Беседы с батюшкой. Таинство Покаяния

24 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о таинстве Покаяния отвечает насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Нектарий (Соколов).

– Позвольте поздравить Вас с Великим постом. Это двоякое время: с одной стороны, время покаяния и плача о своих грехах, изучения себя и попытки изменения, с другой – время подготовки к радостному, светлому празднику Христова Воскресения. Сегодня хотелось бы поговорить о таинстве Покаяния, исповеди.

Расскажите, как возникла традиция исповеди и каким образом исповедовались первые христиане?

– Эта традиция освящена Самим Иисусом Христом, о чем мы читаем в Святом Евангелии, когда Господь после Своего воскресения является Своим ученикам и дает им власть вязать и решить грехи человеческие. Сначала Он вручает эту власть Петру, говоря, что ему даны ключи Царства Небесного. То есть еще апостолам была дана эта особая духовная, мистическая власть прощать и разрешать человеческие грехи, как бы изглаживать их из книги жизни. В посланиях святых апостолов мы видим, как они увещевают христиан исповедоваться друг другу.

Практика исповеди, насколько нам известно, совершается с самых первых веков христианства. Первоначально существовала двоякая форма исповеди. Всегда была та форма исповеди, которую мы называем частной, когда грех исповедуется верующим перед лицом Божиим наедине со священником. С другой стороны, в первохристианские времена таинство Исповеди часто совершалось публично: человек перед всей христианской общиной каялся в тех грехах, в которых его обличала совесть. Таков был сам характер жизни первохристианских общин, когда ощущалась тесная связь между членами общины, действительно чувствовавшими себя братьями и сестрами. Они очень остро понимали, что каждый совершаемый грех ложится определенным духовным бременем на всю христианскую общину. Этим во многом и было обусловлено совершение публичной исповеди, открытой перед всеми. Для людей, живших в постоянном ожидании исповедания своей веры перед гонителями мученической смерти, впадение в какие-то тяжкие, постыдные грехи было немыслимым и крайне редким явлением. Можно сказать, что, исповедуясь перед общиной, они совершали труд самосовершенствования, помощниками в котором были все прочие члены общины. Это был образ общего возрастания христиан в познании истины и отвержении своих недостатков и заблуждений, которые они исповедовали перед лицом всей общины.

Данная ситуация в значительной мере изменяется в IV веке, когда после Миланского эдикта равноапостольного императора Константина Великого христианство становится религией, которой покровительствует государство. Христианская Церковь начинает заполняться людьми, которые не имели традиции долгого в ней пребывания и обращались из язычества. Понятно, что образ жизни христианских общин, существовавший до этого, стал постепенно утрачиваться и на первое место вышла практика индивидуальной исповеди, когда верующий каялся перед Богом и перед совершителем таинства Покаяния– архиереем или священником-духовником. Так сложилась современная индивидуальная исповедь.

– К какому времени и каким образом появился институт духовничества, ведь мы знаем, что и сегодня не каждый священник имеет право исповедовать?

– Действительно, практически повсеместная практика нашей Церкви, когда почти любой священник, даже недавно рукоположенный, уже является совершителем таинства Покаяния, имеет достаточно недавнее происхождение. Традиционно, с древних времен жизни Церкви таинство Исповеди совершали духовники, что подтверждается самими богослужебными текстами таинства, в которых речь идет о духовнике (либо об архиерее, который обладал полнотой совершения всех таинств, в том числе исповеди). Эта практика до сих пор сохраняется на православном Востоке, где редко можно встретить существующую в нашей Церквичастую исповедь, когда верующие обязательно исповедуются перед каждым причащением Святых Таин. На Востоке сейчас распространена другая практика: далеко не каждый священник может совершать таинство Исповеди, но только специально поставленные для этого духовники. И верующие люди обращаются к ним несколько раз в год или по каким-то важным для их духовной жизни поводам, когда хотят чему-то научиться или у них появляются духовные вопросы. Тогда они отправляются к духовнику, человеку, искусному в этом делании, который, как правило, главным образом занимается именно тем, что принимает таинство Исповеди,перед ним приносят покаяние, ему задают вопросы. То есть это не такая частая исповедь, как у нас.

Приходится встречаться с некоторыми упреками представителей православного Востока в том, что совершение таинства Исповеди у нас формализовалось: люди приходят и достаточно механически каются в одних и тех же грехах. Также все это очень удлиняет совершение богослужения, в особенности литургии, потому что священнику необходимо принять исповедь у достаточно большого числа людей, которые при этом очень часто подходят к ней довольно формально. Но мне представляется, что для нас сейчас очень важно частое совершение исповеди. Православные греки – это люди, которые рождаются, живут и умирают в лоне Православной Церкви, к которой принадлежали бесчисленные поколения их предков, и которым не нужно учиться этой вере.

У нас мы зачастую встречаемся с такой важной функцией совершения таинства Исповеди, когда священник выступает своего рода катехизатором, то есть он еще должен обучить человека, чаще всего не воспитанного вере, но обратившегося к ней часто в зрелом, а то и пожилом возрасте. Священнику нужно не просто принять исповедь, но и помочь человеку воцерковиться. Этим и оправдана та частая исповедь, которая совершается в нашей Церкви. Но при формальном отношении к исповеди – когда человек приносит записку, которую с тем же успехом мог бы размножить на ксероксе и приносить ее каждый раз, поскольку в ней ничего не меняется, когда священник достаточно равнодушно и невнимательно выслушивает такую шаблонную исповедь – трудно не согласиться с упреками в том, что это является извращением таинства Покаяния в самой его сути, как оно заповедано Господом нашим Иисусом Христом.

– Что можно сделать для того, чтобы исповедь была искренняя? Действительно, часто происходит некое ее выхолащивание. Бывает, священники жалуются, что за несколько лет им пришлось выслушать лишь одну-две настоящих исповеди, в остальном это то, что человек мог бы перебороть самостоятельно. Далеко не всегда то, что говорится на исповеди, является духовными вопросами или проблемами. Как человеку достичь того состояния, когда его душа откроется Господу и он принесет действительно искреннее, слезное покаяние, испытав настоящую радость прощения?

– В общем-то, Вы уже и ответили на этот вопрос, задавая его. Когда Вы спрашиваете, как научиться искренней исповеди, то ответ очень прост:совершать ее очень искренне. То есть человек должен исповедоваться, понимая, что он делает и перед Кем. Дело даже не в том, спешит священник или нет, есть ли у него время принять исповедь, но в том, насколько человек сам готов искренне и откровенно, из глубины своей души принести покаяние перед Богом.

Мы склонны забывать, что исповедь – лишь одно из выражений таинства Покаяния, которое складывается из нескольких этапов. Во-первых, это та внутренняя подготовка, которую должен совершить человек, готовясь к исповеди. Это тот покаянный настрой, который он должен воспитывать в себе всю свою жизнь. В этом смысле очень хорошим подспорьем является ежедневное исповедование грехов. Можно протараторить его в вечерних молитвах, не особо задумываясь о том, что же мы в действительности глаголем перед Богом, а можно сделать это искренне, необязательно заключая в форму той конечной молитвы исповедования грехов, которая содержится в вечернем правиле. Можно даже просто сесть перед сном на своей кровати или лечь в нее, заглянуть в свое сердце и внутренне покаяться перед Богом за этот прошедший день. Ведь очень важно, чтобы человек учился именно богообщению, тому, чтобы в любой момент своей жизни предстоять Богу, не только на таинстве Исповеди, но всегда. Такая искренность отношений человеческой души с Богом во всей жизни человека является залогом искреннего совершения исповеди. И сама исповедь очень часто помогает тому, чтобы человек формировал в себе такой постоянный правильный настрой. Когда человек часто исповедуется, он привыкает часто сокрушать свое сердце, приводить его в состояние исповедания своих грехов перед Богом. Никто не мешает ему делать это искренне, даже если он кается в одних и тех же грехах, потому что он может каждый раз переживать их как несовершенство своей души и желать исправить их перед Богом.

Мы говорим, что покаяние зиждется на внутренней работе человеческой души, а уже следующим этапом является исповедь этого греха в таинстве перед Богом и– в лице священника – человечеством. Но так же важен и последующий этап, когда человек, получив разрешение от греха, должен еще как-то замаливать его и бороться с последствиями, потому что, как мы знаем, каждый грех оставляет рану на человеческой душе. Недостаточно поставить диагноз, недостаточно получить лекарство от врача, надо еще его и применить его и исправить жизнь, которая привела к этому заболеванию, в данном случае духовному. Это тоже очень важный момент совершения таинства Покаяния, и он выражен в практике наложения епитимьи на кающегося грешника. Это та форма, которая сейчас в нашей Церкви либо игнорируется, либо, к сожалению, становится предметом заблуждений и извращений, поскольку мы отвыкли от этого епитимийного канона.

– Бывают случаи, когда человек искренне не понимает смысла исповеди перед священником и говорит: «Ведь я же могу обратиться к Богу без посредника, могу покаяться дома, стоя перед образом. Не знаю, зачем мне идти в церковь и говорить какому-то незнакомому человеку, пусть он даже священник, о своих грехах. Мы уж с Богом как-нибудь сами разберемся». Что сказать таким людям?

– Действительно, это частая ситуация. На этот вопрос можно дать много различных ответов. Во-первых, одно не исключает другое: то, что ты каешься перед Богом и выстраиваешь с Ним собственные отношения, никак мешает пойти в храм и принести исповедь перед священником. И одно хорошо, и другое. Но таинству Исповеди обязательно должна предшествовать и сопутствовать практика личных отношений с Богом, о которой говорят эти люди:«Мы с Богом сами разберемся!» Действительно, очень важно разобраться и покаяться самому в тишине если не своей комнаты, то хотя бы в тишине своего сердца – это очень важно.

Но в таинстве Покаяния присутствует полнота. Мы знаем, что главная заповедь, которая нам дана, – возлюбить Бога и возлюбить ближнего. Таким образом, любой грех, совершаемый нами, является нарушением и той, и другой заповеди. Согрешая перед Богом, мы согрешаем перед всем человечеством, и наш грех ложится какой-то тяжестью на плечи всех людей. С другой стороны, если мы согрешаем, как нам кажется, только против человека, то, безусловно, тем самым оскорбляем и Бога, Который любит каждого из нас. Поэтому, если любой грех является нарушением и той, и другой заповеди – любви к Богу и любви к ближнему, то, естественно, что и покаяние должно совершаться и перед Богом, и перед ближним. Невозможно покаяться перед каждым отдельно взятым ближним, поэтому священник в таинстве Исповеди является образом всего человечества. Каясь перед священнослужителем – знакомым или незнакомым, симпатичным нам или нет,– мы каемся перед всем человечеством в его лице. Это очень важный момент, в котором есть полнота совершения покаяния: раз мы грешим против Бога и человека, значит, и каемся перед Богом и перед человеком.

Что касается того, нужны ли нам посредники, приведу медицинскую аналогию: конечно, можно заниматься самолечением, но лучше пойти к врачу – человеку, который профессионально занимается болезнями и знает, как их лечить. Бывает, что человеку требуется помощь неслучайного священника, так как надо знать историю этого человека, необходима подробная исповедь, чтобы вскрыть сложные духовные вопросы и проблемы. Для этого и нужен духовник, который, как личный врач, занимается лечением именно этого человека.

– Вопрос телезрительницы из Тверской области: «Иногда после исповеди на душе все равно остается тяжесть этого греха. Надо ли исповедовать его еще раз?»

– Думаю, что этот вопрос имеет отношение к тому, о чем мы уже говорили: недостаточно только исповедовать грех, нужно еще излечить его последствия, которые действительно могут проявляться в такой тяжести. Это то, что наши предки обозначали выражением «замолить грех». Но не надо всякий раз произносить его на исповеди, так как в этом выражается неверие в таинство Покаяния, ведь получается, мы не верим, что Господь отпустил нам этот грех. Но рана, нанесенная душе грехом, может быть столь глубока, что ее нужно лечить и лечить годами. Возможно, надо приносить покаянные молитвы, каяться перед Богом в своей душе, оплакивать этот грех, пока мы не почувствуем, что свободны от него и воспоминания о нем больше не тревожат нас. Как раз это и показывает, для чего были нужны епитимьи в древней, традиционной практике исповеди.

– Вспоминаются слова одного преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии, который любит повторять студентам фразу «Бог спасает нас, но не без нас».

– Конечно, Господь исцеляет того, кто этой помощи ждет, ищет, просит, поэтому собственный покаянный труд человека ни в коем случае не отменяется и не подменяется тем, что мы просто пришли на исповедь и назвали грех. Очень часто грех тяготит человека потому, что на самом деле он не осознал этого греха, не пришло понимание того, что он значил в его жизни. Если мы осознали грех в большей полноте, поняли, что он значит, тогда можно каяться в нем еще раз и тогда, возможно, с его осознанием придет и облегчение. Может быть, мы назвали грех кратко, обрисовав его с какой-то одной стороны, а его воздействие на нашу душу намного шире и глубже и нам еще требуется это осознать и совершить более полное и глубокое покаяние.

– Наверное, каждому человеку, который хоть раз побывал в церкви на Пасху, когда все радостно восклицают «Христос воскресе!», поют стихиры Пасхи, христосуются друг с другом, знакомо это светлое, радостное чувство воскресения. Когда такое чувство приходит после исповеди – это замечательно, и, наверное, надо стремиться не только к настоящему слезному покаянию, но и к настоящей радости от ощущения своего прощения.

– Действительно, это очень важный момент. Даже покаянный плач святые отцы называют радостотворным. И вообще, если человек, придя на исповедь, не получил внутреннего облегчения, не получил радости, значит, священник и кающийся где-то не довели совершение этого таинства до того момента, когда оно достигло своей полноты. Действительно, человек после таинства Исповеди должен уходить облегченным, омытым, он должен уходить радостным. Даже если он кается в каком-то грехе, должен чувствовать в своей душе милость Божию.

К сожалению, очень часто покаяние понимается только как слезы, тоска, какое-то уныние. Это уже никакое не покаяние, а какое-то самоедство. В покаянии человек должен твердо, искренне и глубоко верить в благость и милость Божию, должен уходить примиренным после совершения таинства Исповеди. Это нормальное состояние кающегося после исповеди.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «После исповеди батюшка не допустил меня к причастию, а потом подошел и сказал: “Ладно, причащайтесь”. Было очень много людей, и я не могла подойти и спросить, почему сначала меня не допустили, а потом разрешили. По каким критериям могут не допустить до причастия?»

– Критерии могут быть и объективными, и субъективными. К объективным относятся препятствия для участия в таинстве Евхаристии. В первую очередь это совершение особо тяжких грехов, в которых человек не выказывает покаяния. Тогда священник имеет право и власть запретить ему причащаться Святых Христовых Таин. Другой момент – педагогический, когда священник видит, что человек недостаточно подготовился к таинству Причастия. Существует определенный канон приготовления к принятию Святых Христовых Таин: необходимо попоститься определенное количество дней, в разные времена и даже в разных монастырях это число, как и строгость поста,может варьировать; надо совершить определенное молитвенное правило.

Когда же человек всего этого не выполняет, священник должен вникнуть и разобраться, по каким причинам он этого не делает и насколько возможно подойти к каждому конкретному случаю с позиций большего или меньшего снисхождения. Если человек не приготовился к таинству положенным образом, необходимо решить, возможно ли его при этом допустить до Святых Христовых Таин. Поэтому это вопрос достаточно субъективный, и священник может взвешивать в своем сердце «за» и «против». Сначала он может сказать: нет, подготовьтесь получше к принятию Святых Христовых Таин, а потом почувствовать в своем сердце снисхождение и сказать: ладно, идите причащайтесь, такой большой праздник. Возможно, это вопрос интуиции священника, которой он руководствуется при оценке того, насколько человек готов или не готов к Причастию. Понятно, что здесь присутствует субъективный момент, есть батюшки более строгие и есть более снисходительные, милостивые. Как и человек может по-разному показать себя во время исповеди, и от этого тоже может что-то зависеть. То есть существуют какие-то нормы, и отступление от них взвешивается священником: являются ли они достаточным поводом для того, чтобы в данном случае воспретить человеку причащение Святых Христовых Таин.

– Очень широкий, но важный вопрос о поиске духовника. Об этом сегодня много говорят и пишут. Каким образом понять, что именно этот человек может стать моим духовным наставником, моим проводником?

– Наверное, первое, с чего должен начинать христианин, – молиться и просить, чтобы Господь послал ему доброго наставника. Затем он должен что-то для этого делать, то есть искать, ходить по каким-то храмам, ездить по святым местам и исповедоваться там.

Чем отличается духовник от священника, который просто принимает у вас исповедь? Духовник – это человек, которому вы доверяете руководство своей духовной жизнью и своей душой, вот почему это очень важно.Здесь должно быть совпадение: человек должен почувствовать, что именно от советов этого священника он получает духовную пользу и духовно растет, те слова, что говорит этот священник, ложатся ему на сердце. Человек, может быть, даже должен чувствовать, что через этого духовника Сам Бог отвечает на его вопросы. Не в том плане, что духовник – это некий оракул, а то, что есть благословение Божие на это духовническое общение. Когда человек это понимает своим сердцем, тогда он может говорить, что нашел своего духовника. Духовник – необязательно тот священник, к которому мы каждый раз приходим на таинство Исповеди. К духовнику необходимо обращаться, когда требуется принимать какие-то особенно ответственные и важные для нашей духовной жизни решения, когда необходим совет, каким образом поступить в той или иной ситуации. Поэтому помощь Божия и собственное произволение помогают человеку найти такого духовного наставника. Конечно, для человека бывает очень важно и необходимо найти такую духовную опору в своей жизни.

– Из личного опыта скажу о том, насколько может и должен быть доступен духовник. Однажды я был на Кипре и встретил там очень мудрого священника, которого спросил, может ли он быть моим духовником. И он ответил: «Я не могу быть твоим духовником, потому что я живу на Кипре, а ты – в Санкт-Петербурге. Представь, что тебе надо исповедоваться. Ты можешь посоветоваться со мной по электронной почте или телефону, но это не то». Поэтому возникает вопрос:человек может встретить человека и подумать: вот, это он, но может ли человек из Владивостока, приехавший в Троице-Сергиеву лавру, попросить батюшку быть его духовником?

– Понимаете, в нашей жизни не всегда возникают судьбоносные вопросы, которые мы должны доверять такому духовнику. Есть старцы или особо опытные духовники, к которым мы обращаемся, когда нужно принимать такое судьбоносное решение. Но за таким решением вы и на Кипр поедете, если тот человек действительно обладает духовными дарами и может помочь вам. А найти священника, у которого можно регулярно исповедоваться, принимать его советы, и он будет наставником духовной жизни, можно найти и в том месте, где вы живете.С другой стороны, это и вопрос вашего произволения: может быть, ради того, чтобы получать духовное руководство, вы и на Кипр переселитесь. Это вопрос того, насколько вам действительно нужно частое общение с человеком, который может вас наставить. Мы знаем, что люди и в ссылки ехали, чтобы не потерять духовное окормление. Это зависит от того, насколько духовная жизнь человека требует тесного контакта именно с таким духовником, который лег на сердце. И почему нельзя время от времени поехать туда, где живет ваш духовник, чтобы посоветоваться с ним? Многие люди так и делают. Живут, например, в Санкт-Петербурге, а едут к духовникам в Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь или еще в какой-нибудь из многочисленных монастырей. Он может находиться достаточно далеко от Петербурга и Москвы, но люди привыкли именно в том месте получать те духовные отношения, которые им необходимы, потому что именно там они нашли своего духовника.

– Важный вопрос об епитимьях. Мы знаем, что епитимья ни в коем случае не наказание, а духовное врачевство. Человек, который действительно ощутил радость покаяния, как правило, с радостью принимает и епитимью. Но бывает, что,приехав в какое-то место, человек исповедуется, и священник накладывает на него какую-то продолжительную епитимью. Завтра человеку уезжать, а священник настаивает на епитимье и говорит: сниму ее через полгода, когда снова приедешь. Но полгода прошло, а у человека нет возможности приехать. Как ему быть: оставаться дальше без причастия либо идти к другому священнику или, если есть, своему духовнику и просить снять епитимью?

– К сожалению, эта ситуация нередко возникает в духовной реальности нашего времени и проистекает как раз из того, что люди зачастую не имеют правильного, трезвого представления об институте духовничества. Прежде всего,надо сказать, что накладывать епитимью может только духовник. Никакой сторонний священник, к которому вы обращаетесь, не имеет такой власти над вашей душой. Если где-то в отъезде вы исповедуетесь в каком-то тяжком грехе, священник может вам предложить совершить какую-то епитимью с тем, чтобы, вернувшись и встретившись со своим духовником, вы получили у него духовническое благословение на ее совершение.

Очень важный момент состоит в том, что епитимья не может накладываться на человека против его воли. Епитимья – это не кнут и не палка. Епитимья – тот посильный покаянный труд, который возлагается на человека исключительно добровольно, когда он готов понести этот покаянный труд для уврачевания своей души от последствий совершенного греха. Совершенно недопустимо подходить к этому таким образом: открываем канон XIV века, читаем, что тогда предлагали святые отцы в таких случаях, и без всякого рассмотрения того, кто перед нами стоит, навешиваем на человека епитимью: даем, например, такое число поклонов, которое он физически не может совершать. Ведь наши уставные книги имеют не значение непреходящей нормы, неизменяемой ни при каких условиях и ни в какие времена, а того образца, к которому надо стремиться, но который существовал в определенном монашеском братстве и определенной ситуации. Это не значит, что надо переносить его, как кальку, на нашу сегодняшнюю жизнь, без рассуждения пола, возраста и реальных сил человека, пришедшего на исповедь. По моему глубокому убеждению, священник не должен навязывать епитимью, он может ее предлагать, а человек имеет право ее не принимать, так как он свободен. В случае, если человеку пытаются навязать епитимью, он должен вежливо, но достаточно твердо сказать: простите, но у меня есть духовник, я передам ваше предложение ему, и он решит, накладывать на меня такую епитимью или нет. Священник может в своем храме не допустить такого человека до причащения Святых Христовых Таин, это его власть и его право, но совершенно отлучить человека от причастия на какой-то срок или дать какие-то духовные упражнения, не будучи его духовником, он не может. Это решается индивидуально и только со своим духовником, и кающиеся должны это непременно знать, чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, когда тебе дали епитимью и велели приехать снять ее через полгода. Все-таки это, наверное, какой-то духовный авантюризм.

– Должен ли у семейных людей быть один духовник, который бы духовно сопровождал их обоих для более гармоничной жизни во Христе?

– Бывают ситуации, когда очень удобно, если муж и жена исповедуются одному духовнику. Но это, конечно, не должно быть обязательным правилом. Понятно, что у каждого человека есть своя индивидуальность, и если муж считает, что ему ближе один духовник, а жена выберет себе другого, то они свободны в своем выборе. То, что они соединены в одну плоть, никоим образом не диктует, что и духовник у них должен быть обязательно один и тот же. Иногда это бывает даже неудобно, потому что порой муж и жена начинают жаловаться духовнику друг на друга, впутывая его в какие-то свои сложные взаимоотношения. Тут все бывает индивидуально, и, может быть, не всегда это и хорошо.

Но, наверное, для гармоничной жизни семьи бывает и очень полезно, когда муж и жена слушаются одного и того же духовника: они могут разрешить с ним какие-то общие проблемы, и конфликт между супругами не превратится в конфликт между духовниками, ведь в нашей жизни бывает очень много сложных ситуаций и искушений.

– Вопрос, на который существует множество разных ответов, но хотелось бы узнать Ваше личное мнение. Насколько часто надо приступать к исповеди? Если у человека есть возможность часто посещать богослужения, должен ли он исповедоваться за каждой литургией? Насколько крепка связь между таинством Исповеди и таинством Причастия?

– Мне кажется, чем чаще человек приступает к исповеди, тем лучше. Это вопрос духовной чистоплотности, чистоты человеческой души. Если человек искренне приступает к таинству Исповеди, он безусловно испытывает чувство внутреннего очищения и духовной теплоты, которая за этим следует. Вкусив это, человек стремится испытывать их достаточно часто. Например, человеку, который привык ежедневно принимать душ, уже непонятно, как можно ходить немытым долгое время. Наверное, здесь не может быть каких-то ограничений, но все определяется возможностями человека и тем, насколько он действительно участвует в таинстве Исповеди. Потому что есть много людей, которые пытаются подменить таинство какими-то излишними разговорами. Сейчас человек нередко пытается переложить на духовника ответственность за всю свою жизнь, задавая ему вопросы обо всем: принимать ли ему таблетки, ехать поездом или автобусом, то есть он шага не может ступить, чтобы не получить благословения у своего духовника. Наверное, ситуация, когда это действительно необходимо, является все же достаточно редкой. Важно, чтобы человек приходил на исповедь именно исповедоваться, а не подменять таинство каким-то обычным человеческим общением или того хуже – попытками переложить ответственность за свою жизнь на священника. Наверное, то, насколько часто исповедуется человек, должно быть, продиктовано и этими факторами и должно контролироваться священником, духовником, который скажет человеку, действительно ли он пришел принести покаяние или просто занимается какой-то суетой.

– Что бы Вы хотели посоветовать нашим телезрителям в дни, когда все мы проходим поприще Великого поста?

– Мне бы хотелось пожелать всем терпения, потому что обычно Великий пост состоит не только в том, чтобы мы ограничивали себя в употреблении тех или иных продуктов (что, безусловно, тоже важно и является канонической нормой нашей Церкви), но, наверное, самое важное, что происходит в Великом посту,– это терпение тех скорбей, которые Господь посылает нам в это время. Очень важно, чтобы мы переносили это с радостью, без ропота, воспринимая как поводкаким-то образом духовно совершенствоваться и возрастать. Пожелать помнить о том, что Господь подает нам скорбь для того, чтобы приблизить к Себе, очистить нас, чтобы мы тоже могли хоть в чем-то уподобиться Ему, совершившему Крестный путь и Своими страданиями открывшему Царствие Небесное. Какие-то небольшие скорби и неприятности, а иногда и тяжелые испытания и страдания, которые попускает намГосподь, – на самом деледары, которые Он доверяет нам, чтобы мы могли с дерзновением войти в небесные врата, собрав букет из тех скорбей, что были даны, и украсившись тем терпением, которое стяжали благодаря им. Наверное, это и есть главное содержание Великого поста и одно из важнейших выражений таинства Покаяния и покаяния как сути нашей жизни, которого и ожидает от нас Господь.

 

Ведущий: Михаил Проходцев
Расшифровка: Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать