Беседы с батюшкой. Благоговение и рассудительность

27 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы.

- Христос Воскресе, дорогие друзья! Прежде всего хочется поздравить с днем святых жен-мироносиц всю прекрасную половину человечества, в первую очередь, всех наших дорогих мам, жен, сестер во Христе, всех православных женщин и пожелать вам, дорогие мои, мира, радости, благодати Божией, сил, терпения и крепкого здоровья. Да сохранит вас Господь на многая и благая лета!

- В прошлый раз мы говорили с Вами о благоговении. Сегодня тема звучит так: «Благоговение и рассудительность в жизни христианина». Скажите, пожалуйста, как связаны между собой эти две добродетели?

- В первую очередь, тем, что они редчайшие добродетели в наше время и одновременно наиболее необходимые. Рассудительность, по общему мнению всех святых отцов Церкви, особенно тех, которые всю жизнь посвятили тому, чтобы подвизаться в науке из наук, духовном совершенствовании, в подвигах аскетизма, - это соль всех добродетелей. Без рассудительности человек может и молиться неправильно, и пост на себя наложить выше сил, и творить дела милосердия, которые не принесут пользы душе. Будет не милосердие, а человекоугодие. И все остальные внешние подвиги человек будет совершать без рассуждения, во вред своей душе, то есть человек нерассудительный не умеет правильно дать совет, замечание, чтобы это принесло пользу, а не озлобило ближнего.

А благоговение, как мы говорили на прошлой встрече, - это аромат благодати Духа Святого. Старец Паисий Святогорец очень мудро рассуждал, что без благоговения любая христианская добродетель обесценивается. Благоговение - это некая духовная чуткость, внутреннее глубокое смирение от осознания себя всегда в присутствии Божием, где бы человек ни находился. То есть не только в храме, но и дома, на работе он всегда чувствует, что находится перед очами Божиими. Это какая-то внутренняя духовная скромность, которая настолько человека украшает, что даже лицезреть человека, стяжавшего эту добродетель, уже польза для души. Люди, никогда даже не интересовавшиеся религиозными вопросами, встречаясь с благоговейным человеком, могут поймать себя на мысли, что они невольно начинают таким человеком любоваться и чувствуют что-то непонятное, необъяснимое для себя, но вызывающее внутреннее уважение. Они видят цельность в человеке, а она всегда вызывает уважение. Цельный человек всегда, в каждом движении, в каждом слове чувствует себя в присутствии Божием. Благоговейный человек, даже если кому-то что-то говорит, даёт какой-то совет, делает это так мягко, как будто это твой лучший друг, как будто он больше всех на свете любит тебя и именно с любовью дает тебе совет. Каждый, кому благоговейный человек дает совет, чувствует, что и к нему относятся с благоговением и уважением. Эти добродетели наиболее редкие, особенно в наше время, и в то же время наиболее необходимые.

- Вы сказали, что без рассудительности любая добродетель не имеет силы и может стать своей противоположностью. Можно ли научиться рассудительности самостоятельно или для ее стяжания необходим духовный отец?

- Несомненно, необходим, потому что рассудительность - это дар Духа Святого человечеству. Благодать Божия дается тем, кто взыскует этого дара и кто сердце свое очистил, чтобы дать место для благодати. Очень мудро Паисий Святогорец говорит, что благодать не будет почивать там, где ее не ценят и где ей не дали место. Вот почему святые отцы Церкви - преподобный авва Антоний Великий, святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, преподобный Сергий - стяжали величайший дар рассудительности, всей своей жизнью, подвигами, самоотвержением засвидетельствовав перед Богом, перед самими собой, окружающими людьми, имевшими возможность с ними соприкасаться, что они взыскуют, желают, хотят стяжать рассудительность. Этот дар Божий дается тем, кто готов к нему и будет им дорожить. Человеку рассеянному, легкомысленному, несерьезно относящемуся к себе и окружающим, вообще не ведущему духовную жизнь и не имеющему представления, что это такое, вряд ли будет дан этот дар. Сложно представить, что такой человек будет рассудительным и благоговейным. Для того чтобы получить дары Духа Святого, надо, чтобы была и внутренняя предпосылка со стороны самого человека.

- Вопрос от телезрительницы: «Многие, к сожалению, не только начинающие, но и давно воцерковленные прихожане, несерьезно и даже поверхностно относятся ко Святому Причастию. Как пример: на вечернем богослужении в храме 20 человек, а утром на Литургии только причастников человек 30-35. В городе один храм, значит, игнорируют люди правило ко Святому Причастию?»

- Вы коснулись очень важной и актуальной темы, как легкомысленно относятся люди к самому великому таинству на земле, Таинству Причащения Тела и Крови Христовых. Тут очень много факторов. Как говорил преподобный старец Паисий Святогорец, в каждом случае есть много подслучаев. Есть момент, когда люди по естественной человеческой немощи, болезни не могут вечером быть на богослужении, а на Божественной литургии хотят присутствовать, и они готовятся к Причащению. Они хотя бы дома читают все молитвенное Последование, постятся, но в храме по объективным причинам не могут быть. Это одна сторона. Но чаще всего, к сожалению, люди просто не дорожат должной подготовкой к таинству, и даже наблюдается такой момент: люди вроде бы хотят причащаться, а когда их спрашиваешь, их ответ сразу выдает несерьезное отношение к жизни: «Я хочу причащаться, чтобы мне было хорошо! А исповедоваться не хочу, читать молитвенное Последование не хочу». Они начинают приводить отговорки: «А что, Последование - это некий билет к Причащению? Ходить на богослужение вечером тоже не хочу, а причащаться хочу». Это свидетельствует не о том, что у них какая-то серьезная болезнь или немощь, а о том, что у этих людей нет живой веры, благоговения, желания потрудиться ради того, чтобы свою душу подготовить к достойному Причащению Святых Христовых Тайн. Надо не забывать слова святого апостола Павла из Первого послания к Коринфянам, которые, к сожалению, забывают легкомысленные люди: «Кто яст и пиет Тело и Кровь Христовы недостойны, в суд себе яст и пиет. Да испытывает себя человек, и тогда только приступает к Причащению». Это какое-то, я не побоюсь резких слов, поветрие легкомысленного отношения к Причащению. Даже иной раз приходилось читать статьи околоцерковных людей, которые говорят: «Я люблю Христа. Христос - Бог моего сердца». Даже на страничке в интернете это пишут. А что ты сделал для того, чтобы свое сердце очистить, чтобы Христос обитал там? Почему ты не хочешь ради Христа даже малый труд на себя возложить? Причащаться человек хочет, а читать правило не хочет, исповедоваться тоже не хочет. Вот такое несерьезное к таинству свидетельствует о младенческой вере или, даже более скажу, вообще об ее отсутствии, о каком-то поверхностном обрядоверии.

- Вопрос от телезрительницы: «Я знаю о существующей практике так называемых миссионерских Литургий, когда служба прерывается и батюшка объясняет то или иное место. У меня смущение: верующему и так бывает тяжело сосредоточиться на молитве, а если служба прерывается, насколько это бывает полезно? Я знаю, что есть разные точки зрения по этому вопросу, но мне хотелось бы услышать, как Вы к этому относитесь».

- Очень хороший, актуальный, злободневный вопрос. Дело в том, что и в миссионерской концепции Русской Православной Церкви оговорена, как один из пунктов, желательность проведения миссионерских Литургий. Хочется обратить внимание вот на что: раз уж Вы задали мне этот вопрос, я уж дерзну поделиться своей скромной точкой зрения. Дело в том, что богослужение, особенно Божественная литургия, относится к внутренней, сокровенной жизни Церкви. Неслучайно в древности (об этом знает каждый священник, закончивший духовную школу, и даже богословски подкованные миряне), на Литургии верных оставались только верующие, воцерковленные люди, которые имели благословение и возможность приобщаться к Таинствам. После слов диакона: «Оглашенные, изыдите» - из храма выходили готовящиеся к крещению, или те самые оглашенные. Даже крещеные люди, согрешившие тяжелым грехом и находящиеся под епитимией, выходили из храма в этот момент, потому что Божественная литургия относится к сокровенной, внутренней жизни Церкви. Неблагоразумно и тем более неблагоговейно относиться так к Литургии, как очень мудро говорит наш современник, архимандрит Ефрем из Ватопедской обители, который в свое время привозил пояс Пресвятой Богородицы. В России, во многих епархиях, он встречался с духовенством и учащимися духовных школ. Когда ему задали подобный вопрос в Витебском университете об отношении к разного рода инновациям в богослужении, он очень мудро обратил внимание на то, что Божественная литургия - это не урок в школе или в университете. Там мы сердцем воспринимаем, а не умом. Поэтому, я прошу прощения, если я резко скажу, Литургию нельзя воспринимать как некий, простите, учебный тренажер. Если молитвенную ткань Литургии рассечь по живому и вставить комментарий, пусть даже лучший на свете, объясняющий, какие движения делает священник и какие слова он произносит, то мы, дорогие друзья, потеряем гораздо больше, чем приобретем. Большой вопрос, что вообще приобретем. Как вы, кстати, очень хорошо отметили, что даже человеку верующему, ведущему церковную жизнь, и то бывает непросто во время Божественной литургии сосредоточиться, чтобы рой помыслов не отвлекал от произносимых священником и поемых на клиросе слов. Быть внимательным во время Литургии и то бывает тяжело, а представьте, если еще молитвенную ткань рассечь и вставить комментарий. Моя личная точка зрения - это не очень правильная практика. Можно привести такой пример. Послы святого князя Владимира (как раз в этом году 1000-летие блаженной кончины святого князя Владимира будем отмечать на общецерковном уровне), которые были направлены узнать, какая из вер лучшая, какую веру избрать князю и его народу, пришли в Константинополь. Их не стали долго катехизировать, с ними не стали спорить, а пригласили в храм Святой Софии на богослужение. Когда они попали в атмосферу молитвы, благодать Божия коснулась их сердец, и летописцы так зафиксировали их слова: «Мы не знаем, где мы находились: на небе или на земле». Их посетило ощущение благодати. Они пережили не интеллектуальное, не умственное, не рациональное, а сердечное соприкосновение с красотой богослужения. Послы говорят князю: «Вкусив лучшего, никто не захочет худшего. Мы хотим такую же веру, как у греков, потому что Бог с ними обитает». Обратите внимание: это были люди мудрые, которые шли испытать веру, и им никаких богословских «инноваций» там не предлагали.

Можно привести примеры более близкие к нам. Кстати, архимандрит Ефрем многие эти примеры приводит. Сейчас многие соотечественники имеют возможность посещать Святую Гору Афон, присутствовать на многочасовых, иногда даже на 17-часовых непрерывных богослужениях. Я тоже был на одном из таких богослужений. Незабываемое впечатление! Наши соотечественники присутствуют во время богослужения на неродном, незнакомом языке. Многие из них ни одного слова не понимают, но выходят после службы окрыленные, полные сил, потому что не умом они воспринимали, а сердцем; их благодать Божия касается. С юмором говорят люди, побывавшие на Святой Горе Афон, что есть даже такое понятие «афонская болезнь», то есть желание еще хотя бы раз в жизни посетить Святую Гору и поприсутствовать на богослужении. Я очень благодарен, что Вы этот вопрос задали. Люди, которые не знают богослужения, действий, слов священника, что произносится и зачем, но они присутствуют в атмосфере молитвы и уходят совершенно другими. И вопрос: у тех, кто присутствует во время Литургии с комментариями, будет ли такое же внутреннее состояние после таких Литургий? Очень и очень сомневаюсь.

И в заключение хотелось бы сказать: конечно, я глубоко убежден, что те священники-миссионеры, миряне-миссионеры, которые движимы лучшими, благороднейшими мотивами и пытаются вводить такую практику, рано или поздно (кто-то раньше, кто-то позже) это почувствуют и откажутся от неё. Убежден на 100 процентов! Кому-то, может быть, надо чуть-чуть больше времени, чтобы понять, что он делает что-то не совсем правильное. Как правило, молодые священники находятся в состоянии эйфории от того, что причастны к чему-то великому, важному, полезному для людей. Когда это чувство остывает, человек понимает, что потеряно больше, чем приобретено. Поэтому не осуждайте тех батюшек и мирян-миссионеров, практикующих такие Литургии, но имейте в виду, что они со временем откажутся от такой литургической практики.

- Вопрос от телезрительницы Ирины Георгиевны из Сергиева Посада: «Как следует поступать, если мы видим примеры оскорбления наших религиозных чувств и поруганий наших святынь: в СМИ, в книгах, в театральных постановках или еще где-то? Как реагировать на искажение истории и подвига наших предков? В преддверии 9 Мая возникает естественное желание: они защищали родину и нас, а мы должны защитить их и все, что для нас дорого и священно. Но кто-то говорит, что не нужно обращать на это внимание, чтобы не делать им, хулителям, рекламы в виде огласки. Другие утверждают, что не следует выступать резко против, надо, мол, вступать в диалог, объяснять, полемизировать. Как же всё-таки поступать?»

- Спаси Господи! Какой мудрый, глубокий и актуальный накануне Дня Победы вопрос, учитывая все те события, свидетелями и очевидцами которых мы сейчас являемся. Прежде всего хочется сказать: существует некая духовная закономерность. Надо помнить, что Господь наш Иисус Христос в Евангелии называет диавола ложью и отцом лжи: когда он говорит, то говорит свое и просто не может говорить правду. Диавол, как злая сущность, отпавшая от Бога и желающая погубить человека, сам истину не ищет и не хочет, чтобы люди искали истину. Поэтому надо иметь в виду (таковы реалии нашего мира, в котором мы живем, мира после грехопадения), что есть люди, которые, говоря словами старца Паисия Святогорца, живя неправедно и не каясь в грехах, дают диаволу права над собой, кто-то в большей мере, кто-то в меньшей. После этого человек, сам того, может быть, не осознавая умом (его ум парализует враг нашего спасения), становится невольным орудием диавола и его действий в этом мире. Он становится переносчиком лжи, ненависти, кощунства, богоборчества, всего самого инфернального, богоборческого и человеконенавистнического. Люди, которые таким образом дали диаволу права над собой и стали его орудиями, с нашей, христианской, точки зрения нуждаются в жалости: они несчастны. Это все равно, что вилка, которая не виновата, в чьих руках она оказалась. Несмотря на то что они стали орудиями врага, надо не забывать, что у них свободная воля и они стали причиной того, что происходит. Мы будем всегда на этой земле сталкиваться с проявлениями злой человеческой воли, помноженной на злую волю диавола, с богоборчеством, осквернением святынь. И хорошо, что Вы это отметили, ведь память о ветеранах Великой Отечественной войны, которые проливали кровь на полях сражения за будущее, за всех нас, тоже надо чтить с благоговением.

Здесь очень важный момент. Когда возникает совершенно естественное желание защитить святыни, то диавол расставляет для нас, неопытных, силки, капканы и очень ловко прикрывает их, чтобы мы не заметили, и при этом тонко играет на человеческом тщеславии, как бы говоря: «Не спеши осуждать, надо сначала узнать о театральной постановке, кощунственном фильме, о книге, богоборческой статье, вызывающей резкую, негативную реакцию. Нет, сначала ты сам почитай, сам посмотри. Не спеши осуждать, надо вступить в диалог с тем человеком, понять, что он хотел сказать, что он имел в виду». Вспоминается один случай: несколько лет назад трое девочек-подростков поиздевались над своей сверстницей, искалечили ее, и она оказалась в больнице. В интернете была буря комментариев по поводу этого происшествия. Все оправдывали этих трех малолетних садисток, говоря: «Не спешите их осуждать. Та, которая оказалась в больнице, пострадавшая жертва, сама виновата. Надо с девочками поговорить, надо узнать, а что они хотели: ее убить или только поиздеваться. Надо понять их мотивы». И таким образом из этих, прощу прощения, сопливых садисток делают героев. Весь интернет бурлит: их имена, фамилии, фотографии. Вместо того чтобы общественность осудила эту подростковую жестокость, их делают героинями. Когда уже нет никаких нравственных норм, можно осквернять святыни, оскорблять чувства верующих, и с этим человеком нас призывают вступать в диалог. То же и с кощунственным спектаклем в новосибирском театре. Находятся деятели, которые говорят: «Надо пообщаться с режиссером, художником, узнать, что они имели в виду. Должно быть, у тебя своя точка зрения, не спеши осуждать». Мы не осуждаем человека, потому что его будет судить Бог, но есть предосудительные поступки, слова, дела, выступления, книги, статьи. Все здравомыслящее общество должно реагировать на негативные поступки и совершенно однозначной должна быть последовательная реакция на проявление жестокости, кощунства, осквернения святынь, то есть на поступок, а не на людей (их будет судить Господь), но за людей надо помолиться. Когда говорят: «Не спеши осуждать, противодействовать», - не надо дискутировать с такими людьми. Есть люди, которые, став орудием врага рода человеческого, не способны к диалогу. С ними говорить просто не о чем, нет платформы, общего знаменателя. Есть люди циничные, с которыми тоже не о чем говорить, они в ответ вам будут улыбаться: «А это искусство, а это самовыражение, мой художественный замысел».

- Может быть, вообще не стоит обращать внимание и, допустим, на один такой циничный спектакль сделать десять благоговейных. Если вступать в борьбу, как бы это ни было еще раз подтверждением силы этого человека, еще большим разжиганием этого пламени. Может быть, оставить это в стороне, свою борьбу выявить, проявить протест не по направлению к этому человеку, а на своем месте сделать что-то, что было бы противовесом случившемуся?

- Вы понимаете, что не напрасно диавола еще называют обезьяной Бога. Есть такое выражение, оно достаточно широко распространено. Его задача - всю гармонию Божиего мира исковеркать, изуродовать, как в известной сказке Андерсена, создать кривое зеркало, которое искажает реальность, чей-то образ. Поэтому стараться опередить диавола или соперничать с ним в его искусстве искажать - бесполезно. Самое главное, что и вступать в диалог с людьми, которые стали орудиями его злой воли, бессмысленно, потому что они закрыты для диалога. За таких несчастных людей Святая Церковь всегда молится во всем мире. Когда мы стоим на богослужении, то слышим, что диакон возглашает: «О плавающих, путешествующих, о недугующих, страждущих», страждущих в том числе от своих страстей, из-за которых люди стали орудием врага нашего спасения, диавола. Молитва Церкви распространяется за всех, а дальше Господь Сам решает. Сознательное, разумное и последовательное противодействие злу должно быть; ему надо противодействовать в рамках закона и грамотно, но в то же время четко и последовательно. В чем один из капканов, скрытых на пути всякого человека, который хочет бороться за истину и справедливость? Это очень тонкая игра на тщеславии: «Не спеши противодействовать, ознакомься с произведением, почитай книгу, встреться с кощунником, который статью опубликовал, поговори с ним, что он думает…» Это равносильно тому (уж простите меня, дорогие друзья, что я приведу резкий пример), что вы идете по улице, видите мусорный контейнер, а враг внушает: «Это не мусорный контейнер. Может, это сундук с сокровищем? Ты не верь своим глазам, ушам, а сначала открой его, залезь туда с головой, вдруг там какое-то сокровище, на дне песчинка золота. Залезешь - перепачкаешься, пропахнешь, и тогда ты сам сделаешь свой собственный вывод, а не пойдёшь на поводу у каких-то клерикалов». Вот она, ловушка. А для человека верующего, благоразумного, рассудительного достаточно того, что мы узнали, что где-то произошло явление кощунственное, богоборческое, человеконенавистническое, и мы узнали, что здравомыслящая общественность в том городе выразила свой протест. Нам с вами не обязательно этот сюжет, спектакль, книгу самим читать, окунаться нет необходимости. Если мы все живем в русле церковного Предания, мы видим: там православная общественность, здравая часть общества высказала свой протест, мы присоединяемся к нему, а вступать в диалог с теми людьми, кто это делает, - значит создавать им рекламу.

- Как высказывать протест: резко, негативно - или просто обозначить свою позицию и этого достаточно? Вступать ли в какое-то противостояние?

- Наше противостояние злу здесь проявляется с самого факта рождения в этот мир и принятия Таинства Крещения. С этого момента младенец, когда священник из купели его подымает, уже крещен, он воин Христов: среднего не дано. Конечно, пока он младенец, он еще этого не осознает, так как крещаем только по вере родителей, восприемников. Но он уже воин и с одной стороны стоит на поле боя. Он будет противодействовать злу, а методов здесь огромное количество: молитва о мире, добрые дела. Противодействие злу - творить добро, которое всегда сильнее зла. Есть один нюанс, на который современные люди попадаются: им кажется, что если написана кощунственная статья, то мы напишем более резкий ответ. Мне приходилось слышать: «Создан какой-то фильм откровенно кощунственный, а мы давайте создадим суперблагочестивый православный фильм». Не надо становиться на те же рельсы, на которых действует враг: мы не можем обогнать его, действуя его же методами.

- Но, снимая благоговейный фильм, мы не становимся на эти рельсы, мы с них уходим. Это и есть лучший способ противодействовать злу.

- Совершенно с вами согласен.

- Вопрос от телезрительницы из г. Челябинска: «Добродетели бывают врожденные и приобретенные. Может ли быть добродетель благоговения врожденной или все же она приобретается? Приобретенные добродетели Бог награждает, а, если это добродетель врожденная, какая будет награда?»

- Какой мудрый вопрос! Приветствуем всех трудолюбивых челябинцев, которые такие мудрые вопросы задают. Добродетели в нас вложены Богом изначально, еще во время сотворения, но если родители ведут христианский благочестивый, аскетический образ жизни, то их предрасположенность к каким-то добродетелям, например к молитве, милостыне, нам передается. Как пример приведем преподобного Силуана Афонского, когда он неоднократно в своих писаниях вспоминал отца, насколько он был щедрым, милостивым, нестяжательным. Естественно, живя в условиях, когда отец ведет себя так, и видя этот живой пример, ребенок будет больше иметь предрасположенность к добродетели милосердия, снисходительности, трудолюбия. Дети, видя маму, как она при мерцании лампады каждый вечер кладет поклоны, молится со слезами за них, за папу, за ближних и дальних, запомнят это. Этот пример молитвы останется благодатным следом в их душах. Родители детям передают также и предрасположенность к страстям. Как вы изволили выразиться, Бог награждает за приобретенные добродетели, а за другие нет. Господь хочет нас спасти и за все наградить: и за добродетели, которые мы приобретаем своим трудом, понуждением себя, и за те предпосылки, которые мы имеем от родителей, если мы последовательно продолжаем эту линию. Ну, конечно, в очах Божиих (об этом сказано у преподобного Иоанна Лествичника) большую цену имеет та добродетель, которую человек своим трудом приобрел. Вот классический пример: родился ребенок в семье откровенно выпивающих людей, хронических алкоголиков. Если он, превозмогая себя, скажет в сердце: «Господи, помоги, я не хочу такой образ жизни вести. Мне жалко моих родителей, я буду за них молиться, но пить не буду никогда, зарок себе дам ничего алкогольного никогда не принимать». Если этот ребенок станет целомудренным, добродетельным подвижником, который никогда не возьмет в рот ничего спиртного, естественно, в очах Божиих именно такое самоотвержение и желание стяжать эту добродетель имеет большую цену, да и среди людей такой человек будет пользоваться большим уважением. А вот благоговение можно стяжать, общаясь с благоговейным человеком, видя, как он себя ведет в храме и вне его, как он разговаривает, как к святыне, Евангелию, крестику относится. Сейчас, к сожалению, и такое бывает: в светской газете изображение иконочки о празднике, но газета-то светская, поэтому в другом месте гороскоп, на следующей странице - реклама оккультных услуг, но и здесь иконочка. Человек благоговейный никогда не выбросит эту газету, он аккуратно вырежет изображение иконочки, поцелует. В таких условиях ребенок видит, что родители благоговейные ко всему, даже к мелочам: хлеб упал со стола - отец поднимет хлеб, поцелует, положит на стол. Так в древности на Руси и было: никогда хлеб не валялся, чтобы можно было его попирать. Дети, видя такое, начнут научаться благоговению. Если, наоборот, мама сбрасывает все крошки на пол, смотришь, уже и дети крошат. Любую добродетель можно приобрести, научившись примером.

- Вопрос от телезрителя из Молдавии: «У Фомы Аквинского есть изречение, что молиться надо так, что все зависит от Бога, а делать надо так, что все зависит от тебя. Как можно отличить, что зависит от Бога, а что зависит от меня?»

- Это как раз тоже по нашей теме рассудительности и благоговения. Скажу словами современного рассудительного, духовноопытного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (преставился в 2006 году), известного всей России и православному миру. У него есть кратенькая молитва: «Помоги мне, Господи, в том, в чем есть мои силы что-то сделать, укрепи меня смиренно принять то, что я сделать не могу, то, что выше моих сил, и дай мне рассуждение отличить одно от другого». Надо только у Господа просить рассудительности. Поэтому можно только одно посоветовать, уважаемый наш собеседник, просите у Бога дара рассудительности, тогда Господь поможет определить, почувствовать в каждой ситуации: надо сделать замечание сейчас, иначе ситуация выйдет из-под контроля. А есть ситуации, когда надо смиренно промолчать, чтобы ситуация умиротворилась, людей не озлоблять. Если мы будем движимы страстями, мы и там и там поступим неправильно, а человек, который стяжет рассудительность от Бога, знает, где и в какой ситуации поступить, поэтому надо просить у Бога смиренно и постоянно дара рассудительности и благоразумия: «Господи, виждь смирение и труд мой и остави вся грехи моя. Помоги мне, Господи, дай мне рассудительность и благоразумие». Господь, Который хочет всем спастись и прийти к познанию истины, смиренное, сокрушенное сердце никогда не оставит без ответа и обязательно поможет.

- Каковы черты благоговейного человека?

- Благоговейный человек всегда в любом месте ощущает себя внутренне в присутствии Божием. Такой человек не думает: «Меня сейчас никто не видит, можно украсть или взять то, что плохо лежит, сказать что-то не то, посмотреть по телевизору что-то не то, раз меня никто не видит». Он осознает, что он пред очами Небесного Отца всегда. Внутренняя скромность, стеснительность в лучшем смысле этого слова всегда отличает благоговейного человека. Его видно. Тут, кстати, тоже очень важная грань, такое бывает, что для людей невоцерковленных или людей, которые серьезную, духовную жизнь не вели или, может быть, еще не начали вести, конечно, поведение благоговейного человека может чем-то смутить или показаться непонятным: «А почему он там крестится? Ведь можно сидеть, а он стоит всю службу? Почему он взял Евангелие, почитал, поцеловал, аккуратно положил?» Может, кто-то соблазнится, скажет с иронией: «А мы его знаем, кем он был в прошлой жизни, пришел в храм, святым стал, праведным». Но причина не в поступках того человека, а во внутренней испорченности и духовной неопытности тех, кто этим соблазняется. А благоговейный человек другого благоговейного сразу видит и никогда не соблазнится.

Я думаю, все наши дорогие телезрители согласятся со мной: я хочу Вас, Дионисий, поблагодарить за мудрые вопросы: не было бы Ваших вопросов - не было бы наших ответов, а многие Ваши вопросы - это стимул для размышления. Сейчас буду ехать домой и обдумывать их. Храни Вас Господь, дорогие братья и сестры.

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать