Беседы с батюшкой. Новый год

25 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин.

– Почему Новый год мы отмечаем 1 января? Простой, банальный вопрос.

– Дело в том, что это было связано с юлианским календарем, с Гаем Юлием Цезарем, который в 45 году до Рождества Христова провел реформу. Само слово «январь» – от имени бога Януса. Это двуликий бог, который смотрел вперед и назад. Поэтому с наступлением 1 января люди вроде бы обращают взор на будущий год, но в то же время провожают минувший. От этого Януса двуликого на самом деле и пошло празднование Нового года.

Мы знаем, что новогодний праздник очень древний. Наша жизнь выстраивается определенными периодами: человек не может погрузиться словно в какую-то реку и плыть без начала и конца. Ему хочется отсчитывать какие-то периоды как некие ступеньки или этажи, по которым мы поднимаемся.

– Даже дни рождения мы отмечаем.

– Да, у нас есть дни недели, сами недели, месяцы, годы. Когда наступает новый год, то человек как бы приостанавливается, вспоминает, что он прошел за этот год, и ему хочется, чтобы новый год стал некоей новой жизнью, чтобы воплотить какие-то свои мечты, достичь новых успехов, удач. Я думаю, это во многом связано с человеческой психологией. У человека внутри заложено стремление к чему-то доброму, хорошему. Поэтому он настроен на новый год и вкладывает в это свои самые светлые чаяния. Но мы знаем, что до революции в России жили по старому календарю. Таким образом, Новый год был после Рождества Христова.

– То есть 25 декабря.

– Да, 25 декабря – Рождество Христово, а 1 января (то, что сейчас 14 января) – день памяти святителя Василия Великого. Кстати, тут вспоминается, что в греческой традиции не дедушка Мороз и не Санта-Клаус (как в Западной Европе), а агиос Василиос – святой Василий, потому что память его как раз приходится на 14 января, что по юлианскому календарю является старым Новым годом. Святого Василия Великого тоже изображают в красном полушубке, он тоже дарит подарки. Это уже более православная традиция, но она прижилась только в Греции. Вот такие простые размышления по поводу предстоящих событий.

Не нужно забывать, что мы все-таки еще в Рождественском посту, что стремимся к Рождеству Христову и Рождество Христово – это праздник, который по своей глубине, величию намного превышает светские праздники. Если Новый год – это всего лишь празднование смены времен, наступление нового жизненного периода, то Рождество Христово обращает нас уже к торжеству небесной жизни. Мы вспоминаем ангелов, которые воспевали Бога. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! То есть людям возвращается благоволение Божие, поэтому самое главное – конечно же, встретить новорожденного Христа. К этому мы должны стремиться и не забывать про пост.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии упоминается о братьях меньших; кто такие братья меньшие?»

– Спасибо Вам за вопрос. Спаситель говорил о том, чтобы не пренебрегать меньшими братьями. Здесь имеются в виду, конечно, те люди, которые не достигли высокого социального положения в обществе, не представляют собой земного величия, но испытывают какие-то нужды. От них мы не должны отворачиваться, им мы должны помогать. Потому что каждый человек является нам братом. Мы все дети Божии, все произошли от Адама и Евы, от одной супружеской четы. Поэтому мы все друг другу братья и сестры. И к любому человеку нужно относиться как к брату во Христе. Неважно, великий он по земным меркам или совершенно незначительным кажется нам, но пред Богом нет незначительных людей. Каждый наделен образом Божиим. Каждый призван к вечной, бессмертной жизни, и наша задача – увидеть в любом другом человеке, даже в самом маленьком, даже в ребенке, вечную ценность, бессмертную душу. И помогать так, будто пред нами находится  святой человек. Потому что в любом человеке обязательно есть что-то святое, доброе. Это важно заметить.

– Есть вопрос от телезрителя, достаточно простой: «Правда ли, что в новогоднюю ночь исполняются мечты?»

– Это, наверное, детское пожелание; уж не знаю, кто задал такой вопрос. Очень хотелось бы, чтобы исполнялись новогодние мечты. Я вспоминаю детство, когда вдруг обнаруживаешь под елкой новогодние подарки и действительно веришь, что их принес дедушка Мороз. Загадывали мы желания и даже, по-моему, писали какие-то записочки, чтобы эти желания исполнились, клали их под елку… Время было другое, пока мы не воцерковились. Тогда мы поняли, что надо не загадывать желания, а молиться Богу, обращаться ко Господу. Когда молишься с искренним, чистым сердцем, то мечты действительно сбываются, если есть на то воля Божия.

Вспоминаю, как святой Иоанн Златоуст порицал суеверные представления, связанные, кстати, с Новым годом (это вторая половина IV века), и уже тогда, оказывается, было много суеверных представлений. Люди думали, что как проведешь первый день года, так год и пройдет для тебя. Из-за этого они предавались безудержному веселью, винопитию. Отсюда какие-то пороки… Святой Иоанн Златоуст убеждал людей, что нужно первый день года посвящать не греху, не страстям, а добродетели, молитве, благословениям. Если первый день встретишь именно с молитвой Богу, то и весь год пройдет с благословением Божиим.

Конечно, к Новому году неоднозначное отношение у разных людей. Многие люди Новый год превращают в пьянку, кто-то даже из-за этого умирает, сердце не выдерживает нагрузки от алкоголя. В этом нет ничего хорошего. Но мы знаем, что Церковь в наши дни установила новогодние молебны, которые совершаются в позднее время. В этих молебнах мы обращаемся ко Господу, чтобы Он благословил нас в наступающем году. А поскольку молебен служится, то сам по себе Новый год не является греховным, даже встреча гражданского Нового года 1 января, поскольку мы совершаем молебен в этот день. Однако этот день не греху надо посвящать все-таки. Многие люди привыкли встречаться с родственниками в этот день, собираться за трапезой. Думаю, ничего в этом плохого нет. Но дальше уже надо действовать по мере воцерковленности: если вы воцерковленные люди, пусть эта трапеза будет постной. Рыба дозволяется в какие-то дни сейчас.

– А бокал шампанского?

– Если праздник, то, наверное, можно. Но лично для меня неприемлемо сидеть за телевизором, потому что идет шум, галдеж, эти передачи такую суету вносят внутрь, что на следующий день будет измотанная нервная система, никакого внутреннего покоя. Поэтому думаю, что стоило бы избегать шумных программ, передач, а посвятить время просто общению друг с другом. Побеседовать, подумать о том, как лучше провести новый год, каких ошибок избежать, какие добрые дела сделать, как лучше построить семейную жизнь, уделить внимание детям в наступившем году. То есть чему-то созидательному посвятить этот вечер, если уж собираться на Новый год. Можно посмотреть какие-то фейерверки, но не затягивать до особых празднеств.

– Но все равно спать не получится. Тем, кто живет в городах, сложно уснуть. Еще есть традиция, которая в последнее время очень распространяется: ночные богослужения и возглас на литургии «Благословенно Царство…» – как раз под залп петард и салютов; но что делать, такое время.

– Если не ошибаюсь, такие литургии служатся в Сретенском монастыре, в Николо-Перервинском и еще в некоторых храмах Москвы; может быть, и в других городах. Я думаю, это прекрасная традиция, когда христианин идет в храм, поскольку храмы ближе всего душе. Ведь часто как бывает? Родственники к храму не очень, и они трапезу превращают в мирское веселье; верующему человеку там негде приткнуться. Поэтому он идет в храм и там проводит эту ночь, приобщаясь благодати Божией. Наверное, это прекрасная традиция нашего времени. Не нужно забывать, что 1 января – это память мученика Вонифатия.

– Как раз ему молятся против пьянства.

– Да, мученику Вонифатию молятся против недуга пьянства, винопития. Это удивительный мученик, который пострадал на рубеже III–IV веков. Поначалу он вел жизнь разгульную, распутную, предавался винопитию. А потом, когда увидел страдания христиан, то настолько этим проникся, что тут же подошел к ним, испросил их благословения и сам исповедовал себя христианином. Он принял мученическую кончину и стал покровителем тех, кто одержим недугом пьянства, но хочет вырваться из этого. Дело в том, что сам Вонифатий изначально и был христианином, но не мог освободиться от своих недугов. Как та женщина Аглаида, с которой он предавался греховной страсти. Однако благодать Божия помогла им преодолеть эти грехи, и он стал мучеником, святым угодником. Это Промысл Божий, что именно 1 января его память, и для нас это некое вразумление: в новогоднюю ночь нельзя предаваться винопитию. В этот день мы отмечаем память того, кто преодолел эту страсть, кто стал исповедником Христовым, кто помогает недугующим пьянством преодолевать свою страсть. Поэтому всячески постараемся избегать этого.

– И другие праздники тоже можно отметить. Например, 3 января – память святителя Петра, митрополита Московского; 2 января – святого Иоанна Кронштадтского…

– Ему тоже, кстати, молятся в том числе и о преодолении алкоголизма. Он много боролся против этого. А 1 января еще вспоминается преподобный Илия Муромец, удивительный святой, который даже в былинах у нас отражен. Историки предполагают, что жил он во времена князя Владимира Мономаха (не Владимира Великого). Интересно, что проводились исследования его мощей.

– Они в Киево-Печерской лавре находятся…

– Да. Действительно, он был богатырем. Из былин мы знаем, что до тридцати лет он не мог ходить, а потом три странника то ли молитвой своей помогли, то ли еще как-то, но он смог подняться. После этого он направился именно в Киево-Печерскую обитель поклониться святым угодникам Печерским, чудотворцам. Посвятил себя защите Отечества христианского, а после получения раны стал монахом, окончил жизнь в иночестве, преподобным отцом. Мощи его почитают. Вот память такого удивительного святого празднуется 1 января.

– Это к вопросу о том, как можно провести время перед Рождеством в выходные дни. В церкви, в храме.

– Вспоминая святых, память которых отмечается в эти дни. Я еще хотел сказать, что со 2 января наступает особый период подготовки к Рождеству Христову – это пять особо строгих дней, когда уже не допускается вкушение рыбы. Богослужения в храме приобретают особый покаянный вид, напоминают в чем-то даже великопостное богослужение, служится малое повечерие, в котором появляются трипеснцы по подобию Страстной седмицы. То есть это особо строгие богослужения. Это значит, что в данные дни (а сейчас ведь эти дни выходные, люди уже не выходят на работу) мы могли бы приходить в храм, участвовать в этих службах, вспоминая святых, про которых мы говорим, и настраиваться на особую встречу Рождества Христова.

– Еще традиция Троице-Сергиевой лавры: в этот день особое богослужение, особый момент службы, когда стихиры на хвалитех поются на особый напев, когда собирается много людей, певцов и архимандрит Диодор управляет большим хором, сходкой. Это особое песнопение, особый напев, который исполняется раз в год. Можно в Троице-Сергиеву лавру съездить, такое мало где услышишь, если только в лавре.

– Некоторые люди на новогодние праздники специально уезжают в какое-то паломничество, чтобы провести это время вдали от мирской суеты. Потому что у них такие рассуждения: если я остаюсь на Новый год, обязательно получается какая-то компания, и это меня выбивает из ритма духовной жизни. Поэтому такие люди говорят, что они специально уезжают или в монастыри, или даже куда-то за границу, но именно в святые места, чтобы там в молитве, в благоговении провести эти дни.

– Мы в большинстве своем светские люди, работаем на светских работах. Мало кому посчастливилось быть в Церкви… Всегда возникает один вопрос: новогодние корпоративы, новогодние елки – как быть? Из коллектива выбиваться тоже не можешь, это нехорошо и невежливо, но все-таки эти мероприятия существуют.

– Я думаю, видимо, надо посещать эти корпоративы, потому что тем самым ты участвуешь в общей жизни коллектива, нельзя выбиваться из нее, противопоставлять себя другим. Нужно поддерживать просто добрые человеческие отношения. Поэтому нужно посетить эти корпоративы, но держать себя в руках. Не предаваться тем страстям, которые могут там возникнуть. То есть вести себя благоразумно, чтобы не уклониться в какие-то грехи. Для христианина, в принципе, это возможно, ведь христианин, если он постоянно ведет духовную жизнь, где бы ни оказался, может сохранить внутреннюю свободу, если научился работать над собой. Ведь мы постоянно сталкиваемся с какими-то искушениями, внутренними борениями. Если мы научились это преодолевать в себе, то внешние окружающие нас искушения не смогут нас сбить, вывести из ритма духовной жизни.

Думаю, эти корпоративы не являются большой проблемой. Хотя если бы я так работал, наверное, и не ходил бы. Но это мое личное представление, потому что я не настолько коллективный человек, как это может показаться по телепередачам. Я больше предпочитаю сидеть дома и писать статьи, книги. Лишних шумных встреч стараюсь избегать. Но у каждого пусть будет какой-то свой подход к этому. Главное – сохранять искреннее, доброе отношение к своим сослуживцам, к тем, с кем вместе работаешь. Неважно, верующие они или неверующие. В любом случае в них образ Божий, это наши ближние, это люди с живой душой, и к ним нужно по-доброму относиться.

– А Вы как будете встречать Новый год?

– Я повторю, что в любом случае не собираюсь сидеть в ночь, у меня сил нет сидеть и тем более смотреть какие-то телепередачи. Я даже не вижу в этом нужды, мне это не нужно.

– А как же дети, супруга?

– Да, я про это хотел сказать. Дети ведь прекрасно знают, что будут и салюты, и фейерверки, все это хочется посмотреть. Они знают, что другие дети в это время встречают Новый год, поэтому у нас, конечно же, будет елка, будет вечерняя постная трапеза, с рыбой. Можно и постную трапезу приготовить…

– Благо русская кухня может позволить себе это.

– Да, роскошно, что это будет настоящий праздник. На распитие вина мы в семье как-то особо не настроены. Будут какие-нибудь соки. Тем более зачем при детях? Тем более я знаю, что алкоголь – это всегда искушение. А может быть, на следующий день мне нужно будет куда-то ехать по делам? Вдруг ГАИ проверять будет на наличие алкоголя?

– Они и будут проверять.

– Поэтому это однозначно нет. Но будет небольшой семейный праздник, с которым мы поздравим друг друга. Во время таких праздников, когда мы встречаем дни рождения детей, друг друга, я стараюсь обязательно, чтобы дети тоже что-то говорили, чтобы они старались что-то искреннее от сердца пожелать, высказать, чтобы они не были «в себе», зажатыми, а старались выражать свои мысли, свое отношение к братьям, сестрам, родителям, учились поздравлять, говорить что-то, что связано с праздником. Это очень развивает внутренний мир, умение общаться. Вот так мы встретим. Говорю сразу, что засиживаться допоздна не будем.

– Вопрос телезрителя: «Почему Церковь пошла на поводу у Петра бесноватого, которого Максимилиан Волошин вообще называл первым большевиком, и не призвала народ не праздновать Новый год по его указу, а праздновать так же, как и Рождество, – по юлианскому календарю? А то сейчас все перевернуто вверх ногами. Во всем мире идет правильно – Рождество, потом Новый год. У нас же наоборот. И Рождество на вторых ролях оказывается».

Спасибо за вопрос нашему постоянному телезрителю.

– Я внесу некоторое уточнение. Петр Первый указом от 1699 года действительно установил Новый год праздновать 1 января. Но это было именно по юлианскому календарю – то есть сейчас это день 14 января. Соответственно, это было после Рождества Христова. Переместилось оно уже после революции 1917 года, когда советская власть официально перешла на григорианский календарь, а Церковь осталась на юлианском календаре. Соответственно, Новый год «перескочил» за Рождество Христово, назад, и получился такой дисбаланс. Сейчас многие люди, которые еще не очень утвердились в вере, начинают праздновать Новый год чисто по-мирски, скатываясь туда.

Я, конечно, не сторонник Петра I. Прямо говорю, не поддерживаю его европейско-либеральные реформы; он слишком полагался на европейскую культуру, которая была чужда русскому сознанию. Можно было перенимать научные достижения, заимствовать достижения в искусстве (хотя у нас прекрасное было искусство и без того), но зачем перенимать даже какие-то внешние формы? Надевать фраки, брить бороды? Думаю, это было излишне. Но Петр I, когда устанавливал Новый год, совершенно не подразумевал праздновать его каким-то распутным образом. Сохранился его указ, где он буквально предписывает: повелеваю отмечать Новый год в семьях и в этот день устраивать катания с гор вместе с детьми, гулянья на улицах, а винопитие строго запрещаю. Вот такая была формулировка.

Хотя я понимаю, что народ по-своему всегда отмечает праздники и трудно преодолеть какие-то пороки, если они вообще живут среди людей. Это уже задача и нашего времени, хотя мое убеждение, что люди стали все-таки более верующими. Однако и критики много в адрес Церкви. Но все равно неуклонно люди более воцерковляются, больше воспринимают православную культуру. Потихоньку идет процесс одухотворения общества. Я думаю, что пройдет еще какое-то время, и многие пороки отступят.

– Вопрос из социальной сети. Во время вечерних молитв у телезрителя происходит душевный подъем, выступают слезы. Как быть ближе к Богу, с Ним знакомиться, испытывая при этом меньше душевных переживаний?

– Если слезы выступают сами, то слава Богу, пусть будет так. У святых отцов предлагается такое правило: если слезы сами идут, пусть идут, но не нужно себя заставлять плакать. Слезы не должны рождаться искусственно. Видимо, тут из сердца идут какие-то особые чувства. Бывает так, что люди давно не исповедовались, приходят в храм (особенно это связано с женским полом), и у них сами по себе начинают течь слезы, потому что душа откликается. Она раскрывается, слезы начинают течь сами собой. Когда такие люди искренне исповедуются, то наступает более-менее равномерное состояние души, уже поменьше таких слез, потому что душа умиротворилась, так скажем. А здесь, видимо, какая-то жажда исповеди; может быть, какие-то были грехи, до конца не раскрытые. Так что, думаю, это решается через исповедь.

– А такое понятие, как слезная молитва, это как раз то, о чем Вы говорили?.. Это же как дар считается?

– Такая молитва не совсем то, о чем задает вопрос наш телезритель. Здесь он только начинает читать, и слезы текут. А бывает так: для человека что-то очень дорого или он о чем-то очень переживает – и он настолько глубоко молится сердечно, что у него проступают слезы. Такая молитва является действительно самой сильной, потому что во время этой молитвы он уже точно никуда внутренне не уклоняется, мыслью не отвлекается. Он настолько сердечно обращается к Богу, будто перед Самим Господом  находится! Такую молитву Господь слышит, принимает, и обязательно дается ответ.

– Вопрос телезрителя: «В утренних молитвах есть слова: или хощу, или не хощу, спаси мя… Что это значит?»

– Это очень хорошие слова. Наша жизнь полна преткновений. Когда мы молимся, то вроде бы хотим, чтобы Господь нас спас. Но может наступить момент духовного охлаждения, равнодушия, когда мы претыкаемся на каких-то грехах и перестаем уже искать спасения. То есть в жизни может наступить период, когда мы забудем о своем спасении. Поэтому сейчас уже заранее мы молимся: Господи, если я хочу, то спаси меня; но если даже не захочу, если у меня не появится такого желания, Ты все равно меня спаси, верни меня на путь спасения.

Вспоминается блаженный Августин, который тоже молился своими словами: Господи, спаси меня, только не сейчас, а немножко попозже. Когда он не мог еще порвать со своими греховными страстями, предавался плотской распущенности. Но молитва его исполнилась, Господь его чуть позже, но спас, вывел из этой ситуации. Вот мы молимся: если вдруг у нас возникнет охлаждение, если забудем про такую молитву, просим, чтобы Господь все равно вернул нас на путь спасения.

– Вопрос телезрителя: «Будет ли грехом поздравить католических друзей с Рождеством 25 декабря?»

– Думаю, это не будет грехом. Если у вас есть друзья католики и вы находитесь с ними в каких-то душевных отношениях, оставаясь православным, но зная, что у них есть свой праздник, – поздравьте их с их праздником. Для них это будет приятно. Вы не отступаете от православной веры, ведь вы не идете с ними в их храм и не отмечаете с ними католическое Рождество. Просто поздравляете с праздником, который для них является близким и родным.

– Но это касается только католиков? Или других конфессий тоже? Например, я у многих своих верующих православных друзей видел пост, где написано: Happy Hanukkah; еще что-то… Это правильно вообще или нет?

– Если католическое Рождество, то оно все равно еще относится ко Христу Спасителю. Мы знаем, что есть Поместные Православные Церкви, в частности Греческая Церковь, которые сегодня и отмечают Рождество Христово, потому что они приняли григорианский календарь. В этом смысле тут есть некая общность. А иудейских праздников я бы, конечно, советовал сторониться, потому что иудаизм все-таки выстраивался в антагонизме христианству. Лучше не соприкасаться тесно с этими традициями.

– Вопрос телезрительницы: «Как себя должен вести настоящий христианин, верующий человек, если живет в квартире с двумя опустившимися алкоголиками? Ведь они вызывают только ненависть, раздражение. Как их можно полюбить, как к ним можно относиться?»

– Христианин все-таки, где бы он ни находился, всегда со Христом. Нам стоит помнить: где бы мы ни жили, во-первых, рядом с нами всегда Господь. Всегда. По какой-то причине нас Господь ставит в эти ситуации. Либо с соседями проблемы, которые не дают тебе покоя, либо на работе возникают конфликтные ситуации, либо у кого-то внутрисемейные склоки. Я считаю, это самое страшное, когда семейный корабль испытывает неприятности. А кто-то живет вместе с людьми совершенно иного образа жизни, с подверженными каким-то страстям. Есть Божий Промысл. Раз Господь нас поместил в эти условия, значит, это нужно для нашего спасения. Значит, нам дается возможность приобретать в этих условиях добродетель терпения, смирения, учиться любви. Ведь мы явно видим, что у нас не хватает любви. Если бы мы действительно были по-настоящему с Господом, приобщены благодати Святого Духа, если бы добро жило в нашем сердце, то это добро изливалось бы на тех, кто находится рядом с нами. В таком случае мы не угасали бы от чужого греховного образа жизни, а, наоборот, своим теплом могли бы их преображать. Господь нам дает такие ситуации, в которых мы могли бы постараться внутренне работать над собой, чтобы через сострадание, через молитву за этих людей постараться им помочь.

Господь так сподобил, что мне было дано выезжать в центры, где работают с наркозависимыми, с людьми, страдающими алкогольной зависимостью. Я хочу сказать, что это люди, страдающие болезнью. Алкоголизм – это не только греховная страсть, но и болезнь, которая на физическом уровне человека подминает. Он не может из этого выйти и всячески будет отказываться от помощи, потому что его сознание несвободно, он подавлен. Поэтому Вы постарайтесь, если есть у Вас такая возможность, поискать центры работы с наркозависимыми, где их могут реабилитировать, могут помочь им помимо их воли. Когда обращаются родные пьющих людей, то их забирают (даже помимо их воли, пусть в состоянии алкогольного опьянения), вывозят, и с первого же дня, как они оказываются в центрах по реабилитации, они уже прекращают пить или принимать наркотики. И дальше уже каждый день идет какая-то работа, там они находятся три месяца, потом срок продлевается до шести, но лучше, когда это до года. Есть огромный процент тех, кто прекращает пить.

Я думаю, прежде всего Вам надо молиться о них, укреплять себя. Поймите, эти люди болеют. Если видишь человека парализованного, который не может подняться, у нас же сострадание возникает к нему. Или к человеку, который болен неизлечимой болезнью, умрет скоро… Мы тоже сострадаем ему. Алкоголизм – это такая же болезнь, и нужно отнестись к таким людям с пониманием, что они не могут из нее вырваться. Они мучаются. Не Вы мучаетесь, находясь рядом с ними, а они мучаются прежде всего. Вы-то еще можете спастись, преодолевая такие трудности, скорби, а как им спастись, если они объяты этой страстью? Поэтому постарайтесь проникнуться именно состраданием и молиться за их души, но также поискать центры реабилитации, которые наверняка есть. Бывает, храмы организуют такие центры, или они создаются на епархиальном уровне. А бывает, на общественном уровне. Вроде бы они не религиозные, но там тоже православные люди трудятся, и там им могут оказать существенную поддержку. Я просто столкнулся практическим образом и увидел плоды реальной деятельности таких центров. Там люди спасаются.

– Надеюсь, все будет хорошо и некоторые вопросы по милости Божией будут решаться. Еще вопрос телезрителя: можно ли увидеть ангелов?

– Хороший вопрос! Вот настанет Рождество Христово, и в каком-то смысле мы духовно, не телесно, должны увидеть ангелов, потому что это праздник ангельский. Помните, вифлеемские пастухи увидели в небе ангелов, которые воспевали Господа, воспевали это благоволение Божие к людям? Ангел возвестил пастухам, чтобы они шли к пещере, где увидят Младенца в яслях. Поэтому мы встретим ангелов и увидим их духовно в день Рождества Христова. Конечно, в крайне редких случаях люди видят ангелов, а иногда слышат.

Год назад я преподавал на богословских курсах, и мы рассматривали тему, посвященную ангелам, по догматическому богословию – то, что это бесплотные силы, которые служат Богу, возвещают волю Божию. Потом кто-то из слушателей сказал, что на Афоне записали ангельское пение, и даже дали послушать. В Интернете гуляет эта запись, но я бы сразу сказал, что это не ангельское пение. Дело в том, что ангельское пение – это совсем иное, чем мы думаем. В той записи это вполне человеческое пение, которое, может быть, и гармоничное, но оно не пробуждает твоего сердца. Ничто не откликается в твоих духовных глубинах. К сожалению, часто Интернет наполнен псевдочудесами. Там говорится, что некий послушник услышал ангелов, а потом вернулся в келью, взял диктофон и записал. Никогда никакие видения от Бога не давались людям подобным образом, чтобы человек вначале увидел, потом подумал: дай-ка я возьму записывающее устройство, приду и запишу. Господь это дает в какой-то момент человеку для вразумления, для вдохновения. И ты уже не имеешь возможности пойти за какими-то земными средствами, чтобы это записать, потому что это была весть из небесного мира.

Когда мы эту тему обсудили, одна из наших слушательниц, Елена, рассказала, как она с сыном ездила в Египет. Они решили подняться на гору Синай. А у Елены аллергия. Во время паломничества все было нормально, а на Синай должны были подниматься на верблюдах. И тут вдруг у нее открылся аллергический приступ, так что дошло до астматических проявлений, она стала задыхаться. Оказалось, что у нее аллергия на верблюжью шерсть, о чем она даже не задумалась, потому не взяла лекарств. Решили так: вся группа поехала на верблюдах к вершинам Синая, а она со своим сыном-подростком начала подниматься на гору по тропинке пешком.

Идет, у нее приступ продолжается. Она уже задыхается, наконец говорит: «Сынок, я больше не могу; ты иди один, а я буду спускаться». И тут ей сын говорит: «Мама, ты что, не слышишь? Храм же рядом, слышишь пение?» Она прислушалась – действительно, раздается храмовое богослужебное пение. Когда они его услышали, то тут же пошли на это пение. А была уже ночь. Когда они поднимались, это пение настолько их влекло, настолько было прекрасно, что хотелось быстрее попасть туда, где оно раздается. И пока они шли, она даже не заметила, что у нее закончился аллергический приступ, она уже дышала нормально. Когда они дошли до храма, то буквально вбежали туда, в храм на вершине Синая (это храм в честь Святой Троицы, если не ошибаюсь), и поразились: оказалось, храм был пустым! Там не было никакого пения. Тогда они поняли, что это действительно было что-то от ангелов, которые дали ей такое утешение, потому что она уже думала, что не сможет подняться, и смирилась с этим. Но ей Господь подал такое утешение – услышать ангельское пение.

Она говорит, что сравнить это было невозможно ни с чем. Ей хотелось всем сердцем быть там, где раздается такое пение. Но когда они пришли к храму, уже была тишина. Они даже опередили ту группу, которая поднималась на верблюдах. Это к вопросу насчет ангелов. Я думаю, конечно, специально люди не могут увидеть ангелов, только в редких случаях; может быть, Господь в качестве утешения или поддержки может подать такое видение.

– Думаю, каждый из нас ощущал действие ангела-хранителя. Наверняка были ситуации, когда внутри себя понимаешь: сейчас ангел-хранитель спас.

– Потому что ангел-хранитель рядом с каждым из нас. Бывают такие ситуации, когда он помогает.

– Вопрос телезрителя. Новый год он хочет провести с сыном, но он в разводе, и родственники жены против того, чтобы он с сыном виделся. Молиться ли о врагах или через суд решать этот вопрос?

– Вопрос-то в чем заключается?..

– Скорее вторая часть вопроса основная.

– Нужно прежде всего молиться, потому что Господь часто по горячей молитве разрешает ситуации самым удивительным образом. Даже бывает так, что разводящиеся вдруг опять обретают единство – и все восстанавливается только за счет того, что кто-то из близких людей подъял на себя молитвенный подвиг, совершал молитвенное делание. Но если уж назрела такая критичная ситуация, которая жизненно необходима, то можно решить и через суд. Но только сохраняя мирные взаимоотношения. Самое главное – это не сползать во вражду и относиться к суду как к вынужденной необходимости, когда нужно добиться каких-то своих прав, необходимых тебе для жизни в отношении жилья или еще чего-то. Но все-таки сохранять к этим людям, по крайней мере, какое-то доброе отношение. Не воспринимать их как врагов. Меня немножко насторожило в вопросе то, что эти люди заранее определяются как враги. Думаю, это неправильно. Они не являются врагами. Грех косит всех, искушает любого человека. Люди разделяются запросто, входят в противоречия друг с другом, перестают ладить. Это немощь, и мы не умеем восстанавливать отношения по немощи. Не нужно считать их за врагов. Нужно молиться за них как за ближних.

– Время передачи подходит к концу, давайте сделаем вывод о сегодняшней нашей встрече.

– Самое главное, мы находимся на пути к Рождеству Христову, а Рождество Христово – это удивительная радость, это свет вифлеемской звезды, свет Самого Христа, Который рядом с нами. Поэтому будем думать не о новогодних пирушках. Да, во время новогоднего вечера можно друг с другом посидеть, попраздновать благочинно. Но самое главное – обрести подлинное единство друг с другом во Христе и прийти на рождественское богослужение, причаститься Святых Таин Христовых, хранить светлую рождественскую радость дальше. Пусть это будет настоящим, подлинным началом для наступающего года. Дай Господь, чтобы все мы были причастны свету Рождества Христова.

– Спасибо Вам за сегодняшнюю беседу, мы ответили на много вопросов; надеюсь, свою долю пользы принесли нашим телезрителям, которых хочу поблагодарить за активность. Просим прощения, если на чьи-то вопросы не успели ответить. Обязательно ответим в будущих передачах.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы