Беседы с батюшкой. Жертвы революционного террора начала ХХ века

26 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Боткинской больнице города Москвы) протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Прежде чем начать нашу беседу, конечно, мы не можем не упомянуть тот печальный факт, который узнали вчера, – страшную трагедию, произошедшую на Черном море.

– Да, страшная катастрофа, погибли самые лучшие люди. И они не просто погибли на отдыхе или в туристической поездке, а погибли, исполняя свой долг служения людям, служения добру; летели, чтобы поддержать наших воинов, которые сейчас борются с терроризмом в Сирии. Вечная им память, Господь да упокоит их души! Господи, помилуй!

– Так уж случилось, что и тема нашей передачи посвящена памяти жертв революционного террора начала XX века в нашей стране. Эту тему выбирали до трагедии, обсуждали с Вами, но так случилось: поговорим сегодня о терроризме и его жертвах. Расскажите, почему Вы предложили эту тему на  сегодняшнюю беседу? В чем суть этой проблемы?

– Существует несколько причин, почему мне хотелось бы эту тему затронуть. Во-первых, тема терроризма, на мой взгляд, еще не до конца осознана людьми: духовные корни терроризма, его истоки. Второе то, что приближается памятный 2017 год, столетие с момента февральской и октябрьской революций 1917 года. И революционные события очень тесно связаны с этой темой, потому что главным инструментом революционеров, революционных экстремистов был терроризм. А третья причина, почему мне хотелось бы затронуть эту тему, – она очень близка истории нашего храма, потому что он был создан, построен и освящен в 1909 году как раз в память о первых жертвах террора. И в храме до его разорения были созданы мраморные доски с именами всех погибших, пострадавших от рук террористов-революционеров в начале XX века (в 1905–1907 годах).

Список этих людей огромный: по историческим данным, на этих досках было около двух тысяч имен. Но на самом деле, чтобы представить себе эту ситуацию, необходимо вспомнить о том, что в первое десятилетие XX века волна терроризма буквально захлестнула Россию и пострадало свыше семнадцати тысяч человек. Это огромная цифра для того времени. И, как правило, это были ни в чем не повинные люди, которые честно исполняли свой долг служения Отечеству, государственности, русскому народу. Как правило, это были талантливые полководцы, известные архипастыри, пастыри, простые люди – государственные служащие, которые защищали порядок в государстве, веру православную. И эта страшная волна терроризма, развернувшаяся в России, собственно, и привела к тем событиям, о которых мы вспоминаем, – к революции. Не было бы терроризма, наверное, не было бы и революции.

Вообще терроризм – очень страшная идеология, это не просто неосознанные действия каких-то сумасшедших людей, экстремалов, это сознательное служение злобе, сознательная пропаганда духа насилия, разрушения, духа страшной гордыни. Собственно, это служение дьяволу, это сатанизм в чистом виде. Идеологи терроризма, который зарождался еще в середине XIX века в Европе, прямо говорили, что терроризм – это пропаганда насилия, человеческого самовластия, что мы всего можем добиться путем террора.

Вспоминается герой Достоевского Раскольников, который тоже переживал это искушение гордыней, когда, планируя убийство несчастной старушки, говорил: «Кто я такой? Я право имею или я тварь дрожащая?» Ему казалось, что геройство в том, что он имеет право убить человека. И террористы руководствуются такой идеологией, что они имеют право распоряжаться жизнью другого человека. Это ложная, страшная идеология, которая приводит к разрушению всего и вся. И в конечном итоге сам носитель этой идеологии уничтожает себя этим.

Безусловно, жертвами террора станут самые лучшие люди, как правило, которые сознательно служат добру, Богу, Отечеству, народу своему. И, собственно, они становятся мучениками за Христа, хотя, может быть, и не прославленными в лике святых, но они фактически шествуют тем же путем сознательного крестного подвига, которым шел Спаситель. И в этом их служении и заключается победа над злом и над терроризмом.

Кто сейчас знает этих несчастных террористов, которые в начале XX века развернули террор? Никто не знает, и они погибли очень страшной смертью. Но герои, которые прославились подвигом, приняли мученическую смерть от этих злодеев, известны всей России. И вот мне хотелось бы сегодня вспомнить об этих людях, которые увековечили свой подвиг, которые остаются в нашей памяти навсегда и являются для нас примером служения Богу и людям.

Я уже говорил, что около двух тысяч имен было запечатлено на досках, и, конечно, мы сейчас собираем материал об этих людях, чтобы, увековечивая их память, знать их историю, их подвиг. И уже некоторые материалы опубликованы у нас на сайте, некоторые материалы нам уже доступны, известны. Среди них, конечно, самым известным героем является великий князь Сергей Александрович, в память о котором и был построен наш храм. Он пострадал в 1905 году одним из первых от рук террориста Каляева прямо в Кремле. Его супруга Елизавета Федоровна именно после трагической кончины мужа встала на путь деятельного служения ближним, основала Марфо-Мариинскую обитель, собрала сестер, которые деятельно служили воинам, несчастным и обездоленным.

Но кроме Сергея Александровича, есть ряд других людей, о которых известно меньше. Например, это архиепископ Никон (Софийский), Экзарх Грузии, который был убит в 1908 году, когда был поставлен Экзархом в Тифлис в самое неспокойное время, потому что когда он получил назначение на кафедру, он уже знал, что едет на мученичество, и даже составил завещание, в котором сказал: «Если меня убьют, похороните меня во Владимирском соборе» (где он долгое время служил). Он готовился к мученической кончине, знал, что жизнь свою закончит мученически, но не отступал, хотя, как и любой человек, страшился подвига. В этом подвиге его укрепляла вера, любовь к Православной Церкви и грузинскому народу, ради которого он этот подвиг и нес.

– Обычно революционные движения подкрепляются какими-то благими веяниями. Люди считали, что сейчас они поменяют государственный строй и что-то станет лучше, изменится жизнь народа и т.д., как-то оправдывали свои действия. Но как христианин должен к этому относиться? Ведь он такой же гражданин страны, он тоже живет не только церковной жизнью, но еще и обычной, его касаются какие-то проблемы государства. Конечно же, иногда любой из нас может сказать, что действительно нужно что-то менять. И как православный человек  должен относиться к своей стране, к каким-то новым толкам, веяниям и так далее? Чем он должен жить прежде всего? Ведь мы не всегда довольны властью, не всегда нравится, что происходит…

– Безусловно, всякий человек (и православный христианин) является гражданином своего Отечества, который болеет за судьбы Родины, видит ее недостатки и пути, что можно что-то изменить, исправить, но главный принцип христианина состоит в том, чтобы следовать воле Божией. А воля Божия всегда направляет человека к добру. Цель любого политика, государственного деятеля, просто гражданина – это всегда труд во имя добра, всегда подвиг во имя любви, не разрушать, а созидать свою жизнь и жизнь людей, которые тебя окружают. Это главный принцип. И в этом христианское мировоззрение в корне отличается от всякой другой разрушительной идеологии, в частности от идеологии терроризма. Потому что терроризм – это стремление все разрушить, а взамен ничего не дается, никакой альтернативы. Хотя звучат громкие слова, громкие фразы, что «мы наш, мы новый мир построим», но в результате оказывается, что, кроме разрушений, больше ничего нет.

Как говорил Петр Аркадьевич Столыпин о террористах, о революционном движении: им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия. Христианин стремится к великой России, чтобы своим созидательным трудом приумножать славу России, бороться с грехом, который существует и в самом себе, и, может быть, в обществе путем созидательного труда. А революционная идеология призывает совершенно к обратному: к разрушению, уничтожению и в конечном итоге вообще к отрицанию всего на земле. То есть это явная вражда против Бога, против того мироустройства, миропорядка, который создан Богом. Конечно, христианин может увлечься какими-то идеями, если он недостаточно укоренен в своей православной вере, он может даже ошибаться, но когда он осознает и сравнивает свою жизнь с Евангелием, с евангельским благовестием, то он может увидеть свое состояние и понять, что идеология разрушения совсем не христианская и никаких благих плодов она не приносит, она приносит только зло, приводит только к смерти.

– Мы говорили о памятных досках. Могли бы Вы еще назвать какие-то имена?

– Да, целый ряд имен, причем удивительно, что среди этих жертв есть люди, которые пострадали совершенно случайно. Как это происходило? Революционная ячейка по каким-то своим законам приговаривала того или иного человека к расстрелу, выбирала жертву, следила за ней, но часто жертвой оказывался совершенно не тот человек, которого они выбирали. Многие были убиты просто по ошибке. Но были люди, которые сознательно служили своему делу. Например, Александр Иванович Войлошников, начальник сыскной полиции города Москвы. Эта революционная ячейка приговорила его к расстрелу, хотя он вообще никак не был связан с борьбой с революционным движением, он занимался уголовной полицией. Но его почему-то приговорили эти недовольные бунтари и сделали это очень жестоко. Они ворвались к нему домой, когда он был среди семьи, была его супруга, дети, и тут же прочитали приговор революционного трибунала, что он должен быть расстрелян. И тогда Александр Иванович поступил очень жертвенно: он успокоил жену, детей и сказал: «Хорошо, я с вами пойду, только не трогайте мою семью». И когда он вышел на улицу, прозвучал выстрел; его нашли убитым, исколотым штыками неподалеку от дома, где он жил. Фактически на глазах его детей и жены совершилось это кровавое преступление. Много и других таких страшных, вопиющих примеров жестокости, просто революционной вакханалии в те годы.

– Это мы говорим как раз о 1905 годе?

– Это 1905–1907 годы, когда был пик массового террора. И этот террор считался доблестью среди революционеров. Была целая партия эсеров, которая своим главным лозунгом считала террор ради непонятно каких революционных целей. В конечном итоге, конечно, все эти люди или погибли насильственной смертью, или сошли с ума, или их жизнь закончилась трагически как-то по-другому, но конец у них у всех был один. Но речь не об этих людях, мы вспоминаем эти годы не для того, чтобы пощекотать себя какими-то страшными подробностями, как это любят порой на телевидении вспоминать что-то кровавое. Не для этого мы вспоминаем эти годы, а для того, чтобы извлечь урок. Потому что, безусловно, когда человек забывает свою историю, он повторяет те же самые ошибки, которые были сто или двести лет назад, и он опять может попасть в ту же беду.  Для того чтобы никогда больше такого не повторилось, мы вспоминаем героев, вспоминаем жертв террора; чтобы, перечитывая, знакомясь с их жизнью и подвигом, понимать, в чем сила православного русского народа. А сила эта в том, чтобы быть верным православной вере, верным православному Отечеству, заповедям Божиим. Потому что когда мы начинаем надеяться на самих себя, даже самые лучшие наши начинания, планы превращаются в ничто.

Вспоминается такой эпизод, когда в 1905 году погиб адмирал Макаров. Во время русско-японской войны он был послан возглавить русскую армию в борьбе с японцами. Тогда многие возлагали очень большие надежды на него, потому что говорили, что это талантливый военачальник, уж он-то не посрамит русское оружие и победа будет за нами. Но случилось так, что адмирал Макаров погиб, и многие были обескуражены этим событием. В те годы архиепископ Никон, о котором мы говорили, написал такие удивительные слова о том, почему произошла эта трагедия, почему Господь попустил гибель такого славного флотоводца, почему русское оружие терпит поражение от японцев: «Не в том ли причина, что мы слишком надеемся на свои человеческие силы, не в том ли, что мы забыли обращаться к Богу за помощью и надеяться только на Него?»

Сейчас очень интересный период в нашей истории, потому что Россия возрождается духовно как сильная держава, но именно в этом возрождении важно помнить, в чем наша сила. Наша сила в уповании на Бога, а не на свои способности, таланты,  свою мощь, даже если это мощь всего нашего народа. Не надеяться на планы на будущее, а надеяться на Бога, Который и помогает нам раскрыть свои таланты именно в служении. Не в том, чтобы человек был профессионалом в какой-то узкой области или чтобы он был талантливым врачом, военачальником, политиком, менеджером, инженером, а в том, чтобы раскрыл в себе талант любви, бескорыстного служения людям и чтобы именно в этом главном таланте раскрывались все его остальные способности. Я думаю, тогда мы действительно придем к настоящему возрождению России; тогда это будет не только внешнее благополучие, а главное, русский человек будет ощущать себя соработником у Бога, делателем, который трудится не только для временной жизни, но и для Царства Небесного.

– Звонок телезрителя: «Я присоединяюсь, скорблю о жертвах авиакатастрофы, сочувствую и соболезную их родным и близким. У меня к Вам такой вопрос: бытует мнение, по крайней мере мне доводилось слышать от людей воцерковленных, верующих, что когда один человек лишает другого жизни, то он берет на себя его нераскаянные грехи, потому что он отнимает у него жизнь, тем самым лишая его покаяния. По этому поводу Ваш комментарий хотелось бы услышать».

– Да, вопрос очень важный, очень глубокий. Думается, если кто-то берет на себя такую дерзость лишить человека жизни (а ведь человек – это образ Божий), то это прямой бунт против Бога, против того, что Господь создал этого человека и дал ему жизнь. Это прямое сопротивление Богу. Наверное, страшнее греха просто не существует, потому что это богоборчество. А уж что говорить о каких-то остальных грехах, которые, может быть, человек берет. Конечно, это страшная бездна. Причем человек, который совершает это преступление, испытывает такие мучения, как уже в аду. Есть много свидетельств о том, что чувствует человек, совершивший преступление. Если у него еще не пропала совесть, не совсем он умер душой, он испытывает страшные муки, мучается и страдает, потому что это невозможно понести, пока не принесешь покаяния. Покаяние дает человеку возможность как-то этот грех оплакать, искупить какими-то страданиями, может быть даже мученичеством, каким-то подвигом. Но только покаяние. Если нет покаяния, то человек уже здесь, на земле, ощущает себя в адских муках.

Это очень страшный грех, наверное ни с чем не сравнимый. Поэтому, собственно, и кончается жизнь такого человека обычно самоубийством, потому что лукавый влагает уныние в душу этого человека и говорит ему: «Ты уже безнадежный, погибший». И он, как Иуда, просто идет и сводит счеты со своей жизнью. Поэтому, безусловно, грех очень страшный. И чтобы человек мог исцелиться от этого греха, наверное, он должен видеть в обществе совсем другое отношение: милосердие, любовь, сострадание. Тогда этого человека, если он как-то немного заражается бредовыми мыслями о терроризме, об уничтожении,  убийстве, может быть, пример других людей вразумляет, останавливает, устыжает. Но этот вопрос очень сложный.

– Если на войне человек убивает, разве там как-то по-другому это происходит? То же самое убийство…

– Представьте себе: наши воины борются с терроризмом. Если они не будут бороться, то фактически под угрозой весь мир. Точно так же, как в 1941–1945 годах русский солдат спасал весь мир от фашизма, не только Россию, сейчас русский солдат спасает мир от терроризма. Если не будет совершен этот воинский подвиг ради спасения ближних, ради мира, ради того, чтоб женщины и дети не страдали, не погибали, то тогда будет катастрофа. Поэтому человек сознательно исполняет воинский долг.

Я читал такое мнение одного из святых отцов, что если убийца или террорист приговаривается к смертной казни и эта казнь приводится в исполнение, то это его мученичество, его страдания перед смертью и сама смерть могут служить ему как очищение от его греха, как искупление. И такой человек, если он принес покаяние перед своей кончиной, может заслужить прощение у Бога. Даже в этом есть некий внутренний смысл, что вот эта его мученическая кончина, его казнь может послужить ему ко спасению.

– Но вот наши воины выполняют воинский долг, можно сказать, на чужбине. Если не говорить про эти политические подоплеки, споры, – это нас не волнует…Но вот  совсем недавно у нас в стране молодую девушку осудили за связь с одним из представителей запрещенной организации. Молодая девушка, русская… Все у нас доступно и свободно – как же так? Молодые умы постоянно прельщаются какими-то почему-то близкими им по духу идеями, некоторые из них можно охарактеризовать как сатанинские. Как  же так происходит?

– Это загадка человеческой свободы. Господь всегда дает любому человеку право выбирать между добром и злом, и в этом есть определенный риск, потому что, конечно, лучше бы этого выбора не было и все бы шли по доброму пути. Но Он уважает человеческую свободу, потому что только свободно можно достойно выбрать добро, и добро тогда имеет настоящую цену, когда оно свободно предпочитается человеком. Эта свобода имеет риск, что человек может выбрать не тот путь. И при этом, конечно, очень важно, как человек воспитан. Мы мало знаем о жизни этой девушки, как она росла, но, вероятно, было что-то такое в ее жизни, что мало-помалу взращивало в ней или гордыню, или какое-то чувство исключительности, или что-то еще такое, что шло вразрез с нравственностью,  христианской моралью, вообще с общечеловеческим представлением о добре.

Есть мнение, что она увлеклась этим человеком, но, во всяком случае, если человек совершает какой-то  поступок, выходящий за рамки, значит, в его душе мало-помалу что-то скапливалось, какое-то зло, пока оно не достигло критической массы. И в этом, безусловно, большая ответственность родителей, которые должны всегда прислушиваться к своим детям, быть в общении, дружить с ними, чтобы вовремя почувствовать, если в душе ребенка происходит что-то не то, вовремя предпринять меры, которые могут это все уврачевать. Это все равно что болезнь: если она не лечится, накапливается, то рано или поздно приводит к смерти. Так же и здесь: болезнь души мало-помалу приводит к таким последствиям.

– Мы так много говорим о людях, которые погибли, так что они в какой-то степени герои, жертвы тех лет начала XX века. Но как мы порой с ненавистью говорим об их убийцах, и сейчас везде в СМИ мы читаем о террористах с чувством негодования и ненависти к этим людям. Как правильно относиться к тем людям, которые называют себя террористами, борцами за какие-то свои идеалы?

– Очень хороший вопрос Вы затронули, очень правильный. Ответ на него мы найдем в жизни этих героев, жертв террора, тех, кто находил в себе силы простить. Вспомните Елизавету Федоровну, когда она собственными руками собрала останки своего мужа, а потом пришла в камеру к террористу Каляеву, который бросил бомбу в карету. Она его простила, давая ему шанс этим прощением к покаянию, потому что прощение – это великая сила, великая милость Божия, которая дает озлобившемуся человеку вдруг вспомнить, что он раб Божий, что он человек с бессмертной душой, что он создан для любви, для прощения. И, прощая, наши герои, мученики, страдальцы за веру давали шанс этим террористам для покаяния, для исправления своей жизни. Но, к сожалению, не многие этим шансом воспользовались.

Таким должно быть и наше отношение. Безусловно, мы осуждаем терроризм как зло, осуждаем любой грех, особенно тот, который приводит к уничтожению. Но мы всегда должны помнить о том, что человек, который этот грех совершает, заблудился в своей жизни, страдает грехом, запутался, требует милости к себе, сострадательной молитвы о нем, чтобы Господь его вразумил, простил и помог ему осознать свой грех. Ведь многие и многие новомученики перед своей кончиной благословляли своих убийц и палачей. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, прославленный в лике святых, который освящал наш храм в 1909 году, был убит в Киево-Печерской лавре за ее стенами. И когда красноармейцы и матросы вели его на казнь, он их благословлял и говорил: «Прости им, Господи». Вот такое отношение, потому что только так можно победить это зло. Это не значит, что надо попустительно к этому относиться, что не надо этому  сопротивляться, но это значит, что не надо иметь злобы к этому человеку, который запутался, заблудился, а молиться о нем.

– Вопрос телезрительницы из Оренбургской области: «У меня бабушка была замужем за священником (я не знаю, кто он был по сану), и в Тифлисе его расстреляли (это было где-то в 20-е годы). К моему стыду, я не знаю его фамилию, но звали его Аверьян. И я сейчас не знаю, как его поминать, поминаю как священника Аверьяна. Может быть, у Вас есть списки погибших там?»

– Сейчас есть много материалов. Есть такая книга, которая была издана еще до 1917 года, – «Книга русской скорби», там собраны имена многих убитых людей по всем губерниям России. Но если он пострадал в 20-е годы, то вряд ли можно его найти в этой книге. По епархиям сейчас собираются синодики жертв террора, невинно убиенных, новомучеников. Если Вы имеете возможность, можете обратиться в свою епархию; может быть, у них есть какие-то материалы в архивах. Но это действительно очень сложная, кропотливая работа.

Безусловно, даже если Вы не имеете сведений о своем дедушке, Вы все равно можете о нем молиться: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего иерея Аверьяна, прости ему все согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное». Эта молитва, безусловно, дойдет до Господа. Часто так бывает, что когда мы молимся за людей невинно пострадавших, убиенных, которые фактически мученики, то они молятся и за нас, покровительствуют своему роду, помогают своим сродникам.

– Можно делать запросы в архивы (может, какие-то местные), даже в спецслужбы. Если у них есть возможность, они откликаются.

–  Да.

– Надо не бояться чуть-чуть потратить время. Может, что-то и откроется. Хотя время было страшное. Как говорили, на Бутовском полигоне самому младшему убиенному было, если не ошибаюсь, одиннадцать лет, а самому старшему – девяносто три.

– Да, это митрополит Серафим (Чичагов), наверное. Ему было девяносто три года. Как говорил Святейший патриарх Алексий II, Бутовский полигон – это антиминс Русской Голгофы, где каждый клочок земли пропитан кровью мучеников. Действительно, нам еще предстоит это осознать, потому что должно пройти время, чтобы издалека лучше понять их подвиг, то страшное время и как так могло случиться, что это произошло в России, в православной стране, где кругом были храмы, церковное благолепие, где каждый человек регулярно причащался Святых Христовых Таин.

– Хотя это и вопрос…

– Да, часто это делалось формально, но все-таки официально это была православная держава.

– И Ленин венчался в Русской Церкви, потому что Церковь давала право на законный брак. Сейчас у нас это решает ЗАГС, то же самое тогда фиксировала Церковь в своих метрических книгах. Все, что до революции записывалось в храмах (крестились, венчались), служит нам подспорьем в исследованиях наших предков. После революции этим занималось уже государство, а до революции – Церковь. Даже порой старообрядцы, которые не были единоверцами и так далее, венчались в Великой Российской Церкви (то есть в Русской Православной Церкви), для того чтобы зарегистрировать свои отношения, чтобы они были законны. Поэтому подавляющее большинство (80–90%) были православными, но это опять же по спискам. Причащались люди порой раз в год. И, может быть, как раз вот эта деградация, формализм послужили той страшной трагедии.

Многие священники, с которыми приходилось беседовать, более старшие по возрасту, говорят, что советское время было благодатным, а сейчас свобода и мы расслабляемся. И вот такая немного истерика по поводу того, что 2017 год – столетие русской революции, выборы президента у нас и что-то должно случиться. Как к этому относиться? Многие связывают революцию, военные действия, убийства невинных с какими-то последующими событиями, которые непременно будут страшными.

– Когда у нас было 12 декабря 2012 года, тоже предсказывали страшные события, потому что человек склонен к каким-то мистическим сопоставлениям, к мистическим страхам. На самом деле, если мы испытываем мутный, безотчетный, непонятный страх,  явно, что в нас действует лукавый дух, потому что во Христе нет страха, есть радость о Христе. Радость, когда человек видит волю Божию и ее исполняет. Очень хороший пример тому, когда мы видим какие-то нехорошие сны, начинаем в них углубляться, – это явно действие лукавого. И здесь тоже может быть такое действие лукавого на нашу душу – посеять в нас страх, панику, неуверенность в будущем и так далее. Но мы должны черпать для себя силу и надежду в том, что мы пережили все-таки удивительный опыт, как никакая другая страна: мы пережили и терроризм, и революцию, и гонения на Церковь. И из всего этого можем извлечь уроки. Даже Европа этого не переживала. Например, сейчас в Европе закрываются христианские храмы, и никого это не волнует, никто на это не обращает внимание. В нашей стране это было бы невозможно.

Тот же самый терроризм, который сейчас захлестывает Европу… Ясно, что после опытов нашей истории наш человек совсем по-другому относится к этому. Все это является для нас залогом нашего будущего развития, духовного процветания. Потому что, учитывая опыт истории, мы не должны возвращаться к прежним ошибкам. И тогда не будет такой фатальности в нашем отношении к жизни; наоборот, мы будем понимать, что мы соработники у Бога, что наше будущее зависит не только от Промысла Божия, от воли Божией, но зависит и от нас. Потому что человек соработник с Богом, Господь дает человеку свободу действовать, созидать, исполнять благую волю и спасаться. И в этом, конечно, великое достоинство человека, великое счастье.

Просто мы должны извлекать уроки и смотреть в будущее на основании того опыта, который мы имели в прошлом. И конечно, для этого необходимо знать имена своих героев. Необходимо рассказывать об этом нашим детям, стараться возрождать те начинания, которые начинали наши предки. Как говорили про Столыпина: если бы он смог продолжить свои реформы, то он был бы великим реформатором России.

– Он и был им.

– Действительно, был; но ему не дали исполнить все эти реформы в полной мере. Но ведь жизнь продолжается, и какой-то опыт из этого наследия мы можем использовать в своем будущем.

Когда знакомишься с книгами этих людей, с их жизнью, идеями, то открываются огромные перспективы для нас с вами. Например, Поместный Собор 1918 года – сколько было принято правильных решений, хороших, очень важных, которые до сих пор еще не осуществлены.

– Только одно постановление – возрождение патриаршества…

– Да, возрождение патриаршества сколько уже принесло Русской Церкви! А сколько постановлений и решений еще не претворилось в жизнь? И нам предстоит это все сделать, у нас большое будущее, большая перспектива. Нам не стоит оглядываться со страхом, что какие-то там цифры совпадают, бояться, а стоит осмыслить свое прошлое и идти в будущее.

– Вопрос телезрителя: «Воин сражается, защищая ближнего, но факт в том, что войны разжигают обычно политики и государственные деятели, а воюют простые люди. А для Бога все одинаковы, поэтому те, кто убивает других простых людей, также убивают своего ближнего. Нельзя убивать справедливо, даже если воюешь за справедливость. Объясните это, пожалуйста».

– Когда человек защищает свою семью, свое Отечество, безопасность своих близких, то его нельзя сравнить с тем, кто просто убивает. Он, собственно говоря, идет на жертву, потому что сам может быть убит, он идет на жертву ради того, чтобы спасти. И огромная разница существует между тем и этим. Во-первых, он исполняет заповедь Божию о том, что полагает свою душу за ближних, потому что если он не будет совершать свой воинский подвиг, тогда придут в его дом, уничтожат его семью. Это будет правильно и справедливо? Это будет очень страшно, беззаконно, бесчеловечно. И поэтому защищать себя, Отечество – прямой долг каждого христианина. В этом нет противоречия евангельской заповеди о любви. Потому что иногда зло можно остановить только силой, к сожалению, когда зло уже никакими вразумлениями, благими словами не исцеляется. Потому что когда человек доходит до какой-то точки невозврата служения злу, его уже ничем не остановишь, кроме как силой. Поэтому эта сила и применяется, поэтому она и нужна.

На один миг представьте, что было бы, если бы в 1941 году наша страна не встала на защиту Отечества, сказали бы: «Ладно, пускай они нас захватывают, пускай распоряжаются в нашей стране». И что было бы? Просто не было бы нашего Отечества, нашего народа. Поэтому воинский подвиг священный, хотя, конечно, он связан с пролитием крови.

– Я так понимаю, что на этих мраморных плитах, которые Вы, даст Бог, восстановите, не все имена. Какие имена Вы добавили бы на эти плиты?

– Безусловно, там не все имена. И конечно, многие имена хотелось бы добавить. Петра Аркадьевича Столыпина, который был убит уже после строительства нашего храма, в 1911 году. Кстати, на него было одиннадцать покушений до момента его гибели в Киеве в 1911 году. Многих священников, которые еще не прославлены в лике святых, но  пострадали одни из первых. Это и многие простые люди, многие казаки, которые квартировались недалеко от нашего храма, в Николаевских казармах. Существовали Николаевские казармы, и казаки, которые там жили, принимали участие в подавлении восстания 1905 года. Многие из них погибли при исполнении своего служебного долга. Многие офицеры, рядовые, простые чины, которые положили свои души за Отечество и за нашу российскую государственность. Безусловно, эти люди достойны памяти о них, достойны того, чтобы мы за них молились.

Надеюсь,  эта работа у нас будет продолжаться. И я прошу, если кто-то из телезрителей имеет какие-то материалы о жертвах, пострадавших в то время, откликнуться. Мы будем очень рады, если вы с нами поделитесь этим, потому что мы имеем только небольшую часть сведений об этих людях. Конечно, предстоит еще очень много работы, чтобы получить более полную информацию, чтобы собрать более полные списки и увековечить имена на стенах нашего храма. Увековечить не для того, чтобы просто восстановить историческую память, а чтобы возносить молитвы о них у престола Божия, чтобы они нас поминали в Царствии Небесном. Тогда между нами будет существовать эта духовная связь, когда живые молятся за усопших, усопшие молятся за живых, и это дает нам силы созидать Отечество, служить Богу и людям и исполнять свой долг на земле.

– Давайте подытожим нашу сегодняшнюю встречу. Скоро праздники, просим Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Несмотря на скорбный день, такие печальные события, хочу всем пожелать встретить Новый год и Рождество Христово в духовной радости. Потому что духовная радость – это главный признак христианина, несмотря ни на какие трудности и скорби. Сердце человека, если оно очищено покаянием, ощущает духовную радость, радость общения с Богом, служения людям, исполнения своего долга. Каждый на своем месте, в своей области, в своей профессии может эту радость ощущать, когда он трудится ради правды Божией, ради любви, ради процветания нашего Отечества, ради славы Божией. Дай Бог, чтобы Господь вас укреплял в наступающем новолетии, дал вам сил и здоровья, благополучия, чтобы нам всем вместе еще больше любить Отечество и прославлять Бога. Всех с наступающими праздниками, храни вас Господь!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать