Беседы с батюшкой. Религиозное образование и духовно-нравственное воспитание

25 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о православной педагогике отвечает насельник Александро-Невской лавры иеромонах Димитрий (Самойлов).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Темой нашей сегодняшней встречи станет религиозное образование и духовно-нравственное воспитание.

Отец Димитрий, пожалуй, стоит начать с определения, что есть религиозное образование и духовно-нравственное воспитание.

– Духовно-нравственное воспитание – это, безусловно, воспитание человека в духе православной веры, путеводительство его ко Христу. Конечно же, оно должно базироваться прежде всего на таких основополагающих принципах, как доступность, систематичность, фундаментализм. И самым главным условием духовно-нравственного воспитания должна стать связь теории с практикой, ведь и от личности самого педагога зависит многое. Выражаясь словами святителя Иоанна Златоуста, «учитель и достоинство учителя не в том, чтобы стяжать славу от учеников, но самое главное – вести ко спасению».

– Мы знаем, что в Александро-Невской лавре есть детская воскресная школа, которую Вы возглавляете, и ведется катехизация. Скажите, насколько сегодня это востребовано? Насколько велик интерес к детскому религиозному образованию и религиозному образованию, катехизации среди взрослых людей?

– Благодарю за вопрос. Безусловно, наша детская воскресная школа (которая, кстати, в этом году будет праздновать свой юбилей) уже двадцать лет по благословению владыки-наместника осуществляет свою педагогическую деятельность, направленную прежде всего на воспитание наших будущих прихожан. На сегодняшний момент именно религиозному образованию уделяется очень много внимания со стороны священноначалия: и Святейший Патриарх Кирилл, и Священный Синод считают это в приоритете. И слава Богу, что на сегодняшний момент мы, имея более ста семидесяти учеников в нашей школе, включая и отделение дошкольного образования «Божья коровка», можем сказать, что это и востребовано, и актуально.

– То есть интерес есть, несмотря на то, что говорят о постхристианской эпохе и так далее в плане детей…

– Вы знаете, дети – это наше будущее. И, конечно же, родители должны уделять воспитанию детей, наверное, если не все время, то хотя бы большую часть, ведь как говорит святитель Иоанн Златоуст, «не рождение делает отцом и не чревоношение делает матерью, но доброе воспитание и хорошее образование». Поэтому когда родители понимают всю насущность данного вопроса и по милости Божией приводят детей в воскресную школу, я считаю, что они прежде всего зарабатывают спасение своей собственной души и, конечно же, благо желают это и своим детям.

– Слава Богу, что это происходит. Расскажите, пожалуйста, о тех направлениях, которые сегодня существуют в воскресной школе Александро-Невской лавры.

– Прежде всего это, конечно же, учебная деятельность – изучение таких предметов, как священная библейская история, история Русской Церкви, церковнославянский язык, литургика, церковное пение и так далее. Слава Богу, что преподаватели, уже много лет являя такой монолит, и отдают, прежде всего, себя этому поистине очень благородному делу, и, конечно же, в самих детях видят источник вдохновения, ведь ребенок фактически преображается на их собственных глазах: начиная с дошкольного отделения «Божья коровка» многие переходят уже и в среднее звено и заканчивают эту в буквальном смысле церковную десятилетку с дипломами об образовании.

– Да, десять лет – это значительное время.

– Это с пятилетнего возраста и фактически до четырнадцати–пятнадцати лет, когда наши учащиеся становятся выпускниками, но даже и здесь мы не теряем с ними связь. Слава Богу, что у нас есть и хор выпускников, который, кстати, имел возможность на пасхальном богослужении в Исаакиевском соборе исполнять песнопения поздней Божественной литургии.

– С десяти лет, я уточню, можно прийти...

– В девять лет мы начинаем прием в первый класс. Совсем скоро начинается учебный год, и, в общем-то, каждый желающий может прийти, и если он действительно желает своему ребенку здравия как телесного, так, самое главное, и духовного, то привести его в нашу школу, а уж мы обещаем, что постараемся сделать все возможное, чтобы по окончании курса ребенок хотя бы знал основы православной культуры. Конечно же, программой и задачей максимум является воспитание в нем и патриота, и гражданина, и, если будет такая возможность и желание, будущего прихожанина – ведь это тоже очень важно.

– Да, особенно в таком замечательном, святом и важном для Петербурга месте, как Александро-Невская лавра.

– Да, если вспомним, с какой изначально целью Петр I закладывал этот монастырь, то именно с целью подготовки высокообразованных церковных кадров.

– Что касается взрослых, Вам наверняка приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда родители приводят своих детей в воскресную школу, но сами являются людьми не сказать что нецерковными, но невоцерковленными, то есть они сами не знают того, что будет знать их ребенок. Ребенок может потом своих родителей катехизировать. Вопрос: есть ли программы для взрослых, может быть, чтобы они учились вместе со своими детьми или по другому курсу?

– Очень актуальный и важный вопрос. Действительно, в настоящий момент родители, приводя своих детей на занятия в воскресную школу, сами потихонечку начинают как бы углубляться в учебный процесс. Слава Богу, что у нас есть и педагоги, и приходят из братии, чтобы в момент, когда идет обучение детей, родители не скучали на лавочках, а включались в этот процесс. В общем-то, происходят такие непосредственные беседы, и постепенно даже через подготовку к тем или иным праздникам, к постановкам происходит воцерковление. Во-первых, сплачивается коллектив: родители по мере сил участвуют и в наших материальных вопросах (скажем, постановка Рождественской елки сопряжена со многими затратами, это и костюмы, и так далее и тому подобное). И через труд и такие беседы происходит их воцерковление. Действительно, те люди, которые, может быть, вначале просто привели своих детей, в конечном счете потом становятся ближе к Кресту, и в этом наша приоритетная задача.

– Существуют ли вступительные испытания для деток?

– Конечно же, если это выпускники нашей «Божьей коровки», то есть дошкольного отделения нашей школы, то мы, в принципе, берем их автоматически. Но, забегая вперед, скажу, что 4 и 11 сентября будет проходить собеседование, где мы посмотрим, нужно ли это и родителям, и детям, поскольку иногда бывают моменты отторжения и неприятия. Конечно же, приходится с такими прощаться. Но мы готовы работать с любыми подростками, детьми, самое главное, чтобы им этого хотелось, чтобы это не было внапряг. Но вспомним слова замечательного христианского педагога К.Д. Ушинского: «даже и понуждать иногда бывает необходимо».

– Родился такой вопрос: дети с особенностями развития могут обучаться в воскресной школе в лавре?

– Я прекрасно понимаю, о чем речь. У нас есть такие детки, и мы в равной степени уделяем им внимание. Слава Богу, что дети находят здесь социальную поддержку, то есть они не чувствуют себя ущемленными. Я считаю, что, пожалуй, как раз такое воцерковление принесет больше плодов, когда дети, во-первых, перестают думать о своих комплексах, а во-вторых, у детей здоровых и полноценных формируется чувство милосердия, сострадания, любви, взаимопомощи. Поэтому в целом это, конечно же, дает такие позитивные результаты.

– Да, это важный момент, ведь часто бывает, что в школе ребенка не понимают и он – аутсайдер, то есть он сидит где-то на задней парте и учителя, в силу того что, может быть, бывает очень трудно охватить весь класс, не дотягиваются до таких детей. В воскресной школе, наверное, все-таки по-другому, а если есть такая ситуация, то она как-то корректируется.

– Безусловно, ведь многие наши выдающиеся педагоги основополагающим принципом считали любовь. Ведь и апостол Павел говорил, что «любовь назидает, а вот знания – надмевают». Поэтому, конечно же, поистине христианская любовь должна быть основным вообще в системе религиозного образования.

– А в какие дни проходит учеба? «Воскресная школа» ассоциируется с воскресеньем.

– Конечно, это название, говорящее само за себя. Наши занятия проходят в воскресенье. Традиционно в девять часов утра начинается Божественная литургия. В череде богослужений Александро-Невской лавры это средняя литургия, и мы с детьми имеем возможность в одном из храмов (или домовом Серафимовском, или Никольском храме на Никольском кладбище) проводить свою детскую литургию. Как раз здесь мы видим настрой, создаем у детей мотивацию, поскольку после службы (она, как правило, заканчивается уже в 10.30, очень динамично, детки сами и поют) мы идем трапезничаем, а буквально спустя какое-то время – небольшая перемена, и уже в 11.30, даже раньше, начинаем занятия. В целом так проходит учебный день именно в воскресенье. Для дошкольного отделения – «Божьей коровки» занятия проходят в субботу с 10 часов утра.

– Вопрос телезрительницы: «Как часто причащаются дети в воскресной школе и как часто проходит исповедь? Меня интересует возраст восьми-девяти лет. Моя внучка четыре года ходит в воскресную школу. До семи лет она причащалась каждое воскресенье, сейчас – раз в месяц. А как это происходит у вас?»

– Хочется ответить на этот вопрос просто, четко. Поскольку богослужение у нас совершается каждый воскресный день, то, конечно же, и исповедь совершается постоянно. Мы не ставим цель, чтобы все поголовно подошли к Чаше со Святым Причастием, но, как правило, большинство детей считают это необходимым, и мы, чередуясь с нашим отцом-духовником игуменом Серафимом, как раз в полной мере можем понять то душевное настроение. И в то же время, когда совершается богослужение, а потом обязательно произносится проповедь именно по евангельскому чтению, то, конечно же, по лицам, глазам мы видим, насколько детям это интересно и полезно. Слава Богу, что наши дети имеют такую возможность и, самое главное, такую добрую традицию пусть не каждый воскресный день, но, как правило, через неделю быть на исповеди и причастии.

– Возникает такой вопрос: если дети исповедуются и причащаются с восьми-девяти лет и приходят в воскресную школу, объясняют ли им, что такое исповедь и что такое причастие, в самом начале?

– Конечно. Есть определенная система подготовки. Сама по себе детская исповедь несколько отлична от полноценной, генеральной, скажем так, взрослой. И конечно же, подготовка тоже отличается. У нас есть, будем говорить, благословленный перечень необходимых молитв, которые мы обязательно стараемся донести до родителей, и конечно же, прежде всего нужно ввести родителей. Как раз в этом и заключается катехизация взрослых – чтобы они понимали, что это не какое-то формальное действие, а в буквальном смысле встреча со Христом и только лишь через исповедь, покаяние и причащение Святых Таин возможно и телесно, и духовно принять нашего Христа.

– Да, и конечно, чтобы родители и дома готовили детей.

– Во многом от родительского участия и зависит успех духовного воспитания. На память приходят слова одного святителя: «Относитесь к своим детям как к драгоценным статуям, которые нуждаются в постоянном уходе и осмотре». И если родители будут всецело принимать участие в этом процессе, я думаю, мы сможем взрастить, воспитать духовно и нравственно здоровое общество.

– Действительно так. Вопрос по поводу богослужения: мы знаем, что для каждого мальчика большая честь, когда его вводят в алтарь, для каждой девочки радость, когда ее берут петь в хор. Дети участвуют в богослужении? Понятно, что они поют в хоре, вы об этом уже рассказали. Могут ли они алтарничать, уже обучаясь в воскресной школе, как-то трудиться, помогать священнику совершать литургию?

– Конечно, мы готовим смену. Слава Богу, что и братия нам в этом помогает. Мы говорили о практическом применении певческих навыков. Безусловно, именно на клиросе поют не только, кстати, девочки, но и мальчики, у нас смешанный хор, и слава Богу, что он от года к году прогрессирует. Я еще раз напомню, что хор выпускников даже имел возможность принимать участие в пасхальной поздней литургии в Исаакиевском соборе.

Что касается литургии, Вы рассказали, что есть такой предмет – литургика. Конечно, за то время обучения можно понять, что это такое. Какие этапы существуют в понимании литургии? Есть ли толкования на детской литургии – паузы, что, друзья, сейчас будет вот это?

– Я понял, о чем вопрос. Да, есть миссионерские литургии, и я, слава Богу, имел возможность дважды присутствовать именно на миссионерских литургиях для выпускников школ. Такой опыт у меня был, когда я совершал служение в Уржумской епархии. Сам владыка Даниил, ныне епископ Бишкекский и Кыргызстанский, проводил такую литургию, и мы объясняли основные этапы для вчерашних школьников, выпускников.

Конечно же, мы на своих занятиях обязательно объясняем и суточный богослужебный круг, и круг церковных праздников. Мы стараемся, чтобы основные моменты литургии объясняли батюшки – или я, или отец-духовник, поскольку иногда все-таки преподаватели несколько стесняются близко подходить к таким сакраментальным вопросам, и мы какие-то очень важные темы стараемся донести до наших учащихся лично.

– Это очень здорово, потому что часто возникают неожиданные вопросы по поводу, например, тайных молитв, которые могут читаться вполголоса. У детей хороший слух: «А что это такое было? Объясните, пожалуйста».

– Да, действительно, дети пытливы, любопытны, и я считаю, что такие вопросы должны быть. Если ребенок не просто «отзевал» эти час-полтора, а бывают иногда и такие случаи, когда где-то заспал... Понятно, единственный выходной день в неделю, и он должен идти, уже к девяти быть на богослужении, а это дети не из близлежащих районов. Зачастую нам приходится сталкиваться с детьми и семьями из города Пушкина. Сами понимаете, это довольно-таки продолжительное время. Поэтому, слава Богу, что дети спрашивают. И мы стараемся делать проповеди такими, чтобы это было, прежде всего, понятно, доступно и интересно.

Как я помню, на одной из передач мы уже касались, как у нас происходит связь теории с практикой именно на примере евангельского чтения. У нас есть такой положительный опыт – мы тестируем, есть опросник: по окончании литургии, когда дети приходят в класс, один из вопросов – кто, во-первых, служил (сразу понимаем, человек пришел к началу занятий или все-таки был на литургии), затем – о чем читалось Евангелие; и основные мысли проповеди. Я считаю, это очень важной и интересной находкой, и дай Бог, чтобы дети в такой форме лучшим образом уясняли и евангельское чтение, и, конечно же, учебный материал.

– Да, это очень ценно.

– Вопрос телезрительницы: «Существуют ли православные воскресные школы для детей-подростков четырнадцати–пятнадцати лет, которые, к сожалению, в детстве не ходили в воскресные школы и не имеют понятия о православии? Я бы хотела просветить в этом плане дочку».

– Может ли человек присоединиться к обучению в воскресной школе?

– В общем-то, все возможно верующему, мы это знаем. Конечно же, бывают исключения, неспроста мы приглашаем на собеседование. В общем-то, наборы в классы совершаем с мая. Поэтому по личной договоренности вполне возможно присоединиться, даже если человек не посещал до этого каких-то богословских систем образования. Как бы то ни было, мы каждому ребенку желаем счастья, и, конечно же, будет польза и ему, и всем нам от приобщения к нашей такой семье.

– Вопрос, касающийся некоторых проблем: десять лет – большой срок, и многие ли доходят до финиша? Мы знаем, что есть кризисный возраст, который как раз приходится, наверное, на старшие классы воскресной школы. Когда дети сталкиваются с этим кризисом, начинают в нем пребывать, вариться, как они его преодолевают внутри воскресной школы?

– Вы знаете, чтобы обучение в воскресных школах не было простой и голой теорией, существуют практические формы. Одна из таких форм, которая дает и стимул, и мотивацию для дальнейшего прохождения всех образовательных этапов, – это и паломнические поездки, и проведение православных смен. Совсем недавно, буквально во вторник, мы вернулись с острова Коневец, где в течение двадцати пяти дней проводили православную смену на базе Рождество-Богородичного мужского монастыря. И это уже не первая смена. Стало традицией приезжать в августе на это святое место и фактически нести монастырские послушания по сбору ягод, заготовке дров, поскольку именно дрова являются основным источником обогрева для братии в зимнее время. У нас даже установлены нормы – в день учащийся должен собрать два литра черники. Хочу сразу успокоить, что ее столько много, что и два, и три, и четыре. Даже существуют такие меры воздействия: скажем, за опоздание тому или иному провинившемуся благословляется собрать дополнительно еще литр. Поэтому у нас в такой игровой форме, основанной именно на трудовой деятельности, происходит полноценное воспитание в духе православных традиций.

Может быть, и возникают какие-то кризисные ситуации (безусловно, мы знаем, что такие кризисы бывают, даже кризис рождения – это уже кризис, кризис одного года, трех и так далее, а тем более пятнадцать лет – это уже, в общем-то, люди, имеющие свое мнение), но хочу вас заверить, что благодаря и родителям, и той атмосфере, которая царит в школе, мы стараемся эти кризисы преодолевать. И дети помогают друг другу, ну и, конечно же, наши наставники, слава Богу, тоже могут всегда найти доброе слово.

– Это очень здорово, когда летом есть возможность поехать и побыть на природе, и прикоснуться к монастырской жизни.

– Мы ставим еще одну немаловажную цель – не разрывать во времени учебный процесс, ибо три месяца летних каникул, сами понимаете, приводят к такому оскудению, что первого сентября мы приходим зачастую опустошенные. А вот когда есть возможность в течение двадцати пяти дней, причем накануне начала учебного года, потрудиться и помолиться, то это позитивный импульс для всего учебного года, и, в общем-то, здесь учащиеся вместе с преподавателями, родителями являются таким монолитом. Это, конечно же, сплачивает и многое помогает преодолевать.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы задать вопрос о посещении детской Божественной литургии. Является ли это у вас сразу обязательным, что даже детки дошкольного возраста стоят всю литургию? Или есть какие-то рекомендации и дети постепенно приучаются к посещению Божественной литургии?»

– Большое спасибо за вопрос.

– Конечно, мы стараемся все-таки быть снисходительными к детям, и обязательного присутствия младенцев на литургии, в общем-то, и не требуется. В таких случаях мы просто советуем родителям в трудные моменты психоэмоционального расстройства, так называемого «плача о грехах» (как мы в шутку называем), или выходить, чтобы все-таки не нарушать богослужебный строй, или приходить к «Отче наш», чтобы не пропустить самый главный момент богослужения, литургии – Причастие. И постепенно, как и пост, и молитву, литургию можно добавлять и усугублять. Но все эти вопросы нужно решать с духовником, поскольку иногда можно и просто заблудиться. Если батюшка благословляет быть уже не к концу, а ближе к середине, значит, уже пришел тот возраст. Ведь фактически священники и являются директорами воскресных школ у себя на приходе, они видят становление этого ребенка, видят его глаза, когда он подходит к Святой Чаше. Иногда даже младенцу до семи лет можно дать во время причастия и Тело, если мы видим такое внутреннее устроение. Здесь очень важно не переиграть, но в меру соблюдать все этапы становления.

– Да, действительно так. Отец Димитрий, хотелось бы спросить, как раскрываются дети в процессе обучения? Есть притча о талантах, что дали столько талантов, стало столько. Есть ли интересные примеры, когда ребята находили в себе то, о чем они даже и не догадывались, и потом это в жизни у них применялось?

– Вы знаете, конечно же, не хотелось бы переходить на личности. Постараюсь ответить на этот вопрос обтекаемо, чтобы никого не обидеть. Но действительно, был случай, когда один мальчик просто боялся подниматься на клирос. Дело в том, что в одном из храмов у нас хор стоит на хорах, и чтобы попасть на хоры, необходимо подняться по винтовой лестнице. Это действительно было для него испытанием. Надо сказать, что буквально спустя год он преодолел себя. В этом, я считаю, наверное, заслуга и родителей, и, конечно же, наставников. И, самое главное, его личная. Ведь что такое воспитание и образование? Это, прежде всего, преодоление себя, это – уметь себя понудить, подвигнуть к чему-то доброму, светлому. И этот подвиг преодоления – залог доброкачественного духовного образования.

– Спасибо, отец Димитрий! Мы поговорили о воскресной школе. Теперь давайте немножко коснемся вопроса катехизации взрослых. Для чего сегодня нужна катехизация? И для кого, самое главное, она нужна? То есть кто приходит в лавру и каким образом катехизация осуществляется в Александро-Невской лавре?

– Действительно, катехизация необходима прежде всего перед крещением. Для любого крещающегося и тем более для крестных, если речь идет о крещении младенца, необходимо пройти так называемые огласительные беседы перед совершением Таинства крещения. Конечно же, на этих беседах невозможно рассмотреть весь спектр вопросов, но хотя бы постараться ввести человека в Церковь, а ведь именно в этом основа катехизации.

Что такое, в принципе, катехизация, на чем она базируется? Уместно вспомнить евангельские слова Спасителя: «Идите, научите народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». То есть это научение, введение человека, приобщение его к Церкви и является катехизацией. Мы прекрасно понимаем, что сейчас не то время, как в 90-е, когда стало возможным беспрепятственно приходить в храм, креститься, венчаться. Сейчас такого количественного потока нет, сейчас нам нужно совершенно другое – качество потенциальных прихожан. И дай Бог, чтобы эта катехизация, это научение приносило пользу и для самих приходящих, ведь это приобщение к бесценной православной культуре, это и какие-то навыки церковнославянского языка, и просто изучение догматов. Помнятся слова одного святого, который говорил, что невежество зачастую порождает робость и неуверенность, а вот как раз изучение небесных догматов возвышает человека и делает уверенным не то чтобы в себе, а уверенным в спасении, что его ждет в дальнейшем. И в этом, я считаю, залог качественного и благодарного воспитания.

– Что самое главное должен усвоить для себя человек, прошедший катехизацию, будь он оглашенным или уже крещеным?

– Во-первых, что это не форма, которую просто необходимо пройти, чтобы принять крещение в Александро-Невской лавре. Хотя очень много приходят на эти беседы, мы стараемся их сделать максимально живыми, полезными, чтобы люди не просто записались на крещение и уяснили для себя самое элементарное, что нужно принести с собой, но хотя бы через оглашение постарались и самообразоваться, ведь любое образование подразумевает и самосовершенствование. Что такое, в принципе, «образование», какой корень? «Образ». То есть образование в себе образа Божиего. Вот в этом, я считаю, самая главная задача катехизации, оглашения и бесед, которые необходимы перед совершением Таинства крещения.

Нам важно, чтобы человек прикоснулся к святыне и всем сердцем, всем своим существом ощутил радость общения с Богом, ведь именно к этому призван человек, в этом его истинное предназначение, в этом смысл его бытия – подготовить себя к вечности. И если для него крещение – это просто необходимый обряд или ритуал, то, конечно же, ничего хорошего из этого не будет. Поэтому-то и дети зачастую кричат на крещении. Почему? Во-первых, это непривычная среда – согласен. Может быть, это как раз кризис одного года – режутся зубки и так далее, факторов много. Но мы ведь и знаем, что когда дети просто улыбаются – они блаженствуют во время совершения таинства. Даже когда совершается погружение (а у нас есть возможность совершать крещение полным погружением), они совершенно не капризничают.

Наоборот, они обретают радость и благость, это видно на лицах, и все родственники удивляются. Если это действительно семья, где совершалась подготовка и к рождению ребенка в православном духе, и подготовка его непосредственно к крещению после рождения (когда мама слушала полезную для души и психики музыку, когда папа не кричал, когда не смотрелись, будем говорить, неправедные передачи, а когда читалась молитва, когда была исповедь, Причастие – очень много факторов). И когда даже дети и начинают проявлять себя, ни в коем случае не нужно потакать их слабостям, начинать с погремушечками бегать вокруг. Вы знаете, очень важно в этот момент переключить ребенка, включить его в деятельность, чтобы он увидел, что если взрослые молятся благоговейно, не просто напоказ, тогда, наверное, и ему стоит задуматься.

Понимаете, мы зачастую разрушаем иерархию ценностей, когда тот же самый крестный, даже побуждаемый такими благими намерениями, как посетить своего крестника, приходит в семью и с порога начинает дарить ему подарки. Вы знаете, многие могут со мной не согласиться, но это неправильно. Мы должны обозначить, кто в доме хозяин. Если тем более живут бабушка и дедушка, первый подарок и первое слово внимания и уважения крестный должен произнести по отношению к старшему. Конечно же, бабушка или дедушка поделятся всем со своими детьми, а дети воспользуются возможностью и дадут этот же самый кусочек сладкого своим детям, но ребенок увидит – вот четкое разграничение. Но когда все внимание ребенку, когда мы начинаем потакать его слабостям, мы воспитываем эгоистов, и в этом, я считаю, проблема всех таких номинальных крестных. И дай Бог, чтобы такие крестные и молитвой, и собственным примером могли в буквальном смысле воспитывать духовно своих подопечных.

– Наверное, еще очень важный момент в катехизации: объяснить крестным родителям и родителям, что бывают такие ситуации, когда покрестили – и надо отметить. Крестный приходит с бутылкой неважно чего (я имею в виду спиртного) и говорит: «Год назад тебя крестили, сейчас-то мы порадуемся». Это, наверное, неприемлемо. Как раз нужно об этом говорить.

– Вы знаете, любой стол – это лишь благодарность за молитву, внимание, участие, это естественное продолжение духовной трапезы. И если на нем бывает небольшое количество, как Вы сказали, бутылок, то я считаю, это надо сделать весьма эстетично. И сам момент крещения не нужно превращать в повод для таких посиделок. Но почему-то у нас зачастую стол на первом месте. Иногда приходят в храм и говорят: «Батюшка, да что ж такое! Покрестите – уже стол накрыт». Мне приходилось с таким сталкиваться. Но что хорошего из такого? Получается, что уже и на крещение-то смотрят как на обряд. И уже смотрят больше на часы, нежели в сердце свое, дабы не спугнуть голубка, как я говорю (Духа Святого), в этот сокровенный момент.

Поэтому в момент крещения, особенно в самый знаковый, я бы считал, что нужно минимизировать всевозможные видео-, фотосъемки, поскольку позирование зачастую приводит к тому, что люди хотят больше показаться красивыми перед камерами, а это, сами понимаете, негативно сказывается на самом духе крещения. Ведь люди зачастую даже не знают, какой корень этого слова «крещение», начинают гадать. А ведь крещение – это прежде всего погружение, то есть это некая смерть – смерть для греха. И конечно же, когда человек выходит из купели – это символ воскресения, восхождения его. Я думаю, на эти моменты необходимо определенно обращать внимание и этому посвящать максимум своих сил и возможностей, нежели антуражу, который зачастую бывает в наших храмах. И дай Бог, чтобы и родители, и крестные относились к крещению именно так, с душой, а не просто ради повода встретиться с родственниками.

Да, конечно. Ремарка по поводу съемок: многие действительно профессионалы в церковной фотосъемке (видеографы и фотографы) говорят, что таинства лучше не снимать. Не то чтобы совсем неприемлемо, но они не снимают, говорят: «Зачем?» Особенно когда человек причащается. В этот момент происходит настолько глубокое личное общение, что снимать, какое у человека лицо, с каким видом он подошел, с каким отошел, не стоит...

– Вы знаете, когда спрашивают, можно или нет снимать, всегда стараюсь ответить на этот вопрос творчески. Мне приходится прибегать к такому сравнению: у туриста все остается на фотопленке, а у паломника – на сердце и в душе. Люди после этих слов понимают, что, конечно, мы разрешаем сделать четыре или максимум пять кадров. Я даже говорю, в какой момент, знаковый, запоминающийся, можно. И потом, после крещения, можно сделать фотосессию и в лавре, и на площади Александра Невского – где угодно. Сделать памятный коллективный снимок по окончании, когда все собрались, у алтаря – это все допустимо. Но сам момент должен быть сокровенным и таинственным, тогда действительно снизойдет Дух Святой на младенца, тогда действительно совершится самое главное – возрождение его для жизни вечной.

– У нас остается несколько минут... Вы можете что-то пожелать, порекомендовать нашим телезрителям в рамках нашей сегодняшней беседы.

– Во-первых, хотел бы поблагодарить Вас, Михаил, за то, что вы пригласили меня сегодня поделиться мыслями. Конечно же, всем нашим телезрителям и себе непременно желаю возрастать в духе православия, стремиться более не к количеству, а к качеству, чтобы мы всецело могли поделиться опытом и со своими пасомыми, а родители со своими детьми. Но, безусловно, этот опыт нужно иметь, его нужно зарабатывать – этот опыт религиозной жизни, это сокровенное чувство благоговейного предстояния пред Богом. Конечно же, это таинственно. Но как мы можем привить вкус к церковной жизни, сами отстоя далеко от церковной ограды? Поэтому искренне всем телезрителям желал бы почаще приходить в храм и уделять внимание религиозному воспитанию своих детей. И если есть возможность, постараться привести своих детей в ближайшие к вашему дому воскресные школы. Я думаю, в этом самое главное условие духовного возрастания наших детей, залог духовного здравия нашего будущего поколения.

– Спасибо, отец Димитрий! И напоследок: если же кто-то пойдет дальше своего дома и приедет с детьми в Александро-Невскую лавру, с кем можно связаться, чтобы попасть на собеседование и впоследствии отдать своих деток в воскресную школу, которую Вы возглавляете?

– Как я уже говорил, 4 и 11 сентября у нас будет проходить собеседование в семинарском корпусе Александро-Невской лавры, где базируется наша детская воскресная школа. А также на сайте лавры есть вся информация, которую можно найти в подразделениях «Детская воскресная школ», там будут все контакты. Сейчас, я понимаю, нет возможности бегущей строкой это обозначить. Иными словами, можно зайти на сайт лавры и посмотреть все, что необходимо, чтобы дети пришли, необязательно к нам, а просто вообще посмотрели, что на Невском проспекте существует древнейший мужской монастырь Северо-Запада.

– Спасибо, отец Димитрий! Благодарю Вас за очень интересную беседу. Дай Бог, чтобы родители, которые желают, чтобы их дети получили такое образование, нашли то место, где дети смогут его получить.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать