Беседы с батюшкой. Книга-путеводитель «Храмы и их святыни: Екатеринбург». Всеправославный Cобор 2016 года

25 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает отец Иоанн Никулин, настоятель прихода cобора во имя святой великомученицы Екатерины, г. Екатеринбург. Передача из Екатеринбурга.

– В начале нашей программы хотелось бы рассказать о небольшом нововведении, которое сегодня будет. Дело в том, что не так давно у нас на АТС возникли неполадки, и нам пришлось временно для работы использовать обычный мобильный телефон. К нашему удивлению, некоторые из телезрителей не только стали звонить на него, но и отправлять на этот номер sms -сообщения. И сегодня мы хотим дать вам номер телефона, на который вы сможете отправлять свои сообщения: 8-922-11-32-951. Это пробный номер, который будет действовать в течение нескольких наших программ, и если окажется, что вы будете активно задавать вопросы через sms -сообщения, то, может быть, в дальнейшем у нас появится какой-нибудь короткий номер. Просим в тексте сообщения указывать свое имя и город, откуда вы нам пишете.

Сегодня для обсуждения у нас определились две очень важные и интересные темы. Одна из них касается нашего города святой Екатерины, а вторая — актуальна для всего православного мира. У меня в руках замечательная книга с названием «Путеводитель по храмам Екатеринбурга», на первой странице которой есть интересный подзаголовок: «Дорогой друг! Вы держите в руках не простой справочник по храмам, это уникальный маршрут по островкам жизни, которые словно свечи горят, огнем своих молитв согревая всех страждущих и обремененных в нашем святом городе Екатеринбурге». Это та самая удивительная книга, которая была издана с помощью прихода храма святой Екатерины и о которой мне бы хотелось поговорить. Скажите, первый ли это проект в вашем приходе и почему появилась идея создания такого путеводителя?

– Мне кажется, что сегодняшние темы взаимосвязаны. Когда создавался приход собора святой мученицы Екатерины, то ключевым словом стало слово «собор», которое можно перевести как «собрание»: это и Екатерининский собор, и Всеправославный Собор, и собрание всех приходов города Екатеринбурга, поэтому здесь есть что-то общее. Мы сразу поставили такую задачу: объединить приходы Екатеринбурга в их приходской жизни. Но чтобы это сделать, нужно знать, что объединять. У нас зародилась довольно-таки давно идея выпустить такой сборник, из которого каждый желающий мог бы узнать о том, сколько у нас в городе храмов, где они находятся, когда там проводятся богослужения. Почти год приход собора святой великомученицы Екатерины трудился над этой книгой. Сначала это был дипломный проект нашей прихожанки, который после доработки получил гриф и одобрение издательства Русской Православной Церкви, а теперь он предстал в печатном виде, и любой желающий может иметь его у себя дома, приобрести близким и родным.

– Это, как я понимаю, совсем свежее издание?

– Да, буквально прошла неделя, как мы получили книгу из типографии. И это первый печатный проект нашего прихода, не считая изданий разных открыток, иконок и буклетов, которые мы уже много раз издавали.

– Открываю книгу и понимаю, что здесь больше справочной информации о том, где находится храм, как живет его приход, когда совершается служба, какие есть святыни, есть ли группы в социальных сетях, и совсем немного исторических сведений, то есть ваш проект носит именно информационный характер.

– Прежде всего мы максимально сократили историческую информацию, для того чтобы человек сам мог выбрать то, что ему интересно. Ведь об истории того или иного храма можно прочитать в Интернете, а вот, допустим, найти расписание богослужений или информацию о том, есть ли странички в социальных сетях, имеется ли сайт, практически невозможно, поэтому именно на этом мы сосредоточили свое внимание. Задача сборника – познакомить жителей города, как верующих, так и неверующих, с картой наших храмов. Здесь есть алфавитный справочник не только храмов, но и святынь, ведь очень часто бывает так, что, отправляясь в дальнюю паломническую поездку, люди не знают, что у нас в городе есть частицы мощей того или иного святого.

– Думаю, что любому городу полезно иметь такой путеводитель по храмам. Пусть тут будет дана информация совсем кратко, но для человека, который приехал в город и не знает, где находятся храмы, как они работают, это очень важно. Да и сами горожане порой многого не знают.

На сайте Екатеринбургской епархии я также читал об этом значимом событии в жизни вашего прихода – издании книги-путеводителя. Там, кстати, я нашел информацию, что ее можно скачать из Интернета в электронном виде. Так ли это?

– К сожалению, пока мы не выкладывали книгу в Интернет, и я не знаю, когда это произойдет. Думаю, что со временем информация, которая содержится в нашем сборнике, будет размещена в Интернете. Мы сейчас работаем над этим, хотя это оказалось непросто.

– Скажите, а та информация, которая была собрана вами в результате такой кропотливой работы, есть на вашем официальном сайте http://ekbsobor.ru/?

– Пока еще нет, но мы над этим работаем. Хотим, чтобы вся информация была представлена в электронном виде и доступна в нужных форматах и для планшета, и для телефона. Работа идет.

– На всякий случай я еще раз напомню нашим телезрителям адрес сайта собора святой великомученицы Екатерины: http://ekbsobor.ru/. Здесь вы можете найти и прочитать для себя много интересного, а в дальнейшем у вас будет возможность посмотреть электронный вариант книги.

Скажите, а у вас есть еще в планах создание путеводителей, справочников?

– Да, хотелось бы продолжить нашу работу и дальше. Я так думаю, что скоро мы уже получим первые отзывы о нашем справочнике. Вполне возможно, что в нем обнаружатся какие-то неточности, ошибки, потому что часто в расписание богослужений в храмах вносятся изменения, меняются номера телефонов, у приходов появляются сайты, группы в «ВКонтакте», открываются новые храмы, так что потребуется внести в сборник все эти изменения. Надо сказать, что одной из задач при издании нашего путеводителя мы видели то, чтобы указать адреса тех молитвенных комнат, в которых совершается Божественная литургия. Мы знаем, что в городе достаточно сложно бывает построить храм: и земли не хватает, и с ресурсами тяжело приходится, поэтому открываются такие вот полевые храмы, обустраиваются молитвенные комнаты. К сожалению, многие люди не знают о том, что находится рядом с ними, и ездят куда-то далеко. В нашем справочнике человек может узнать об этом подробнее. Кроме того, нам бы хотелось сделать такой справочник, в который помимо информации о Екатеринбурге войдут и сведения об окрестных пригородных храмах тех населенных пунктов, которые находятся в непосредственной близости от нашего города. Это, к примеру, Березовский район, Верхняя Пышма, Северский район... Ведь многие люди ездят из пригорода на работу в Екатеринбург или живут там.

– Мы желаем Вам помощи Божией в реализации таких проектов, чтобы Вы находили инициативных людей, которые могли бы черпать необходимую для всех нас информацию и передавать ее людям.

– Пользуясь случаем, я хотел бы пригласить всех на праздник святой великомученицы Екатерины. В Троицком кафедральном соборе состоится торжественное богослужение, а после него большой крестный ход пройдет от этого храма до часовни святой великомученицы Екатерины. Здесь будет отслужен молебен и для всех крестноходцев предложен горячий чай. Так что я приглашаю всех принять участие в праздновании дня памяти святой покровительницы нашего города.

Вторая же тема, о которой хотелось бы поговорить, касается вопроса проведения Всеправославного Собора. Если в поисковой строке какого-нибудь популярного интернет-ресурса ввести словосочетание «Всеправославный Собор», то в одной из первых ссылок появляется сайт, который, по-моему, именуется как «Собор-2016». Здесь же крупным шрифтом указано, что это Восьмой Вселенский Собор. Среди православных людей действительно распространено такое мнение. Многие приводят пророчества тех или иных святых, которые были высказаны по поводу этого Собора, порой совершенно разные: кто-то говорит, что так произойдет объединение всех Церквей, а кто-то, наоборот, высказывает мысль, что Русская Православная Церковь будет подчиняться папе Римскому и т. д. Мне бы хотелось обсудить этот вопрос и выяснить, чем все-таки отличается Всеправославный Собор от Вселенского, чтобы все четко понимали, что это совершенно разные Соборы.

– Прежде всего надо понять, что такое Всеправославный Собор. Его история началась очень давно. Первые мысли о проведении Собора появились в 1961 году на так называемом Родовском совещании, в котором участвовали представители всех Поместных Церквей. С тех пор проводилось много разных совещаний, где рассматривался этот вопрос. Новый виток активности приобрела эта идея несколько лет назад, что было связано с улучшением отношений между Константинопольской Православной Церковью и нашей, омраченных расколом в Эстонии, когда часть эстонской паствы, находясь под давлением государственной власти, перешла в Константинопольский Патриархат. Всеправославный Собор, который планируется провести в 2016 году, будет проходить по тем договоренностям между предстоятелями Поместных Церквей, что есть сейчас. В нем примут участие 24 архиерея от каждой из них, а во главе делегации будет предстоятель Церкви. На Всеправославном Соборе каждая Церковь будет обладать правом одного голоса, и любой документ будет приниматься только в том случае, если за него проголосуют все 24 Поместные Церкви. По сути, этот Собор будет похож на совещания, что проводились ранее, и он призван закрепить те реальные положения, которые существуют. Так что ничего такого, что могло бы взволновать сердца верующих, там принято не будет.

– Хочу заметить, что тот сайт, который высвечивается при запросе, никакого отношения к Русской Православной Церкви не имеет. Он поддерживается некоторыми заинтересованными людьми, преследующими свои цели. Мы должны ориентироваться только на те сайты, которые содержат официальные положения Церкви: http://patriarchia.ru/ или http://pravoslavie.ru/.

– Дело в том, что темой Всеправославного Собора пользуются некие люди, желающие навредить Церкви. Даже мне прихожане приносили такую прокламацию-листовку, направленную против Всеправославного Собора. В ней говорилось, что это будет VIII Вселенский Собор, что мы соединимся с католиками, что введут женатый епископат, отменят монашество, посты... В общем, этот документ, сотканный из противоречий, местами содержал откровенную ложь. К сожалению, есть люди, которые намеренно создают ее, пытаются в Церковь внести раскол.

Почему же это не Вселенский Собор, а Всеправославный? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тому, что такое Вселенский Собор. Первое, что приходит на ум, Вселенский Собор – это Собор, на котором представлены епископы вселенной. Это не совсем так. Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов, на которых (кстати, далеко не на всех) был представлен весь тогдашний цивилизованный мир – первоначально Римская империя, затем Византия. Были Соборы, где, к примеру, присутствовали только епископы с восточной части Римской империи. Вместе с тем проходило множество соборов, на которых были представлены все епископы, но многим из этих соборов не придавалось вообще никакого значения, поскольку они являлись раскольничьими, еретическими. Так что понятие «Вселенский Собор» не означает масштаб вселенной, и число его представителей не является определяющим фактором. Под этим подразумевается, во-первых, вселенская важность тех решений, которые принимаются на Соборе, с одной стороны, а с другой – такая же неукоснительная обязательность их исполнения, потому что прежде всего это касается догматических вопросов. Во-вторых, определение «Вселенских» этим Соборам давали последующие Соборы. Именно они решали, какие из Соборов являлись Вселенскими, а какие нет. Грядущий Всеправославный Собор, во-первых, не собирается касаться важных догматических вопросов, и его решения не так важны для всей Церкви. Во-вторых, чтобы он получил определение «Вселенского», должно пройти несколько значимых Соборов, которые бы это подтвердили. На этом Соборе предполагается рассмотреть вопросы, касающиеся канонического порядка. Может, мы поговорим о них подробнее, поскольку многие люди не понимают того, зачем нужен этот Собор?

– Да, безусловно. Но перед этим мне хотелось бы прочитать небольшой фрагмент из статьи священника Александра Шумского, публициста и члена Союза писателей России, который приводит несколько пророчеств, относящихся к Восьмому Вселенскому Собору: «Например, в пророчестве, которое приписывается преподобному Серафиму Саровскому, грядущий Восьмой Вселенский Собор вообще оценивается положительно: «До явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под единый Покров Божией Матери, Единой по Бозе Всемогущей... для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления... и для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий...» Епископ Феофан Полтавский (Быстров) говорит: «О Восьмом Вселенском Соборе я пока ничего не знаю. Могу сказать только словами святого Феодора Студита: «Не собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине». То есть здесь речь идет о том же, что и Вы говорили ранее: каждый Вселенский Собор должен быть утвержден последующими Соборами. И еще приведу одну цитату из статьи: «Подробное описание Восьмого Вселенского Собора находим у преподобного Кукши Одесского: «Скоро будет экуменический Собор под названием «Святой». Но это будет тот самый Восьмой Собор, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви». Можно ли себе представить на предстоящем стамбульском Соборе подобную повестку дня?! Полагаю, что нет», — отвечает автор статьи. Да, действительно, очень сложно представить, что такие вопросы могут обсуждаться в связи с той обстановкой, что есть сейчас.

– Мне кажется, это вообще проблематично при нынешнем церковном сознании. Древние христиане, наоборот, радовались каждому Собору, каждому собранию епископов, каждому решению каких-либо вопросов. Соборы тогда проходили очень часто, а мы сейчас уходим от соборной жизни, не хотим между собой общаться, но ведь в мире существует пятнадцать Православных Церквей, и есть чем поделиться, есть проблемы, которые необходимо решать. Одна из проблем на сегодняшний день — это проблема автокефалий. Этот вопрос очень сложный, поскольку непонятно, как могут создаваться новые Поместные Церкви. К примеру, есть Американская Православная Церковь, которая не участвует в этом движении потому, что она не признается Константинополем и рядом других Православных Церквей. А это создает определенные сложности. Как создавать новую Православную Церковь, чтобы ее признавали все? К сожалению, по этому вопросу нет консенсуса. На протяжении XX века создавались автономные Церкви, но каков их статус между Православными Церквами? Как они должны выстраивать свои отношения? Могут ли участвовать в таких совещаниях? На эти вопросы до сих пор нет ответа.

Есть еще один важный вопрос, который обсуждается на Всеправославных Соборах, связанный тоже с явлением XX века, — это вопрос, касающийся диаспоры. Потому что в Америке в каком-нибудь крупном городе, где есть представители ряда Православных Церквей, бывает несколько епископов, что противоречит церковной традиции, согласно которой в городе должен быть один епископ. До последнего времени они между собой даже не общались. Благо, что последние совещания представителей Поместных Церквей привели к тому, что стали совершаться совместные богослужения, проводиться епископские конференции, проходить собрания епископов того или иного города, где решаются проблемы, возникающие в отношениях между православными. Сейчас они пытаются выстраивать отношения с властями, договариваться. Это очень большой прогресс, но вместе с тем вопрос диаспоры остается не решенным и требует дальнейшего диалога между Православными Церквами.

Среди тем грядущего Собора есть еще и вопрос диптиха. Это, скажем так, список Поместных Православных Церквей, установленный их перечень. Диптих Русской Православной Церкви отличается от диптиха Константинопольской, в котором Грузинская Церковь занимает разное место, а это очень важно, потому что это омрачает отношения между православными. Мы все время говорим о том, как все плохо в инославных Церквах, но при этом забываем, что у нас у самих есть серьезные проблемы, которые необходимо решать, а без Всеправославного Собора это сделать невозможно.

Многие документы Всеправославного Собора уже отработаны и приняты всеми Православными Церквами. Они обсуждались и на последнем Синоде Русской Православной Церкви. В частности, один из документов «Миссия Православной Церкви в современном мире» не был одобрен нашей делегацией и будет дорабатываться, корректироваться и согласовываться дальше. Рассмотрен и принят документ «Важность поста и его соблюдение сегодня». Это своего рода ответ всем тем, кто говорит о том, что отменят все посты, и подобное утверждение, на мой взгляд, выглядит наивным, даже нелепым.

Хочется затронуть очень серьезный вопрос, который, надеюсь, будет обсуждаться на Всеправославном Соборе, касающийся календаря. Многие, наверное, слышали о том, что в ряде Православных Церквей придерживаются нового юлианского календаря, который появился в XX веке и является соединением юлианского и григорианского календарей. По нему Пасха и все остальные переходящие праздники празднуются по юлианскому календарю, а непереходящие праздники, допустим Рождество, Преображение, отмечаются по григорианскому. Часть же Церквей, в том числе и наша Церковь, придерживается юлианского календаря. Это очень важный вопрос, и не надо думать, что Русская Православная Церковь завтра вдруг захочет перейти на новый календарь, что будет очень странно и непонятно для людей. Здесь вопрос заключается скорее в другом: в выработке единого подхода к решению этой проблемы. Естественно, что позиция православной России будет отстаиваться нашими представителями и будет так, как мы все и хотим.

– Хочу сказать, что секретарь, принимающий звонки и sms-сообщения от наших телезрителей, сказала мне, что поступило очень много вопросов. Я обещаю, что оставшиеся вопросы мы возьмем на следующую передачу. Чтобы логично завершить эту часть программы и перейти к вопросам наших телезрителей, я предлагаю послушать фрагмент интервью митрополита Волоколамского Илариона с портала http://bogoslov.ru//. Владыка как раз говорит о том, почему важен Всеправославный Собор и по каким вопросам уже удалось достичь договоренности. Это продолжение того, о чем мы с Вами говорили.

Важность Всеправославного Собора сегодня заключается прежде всего в том, что Православные Церкви, собравшись вместе, осознают себя единым организмом, чувствуют свое единство, которое будет выражено видимым образом. Даже если этот Собор не примет никаких существенных решений, то просто сам факт того, что соберутся иерархи Поместных Церквей, вместе помолятся, совместно обсудят какие-то важные вопросы, будет знаменательным и беспрецедентным событием в истории Православной Церкви.

По каким вопросам уже удалось конкретно достигнуть консенсуса между Поместными Церквами, а какие до сих пор являются камнем преткновения?

– В свое время, когда в 1961 году началась подготовка к Всеправославному Собору, был создан каталог тем, который несколько раз перерабатывался и был сведен к десяти основополагающим темам. Предполагалось, что по ним Православные Церкви должны принять согласованное решение. Из десяти восемь уже были обсуждены, а две темы оказались в подвешенном состоянии, потому что по ним пока не удается достичь полного согласия. Среди рассмотренных тем есть самые разные, в том числе это и вопросы о церковном календаре, о постах, об отношении ко второму браку, а также темы, связанные с внешней деятельностью Православной Церкви: например, отношение к инославному миру, к различным политическим процессам, в том числе и к расовой дискриминации. Надо сказать, что из восьми тем, по которым был уже достигнут консенсус и подписаны документы, многое уже устарело, поскольку процесс подготовки к этому Собору длился более пятидесяти лет. Например, в 1986 году был принят документ по взаимодействию с инославными конфессиями. Он писался тогда, когда те процессы, которые мы сегодня критикуем, еще только начинались, сейчас же они зашли так далеко, что мы уже не можем описывать наши межхристианские отношения в тех мажорных тонах, что были раньше. То есть совершенно очевидно, что этот вопрос требует пересмотра, переформулировок – может быть, и не по существу, а только в плане терминологии. То же самое касается политических вопросов. К примеру, был принят документ, в котором говорилось о расовой дискриминации, но этот вопрос уже не является первостепенным в политической повестке дня: сегодня на первый план выходит дискриминация и преследование христиан во всем мире, и если Всеправославный Собор ничего не скажет на эту тему, то это будет совершенно непонятно. Поэтому я думаю, что подготовительный процесс потребует еще времени и каких-то усилий, для того чтобы привести формулировки по тем восьми вопросам в соответствие с современными условиями.

– Думаю, что по поводу темы Всеправославного Собора высказывание владыки поставило жирную точку, хотя понятно, что эта тема безгранична. Можно много читать и тех документов, которые одобрены, и тех, которые будут рассматриваться. Мы рекомендуем вам следить за этим на официальном сайте Русской Православной Церкви http://patriarchia.ru/, не используя те порталы, которые могут ввести нас всех в заблуждение по поводу того, что происходит.

– Тем более что на сомнительных сайтах какие-то факты перевираются, и неподготовленному читателю, не знакомому с общим контекстом, бывает трудно оценить и понять те высказывания, которые там содержатся. К сожалению, очень часто так происходит, когда люди, негативно настроенные к Церкви, специально обманывают других. Я вспомнил одну прокламацию, попавшуюся мне в Интернете, в которой было написано, что православные соединились с католиками, ниже помещалась фотография, на которой православный архиерей совершает богослужение с католическим духовенством. Благо, что в этой прокламации была ссылка на оригинал, по которой я вышел на сайт «Западный обряд в Православной Церкви». В нашей Церкви есть старообрядцы и есть христиане, которые придерживаются дотридентского обряда древней латинской литургии, совершаемой на квасном хлебе. Они соблюдают все православные обряды, подчиняются православным епископам, получают от них рукоположение. То есть они во всем православные, единственное, что их отличает, — это обряд: у них древняя латинская дораскольная литургия. К ним приезжает епископ и совершает у них богослужения. Так что в истории с этой фотографией был явный подлог. Бывает часто так, когда не знаешь всего контекста, не можешь перепроверить всех документов, что выдается либо откровенная фальшивка, либо происходит передергивание тех или иных фактов.

Поэтому нам нужно всем обращать внимание на то, какие тексты мы читаем, к каким авторам они принадлежат. Думаю, что мы на этом закончим эту тему и перейдем к вопросам от наших телезрителей. Телезритель спрашивает: «Скажите, как нужно праздновать день рождения, если он выпадает на пост и одна половина семьи постится, а другая нет?» Задан актуальный вопрос: ведь скоро уже начнется Рождественский пост».

– Об этом уже давно сказал апостол Павел: «Если моего брата искушает то, что я ем мясо, то не буду есть мяса вовек». Здесь должно победить главное — любовь. Этот пост не должен принести разделение в семью. Семейный праздник, день рождения, должен быть на первом месте. Мне трудно сказать, как в этой конкретной семье нужно выстроить отношения, чтобы отпраздновать его, поскольку я не знаком с семьей и не знаю, насколько она воцерковлена, насколько неверующая та, вторая, половина и т. д. Мне кажется, что в данной ситуации должен сделать выбор каждый сидящий за столом, и ничего плохого не будет в том, если для тех, кто постится, на нем будут представлены непостные блюда. Не непостные блюда оскверняют человека, а наши дела. Нас больше осквернит, если мы желанием строго соблюсти пост проявим тем самым нелюбовь к нашим близким. Этот вопрос пастырский, и лучше всего задать его во время исповеди.

Телезрительница из Свердловской области спрашивает: «В чем состоит различие между духом и душой?»

– В Православной Церкви есть два представления о том, из чего состоит человек. По одному из них человек состоит из души и тела, а по другому — из духа, души и тела, то есть под этим понимается дихотомия и трихотомия. Обычно те, кто говорит о двусоставности, выделяют в душе некую душевную и духовную части, поэтому эти позиции не очень сильно между собой отличаются. Духовное прежде всего обращено к Богу, а душевное находится, скажем так, посередине между отношениями с Богом и миром физическим, миром наших каких-то человеческих отношений. К примеру, чтение какой-нибудь книги — это более душевное состояние, нежели духовное. Хотя в человеке настолько все переплетено, что отделить одно от другого почти невозможно: например, когда мы молимся, крестимся, делаем поклоны, то совершаем чисто физические движения, которые нам помогают в нашей духовной молитве.

– Наш телезритель спрашивает: «Как правильно и с какого возраста необходимо приобщать детей к молитве? С какого возраста нужно начинать рассказывать о Боге? Ребенку два года».

– Ребенку нужно начинать рассказывать о Боге, когда ему исполнится один день. Если следовать всем традициям, то священник в этот день должен прочитать над ним первую молитву. То есть религиозная жизнь ребенка должна начинаться с момента рождения. Рассказывать о Боге никогда не бывает поздно, потому что христианин начинает причащать своего младенца. И пусть ребенка приносят пока только к самой Чаше и он не может еще стоять на литургии и слушать молитвы, но он уже участвует в жизни Церкви. В два года можно младенцу говорить о Боге. Сейчас есть разные Евангелия с картинками, по которым можно рассказывать, объяснять… К примеру, можно приучить ребенка делать земной поклон перед сном. Понятно, что в два года он не начнет этого делать, но в три-четыре года малыш может совершенно спокойно перекреститься, сказать: «Господи, помилуй!» – и сделать земной поклон перед сном. Прежде всего нужно самому это делать, и ребенок тогда все естественно будет воспринимать и тянуться к этому. Можно воспользоваться несколькими подсказками, которые я применял в воспитании своих детей. Допустим, чтобы ребенок видел Вашу молитву, например, хорошо с ним вместе петь «Отче наш», тогда он быстрее приучится молиться. Для детей очень важно какое-то внешнее физическое действие: перекреститься, сделать земной поклон, спеть молитву, сказать в конце ее: «Аминь», зажечь лампадку. На это нужно обращать внимание. Мне кажется, что в два года уже пора начинать религиозное воспитание ребенка, которое прежде всего должно идти через самого взрослого. Здесь главным должен быть собственный пример, и не нужно чрезмерно усердствовать и заставлять.

Телезритель из города Чебоксары задает вопрос: «Как нужно правильно понимать слова из 50-го псалма: «Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя»? Они относятся только к царю Давиду или к нам тоже? Это о незаконнорожденном ребенке говорится или о чем-то еще?»

– Это прежде всего говорится о том первородном грехе, который исказил все человечество, так что само по себе появление человека связано со следствием этой греховности. Именно в этом контексте и говорит пророк и псалмопевец Давид.

Вопрос от телезрителя по sms: «Можно ли молиться и заказывать молебны за своего приходского батюшку и как?»

– Нужно! На приходе на батюшке лежит большая ответственность и за сам приход как за юридическое лицо, и за тех людей, которые туда приходят. При этом священник не должен забывать, что он христианин и что обязан вести христианскую жизнь, заботясь о всех людях своего прихода. Подавать записку нужно как обычно (указав в ней имя – к примеру: священника такого-то или иерея) на все богослужения: и на молебны, и на проскомидию, и на Божественную литургию. Единственно, что хотелось бы уточнить: очень часто в записках пишут слово «матушка», что не совсем правильно. Оно уместно тогда, когда мы обращаемся к жене священника в беседе, а в записке нужно просто написать «раба Божия». Она такая же раба Божия, как и все другие.

Несколько вопросов из социальной сети «ВКонтакте», посвященных запискам, которые можно или нельзя подавать. Телезрительница спрашивает: «Можно ли подавать записку о здравии на молебен о некрещеном близком человеке? Мнения священников по этому вопросу расходятся. Если с проскомидией все понятно, то как быть с молебном?»

– Мое мнение такое: это не очень желательно. В личной молитве мы можем молиться, просить Господа о своих близких, а здесь во время молебна все же совершается молитва Церкви, и если человек не хочет быть с Богом, то получается, что мы насильно затягиваем его в церковную ограду, а он сотворен свободным. Мне понятно желание помочь ближнему, но это лишено смысла.

Еще два вопроса, схожих между собой. Пользователь сети «ВКонтакте» спрашивает: «Можно ли приобрести именной кирпичик, если невозможно выяснить, был ли человек крещен или нет?» И второй вопрос от телезрительницы из Ростова: «А как жертвовать на строительство храма от имени умершего, но некрещеного человека?»

– Жертвовать за умершего человека — это очень хорошо. Здесь идет жертва с просьбой помолиться об умершем человеке, то есть, конечно, жертвуем-то мы, но, приобретая именной кирпичик и вписывая имя умершего близкого человека, мы просим, чтобы Церковь совершала о нем молитву. В отношении же того, когда неизвестно, крещен человек или нет, то это сложный вопрос, который лучше всего обсудить во время исповеди со священником. Вспомнить, когда родился человек; если это было время, когда крестили всех, значит можно спокойно подавать.

– Но здесь же речь идет о жертве в честь того человека, который отошел в мир иной. Тут, наверное, непринципиально?

– С одной стороны, конечно, да, но прежде всего подразумевается, что если ты жертвуешь в храм, покупаешь именной кирпичик, то, соответственно, здесь за тебя будут молиться. Именной кирпичик — это такая молитва о тех жертвователях, которые участвуют в строительстве храма.

Телезрительница из Саратова в sms-сообщении спрашивает: «В нашей семье сложилась ситуация, которая требует принятия решения, но мы при этом испытываем сомнения. Как правильно возложить на Бога решение этого вопроса, если у нас все равно будут присутствовать сомнения? И как понять, участвует ли Господь в разрешении этой ситуации?»

– Во-первых, прежде всего нужно помолиться. А во-вторых, среди православных часто бытует такая точка зрения, что вот это по воле Божией, а вот это нет. К примеру, приехал сейчас троллейбус, и я поеду на нем направо, а не налево, и это будет по воле Божией. Это неправильное представление, потому что в Евангелии Христос говорит, что воля Божия есть творить дела Божии, то есть исполнять заповеди. Важно не направо и не налево, а то, как мы пойдем. Конечно, лучше всего подобный вопрос обсудить с духовником на исповеди, который, лучше понимая данную ситуацию, может подсказать, как Вам лучше поступить; посоветуйтесь с близкими. И безусловно, должна быть Ваша личная молитва к Богу, чтобы Господь помог Вам решить тот или иной вопрос. Какое бы Вы ни приняли решение, самое главное, чтобы Вы оставались искренним христианином, поступали по Евангелию.

Телезрительница спрашивает: «Можно ли венчаться с теми кольцами, что мы носим, или нужно специально для этого покупать новые?»

– Не только можно, но и нужно венчаться с теми кольцами, с которыми Вы жили до венчания.

Бывает такая практика, когда люди надевают два кольца: после ЗАГСа и после венчания.

– А какой в этом смысл? Если бы ко мне как к священнику подошли и спросили, то я бы сказал им, чтобы они ни в коем случае не покупали новых и венчались с теми кольцами, что у них есть. Они ведь как-то соединяли этот брак, так зачем же еще одни кольца покупать?

Последний вопрос, который задает наша телезрительница из Новосибирской области. На него хотелось бы ответить, потому что наступает Рождественский пост. Это время, когда нужно со всеми примириться, подготовиться к этому многодневному подвигу. Телезрительница спрашивает: «У меня нет любви к сестре. В душе смута, раздражение, осуждение, непонимание, страх от осознания своей греховности. Иногда я испытываю жалость к сестре, но только до личной встречи, и опять все чувства по кругу. Не хочу с ней общаться, но молчу, боюсь, что все вернется бумерангом к детям. Как с этим бороться?»

– Лучше всего такие вопросы обсуждать со священником на исповеди, потому что каждый человек уникален, индивидуален. Кроме всего, очень важно, когда мы боремся со страстями, это не должно быть одноразовым, словно таблетку выпил: не помогло — ну и ладно, буду жить дальше. Необходимо постоянно находиться под наблюдением у священника, у которого мы исповедуемся, приходить к нему и диагностировать эту проблему. Надо бороться со всеми нашими страстями, наклонностями. Я бы хотел обратить внимание на один момент: если бы наши близкие, с которыми мы живем рядом, были как ангелы, то нам бы все равно в них что-то не нравилось: к примеру, ложку не так положили, не так посмотрели, обувь не там поставили... Одним словом, мы бы всегда находили себе повод для раздражения, потому что оно находится внутри нас. Вся проблема в нас, и ее надо решать, выстраивая свои отношения с конкретным священником и с помощью его советов преодолевая все трудности.

– Я хочу поблагодарить всех телезрителей, принявших участие в этой передаче, и попросить прощения за то, что большую часть времени мы разбирали две очень важные темы и не успели ответить на все ваши вопросы. Мы обязательно на них ответим в наших следующих программах.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать