проявляются через рождение детей. И нам приходится принимать это явление как факт. Родители не виноваты, дети не виноваты, но получается, что виноват наш грех преслушания. И здесь это является таким опытным полем, для того чтобы человек осознал то, что произошло, и примирился с Богом. И порадовался, что Бог может все изменить. Ведь Бог нам обещает Царство Небесное – место, где все будут находиться в наслаждении и радости и воспевать Трисвятую песнь Богу. Поэтому нам это как урок, никого в этом винить не нужно. Это как данность, с которой мы должны смириться, с которой должны бороться и предпринимать определенные действия в своей жизни.

Если у женщины остеопороз, значит, она должна наблюдаться у врача-терапевта или у геронтолога, который занимается соответствующим возрастом, и принимать соответствующую пищу. Это пища, богатая кальцием, молочная пища. Здесь она может даже в пост употреблять такую пищу, проходя соответствующее лечение, радоваться жизни и благодарить Бога, молиться и подсказывать другим, как надо правильно жить.

– У меня сразу возник  вопрос, раз мы говорим о таких болезнях, как синдром Дауна или аутизм. Допустим, ты молодой человек, встречаешься с девушкой, а у нее есть родственники, которые страдают этим недугом. Есть вероятность, что эти болезни передадутся твоим детям по наследству, а ты хочешь на ней жениться. Что делать в этой ситуации?

– В этой ситуации можно много чего сделать. Можно перестать общаться с этой девушкой, можно продолжить общение, можно изучить этот вопрос, можно обратиться к специалисту, можно положиться на волю Божию. Человек свободен в этом выборе, поэтому здесь какие-то советы давать трудно. Правильным из них не будет ни один. И правильными будут они все. Поэтому нет кардинального навязывания какого-то совета таким людям. Во-первых, здесь должна быть взаимность сердец.

– А если девушке сказать: пойдем обследуемся, узнаем, нет ли у тебя наследственных заболеваний, – это не совсем корректно?

– Разные люди бывают, поэтому священник в эти дела не лезет, он сталкивается с той или иной сложившейся ситуацией и уже на основании учения Церкви, на основании того, что рекомендует Священное Писание, Священное Предание, святые отцы Церкви, подсказывает, как людям поступить. А как они поступят – это они уже решают сами, мы не можем заставить их что-то сделать. Мы можем им посоветовать, подсказать, сказать, какой может быть результат, а человек свободен решать. Даже Бог не вмешивается в свободу человека, тем более как может священник вмешиваться в эту свободу? Поэтому все остается за этими людьми, которые хотят продолжать свои отношения. И пусть Господь помогает таким людям.

– В воскресенье было Торжество Православия, и в Типиконе – книге, которая, по сути, регламентирует всю нашу жизнь, говорится о том, что можно пить вино или в субботу есть пищу с маслом. Как Вы думаете, прожить пост по Типикону возможно? Какую меру лучше избирать?

– Если он уже существует около тысячи лет, то значит, возможно, потому что люди живут, спасаются. А сколько уже спаслось, живя по Типикону? Давайте зададимся этим вопросом. Ведь люди получают Царство Небесное, а это как руководство к действию, как правильная помощь, подсказка, вспомоществование, как правильно жить в Церкви. Это рекомендации, говоря сегодняшним языком. Допустим, каждое министерство вырабатывает определенные рекомендации. А это наши рекомендации, как правильно жить, чтобы угодить Богу, какие мы должны предпринимать действия в тех или иных ситуациях: богослужебных,  бытовых,  монастырских. А также во взаимоотношениях. Ведь в Типиконе в соответствующих главах это все расписано, все это тоже носит рекомендательный характер. Поэтому эта книга очень важна для нас, по ней можно действительно и жить, и спастись, и много полезного получить, изучая ее.

– Вы сказали, что нельзя посещать концерты, ходить в кино и так далее.

– Да, это душевные мероприятия.

– То есть надо полностью в пост лишить себя этого.

– Ограничить. У поста функция ограничивающе-сдерживающая. То есть задача поста – научить человека правильно жить в реалиях современного мира. Потому что если человек наденет на себя черный мешок, сделает дырочки для глаз, то Богу такой человек не угодит; также не угодит Богу человек, который будет жить распущенно. Мы должны жить в мире, в любви, в согласии, но не соглашаться со грехом, избавиться от своих вредных привычек. Если человек курит, – избавиться от этого противного действия, потому что смердит и для себя самого, и для окружающих. Человек, который пьет, должен избавиться от этого пристрастия, потому что портит жизнь самому себе и окружающим. Когда страсть владеет  человеком, человек должен побороться. Хотя бы попробовать побороться, попробовать избавиться от какого-то пристрастия, чтобы угодить Богу в конце концов. Потому что апостол говорит, что многие, обладающие определенными страстями, не спасутся. Поэтому мы должны работать над собой, мы должны подсказывать людям, как правильно жить, чтобы угодить Богу.

– Вернемся к Типикону и к тому, что разрешается вино. Совсем недавно встретился с человеком, который очень истово соблюдал пост, и он удивился, что сегодня, оказывается, по уставу вино на трапезе.

– Там говорится о монастырском вине, когда братия сама собирает урожай, ухаживает за виноградником, получает этот продукт от дел рук своих. Там не говорится о вине, которое продается в супермаркетах, которое могут привезти откуда-то, тоже купив в супермаркете. Там не говорится о вине, которое разбавлено спиртом, которое крепленое, приготовлено по определенным технологиям, тем более изготовленное из порошка. Поэтому мы должны к этому относиться тоже с определенным знанием того, в какое время был написан Типикон и когда даны рекомендации. Это не то вино, что может быть в современном понимании.

– Но сейчас мы же не можем пойти в погреб и взять этого вина, мы все равно ставим на стол то, что куплено в магазине.

– На стол ставим вино, но мы должны его разбавить в три раза, чтобы у нас после употребления этого вина глаза не сходились в одной точке.

– А для чего нужно вино? Как к врачу к Вам этот вопрос.

– Потому что оно обладает очень многими свойствами. Во-первых, оно раскрепощает человека душевно. Когда собирался стол, почему тогда поставлялось вино? Потому что братия расходилась по молитвенным местам и собиралась только в конце определенного времени вместе, для того чтобы сохранился дух любви, радости, но не пьяной радости, а именно такого легкого раскрепощения, радости сердечной, духовной радости. Поэтому поставлялся такой продукт как способствующий этому, но он не оказывал опьяняющего действия. В том продукте, который указан в Типиконе, содержится очень много микроэлементов, а также глюкоза, которая помогает человеку быть в приподнятом настроении.

– Так как постная пища изобилует углеводами, задам такой вопрос: как в пост, употребляя в пищу только картошку, фасоль, бобы, сохранить себя в более-менее нормальной физической форме, не потолстеть?

– Надо подходить с умом к постному столу и знать, как действуют те или иные продукты на человека. Естественно, углеводная пища вызывает у человека набор массы тела, и бывает так, что люди, которые активно постятся, но употребляют макароны, картошку, хлеб, замечают набор веса. Здесь это все легко объяснить. И есть такая рекомендация, чтобы люди смотрели, сколько калорий употребили. Можно посоветовать таким людям сделать сбалансированное постное питание, потому что есть морепродукты (креветки, кальмары), которые богаты большим количеством белка и могут употребляться в пищу. И здесь человек может полностью компенсировать белковый дисбаланс и питаться так, чтобы соотношение белков и углеводов было либо 1:3, либо 1:1. И в пост рекомендуется пить побольше жидкости (святую воду можно пить, обычную воду), больше двигаться, тогда не будет этого процесса набора массы тела. Поэтому здесь все легко объясняется, и вместе с тем в пост обычно люди жалуются, что очень хочется есть. Здесь надо проверить себя, ограничить те постные продукты, которые очень хочется съесть в большем количестве, чем ты бы их съел, допустим, во внепостное время. Поэтому нужно помнить, что лукавый не дремлет в это время и будет тебя с другой стороны искушать: «Ах, ты не ешь яйца, масло? Значит, больше съешь». И это будет называться чревоугодием, которое будет в постное время с постными продуктами.

– Интересно. А монашеский стол какой?

– Он строгий. Дело в том, что монахи – это воины Христовы, которые посвятили свою жизнь определенному стилю, определенному смыслу. И здесь, конечно, очень сложно говорить о монашестве, не будучи монахом. Можно по-разному говорить, белый священник тоже любит поговорить о монашестве, но я думаю, что это неуместно, ты иди сам монахом стань, дай монашеские обеты и потом учи монаха жить. Потому что монаху помогает жить Бог. И Пресвятая Богородица и святые угодники. Поэтому монашеский стол действительно очень строгий, очень требовательный по отношению к действиям монаха. От монаха требуется ежедневная непрестанная молитва, очень усердная, и монаху возлагается на плечи большее монашеское правило, нежели всем остальным. Поэтому здесь Типикон как бы рекомендует такой стол, для того чтобы они больше молились. А мы знаем, что полное брюхо к молитве глухо. Поэтому здесь Типикон рекомендует, чтобы люди, которые живут монашеской жизнью, воздерживались от чрезмерного употребления пищи, жидкости, от чрезмерного сна, и призывает все время быть на духовном страже, чтобы все время вспоминать Бога, изучать Священное Писание, все время памятовать о последнем дне. Поэтому Типикон монаху особенно помогает.

– Позволю себе заметить, что модно стало поститься как монахи. Как Вы считаете, это правильно? И что Вы можете посоветовать тем, кто все-таки решился жить по Типикону и строго по-монашески?

– Это очень хорошо, когда люди пробуют свои силы. Если люди хотят попробовать себя в том, чтобы пожить по-монашески, – пожалуйста, дай Бог им сил попробовать этот крест, это бремя, которое несет монах. Но дело в том, что монашество не зацикливается только на еде.

Помимо монашеского воздержания ты еще помолись как монах, ограничь себя как монах, откажись от определенных благ и услуг как монах, тогда это будет богоугодно. Также это будет неплохо, если человек просто попробует так пожить. Главное, чтобы это не вызвало оскомину, потому что каждое церковное действие должно подкрепляться церковным благословением, чтобы община молилась за такого человека, чтобы община поддерживала его духовно, молитвенно, чтобы такой человек не был как щепка в море, которую унесет в непонятном направлении. Поэтому здесь человек должен получить соответствующее благословение, чтобы не было искушений.

Потому что если ты хочешь жить как монах и не имеешь на это Божией воли, Божьего благословения, начнутся страшные искушения. И есть люди, которые мне рассказывали о том, как им были видения, как им снятся страшные сны, как в их жизни происходит что-то непонятное, когда они начинали молиться по четкам, когда начинали молиться по монашеским правилам, когда начинали жить как монах, как они думали, но не были посвящены в монашескую жизнь через церковь, через церковную молитву. С такими людьми происходят очень странные явления, да и с ума можно сойти, если честно. Поэтому на все должно быть Божье благословение, церковная молитва, одобрение твоего духовного наставника. И тогда эта жизнь будет только во благо и будет проходить с духовной легкостью.

– Вопрос телезрительницы: «Как показывается семилетнему ребенку причащение? И еще: у нее болит поджелудочная железа».

– Дело в том, что этот возраст – это пограничное терминальное состояние в православном пастырском душепопечении, когда такой человек уже может рассказать священнику о своих грехах. Священник проводит беседу-исповедь (это такая ненавязчивая подготовленная беседа с ребенком), рассказывает о том, как надо причаститься. Причаститься больному ребенку нужно следующим образом. Лучше всего либо в субботу, либо в воскресенье, потому что в дни совершения литургии Преждеосвященных Даров  особенные длинные службы, где причащаются люди болящие и монашествующие, которые требуют частого приобщения Святых Христовых Таин. Ребенка же нужно причастить на ранней литургии в субботу или воскресенье. В субботу совершается литургия Иоанна Златоустого, в воскресенье – Василия Великого.

– Литургия Иоанна Златоустого чуть покороче...

– Да, поэтому я рекомендую причастить ребенка в субботу. И, конечно, натощак. Здесь состояние поджелудочной железы требует планомерного правильного питания для ребенка, его не надо ограничивать; какой стол прописывает врач, пусть так и будет. Но можно помолиться вместе с таким ребенком, почитать правило. Если ребенок умеет читать, дать ему почитать. И вот так попеременно почитать, подготовиться.

– Вопрос телезрительницы: «В лекции Ксении Кравченко о здоровье, о посте есть такая мысль, что во время поста, тем более Великого, потому что он самый продолжительный, можно посадить желудок, поскольку желудочный сок требует кислотной еды, а мы ее не употребляем. Я бы хотела, чтобы отец Александр это прокомментировал».

– Я не знаю, Ксения Кравченко  случайно не против Церкви выступает? Я знаю, что какая-то женщина есть, которая  своими советами сталкивает людей в неправильное русло. Человек начинает о Церкви думать не то, что надо.

– Но мы не знаем, кто это такая, не будем говорить.

– Да. Дело в том, что есть врач и есть священник. И вот на этом промежутке нужно решать все свои вопросы. Ксении, другие советчики – это все не церковное. Церковь имеет уже больше чем двухтысячелетнюю историю. Если человек правильно подходит к посту, то, в принципе, проблем никаких нет. Если человек имеет какие-то проблемы желудочно-кишечного тракта, проблемы с сердцем, с ферментной системой, то он наблюдается у врача, принимает медикаментозное лечение, принимает пищу как средство избавления от того или иного недуга и приобщается Святых Христовых Таин, ходит в церковь, молится, соблюдает домашнее молитвенное правило и живет радостной жизнью в посте. С больным желудком или здоровым – это не главное, чтобы обращать на это внимание. Время поста – это время твоего внутреннего преображения, изменения сердца, изменения хода мыслей, избавления от вредных привычек. Вот что такое пост. Но если человеку нужно употреблять определенную пищу, пусть ест и благодарит Бога.

– Даже был такой случай, что на службе один иподьякон упал в обморок, вызвали скорую – оказался голодный обморок. Ну кому это нужно? Его только отругали за это.

– Понимаете, здесь человек хочет опытным путем примерить на себя одежду такого вот благочестия. Поэтому я и говорю, что когда монах эту одежду носит, он уже выстрадал это временем, своим монашеским естеством. Через грех, через радость, через праведность, но он это выстрадал. Когда люди хотят прикинуть эту одежку на себя, то, в принципе, ее можно прикинуть, можно покрасоваться. Но донесешь ли ты свое бренное тело до того времени, когда надо будет встречать Господа? Надо вспоминать все время об этих разумных и неразумных девах, чтобы вовремя возжигать лампады радости своего сердца, молитвенного состояния, когда придет Жених – Господь наш Иисус Христос. Поэтому нужно только порадоваться, что человек через опыт становится лучше.

– Вопрос телезрительницы: «Говорят, что люди, покончившие жизнь самоубийством, попадают в ад, но если читается акафист Архангелу Михаилу с 20 по 21 ноября с двенадцати ночи до трех утра, то он на своем крыле переносит из ада в рай душу того человека, за кого мы молимся. На самом ли деле это так?»

– Действительно, думаешь, откуда люди знают такое?

– Было бы проще жить: высчитать время, определенную дату, как мантры повторить молитву – и ты уже спасен.

– Нет, дело в том, что это все верования. Это хорошо, когда у человека есть потребность помолиться о такой погибшей душе, но есть такое понятие, как домашняя молитва. И если человек дорог, его можно и домашней молитвой вымолить у Бога.

– В храме же тоже можно молиться за человека?

– Можно, это не общественная молитва, это частная молитва. Можно приходить со своим плачем, со своими страстями, со своим горем к иконе Божией Матери, все Ей рассказать как живой, попросить своими словами. Но не ладошками прикладываться, не «заряжаться» от икон, а стать в стороночке, как библейский мытарь, который молился в стороночке, а не как праведник, который стоял, показывая себя и свою молитву. И вот так стать в стороночке и «бить себя в грудь», но не так, чтобы все видели, а своими сердечными молитвами воздыхать к Богу. И Господь поможет.

А сколько человеческая душа весит? А выдержит ли крыло Архангела человеческую душу? А если этих душ много? А если критическая масса будет не в ту сторону? Это называется пережитки гностицизма. Помните, была такая гадкая вещь – ересь гностицизма? Поэтому нам, православным людям, от этого надо убегать. Надо помнить, что есть утреннее правило, вечернее, есть определенные церковные последования. Святейший Патриарх Кирилл единственный, кто рассмотрел этот вопрос о самоубийцах, и он говорит о том, что есть люди, у которых случилось такое горе. И вот Церковь даже предлагает определенные молитвы, определенное последование для тех людей, которые потеряли такого человека, и есть определенные молитвы, которые помогают душе этого человека обрести покой.

– Слава Богу, что вопрос такой возникает, что есть люди, близкие или, может, друзья, которые думают о тех, кто вот так ушел из жизни, что можно ему помочь.

– Да, и Святейший по-отечески отнесся к этому. Даже можно побыть с этой семьей на церковных началах, помолиться и успокоить словом Божиим всех, кто имеет такое горе.

– Последний на сегодня вопрос. Мы постимся, молимся, причащаемся...

– Постимся постом приятным.

– Даже очень приятным. И действительно, легкость какая-то ощущается, хорошо. И вроде ни с кем не ругаемся. Как здесь не впасть в прелесть?

– Прелесть – это такое состояние, когда ты начинаешь себя ощущать чрезмерно правильным, чрезмерным праведником и хочется учить других и еще ставить оценки. Поэтому от этого состояния надо избавляться. Ты знаешь, что такое прелесть, знаешь качества человека, находящегося в прелести; так вот, беги от этих качеств, от этого состояния. Просто-напросто хочется поучить – себя поучи, хочется поставить оценку – себе поставь, хочется быть надменным – успокой себя, отойди от этого, позанимайся своим внутренним миром, своей душой, своим сердцем. Возведи свой духовный статус на такой уровень, чтобы Господь тебя заметил и отметил тебя как наиболее яркую звезду. Это будет полезнее для человека.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать