Беседы с батюшкой. Вопросы о посте

26 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников).

– Сегодня, как мы знаем, Неделя всех святых, первая Неделя по Пятидесятнице. Расскажите, пожалуйста, об этой Неделе: что это за праздник?

– По сути дела, вчера, в субботу, перед Неделей всех святых, в отдание праздника Святой Троицы, у нас завершился очень интересный богослужебный круг, который показывает, как Господь исполнил все домостроительство нашего спасения. Он начинается в сентябре с праздника Рождества Пресвятой Богородицы, затем идет Введение во храм Пресвятой Богородицы, потом Благовещение, затем, соответственно, праздники Рождество Христово, Обрезание, Крещение Господне и другие события земной жизни Господа Иисуса Христа вплоть до Его страстей, которые мы вспоминаем, переживаем на Страстной седмице.

Конечно, кульминация домостроительства нашего спасения – Пасха Христова, когда Господь накануне сказал на кресте: «Совершилось», – и исполнилось это домостроение. И потом, после воскресения, Христос не оставляет апостолов, является им иногда, научая их тайнам Царства Небесного, и, возносясь в сороковой день, обещает послать иного Утешителя, Который наставит их на всякую истину. Он умолил Отца Небесного, Который низвел Духа Святого в Сионской горнице на учеников, апостолов, первых последователей Христа.

Все это мы праздновали и переживали эти события в нашей жизни. После дня Святой Троицы был отдельный праздник – Духов день. Эта седмица была праздничная, сплошная (в среду и пятницу разрешалось употребление скоромной пищи). А первое воскресенье показывает плоды сошествия Святого Духа: праздник Святой Троицы – это день рождения Церкви. Церковь родилась. Какие плоды? А плоды – это святые угодники, святые праведники Божии, которые по всему миру, по всей земле услышали слово Божие, приняли эту веру, проповедь о Христе и евангельские заповеди исполнили в собственной жизни. Сегодня всех их Церковь прославляет, величает и чествует. И не только. Ведь эти святые угодники Божии – наши друзья. Они там, на небе, хотят, чтобы мы – сегодняшняя земная Церковь – жили так же благочестиво и праведно, как и они жили, и чтобы после своей смерти мы пришли к ним. Они нас ждут, и мы должны оправдать их надежды, не должны разочаровать.

Поэтому сегодняшний день – праздничный, когда мы ликуем. Но это и контрольный день, когда каждый из нас должен очень внимательно, критически посмотреть на себя: как я, исполнившись обильной полнотой всех даров Святого Духа, дальше продолжаю эту жизнь? Нам Господь даровал все, что только можно и необходимо, – как мы теперь используем все это в своей жизни? В этом основной смысл празднования Недели всех святых.

– Еще сегодня заговенье, завтра начинается Петров пост. Расскажите, пожалуйста, о посте: как он появился в нашей церковной жизни (мы знаем, что он появился несколько позже, чем другие посты), как был установлен Петров пост?

– Дело в том, что начало Петрова поста напрямую связано с теми праздниками, которые были нами сейчас перечислены. Святой Дух, сойдя на апостолов, среди прочих тайн, обетований, истин открыл им о том, что христианину необходим пост, необходимо воздержание. Надо сказать (святые отцы потом эту тему очень подробно раскрывают), что без воздержания в пище у нас вообще ничего не получится. То есть воздержание в пище – это та первая ступенька, может быть и небольшая, с которой мы вообще должны начать всякое благочестие, всякий подвиг в нашей жизни. Все святые отцы говорят, что надо начинать с воздержания в пище. Если этого не будет, то не будет воздержания языка, воздержания от гнева, ярости, от страстей. Поэтому святые апостолы постились после сошествия на них Святого Духа, прежде чем выйти на проповедь о воскресшем Христе. Мы тоже должны поститься, подражая святым апостолам. Мы молились, стоя на коленях в храме, чтобы Господь обновил в нас дары Святого Духа в день Святой Пятидесятницы.

Во-вторых, когда мы постимся, то как бы продолжаем дело, которое совершали апостолы. Мы ведь всегда твердо заявляем, что сегодняшние архиереи – это преемники святых апостолов, они тоже проповедуют. Но и священники проповедуют о Христе, они тоже изъясняют евангельские истины, тоже крестят, как это делали святые апостолы, и миряне также в этом должны участвовать. То есть Петров пост должен быть миссионерским поприщем для каждого христианина: и священнослужителя, и мирянина. Все в этот пост должны подражать святым апостолам. А в чем подражать? Мы должны вести такую добродетельную жизнь, чтобы люди, глядя на нас, сказали бы: «Мы верим тому, что они говорят. Нам нравится, как живут христиане, мы тоже хотим стать христианами», – и шли в храм принять веру Христову и креститься. Это, может быть, первое предназначение Петрова поста – быть подражателями святых апостолов.

Вы правы в той части, что этот пост не сразу называли Петровым постом (или даже постом святых апостолов). В самых первых апостольских посланиях этот пост обозначается как пост после Пятидесятницы, когда постились те, кто по каким-то причинам не смог поститься во время Великого поста. Но далее мы видим, что буквально с IV века этот пост определился Церковью очень твердо и окончательно, о нем говорят святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский. Этому способствовало то, что император Константин Великий в обоих столицах Римской империи (Риме и Константинополе) построил два больших прекрасных собора, посвященных апостолам Петру и Павлу. И в Константинополе этот собор был освящен 12 июля по новому стилю, когда празднование святых первоверховных апостолов стало особенно распространяться в Римской империи и пост перед этим утвердился как необходимая и обязательная норма.

– Многие люди говорят, что раз постились в Великий пост, то в Петров пост необязательно поститься.

– Мы постились в Великий пост, но что было дальше? А дальше была Пасха, и была Пасхальная седмица, когда нам церковный устав позволял праздновать радостно, светло, снимались все ограничения в пище. Так было пятьдесят дней, даже после Пятидесятницы целую неделю у нас тоже не было ограничений в пище. И здесь возникает опасность. Если мы восемь недель подряд жили без поста, то очень важно, чтобы те дары, те таланты, которые мы получили от Господа (их можно сравнить с драгоценными зернами, упавшими в нашу душу), не были заглушены сорняками, вредной травой, и в этом нам помогает пост.

Нам уже достаточно праздновать, получив дары Святого Духа, надо уже попоститься и делать добрые дела. А мы помним, что в совершении добрых дел нам должны помогать пост и молитва, как два крыла, которые возносят нас от земли на небо. Вспомните слова Самого Господа, Он говорил: «Как могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? А вот когда отнимется от них Жених, тогда будут поститься». И после Вознесения Господа Иисуса Христа, после Сошествия Святого Духа нам тоже подобает поститься, исполняя эти слова Господа Иисуса Христа, поэтому Петров пост необходим и очень важен.

– Как мы знаем, длительность этого поста зависит от Пасхи.

– Да, он начинается строго через неделю после праздника Святой Троицы, то есть через восемь недель после Пасхи, и поскольку Пасха – переходящий праздник, его продолжительность бывает от шести недель до одной недели и одного дня.

– В этом году этот пост не очень длинный, чуть больше двух недель.

– Да, поэтому уж точно не стоит унывать.

– Этот пост не такой строгий, как Великий. Какие есть послабления в этом посту?

– Надо сказать, что любой пост – это, прежде всего, Божественное установление, и поэтому никакой пост никто в Церкви отменить не может. Вы правильно сказали, что могут быть послабления. Этот пост не самый строгий, в нем разрешается употребление рыбы в субботу, воскресенье и даже в другие дни, когда на них приходятся праздники. Обычно выбирается какая-то средняя мера этого поста, когда воздерживаются от употребления рыбы в среду и пятницу. Но в монастырях или отдельные, более строгие христиане могут поститься построже, ближе к церковному уставу, а кто-то выбирает более мягкую форму поста – это надо решать с духовником, порой просить совета врача. Но мы должны поститься по совести и в меру своих сил.

Когда говорят о посте и люди сразу начинают задавать вопрос о том, какие могут быть послабления, то хочется напомнить, что очень часто сами эти прихожане, наоборот, страдают от излишнего веса и активно борются с калориями, смотрят по телевизору все программы о том, как сбросить лишний вес, действительно хотят быть стройными, подтянутыми, читают статьи на эту тему, обращаются к врачам, чтобы им подобрали диету, при которой было бы как можно меньше калорий. И хочется задать вопрос: чем же тут может помешать пост? Конечно, пост не для того, чтобы мы только вес сбросили, но он как раз помогает нам иметь воздержание. Поэтому нам надо просто соединить в себе эти разные намерения, когда, с одной стороны, мы ищем послаблений в посте, а с другой –думаем, как бы похудеть.

– Мой знакомый – вегетарианец, он говорит: «Зачем мне пост? Я и так постоянно пощусь». Вегетарианство и пост как-то соотносятся?

– Не совсем. В каких-то точках есть соприкосновения, но не полностью. Дело в том, что вегетарианцы просто по каким-то мотивам (а мотивы бывают разные) не употребляют пищу животного происхождения и порой даже рыбу. Церковь на этом не настаивает, она, наоборот, создает правильный, нужный ритм, когда какую пищу употреблять. Я помню, нам в духовных школах говорили, что тот ритм, который задает церковный устав, наверное, самый идеальный и лучший, его вряд ли подберут для нас медики, доктора и профессора, лучше следовать этому ритму, и все будет благополучно. Поэтому мы больше следуем словам Бога, Который после всемирного потопа благословил вкушать и пищу животного происхождения. Но если у нас есть строгие подвижники, которые ограничивают себя, то они делают это ради добродетели воздержания и совершенствования.

Мы хотим через ограничения себя в том или ином роде или качестве пищи обуздать свой язык, гнев, ярость, раздражительность, справиться с собой, то есть мы видим, что из-за нарушения поста Адам и Ева потеряли рай. Поэтому нарушения поста – вещь опасная, и нам надо стараться пост соблюдать. Когда нарушается эта добродетель, то образуются тяжелые последствия, а когда пост заканчивается, люди могут вкушать и другую пищу. Вегетарианцы, в отличие от верующих, подходят к этому чисто гастрономически; может быть, с медицинской точки зрения или биологически. А у нас подход именно духовный, мы заботимся о состоянии души, то есть мы знаем, что от качества пищи очень зависит состояние нашей души. И это может почувствовать каждый. Если мы, например, выпьем стакан воды и съедим кусочек черного хлеба, то у нас будет одно настроение, а если человек съест шашлык и выпьет спиртного, тогда будет совсем другое состояние, даже комментировать не надо. Поэтому когда мы хотим обуздать себя, справиться с собой, когда хотим, чтобы дух господствовал над плотью, чтобы нам легче было молиться, идти в храм, чтобы было сподручнее делать добрые дела, то и соблюдаем пост.

– Вопрос телезрителя: «У нас на работе люди разного возраста, и перед тем, как человек идет кушать, говорят не “приятного аппетита”, а сокращенно: “приятного…” Мне не нравится, когда коверкают наш русский язык, и я в ответ на такое пожелание ничего не говорю. А когда говорят “приятного аппетита”, то я отвечаю: “Спасибо”. Не является ли это с моей стороны проявлением гордости, высокомерия?»

– У Вас вопрос больше лингвистический. Я был в Хорватии, ехал в автобусе и слышал по радио, как звонят во время эфира и говорят: «Добрый вечер!», а ведущий отвечает просто: «Добрый…», – тоже идет некоторое сокращение слов в обращениях, в разговорной речи. Для разговорной речи характерно сокращение, и это наблюдается в самых разных языках, не только в русском. Такое же я слышал про немецкий язык. Мне трудно прокомментировать, почему они какие-то слова начинают опускать, но я бы хотел, чтобы Вы все-таки в общении с ближними явили любовь к ним, снисхождение, может быть, не были бы так строги. Тем более что из того рассказа, который я сейчас услышал, чего-то крамольного не наблюдаю. Поэтому ради сохранения мира в Вашем коллективе лучше остаться на позициях вежливости, доброжелательности.

– Время поста – это не только время воздержания в пище, но и покаяния. Всегда задается вопрос: как исповедоваться и причащаться в пост?

– Вы правильно подметили, что пост – это время воздержания, причем во всех отношениях: воздержание в пище должно сопровождаться воздержанием языка, гнева, ярости; супруги в этот период должны по обоюдному согласию стараться иметь воздержание в супружеских отношениях, потому что время поста – это время усиленных молитв, чтения Священного Писания и говения, когда православные христиане (в период, как более удобный, который больше к этому располагает) должны посещать храмы Божии, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Я сразу хотел бы призвать всех наших зрителей разумно использовать этот период Петрова поста и обязательно причаститься Святых Христовых Таин (может, кто-то сможет это сделать и дважды), собраться с силами, найти время и возможность.

Что касается подготовки к причастию, то она зависит от персональных возможностей, но в целом, если мы постимся, это уже прекрасно. Если вне поста мы обсуждаем, сколько дней надо попоститься перед причастием (день, два или три), то во время поста в этом плане проще, уже один вопрос как бы снят. Также надо прийти в храм Божий исповедоваться в своих грехах. Вообще надо сказать, что покаяние – это процесс всей жизни, и та исповедь, которую приносит человек перед священником, а вернее перед крестом и Евангелием, перед невидимо стоящим Господом, это лишь завершающий момент. Этому нас научает апостол Петр: он отрекся от Христа, но когда запел петух, тут же раскаялся в своем грехе и заплакал. И даже когда Господь явился и простил его за это отречение, восстановил в апостольском достоинстве, он все равно до конца своих дней плакал каждую ночь, омывал слезами свое ложе, когда пел петух.

Так и мы: когда совершили какой-то грех, мы тут же, не дожидаясь исповеди, должны сокрушаться в своем сердце, молитвенно обращаться ко Господу, просить Его о прощении. То есть этот процесс должен в нас назревать, и поэтому к моменту исповеди, когда человек подходит к священнику, к аналою, на котором лежит крест и Евангелие, это уже завершающий процесс, когда он исповедует свои грехи и священник читает молитвы, а Сам Господь прощает кающегося в его согрешениях. Причем Святая Церковь говорит, что человеку не только прощаются перечисленные им грехи, в которых он раскаялся, но и дается благодать Божия больше не впадать в эти грехи. Есть такие закоренелые грехи, как курение, пьянство, и порой люди говорят: «Как можно от них отойти, как их бросить?» Самый простой ответ: надо начинать каяться в этих грехах, регулярно приходить на исповедь, и благодать будет помогать человеку в эти грехи больше не впадать. Уж как человек использует эту помощь, насколько пожелает ее использовать – это другой разговор.

– Вопрос телезрительницы: «У нас в коллективе такая проблема: примерно 80% женщин грязно матерятся, даже матушку поминают нехорошо. Причем женщины все очень приличные, матери, бабушки, а со смехом рассказывают, как их дети так же разговаривают с ними. Смешно им… Я уже пыталась проводить с ними беседу. Как вести себя, как до них донести, что так ругаться нельзя?»

– Ваш вопрос сложнее, потому что тот грех, который Вы обозначили, более страшный, чем у первого дозвонившегося, здесь уже чисто духовная проблема, потому что употребление матерных слов является определенной формой беснования. Против беснования у нас есть Иисусова молитва, поэтому когда Вы слышите в Вашем коллективе матерные слова, то должны про себя прежде всего творить Иисусову молитву. Надо понимать, что Иисусовой молитвой, чтением Псалтири и слова Божия отгоняется бес, он уходит от человека, которого мучает. Когда человек пленен бесом, он говорит матерные слова. В этот момент прежде всего надо внутри молиться, и, конечно, отвечать таким людям надо нормальным языком, как и подобает христианам.

Вы правы, что делаете замечания, особенно это хорошо тогда, когда люди принимают Ваши замечания. Но этот порок есть в нашей жизни, это определенная степень невоцерковленности нашего общества, такой критерий, показатель того, что у нас еще довольно большой процент людей, которые сами не читают Евангелие, мало молятся, редко ходят в церковь к причастию. Следствием такого обмирщения является факт использования матерных слов. Помоги Вам Господь это выдержать, стоять твердо, мужественно, спокойно и сохранять внутренний молитвенный настрой.

– Когда читаешь различную православную литературу относительно постов, воздержания и т.д., помимо всяких описаний изменений поста или послаблений обязательно любое наставление заканчивается простой фразой, что все послабления должны проводиться по благословению духовника. Какова роль духовника для православного христианина в пост?

– Роль духовника и вообще всякого священника важна не только в пост, а вообще всегда, потому что к нам подходят все люди, будь то наши духовные чада, которые приходят к нам постоянно на исповедь или для беседы, или случайный человек, зашедший в монастырь, в храм Божий, или просто встретившийся на улице. Батюшка везде остается таковым и всегда должен нести слово Божие, но именно духовник должен качественно определять и помогать человеку проходить его духовное поприще. В этом и сложность, потому что сколько людей, столько и путей в Царство Небесное, и в этом плане нет никаких шаблонов, в каждом человеке батюшка должен увидеть замысел Божий о нем, жизненный узор его. Священник должен помочь ему пройти жизненный путь добродетельно, благочестиво, в максимальном соответствии с Евангелием – в этом состоит его задача. И, конечно, обязанность священника распространяется на то, чтобы помочь христианину пройти поприще поста.

Когда наступает пост, у многих появляется некоторое малодушие или паника: «Как я смогу его пройти? Хватит ли у меня сил?» Сразу начинают вспоминать свои болезни, и здесь священнику приходится сказать, что ни Господь, ни Церковь, ни мы выше сил ничего не требуем, все надо делать в меру сил, и поститься тоже. А с другой стороны, мы ни в коем случае не должны потакать нерадению, когда человек может поститься, но не постится, а только ищет причины, чтобы получить у священника благословение и как щитом им закрыться, чтобы не соблюдать пост, используя некоторое лукавство.

Например, заметьте, что когда пост заканчивается, очень часто в душе бывает печаль, совесть обличает, что пост прошел, а ведь ты мог бы это поприще пройти лучше, мог бы поститься более строго, то есть ты сам к себе был чересчур снисходителен. Такие моменты надо запоминать, и когда начинается следующий пост, надо проявлять усердие, помнить слова Господа, что «Царство Божие нудится и только нуждницы восхищают его». Или надо вспомнить о том, как мы в жизни достигаем других целей. Недавно был выпускной вечер у школьников. Они старались успешно закончить школу, прилагают усилия, чтобы поступить в высшие учебные заведения и потом закончить их, хотя только 50% работают по своей специальности. А сколько усилий люди прилагают, чтобы заработать деньги или сделать карьеру?

– Вся жизнь уходит…

– Порой мы тратим огромные усилия даже ради ложных, обманчивых или ненужных целей. Надо быть перед собой честным и сказать: «Я ведь должен постараться, чтобы спасти свою душу». То есть подойти к понятию поста с этой стороны: «Если я стараюсь, чтобы заработать средства или сделать карьеру, почему же я не должен стараться, чтобы спасти свою душу, ведь это еще более важно?» Душа больше тела, проблемы души надо решать прежде проблем тела, наша душа наследует вечность, и мы тоже должны думать об этой вечности и строить свою жизнь соответствующим образом. Священник должен здесь уметь найти такие слова, чтобы успокоить людей, утешить их от такого панического настроения, особенно в первые дни поста, и показать им истинные цели того, зачем этот пост нужен. Никто не хочет поиздеваться над нами, мы сами сознательно вступаем на это очень важное благочестивое поприще и хотим его пройти достойным образом, чтобы получить духовную пользу.

– Вопрос телезрительницы: «У меня тоже такая проблема, я к вегетарианству перешла очень давно, двадцать пять лет назад, прочитав о том, что кто пьет чужую кровь, тот теряет собственную жизнь. Я еще тогда увлекалась буддизмом и всякой ерундой, а сейчас, лет пять назад, стала ходить в храм и, поскольку строгая вегетарианка, никакой белковой пищи не употребляю, считаю, что у меня склонность к подагре. Я химик по специальности и к мясу отношусь не очень хорошо, потому что оно, честно говоря, не усваивается. Но у меня проблема такая: я жуткая сладкоежка, особенно люблю мятные карамельки. Во время строгого поста я от них тоже отказываюсь, но при этом пью сладкий чай, люблю всякие сушки, хлеб. Скажите мне, пожалуйста, я большая грешница? Может быть, я какая-нибудь бесноватая по части сладостей? Частично я шучу, но все-таки мне хотелось бы услышать Ваше мнение. Может, мне и в этом посту тоже отказаться от мятных карамелек? Я уже сегодня сижу и думаю, как же я буду завтра себя ограничивать».

– Нет, Вы не бесноватая и не большая грешница, самый большой грешник здесь я. А что касается Вашей диеты, то, не будучи медиком, я не могу говорить подробно, можно ли Вам в период мясоеда вкушать мясную пищу или другую белковую пищу. Вы лучше посоветуйтесь с врачом, но Церковь здесь не видит никаких препятствий.

Что касается употребления во время поста сладкого или мучного, то здесь, как и во всем, надо лишь соблюдать меру. Наш мозг питается только сахаром, он ему необходим, больше он ничем питаться не может, поэтому если Вы хотите, чтобы голова у вас работала, Вам надо есть сладкое. Это может быть сладкий чай или шоколад, какие-то конфеты, это важно всем учащимся (школьникам, студентам, вообще всем людям, у которых очень напряженный умственный труд), но здесь тоже надо соблюсти золотую середину и не впадать в крайность: одно дело – поддерживать свои телесные силы, а другое дело – тешить какие-то страсти.

Если обратиться к святым отцам, у них есть разделение этого греха. Например, гортанобесие, когда мы пытаемся услаждать свою гортань (сюда относятся какие-нибудь леденцы или мороженое) и хотим вкушать какую-то пищу, может, и в небольшом количестве, но очень вкусную. А другой грех называется чревобесие, когда мы готовы съесть как можно больше любой пищи независимо от ее вкуса. Собственно, то и другое – это грех, и в эти крайности впадать не надо. У святых отцов есть образ ослика, они говорят, что мы должны так питаться, чтобы наш ослик (наше тело) нас возил, то есть мы должны употреблять такое количество пищи, чтобы не потерять крепость наших сил, чтобы мы могли исполнять свои обязанности по работе, в семье, в Церкви. То есть нельзя поститься в пост настолько строго, что вы утром не можете подняться с кровати и целый день лежите и не можете пошевелить ни рукой, ни ногой. Вот это уже крайность, значит, вы переборщили, это не угодно ни Богу, ни Церкви, ни людям. Мы должны понять, что мы грехоубийцы, а не плотоубийцы. Я хочу Вам пожелать найти для себя лично такую золотую середину. Помоги Вам Господь!

– Совсем недавно, 8 мая, было великое освящение главного собора. Расскажите об обители. Может, были какие-то проблемы, как Вы их преодолевали? Святейший Патриарх сказал, что строительство, восстановление и реставрация начались в 2011 году, когда был создан Попечительский совет, который возглавил Дмитрий Анатольевич Медведев. Как происходила деятельность по восстановлению и развитию монастыря?

– История восстановления началась чуть раньше. В 2008 году Дмитрий Анатольевич Медведев, когда шел на выборы президента, дал Богу клятву, что если он выиграет, то восстановит какую-либо святыню. И когда он увидел, что уже в первом туре побеждает с большим перевесом, тут же поехал к Святейшему и сказал: «Я дал Богу такой обет. Ваше Святейшество, какую святыню Вы благословите восстановить?» И Святейший патриарх, не задумываясь, тут же назвал Новый Иерусалим. Новый Иерусалим и был уже открыт с 1994 года (вначале как приход, потом как монастырь), но это был такой крупный монастырь в нашей Церкви, который невозможно восстановить ни Церкви самой по себе, ни какому-нибудь бизнесмену или банку, ни даже отдельно государству. Хотя государство, конечно, его восстанавливало, начиная прямо со времен Великой Отечественной войны.

Поэтому 23 июня 2008 года патриарх (тогда еще Алексий II) и президент Медведев вместе приехали и четыре часа были в монастыре: два часа они ходили смотрели и определяли, каким образом это будет происходить. Был создан Попечительский совет, который возглавили два сопредседателя: президент и патриарх. Ничего подобного в истории нашей Церкви и нашего государства не было, и во всем мире, наверное, такого никогда не было. Конечно, начиналось все трудно, потому что вначале археологам пришлось весь монастырь аккуратно обследовать, было найдено 190 тысяч экспонатов, из них 10 тысяч – шедевры мирового уровня. Архивистам пришлось «перелопатить» все возможные государственные архивы, как в нашей стране, так и за рубежом (были зарубежные поездки). Архитекторам пришлось изучить все предшествующие проекты, которые существовали ранее, по восстановлению нашего монастыря, начиная с Барановского, Бланка, Растрелли, Казакова или послевоенных – Щусева, даже те проекты, которые не были защищены, то есть не прошли государственную экспертизу. И когда был собран этот огромный материал, тогда проектная организация сделала проект. Только первая часть этого проекта в объеме составляла «КамАЗ» и три «Газели». Он прошел экспертизу, и постепенно началось восстановление.

Все началось в 2008 году, но первые два года ушли на инструментальное обследование, то есть наш монастырь и все постройки обследовали так же, как врач обследует больного, когда направляет его на рентген, УЗИ, сдавать все анализы. То же самое было проведено с нашим монастырем. Все эти результаты потом обобщили в этом проекте. И уже с 2011 года началась широкомасштабная реставрация, когда в год выполнялись реставрационные работы на сумму до трех миллиардов рублей. Но очень высоким было качество выполняемых работ, были привлечены лучшие специалисты, археологи, искусствоведы, архитекторы, реставраторы. Был создан Фонд, который организовывал финансирование и контроль за всеми финансовыми средствами, то есть даже сама организация всего этого была на самом высоком уровне. Вы понимаете, когда есть уровень президента и патриарха, то это очень высокий уровень ответственности и серьезности подхода. И результаты его, слава Богу, сегодня уже начинают проявляться.

Конечно, основной акцент делался на собор. Это наша главная святыня, в которой сосредоточены все основные святыни христианского мира, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа. Это и темница Спасителя, Его Крестный путь, Голгофа, Крест, где Господь был распят, это и Камень помазания, и Камень повития, и сама святая Кувуклия – место, где на Святой Земле Господь воскрес из мертвых.

Все работы в соборе были завершены к декабрю прошлого года. И был проведен экспертный совет, а потом государственная комиссия приняла Воскресенский собор. И тогда мы обратились к Святейшему с просьбой: совершить великое патриаршее освящение собора. Он назначил дату – 8 мая, в которую прибыл в сопровождении сонма иерархов нашей Церкви; прибыл и Дмитрий Анатольевич Медведев, теперь уже в качестве премьер-министра, был губернатор Московской области, полномочный представитель президента по Центральному Федеральному округу, был Виктор Алексеевич Зубков, председатель совета Фонда, и профильные министры, и совершилось это великое историческое событие.

Теперь мы еще только пытаемся осмыслить его значение. Помимо главного алтаря было освящено еще четыре престола, четыре придела. Конечно, собор изменился. Сейчас я к нему только подхожу и уже чувствую, что он стал другой, тем более когда совершаю богослужения. Он стал исполненный благодати. Хоть мы немощны и грешны, но все равно душа трепещет, когда мы входим в этот собор. Тем более он поражает тех паломников, которые и раньше приезжали, и сейчас приезжают.

В XVII веке этот собор был эталоном высоты: 75 метров в высоту – это была самая высокая постройка в нашей Церкви и в нашем государстве, а он еще находится на 19-метровом холме. Рядом были только одноэтажные постройки – домики, которые топились по-черному. Поэтому когда паломники приезжали, они были просто поражены и шокированы (и наши соотечественники, и иностранцы). Теперь, конечно, вокруг появляются высотные дома, но все равно величие, монументальность и замысел патриарха Никона всех потрясают, поэтому я приглашаю всех наших дорогих телезрителей в Ново-Иерусалимский монастырь поклониться основным святыням, вознести молитву, потому что мы ведь только сдали собор, а еще на шестнадцати объектах нам надо завершить реставрационные работы, которые продолжаются, и мы просим молитв, потому что без молитвы у нас точно ничего не получится.

– То есть уже скоро будет готов весь комплекс монастыря?

– Где-то в течение года.

– Есть такая статистика: в 1913 году Ново-Иерусалимский монастырь посетило 35 тысяч человек. Каковы сейчас масштабы паломничества?

– Во-первых, у нас есть благочестивая традиция не считать, потому что тот счет, который мы порой ведем или ведет МВД на праздники, – условный, частичный, поэтому сегодня я не могу сказать, сколько у нас проходит человек в день или за год. По благословению Патриарха мы считаем количество причастников, или кто подходил ко Кресту, или сколько прошло паломнических групп. Но думаю, что Ново-Иерусалимский монастырь был построен Святейшим патриархом Никоном как всемирный центр православия, куда приезжали бы (как он желал) и наши соотечественники, потому что в ту пору было очень трудно попасть на Святую Землю. Для этого в среднем требовалось одиннадцать лет, и надо было перейти территорию одиннадцати государств, которые были в основном мусульманские, что было небезопасно для жизни. Описывается, что некоторые могли пройти очередную границу только таким образом, чтобы крестить турка-офицера, который стоит на границе, а иначе пройти было нельзя. То есть был один путь: обратить его в православную веру, окрестить, и можно было двигаться дальше.

Поэтому патриарх Никон и построил здесь этот Ново-Иерусалимский монастырь, чтобы людям можно было удобно сюда прийти и поклониться этим святыням, которые освящены. Теперь те люди, которые сюда приходят, по вере получают ту же самую Божию благодать, которую могли бы получить и там, на Святой Земле. Патриарх Никон хотел, чтобы сюда приходили не только наши соотечественники, но и иностранцы: православные епископы, священники, миряне, монашествующие, чтобы здесь возносили молитвы, славили Триединого Бога на разных языках и чувствовали бы здесь себя не в гостях, а дома. Он хотел устроить 365 престолов, по числу дней в году, чтобы каждый день был престольный храмовый праздник и чтобы эти престолы были бы посвящены святым разных православных поместных Церквей. Его замысел до конца не воплощен, в монастыре только 43 престола, но теперь уже, может, полностью и не удастся это сделать, не нарушая архитектурного ансамбля, но такой замысел был, и мы к нему сегодня должны стремиться.

– А потом на долгие десять лет его детище (этот монастырь) стало патриарху Никону его темницей.

– На восемь лет. Он сам строил этот монастырь, сам таскал кирпичи, копал пруды, каждый день кормил примерно по 350 человек: это были и беглые крестьяне, и пленники, и всех он принимал с любовью и старался явить им евангельскую любовь.

– Как можно представить монастырь без монахов? Скажите, пожалуйста, сколько у вас сейчас братии и как происходит монашеская жизнь в монастыре?

– В настоящее время у нас около двенадцати человек. Весь монастырь я, как наместник, передал заказчику-застройщику как строительную площадку, а он – генеральным подрядчикам, и мы даже жили перед стенами монастыря. В эти дни мы въезжаем в восточный и западный братские корпуса, то есть монахи входят в те объекты, которые завершены и где уже можно расселиться. В период реставрации главной задачей было сохранить ту монашескую общность, которая складывалась.

Монашеская жизнь в монастыре идет согласно церковным монастырским уставам, исполняются все богослужения суточного круга, монахи и насельники исполняют монастырские послушания и стараются послужить Богу и ближним в меру своих сил и возможностей.

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать