Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

27 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

– В день памяти святителя Николая Чудотворца, который мы отмечали не так давно, Вам довелось вместе с делегацией из Екатеринбурга во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом побывать в итальянском городе Бари и помолиться перед мощами святителя Николая в базилике в честь этого святого. Наверное, это мечта каждого христианина. Расскажите, чем Вам запомнилась эта поездка.

– Замечательная поездка, замечательный повод прикоснуться к угоднику Божию. Еще раньше я бывал в этом святом городе у мощей Николая Чудотворца. А в этот раз мы ездили в составе делегации от Московской Патриархии, которая по благословению Святейшего Патриарха отправляется туда дважды в год. В самолете присутствовали представители нескольких митрополий, в частности Оренбургской, Тверской и нашей Екатеринбургской. Было очень много паломников, священнослужителей, епископов. Возглавлял делегацию наш владыка, правящий архиерей Екатеринбургской епархии.

Безусловно, это событие, можно даже сказать – чудо прикосновения к такой великой святыне. Мы совершали несколько служб прямо на мощах угодника. Пели и акафист с молебном, и совершали накануне, 18 декабря, Божественную литургию, и уже 19-го числа в верхнем храме базилики нам было разрешено совершить праздничную службу, которую возглавлял владыка митрополит Иларион, постоянный член Священного Синода.

Впечатлений очень много. Святитель Николай  один из самых почитаемых угодников, потому что он наш, наверное, самый скорый помощник. Мы всегда обращаемся к нему. Каждый из нас когда-нибудь получил от него какое-нибудь благодеяние в жизни, поэтому даже не с какими-то просьбами, а с благодарением направили мы свои стопы в это святое место. Оттуда, кстати, привезли святое миро, и на наших полиелейных службах владыка помазывал этим миром прихожан. Также привезли и раздавали иконочки.

Замечательная традиция, что наш русский человек может попасть в это святое место. Если есть возможность, он может приехать сам или в составе какой-то церковной делегации. Этот канал паломничества очень серьезно отлажен. Там нас ждут, в Бари есть представительство нашей Церкви, целый русский комплекс с храмом, гостиницей. Там есть священник, который готовит приезд паломников и всех встречает. Все очень серьезно подготовлено. И если у кого-то есть малейшая возможность поехать туда, безусловно, это можно и даже нужно сделать, там есть все условия для этого.

Благодаря нашим царям, в частности царю Николаю, его отцу и многим другим нашим императорам, осваивались эти места, строились храмы вне пределов нашей Родины, для того чтобы русский человек мог преклонить колена на Святой Земле, в Бари или Риме, городе святого Петра, и у многих других христианских святынь.

– Святитель Николай – один из самых любимых русских святых, несмотря на то что никогда не был в России при своей жизни. Это один из самых известных и любимых святых, и его мощи есть во многих храмах Русской Православной Церкви, в том числе у нас, в Екатеринбурге. Ведь благодать должна быть одинаковой что от частицы мощей, что от мощей в Бари. Почему все стремятся к первоисточнику?

– Благодать обильная. И, конечно, дается по нашей вере в любом месте, даже если мы помолимся святителю Николаю. Как, кстати, часто и бывает. Есть много случаев, когда даже нехристиане, зная, что есть такой угодник (его, как мы знаем, называли, в частности в Китае, «русским богом»), обращаются к нему, особенно в тяжелой ситуации, если на море. И когда на чаше весов находится вся твоя жизнь, то сила молитвы такова, что всем сердцем призываешь святого угодника, – и тогда благодать изобильно изливается на тебя: он слышит.

Конечно, хочется и поехать, потому что в поездке формируется определенная атмосфера, настрой. С одной стороны, это некоторый отдых, отключение от ежедневных проблем, суеты, в которой находишься в том месте, где живешь. Ум где-то отключается, и ты можешь сосредоточиться на молитве, чтении правила, обращении к этому святому – все это формирует определенную атмосферу, среду, оставляющую глубокий след в душе человека. Раньше паломничество было связано с большим подвигом, потому что практически всегда это было пешее путешествие, сопряженное со многими трудностями. Сегодня, конечно, уже не так, средства доставки до того усовершенствовались, что мы можем, не уставая, переехать практически в любую точку земного шара. Но пусть какой-то подвиг все-таки сохранится – подвиг молитвы, подвиг воздержания, подвиг веры, через который мы как-то угодим святителю, и он услышит наши просьбы, увидит наши нужды и поможет нам.

– Святителю отче Николае, моли Бога о нас. День памяти святителя Николая один из значимых праздников во время Рождественского поста. Пост готовит нас к встрече Богомладенца Христа. На это время приходится еще много торжеств: день памяти святого апостола Андрея Первозванного, день памяти святого Спиридона Тримифунтского, святого Симеона Верхотурского, Ильи Муромского и другие праздники. Как бы в этот период не «напраздноваться» и достойно подготовиться к встрече Рождества Христова?

– Праздник, с точки зрения православного христианина, это погружение в то событие, которое вспоминает Церковь. В любые праздники мы стараемся посещать храм Божий, а от этого человек никогда не расхолодится; наоборот, приобретет благодать Божию через соборную молитву. Торжественные праздничные полиелейные службы памяти названных Вами святых как раз помогают нам сосредоточиться, войти в русло поста, больше ходить в храм (а это наверняка то, что нам удается меньше всего). Иногда мы даже телесный пост ставим выше, чем молитву, соборное богослужение. Но мы должны помнить: если у нас есть возможность и время, то мы, конечно, должны посещать все воскресные службы – это обязательно и необходимо.

Все эти праздники только помогут нам в переживании и подготовке к Рождеству Христову. Пост продолжается, гражданский праздник Новый год существует, но не является таким большим событием, которое могло бы нам позволить свернуть с нашего пути подготовки к Рождеству.

– Вопрос телезрительницы из города Чебоксары: «Моя мама очень беспокоится по такому поводу: она слепая и не может читать, не может подготовиться к исповеди, Причастию. Она спрашивает, может ли подготовиться, читая только Иисусову молитву, но не читая каноны и Последование ко Святому Причастию?»

– Думаю, Вам стоит утешить Вашу маму. Пусть те молитвы, которые она помнит наизусть, послужат ей подготовительным правилом к Святому Причастию. Те же молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» и, конечно, Иисусова молитва. На той же Горе Афон есть случаи, когда при невозможности совершения всенощного бдения монахи заменяют его значительным количеством Иисусовых молитв, которые отмеряют по четкам, тем самым как бы компенсируя службу. Богослужение совершается в нашем сердце – вот тот алтарь, на котором происходит таинственное принесение жертвы Богу.

А формы богослужения бывают очень разные. Они могут отличаться по дням недели, так называемый Октоих регламентирует на каждый день свою службу, свой устав и свои особенности. Есть и другие богослужебные книги, например Минея – каждый день мы открываем ее и видим службу святому. Служба каждый раз разная. Может быть разная она и из-за географических особенностей. Например, в Антиохийской или Александрийской Церкви и облачение может быть другое, и служба может идти по-другому. И с греками мы служим по-разному. Да что там говорить, зайдите в разные храмы – и в каждом может быть своя богослужебная практика. Какой-то один устав не может быть возведен в абсолют. Здесь мы всегда должны подходить с рассуждением. В Типиконе даже есть такая фраза: аще изволит настоятель. То есть настоятель – это тот человек, который формирует богослужение в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Обстоятельство, которое есть у Вашей мамы, конечно, налагает определенные ограничения. Ничего страшного в этом нет, используйте те возможности, которые у вас есть. Но если Вы предложите почитать ей вслух правило, думаю, ей тоже будет приятно. Так она помолится не одна, вы помолитесь вместе; мне кажется, это будет очень хорошо.

– В наше время очень популярны аудиокниги, в том числе есть на аудио и Последование ко Святому Причастию, и молитвы.

– Это тоже. А почитать вместе с мамой правило и вместе причаститься – это же прекрасно. Думаю, для любого, у кого есть дети, наверное, нет большей радости, когда они причащаются вместе с ними.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «При лечении от алкоголизма я поставила укол-блокировку. Я сообщила врачу, что церковный человек и причащаюсь, а он мне сказал, что надо ограничиться в Причастии. Я восприняла это как епитимью для себя, но очень переживаю. Что Вы мне посоветуете? Конечно, мы верим, что это Тело и Кровь Христа, но из-за присутствия кагора врач наложил запрет».

– Я Вам посоветую приходить в наш храм, к отцу Игорю Бачинину, который занимается трезвением не только в нашей епархии, но и во многих наших городах. Он участник всероссийского движения. При всем уважении к доктору, его профессиональной компетенции и заботе о Вас я как священник, конечно, не могу согласиться, что Причастия надо избегать. Как раз наоборот, как мне представляется, любая блокировка вроде той, о которой Вы сказали, не приводит к исцелению от недуга; только с помощью Божией, подаваемой благодатью в таинствах, мы можем измениться.

В чем разница? Да,  может быть, силой воли или волей обстоятельств мы можем не пить или воздерживаться от какого-то другого греха, но мы не перестанем носить этот грех в себе. Мы будем думать об этом, и это будет влиять на нас. Бывает, даже проходят годы, когда человек, скажем так, хорошо себя ведет, то есть не делает этого, но внутренне остается зависимым. А как преодолеть эту зависимость? Нам же это важно. Нам важно, чтобы мы обрели свободу.

Я знаю человека, который подошел к иконе Богородицы и попросил: «Божия Матерь, я устал от этого курева, нет никаких моих сил. Я хочу избавиться, помоги мне». Перекрестился, приложился, вышел из храма и забыл, что когда-то курил. Он даже не помнит ощущений, ни тактильных, ни вкусовых, у него нет никакой зависимости. Что произошло? Произошло реальное изменение человека.

Доктор просто спасает Вас через то, что, можно сказать, происходит некий договор с лукавым: действие одной страсти приостанавливается, но бывает так, что на доминирующее место выходит другая страсть. Но мы же хотим счастья, хотим свободы в добре. А свобода в добре – это свобода от зла,  зависимости, от страсти.

Что нам дает свободу от зла? Благодать Божия. А откуда берется благодать Божия? Из четырех средств: молитвы, добрых дел, чтения Евангелия и, конечно, таинств. Это те средства, которые может использовать христианин для привлечения благодати Божией в свою жизнь, свое сердце. И она уже будет врачевать.

Поэтому приходите, пожалуйста, к любым нашим священникам, я Вам назвал даже конкретного человека, который непосредственно занимается этой проблемой. Хотя в каждом храме, и в нашем тоже, есть люди, которые встали на путь трезвенной жизни, и некоторые из них даже дали долгий обет, даже пожизненный, чтобы освободиться от этой зависимости. Конечно, жизнь их совершенно изменилась, а основой всему, повторим еще и еще раз, является участие в таинствах и через это наше освящение.

– Напомню, что храм в честь святителя Николая Чудотворца, где настоятелем является протоиерей Игорь Бачинин, председатель Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии, находится в здании Уральского горного университета на улице Куйбышева. Можно послушать лекции отца Игоря, которые во множестве представлены в Интернете.

Вопрос телезрительницы: «Бывает, так устанешь вечером, что просто нет сил на вечерние молитвы. Можно ли в таком случае молиться вечером как-то покороче?»

– Конечно, можно все, всякое бывает в нашей жизни. Мы проходим путь воспитания самих себя, и пусть наша совесть будет нам подсказчиком, как нам действовать, чтобы хотя бы перекреститься и прочитать какую-то молитву. Есть хорошее Серафимово правило, которое  в таких случаях нам заповедал батюшка Серафим. Сегодняшняя жизнь человека суматошная, интенсивная, напряженная. Преподобный Серафим предлагает в течение дня читать Иисусову молитву и «Богородице Дево» все время, где бы ты ни находился. Это несложно и в машине, и в автобусе, даже на работе, вместе с тем занятием, которое  делаешь. А вечером читать хотя бы какое-то правило, которое Вам известно.

– Вопрос телезрительницы: «Хотя я и прихожанка храма, у меня почему-то возникло затруднение в исповеди. Однажды священник сказал, что мне нужно еще поготовиться, и не дает благословения на Причастие. Как быть в таком случае?»

– Мы не знаем всего контекста, не знаем, чем руководствовался священник, который Вас принимал. Исповедь – это и таинство, и тайна, которую Вы приносите Богу, и свидетелем ее является священник. Думаю, просто надо спросить батюшку, как лучше подготовиться и что конкретно он Вам советует. То есть перед Вами стоит определенная задача. Вот приходит ученик к учителю на зачет и слышит, что пока зачет он не сдал. Что ему делать? Я думаю, что батюшка Вас не обидит и не прогонит, а объяснит, как лучше подготовиться, а Вы уже руководствуйтесь в той или иной мере его советами. Если это Ваш духовник, Вы, конечно, ему доверяете, тогда укрепляйтесь в своем доверии к своему священнику. А если Вы просто попали к этому батюшке, то всегда имеете возможность спросить еще у кого-то, посоветоваться, почитать святых отцов и, может быть, найти ответ, что хотел до Вас донести священник.

Поэтому не стесняйтесь спросить. Все мы люди, может быть, что-то недопоняли Вы, возможно, священник не понял что-то из того, что Вы сказали, у вас не произошло контакта. Задайте несколько вопросов: «Батюшка, а как лучше? Что Вы посоветуете? Что мне сделать, чтобы причаститься? Я очень хочу причаститься». Думаю, что большего радетеля за то, чтобы Вы причастились, и нет. Могу сказать, что чем больше причастников у Чаши, тем радостней и легче служится священнику. Естественно, не тогда, когда человек зашел с вокзала и заодно пристроился к очереди. Поэтому стараемся объяснить человеку, что должна быть подготовка, не большая и не очень сложная, используем этот повод, чтобы с ним поговорить. Мой ответ таков – спросите в простоте у этого батюшки. Он сказал: надо еще поготовиться. Спросите: а как «еще»?

– Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем вместе уже 30 лет и венчаны, но шесть лет назад был тяжелый период, и мы с ним развелись (правда, всего на три недели). Сейчас мы живем вместе. Надо ли нам регистрировать наш брак? Вроде бы такой необходимости у нас нет, надо ли это делать?»

– Если вы развелись юридически, а теперь, слава Богу, живете вместе, что не может не радовать, это вам, конечно, решать, но мне кажется логичным, чтобы ваш брак имел и юридические последствия – чтобы ваши отношения были зарегистрированы.

Кстати, в эти недели на Архиерейском Соборе был принят документ о семье и браке, где обязательным условием венчания является наличие зарегистрированного брака, в том числе и потому, что должна быть регистрация ради имущественных отношений между супругами, потому что это в том числе попадает в сферу интересов их будущих детей. Церковь желает видеть брак, зарегистрированный законом и признанный всем обществом, и после этого уже может освящать его венчанием.

У вас венчание уже было, но, думаю, если Вы живете вместе и хотите видеть своего мужа законным, то, наверное, логично привести этот вопрос к окончательному решению. Я бы это посоветовал.

– Вопрос телезрителя в социальной сети «ВКонтакте»: «Один мой знакомый, человек воцерковленный, однажды сказал мне, что православным в России можно было бы отмечать Рождество 25 декабря, как это делают, к примеру, православные в Греции. По его мнению, готовясь к Рождеству, из-за праздника Нового года постишься не до конца усердно, а так 25 декабря – Рождество, а потом готовишься к светскому празднику. Что Вы об этом думаете?»

– Все можно; другое дело, что не все полезно, не все хорошо. Почему обязательно должно быть легко? Почему такие испытания так фатально и трагично нами воспринимаются? Почему мы хотим, чтобы пост прошел легко и ничто нам не мешало? Богу как раз угодно, чтобы мы прошли через некоторые испытания; через испытания, может быть, какого-то изобилия, каких-то возможностей: когда тебя зовут туда или туда, а ты ради Христа, ради Рождества, поста не идешь или идешь из уважения к людям, но держишь пост. В этом же есть определенная ценность.

Мы сторонники нашего календаря. За последние сто лет мы жили в трех государствах: Российской империи, СССР и на сегодня живем в Российской Федерации. Только на наших глазах было три государства. Может быть еще? Может. Одни говорят: давайте сделаем конфедерацию; кто-то говорит: унитарное государство, чтобы соединить наши области и регионы еще более крепкими узами. Может и название поменяться: не Российская Федерация (что мне нисколько не нравится), а просто Россия. Все может поменяться. Календарь еще может раза два или три поменяться. И Церковь должна будет каждый раз следовать за веянием политического ветра определенного времени? Конечно, нет; не будет этого.

Когда все устанут от этих метаний, шатаний, вспомнят, что есть та сила, которая остается неизменной, та доминанта, тот стержень, хребет, на который можно всегда опереться, – это наша традиция, наша вера. Поэтому уставшего путника ждет стабильная, неизменяемая в своих канонах Православная Русская Церковь – вот в чем смысл. Это не упорство. Это определенная позиция – мы исходим в нашей деятельности из существования вечности и нашего к ней устремления.

Некоторые так же говорят о Конституции, но ведь это обычный общественный договор, причем не самого хорошего исполнения, и как-то сакрализировать его... Дали бы волю, поменяли бы его и сделали лучше в десять раз. А можно менять постоянно, совершенствуя, – все более и более приводя в соответствие с Евангелием. Все это нестабильно, меняется и будет меняться. И будет меняться еще при нашей жизни.

– Все-таки Россия и Российская Федерация – равнозначные понятия. А всенародным голосованием может быть придумано новое название, как, например, предлагают для нашего региона название Уральской республики, которая была когда-то в 90-х годах.

Расскажите, почему все-таки появилась эта календарная путаница? Есть Поместные Церкви, с которыми у нас евхаристическое общение, и они празднуют Пасху в тот же день, что и мы, а Рождество – на неделю раньше.

– Как известно, при папе Римском Григории XIII в XVI веке был установлен сегодняшний григорианский календарь. Причиной возникновения этого календаря послужили некоторые астрономические. Все мы знаем, что день не состоит точно из 24 часов, в этом основа проблемы. Соответственно, возникает некоторый «хвостик» из секунд, которые складываются в дни. Потому было принято такое решение. Как утверждают некоторые историки, изменение календаря  носило, с точки зрения католиков, миссионерский характер – с помощью установления нового календаря они хотели распространить католическое вероучение, в том числе и на страны Востока, Малой Азии – традиционные православные страны.

Нас это не смущает, мы, слава Богу, остались в этом календаре. Кстати, удивляюсь, с какой частотой об этом спрашивают, в том числе и на светских встречах. И на встречах с журналистами этот вопрос всех интересует. Мы уже говорили, что остаемся сторонниками этого календаря, и это нисколько не мешает не только нашей богослужебной, но и обычной жизни.

– Вопрос телезрительницы из Крыма: «Скажите, пожалуйста, когда, где и кем было введено спасительное крестное знамение?»

– Крестное знамение было введено достаточно поздно, не раньше IV–V века. Были разные традиции его исполнения. Например, есть такая поговорка: «И лба не перекрестит». О чем это говорит? Мы не крестим лоб, мы делаем широкое крестное знамение. По всей видимости, была такая раньше традиция, что одним пальцем – указательным или большим – перекрещивали один лоб. Принадлежность к христианству в том числе определялась осенением себя и таким крестным знамением. Крестились двоеперстием еще такие наши отцы, как преподобный Сергий. Чуть позже была реформа, и с середины XVII века мы применяем при крещении троеперстие. Имеет ли это значение? Да, это традиция, это очень важно. Но можно ли перекреститься двоеперстием? Безусловно, можно. Просто на сегодняшний день мы придерживаемся такой традиции, которая возникла не сразу, не в I веке, не во II и даже, насколько я помню, не в III.

– В преддверии Рождества Христова мы то и дело слышим новостные сообщения, в основном из Европы, что открытки, появляющиеся на прилавках накануне празднования Рождества, не содержат слово «Христово», то есть надпись просто: «С Рождеством!» или «С праздником!» Причем все оформление открытки показывает, что она рождественская, но символические обозначения отсутствуют, чтобы не смущать людей другого вероучения, другой традиции, другой конфессиональной принадлежности. Как Вы к этому относитесь? Ведь таким образом можно запретить и новогодние открытки, потому что живут в Европе, например, китайцы, которые отмечают Новый год в феврале, и для них, например, оскорбительно празднование Нового года в конце декабря.

– Как относиться? Безусловно, это отречение от христианства, от Христа. Просто оно не может быть таким быстрым, и те силы, которые запускают и поддерживают эти процессы, делают это через такое «антивоспитание», когда потихонечку вымарывается имя Христово из жизни. В частности, из жизни европейцев.

Когда я был в поездке в Бари, встретился с одной нашей знакомой, которая трудится там гидом и в сообществе своих коллег увидела в соцсетях поздравление с Пасхой. Все друг друга поздравляли с Пасхой, и когда она написала «Христос воскрес!» , там возникло некоторое замешательство, а через пять-десять минут ей ответили: «А при чем тут Христос?» Это удивительно, странно и, безусловно, страшно. Потому что все, что мы делаем, должно иметь какой-то смысл, и Пасха без воскресения Христа не Пасха, а просто повод для этих людей... Только не понимаю: повод для чего?

Не дай Бог нам пойти этим путем. Конечно, мы всё связываем со Христом, с Его личностью. Это главное событие человеческой истории. Сама личность Христа – главное, что сегодня есть у человечества, то, что должно его вдохновлять, направлять и в конечном итоге спасать. Поэтому мы видим, что происходит с теми, кто забывает об этом. Видим, как в праздник Рождества Христова приехавшие люди в Германии и других странах устанавливают уже свои порядки. Мы не хотим сохранять наши христианские традиции, придут те люди, которые, видя наше малодушие, наше предательство, отречение, установят свои порядки и уже не спросят нас, хотим мы жить по новым порядкам или не хотим. Просто мы будем ходить ровным строем, так, как они нам скажут, если превратимся в мягкотелых существ, не имеющих ни своего флага, ни своей веры, ни традиций.

– Страшно представить, если мы будем поздравлять друг друга со счастливым Рождеством, а на вопрос «Кто родился?» отвечать пожиманием плеч.

– Смущенно прятать взгляд. Да не будет этого с нами!

– Когда-то в нашей утренней программе «Четверть часа» мы проводили опросы, спрашивая людей о святых, праздниках, заповедях. И как-то спрашивали: «Вот мы отмечаем Рождество, а кто родился?» К нашей радости, все из респондентов, поучаствовавших в опросе, сказали правильно.

– Дмитрий, проблема в том, что эти люди работают надолго, они стратегически запустили этот процесс. И если мы каждый праздник, каждый день, каждый час не будем останавливать такое, тогда рано или поздно скатимся в эту реку. Поэтому здесь от нас зависит очень многое. Потому мы делаем праздники в воскресных школах, отмечаем Рождество через стихи, песни...

– В том числе фестивалем ледяных скульптур «Вифлеемская звезда».

– Да, в том числе, чтобы в ледяных скульптурах запечатлеть Христа, Божию Матерь. И чтобы были слова «Рождество Христово». Чтобы обычные, как мы говорим, светские художники заинтересовывались этой темой. Так и происходит: они создают прекрасные скульптуры, которые радуют глаз и одновременно просвещают, напоминая нам об этом величайшем событии, произошедшем  две тысячи лет тому назад.

– Фестиваль ледовой скульптуры «Вифлеемская звезда» пройдет в этом году в двенадцатый раз. Он проходит на площадке рядом с Храмом-на-Крови. Мастера, работающие с ледовыми скульптурами, начинают свою работу уже 2-го числа, и к празднику Рождества Христова эту площадку украшают скульптуры, очень интересные с художественной и  духовной точки зрения. Поэтому, екатеринбуржцы, гости города, приходите, не пожалеете, просветитесь и духовно, и душевно.

– Ждем всех.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы