Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

25 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе г. Екатеринбурга, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, преподаватель Екатеринбургской православной духовной семинарии иерей Даниил Рябинин.

– Продолжается седмица памяти жен-мироносиц. Некоторые сайты с информацией о праздниках (есть такой сборник из разных источников) сообщают, что сегодня день дочери. Когда соединяются такие даты, как день матери, день отца, сына и дочери, получается, что появляется праздник «день семьи», который тоже, в общем-то, существует. Поэтому предлагаю нашу сегодняшнюю программу начать с разговора о семье, семейных ценностях; может быть, о поддержке семьи. Семья, в которой  полная идиллия, часто встречающаяся на экранах телевизоров, в кинематографе, к счастью, и в жизни бывает. Но бывает и совсем по-другому. Как научиться ладить друг с другом? Все-таки муж и жена – это разные люди, которые становятся одной плотью, но они должны этому научиться.

– Действительно, тема семьи, отношений в браке – это вообще тема довольно сложная, трудная, и всегда здесь подобрать какой-то универсальный совет очень сложно. Хотя набор этих советов, рекомендаций, для того чтобы в семье было все отлично, довольно-таки прост. Когда мы говорим о семейных ценностях, о неких семейных ценностях с точки зрения христианства, я думаю, что во многом они схожи между собой. Мы в первую очередь говорим о том, что семья строится на отношениях любви между двумя людьми. Это то, что связывает сердца людей, которые вместе желают прожить всю свою жизнь до конца.

Любовь предполагает многое. Может быть, к сожалению, не всегда осознанное понимание этого возвышенного слова, которое мы очень часто произносим впустую. Непонимание  до конца того, что мы вкладываем в это слово, дает те печальные примеры, которые мы, в общем-то, видим вокруг себя и, в частности, в своей жизни. Мы это тоже не отрицаем, понимаем, что христианская семья – это тоже не всегда идеал отношений. Те семейные дрязги и склоки, которые существуют, характерны для всех, потому что человек так живет, его природа повреждена грехом. Поэтому в большей или меньшей степени мы, конечно, боремся с этим. И у христианина есть много средств, которые могут помочь в его семейной  жизни. Тем не менее эта проблема существует. И мне думается, что одна из существенных проблем – это непонимание того, что есть любовь.

Если мы сейчас выйдем на улицу и спросим об этом людей, то они нам разные вещи скажут, но не всегда это понимание может дать человеку достойное осмысление семейных ценностей. На любви строится все. И апостол Павел не объясняет, что такое любовь, но называет ее свойства, качества любви. И эти качества должны быть воплощаемы в жизни человека. В конце концов, основное свойство любви заключается в том, что она изливается вовне, она не может сама на себе замыкаться. Мы же сами на себе замыкаемся. А это уже не любовь, это извращенная любовь. Извращенная любовь – это эгоизм. Вот когда мы живем эгоистично, а это беда нашего современного мира, семьи, общества – всего человечества, то тогда и получается огромная проблема. И мы говорим, что супруг или супруга меня не слышит. Потому что это эгоизм, потому что все живут в гордости,  никто не хочет примириться с другим и так далее... Тем не менее ответы и решения этих вопросов мы, безусловно, находим в христианстве, в осознании, осмыслении брака с точки зрения христианского учения.

Более того, находим просто великолепные примеры жизни тех людей, которые воплотили эти идеалы в своей семейной жизни. К этому мы должны приглядываться, на это мы должны ориентироваться и с этим сверять свою жизнь. По-христиански мы сверяем свою жизнь с жизнью святых людей, думаем, как бы вел себя святой человек в данной ситуации, и, может быть, находим ответ. То же самое и здесь. Я думаю, нужно преодолевать этот эгоизм, и многие проблемы уйдут на второй план и решатся.

А любовь  жертвенна, безрассудна; она, если хотите, не может быть по расчету. И тогда, когда один человек говорит другому о любви, когда он пытается жить вместе или быть с кем-то вместе, основывая свою жизнь на некоей любви, но вкладывая в это понятие какие-то иные смыслы, то, наверное, в какой-то момент происходит кризис отношений.  То, что мы, к сожалению, видим и сегодня по статистике, и вообще по тем примерам, которые нас окружают. Это большая проблема сегодня для нас, но эта проблема общечеловеческая. Она заключается в том, что человеческая природа повреждена грехом. Надо бороться со своими страстями, и тогда в нашей жизни, в том числе и семейной, все будет замечательно.

– Да, статистика действительно неумолима, 50% браков в год распадается, и много говорится о поддержке семьи. Вы упомянули о таких способах, которые, может быть, и есть для укрепления семьи. Но, может, назовете на конкретных примерах: какие у христианина есть способы проявления любви, смирения и сострадания к своим ближним? И даже не только в семье, а вообще к окружающим людям.

– У меня сегодня были такие размышления на эту тему. Когда мы говорим о семье, мы говорим, что семья – это ячейка общества (с социальной точки зрения); либо называем ее малой церковью. Это известное для всех понятие. И вот если говорим о малой церкви, давайте посмотрим, какие вообще свойства Церкви существуют. Мы их в Символе веры поем без конца. Мы исповедуем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Так вот, эти свойства Церкви как таковой давайте переложим на малую церковь, на семью.

В семье должно быть единство, это безусловный фундамент того, на чем строится семейная жизнь и отношения. Если есть разлад, то ничего не получится. Нужно единство целей, осознания смыслов; к ним стремится семья. И святость как идеал, как некий глобальный смысл мы вообще вкладываем во все сферы человеческой жизни, в том числе и в семью. Святость… Мы говорим о Святой Руси очень часто, а почему она святая? Потому что много было куполов, крестов, потому что звон колоколов? Нет. Потому что святость есть та идея, тот смысл, чем жил русский человек всегда. И это должно быть в семье: единство, святость.

Теперь соборность. Что это такое? Определение очень простое: Церковь не ограничена ни временем, ни местом, ни пространством, когда мы говорим о Церкви как о Теле Христовом. Но давайте это свойство, это качество приложим к семье. Это память, которой сейчас у нас нет. Не интеллектуальной памяти нет, а памяти своих предков, близких, родных. Ведь это сейчас утеряно. Называют нас «Иванами, не помнящими своего родства». А ведь это скрепляет семью: память традиций семьи, народа, которые должны жить. И они, опять же, дают это преемство, это единство, они скрепляют семью.

И последнее – апостольство. Каждый член Церкви апостоличен, а как это приложить к семье? Апостольство – это ведь служение. И в этом смысле служение должно быть определяющим качеством человека-христианина (это понятно), но и внутри семьи тоже. А это есть явление таких качеств, как смирение, послушание, что должно быть. И через это подавляется и преодолевается гордость, то есть эгоизм, который становится большой проблемой для многих людей.

Я это вижу так: приложить то, что мы говорим о Церкви в глобальном смысле, к малой церкви. Увидеть эти качества, раскрыть их для себя, и я думаю, мы найдем многие ответы на те вопросы, которые возникают. Опять же, это все нужно реализовать. Конечно, очень хорошо и красиво говорить об этом, но это надо, конечно, применять в своей жизни. Но практика, к сожалению, у нас хромает.

– Да, спасибо Вам за такое необычное сравнение. Действительно, семья – малая церковь. И почему бы все эти характеристики Матери Церкви не применить к малой церкви?

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Кто определяет и решает, в Церкви человек или нет? Допустим, разбойник, который был справа от Христа,  состоял в Церкви или не состоял? Об апостолах и говорить нечего в то время, они все разбежались, кроме одного. Так кто решает, в Церкви человек или нет?»

– Отвечу очень коротко и просто: Бог решает. А какой здесь еще ответ может быть? Но здесь надо иметь понимание, что мы подразумеваем под словом «Церковь». Некий социальный институт или что? Когда мы говорим о разбойнике, который висел рядом со Христом, все-таки речь не шла о том понимании Церкви, определение которой мы найдем в катехизисе, где Церковь есть собрание людей, объединенное верой, таинствами, церковной иерархией, исповеданием и так далее. О какой Церкви мы говорим? Церковь – это собрание тех людей, которые спасаются, поэтому в конечном счете все определяет Господь, вся власть в руках Божиих, но не в человеческих. Ответ может быть только таким. Либо надо иметь какое-то более подробное размышление над этим вопросом.

– Продолжая тему семьи и малой церкви, мне кажется, стоит поговорить еще о том, где искать примеры. Мы уже чуть ранее говорили, что мы сами, читая жития святых или их высказывания, как бы проникаемся ими и иногда думаем, как бы поступил такой-то и такой-то, что бы он сказал или по этому поводу подумал. Где искать пример благочестивой христианской семьи, у которой стоит поучиться, с которой стоит брать этот пример?

– Это, кстати, очень хороший вопрос. Во-первых, в примере мы всегда видим живой опыт людей. И если откроем церковный календарь, то действительно находим и святые семьи, и общение святых людей. Но думается мне, что для нас очень близкий пример, очень яркий, четкий и важный – это, безусловно, пример святой царской семьи. Святые царственные страстотерпцы для нас явили пример воплощения идеала христианской жизни. Они близки нам во многих смыслах.

Поэтому, безусловно, мы делаем акцент на той внутренней атмосфере, которая царила в их семье, на воспитании детей, на отношении родителей к своим детям, на отношениях между супругами. Об этом мы читаем в их прекрасных, великолепнейших дневниковых записках, которые сохранились. Это удивительные вещи, которые доносят настолько простые, ясные чувства, настолько глубокие рассуждения и размышления, что просто вдохновляют нас следовать этим великим примерам.

И подвиг царской семьи, который они вместе совершили, венчает всю их жизнь. Это подвиг святости, это безусловный, абсолютный подвиг тех качеств, совершенств христианской жизни, который они воплотили при жизни и в завершение своей жизни, когда приняли мученическую кончину, когда взошли на эту Голгофу. Это удивительный пример.

Об этом мы говорим сегодня очень много, в особенности в преддверии совершенно удивительного, очень важного, знаменательного, жизнеопределяющего времени. Это Царские дни. И вообще весь этот год посвящен теме святых царственных страстотерпцев. Это год, когда мы отмечаем столетний юбилей того духовного подвига, который совершил государь-император Николай II и его августейшая семья вместе со своими спутниками и верными друзьями и помощниками. Это и 150-летие со дня рождения государя-императора Николая II, и тот его крестный путь, который совершился здесь, у нас на Урале.

Жизнь, личность самого страстотерпца Николая, членов его семьи мы можем рассматривать под разным углом, с разных сторон. И в этом в разных сферах и областях своей жизни мы можем найти просто колоссальный кладезь и пример того, как стоит жить каждому из нас. Безусловно, это образ семьи, и мы всегда молимся святой царской семье, чтобы и их молитвами, их предстательством Господь помог преодолеть те многие проблемы, в которые мы повержены сегодня  в нашей стране.

Это и образ интеллектуала, образ человека, который поднял и возвысил Российскую империю во всех сферах экономической, политической жизни. Мы видим всех членов царской семьи совершенно удивительными людьми, а все благодаря тому, что каждый из них и все вместе в совокупности стали воплощать в себе те идеалы, которые заповеданы Богом в Евангелии. Это очень важно. И думается, что в этот юбилейный год, в эти особые дни, когда для нас государь-император Николай II имеет важнейшее значение во всех сферах нашей жизни, важно видеть этот пример, назидаться им, осмысленно подойти ко всем тем историческим событиям, которые привели к огромнейшим трагедиям, свершившимся в нашем государстве. Но вместе с тем увидеть в этом и промыслительную десницу Божию.

Приближаются Царские дни. Конечно, центральным ядром этих событий будет ночное богослужение, которое будет совершаться с 16 на 17 июля, и эти богослужения торжественно возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Но и весь царский год насыщен многими событиями, которые отражают знаменательные даты памяти Николая II и его блаженной семьи. В частности, 30 апреля – это особенная дата, начало крестного пути царской семьи здесь, на Урале, прибытие ее из тобольского заключения в Екатеринбург. В этот день в нашем городе пройдет крестный ход от того места, где они впервые вступили на Уральскую землю в Екатеринбурге, – от станции Шарташ до Храма-Памятника на Крови; собственно до места дома особого назначения, где сегодня возвышается этот храм, ставший центром притяжения всех людей, которые верят в Россию, любят царя, молятся Богу о России.

Мы пройдем в семь часов утра этим крестным маршрутом еще через два знаковых места нашего города: через храм Порт-Артурской иконы Божией Матери, которая имеет особое значение для нашего государства как явленная нашей стране в особое время; и через железнодорожный вокзал, где находится образ Державной иконы Божией Матери, имеющей также определяющее значение для нас. И дальше проследуем до Храма-на-Крови, где будет совершена Божественная литургия. Всех приглашаем, это важное событие для нашего города, для всех паломников, которые в этот день прибудут к нам. Это будет важно: вместе молиться, вместе пройти этим крестным путем, вместе обратиться к Господу.

Мы начали с семьи. Церковь – это семья, в которой находятся и святые люди, уже прославленные Богом, восшедшие на Божественный небосвод и там воссиявшие ярким светом звезды святости. И они вместе с нами пойдут этим крестным ходом. Мы пойдем к царской семье, и они будут вместе с нами. И думается, что во всех смыслах это богослужение, это священное действо будет иметь просто колоссальную духовную пользу, в том числе для семьи каждого из нас.

– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Луки есть притча, в которой говорится, что никто не вливает молодое вино в мехи ветхие и так далее. Я бы хотела узнать настоящее толкование; это ведь не о вине говорится, как я поняла».

– У нас на «Союзе» есть программа о толковании Писания. Надо ее чаще всем смотреть. Понятно, что речь идет не о вине, но и о вине в том числе. Ведь молодое вино не вливают в мехи старые по разным причинам. Во-первых, оно прокиснет, потому что там было старое вино, а во-вторых, мехи ветхие могут просто прорваться – и вино разольется. Там речь идет о фарисеях, о фарисейской закваске, об учениках Христовых и об учении Христа. Вы бы открыли толкование святых отцов на Четвероевангелие, в частности, Иоанна Златоустого или каких-то иных святых отцов, которые разбирают этот момент.

Я не думаю, что сейчас важно уделить какое-то длительное время толкованию этого места, но суть такая, что учение Иисуса Христа – это молодое вино, учение фарисеев – это те мехи старые, которые не могут его вместить, иначе они лопнут – и все прольется. Вот таким образом нужно рассуждать. Ведь мы видим на страницах Священного Писания, что Господь очень часто укоряет фарисеев за их узколобость, потому что они не могут что-то вместить. Он говорит: «Вы глазами смотрите и ничего не видите; ушами слышите и ничего не слышите, вы – мехи старые, потому что не можете это воспринять». Это, конечно, проблема многих.

Через эту тему можно вновь вернуться к семейным трудностям: человеку важно и видеть, и слышать, потому что иначе мы будем как глухонемые, которые не могут между собой договориться о каких-то совершенно элементарных, простых вещах. И отсюда будут возникать проблемы. Но, думаю, толкование здесь простое, краткое, а за подробным стоит обратиться к архиву телеканала «Союз» и там найти нужную программу с этим отрывком.

– Рассуждая о семье, мне кажется, можно говорить о том, что когда человек создает семью, не каждый готов вместить ее в себя. И если говорить о поддержке семьи, то как научиться не погрязнуть в каких-то бытовых делах, а продолжать видеть в своей второй половине и друга, и поддержку? Может, есть какие-то практические советы? Например, раз в неделю обязательная поездка куда-нибудь в лес, на прогулку, без ребенка или вместе с ребенком, чтобы это был такой семейный день.

– Ваш вопрос очень актуален, безусловно. Но мне кажется, что эти вещи очень индивидуальны.

– Понятно, что универсального примера нет, но, может быть, у Вас есть какой-то конкретный пример, который кому-то из наших зрителей покажется важным. Например, я вспоминаю такой проект, как «Супружеские встречи», который проходит у нас, в Екатеринбургской епархии. Туда приезжают пары, которые хотели бы решить какие-то свои супружеские проблемы или, может быть, научиться какому-то опыту. И, проводя это время между собой, общаясь, учась вести диалог, некоторые выбираются из каких-то кризисных моментов. И постепенно у них получается выстраивать между собой диалог. Понятно, что, говоря о любви, мы, может быть, неправильно себе представляем этот термин. И если бы мы научились его правильно представлять, если бы действительно понимали, что семья – это малая церковь, то в этом случае таких вопросов вообще не возникало бы. Но это умение оперировать такими бытовыми вещами тоже очень интересно.

– Абсолютно согласен, потому как любой человек скажет, что семью губят бытовые вещи, бытовые обстоятельства. Но тот пример, о котором Вы сказали, это прекрасный проект. И очень хорошо, когда в храмах или в каких-то учреждениях появляются такие семейные клубы. Семье или любому человеку, который сталкивается с проблемой, важно выйти за пределы своего мирка, в котором живешь. Часто многие проблемы мы пытаемся самостоятельно решить и не апеллируем к примерам. Мы уже сказали о примерах святых людей, которые имеются (в частности, это святая царская семья). Поэтому такое общение, когда есть семейные клубы, – это очень классные проекты, которые дают возможность посмотреть на другие супружеские пары, поделиться опытом решения проблем, приобретения каких-то положительных качеств.

Это все правильно, и человек выходит за рамки некоего своего мира. «Всё, справиться с этим больше не могу, ты меня достала, и мы с тобой разводимся». Это критическая ситуация, но мы все-таки должны исходить из соображений созидания. Развестись легко. Поэтому важно для себя найти такое место, таких хороших, добрых людей, которые могли бы быть для нас примером, могли бы развеять какие-то вещи, которые нам кажутся совершенно непреодолимыми и непостижимыми.

Иногда все намного проще, чем нам кажется. С одной стороны, не надо привязываться к мелочам, с другой стороны, жизнь состоит из мелочей, поэтому здесь как-то надо пытаться совместить две эти, казалось бы, несовместимые вещи. Но и проще смотреть на некоторые моменты, которые происходят в жизни. Мы иногда очень сильно накручиваем себя, а по большому счету, может быть, что-то вообще не имеет никакого значения и смысла, а мы пытаемся устраивать из этого какую-то трагедию. Поэтому как-то проще надо относиться к жизни, найти то русло, где наша семейная жизнь давала бы хорошие плоды, добрых, хороших людей, друзей, общение внутри храма или вне его.

Я думаю, что все это понемногу будет приносить пользу, если мы сами хотим идти путем созидания. Если этого в нас нет, то хоть куда тащи, хоть с кем общайся – ничего это не даст. Надо идти путем созидания. Брак – это сложная вещь. Могущий вместить да вместит. Но это закон Божий, Бог дал этот закон человеку в раю, это принцип жизни, который Бог определил для человека. Но он такой сложный из-за греха, из-за грехопадения. Жена Адама захотела быть первой, отсюда все проблемы.

– Вопрос телезрительницы из Новосибирска: «Наши святые отцы говорят нам о том, что мы здесь, живые, можем помочь усопшим, отмолить их, что их состояние на том свете улучшится, если мы будем молиться. Какие исторические свидетельства или же близкие подтверждают это? Откуда это узнали, что наши молитвы помогут нашим усопшим родным?»

– Вы же сами сказали, что святые об этом говорят. С этого начался вопрос. У нас абсолютное доверие святым, стопроцентное. Раз святые говорят, значит, так и есть. Но это церковное Предание, оно является абсолютным авторитетом для нас. Мы верим и знаем, что Бог есть милующий Судия, Он всех любит, всем хочет спастись и в разум истины прийти. Когда человек переходит границу между жизнью этого мира и жизнью грядущего, а этой границей является смерть, мы не знаем, куда Господь определяет его бессмертную душу, но мы верим (и Церковь верит), что нашими малыми молитвами и в большей степени молитвами Церкви действительно душе усопшего будет намного лучше.

Я сейчас не хочу приводить примеры из патериков или  житий святых, когда речь идет о загробной жизни человека, и как помогает эта молитва или обращение, поминовение усопшего здесь, на земле, потому что это всем хорошо известные вещи. Это очень легко найти. Или открыть любое житие святого – уверен, что из десяти в трех или четырех мы точно найдем такие ясные примеры. Это вера Церкви. В этой памяти выражена наша любовь к ближнему.

И еще важно то, что молитва действительно совершает огромное чудо не только здесь, но и там. Поэтому Господь и призывает нас к молитве. Нас призывают к молитве все святые. И молитва есть один из тех христианских столпов, на котором зиждется все. Молитва не только за живых, но и за усопших. Но мы же верим, например, что если молимся о своих близких и родных, которые, может быть, в Бога не верят или вообще живут какой-то непонятной жизнью, что Господь им здесь, на земле, поможет. Также верим, что и там Господь поможет. И знаем, что поможет. Если их души Господь принял в обители света, – они молятся о нас, если же они находятся в темном месте, то мы верим и знаем, что Господь нашими молитвами их участь улучшит, их душе будет польза и благость. Поэтому, безусловно, нужно молиться.

Впереди Троицкая родительская суббота, была Радоница – это особые дни поминовения усопших. Я сказал о Предании Церкви, оно в этом и заключается. Троицкая родительская суббота – это преддверие праздника дня рождения Церкви, сошествия Святого Духа на апостолов. А Церковь – это собрание не только живых людей, но и усопших. Поэтому церковное Предание устанавливает особое поминовение в канун праздника дня Святой Троицы, в канун дня рождения Церкви, чтобы мы помолились о своих близких и родных. И в этом смысле мы и являемся Церковью, которая и здесь еще ведет борьбу с силами зла и тьмы; и она же – Церковь торжествующая небесная. Поэтому молиться надо обязательно. Это вера Церкви испокон веков.

– Вопрос телезрителя: «На Пасху во многих храмах причащались без исповеди. Там ссылаются на слово Иоанна Златоустого, что все могут причащаться: и постившиеся, и непостившиеся. Можно причащаться без исповеди?»

– Во-первых, в слове Иоанна Златоуста речь, конечно, не о причастии идет. Хотя косвенно можно это отнести к таинству Святого Причащения, потому что для нас участие в Божественной Евхаристии – это всё, на этом зиждется наша жизнь, потому что здесь, в таинстве Евхаристии, Христос. Сейчас, в период от Пасхи, дня Светлого Христова Воскресения, до Пятидесятницы (Троицы), мы ежедневно читаем Евангелие от Иоанна. Фактически сейчас идет чтение 6-й главы Евангелия от Иоанна. Я всем рекомендую ее открыть и прочитать. Потому что это величайшие слова Иисуса Христа, которые нужно всем нам вместить в свое сердце и понять, в чем заключается суть и смысл таинства Евхаристии. Это первый момент, на который я бы хотел обратить внимание.

Второе. В слове святителя Иоанна Златоустого речь идет о чем? Постящийся ты или нет, работник первого часа или последнего – все войдите в радость Господа, для всех Христос воскрес, всем Он открывается в этой пасхальной радости. Безусловно, эту пасхальную радость мы воспринимаем через участие в Святых Христовых Таинах. Но, понимаете, практика исповеди или ее отсутствия (или еще каких-то иных священнодействий и таинств перед тем, как подойти к Святой Чаше) может варьироваться.

Сейчас поясню. У нас есть традиционно несколько дней поста перед тем, как причаститься, и необходимо исповедоваться накануне таинства Причастия. Опять же надо понимать, что есть два разных таинства: Исповеди и Причастия. Исповедь не нивелируется до формального отчета перед Богом. Бог и так знает о наших грехах. Это первый момент. Второй момент – эта практика и традиция есть у нас. И это хорошая практика; на самом деле в данном случае мы видим, что таинство Исповеди является лучшей подготовкой к таинству Святого Причащения.

Другой момент, что некоторые практики внутри приходов могут быть разные. Например, часто духовники своим чадам говорят следующее: «Если вы постились в течение всего Великого поста, причащались в Великий Четверг и Великую Субботу (это определяющие, просто колоссальные для нас события) и чувствуете, что находитесь в нормальном состоянии и расположении, то можете подготовиться, совершить необходимое молитвенное правило и дальше уже приступать к Святой Чаше. Поэтому это практика, которая может варьироваться. И какой-то духовник может вообще человеку сказать: «Слушай, брат, лучше тебе пока в этот день не причащаться, давай покайся еще немного, почитай молитовки». Не отстранить его от участия в таинстве (это никто не может сделать, Господь всех нас призывает), но тем не менее...

То есть это некая практика, поэтому здесь ничего страшного и странного нет. Если это совершается, значит, старший священник этого храма, знающий своих прихожан, такие рекомендации может давать. Но они не относятся к каждому человеку, это любой священник прекрасно понимает. Шел мимо, услышал, что звонят колокола, зашел, причастился, ушел – это, конечно, полный бред, такое не допускается. Но во всех других случаях люди друг друга знают, а чаще всего церковная община так и живет, священник знает каждого и каждому может дать некую духовную рекомендацию, в том числе в плане причащения, частоты причастия. Или, может быть, помочь исповедоваться, или, напротив, дать какое-то послушание, помолиться и так далее. Это все практика нашей христианской жизни, и это хорошо, что она такая пестрая и разнообразная.

– Интересно, у нас два совершенно самостоятельных таинства как бы соединяются именно из-за того, что в традиции все-таки есть такое, что перед Причастием надо исповедоваться.

– Это наша традиция, нашей Русской Церкви.

– Я знаю, что в Греческой Православной Церкви традиция немножко другая, у них эти таинства совершенно разделяются, человек может причащаться каждую неделю, а исповедоваться раз в год.

– Да, это традиции. В том числе то, о чем мы говорим, – о необходимости исповедования перед причащением; это традиция Русской Церкви. Она укоренилась, но в ней мы видим, конечно, безусловную пользу. Сейчас мы практикуем для всех, кто приходит креститься, для крестных родителей и самих родителей тоже необходимость исповеди перед  тем, как они станут крестными или приведут своего младенца к святой купели. Эта практика тоже входит, в ней видится огромная польза на самом деле в плане воцерковления этих людей. Для 85% тех людей, которые приносят своих детей креститься, этот шаг – пойти на исповедь – становится первым или вторым в жизни. То есть эта практика приносит отличную пользу в плане воцерковления людей, помощи им в их духовной жизни. То же самое и с таинством Святого Причащения. Но практика может быть разная, поэтому здесь я не думаю, что какие-то смущения должны входить в наше сердце.

– Исповедь крестных и их участие в таинстве Евхаристии – это, наверное, в том числе и возможность больше с ними побеседовать, провести какую-то катехизаторскую, миссионерскую работу, личную беседу.

– Безусловно.

– И особенно когда это какой-то молодой микрорайон и основное его население составляют люди среднего возраста, которые, может быть, больше никогда и не зайдут в храм, если так судьба не сложится. А вот это, может быть, их немного и притянет в дальнейшем.

– Да, поэтому такая практика существует на многих приходах, которые проводят огласительные беседы и предлагают всем участникам приступить к таинству Исповеди, быть на богослужении. То же самое мы говорим и о таинстве Брака. Мы рекомендуем всем, кто желает вступить в брак, испросив благословения Божия, и совершить этот прекрасный обряд, чтобы они были на исповеди и причастились. Это тоже их сближает, для многих из них это просто огромный шаг: и для молодой семьи, и для тех, которые прожили уже долгое время супружеской жизнью.

– Вопрос телезрительницы из Красноярска: «Гипноз – это грех?»

– А с какой целью?

– Телезрительница: «Греховно ли вообще вторгаться в сознание другого человека?» 

– Вторгаться в сознание другого человека – это грех. Но когда мы говорим о гипнозе, понятно, что эта тема, может быть, больше для православного психолога или человека, который в ней в большей или меньшей степени разбирается. Но я слышал, что в медицине практикуется гипноз для лечения некоторых болезней; может быть, психических заболеваний. Я не могу быть уверен, не знаю, какой ответ дают на это православные психологи и те люди, которые занимаются этой темой вплотную, но думается, что вообще все манипуляции с сознанием все-таки несут вред для человека. Поэтому лучше отказаться от этого.

Здесь дело не в понятии греха. Мы иногда, о чем бы ни спрашивали, везде вставляем понятие «грех»: грех это или не грех? Это плохо, я считаю, но понятие «грех» не надо везде вставлять. Грех или не грех перед едой три раза перекреститься или два? Грех ли читать акафист дома, когда идет Великий пост? Как может быть грехом молитва? Это вообще абсурд. Здесь надо разобраться с понятием «грех». Что грех есть нарушение норм тварного бытия. А вред от вторжения в сознание другого человека может быть абсолютный; или может быть расстройство. Поэтому я думаю, что вряд ли это может приносить какую-то пользу. Зачем этим заниматься, я просто не понимаю.

– Да, было бы хорошо, если бы наша зрительница еще пояснила, в связи с чем этот вопрос задан. Применял ли по отношению к ней кто-то гипноз или она практикует занятия гипнозом и для чего? То ли просто ради баловства, то ли из каких-то медицинских соображений?

– То ли для того, чтобы завладеть сознанием человека и направить его к совершению добрых дел, например. Это будет грех?

– У нас продолжаются дни Святой Пасхи, Неделя жен-мироносиц, за которой Неделя о расслабленном и слепом, праздники Вознесения Господня, Святой Троицы. Наверное, хотелось бы услышать от Вас еще какое-нибудь наставление на дни продолжающегося празднования Пасхи.

– Это замечательные дни, великолепное время, просто восхитительное и превосходное. В это время хорошо, если мы зайдем в храм. Это будет замечательно для нашей души. Мы должны погрузиться в атмосферу этого большого праздника. Каждая неделя, каждый воскресный день насыщены особой темой. Всю эту неделю мы прославляем жен- мироносиц, радуемся вместе с ними их простоте, их искренней любви. Мы радуемся и благодарим Господа за тот величайший дар, который Он дал всем, – радость о Христе воскресшем. Мы ею делимся изо дня в день с близкими и родными людьми, которые окружают нас. Это превосходное время.

Впереди нас ожидает большое количество важных событий нашей церковной жизни, церковного календаря. К этому нужно отнестись серьезно, потому что каждый праздник скрывает в себе не просто внешнюю атмосферу торжества, но праздник есть то, что связывает нас с некой духовной реальностью. И хорошо, если наше сердце и наша душа прикоснутся к этой духовной реальности. И мы все молимся в эти дни в наших храмах о том, чтобы Господь воскресший посетил каждого человека (кто рядом с храмом, рядом с церковью, может быть, проходит мимо нее, а может, зашел...). Мы молимся, чтобы каждому Господь дал радость о Христе воскресшем.

Грядущие события – это события, которые дают нашей жизни огромный духовный потенциал и рост, дают прекрасную мотивацию к тому, чтобы жить, радоваться, наполнить свою жизнь той радостью о Христе воскресшем, которая приносит настоящее, подлинное счастье. Потому что подлинное счастье мы обретаем во Христе и со Христом. Как нашей семье быть счастливой? Жить со Христом, взять пример, который открывают нам святые люди. И в первую очередь для нас это образ святой царской семьи.

Всех наших зрителей, всех тех, кто проживает в городе Екатеринбурге, я любезно и сердечно приглашаю присоединиться к нам 30 апреля, в семь часов утра пройтись крестным ходом от станции Шарташ до Храма-на-Крови по улицам нашего города, совершить вместе Божественную литургию. Это великолепное духовное событие, оно проникнуто и пронизано глубокими смыслами истории, духовности, событиями церковного календаря. Это все дает для нас рост в нашей духовной жизни, ставит в дальнейшем важные задачи, которые все мы должны реализовать, пройти и завершить. Поэтому вместе пройдемся крестным ходом.

Это будет духовная польза, это будет большое торжество, пронизанное скорбными событиями. Мы вместе с государем пройдем этот крестный путь до Храма-на Крови. Это наша большая семья, и всю нашу семью я приглашаю быть вместе в этот день, вместе помолиться святым царственным страстотерпцам, чтобы Господь хранил нас и исполнил радости наши сердца, радости о Христе воскресшем, радости той победы над силами тьмы и ада, которые, может быть, и сегодня сгущаются над нами. Но мы верим и знаем, что с нами Христос, с нами победа. Христос воскресе!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать