Беседы с батюшкой. Вопросы о духовной жизни

25 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове.

– Тема сегодняшней передачи касается вопросов духовной жизни православного христианина. Вы знаете, как много вокруг соблазнов и сколько разных препятствий встречает человек на протяжении своей жизни. Вопрос достаточно общий: что значит быть православным человеком, христианином в современном мире?

– Современный мир или несовременный, тысяча лет тому назад или тысяча лет после нашей с вами беседы – дело не в этом. Быть православным христианином – значит жить по-христиански, жить по заповедям Христовым, по Евангелию. А то, в какое время живешь, значения не имеет, потому что любое время готовит для человека одни и те же соблазны, только сейчас они предстают в более искусительной форме, поскольку так называемый научно-технический прогресс не стоит на месте, развивается, и бес развивает соблазны, искушения, чтобы отвлечь нас от пути евангельской жизни. Поэтому быть христианином не значит говорить о том, что я христианин, и носить на груди крестик, быть христианином – это жить по-христиански. Если наш образ жизни – христианский, тогда, наверное, нас можно считать христианами. Если же мы только называем себя христианами, а образ нашей жизни совершенно не стыкуется со Священным Писанием, заповедями, которые нам оставил Господь, и вообще с духом христианства, христианской любви, заповеданной Христом, тогда на самом деле мы являемся не христианами, а лишь носителями христианских форм.

– Следующий вопрос касается проблемы маловерия. Чаще всего маловерные мысли приходят просто так, бывает: занимаюсь своими делами, учусь либо работаю – а Бога нет. Все могу сам, и никто мне не должен помогать, а на сердце какая-то тяжесть. Как победить в себе этот недуг?

– Наверное, с этой проблемой сталкивается каждый христианин. Особенно когда начинаешь много философствовать, возникает очень много вопросов, на которые не всегда можешь найти ответы. Часто мы просим, чтобы Господь укрепил нас в вере, явил нам чудо, которое мы увидим и поверим. Но на самом деле в жизни нас окружает огромное количество чудес, которые Господь показывает нам, но мы по своему жестокосердию и духовной слепоте их не видим. Порой даже соприкасаясь с реальной святыней, умом мы понимаем, что это чудо Божие, а сердце остается глухо к его восприятию. Вообще, все, что есть в жизни человека, – это его грехи. Как я прочитал у старца Симеона Псково-Печерского: «Что твое? Твое – только грехи, все остальное – от Бога», в том числе и вера. Вера – это Божий дар, который Господь дает человеку, и человек должен просить этого дара, чтобы Бог его утвердил, укрепил. Потому мы и молимся: «Господи, укрепи нас в вере нашей». И если эта молитва искренняя, если сердцем человек все-таки верит, то эта сердечная вера дает возможность побороть то неверие, которое порой бывает в нашей жизни. Как говорят, у батюшек один ответ: молиться надо. Но это не простой, а самый сложный путь, который можно найти, – путь молитвы. Это очень тяжелое делание, но когда оно начинает идти из глубины твоего сердца, из глубины твоей души, то очень радостное. Поэтому надо просить у Бога, чтобы Он укрепил нас в вере, помог нам избавиться от сомнений, искоренил маловерие, которое часто бывает в нашей жизни.

Надо уметь благодарить Бога за то, что Он нам посылает. Мы часто надеемся на себя, часто уверены в своих силах. Вот начинаешь какое-то дело без Божьего благословления: не перекрестился, не помолился, и даже элементарное дело, гвоздь забить, сделать не можешь – гнется он, не идет. А бывает, начинаешь сложное дело, страшишься, думаешь, как все это совершить, ведь ты человек немощный, сил у тебя нет, но попросил у Бога благословения, помолился, перекрестился – и смотришь: дело потихонечку выправилось. Только с Божьей помощью, только уповая на Бога и можно бороться.

– Как благодарить Бога?

– Благодарить Бога надо всегда и за все, как поется в одной православной песне: и за скорбь, и за радость. На самом деле Богу наша благодарность не нужна – Ему нужны наше чистое сердце и наша христианская жизнь, которая будет вести нас через тернии житейских искушений и соблазнов к заповедному моменту восстановления общения с Господом в Царствии Божьем. Вот этим благодарить: жизнью своей, своими поступками, своими делами. Словами?.. Иногда мы умеем благодарить и словами. Но бывает, что, когда нам что-то нужно от Бога, мы бежим в храм, покупаем самые дорогие свечи, ставим на подсвечник: Господи, дай. А когда получили что-то, то уже не Бог нам это дал, а мы сами сделали, поэтому забываем зайти в храм, поблагодарить Бога за то, что Он послал нам то или иное благодеяние.

– Некоторые священники призывают быть активными в своей вере, даже использовать интернет-пространство, чтобы спорить, доказывать, писать комментарии. Но ведь говорится, что христианин должен быть кротким и смиренным. Как совместить кротость, смирение и активность?

– Кротость, смирение и активность – это разные вещи, не нужно противопоставлять их друг другу. Невозможно выработать один путь спасения для всех. Евангелие дано всем, но каждый пытается воплощать Его своими силами и каждый идет своим путем. Взять даже святых угодников: каждый из них избирал свой путь. Их современникам казалось, что их пути противоположны, а Господь прославлял и того, и другого пред лицом Своим, показывая, что к Нему можно прийти разными путями. Мы знаем из истории, что активным мог быть и отшельник, и затворник, и молитвенник, а, например, святитель Николай, память которого мы не так давно праздновали, мог активно выступить на Соборе и даже заушить безумного Ария. Но для этого должна быть глубина веры и твердость в ней, у нас же активная часть верующего населения – это так называемые неофиты, люди, которые только-только пришли в Церковь и считают, что они все знают, все поборют. Но, к сожалению, они очень быстро выгорают и своей активностью не столько привлекают людей к Богу, сколько отталкивают от Него. То есть все должно быть разумно, и чтобы что-то делать, надо прежде иметь крепкую веру, не сжигающую, а теплящуюся в тебе, горящую, как Благодатный огонь, который снисходит в Иерусалиме в дни Великой Субботы и не опаляет. И в нас должна быть такая вера – не опаляющая, не сжигающая нас. Вот тогда тот, кто может, пусть ведет споры в интернете и соцсетях, но все должно быть очень разумно. К сожалению, люди там не всегда ищут истину, а чаще всего провоцируют православного человека на какие-то не совсем благовидные ответы.

Вопрос телезрителя: «Когда Иисус сорок дней находился в пустыне и Его искушал дьявол, который, наверное, только догадывался, Кто перед ним находится, осознавал ли Сам Христос, что Он Бог? Но если осознавал, то дьявольские искушения ничего не стоят: нельзя горшку искусить горшечника. Что Вы об этом думаете?»

– Спасибо за вопрос. Вопрос богословский, но ничего сложного в нем нет: мы же исповедуем, что во Христе сочетались два естества – Божеское и человеческое. И, придя в мир, Христос, конечно, понимал, что Он Бог, ипостась Пресвятой Троицы. Но ничто человеческое, в том числе страдания, искушения, боль, не были Ему чужды. Многие еретики говорят, что человеческое естество в Нем в какой-то момент было поглощено Божеским, и Он не ощущал всего этого. Нет, все перечисленное было присуще Спасителю. И когда в Гефсиманском саду, во время так называемого моления о чаше, Он просил: «Да минует Меня чаша сия» – это было именно человеческое естество. В Нем, как и в любом человеке, были и страх, и сопереживание, и ощущение боли, потому что, если бы всего этого не было, наверное, возник бы большой вопрос: что это была за искупительная жертва, чем Он жертвовал?

– Существует предание, что бесы знают Священное Писание лучше, чем любой человек, и знают, какой им уготован конец. Почему они продолжают искушать, почему они враги рода человеческого?

Потому что завидуют. Господь нам даровал покаяние, для того чтобы мы восстановили утраченное из-за дьявола единство с Богом, общение с Ним. Это то, чего бесы из-за своей гордыни восстановить не могут. Наверное, Господь бы и дьяволу простил, если бы тот мог покаяться. Но беда в том, что дьявол не может принести покаяния, поэтому он завидует человеку и пытается его искушать.

Как часто зависть съедает даже самые хорошие начинания в человеке, какие-то добрые ростки в его душе… Иногда она бывает настолько всепоглощающей, что забивает все, съедает всего человека, и он из светлого становится очень темным. Поэтому ответ на заданный вопрос очень простой – зависть.

– Какая страсть самая страшная для человека?

– Любая страсть тянет за собой очень много других, но думаю, что это гордыня. Пока мы молоды, гордимся молодостью, красотой, умом, знаниями. А что мое? «Мои только грехи! Все остальное – Божие». Часто мы видим, как и академиков Господь разума лишает: умный человек не всегда заканчивает свою жизнь в здравом уме и твердой памяти. Видим, как человек, пышущий здоровьем, в одночасье оказывается на смертном одре. От гордыни происходят и эгоизм, и самолюбование, и многое другое.

– Вопрос телезрителя: «Мой муж никогда не причащался, в храм не ходил, креста не носил, и брат также. Можно ли их поминать на проскомидии?»

– Если бы мы были в юрисдикции старообрядческой общины, то не принимали бы таких христиан. Но как Господь проявляет к нам милосердие, так должны делать и мы. Если они были крещены и открыто Христа не отрицали, но по житейской глупости ходили без креста и не имели Бога в сердце, то, конечно, надо молиться, чтобы Господь простил их прегрешения вольные и невольные. Может быть, через нашу молитву и нашу христианскую жизнь Он проявит милосердие и не отправит их на вечные страдания, а простит их нерадивость. Молиться обязательно нужно.

– Можно вымолить человека?

– Для Бога нет ничего невозможного. Одному человеку ничего не сделать – с Богом возможно всё.

– Что такое смирение? Не спорить, не роптать, принимать все, угождать людям и не раздражаться – или что-то другое?

– Из угождения людям может вырасти человекоугодие. Угождать надо Богу. Смирение – это умение принимать волю Божию, не совсем безмолвно, но без ропота. Когда у нас все хорошо, мы это принимаем и радуемся. А если возникают проблемы, мы начинаем предъявлять Богу претензии. Надо уметь благодарить за то, что Господь где-то испытывает нашу веру. Пример смирения, любви и веры – Иов Многострадальный. Обратитесь к его житию – вот где человек проявил смирение и любовь к Богу, преодолевая все неприятности, искушения, которые попускал Господь.

– Отсутствие смирения, ропот, нежелание принять волю Бога – может быть, это проявление трусости, жалости к себе?

– Это опять проявления гордыни. Мы считаем, что воля Бога должна согласовываться с нашей. Прихожане начинают бегать по старцам: ответы батюшек их не устраивают. Не у каждого старца они могут найти тот ответ, который бы их устраивал, и вот они бегают от одного к другому, пока не услышат то, что хотят, – это и есть неприятие воли Божией. Порой приходской батюшка, который искренне служит и молится, к которому ты ходишь, и он знает тебя, твои проблемы, семью, может дать такой совет, который не всегда даст незнакомый священник.

– Вопрос телезрителя: «Мы с мужем воспитываем сына с семи лет, сейчас ему уже сорок. Он ходит в храм, соблюдает посты, очень любит Господа, это чистейший человек. Ему предлагают жениться, но или на женщине, которая была замужем, или на женщине с ребенком, он не находит себе равной по чистоте. Не будет ли это прелюбодеянием? Надо ли ему тогда вообще жениться? Как нам быть?»

– Во-первых, думаю, что надо перестать влиять на сына и дать ему возможность разобраться самому. Он должен сам сделать свой выбор, не надо пытаться ему навязывать, на ком он должен жениться, пусть ему сердце подскажет. Пусть он просит у Бога. Надо у Бога не требовать, а просить: «Не моя, но Твоя воля. Если Твоя воля есть, пусть это событие исполнится. Если нет Твоей воли, то, как бы я к этому ни стремился, пусть все это отойдет». Прежде всего дайте сыну самостоятельность в решении этого вопроса: он уже человек взрослый, как Вы сказали, верующий и трезвомыслящий, поэтому пусть слушает свое сердце, и оно ему подскажет. Есть хорошая поговорка: «Замуж не напасть, замужем бы не пропасть». Кто знает, какой путь ему уготовал Господь. На сегодняшний день такого человека пока нет, а будет это женщина с ребенком или нет – сердце ему подскажет. Можно взять в жены и чистую голубицу, а потом все равно будут большие проблемы в семье. Если у него нет желания служить Богу как священник, то он может взять в жены и женщину с ребенком, воспитывать его как своего и быть хорошим отцом и любящим мужем, и жена будет отвечать ему тем же самым. Ведь чаще всего разводятся не потому, что женщина была блудницей, а находят совсем другие причины: не сошлись характерами или что-то еще, для Церкви смешное и неприемлемое. Союз двух людей – это любовь друг к другу и жертва. А у нас сейчас бывает легкомысленное отношение к браку, поэтому и происходят разводы.

– Одна моя знакомая очень любит молодого человека, когда-то это было взаимно, но со временем отношения стали сходить на нет. Девушка продолжает любить и, может быть, любит еще больше, но молодой человек уже охладевает к ней, мало того, еще и на других засматривается. Как быть девушке? Как говорится, уважать себя или терпеть, ждать и надеяться? Она надеется, что он исправится и ее любви хватит на двоих.

– Можно, конечно, ждать, надеяться, уповать, но жизнь протекает очень быстро. Во-первых, непонятно: любовь это или страсть? Если бы он проявлял сейчас другие чувства, то неизвестно, как бы эта девушка к нему относилась. Запретный плод всегда сладок. Не зря же сказано: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Любовь – это жертва: если мы любим Бога, то можем жертвовать какими-то своими амбициями. Как Господь, Который полюбил нас так, что пришел и пожертвовал Собой: претерпел страдания, смерть и через Свое воскресение нас воскрешает для жизни вечной, так и в отношениях двух людей. Есть понятие страсти, которое часто называют любовью. И я думаю, в этом случае речь идет именно о страсти. Любовь – это когда два сердца бьются в унисон и люди понимают, что друг без друга жить не могут. А когда один любит, а другой позволяет себя любить, то это не совсем любовь...

– Один из наших телезрителей задает такой вопрос: девушка замужем, но муж очень замкнутый, молчаливый человек, а ей в силу ее характера просто не хватает общения. Она начинает по-дружески общаться с другими людьми и легко находит общий язык как с женским полом, так и с мужским. У нее появляется друг-мужчина, друг в хорошем смысле слова. Но она все равно переживает: молчаливый муж, возможно, что-то чувствует, но никак это не выражает. Как ей быть в этой ситуации?

– Если человек не дает повода, то и молчаливый муж, наверное, не будет проявлять ревность. А если жена будет давать для нее повод, то, конечно, это чувство в сердце возникнет и будет развиваться. Можно обмануть человека, а любящее сердце обмануть невозможно: оно почувствует обман и ложь. Поэтому, если это нормальные дружеские отношения, не строящиеся на какой-то страсти, не надо делать из этого тайны: какая-то скрытность, туманность, навеваемая на отношения, всегда вызывает ненужные вопросы. Поэтому если муж ничего не имеет против, а Вы чувствуете, что в этих отношениях чистота и нет греховных надежд, то почему не должно быть такого общения?

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Мы читаем Псалтирь по одной кафизме в день, иногда получается по несколько глав. Если мы читаем одну кафизму, надо ли по ее окончании прочитывать все молитвы или достаточно, что после «Славы» мы читаем сорок раз «Господи, помилуй» и потом молитву по окончании Псалтири? Второй вопрос – о молитве Ефрема Сирина. Если не Великий пост и не среда с пятницей, необходимо ли ее читать после каждой главы?»

– Псалтирь можно читать и полностью, и по кафизмам. После каждой кафизмы есть свои молитвы, которые мы должны читать. Поэтому начинать и завершать чтение надо этими молитвами.

Молитва Ефрема Сирина – очень полезная молитва не только на дни поста, но и в повседневной жизни. «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Как часто в нашей жизни бывают и празднословие, и пустословие. «Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне». Мы просим в ней именно то, чего и должны просить. Нет ничего плохого, если Вы ее будете произносить не только когда читаете Псалтирь, но и возьмете за правило в своей жизни. Тогда и жизнь у нас будет другая.

– Церковным Уставом эта молитва не предусмотрена, но, наверное, это не возбраняется в повседневной жизни.

– У нас много чего не предусмотрено церковным Уставом, например Иисусова молитва им тоже не предусмотрена, но, как считают старцы, это меч для спасения. Есть установленные утренние и вечерние молитвы, но опять же вопрос: кем установлены? Я всегда вспоминаю притчу о рыбаке, жившем на берегу моря, как к нему пришли два старца, которым надо было переправиться. Дело было к вечеру, и рыбак предложил отложить переправу до утра, пригласив их поужинать. У рыбака была икона Троицы, и перед едой он сказал: «Трое Вас, трое нас, Господи, помилуй нас». Старцы ему: «Неправильно ты молишься! Молиться надо так: “Отче наш…”» – и всю ночь учили его молиться, а утром попрощались и сели в лодочку. Когда они отплыли от берега достаточно далеко, услышали сзади какой-то шум, оборачиваются: бежит к ним этот мужичок по воде и кричит: «Братья, братья, забыл, как молиться надо!» – «Как молился, так и молись!»

Есть установленность церковного богослужения, которое Церковь положила совершать как суточный круг и которого мы, конечно, должны придерживаться. Что касается нашей личной молитвы, главное, чтобы она была искренней, исходящей от сердца, не надо ее упрощать и не надо усложнять, необходимо найти свой путь молитвенного делания, который будет вести нас к спасению.

– Какое место должна занимать молитва в жизни православного христианина?

– Первое! Наши предки без молитвы не делали практически ничего. Вот берешь просфору: когда она сделана с молитвой – у нее один вкус, а когда без молитвы – совсем другой. Готовят два человека одно блюдо, и один молится, а другой просто так делает. Как правило, у того блюда, что приготовлено с молитвой, вкус совсем другой. Так и в любом деле, конечно, в том случае, если молитва искренняя, идущая из глубины сердца. А если человек только прикрывается молитвой, пытаясь сделать какое-то дело, то и результат совсем другой получается.

– Бывает, что на человека накладывают епитимью, а он с этим не согласен или сопротивляется. Один настоятель рассказывал, что, случается, его прихожанам во время паломничеств по монастырям там накладывают епитимью, запрещая причащаться по десять-пятнадцать лет. Как быть в таких ситуациях?

– Во-первых, в паломничество лучше ездить со своим священником, который вас знает и понимает. Во-вторых, вас ведь не насильно привели на исповедь, вы сами пришли к тому или иному священнику, и, наверное, он наложил епитимью за что-то. Что значит: согласен или не согласен? В этом как раз проявляется смирение. Может быть, священник не прав, но вы же его сами выбрали. Потому мы и говорим: ищите духовника или хотя бы исповедника, чтобы он был разумный, трезвомыслящий. К сожалению, в монастырях у нас действительно есть большая проблема с некоторыми людьми. Иногда их настраивают так, что причащаться и исповедоваться они должны обязательно в монастыре, а на приход только ходить – это совершенно неправильная позиция. Мы должны приучать человека к Богу и Церкви, а не к конкретному священнику, месту или храму.

– Вопрос телезрительницы: «Учение католиков по сути еретическое. Святые отцы призывают отвращаться от еретиков. Почему мы тогда должны называть их братьями?»

– Спасибо за вопрос, который, как я понимаю, на данный момент животрепещущий. Потому что католики – христиане, так же, как и мы, исповедуют Пресвятую Троицу. Да, в силу раскола, произошедшего более тысячи лет тому назад, у них накопились извращенные канонические нормы, которые на сегодняшний момент не дают нам возможности быть братьями и сестрами во всей полноте и стоять у единого престола, у единой Чаши до того момента, пока не будет принесено полное покаяние. Но и в семье братья и сестры не всегда живут мирно, они ссорятся, порой даже дерутся, однако от этого не перестают быть братьями и сестрами. И здесь так же. Католики хотят молиться так – Бог им судья. Мы не должны принимать их веры, должны твердо стоять в своей, но и отталкивать их тоже не можем: Господь никого не отвергает, но принимает каждого приходящего и обращающегося к Нему. Если мы замкнемся внутри себя и не будем общаться с окружающим миром, как мы будем свидетельствовать о христианстве?

Наверное, не совсем справедливо, что самая большая проблема общения у нас с католиками. Мы общаемся по вопросам цивилизационным и касающимся безопасности людей не только с христианским миром, но и с нехристианским, и здесь не возникает вопросов. А с католиками, это, к сожалению, происходит на генетическом уровне: они принесли столько неприятностей православным, постоянно пытаясь нас завоевать, обратить в католичество. Православные же никогда не пытались насильно обратить католиков. Но у нас должен быть диалог, общаться мы должны. Наверное, многие сейчас меня осудят за эти слова, но это моя точка зрения. Так мы сможем свидетельствовать о нашем православии, а замкнутая община очень быстро вымирает и умирает.

Наши приходы на Западе не специально, а в силу своего бытия и служения там не отталкивают католиков, и некоторые из них становятся православными. У меня есть прихожанка, вернувшаяся из Франции на свою историческую родину – Россию уже в преклонном возрасте; она рассказывает об одной француженке, которая приняла православие после того, как побывала на отпевании в православном храме и соприкоснулась с красотой православного богослужения. На похоронах в католической церкви могут говорить о чем угодно, только не о Священном Писании. Если бы эту француженку оттолкнули в тот момент, не пустили в храм, сказав, что она католичка и с ней не хотят общаться, то мы потеряли бы одну православную душу. А так Господь управил. Все должно быть разумно: мы не должны быть католиками, должны хранить православие, заповеданное нам отцами, твердо стоять в своей вере, но общаться нам никто не запрещал.

– Вообще, ненависть и неприязнь к другим – качества, недопустимые не только в этике...

– Ненавидеть мы должны грех. В свое время Патриарх Алексий II, выступая в Совете Европы и отвечая на один «скользкий» вопрос, сказал: мы не ненавидим и не не любим этих людей, мы не любим тот грех, который в них есть, а людей любим, принимаем и молимся за них. Так и в нашей жизни: мы не ненавидим католиков как таковых. Чем виноват итальянец, который родился и вырос в этой культуре, в этой среде? У него никогда не было и нет ненависти к православию: его никогда не пытались завоевать и обратить в православие, поэтому наши ситуации разные, и он искренне, чисто и по-доброму относится к православному человеку. А если взять весь православный мир, то он постоянно жил под угрозой со стороны католичества – те же сербы, черногорцы, а чего стоит одна наша страна… Например, сегодня совершается память священномученика патриарха Гермогена. Задачей католического вмешательства в его время было через посажение на престол Лжедмитрия насадить в России католичество.

– В нашей истории есть примечательный эпизод. Когда шло освоение земель и мы шли все дальше и дальше в глубь материка, выходили к Тихому океану, то у нас были и миссионерские задачи. Что сделала Екатерина II? Все служители мусульманской веры жили за счет государства, то есть для того, чтобы в стране был мир, она поддерживала эти регионы, а не насаждала православие. Если бы Екатерина начала христианизацию, возможно, мы получили бы какую-нибудь «горячую точку».

– И не только Екатерина II. Возьмем Ивана Грозного: завоевание Казанского царства ни в коем случае не имело задачи обратить проживающих там татар в православие. Даже после завоевания Казани в этом регионе ислам и православие мирно сосуществовали и продолжают сосуществовать до сих пор. Наверное, в чем-то Екатерине помогало и ее западное воспитание, она была неглупым человеком, и хотя не все реформы были полезны для Церкви, но для чего-то Господь попускал все это. Надо отдать должное тому, что Екатерина учитывала исторический опыт Руси.

Кроме того, у нас никогда не было проблем с исламом. Даже монголо-татарское иго, как всегда говорит Святейший Патриарх Кирилл, никогда не покушалось на наше духовное состояние, у них не было задачи обратить нас, но всегда были материальные причины. А то, что шло с Запада, наоборот, всегда имело желание подавить нашу духовность, наше национальное самосознание. Все вытекает из этого.

– Монголы сначала были язычниками, ислам пришел к ним потом.

– В Золотой Орде были не только язычники, не только монголы, а разные племена с разной верой. В Сарае, столице Золотой Орды, была целая православная епархия. Святитель Алексий путешествовал в Орду и исцелил Тайдулу, жену хана.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Я поставила дома такие же фотографии родителей и мужа, как на кладбище. А мне сказали, что дома их ставить нельзя, якобы они отнимают какую-то силу».

– К сожалению, у нас с православием совмещают язычество и суеверия. Во-первых, для меня не совсем понятен смысл фотографий на кладбище. На наших крестах фотографий никогда не было, как и скульптурные изображения – западная традиция, которая пришла к нам. Поэтому надо задаться вопросом: нужна ли фотография на кладбище?

Во-вторых, вы брали фотографию для кладбища из какого-то семейного альбома. Получается, что ее надо теперь выбросить и оттуда? Какая «энергетика»? Энергетика находится внутри нашего сердца. Чаще всего мы ищем причины проблем в окружающем нас мире, но никогда не ищем их в глубине своей души, а при любой проблеме надо искать в себе. Фотография не может принести несчастья в наш дом. Кто против нас, если с нами Бог? А вот если у нас нет ощущения Бога внутри себя, тогда мы ищем причины в фотографиях, иголках, колдунах. Безусловно, колдуны, люди, занимающиеся черной магией, есть, но кто может нам повредить, если мы являемся активными православными христианами, исповедуемся в своих грехах, причащаемся Святых Христовых Таин? Никто не может ничего против нас сделать, если только Господь не попустит.

– Некоторые жалуются, что Бог забирает лучших людей. Этот вопрос задала и женщина, которая прожила с мужем душа в душу, считала его идеальным, а он умер молодым, за месяц сгорев от рака. Он умер, и она начинает роптать на Бога. Как быть в такой ситуации?

– Читать житие Иова Многострадального. Когда он потерял все, жена на него так же роптала: ведь муж так любит Бога, а Он посылает несчастья. Во-вторых, исходя из этой логики следует, что Богу надо отдавать самое плохое? Господь каждого призывает в тот момент, который для него определен, ни раньше, ни позже этого времени. Как сказано в Священном Писании, мы не можем прибавить ни дня, ни часа, если на то не будет воли Господа. Кто знает, от чего Господь уберегал в дальнейшем этого человека, призывая его в достаточно молодом возрасте. Не надо задавать Богу вопросы «зачем» и «почему», надо просить у Него укрепления, потому что терять близких людей всегда тяжело. Нашим родным нужно не наше роптание на Бога, а молитва за их души, которые уходят от этого бренного мира с его трудностями в жизнь вечную, где будет или вечное поругание, или вечное общение с Богом. Любой человек несовершенен в этом земном мире, нет безгрешных, кроме Бога, поэтому и нужна молитва. Надо не роптать на Бога за то, что он призвал человека, а молиться за своего близкого, может быть, вспоминать те хорошие моменты, которые были. Кто знает, как могла измениться его жизнь в дальнейшем, может быть, тогда бы остались уже не такие хорошие воспоминания.

– Девушка – православная христианка, но любит молодого человека, который принадлежит к другой конфессии или даже вере. Они хотят связать себя брачными узами. Есть ли какие-то условия для этой девушки?

– Необходимо снова сказать, что к каждому конкретному случаю надо подходить особо. Существует такая церковная бюрократия, когда для получения благословения на венчание в православии неправославный христианин дает письменное обязательство, что он не будет препятствовать своему супругу (или супруге) исповедовать православную веру и в дальнейшем, если появятся дети, не будет препятствовать их крещению и воспитанию в православии. К сожалению, опыт показывает, что не все браки, заключенные и внутри одной конфессии, бывают счастливыми. И сказать, что все браки, заключенные между православными и неправославными, совершенно несчастны, тоже будет определенной ложью. Но, как правило, какие-то культурные аспекты всегда налагают на дальнейшую жизнь определенные отпечатки, и не всегда позитивные. Не всегда хватает мудрости с той и другой стороны, чтобы сохранить баланс между своей и другой верой.

В моей приходской жизни есть пример семьи, где жена православная, а муж мусульманин, по большим мусульманским праздникам он посещает мечеть, но это не мешает ему возить жену по святым местам, и он очень любит и уважает ее. У них есть любовь: они умеют пожертвовать своими амбициями. Дети воспитываются в православии. А сколько людей, которые считают себя православными, но православной жизнью не живут, а бывают хуже язычников. Поэтому в каждом случае нужно смотреть на конкретного человека. Нельзя наверняка сказать, будет ли такой брак счастливым или несчастным, но есть проблемы, которые, если не будет мудрости во взаимоотношениях, могут дать свои плоды. Это проблемы воспитания детей, образа жизни, то, насколько супруги смогут дать друг другу свободу выбора в своем духовном пути, чтобы потом не упрекать друг друга.

У нас есть замечательный пример: великий князь Сергей Александрович и Елизавета Федоровна. Ведь она приняла православие не из необходимости. Это Александра Федоровна должна была принять православие, потому что выходила замуж за наследника престола. У Елизаветы Федоровны такого условия не было, поэтому, когда она венчалась, то не была православной. Но совместная жизнь с мужем, общение в православной среде подвигли ее к православной жизни. Как показывают исторические документы, они оба были счастливы в браке (который, к сожалению, был недолгим и закончился трагически), но это, скорее, исключение из правил.

– Время нашей передачи заканчивается, скажите, пожалуйста, Ваши пожелания телезрителям на оставшееся время Святой Пятидесятницы.

– Дорогие братья и сестры, укрепляйтесь в вере, боритесь с соблазнами, которые нам посылает мир, не ропщите, а умейте благодарить Бога. И когда вам кажется, что все совсем плохо, оглянитесь вокруг, но не смотрите лишь на людей, которые, как вам кажется, живут благополучнее и счастливее вас, а смотрите и на тех, которые живут хуже. Умейте принимать волю Божию и благодарить Бога за то, что Он нам посылает. Помните, что наше с вами – это грехи, а все остальное – от Бога. Помощи вам Божией, Ангела Хранителя и многая и благая лета!

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать