Добродетели на примерах Русской литературы

25 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном селе и нескольких приписных храмов, член союза писателей России. Передача из Москвы. Эфир 25 марта 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях духовник Алексеевской Женской обители в Красном селе г. Москвы, член Союза писателей России, литератор и педагог протоиерей Артемий Владимиров.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте. Да благословит нас Господь на интересную и содержательную беседу.

 

- Наша сегодняшняя тема «Добродетели на примерах из русской литературы».

Чем, на Ваш  взгляд, русская литература отличается от зарубежной?

 

- Если говорить о шедеврах мировой литературы, о Шекспире, Сервантесе, мы увидим, что в них судьба человека рассматривается под знаком вечности. Однако XIX-XX века неизбежно вели Запад к выхолащиванию, оскудению мысли относительно человеческой личности. Между тем, как русские писатели, хотя и не все были воцерковлены, тем не менее, пытались понять, в чем состоит призвание человеческой личности, соответственно, счастье и несчастье человека в той мере, в какой он уклоняется от предначертанного тебе пути.

Метафизическая основа русской литературы: вечные вопросы бытия и человеческого духа, желание понять, в чем состоят запросы нашей бессмертной душ, объясняет неоскудевающий интерес к ней не только в России, но и среди читающих людей всего мира.

 

- Если говорить о добродетелях кротости и смирения, то люди часто путают их с безволием, слабостью. Поясните, пожалуйста, на примерах русской литературы.

 

- Один из самых загадочных образов русской литературы для меня – старик из сказки «Золотая рыбка» Александра Сергеевича Пушкина. Подумаем, что целых 33 года он жил со своей старухой на берегу синего моря. У старухи же, видимо, было депрессивное состояние  духа. Ни улыбки, ни ободряющего слова не видел от нее старик, но с какой выдержкой, умением властвовать собой пытается он найти общий язык с ней. По внешности он не сопротивляется своеволию своей старухи. Выполняя ее капризы, он получает в ответ ругань и тычки, однако, не теряет самого себя, не берется за полешко, но, очевидно, поминая слова Господа о терпении, применяется к ситуации и не теряет надежды, что старуха все-таки образумится. В результате, поэт показывает нам, что кротость и терпение, умение сохранить баланс ума и сердца, остаться собой, услышать человека, даже неадекватно ведущего себя, оказываются победоносными. По воле нашего поэта, старуха оказывается у разбитого корыта, а старик, хотя и  остается в тени, хочется надеяться, что он выходит духовным победителем в этом бескровном поединке. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

 

- Вопрос телезрительницы из Тулы: Существует выражение «благими намерениями выслана дорога в ад» Кто имеется в виду: тот, для кого что-то делают, или тот, кто делает? Как понять, когда человеку действительно надо помогать. Ведь иногда помогаешь, а потом видишь, что от этой помощи человеку становится только хуже?

 

-  В Священном Писании такого изречения нет, оно взято из западноевропейской литературы и не имеет абсолютного характера. Царь Давид дал нам ясную инструкцию: «Твори благо, бегай злаго», но родитель царя Давида премудрый царь Соломон говорит «иные пути кажутся человеку прямыми, но конец их – дно адово». Если мы, руководствуясь по-видимому добрыми рассуждениями, нарушаем Божию заповедь, например, желая не ссориться с человеком, подыгрываем его тщеславию. Либо девушка, желая выйти замуж, соглашается на внебрачные отношения, предполагает в дальнейшем законного брака. Там, где желая достичь благих целей, мы прибегаем к сомнительным средствам, там, я думаю, применимо высказывание «благими намерениями вымощена дорога в ад».

 

- Ведь бывает и так, что за желанием помочь другим скрывается собственное тщеславие?

 

- Когда, например, супруг, желая просвещать светом православия народы вокруг себя, забывает о собственных детях, так что они не видят его и предоставлены улице, тогда, как он сам заседает в благотворительных фондах. Об этих пропорциях говорят мудрые изречения нашего народа: «что не в меру, то от лукавого», «кто чем увлекается, тот тем и искушается».

 

- Слово «ответственность» происходит от слова «ответ». Перед кем этот ответ, и на какой вопрос?

 

- Думается, что это связано со служением. Нравственный характер человека связан с его готовностью служить.

Вспомним самое зрелое прозаическое произведение Пушкина повесть «Капитанская дочка», мы помним, как в крепость, где служат полтора инвалида, врываются разбойники, устраивают «майдан», пытаясь захватить крепость, появляется сам Емелька Пугачев, и вид его ужасен, он творит самосуд. Долг перед Отечеством, присяга, данная царю перед Богом, делают стариков Мироновых, родителей Машеньки, пожилых, не импозантных людей делают прекрасными. Таков и слуга Петруши Гринева Савельич, он не знает страха перед лицом смерти, потому что верно служит баричу. Вот почему это одно из самых педагогичных произведений Пушкина, по этой повести можно учиться на положительных примерах. Петр Гринев не способен на подлость, предательство, он говорит правду в лицо разбойнику Пугачеву, терпит клевету Швабрина. Это русский дух, мужество и честь, основа которых как раз чувство ответственности. Это духовная вертикаль, которая свойственна лучшим персонажам русской и советской литературы, по которым мы можем воспитывать наших детей.

 

- Вопрос телезрительницы из Подмосковья: Как относиться к художественному творчеству Л.Н. Толстого, зная его заблуждения в понимании православия. Можно ли брать за образцы его героев?

 

- Любой художник слова, живописуя жизнь и отражая народные характеры, воскрешает давно ушедшую эпоху. Любой, кто хоть раз в жизни читал «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, понимает, какое значение Севастополь в его прошлом и будущем имеет для России. То, что описано Толстым, было явлено в эти недели всем нам от Владивостока до Калининграда. Толстой как художник и Толстой как мыслитель несопоставимые величины. На примере Наташи Ростовой мы видим предназначение русской женщины – материнство, которое раскрывается, как лепестки розы под лучами солнца. Это свойство русской женщины – хранить верность и оплакивать малейшее поползновение, уклонение от предначертанного в совести пути. Но если Вы прочитаете послесловие «Войны и мира», Вам будет трудно понять, что хочет сказать автор, переписавший философию пессимизма Артура Шопенгауэра, это не русское, не христианское воззрение на личность человека. Вот почему Толстой – трагическая фигура, он сам отлучил себя от матери-Церкви.

Беседуя со своим издателем на веранде дома в Ясной Поляне, на вопрос, что бы он сделал, если узнал, что там, за дверью в сад, среди цветущих яблонь в белом хитоне стоит сам Господь Иисус Христос, Толстой ответил: «Я бы попросил Его подождать. Не могу преклонить колени перед распятым Христом». Что это? Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, нашего несчастного графа разъедала демоническая гордыня, ведь он хотел быть не больше, не меньше, как пророком, который объединит под стягом толстовства все прогрессивное человечество. «Лев был, - сказал старец Варсонофий Оптинский, - и лев его связал». Гордость скрутила графа по рукам и ногам. И хотя он делал добрые дела, помогал голодающим, но в своей публицистической деятельности он, конечно, раскачивал корабль русской государственности, сделав для безбожной октябрьской революции не меньше «вольных каменщиков» Вольтера, Монтескье, так называемых французских просветителей.

Как художник он, конечно, любим нами, и жизненные коллизии, являемые, например, в романе «Анна Каренина» упреждают нас об ошибках и их трагических последствиях. Вот почему так важно прочтение произведений, важны талантливые преподаватели, которые не осуждают ошибки писателя, ведь кто от них застрахован, но умеют переходить от страниц романа к живой и назидательной беседе, которая имеет своей задачей духовно-нравственную ориентацию наших подростков.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Ставрополя: Являются ли заповеди, данные нам Господом в Нагорной проповеди, ступенями лестницы в Царство Небесное. Вытекает ли каждая последующая заповедь из предыдущей, и надо ли двигаться в их выполнении в этом же порядке или можно начинать с любой?

 

- Разумеется, в заповедях Нагорной проповеди есть своя божественная логика и последовательность. Если в начале сказано «блаженны кроткие», затем «сердечная чистота» и вершиной является призыв радоваться в гонениях и злословиях, то, безусловно, здесь есть постепенность. И никто не может запрыгнуть сразу на девятую ступень. Но у каждого из нас есть свои дарования, и мы должны, изучая заповеди, присматриваться к самим себе. Святые отцы советуют не перепрыгивать со ступеньки на ступеньку, но с другой стороны, нужно отыскать ту добродетель, которая ближе всего по сердцу, и развивать, прежде всего, ее.

 

- Многие писатели не были людьми воцерковленными?

 

- Писатель земли Русской – человек ищущий, страдающий. Кто-то, как Федор Михайлович Достоевский или Александр Исаевич Солженицын, приходят к катарсису через страдания, произнося в сердцах осанна своей каторге. Большинство из зрителей знают, что Достоевский, увлекавшийся в молодости идеями социализма, был участником радикального кружка петрашевцев, на каторге пережил потрясение и вернулся в русскую культуру христианином, кроме того, монархистом. Думаю, что к писателям и  поэтам нельзя предъявлять обычных требований, мы благодарны им за их авторскую исповедь в их творческих произведениях.

Если искусство облечено в прекрасную форму, и русский мир раскрывается в нем во всем многообразии, если произведение является своего рода энциклопедией русской жизни, то изучая произведение писателя со всем вниманием и любовью, мы призваны исполниться сострадания и любви к нему как человеку и выполнять его просьбы. Николай Васильевич Гоголь обращался к своим читателям: «Помолитесь обо мне», и очень жаль, что сгорел его второй том «Мертвых душ», он бы очень пригодился в нашем сегодняшнем разговоре о добродетелях.

 

- Вопрос телезрительницы: У преподобного отца Иоанна Кронштадтского есть слова о том, что каждый человек должен считать себя достойным ада, но надеяться на милосердие Божие. В то же время заповедь говорит о любви к ближнему, как к самому себе. Как все-таки я должна относиться к себе: любить или считать достойной ада?

 

- Будем помнить, что Христос пришел в этом мир, чтобы освободить нас от насильства дьявола, очистить от страстей. Присутствие в душе человека гордости или жадности, как у скупого рыцаря в одноименной повести из «Маленьких трагедий» Пушкина, похоти, как у Дон Гуана, променявшего супружество на разврат и сошедшего во ад, зависти, как у Сальери в трактовке нашего поэта, является свидетельством того, что в душе человека разгорелся ад. Вместе с тем каждый из  нас создание Божие, ради которого Христос пролил Свою Кровь. Осознавая себя как последнего грешника среди прочих: «из них же первый есмь аз», не будем терять надежды на милосердие Божие. Особенно это важно помнить современным людям, склонным к депрессии и унынию, которые каясь, порой загоняют себя в угол.  Раскаиваясь в грехах своей юности, надо при этом говорить «Господи, я грешен и слаб, но твердо и несомненно верую, что Ты меня помилуешь, очистишь и спасешь». Так Соня Мармеладова вселила в Родиона Раскольникова, переступившего через кровь, веру в милосердие Божие. Так главный герой «Преступления и наказания» вновь собирает и обретает свою душу благодаря жертвенной любви этой девушки. Милосердие Божие неистощимо, и мы, каясь в своих грехах, должны уповать на Божию любовь, ибо Господь пришел затем, чтобы извлечь нас из ада страстей и даровать чистую, прекрасную жизнь в лоне матери нашей Церкви.

«Возлюби ближнего своего, как самого себя» - означает относиться к просьбам других людей не менее внимательно, чем к своим собственным потребностям. Эта заповедь призывает нас пробиться сквозь коросту собственного эгоизма, и иметь сердце сочувственное, сопереживательное. Как сейчас мы всей страной сопереживаем нашим братьям на Украине и молимся о том, чтобы Господь водворил там мир и спокойствие, избавив их от тех страшных опасностей, которые они во многом сами привлекли на свою душу. Верим, что наша состраждущая любовь и молитва свершат чудо истории.

 

- Значит ли, что отношение к себе как грешнику – это требовательность к себе, а любовь к ближнему – внимание к  окружающим людям. И означает ли это, что качества эти не противоречат друг другу?

 

- Они чудесно совмещаются. Чем строже ты к себе самому, тем милосерднее, снисходительнее, благороднее к окружающим, и это, несомненно, свидетельство русского духа, просвещенного Божией благодатью.

 

- Вопрос телезрительницы: Как узнать, есть ли воля Божия на то или иное дело в повседневной жизни, при том, что не идет речь о противоречии заповедям Божиим?

 

- Господь дал нам голову, и человек должен рассуждать, упражнять свой ум. Есть вещи нравственно безразличные: куда ехать, где продавать. Господь снисходителен к человеку и позволяет ему свободно решать такие вопросы. Не думаю, что во всех случаях надо искать волю Божию. Воля Божия, прежде всего, касается внутреннего состояния нашей души. О воле Божией прекрасно сказал апостол Павел: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

Если Вы в течение всего дня будете ходить пред Отцом Небесным, то рассеются все призраки. Поэтому блаженный Августин вывел такую парадоксальную формулу: «Люби Господа Бога всем сердцем твоим и делай то, что хочешь». То есть сердце, исполненные молитвы к Богу и любви к ближнему, никогда не позволит нанести вред ближнему, а Божья благодать восполнит то, что тебе недостает, и будешь благоуспешен во всяком слове, во всяком действии, потому что Дух Святый будет содействовать тебе.

 

- Вопрос телезрительницы из Тувы, которая говорит, что страдает от бедности и спрашивает, что ей сделать в духовном плане, чтобы выйти из этого порочного круга?

 

- Мир не без добрых людей, и мне кажется, что наши батюшки, которые служат по городам и весям, являются своего рода «банком данных», я бы рекомендовал Вам обратиться к священнику на приходе, поскольку сам Бог велит нам помогать друг другу. Надо помнить также слова Господа «ищите прежде Царства Божия, и все прочее приложится вам», я бы хотел направить Вас к святителю чудотворцу Николаю. «У Бога всего много», святитель Николая настолько близок нам, что только поставишь свечу, как Господь тут же помогает через этого святого. И мы помолимся за Вас, чтобы Господь послал Вам помощь через соседей и близких, хочется надеяться, что русские люди никогда не оскудеют милосердием и состраданием друг к другу.

 

- В чем заключается добродетель послушания, и не противоречит ли она самостоятельности?

 

- Слово «послушание» многообъемно. Если брать его в мистической глубине, то это есть стремление исполнить волю Божию, которую мы познаем через тех, кто поставлен руководствовать нами. Уже упомянутый нами Петруша Гринев приступает к Машеньке Мироновой, не скрывая свою любовь, стремясь к ней, как к чистому источнику. Но Машенька тотчас бежит к папеньке, чтобы заручиться его благословение на дружбу с Петрушей. Наши девчонки, такие безбашенные, иронизируют над родителями, думая, что те их не понимают и не чувствуют, и считая, что могут сами, в свои неполные шестнадцать лет решать, как жить и с кем дружить. Но результат этого - обесчещенные души, отравленные неверием в добро, разочарованные страницы, не имеют надежды на светлое будущее. Послушание требует интеллекта. Послушание – покров Божий над человеком в награду за простоту, кротость, умение смотреть на самого себя со стороны, смирить свою гордыньку перед опытом человека, любящего нас и наказующего нам путь, по которому идти. Это родители, духовники, педагоги, здесь я говорю о тех, кто самим делом доказали любовь и преданность молодежи.

 

- То есть послушание основано на трезвой оценке собственных качеств?

 

- Безусловно, знание своей ограниченности, умение прислушаться, проанализировать мудрый совет, который стоит больше злата и добра, ибо это лазерный луч, рассеивающий тьму на пути. Сейчас не так много людей разумно-послушных, большинство же «я сам с усам» и «попрошу не указывать». Не будем отчаиваться, потому что послушанию можно научиться и на собственных ошибках.

 

- Почему венцом добродетели называют любовь?

 

- Потому что без любви, как без воздуха, можно быть приличным, галантным, воспитанным, благотворительным, но по сути своей  врач будет рвачом, учитель – мучителем, даже батюшка без любви будет, как персонаж сказки Пушкина, «поп, толоконный лоб». Любовь не в словах, но в сердечных расположениях, в самом стремлении послужить человеку бескорыстно. Поэтому подлинная и чистая православная вера действуется любовью, все прочие добродетели – кирпичики, которые увенчиваются крышей, скатом – любовью. Хотя, с другой стороны, и начинать мы должны с любви к Богу, и когда наши мысли и чувства собираются в единый световой пучок и устремляются к источнику света, тогда Бог воздает нам своей благодатью и делает человека способным любить без раздражения, без корысти, без надежды на взаимность.

Если бы меня спросили, как «жить не тужить» в XXI столетии, я бы ответил – с молитвой к Богу и любовью к людям.

 

- Большое спасибо за беседу, отец Артемий. Прошу Вас в конце программы благословить наших телезрителей.

 

- Дорогие друзья, призываю всех вас к молитве денно и нощно за Россию и православие, с тем, чтобы мы с Божией помощью обрели покой и в Москве, и в Харькове, и в Киеве, и в Луганске. Верим, что Матерь Божия поможет нам справиться с этой задачей.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы