Беседы с батюшкой. Последние дни Страстной седмицы

27 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесения Господня, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

– С одной стороны, Страстная седмица – духовно насыщенное время. С другой – мирские дела и каждодневные заботы никуда не делись. О том, как не растерять духовный настрой в житейской суете, как встречать Пасху Светлую, мы и побеседуем сегодня.

В дни Великого поста человек шел ко Христу, образно говоря, продирался сквозь свои грехи, болезни сердца. Сейчас все это как-то отошло на второй план, потому что все сконцентрировалось на Господе Иисусе Христе, Его страданиях. Как пережить эти дни по-настоящему глубоко, не просто что-то осознавая, читая, слушая, а будучи сердцем со Христом?

– Для человека воцерковленного вопрос можно поставить по-другому: как возможно это не пережить? Как возможно прожить Страстную седмицу и не прожить за эти короткие дни земную жизнь Спасителя? Как можно в первые три дня Страстной седмицы, слушая Евангелие, пропуская через ум и сердце все слова и дела, которые Господь совершил ради нашего спасения, оказаться вне контекста того, что совершается в Церкви и мире?

А вот если человек вне Церкви, конечно, тогда нужны большие усилия, чтобы хоть каким-то образом быть причастным к тому, чем она сегодня живет. Находясь внутри Церкви, много лет имея возможность не пропускать ни одного богослужения первой седмицы, я с трудом представляю, чего человек лишает себя, когда вместо храма находится на работе, или с друзьями, или в командировках, или в суете; или когда еще не открыл для себя богатство, изобилие, жизнь, которые открываются в Церкви. Скажу только: если ты еще не вошел в Церковь, не полюбил источник жизни, открываемый в ней, то стоит к нему стремиться. Великий пост – отличный повод для того, чтобы поучиться быть с Церковью, быть со Христом.

Кстати, отрадно, что этим Великим постом я общался со многими людьми, которые сделали этот шаг – начали первый раз в жизни поститься, впервые серьезно проходили Великий пост. Сегодня, накануне Великого Четверга, совершается таинство Исповеди, и приходили эти люди. И такая радость посещает – как радость от евангельской притчи, когда сеятель сеет, зерна падают и какие-то из них прорастают и дают плоды. Когда смотришь на такого человека, радуешься тому, что он, как было сказано, «был слеп и теперь прозрел, не видел, теперь видит, не слышал, теперь слышит, был мертв, а теперь ожил». Когда такие «живые» люди приходят, понимаешь, что ради этого хотя бы стоило самому прожить Великий пост и выходить на поприще церковного и священного служения.

Потому отвечу на Ваш вопрос так: если ты воцерковлен, если есть возможность быть в церкви – пользуйся ею, наслаждайся. Если такой возможности нет – сегодняшние технологии позволяют нам купить все нужные книги и читать их дома; или можно не покупать книг, а найти их в Интернете, можно прослушать, просмотреть то, что совершается в церкви, и в какой-то мере, пусть меньшей, приобщиться к тому, что совершается. А если ты еще далек, для тебя то, что совершается в церкви, непонятно как китайский язык; если знаешь только, что яйца и куличи по советской традиции в субботу освящают, то карта твоей жизни еще покрыта белыми пятнами. Тебе еще многое предстоит открывать хорошего, нужного, настоящего.

– Вопрос от телезрительницы из Рязани: «Так получается, что люди не знают, что на Пасху не надо ходить на кладбище, поэтому многие ходят. Видимо, это идет с тех пор, когда не было церквей. Сейчас же есть и часовни, и церкви. Так вот, могилы просто завалены продуктами – яйцами, куличами; если дождь, все это размывает. С могилы батюшки мы снимаем по три десятка яиц. Жалко, ведь можно их оставить где-то в часовне или в месте, где бывают нищие…»

– Мои родные как раз жили и живут в Рязани, на кладбище похоронены бабушки, дедушки… Я очень хорошо представляю это рязанское кладбище, эти могилки. Как и в любом городе, во-первых, эти могилки очищаются. Рядом с нашей студией расположено Екатеринбургское кладбище. На нем похоронены многие интересные люди, в том числе великий русский писатель П.П. Бажов. И даже сейчас на этом кладбище уже прибрано. Люди приходят заранее, перед Пасхой, прибирают. Поэтому слава Богу, что связь живых с давно усопшими (а кладбище старое) сохраняется. Но не нужно на Пасху туда выкладывать продукты…

С одной стороны, я очень понимаю этих людей. Это советская традиция. Я сегодня уже употреблял выражение «советская церковная традиция», когда говорил, что в Субботу освящаются куличи, яйца и пасхи. Но вообще-то по дореволюционной церковной традиции эти продукты освящались в воскресенье, после ночной службы. Непостные изобильные дары выставлялись на столы, священник читал молитву, благословлял их, после чего их вкушали. Но в советское время, как известно, на Пасху в храм нормальному человеку было очень трудно попасть, поэтому приходили заранее, в Великую Субботу, когда еще не были выставлены комсомольские посты... Так и установилась эта традиция. То же касается и кладбища. Люди, не имея возможности в воскресный день попасть в храм (например, в селе храм закрыт, но душа-то стремится к святому), старались прийти хотя бы к родным на могилку, поздравить их. Если уж не друг другу и не батюшке, то хотя бы им, под крестом лежащим, стремились сказать, что Христос воскрес. То есть это не злая традиция. Эта традиция – наследие нашего трагического прошлого.

– Телезрительница переживает, что эти продукты портятся, пропадают.

– Да, продукты портятся. Но что сказать таким людям? Прежде всего нужно сказать им, что в Православной Церкви осуществляется серьезная забота об усопших. На девятый день Пасхи, на Радоницу, люди во множестве приходят, чтобы помолиться за усопших. Приносят цветы, лампадки, свечи, поют пасхальные молитвы, приходят священники. И это самое лучшее, что можно принести нашим усопшим. Стоит направиться на Пасху в храм, а на Радоницу – на кладбище, нужно разъяснять это. Если дети видели, что их родители и бабушки ходили туда, они и сами будут ходить. Разъяснить стоит, по крайней мере, тем, с кем наши телезрители общаются. Ну а чтобы сверх меры самой не расстраиваться, не стоит приходить на кладбище на Пасху. Приходите на Радоницу, помолитесь, помяните… И расскажите об этом всем, кому можете.

Когда-то, когда я служил в селе, мне довелось вести разъяснительную работу по этому поводу в расположенном рядом городе. Мы даже писали в местную газету статью, которая называлась «Христос или могила». Что я выбираю на Пасху? Да, на Пасху лучше выбрать Христа, лучше пойти в церковь ночью или утром, чем идти на кладбище на могилу. Всему свое время. В воскресенье мы празднуем победу Христа над смертью, а уж приобщение к этой победе наших усопших будем праздновать на Радоницу. Если доживем…

– Готовясь к программе, я записал много вопросов… Но можно задать Вам вот какой. Вы сказали, что наша первая телезрительница промыслительно дозвонилась нам из Рязани, с Вашего родного края, и Вы в курсе, о чем она говорит, о каких местах напомнила. Так получилось, что в первую седмицу Великого поста Вы тоже находились в этой студии, отвечали на вопросы телезрителей (ведущим тогда был Дмитрий Бродовиков). И вот уже идет Страстная седмица. Мы всегда в наших программах говорим, как лучше поступить прихожанам, как настроиться, как правильно вести себя в пост…Расскажите, как пост прошел у Вас – с той среды до этой.

– Конечно, всего не расскажешь. Есть внешние компоненты поста, которые достаточно понятны. Как священник должен проводить пост? Он должен быть в храме, совершать богослужения. Находясь дома, он тоже должен духовно трудиться – молиться, читать. Я очень рад, что этим постом были какие-то сокровенные желания – прочитать определенные главы, Книги Ветхого Завета. Свободного времени очень мало, но как Божий дар воспринимаю то, что удалось прочитать даже больше, чем хотелось; удалось прочитать по-новому. Все это (Пятикнижие Моисеево) уже раньше было прочитано, но в этот раз как-то глубоко проникло, согрело душу. Так что удалось не только помолиться в храме, прикоснуться ко всему многообразию этого периода, не только зайти в студию «Союза», но и прикоснуться к тому, к чему сам никогда не прикасался (думаю, большинство наших телезрителей тоже не имели такой возможности), – по милости Божией и благословению владыки я посетил Святую Гору, афонские монастыри, в том числе пожил несколько дней в одной из обителей и имел возможность посмотреть, как живут афонские монахи Великим постом.

– Расскажите об этом, очень интересно!

– В житии Марии Египетской мы на пятой седмице поста читаем, как в монастыре Герасима Иорданского проводили Великий пост. Первую седмицу братия проводила в монастыре, потом все вместе шли на трапезу, принимали скудную пищу, собирались в церкви и с пением 26-го псалма выходили из ворот и расходились по пустыне. Возвращались из пустыни они уже перед Страстной седмицей, в Неделю ваий (время Входа Господня в Иерусалим) и все вместе проживали Страсти Господни. Афон – место, где наиболее полно сохранилась строгая традиция. Туда пускают только мужчин, и попасть туда может не всякий; Великим постом не у всякого священника есть такая возможность. Конечно, это было время открытий.

Во-первых, великопостные службы… Великим постом утреня совершается ночью (как и в обычное время), затем идет литургия Преждеосвященных Даров, вечерня. Первое, что удивило, – какой-то резкой разницы между обычным временем и постным в монастыре нет. Уклад такой же. Так же тихо, так же много трудятся, таким же полным чином совершаются богослужения. Для меня было интересным открытием вот что: я знаю греческий язык фрагментарно, но мне все было понятно – что поется и читается, что совершается в храме, потому что богослужение, сохранившееся в нашей Русской Православной Церкви, и богослужение, которым живет Афонская Гора, – одно и то же. Есть нюансы и особенности, но они практически незаметны.

Великий покаянный канон Андрея Критского, чтение которого я застал в монастыре, – это такое творение, которое даже при чтении по-славянски с непривычки понимается плохо, а тут даже при чтении на греческом было понятно, о чем речь, слышались знакомые слова и имена, понятно было, о чем возносятся молитвы. Прикоснуться к жизни Афона, знать и видеть, что Русская Церковь здесь, в селах и городах, и там, на Афонской Горе, – это одно целое, было большим утешением. Конечно, удивила нескрываемая жизнерадостность афонских монахов. Не увидишь там нахмуренных бровей, опущенных глаз, нежелания разговаривать, грубость. Человек не понимает по-русски, но ты разговариваешь с ним, и он хочет тебе помочь и во всем тебя поддержать.

Скудная монастырская трапеза совершается два раза…

– Что она из себя представляет? Если не сложно, вспомните.

– Есть вещи, которые сложно вспомнить, но трапезу вспомнить всегда несложно. Прежде всего трапеза монахов – это продолжение богослужения. На трапезу не идут, чтобы просто собраться после звона колокольчика. Заканчивается богослужение. Как по чину оно начиналось (братья подходили к иконам, вставали по своим местам, участвовали в богослужении), так же спустя четыре часа братия чинно выходит из храма, гости стройно проходят в трапезную, поют молитвы перед трапезой и вкушают пищу. Сначала я удивился: странно, вроде трапеза после богослужения, а братии так мало. Братия вкушает пищу один раз в день, а чтобы не лишать такой возможности трудников и гостей (нас особо приглашали пройти на трапезу), им накрывают стол. Братия же несет более сугубый пост, чем те, кто трудится и находится в гостях.

Практически все продукты выращены своими руками. Огород дает три урожая в год – помидоры, огурцы, кабачки, тарханы (не произрастающая у нас культура, чем-то похожа на пшенку). Есть вода. На столах стоит оливковое масло, но в пищу оно не добавляется. Если кому-то надо – можно налить себе, но по умолчанию все достаточно строго. Можешь съесть четыре тарелки. Можешь съесть две ложки.

– То есть никто не будет на тебя косо смотреть, если вдруг захочется поесть?

– Вообще не встречал косых взглядов или взглядов с укором. Даже если наши паломники что-то делали неуместно, неуклюже в храме, на трапезе или в монастыре, – все встречали желание помочь, поддержать, с любовью растворить это неумение, незнание традиций. Такого, чтобы зашипели, одернули, я не встречал. Мне кажется, это хороший урок, хорошая традиция, которую стоит перенять нашим рьяно воцерковленным бабушкам и дедушкам...

– Вопрос от телезрителя: «Скоро, в Великую Субботу, мы будем ожидать схождения Благодатного огня. Есть предание, что если он не сойдет, то жди беды. Почему же нет никаких упоминаний о схождении Благодатного огня ни в первом веке, ни во втором, ни в третьем? Когда святая Елена построила храм, об огне тоже не было сведений. Когда в первый раз появился Благодатный огонь?»

– Интересный вопрос. О Благодатном огне я читал в Книге Бытия. Сошел огонь и сжег содомлян. Читал и в повествовании о пророке Божием Илие: сошел огонь с неба и возжег жертвы, которые уготовил пророк. О Благодатном огне читаем в Книге Деяний апостольских, когда Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков. Далее в этой Книге описывается, на кого сходил Дух Святой, и где-то упоминается, что в виде огненных языков, где-то не упоминается. Наверное, это сделано, чтобы мы не начали вдруг поклоняться огню, как евреи стали поклоняться тельцу. Далее в жизни Церкви, в житиях святых мы читаем, как огнем, сошедшим с небес, совершались некие дела Божии. Попалялись грешники, сжигались неполезные вещи…

– При различных пытках огонь обжигал пытателей…

– Да, огнь, который сходил с небес, – видимое действие Божией энергии, силы, благодати. Она бывает разная: врачующая, просвещающая, согревающая; попаляющая нечестивых. Но это одно и то же действие одного и Того же Бога.

– Поэтому нельзя сказать, что никаких упоминаний не было.

– Сегодня этот огонь нам, маловерным, дается в утешение, укрепление нашего неверия в Храме Воскресения Христова в Великую Субботу. Кстати, у нас снова отправляется целый самолет паломников, которые будут находиться в Иерусалиме. Кто-то из них попадет в Храм, кто-то нет, но все будут молиться о милости Божией, чтобы огонь сошел и чтобы беда, пагуба, обошла нас. Прошу и всех, кто не поедет на Святую Землю, но кому не все равно, что происходит в жизни Церкви на земле, помолиться.

– В том числе и зрителей телеканала «Союз».

– Да. Кстати, по благословению Святейшего Патриарха именно в Великую Субботу читается особая молитва о мире в Иерусалиме. Стоит внимательно отнестись к ней, от всего сердца помолиться о мире в Иерусалиме. Мы понимаем, что речь идет не о мире в самом только городе Иерусалиме. Под Иерусалимом мы подразумеваем вообще весь мир, чтобы Господь продлил жизнь на земле настолько, насколько нам это полезно, а Ему угодно. Мы надеемся, что в этом году, как и в прошлые, придет sms -сообщение, потом и новостной сюжет о том, что милость Божия не оставляет землю, что огонь сошел.

Ну а по поводу того, что будет, если не сойдет… Были годы, когда этого не происходило. Мы знаем, что если по каким-то причинам в Храм Воскресения Христова не д опускался православный патриарх или православные арабы, те самые, которые стучат в барабаны и кричат, – огонь не сходил. Конец света тогда не наступил. На другой год причина устранялась, и милость Божия в виде огня сходила. Если Господь пошлет огонь – поблагодарим Его и будем жить по Его заповедям, Его любви. Если он не сойдет, это не значит, что нам надо срочно сушить сухари, паковать спички, мыло и куда-то убегать. Надо посмотреть на себя: может быть, лично по моим грехам огонь не сошел, мне надо раскаяться, изменить свою жизнь и просить Бога о милости для всего мира, Иерусалима и всей земли. И тогда, может быть, милость на следующий год вернется, несмотря на все апокалиптические катаклизмы, о которых сегодня многие говорят и пишут.

– Телезрительница из Комсомольска-на-Амуре спрашивает: «У меня три вопроса. Первый: обязательно ли в Страстной Четверг причащаться всем верующим? Второй: если в силу телесного нездоровья нарушаешь пост и исповедуешься в этом, можно ли причащаться, если телесный пост практически не соблюдается из-за болезни? Третий: если ходишь всегда к одному батюшке, приходишь на литургию, не готовясь ко Причастию, а этот батюшка, видя тебя, исповедует и с любовью благословляет причащаться, не грех ли причащаться в таком случае без подготовки?»

– Ответим последовательно. По календарю еще Среда, но уже настал Великий Четверг, совершена утреня Великого Четверга, прочитано Евангелие о том, что было в этот день в Иерусалиме, так что богослужебно мы уже вошли в Великий Четверг. Это день, когда было установлено таинство Причащения, когда Иисус Христос, Богочеловек, в первый раз преподал Своим ученикам Свое Тело Божественное и Кровь и заповедовал вкушать Его Тело и пить Его Кровь, чтобы через это вкушение пребывать в Нем, соединяться с Ним. Он пожелал, чтобы ученики это совершали в Его воспоминание.

С тех пор в Церкви ежедневно, кроме некоторых дней (как, например, в Великую Пятницу), совершается это таинство, люди причащаются Тела и Крови Христовых. Завтра – главная литургия года. Мы особо вспоминаем и переживаем все, о чем читаем в Евангелии. Поэтому, конечно, странно, удивительно и неправильно, если человек крещеный, православный, воцерковленный в этот день не причастится Святых Христовых Таин. По древней установившейся церковной традиции, как в Торжество православия вся Церковь причащается, как в воскресные дни Великого поста каждый верующий христианин стремится быть причастником Тела и Крови Христовых, так и в Великий Четверг трудно представить себе какое-то дело, которое может отвлечь нас от Причастия.

Поэтому, конечно, всякий, кто старался, соблюдал, стремился проживать Великий пост с Церковью (хотя кто-то постился строже, кто-то менее строго), должен причаститься. Вы по состоянию здоровья не можете поститься так, как хотели? Но ведь пост – это не содержимое холодильника, это устремленность ума и сердца к Богу, к проведению своего времени во внимании, бдении, чтении, это обращенность к Богу. Поэтому если Вы вынуждены делать какие-то послабления, скажите об этом священнику на исповеди и со смирением принесите то, что есть, ко Христу. Придите в храм и будьте причастницей, чтобы не случилось, что пирожок с капустой и маслицем вдруг стал стеной, отделяющей Вас от Сионской горницы, в которой Христос питает учеников Своими Телом и Кровию.

Есть люди, которые не могут в этот день причащаться. Но мы молимся о них… Попросил бы сейчас наших телезрителей по возможности помолиться: прямо перед эфиром пришло sms, просят помолиться о непраздной Ольге. Ольга должна родить, все сроки прошли, но родить не может, находится в больнице, и мама ее очень просит помолиться за Ольгу, чтобы Господь привел человека в мир. Вот Ольга не сможет завтра быть на литургии, с нее спроса никакого. Но если мы не находимся в больнице, конечно, надо постараться быть на Причастии. И еще прошу помолиться за одного батюшку. Это очень хороший, добрый пастырь Церкви Христовой, который очень страдает и болеет сейчас. Это отец игумен Лавр. Просим помянуть и помолиться, чтобы Господь в эти особые святые дни Своею силою его болезнь исцелил, страдания утешил и вернул его, как мы читаем в молитве, Святей Своей Соборной и Апостольской Церкви.

Третий вопрос – это вопрос Ваших отношений с батюшкой, насколько Вы доверяете этому пастырю, насколько исполняете все, что он вам говорит и заповедует. Бывает, мы с радостью принимаем то, что нам приятно, а если говорят что-то другое – не делаем, потому что нам это трудно и неприятно. Это вопрос тайных отношений духовника и пасомого. Могу сказать лишь об опыте своей священнической практики и о той традиции, которую воспринял в течение жизни как православный христианин. К Причастию нужно готовиться. К этому таинству нужно относиться очень внимательно, серьезно. Не нужно говорить: если в Великий Четверг все причащаются, я тоже пойду. Это личная ответственность перед Христом.

– Да, вот если человек не исповедовался накануне, не соблюдал пост, мало ходил в церковь (кстати, один из моих вопросов к нашей передаче как раз на эту тему), как ему поступать?

– Во-первых, в эти дни – Понедельник, Вторник, Среду – я в храме рассказываю, что поскольку неделя особая, приходит много людей, чтобы принести покаяние. Тех, кто регулярно бывает в церкви, соблюдает Великий пост, кто за период поста был на Каноне Андрея Критского, приходил в воскресные дни, был на Мариином стоянии, стремился участвовать в церковной жизни, в течение поста исповедовался, причащался, мы призываем заранее, даже в Субботу, накануне Вербного воскресенья, в само Вербное воскресенье, в Понедельник, Вторник, Среду приходить на исповедь. Если человек исповедовался, принес покаяние перед Богом и ничего страшного в его жизни не произошло (никого не обидел, не сделал ничего, что смущало бы его сердце), то призываем его, принеся покаяние в эти дни Страстной седмицы, в любой из дней причащаться – и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Светлое Христово Воскресение, не подходя вновь к батюшке на исповедь.

Понимаю: в храме много людей, каждый требует внимания. Если человек будет каждый день приходить и требовать, чтобы священник прочитывал его список и читал над ним разрешительную молитву – это не совсем правильно. Все-таки к покаянию нужно относиться не как к заклинанию, которое должно быть прочитано перед Причастием, а как к чему-то большему, тайному. Поэтому если человек старается жить по-христиански, в соответствии с великопостными уставами, исповедовался в ближайшие дни, начиная с субботы перед Вербным воскресеньем, ходил на литургии на Страстной седмице, прочитал правило перед Святым Причащением, постарался быть на вечернем богослужении накануне Великого Четверга, Великой Субботы, самой Пасхи, то такой человек допускается до Причастия. Бывает, человек ни сном ни духом, как говорится, а просто знает, что на Пасху святят яйца и в Великий Четверг надо сходить причаститься, приходит утром в четверг и просит батюшку его исповедовать… Этого делать не стоит.

Конечно, когда приходит бабушка-старушка, которой 85 лет, то усилие, которое она приложила, чтобы прийти в храм, бывает больше того, какое мы совершим, прочитав десять раз правило. Она не могла Великим постом ходить в церковь, как умела, молилась дома, глаза не видят, уши не слышат… Ну как ее не допустить до Причастия в такой день? Вопрос в том, что человек мог сделать и что сделал. Если он не мог прийти, но все-таки пришел, надо ему в ножки поклониться и приобщить его Тела и Крови Христовых. Если же человек провел Великий пост как обычное время своей жизни, то очень важно ему все разъяснить, правильно его настроить, чтобы не оттолкнуть, не выгнать, а пригласить, встретиться с ним в другой день, чтобы не потерять. Все-таки серьезное дело требует серьезной подготовки.

Вернемся к вопросу. Если вы идете в храм и знаете, что батюшка может поманить вас пальчиком и сказать: «Поди сюда, милая, благословляю причащаться», – сделайте так, чтоб ни вам, ни батюшке грех на душу не брать. Прочтите три канона, Последование перед Причастием, ничего не кушайте, не пейте чаю с утра. Подготовьтесь, и тогда ваш диалог с батюшкой будет равновесным. Ваш пастырь приглашает Вас к Причастию, к которому Вы подготовились и постарались прийти на литургию. Если же накануне вечером у Вас был хоккей, футбол, обеды-банкеты, а батюшка Вам ласково говорит: причащайся, – мне это не очень понятно. Считаю, что при таком подходе в скором времени (я видел такие прецеденты) человек разочаровывается. Его духовная жизнь не соответствует высоте таинства, в котором он участвует, и через какое-то время он вообще отходит от Причастия, это таинство обесценивается в его глазах, жизнь его становится нецерковной. То есть нужно подходить к этому очень аккуратно, индивидуально. Если у вас какие-то смущения – в Комсомольске-на-Амуре не один храм. Вы можете посоветоваться с отцом благочинным. В каждом городе, каждом церковном округе есть такой батюшка. Если он сочтет практику священника вашего храма правильной, доброй – послушайтесь и исполняйте.

– Вопрос от телезрительницы из Каменск-Уральского: «Вы говорили о трапезе на Афоне. Современная медицина упорно пропагандирует дробное питание, четыре-пять раз в день. Вы рассказали, что там принимают пищу один-два раза в день. Насколько это вообще полезно для здоровья, как возможно это мирянину?»

– В медицине я не силен, но моя мама тоже мне говорит: нужно есть три-четыре раза в день, понемногу, но стабильно. В общем, это правильно, так как организм настраивается на определенный ритм. Если он принимает немного пищи в одни и те же часы, то он уже готов, вырабатываются нужные вещества… С точки зрения пищеварения, обмена веществ это, безусловно, так. Для многих людей, особенно в условиях современной суетной жизни, стрессов, плохой экологии, такое дробное питание – вообще единственное спасение, чтобы не разоряться на лекарства.

Что касается афонской традиции, так это такая традиция! Во-первых, это уклад жизни, в котором люди живут не недельку, а десятилетиями. Вся их жизнь проходит там. Это ритм жизни, к которому и ум, и сердце, и пищеварительная система – все естество человеческое с годами привыкло. Поэтому не буду говорить о возвышенном, о благодати Божией, о том, что на Афоне так… А Мария Египетская или Серафим Саровский вообще вкушали травку, но это было по той мере благодати и подвига, которую человек воспринял, к которой Господь его призвал. Человек несет эту меру. Но если предложить нам питаться травой, которая взошла на клумбах и грядках, это будет каким-то безумием.

Есть люди, которые на Страстной седмице стараются усугубить свой пост. Вкушают пищу один раз в день, как на первой неделе Великого поста, без масла, упражняются в аскезе. Но это люди, которые чувствуют в себе силу, здоровье. Например, знаю священника, который очень серьезно взялся соблюдать Великий пост, а закончилось это для него такой тяжелой болезнью, что он уже более 10 лет не может ни служить, ни стоять у престола. Он стал инвалидом из-за того, что рьяно взялся соблюдать Великий пост, и совершились какие-то необратимые процессы. Не пожелаю этого ни Вам, ни нашим телезрителям, никому. Поэтому важна мера. Четыре раза в день – так четыре, вкушайте понемногу постное, но чтобы при этом были силы молиться, читать, поститься, смотреть телеканал «Союз» и делать добрые дела, которые необходимо делать в Великий пост. Доброделание – это необходимая часть христианской жизни.

– Вопрос от телезрительницы из Красногорска Московской области: «Мы с мужем расписались в пост. Нашему браку сейчас 30 лет. Дети поздравили нас с этим праздником, хотя и не было пышного застолья. Я отступила от поста и вкусила креветки. Грех ли это? Еще один вопрос: мы не венчаны. По его родне он старообрядец. Венчаться он не хочет. Что мне делать? И еще вопрос о методах настроя Сытина…»

Благодарю Вас, к сожалению, осталось совсем немного времени.

– Во-первых, поздравляю Вас с тридцатилетием семейной жизни. Это подвиг – прожить с супругом столько лет, надеюсь, что душа в душу. То, что Вы поздравили друг друга, – здорово. Многие же люди Великим постом в укрепление сил едят и кальмаров, и креветок, и октопусов (или октоподов – осьминогов). Считаю, нет ничего предосудительного в том, что вы собрались за столом и вкусили креветок. У моей дочки вчера была годовщина свадьбы (в прошлом году 26 апреля они повенчались, это было уже после Пасхи). Думаю, они тоже с супругом и с родными креветочек на стол поставили и как-то порадовались.

Что касается венчания – конечно, хорошо бы повенчаться. Хорошо, если люди не просто расписаны, не просто перед людьми сказали, что у них брак, но попросили благословения перед Богом. То, что он старообрядец… Это большая область определения, в которой есть и откровенные сектанты, и люди, практически ничем не отличающиеся от православных. Вам надо поговорить с супругом, какого уклада он, какой традиции старообрядец. Если нет уклонений к каким-нибудь квакерам или особым безумным сектантским старообрядческим укладам, если он человек традиционный, то можно сходить в единоверческую старообрядческую церковь. Не знаю, есть ли такие в Красногорске, а в Москве их более чем достаточно.

Можно обратиться к священнику, и если он совершит таинство Венчания, поможет в духовной жизни вашей семьи – прекрасно. На вашей семье будет благословение. Если это послужит еще и большему воцерковлению вашей семьи, будет одно только благо, духовный доход вашей семье. Если же супруг не может объяснить, в чем он старообрядец, разберитесь вместе. Познакомьтесь со смыслом произошедшего при Алексее Михайловиче раскола. В любом случае это повод для духовного собеседования. Может быть, выяснится, что, кроме слова «старообрядец», он больше ничего и не знает. Христианин – и замечательно, пусть тогда христианский батюшка в Красногорске или, например, Опалихе вас повенчает. Сходите, познакомьтесь с батюшкой, и все у вас будет хорошо. Так что креветки Великим постом в тридцатилетие вашей семьи – нисколько не грех, а что касается венчания – исследуйте этот вопрос со старообрядческим, с православным батюшкой, а после Красной горки и повенчаетесь. Думаю, для всей семьи и для детей это будет радость – повенчаться в тридцатилетие совместной жизни.

– В завершение нашей беседы позвольте попросить Вас дать какие-то наставления для наших телезрителей.

– Наставление очень простое. Сегодня Великая Среда, мы вспоминали предательство Иуды, женщину, омывшую Спасителя драгоценным миро, беседу Спасителя с учениками на Тайной Вечере. Завтра мы предстоим на этой тайне. Дальше будет свершаться чтение двенадцати Евангелий, за которыми мы предстоим на суде, бичевании, распятии нашего Спасителя (это Великая Пятница, когда Господь страдает на Кресте; в этот день не совершается литургия, в церкви читаются царские часы); чтение Евангелий о страданиях Христа, внесение тела Христова на плащанице (как правило, совершается оно в середине дня, около 14 часов). Вечером совершается чин погребения, когда мы, как апостолы, со страхом и трепетом поднимаем плащаницу и выносим ее с того места, где Христа помазали и готовили к погребению, обносим вокруг храма и вносим во гроб, ожидая в Великую Субботу тайного Воскресения Христова. Пожалуйста, переживите все это, прикоснитесь к этому. Это очень важно для нашей земной и вечной жизни.

Если мы в земной жизни пожелаем быть причастными всему, что в эти дни совершается в церкви, о чем я сейчас кратко напомнил, есть надежда, что Господь тоже приобщит нас к Своему вечному бытию, в которое Он вошел через Свои страдания, смерть и воскресение. И может быть, день, час, проведенный в церкви сейчас, в страстные дни конца апреля 2016 года, могут быть определяющими в вечной судьбе, которая перед нами откроется на Страшном Суде. Как поют в Херувимской песни, «всякое ныне отложим попечение». Стоит отложить всякое попечение, пойти в церковь, постоять в уголочке и помолиться, побыть со Христом в Его страданиях, чтобы потом, в Пасху, в полной мере вдохнуть воздух Его славы, который, надеюсь, нам откроется и с Благодатным огнем, и с пасхальным богослужением. Дай Бог нам войти во все это, пережить, не лишить себя богатства и изобилия Божественных Даров.

– Вы за четыре минуты ответили практически на все мои вопросы, которые я усиленно составлял перед программой. Благодарю Вас за это, благодарю наших телезрителей, задавших свои вопросы. К сожалению, не удалось узнать побольше о Вашей поездке на Афон. Обещайте, что еще придете к нам в гости, и мы поговорим и о ней, и о чем-то еще, что было для Вас интересным и по-настоящему дорогим.

– Вне сомнений, Афон – это целый мир, и ему стоит посвятить отдельную передачу.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать