Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

24 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Алексий (Вылажанин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове.

Отец Алексий, определенной темы для разговора у нас сегодня нет, так что будем просто отвечать на вопросы телезрителей. И первый вопрос нашей телезрительницы такой: «У меня вся семья католическая, и только я одна, что называется, выпала из гнезда. В тридцать лет приняла православие, считаю эту веру правильной, так как она строится на Евангелии. Но в последнее время меня стали одолевать разного рода искушения и сомнения в правильности моего поступка. Как выстоять в этой борьбе и не уклониться в бездну?»

– Вы уже в сознательном возрасте приняли для себя решение, где Вам быть, в католической или православной вере: Вы избрали правильный путь – путь православия, по которому идут многие люди; путь, который не отпадал от истинной веры в Господа, хранил те традиции и заповеди, которые оставил нам Сам Господь; путь, который оберегал православные каноны до сего дня. А то, что происходит сейчас в Вашей жизни, – это искушения, с которыми надо бороться, преодолевая их. Как утвердиться в своей вере? Прежде всего, конечно, через молитву, христианскую жизнь внутри Церкви, потому что назваться православным легко, а быть настоящим православным гораздо сложнее. Это налагает на человека определенные обязанности: надо и в храм ходить не от случая к случаю, а регулярно (быть прихожанином храма), и причащаться Святых Христовых Таин, и приносить покаяние в своих грехах, и, конечно, просить у Господа утверждения в вере. Поверьте мне, если Ваша просьба будет искренняя, Господь всегда откликнется и поможет, укрепит Вас в Вашем делании, в Вашей борьбе. И не считайте себя выпавшей из гнезда, наверное, наоборот, Вы попали под крыло Того, Который оберегает Своих птенцов.

– Следующие вопросы от нашего телезрителя: «Является ли католический Символ веры хулой на Духа Святого? И можно ли идти на католические крестины?»

– Уже почти тысячу лет идет спор с католиками, которые утверждают, что Дух Святой исходит и от Бога Отца, и от Сына, что неприемлемо в православии. Изначально, когда Символ веры утверждался на Вселенских Соборах, было ясно определено то исповедание, которое сегодня исповедуют православные. Поэтому сказать о том, что нет ничего страшного в католическом исповедании веры, наверное, было бы не совсем правильно. Это то, что в свое время послужило главной причиной раскола, которое сохраняется до сего дня. Поэтому, конечно, в определенной мере это есть хула: нарушается единство Церкви, происходит ее разделение. К сожалению, с Католической Церковью произошло именно это – она отпала от единого Тела Церкви, начиная, казалось бы, только с хулы и искажения Символа веры.

Можно ли ходить на католические крестины? Здесь нужно спросить себя: а для чего Вы туда идете? Конечно, быть православным совсем не значит замкнуться и жить только в каком-то определенном социуме. Мы знаем, что и апостолы, и святые угодники Божии шли и несли слово Божие, проповедуя Евангелие совершенно разным людям, не только православным. Они говорили о слове Божием и язычникам, и противникам христианской веры. Поэтому если мы общаемся с людьми, исповедующими католическую веру, то не должны уничижать их как людей, прежде всего мы должны видеть в них образ и подобие Божие, потому что каждого из нас Господь сотворил по Своему образу и подобию. Где-то, может быть, мы должны их и пожалеть, потому что они отпали от истинной веры, но прекращать с ними общение не стоит. Если нас вдруг пригласили отметить крещение младенца, рождающегося для жизни вечной в Господе Иисусе, то, наверное, мы должны пойти и пообщаться с нашими друзьями, которые нас пригласили. Но ни в коей мере не поступаться своей православной верой! Нас же не зовут на совместную молитву, на причащение во время католической службы, нас приглашают на крестины. А мы вообще-то, когда принимаем католиков в православие, даже не перекрещиваем их, а просто дополняем обряд таинством Миропомазания, которого у них нет. Поэтому, конечно, ничего страшного в том, чтобы посетить католические крестины, не будет, но самое главное – помните о своей православной вере, старайтесь достойно держаться и показать себя с лучшей стороны.

– То есть общаться с иноверными, в принципе, можно?

– Опыт и история Церкви показывают, что общение это всегда было, есть и будет, а иначе как мы можем свидетельствовать о Христе, о христианстве? «Идите, научите все народы», – говорит Господь Своим ученикам. Они шли и научали абсолютно всех. И сегодня, если мы не будем общаться с людьми, не будем говорить им о нашей вере и прежде всего свидетельствовать о ней своей жизнью, своим личным примером (и внешним, и внутренним), то, конечно, мы будем нарушать эту заповедь Божию. Поэтому общаться нужно, общаться необходимо, но, еще раз повторю, никогда не надо поступаться своей верой, своими принципами и убеждениями, надо стараться придерживаться их. Потому что мы считаем, что православная вера – вера истинная, без искажений и изменений, которую нам передали наши предки, которую мы храним и пытаемся приукрасить своим духовным деланием.

– В адрес Церкви часто летят своего рода камни за то, что православные общаются с католиками, мусульманами, но ведь здесь в отстаивании чисто нравственной позиции, наверное, греха-то и нет…

– Чаще всего нас обвиняют в так называемом экуменизме, не совсем понимая смысл этого слова, а иногда и просто подменяя само это понятие. Ведь в общении нас не заставляют совершать единую молитву, основанную на неправославных традициях! Мы беседуем, говорим об истине, порой, бывает, спорим, но, как говорят, иногда в споре рождается истина. Благодаря таким встречам и беседам сердца многих людей раскрываются и люди приходят к православию. Если бы люди замыкались каждый внутри своей конфессии, то, наверное, ничего хорошего не было бы. Вот приходит православный русский человек к старообрядцам, а его по каким-то причинам не пускают в храм, то ли потому, что он не является прихожанином этой церкви, то ли потому, что (не дай Бог) бритый, без бороды, то есть возникает много всяких проблем. Были бы они немного добрее и снисходительнее, может быть, и люди по-другому бы к ним относились, и приходы были бы более многочисленные. А замыкаться внутри себя... Вы знаете, в свое время одна моя знакомая, которая родилась и жила во Франции в среде русской эмиграции (уже достаточно пожилая женщина), рассказала такой случай: подруга ее дочери, француженка, молодая девушка, приняла православие после того, как побывала на отпевании их дедушки, когда его хоронили, так потрясло ее наше православное отпевание. А если бы мы были закрыты, не пускали бы никого на наши службы, замыкались бы только внутри своей общины, не проповедовали бы слово Божие, не несли бы его в мир, одной души мы бы уже не имели.

– То есть тут можно подвести итог словами Спасителя: идите и научите?

– Да! Идите и научите! И, конечно, общайтесь! В общении с людьми мы и научаемся чему-то, утверждаемся в своей вере, но еще раз повторю: надо твердо стоять на своих ногах.

– Вопрос телезрительницы из Челябинска: «Я хочу узнать, можно ли мне молиться за (как я считаю) погибших, умерших людей, которые перестали отвечать на телефонные звонки, живут далеко, никто мне не может сообщить, живы они или нет? Как мне молиться о них?»

– В этой ситуации я посоветовал бы Вам, если у Вас нет твердой уверенности в том, что человек скончался, молиться не за упокой души, а поминать его о здравии. Господь ведь все видит, у Бога мертвых нет, у Него все живы, и если Ваша молитва будет идти о человеке как о живом, даже если он и преставился, Господь все равно примет эту молитву. Господь лучше знает и когда-нибудь откроет Вам или через каких-то знакомых, или еще как-то, что этот человек преставился. Когда мы будем твердо уверены, что человек умер, тогда и будем молиться о его упокоении. А пока лучше молиться о здравии – вдруг человек окажется живым. Так что молитесь о здравии, и Господь укрепит Вас.

– Следующий вопрос от нашей телезрительницы: «Как побороть гордость и не обижаться на ближнего?»

– Нужно чаще смотреть внутрь себя, на свое внутреннее состояние и на те поступки, которые мы совершаем в нашей жизни. Старец Симеон Псковский в наставлениях своему духовному сыну и другу архимандриту Серафиму говорил: «Смотри, что в этой жизни твое? Ничего! Разум – не твой, жизнь – не твоя, потому что ты не можешь обладать ею. Твои – только грехи!» Хорошо бы и нам осознать, что нашими бывают только грехи. Может быть, люди, находящиеся рядом с нами, которые не нравятся нам, раздражают нас, в десятки раз лучше нас, только мы этого не видим по нашему жестокосердию. Смотрите и старайтесь видеть в людях образ Божий, потому что все мы являемся творением Божиим, всех нас Господь создал по образу и подобию Своему. Так что ищите этот образ в каждом человеке, и тогда не будет ни раздражения, ни гнева, а будет только любовь.

– Вопрос телезрительницы: «Обязательно ли подходить к Причастию на пустой желудок? Ведь Иисус впервые причастил учеников на Тайной Вечере после ужина. Я не спрашиваю о плотном завтраке перед Причастием, но допустимо ли, например, принять лекарство или положить в рот леденец для хорошего запаха изо рта? Можно ли также почистить зубы перед службой?»

– Почистить зубы перед службой не только можно, но и нужно, ведь когда мы готовимся к Причастию, мы готовим себя не только внутренне, но и внешне. Мы приводим в порядок не только свою душу, но и свое тело, потому что соединяемся с Самим Христом Спасителем. Так что когда у нас иногда говорят, что нельзя чистить зубы перед Причастием, хочется спросить: что же, нам идти со зловонием изо рта? Это, наверное, еще хуже, и в этот момент нашими грехами, которые мы совершаем, не принося покаяние Богу, смердит наша душа. Поэтому, конечно, надо приводить себя в порядок. Русский народ всегда был особо благочестивый, брал на себя подвиги и продолжал те традиции, которые в других Православных Церквах уже не имели своего места. Мы всегда пытались следовать традициям монашеской жизни: если пост – постимся не по светскому, а по монастырскому уставу, берем все лучшие традиции, которые накопила наша Церковь.

За многие века именно у нас сложилась такая традиция: Причастие положено совершать, не принимая с утра никакой пищи, то есть натощак. Подготовка к службе предписывает как минимум шестичасовой пост, то есть перед Святым Причастием нельзя вкушать ни пищи, ни воды. Но, безусловно, бывают исключения: например, люди, больные диабетом, не могут, проснувшись утром, не принять какое-то количество пищи и не выпить воды, запивая ею таблетки. Получается, что такому человеку невозможно причаститься? Нет, конечно, возможно, но хорошо было бы согласовать это со своим духовником или приходским священником. Или допустим, когда человек тяжело болен, мы идем к нему в больницу и причащаем независимо от того, ел он что-нибудь или нет. Но если человек здоров, в состоянии и в силах выдерживать те правила, которые установлены Церковью, он должен приходить на Причастие натощак. Если у младенцев или совсем маленьких детей мы не требуем причащения натощак, то когда они подрастают, мы стараемся внушить их родителям, что ребенка уже можно приучать к тем церковным правилам, которых мы все придерживаемся.

– Ну а рассасывать леденец?

– Это я считаю баловством.

– Ясно, такого быть не должно. А как часто нужно причащаться людям в приходах?

– У каждого свой график и своя норма: кто-то причащается каждую неделю, кто-то – раз в две недели, раз в месяц, в полгода, а кто-то причащается только Великим постом. Что правильней из этого – не знаю. Хорошее правило, если человек причащается хотя бы раз в месяц, идеально – раз в две недели. Чаще можно? Можно! Нужно? Это зависит от внутреннего состояния человека. Иногда бывает, что мы к чему-то привыкаем и воспринимаем это как должное. Если мы причащаемся регулярно, но не очень часто, мы все-таки стараемся готовиться к Причастию. Стараемся вычитывать все правило, поститься – в общем, стараемся хорошо приготовиться к исповеди, хотя не совсем правильно всегда увязывать исповедь с Причастием. Исповедоваться можно и без причащения, так что старайтесь исповедоваться чаще, дорогие братья и сестры!

А причащаться раз в две недели, на мой взгляд, идеально. Если же привыкаем, то принимаем все как должное, то есть можем уже не вычитать какую-то молитву: «Да ладно, я же часто причащаюсь, недавно все это читала!» И так, к сожалению, можно скатиться до какого-то равнодушия и духовного блуждания. Хотя были святые, которые служили Божественную литургию и причащались Святых Христовых Таин каждый день, но это зависит (еще раз повторю) от внутреннего состояния человека и, конечно, от духовного руководства, под которым этот человек находится. Любое делание, любой подвиг надо совершать с благословения, так что нужно постараться найти в своей жизни духовного и мудрого руководителя, кто поведет Вас по этому бушующему порой духовному морю, по которому нам приходится плыть всю жизнь.

– Ну а внутреннее состояние – это «со страхом Божиим и верою…»?

– Да, со страхом Божиим и верою! И, конечно, с ощущением своей греховности, потому что человека, который приступает к Причастию с ощущением своего достоинства, причащать точно нельзя: он находится либо в прелести, либо в жутком искушении.

– Вопрос телезрительницы из Челябинска: «Я пришла к Богу двадцать пять лет назад. Сейчас мне восемьдесят пять. В молодости мне предложили стать крестной, и я согласилась, не зная обязанности крестной матери. Я крестная мать дважды, и теперь одна моя крестница умерла. Другая еще жива, но как мне помочь той, которая умерла? И еще один вопрос: Господь призвал моего сына, когда ему было лет тринадцать-четырнадцать, и показал ему небеса. Там его встретил святитель Николай и сказал: «Ходи в храм, молись – и будешь священником». Но время было безбожное, это было лет пятьдесят назад, и все, конечно, были против. А я даже не знала, кого спросить, куда послать его учиться. И я не знаю теперь, как за него молиться. Он ходил в храм, но сейчас, после инсульта, у него потеря памяти и потеря чувства времени, мы его даже теряли, и в храм он перестал ходить. Как молиться, чтобы Господь простил мне этот грех, за который пострадал и мой сын?»

– Об упокоении Вашей крестницы необходимо молиться нашей повседневной домашней молитвой, которую мы совершаем дома. На утренней молитве мы поминаем о здравии наших близких и об упокоении усопших сродников, а крестники – это тоже наши сродники, о которых нам необходимо молиться. Для этого есть и общие, храмовые молитвы на Божественной литургии, когда мы молимся, подавая записки, заказывая панихиды. Это может быть и посещение кладбища, когда мы приходим и молимся о наших близких усопших. Если мы не в состоянии ходить в храм, то, конечно, никто не помешает нам в нашей домашней молитве.

Что касается Вашего сына, здесь более сложная ситуация. Конечно, надо молиться о его здравии, о том, чтобы Господь дал ему сил оправиться от недуга, просить Божию Матерь, чтобы Она покрыла его Своим омофором. Если он ходил в храм, то, наверное, и исповедовался, и причащался, поэтому можно было бы пригласить священника на дом и попросить, чтобы он поисповедовал или просто побеседовал для начала с Вашим сыном, а потом бы и причастил его. И, конечно, нужны Ваши искренние молитвы Богу о том, чтобы Господь проявил на нем Свою волю и милосердие.

– Вопрос телезрительницы: «Как поступить, если недолюбливаешь, например, сотрудников по работе? Что делать?»

– Если ответить шуткой – то сменить работу, а если серьезно, то я уже об этом говорил: старайтесь отыскать в своих сотрудниках, которых Вы недолюбливаете, тот образ и подобие Божие, которые есть в каждом человеке. Ведь в любом из нас есть что-то хорошее, но, к сожалению, нам не всегда нравится искать и видеть в человеке хорошее. Мы видим то, что лежит на поверхности, а на поверхности не всегда открывается самое лучшее, нужно заглянуть поглубже. Еще раз повторю, человек, который нам не нравится, может принести Богу покаяние и наследовать Царство Божие, а вот наследуем ли его мы из-за нашей нелюбви и такого отношения к окружающим людям? Так что любите окружающих Вас людей, ищите в них образ и подобие Божие и молитесь, чтобы Господь умягчил Ваше сердце и вразумил Вас.

– Вопрос телезрителя из Твери: «Написано: любите врагов ваших, а как любить людей, если они к тебе плохо относятся?»

– Вы же сами и отвечаете на свой вопрос – любите врагов ваших! Легко любить тех, которые нас любят, сложнее любить тех, которые нас не любят. Вы знаете, в одной из проповедей отец Иоанн Крестьянкин (есть даже документальная запись, где он проповедует в храме Псково-Печерского монастыря) произносил: «Господь говорит: любите врагов ваших, любите всех, но можем ли мы любить всех? Наверное, нет, человек не может любить всех, но мы христиане, мы православные – и поэтому должны любить всех». Просите у Бога этот великий дар любви, пример которой показал нам Господь. Его гнали, многие Его не любили, многие не принимали, хулили Его, а Он любил всех, любил до крестной смерти, чтобы дать нам возможность наследовать жизнь вечную. Вот пример любви, к которой надо стремиться. А любить тех, которые любят нас... А ведь и это не всегда получается, такую любовь мы порой принимаем как должное и отдавать свою любовь даже таким людям часто не умеем.

– Вопрос телезрительницы: «Что делать, чтобы перестать сомневаться в вере?»

– Почаще причащаться, потому что сила Причастия, которую мы порой недооцениваем, это великая благодать, которую дал нам Господь на Тайной Вечере – «сие творите в Мое воспоминание». Причащаясь Святых Христовых Таин, мы соединяемся с Христом; Сам Христос входит в нас, укрепляя нас и помогая нам. Конечно, нужно молиться, просить, чтобы Господь укрепил нас в вере и чтобы мы отвергли все сомнения, которые враг рода человеческого всевает в наши души, пытаясь искусить и отвлечь нас от Бога.

– «Верую, Господи! Помоги моему неверию»…

– Да, именно так!

– Вопросы от нашей телезрительницы: «Как справиться с унынием от осознания своей греховности? И с каким чувством должно отходить от молитвы?»

– Уныние – грех, унывать нельзя. Осознавать свою греховность – это хорошо, приносить покаяние Богу в своих грехах – хорошо, плакать о своих грехах – просто необходимо, но надо еще уметь и радоваться тем великим благодеяниям, которые Господь нам посылает. Не отчаяние, а радость должна быть от того, что Господь дает нам возможность увидеть наши грехи, о которых мы можем плакать слезами покаяния. А радоваться нужно окружающему нас Божьему миру – это то, что мы, к сожалению, разучились делать в современном мире.

И второй вопрос: с каким чувством отходить от молитвы? Идеально было бы отходить с чувством радости от общения с Богом, ведь сейчас мы поговорили не с начальником и не с подчиненным, мы поговорили с любящим Отцом, и беседа наша была искренней и взаимной, сердце наше раскрылось пред Богом. Если с таким чувством человек будет отходить от молитвы, это огромное счастье! Еще одно хорошее чувство – покаяние, это самое лучшее чувство, которое может у нас возникнуть. А все другие чувства, наверное, от гордости.

– Вопрос телезрителя: «Любовь к Богу возникает сразу или постепенно?»

– Невозможно дать однозначный ответ. У кого-то любовь возникает сразу, у кого-то – постепенно, каждый идет своим путем. Некоторые святые шли к вере долгим путем, даже слыша слово Божие и проповедь Евангелия. Только много позже Господь открывал их сердца и они ощущали эту любовь. А апостол Павел в одно мгновение из гонителя христиан стал ревнителем православия и возлюбил Господа даже до смерти.

– Вопрос телезрительницы: «Как все-таки необходимо принимать святую крещенскую воду? Только в каких-то исключительных случаях или и в повседневной жизни – так, как мы принимаем обычную святую воду?»

– Безусловно, в жизни христианина крещенская вода – особая, потому что служится не обычный водосвятный молебен, а сугубо крещенский, поэтому и отношение к крещенской воде в нашем народе сложилось очень благоговейное. Если обычную святую воду, которую мы освящаем во время водосвятных молебнов, мы употребляем в течение всего дня (можем и просфорочку ею запить, и таблетки), то к крещенской воде у нас более строгое отношение. В дни крещенских праздников первые три дня крещенскую воду можно пить на протяжении всего дня. Мы верим в то, что все воды в это время освящаются благодатью Божией. Если в день Крещения набрать воды даже из простого, неосвященного источника, она, поверьте, будет стоять, не портясь, так же долго, как и освященная, но, конечно, при условии, что Вы делали это с верой в благодать Божию, которая действительно в этот момент освящает все – и водоемы, и все текущие воды.

В последующие дни тоже можно принимать крещенскую воду каждый день, но делать это надо все-таки с утра и натощак. Ну а если мы болеем, то как укрепляющую силу благодати Божией можем принимать крещенскую воду в любое время. Ведь Господь дал нам эту святую воду для исцеления души и тела, об этом же мы просим в наших молитвах. Но в те дни, когда мы чувствуем себя достаточно твердыми физически, употреблять крещенскую воду нужно утром и натощак. Есть еще одна хорошая традиция: когда мы получаем на Пасху антидор, мы дробим его на мелкие частички и с утра натощак съедаем кусочек (в те дни, когда не причащаемся Святых Христовых Таин), запивая его крещенской водой, – это очень благочестивая и хорошая традиция, существующая в нашем народе.

– Говорят, что крещенская вода отчасти заменяет Причастие…

– Нет. Причастие не заменит ничто! Причастие – это Тело и Кровь Христовы, которые дал нам Господь. Это величайшая святыня! Один мой знакомый батюшка, когда его спрашивают, какие мощи есть у него в храме, говорит: «У меня в храме есть самая великая святыня, которая только может быть! Это Тело и Кровь Христовы, которые во время Божественной литургии Господь преподает нам с вами». Конечно, ничто не может заменить Святого Причащения, но как инструмент, ведущий нас к этому великому дару, принятие святой воды – это, конечно, укрепляющая нас сила.

– Вопрос телезрительницы: «Как правильно называть на исповеди свои грехи?»

– Честно и искренне! Без лукавства и оправдания своих грехов. Ведь иногда наша исповедь заключается в том, что, принося Богу покаяние в каком-то грехе, мы тут же начинаем искать не причины возникновения этого греха, а причины оправдания нас в этом грехе. Мы каемся, но всегда находим причину или в ком-то или в чем-то, что подвигло нас совершить этот грех, и оказывается, что грех этот как бы и не по нашей воле совершен. Не надо искать этих оправданий! Надо приносить Богу искреннее покаяние в том, что мы совершили, внутри себя искать настоящую причину того, почему же все-таки я совершил этот грех. И даже если я поддался чьему-то искушению, то почему я этому поддался, почему не смог противостоять? Будьте искренни перед собой и Богом! Потому что можно обмануть батюшку, можно обмануть человека, но невозможно обмануть Бога. Царь Давид писал в своих псалмах: «Не соделанное мое видесте очи Твои…» Помните об этом и не лукавьте перед Богом.

– Как же правильно подготовиться к исповеди?

– Для этого у нас есть вечернее правило, которое мы читаем каждый день. Оно содержит повседневное исповедование наших грехов. Каждый из нас может его еще и расширить, заглянув внутрь своего сердца. Надо уметь анализировать свою жизнь: прошел день – найдите минут десять для того, чтобы просто сесть и посидеть перед иконкой, уйти внутрь себя, подумать о прошедшем дне; посмотреть, что в этот день успел сделать хорошего, а что – плохого. И в том плохом, что совершил, надо сразу приносить покаяние, поэтому исповедь должна быть частой. Тогда мы будем лучше видеть свои грехи и неблаговидные поступки. А если исповедь наша редкая, особенно если мы причащаемся раз в год и соответственно раз в год исповедуемся, то разве возможно упомнить все совершенные в этом году грехи? Порой мы не можем вспомнить грехов, сделанных за день!

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Можно ли крестным одного ребенка жениться друг на друге? Слышал, что нет. Почему?»

– Вообще-то по уставу у ребенка должен быть один восприемник. В сложившейся традиции: у девочки – это женщина, у мальчика – мужчина. Даже в наших молитвах мы молимся не о восприемниках, а о восприемнике, принимающем человека из купели. А второй восприемник – это уже по традиции, раз у ребенка есть и отец, и мать, у него также должны быть и крестные – крестный отец и крестная мать. Но духовными родственниками они при этом между собой не являются. Крестный отец не может жениться на родной матери ребенка, как и крестная мать не может выйти замуж за отца ребенка – это да, а препятствия к вступлению в брак крестным родителям между собой не существует.

– Вопрос о т телезрительницы: «Я читала, что в монастырях открывают своему духовнику злые помыслы, коих в уме великое множество. А миряне должны или нет открывать свои помыслы священнику?»

– Миряне должны каяться в своих грехах, а помыслы надо открывать своему духовнику, если он благословит на это. Ведь в чем смысл откровения помыслов в монастыре? Человек же не просто открывает перед всем монастырем свои помыслы – вот встал и открыл, нет! Он идет к своему духовному наставнику, причем наставника этого выбирает себе не сам человек, а игумен, который постригал его в монашество. Игумен дает человеку духовного руководителя и наставника – авву-старца, и этот старец духовно руководствует его в конце дня, в монастырях есть такая традиция. Человек идет на откровение своих помыслов для того, чтобы старец сумел посмотреть на прожитый день и подкорректировать (как сегодня говорят) его духовную жизнь, которая должна привести его к тому единственному пути, к которому все мы стремимся, – к наследованию Царствия Божия. В повседневной жизни мирянина это не всегда возможно: не каждый вечер у него под рукой есть старец, которому он мог бы открыть свои помыслы. И просто священнику этого сделать, наверное, не удастся. Это можно делать только тому духовнику, который знает Вас лично и который на протяжении достаточно долгого времени руководит Вашей духовной жизнью.

– Вопрос телезрительницы: «Когда я читаю утренние молитвы, то замечаю, что вначале мне удается удерживать внимание, а потом мысли рассеиваются. Такое же бывает и в храме. Как быть?»

– К сожалению, такое бывает, даже когда совершаешь Божественную литургию. Враг рода человеческого искушает нас на протяжении всей нашей жизни. Иногда спрашивают: почему он не искушает неверующих? А зачем их искушать, они и так уже его! Нас он пытается отвлечь тем или иным способом от общения с Богом, и особенно на молитве, когда мы общаемся с Богом непосредственно. Не надо отчаиваться, не надо унывать, надо просить, чтобы Господь дал нам дар молитвы нерассеянной, сосредоточенной, чтобы мы могли в этой молитве услышать Бога. Господь нас слышит, а мы не всегда можем слышать Бога. Бывают иногда минуты такого молитвенного общения с Богом, которые согревают потом на протяжении всей жизни наши сердца. Но если бы такое состояние было всегда, ценил ли бы его человек? Ценили ли Адам и Ева, находясь в раю, то блаженство, в котором они пребывали, и то общение с Богом, которое они имели? Нет! Они оценили это только тогда, когда потеряли. Поэтому то, что наша мысль куда-то иногда уходит, дает нам возможность задуматься над тем, что мы несовершенны и что нам есть к чему стремиться.

– Но с другой стороны, наверное, Церковь потому и приветствует соборную молитву, что когда у одного ум рассеивается, второй, может быть, в этот момент молится…

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Сам Господь заповедовал нам соборную молитву. Она необходима; она действительно стимулирует нас к тому, чтобы сосредоточиться на молитве, хотя в современном мире это не всегда получается. Бывает достаточно сложно сосредоточиться, когда начинают звонить мобильные телефоны во время богослужения. Это, безусловно, отвлекает: мы не имеем еще того духовного совершенствования, чтобы во время молитвы полностью отстраниться от окружающего мира и сосредоточиться на общении с Богом. К этому идеальному состоянию, конечно, нужно стремиться, но, к сожалению, мы несовершенны и такого состояния не имеем. Или возьмем, к примеру, детей, которые бегают по храму в тот момент, когда их родители находятся в молитвенном состоянии, общаются с Богом и предоставляют своих детей самим себе. Дети бегают по храму, отвлекают всех остальных, но зато дают возможность своим родителям помолиться! Все должно быть разумно! И детей своих надо воспитывать и приучать к молитве, чтобы соборная молитва действительно была «едиными усты и единым сердцем» и чтобы все мы с благоговением и трепетом предстояли перед лицом Божиим.

– Кстати, а что делать, когда дети в храме хулиганят?

– С родителями надо работать, родителей надо воспитывать. Дети не виноваты, виноваты родители, которые либо находятся только в начале духовного пути, либо сами имеют такую духовную распущенность и вседозволенность. Прежде всего сами родители должны испытывать благоговение перед тем местом, в котором они находятся, ребенок будет это чувствовать. Ведь до какого-то определенного момента ребенок чувствует своих родителей, между ними есть какая-то незримая связь, и детей, которые воспитываются в семьях, построенных на истинной христианской любви, сразу видно. Приходя в храм, они ведут себя совершенно иначе. А есть дети, которым разрешается все, которые живут во вседозволенности, они и в храме ведут себя соответствующим образом.

– Вопрос телезрительницы из Тулы: «Впереди Великий пост, и я хотела бы спросить, как поститься мирянину. Есть монастырский устав приема пищи – без масла, масло только на выходных. Поститься мирянину по монастырскому уставу или можно как-то по-другому? Я работаю, и мне, например, тяжело поститься без масла».

– Мы еще не успели отойти от Рождественского поста, а Вы уже готовите нас к посту Великому! Наверное, это правильное чувство, оно всегда должно присутствовать. Но, с другой стороны, это говорит о том, что все мы спешим жить, куда-то все время торопимся, и хотя до Великого поста еще есть время, мы уже сегодня заблаговременно начинаем подготавливать себя к этому событию. Как нужно поститься? Есть, конечно, монастырский устав, который строг, но которого стараются придерживаться многие прихожане нашего храма. И это при том, что, наверное, предназначен он не для всех. Тем не менее многие пытаются вместить и понести этот подвиг – помогай им Господи! Только делать это нужно с благословения, вообще старайтесь ничего не делать без благословения своего духовника или приходского священника.

Если у Вас тяжелая работа, то Вам, наверное, можно сделать какие-то послабления, хотя, скажу прямо, в монастырях тоже не бездельники живут. Помимо молитвенного делания, тяжелых длинных молитв, у каждого монаха есть свое послушание в монастыре, которое он выполняет. Если взять традицию московских духовных школ, то еще со времен покойного патриарха Алексия I студентам в Великий пост (за исключением первой Крестопоклонной седмицы и Страстной) разрешалось вкушение даже рыбы (и это, еще раз подчеркну, духовные школы, которые готовят пастырей нашей Церкви). Святейший считал, что умственные затраты, которые несут студенты во время обучения, требуют подпитки не только духовной, но и физической, поэтому и делалось такое послабление. А кого-то и на молочное Великим постом благословляем – все зависит от состояния здоровья того или иного человека. В каждом конкретном случае надо подходить по благословению, но хочется напомнить главное – людей не «ешьте» Великим постом, это, наверное, самое большее, что мы можем сделать.

– Вопрос телезрителя: «Правильно ли осенять себя крестным знамением в обществе неверующих людей, например перед едой в рабочем коллективе? Вдруг это будет причиной раздражения и хуления Бога? Или осенять себя крестным знамением в любом случае и не стесняться своей веры?»

– Здесь, наверное, уместно было бы выяснить, с каким чувством мы это делаем. Если мы делаем это из глубины своего сердца, в нужный момент и в нужное время, то здесь, наверное, не надо стесняться ни своего исповедания веры, ни тем более крестного знамения, то есть образа того Креста, на котором пострадал за нас Господь. Другое дело, когда мы делаем это вызывающе, заведомо провоцируя людей на хулу Бога. Этого делать не надо. То есть если мы осеняем себя крестным знамением из гордыни, а не из внутреннего состояния своей души, то лучше этого не делать. А если это естественное состояние человека, он этим живет и не думает о том, специально он это делает или нет (ну привык человек так молиться перед едой), то какая ему разница, где он молится! Это его образ жизни, он этим живет. И ничего страшного в том, что он перекрестится, нет.

Но, еще раз повторю, если человек из своей гордыни хочет показать, что он не такой, как все, что он православный и сейчас осенит себя крестным знамением, а до остальных ему нет никакого дела, это уже гордыня, это уже страшно, так быть не должно. Но если это искреннее духовное состояние, то мы должны свидетельствовать о Христе и не должны стесняться крестного знамения. Ведь когда мы совершаем неблаговидные поступки или когда не имеем любви к ближнему на работе, сами являясь склочниками, недобросовестно выполняющими свою работу, то мы тем самым показно крестимся и показно говорим о том, какие мы православные. Ну какие же мы после этого православные? Наверное, никакие. Вот в таких случаях крестного знамения лучше не делать, чтобы не давать окружающим возможности осудить всех остальных христиан. Потому что, посмотрев на нас, они подумают, что все православные такие.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «У меня был разговор с моим товарищем, тоже верующим, по поводу домашних застолий, когда выпиваются всякие настойки и вина, слушается разная музыка, даже рок-музыка (раньше я увлекался роком). Не грешно ли это? Я сказал своему другу, что грешно только напиваться, как мы говорим, до поросячьего визга или, скажем, объедаться, а если все это делать в меру, как говорит, например, Алексей Ильич Осипов, то, я думаю, это приемлемо. Разговор у нас коснулся и кагора. На этом вине ведь служат службу, правильно ли употреблять кагор в домашних застольях? Хотел услышать Ваше мнение».

– Если Ваша супруга или кто-то еще во время праздника выпьет рюмочку кагора, то никакого кощунства в этом не будет. У нас есть традиция причащаться на кагоре, но в южных регионах Русской Православной Церкви причащаются на сухом вине, что же тогда – и сухого вина не выпить? Всему надо уметь находить меру – меру веселиться и даже меру каяться, так как, к сожалению, безмерное покаяние может привести или к отчаянию, или к унынию (что мы сегодня слышали в вопросах телезрителей), а то и к внутренней гордыне. Господь не говорит: не пейте вина, Он говорит: не упивайтесь вином. Почему не упивайтесь? Потому что в вине есть блуд, потому что когда человек выпьет, то он порой перестает себя контролировать. А если выпить чуть-чуть, да еще если без этого никак не обойтись (ну принято так), то всему должно быть свое место. Если во время застолья вы накрыли стол, выпили по рюмочке, спели хорошие, пристойные песни, то есть веселье ваше было не безумным, а разумным, оставило радость в ваших сердцах и добрые воспоминания, это же хорошо! Плохо, когда остаются ужасные воспоминания от похмелья и о бурно проведенном вечере. Так что все должно делаться в меру, с любовью и добротой, и тогда почему бы не выпить рюмочку и не спеть хорошую песню, которых у нас действительно очень много.

– И последний вопрос телезрительницы из Тюмени: «Как победить грех сомнения в людях?»

– Еще раз повторю: не надо сомневаться, надо верить в Бога! Ведь почему происходит сомнение в людях? Оно происходит (и мы именно с этого начали сегодняшнюю беседу) от того, что мы не видим в окружающих нас людях образ и подобие Божие. Сомневаться не надо, надо читать Псалтирь, где царь Давид сказал: «всяк человек ложь». Порой даже себе нельзя верить в наших поступках и делах: ведь знаем, что этот поступок совершать нельзя, а все равно делаем, как бы не доверяя себе. Научитесь доверять Богу, научитесь доверять себе, и тогда Вы научитесь доверять и окружающим Вас людям.

И в заключение нашей передачи хотелось бы, дорогие мои друзья, уже сегодня поздравить всех Татьян с днем святой мученицы Татьяны, который с сегодняшнего вечернего богослужения уже начался, и пожелать всем помощи Божией и предстательства вашей небесной покровительницы! И, конечно, всех российских студентов хотел бы поздравить с их праздником. Начните этот день с молитвы в храме, прославьте небесную покровительницу всего студенчества! Укрепи нас всех Господь!

– Спасибо большое, отец Алексий!

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать