Беседы с батюшкой. Деятельное милосердие

26 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

– Тема сегодняшней передачи – «О деятельном милосердии». Думаю, прежде чем начать содержательный разговор (тема очень сложная, очень жизненная), скажем, что такое милосердие, что это значит, что значит быть милосердным.

– Тема была задана евангельской притчей в сегодняшний день. Сегодня во всех храмах нашей Православной Церкви звучала проповедь о милосердном самарянине. Поэтому тема милосердия нам напоминает, что она нам дана сверху Самим Господом. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут; будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Тема о неравнодушии в жизни, о правильном взгляде на окружающих нас людей, о том, что наша жизнь должна быть на самом деле христианской, мы должны подражать в своей жизни Господу как Его ученики. Святитель Феофан Затворник говорит: ничто так не делает нас похожими на нашего Господа, как милосердие.

А что такое милосердие, милующее сердце? Я так думаю, это деятельная любовь. Кто-то из мудрых сказал: там, где нужно соучастие, недостаточно одного сострадания. Многие из нас, может быть, смогут попереживать в том или ином деле тому или иному человеку, имеют определенные внутренние чувства, сердечную настроенность, расположение. Но не всякий доходит до дела, как и в этой притче. Левит подошел, посмотрел; священник вообще мимо прошел. И только самарянин, пожалев, принял деятельное участие. Многие в жизни друг друга жалеют, но не у всякого это доходит до конкретного дела. Поэтому надо всегда молиться о том, чтобы Господь даровал творческий взгляд на жизнь, на своих родных, близких, на окружающих.

У премудрых греков еще до Христа было такое выражение: если тебя попросили о помощи, ты уже опоздал. То есть душа должна быть как натянутая струна. Надо видеть, надо слышать, надо читать между строк, надо соображать самому. Особенно то, что касается нашей семьи. Кто-то из мудрых людей сказал: наша любовь должна начинаться с нашей семьи, но она не должна ею оканчиваться. Это правильно заданный алгоритм. Кто самые близкие люди? Кто с тобой каждый день: твоя семья, твои родные, близкие. А дальше что? Дальше алгоритм правильных, добрых отношений выстраивается таким образом, чтобы потом большее число людей вовлекалось в него. Кто это? Соседи, дальние родственники, сослуживцы, прихожане, братья и сестры, с которыми мы чаще всего встречаемся. Однажды преподобный Алексий Мечёв сказал: если не любовь, то хотя бы теплое отношение. Смотрите, человек рождается в мир с плачем. Зло не должно исходить от нас, а плача должно быть от нас уменьшено в этой жизни. Это будет уже не зря прожитая жизнь.

Вчера мы ездили в Сретенский монастырь, проезжали храм святителя Николая, где служил отец Алексий Мечёв, и мне вспомнилось одно из частых пожеланий, которые он говорил своим прихожанам и близким людям: будьте друг для друга солнышками, тем более в Москве, тем более в ноябре, когда уже мороз и не хватает тепла, солнца. А вообще у нас в России три месяца лето, девять месяцев зимы.

Кстати, однажды приехал в Оптину пустынь. Когда еще был там, прибыл митрополит (теперь уже) Исаия (в Кипре, сейчас его кафедру не помню, она замысловатая…)

– Лимассольский…

– Нет, Лимассольский – Афанасий.

– Тамасский…

– Или Тамасский, Бог знает. И вот он был еще студентом, приехал в Оптину пустынь, его приняли в лазарете, тогда это была единственная гостиница. Я как-то в разговоре за чашкой чая у него спросил: «Батюшка, а как Вам в семинарии сейчас, как Вам в России?» И он мне говорит потрясающую вещь, которая для нас для всех должна быть оптимистичной: «В России хорошо, в России холодно!» – «Отче, а что же здесь хорошего-то?» А он: «У нас на Кипре в июле и августе под сорок и больше, а в России холодно. Когда холодно, можно кофту надеть, а когда жарко, кожу не снимешь». Оказывается, мы даже сами не представляли, что какое-то преимущество у нас в жизни есть. Нам только кажется, что хорошо там, где нас нет. На самом деле хорошо там, где мы есть. Поэтому Бога надо за то благодарить, где мы есть.

Кстати, мы сегодня память святителя Иоанна Златоуста празднуем, вся Церковь утром совершала его память. У него были замечательные слова. Он советовал: благодари Бога за радости, и радости умножатся; благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Кстати, благодарность – это тоже дело милосердия. Быть благодарным человеком – это тоже милосердие. Поблагодарить – это тоже милующее сердце. И мы должны уметь благодарить.

– Вопрос телезрительницы: «В кафизме после каждой главы читается: „Помяни, Господи, душу… раба Твоего“. Можно мне читать „рабов Твоих“ поминать сродников»?

– Ну а в чем проблема? Не только можно, но и нужно. Дело в том, что нам духовные наставники советуют (у святых отцов этого не было, было у старцев)... Псалтирь разделена на двадцать частей, кафизм. Каждая кафизма разделена на три части, так называемые «славы». И советовали своих родных и близких о здравии поминать после первой и второй «славы», а о упокоении упоминать после третьей «славы», уже в конце. Такой алгоритм нам Церковью благословлен. Поэтому когда читаем Псалтирь, умеем читать, понимаем ее в определенной степени, эта молитва очень полезна для нас самих и для родных и близких. Поэтому после каждой «славы» поминайте своих людей, поминайте их с благодарностью. Это тоже будет делом милосердия. И благодарю Вас за вопрос, потому что все это в копилку нашей темы.

Я сейчас вспоминаю о схиархимандрите Зосиме, донецком старце, уже почившем. Он говорил: дело милосердия – молиться за родных и близких, но молитесь не только за родных и близких, а в своей благодарной памяти перебирайте своих учителей, врачей, школьных товарищей, сослуживцев в армии, тех, кто оставил добрый след в вашей жизни; поминайте тех, кто дал вам копейку, кто вам на жизненном пути помог, обнимайте их своей молитвенной любовью. Это тоже дело милосердия.

Кстати, вернемся к памяти Иоанна Златоуста и нашей теме. Он говорил: как тело выше души, так и милостыня, оказанная душе, выше милостыни, оказанной телу. Какая милостыня, оказанная телу? Нищему помочь, голодного накормить, нагого одеть, в больнице посетить, в тюрьму отправить посылку. Разные дела милосердия, то, что касается внешней жизни человека. Он говорит, что в сто раз больше милостыня, оказанная душе. Помочь стать на путь веры и исправления, помочь познать истину, прийти к вере, к Богу, к Церкви, к таинствам, к покаянию, к исправлению жизни – это милостыня, оказанная душе. Это выше милостыни, оказанной телу. И то надо делать, и этого не забывать. Поэтому молитва и есть доступная для нас всеобъемлющая милостыня, которую мы можем оказать людям, потому что призываем на них помощь Божию. Вот почему очень плохо и вредно иметь злопамятность. Потому что это некая энергия, которую мы передаем близким, о ком что-то вспоминаем и никак не можем простить обиду, недоуменные вопросы, всегда нам что-то не нравится. Мы сами отравляем свою жизнь. Мало того, есть некий духовный Bluetooth, средство передачи информации – мы все сообщающиеся сосуды. Думаешь о человеке плохо – и он это чувствует. Думаешь о человеке хорошо – и до него это доходит. Говоришь о человеке плохо, посплетничал: я к нему отношусь неплохо, но он то-то и то-то… Вот ты сказал, и все это обязательно наложит отпечаток на отношения. Иоанн Лествичник говорит, как помириться с врагами: говорите о них хорошо. А что хорошего? Он говорит: во врагах достойное похвалы надо хвалить.

– То есть что-то хорошее.

– Ну конечно.

– То есть не придумывать, не играть словами, а по делу.

– Конечно, недостатки – это недостатки, но что-то хорошее есть – обрати внимание на это хорошее и говори: то, что знают двое, знают все. Так устроен наш мир, что все передается. В Оптиной пустыни мало осталось раритетов, но что-то осталось. И там остались солонки, которые вытачивали братья в скиту, занимались рукоделием, а потом раздаривали паломникам или продавали по какой-то цене. И там были такие слова: ешь кашу с грибами, держи язык за зубами. А я бы в XXI веке написал еще: пока научишься держать язык за зубами, они уже выпадут; поэтому зубы выполняют свою функцию, они должны сдерживать язык. Если они язык не сдерживают, они перестают выполнять свою функцию. И тогда теряются, потому что Господь зубы грешников сокрушит. Поэтому у кого проблемы со стоматологией, обратите внимание на функцию своего языка, не работает ли он сверх меры. Если он работает чрезмерно, то расшатывает зубы, особенно когда эта работа идет на злой, негативной волне. А сейчас стоматология чрезвычайно дорогая, поэтому только сейчас мы и понимаем: говорение – серебро, а молчание – золото. Ляпнул что-то не то – зубы потерял, потому что в зубы получил – или духовно, или физически. Поэтому это тоже дело милосердия – не трепаться. Дело милосердия – с тобой поделились, ты знаешь, какой это негатив, пусть это останется между тобой и тем человеком, кто это сказал. А сказал для чего? Чтобы ты об этом человеке помолился, а не передавал эту информацию дальше.

– Нужно понимать, что если говорить о деятельном милосердии, – это не значит, что нужно идти что-то сделать, помочь…

– Не только.

– Иногда просто и помолиться.

– Конечно. Мало того, есть такая страшная русская пословица: язык мал, но сколько судеб поломал. И наоборот. В начале было слово. Апостол Павел говорит: как уверуют, если не услышат? Потому что вера от слышания. Вот что такое слово. Слово может многое в жизни перевернуть, может человека привести к Богу, к вере, к Церкви, к покаянию, а может, наоборот…

– … убить.

– Совершенно верно. Когда что-то ляпнули, поделились какой-то сплетней, каким-то домыслом против Церкви, против священноначалия, родных, близких… У нас сейчас народ вспоминает столетие революции. «Из искры возгорится пламя» – это девиз революционеров. На искру зла надо плюнуть, а не дуть. Если ты на искру зла плюнул, она потухла, а если начал ее раздувать, это в конце концов превратится в костер. Когда включил добрый помысел, на искру зла по своему милосердию плюнул. А когда начал в своем уме прокручивать, что сказали, как сказали, зачем, для чего (а может быть, и я скажу, отвечу?), - тогда пошло-поехало.

– Самоедство еще некое.

– Конечно, поэтому дело милосердия – зло потопить в своем сердце. Кто-то привел пример: мы должны в жизни быть похожи на озеро, в которое иногда бросают камни. Смотри, что случилось: камень бросили – вода взволновалась. Прошло какое-то время – не осталось и следа от брошенного камня. Вот если бы у нас всех был такой склад ума… Всегда какие-то подколы, шутки, не всегда добрые слова бывают в наш адрес в повседневной жизни, в метро, транспорте, просто с разными сослуживцами разные «соударения» в нашей жизни происходят. Поэтому иметь великодушие, деликатность и добродушие – это тоже дело милосердия. Создавать вокруг себя то, что говорил отец Алексий Мечёв, – атмосферу тепла. Не то что любви, но тепла, это для нас возможно. Самое главное, людям вокруг нас будет хоть чуточку, но легче. Это тоже дело милосердия. Поэтому будем чрезвычайно внимательны к словам Иоанна Златоуста: милостыня, оказанная душе, в сотни раз больше милостыни, оказанной телу.

Кстати, о милостыне, оказанной телу. Это тоже чрезвычайно важно. Ситуация, которая бывает в жизни каждого из нас относительно милостыни тем, кто просит, особенно возле храмов. Мне как настоятелю почти каждый день приходится с этим сталкиваться. Где здесь мера, какой здесь алгоритм действий?

Много лет назад однажды приехали люди с просьбой [дать денег на билет], их «кинули» на работе, на стройке проработали месяц, не заплатили, украли сумку, сгорел дом, надо ехать в Читу или еще дальше… Поэтому стоимость билета такая. Я тогда спросил, как они о нас узнали. Говорят: нам милиция на Казанском вокзале дала памятку. А что за памятка? Они показывают: таблица, 15 храмов и 4 колонки. Первая колонка: еда, одежда, работа и деньги. И там стоит где-то один-два крестика, несколько храмов, где стоит четыре крестика – и еда, и одежда, и работа, и деньги. И это напротив нашего подворья.

– А кто эти памятки создавал?

– Милиция.

– Сами?

– Да, по опросу. Потому что им же тоже приходилось «разгребать» эти ситуации. Своих бюджетных средств на бомжей – такой графы расходов  у них, естественно, нет. Но чтобы люди не таскали из сумок (ведь потом с этими историями придется разбираться милиции), милиция проблемы не решала, а предотвращала… Вот чтобы проблему воровства снизить, они тоже делали дело милосердия. Они раздавали эти памятки, куда бомжам можно было приехать. После таких памяток, представляешь, сколько на Казанском вокзале проходило людей? Когда-то был целый вал.

Однажды я приехал в лавру к отцу Лаврентию и спрашиваю: так и так, целый вал захлестнул подворье. Тогда он говорит: «А есть ли возможность понемножку помогать?» Теми деньгами это было по сто-двести рублей, мы просто раздавали, не вникая в ситуацию. Иногда этого было достаточно. А если человек говорил, что это вообще его проблему не решит, тогда мы понимали, что проблема на самом деле серьезнее, тогда начинали уже думать о билете. Но не давали деньги, а ехали в кассу, чтобы купить билет. По дороге половина исчезала… Но отец Лаврентий сказал очень важную фразу. Я не буду описывать весь этот механизм, как мы поступали, это целый алгоритм помощи. Он спросил, есть ли возможность помогать. Я ответил, что немного есть. И тогда он сказал: «Помогайте всем, чтобы не пропустить Христа».

Мы год прожили в таком алгоритме. Потом приходит бухгалтер в конце года, когда подавали отчет в Патриархию обо всей деятельности (у нас есть такая привилегия – писать отчеты, без них жизнь была бы очень скучной, а так она нормальная). И мы когда составили отчет, такие интересные цифры: в течение года мы раздали на помощь 300 000 рублей. А с «протянутой рукой», когда мы сами обращались по письмам, мы получили три миллиона в течение года. Один к десяти. Раздали рубль, а получили десять от посторонних людей. Этим делом милосердия в конце концов человек сам себе оказывает пользу.

Я вспоминаю авву Дорофея, который говорит тоже о делах милосердия: когда врач (или человек, имеющий определенное искусство) хочет помочь больному, что он делает? Он берет и на свою руку наливает масло, а потом растирает им больного. Тогда лечебными средствами были масляные настойки из тех или иных трав, которые оказывали благоприятное действие. А когда он налил масло на свою руку, он тоже от этого действия получил пользу. Поэтому милующее сердце никому никогда еще в жизни не повредило. Потому по возможности, с рассуждением... Кто-то сказал: у мудрого человека карман не дырявый, но открытый. Из него уходит многое, но ничего не просыпается мимо, просто так. Конечно, последнее никто не отдает, это было бы безумно, когда за тобой семья, дети, больной ребенок. А то часто бывает так, что люди на милосердии спекулируют. Мол, такие обстоятельства жизни, не могли бы вы дать в долг, иначе все… Человек отдает последнее – и потом сам начинает в десять раз больше от этого страдать.

– Вопрос телезрительницы: «В гневе было выкрикнуто материнское проклятие на ребенка, ребенок погиб в аварии. Может быть, эти события и не подтолкнули к смерти, но сейчас переживаю, как оно сказывается в той жизни на сыне. Говорят, что своими руками отдала ребенка в руки лукавого. Действительно ли это так, как ему там?»

– Вопрос очень сложный. Была ли в этом проклятии вина самого человека? Бывает так, что сын или дочь довели мать до такого состояния своей бестолковой, злой жизнью, что она в сердцах произносит те или иные злые слова проклятия. И тогда он сам собирает проклятия на свою голову.

На самом деле благословение родительское или проклятие чрезвычайно действуют в нашей жизни. Вспомните (еще с Ветхого Завета), как дорожили праотцы отеческим благословением. Даже Иаков пошел на некий обман, чтобы его умирающий отец благословил именно его, потому что с благословением была связана вся дальнейшая счастливая жизнь того или иного рода, когда умирающий отец благословлял своих детей на дальнейшую жизнь. Поэтому благословение чрезвычайно важно. Об этом старец Паисий тоже говорит: сделай так, чтобы тобой были довольны твои родители, тогда тобой будет доволен Бог. Если тобой недовольны родители, то недоволен и Бог. С другой стороны, привычка или неосторожность со стороны родителей разбрасываться такими словами проклятия – тоже чрезвычайно сильная, важная духовная вещь. В конце концов незаслуженное проклятие может вернуться на голову проклинающего. И вообще этими словами пользоваться в жизни не стоит, можно испортить всю жизнь своих детей. Или, наоборот, через благословение, благопожелание, опять же через милосердие жизнь своих детей можно сделать благословенной.

Мы не знаем, какова жизнь этого ребенка сейчас там, на небе, только знаем, что если это проклятие он заработал, тогда будет там отвечать за свою жизнь. Если это было необдуманно, в состоянии аффекта, было сказано безумно, тогда это безумное проклятие на него никаким образом не распространяется. Кстати, о взаимоотношениях в семьях: чтобы не дожидаться и не доводить ситуацию до чрезвычайностей, это тоже дело милосердия – уметь мириться и идти навстречу даже тогда, когда тебе кажется, что ты не виноват (или виноват не в такой степени, чтобы спровоцировать долгую ссору).

Мне один человек рассказал такой случай. В деле мира, примирения надо включать мозги и сердце и даже некое творчество. И мне пример человека, который рассказал эту историю, чрезвычайно понравился. На него надулась мама. Ему показалось, что это было не совсем обоснованно, день не разговаривали, два. У него просто сердце разрывалось от этой молчанки, потому что нет ничего хуже, когда родные люди ведут себя как чужие. И вдруг у него возникла такая мысль: у нас какая-то война – ну хорошо, в конце концов кто-нибудь должен сдаться. Ради мира кто-нибудь должен сдаться. А как у нас раньше сдавались? Белый флаг, капитуляция. И он разломал швабру, простынь разорвал на четыре части, степлером прикрепил белый флаг к швабре, вернулся с работы с белым флагом и зашел к маме в комнату со словами: «Миру мир, конец войне!» И что вы думаете? Сердце растопилось через такую шутку, через творческий подход. Этим советом пользуйтесь – муж с женой, жена с мужем, почаще вывешивайте белые флаги, сдавайтесь. Кто-то сказал: победа над близким человеком – это твое поражение. Да, смирили, научили, через колено переломали, показали свое преимущество, свою силу. Ну и что в конце концов?

– От этого не всегда хорошо бывает. Да, ты видишь результат, сделал, а тебе тяжело. А потом еще идешь и просишь прощения; получается, ты такой крутой, все решил, а проблема еще больше стала.

– Победа над ближним – это поражение над самим собой. Поэтому почаще сдавайтесь, почаще вывешивайте белые флаги. Это тоже дело милосердия. И в семье кто умнее, тот и виноват. Отец Валериан Кречетов рассказывал. Однажды этот разговор услышал маленький мальчик. Они со священниками как-то встретились, беседовали, обсуждали эти проблемы семейных взаимоотношений. И тогда он говорит: кто умнее, тот и не прав. Пятилетний мальчик сделал из этого интересный вывод. Он культурно дослушал до конца и говорит: «А среди вас я, наверное, самый умный. Мне родители без конца говорят: ты не прав, ты не прав!»

– Мы говорили о спекулировании милосердием. Как это понять? Наверное, очень важный момент в нашей беседе.

– Когда человек давит на жалость, вводя человека в такую ситуацию, чтобы тот тоже сам влез в проблему. Я вспоминаю армейский пример. Получали получку (теми деньгами рубль восемьдесят, тогда килограмм мяса стоил два рубля). На рубль восемьдесят что-то можно было купить. Мы получали получку, ко мне подходили и в этот же день занимали. Занимает один, другой, третий – и я оставался даже без этих денег. Думаю, я тогда все-таки был небольшой дурачок. Сейчас, может быть, не совсем умный, а тогда просто дурачок. Я тогда руководствовался заповедью: просящему у тебя дай. Давал. Потом, когда надо было самому подшивку купить, мыло, зубной порошок, я оставался в таком положении. Писал родителям, благо служил недалеко (сначала в Дмитрове, потом в Красногорске, когда Советский Союз воевал в Афганистане). По милости Божией я служил рядом. Это тоже отдельный разговор, потому что это было прямым чудом. Если кто интересуется, в «Фейсбуке» на моей страничке есть эта история.

Премудрый Соломон сказал: тайну царя хранить должно, а возвещать чудеса Божии похвально. Отдавая тогда, я входил в проблему. Так и сейчас люди просят взаймы, человек отдает последнее (или что-то очень существенное), а обычно, сколько я по жизни замечаю, долги особо никто не отдает. У одного человека в кабинете увидел: «В долг не даю, чтобы не испортить отношения».

– Это очень правильно.

– Это не значит, что мы должны этим руководствоваться, но, к сожалению, наша повседневная жизнь такова, что люди живут абсолютно безответственно. Раньше было слово купца или слово офицера… Никакого договора, тем более зарегистрированного нотариусом, не было. «Даю слово» у купцов – это было печатью на мысленном договоре. Или слово офицера – значит, слово будет исполнено. Сейчас этого нет. Люди наобещают с три короба. Поэтому если давать в долг, то давать с рассуждением, ту часть, которую тебе не особо будет жалко. Давая в долг, обязательно нужно с этой суммой распрощаться мысленно.

– Вопрос телезрительницы: «Считается ли милосердием помощь бездомным животным?»

– В Писании есть такие слова: блажен, иже и скоты милует. У нас в Оптиной пустыни из того или иного племенного совхоза на первых порах отдавали лошадей, одну-три в подарок, а отдавали таких, с которыми, может быть, не знали, что делать. И многие из тех, кто за ними ухаживал (и отец наместник к этому призывает), говорят: даже лошади чувствуют доброе отношение. Иногда человеку проще начать с животных, например с лошадей. Есть такие люди по своему сердцу, расположению, что им проще с них начать, а потом доброе расположение переходит на людей. Или не переходит, но перейти может. Поэтому мы не должны быть фанатиками домашних животных, когда уже кошкам отдельный корм, отдельный шампунь, собакам стрижка… Когда я был маленький, у нас дома была собака. Но кормили ее тем, что оставалось от стола, специальных прибамбасов не было.

– Прививки еще надо делать.

– Прививки были тогда, от бешенства. Никаких специальных стрижек, расчесок… Это, конечно, уже фанатизм. Все красит мера.

– Кстати, отчасти это проблема современности, особенно в Европе это проявляется, но у нас тоже. Особенно в Москве замечаешь. Детей нет, ухаживают за животным как за ребенком.

– Если коротко: если у Вас есть доброе расположение, пусть милосердие, начавшееся с домашних животных, оно переходит и на людей. Кстати, я замечал, видел по жизни, что собачники (в те времена, лет сорок назад) были людьми очень добрыми. Сейчас не знаю. Сейчас, когда собачники борются с храмами, говорят, что храм задел какую-то площадку, – тогда собачники недобрые. Но, в принципе, человек, у которого есть животные, все-таки имеет расположение. Мне так кажется, что оно доброе.

– Вообще разные ситуации, как минимум законодательно это наказывается, те же издевательства… 

У нас остается немного времени, тема о милосердии достаточно большая, можно продолжать ее не одну передачу. Завтра мы празднуем память апостола Филиппа, начинается Филиппов пост.

– Нам важно в сегодняшний вечер определить какой-то алгоритм. Наступает пост. Многие радуются, что это какое-то время определенное, чувствуют, что будет правильная волна, правильный трамплин, потому что мы все время живем периодами: взлет, посадка… Все говорят, быстрее бы пост, можно будет опять морально, духовно подсобраться. А другие говорят: хорошо, сейчас пост, лишний килограммчик-другой скинем.

– Диета такая.

– Ну, это взгляд на пост как  еще на определенный бонус – похудеть, скинуть килограммы. Не это должно быть главное. Надо по дороге к Рождеству скинуть грехи, особенно немилосердия, немирности, ссоры. Это время должно уйти на то, чтобы к Рождеству не осталось ни одного человека, с кем мы по нашей вине находимся в ссоре. Или чтобы не осталось ни одного человека, с кем бы мы не предприняли никаких попыток примирения. Это чрезвычайно важно. Поэтому когда люди говорят, какая мера должна быть поста, много или мало, сколько раз в день есть, это настолько все индивидуально, не очень-то регламентировано, кроме самих условий поста.

Этот пост облегченный, мы вкушаем рыбу (кроме среды и пятницы). Меня все время поражают календари, в которых прописано сухоядение в среду и пятницу, рыба – суббота, воскресенье…

– Может, по Типикону составляли?

– Ну да, но дело в том, что даже в монастырях сейчас этого нет. Надо тоже подходить к этому без фанатизма. Тем более что сейчас вся Россия – это область рискованного земледелия. Иоанна Златоуста из Константинополя сослали на север, в захолустье тогдашней империи, чтобы он там скончался от тяжелых условий жизни. Знаешь, куда его сослали? В Сухуми! Это был север империи, считалось, что тяжелейшие условия! Сейчас это всеобщая здравница. Правда, не всякий туда доедет…

– Но в советское время…

– В советское время это была здравница. А это был север. А если мы в Москве живем? А в Екатеринбурге живут в «холодильнике»? Поэтому давайте без фанатизма. Есть такое выражение: мы не телоубийцы, мы страстоубийцы. На это надо сделать акцент.

Относительно меры поста… Василий Великий дал очень замечательный алгоритм. Пост должен быть не выше сил, но и не ниже сил. Бог сотворил нас сильными для творения добрых дел. Если ты доводишь себя постом до изнеможения, то поступаешь безумно. Потому что мы должны питаться так, чтобы у нас были силы не только на себя, но еще и на дела милосердия. На этой теме мы опять закольцевались.

Братья и сестры, всем вам желаю радостного поста, который не только воздержание в еде, но обязательно надо этим постом прибавить и добрых дел, и молитвы, и Священного Писания, внимательного отношения друг к другу, то есть прийти к делам того же милосердия, которое единственное уподобляет нас Господу нашему. Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный. А пост пусть в этом нам будет радостным и всесильным помощником.

– Спасибо, что пришли сегодня к нам. От лица телезрителей тоже Вас благодарю. Спасибо и нашим телезрителям за звонки.

– С началом Рождественского поста.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать