Беседы с батюшкой. Эфир от 24 марта

24 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы. Эфир 24 марта 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях иеромонах Макарий (Маркиш).

Добрый вечер, батюшка.

 

- Добрый вечер, Денис. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Господь вас всех благословит. С Крестопоклонной неделей.

 

- Сегодня мы отвечаем на вопросы, которые телезрители присылают нам на форум, кроме того, дорогие телезрители, вы можете задавать ваши вопросы в прямом эфире.

Вопрос: «Для чего Господь насадил в раю дерево добра и зла, ведь первые люди были, как дети, а дети часто не слушают своих родителей?»

 

- Неправильно смотреть на события Божественные, продолжая наш собственный родительский опыт и реалии окружающего мира. Здесь глубокая почва для богословских, символических толкований о природе человека, причинах его грехопадения, поверхностные сравнения здесь ошибочны.

 

- Как дальше продолжился род человеческий, если у Адама и Евы, дети были только Каин и Авель?

 

- Это практический и легко разрешимый вопрос. Книга Бытия говорит, что у Адама были дети, то есть мальчики и девочки. Сейчас мы говорим, что братья и сестры не могут вступать в брак. Но первые люди жили иное число лет, их физиологическое и генетическое устройство были, очевидно, иными, и запрета на родственные браки, очевидно, в то время не существовало.

 

- Что говорят святые отцы о загробной участи Иуды? Ведь если бы он не предал Христа, Он бы не был распят, и не состоялось бы Воскресение, получается, что предательство Иуды было предназначением, которое он должен был выполнить?

 

- Вновь мы уклоняемся в логическую ошибку, вводя «если бы», приемлемое для эксперимента в повседневном мире. Поскольку библейские и евангельские события уникальны, то нет никакой базы для условных предложений. В отличие от предыдущего вопроса, где все происходит по меркам физического мира.

 

- «Что символизирует матрешка? Пришел к выводу, что  восходящая структура матрешки символизирует благословляемые Богом отношения отца и сына и рождающиеся право и ответственность»?

 

- В смешном на вид вопросе, связанном с деревянной игрушкой, на самом деле, есть, о чем поразмыслить, правда, не в формате нашей столь быстрой передачи. Весь вопрос в понятии символа. Символ – по-гречески означает «связь, соединение», есть предмет с названием «символ» - это дощечка, разломанная на две половинки, которая при встрече двух ее носителей, собирается воедино, это своего рода ключ. Символика присуща человеку, входит в его сознание, но не надо ошибочно думать, что тот, кто впервые сделал матрешку, задавался смыслом ее символики. Символизм нарастает на материальные, а порой и духовные явления.

Например, символический смысл Божественной Литургии, которую мы служим более двух тысяч лет, нарастал потихонечку, люди по-другому начали осмыслять ее действия, придавать смыслы, которых раньше не было.

Если у Вас возникают какие-то мысли по отношению к матрешке, благодарите за них Господа, но не надо думать, что таков был замысел ее конструктора.

 

- Вопрос телезрительницы из Самарской области: Почему дьявол, искушая Христа в пустыне, предлагает Ему различные блага и действия, разве он не знает, что перед ним Бог?

 

- Ошибочно то, что мы спрашиваем о мотивации дьявола, но разве мы можем, и не дай Бог, знать дьявола и его мотивацию. Само слово «диавол» означает противник, и его задача противоборствовать всему доброму, что есть на этой земле. Конкретно, что именно он строил в своем помраченном уме, кроме как сбить с толка, внести злое начало в душу Иисуса из Назарета, мы понять не можем, и вряд ли это знание представляет для нас интерес.

 

- «Что означают слова зарок, обет и клятва, в чем различие»?

 

- Понятно, что речь идет о разных формах обещаниях. Мы помним, что в Евангелии есть предупреждение об излишности клятв, о незлоупотреблении в их подтверждении: «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Хотя есть присяга в армии, где человек должен засвидетельствовать перед людьми, не перед Богом, свои обязательства выполнять порученное.

Что касается обетов, существует две их разновидности: супружеский обет и монашеский. Во время чина церковного венчания мы не просим произносить особенные клятвы, задаются два вопроса, которые исполняют роль обетов: имеешь ли благое произволение ли взять в мужья (жены), не обещался ли кому-либо еще. Благое произволение превращается в супружеский обет, который при нормальных условиях люди хранят в течение всей жизни.

Во время монашеского пострига монах дает ряд монашеских обетов в виде ответов на задаваемые вопросы.

Конечно, надо сказать и о крещальных обетах, которые мы не всегда хорошо понимаем из-за того, что крестим обычно в младенчестве, и стоит такой крик, что их бывает даже тяжело расслышать, но их надо помнить и понимать. Мне пришлось написать книжку на эту тему «Шаг навстречу. Три разговора с родителями-восприемниками», где акцентируется смысл этих крещальных обетов, и каким образом сам младенец, не имеющий еще своей воли и сознания, участвует в произнесении этих обетов.

Ошибочная сторона, когда люди начинают приносить обеты, клятвы и зароки без понимания того, что они делают. Кто берет обет безбрачия, кто молчания, человек чувствует себя обязанным, но при этом понимает, что сделал что-то недолжное. В большом Требнике Петра Могилы существует чин о ложно клянущихся. Если такая беда произошла с кем-то, надо обратиться к приходскому священнику, принести покаяние, и он будет освобожден от этого греха, как Господь освобождает человека и от всех прочих.

 

- Вопрос телезрительницы из Тучково Московской области: Много лет тому назад в 1942 году при наступлении немцев умерла моя годовалая сестричка, которая не была крещена, как мне молиться за нее? Мне сказали, что я могу молиться за нее в личной молитве, правильно ли мне молиться такими словами /…/

 

- Не надо произносить эти слова, поскольку это Ваша личная молитва, и слова Ваши должны оставаться между Вами и Господом, в этом отличие Вашей индивидуальной молитвы от церковной. В такой личной молитве не может быть никаких ограничений.

Другое дело – молитва церковная, здесь есть правила, каноны. Никто не ставит Вашу сестру в разряд граждан второго сорта перед лицом Христа, но сам факт того, что Ваша сестра не была введена в Церковь, говорит о том, что общецерковным молитвы о ней не возносятся.

 

- «Как бороться с себялюбием и леностью»?

 

- Это вопросы, относящиеся к нравственной аскетике. Здесь, как в медицине, если спросить, как лечить спину, надо понять, отчего спина болит. У одного она может болеть по одной причине,  у другого по другой, поэтому лечение – дело индивидуальное.

Помните, что покаяние – а это и есть избавление от грехов – дело личное, индивидуальное. Мы говорим о своих страстях, болезнях на индивидуальной исповеди Господу в присутствии священника, чтобы получить его индивидуальный пастырский совет.

Общие рекомендации по «гигиене души», как рекомендации по «здоровому образу жизни» - старайтесь делать как можно больше добрых дел для ближних. Недаром Господь сказал: люби Господа и ближнего своего, на этих двух заповедях стоит весь закон и пророки. Каждый служит ближнему по-своему: кто в армии, кто на государственной службе, а кто в своей семье. Это достаточно универсальное средство.

 

- Вопрос телезрительницы: У меня большая скорбь, но на исповеди я исповедуюсь кратко, обычно у священника нет времени выслушать меня, а мне так необходимо поговорить с батюшкой, как мне его найти?

 

- Вам необходимо прийти в Ваш приходской храм не в богослужебное время и спросить у священника, когда он сможет уделить Вам минут пятнадцать для пастырской консультации. Если этот священник не сможет, обратитесь к другому, либо в другой соседний храм.

Мой дружеский совет – не проявлять так сразу всю Вашу скорбь, не плакать, чтобы люди не поняли неправильно Ваши намерения, но сдержанно, по-деловому спросить, где и когда Вам могут уделить время для пастырской беседы. И все у Вас получится хорошо.

 

- «Меня преследуют сны-предупреждения о потере работы, онкологии и так далее, через сны была предупреждена о них за несколько лет, теперь боюсь этого. Эти сны от лукавого»?

 

- Вопрос уместный, достаточно распространенный и достаточно простой. Православные христиане к нам не имеют доверия и не принимают. Это известный святоотеческий принцип: «не хули и не принимай». Мир сновидений – удивительная область контактов между миром материальным и миром нематериальным. Сновидения могут иметь три разных источника: наше собственное психологическое состояние, бесовское воздействие и воздействие светлых ангельских сил. Но разделить эти влияния, определить их мы не в состоянии. Воздействие бесовских сил может быть через сновидения, голоса, впечатления, интересные совпадения. Мы не должны забывать, что это злонамеренность и сила, противная человека. Поддаваясь этой  силе, мы оказываемся под опасным ударом.

После каждого сновидения надо понять, что это мне дает перед лицом Христа. Приснилась бабушка, значит надо ее чаще поминать, порядок навести на могиле. По сновидениям надо делать только христианские выводы. Сны бывают печальные и страшные, тогда надо благодарить Господа, что это только сон.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: В молитве Симеона Нового Богослова ко Святому Причащению есть слова: «Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще не содеянная написана Тебе суть». Получается, Господь знает и наши будущие грехи?

 

- Вопрос глубокий, даже богословский, он связан с двумя разными философскими понятиями: предвидение со стороны Господа и предопределение. Если Господь Всеведущ, существует вне пространства и времени, то естественно сделать вывод, что Ему свойственно предвидение.

Когда муравей ползет по травинке, каждый отрезок времени, он видит перед собой лишь ту часть ее, что у него перед глазами, мы же можем видеть всю эту травинку и то, что ожидает его в конце. Такое грубое сравнение человеческого и Божьего взгляда на вечность.

Предопределение православному взгляду не присуще. Если бы мы приняли, что все наши поступки предопределены заранее, мы лишились бы свободы, а свобода – неотъемлемая часть христианского сознания, образа жизни и мысли.

Есть некое противоречие, ведь мы живем во времени, а Господь вне времени. Его всеведение существует вне времени. Нам же во времени дана свобода бороться с грехом, противодействовать ему.

Небольшое замечание о молитве Симеона Нового Богослова, в ней может быть ошибка в переводе. «Несоделанное мое видесте очи Твои» - речь идет о зародыше в материнской утробе. «Еще когда я не родился, ты уже видел меня и мое будущее тоже уже известно» - здесь противоположение: прошлое, когда я еще не родился, и будущее – все открыто Господу.

 

- «Как можно научиться страху Божьему или это просто дар Господа Бога»?

 

- Припоминаю ответ на этот вопрос в одном из монашеских сборников. Когда на такой же вопрос монах получает ответ: «Нет ничего проще, найди людей, имеющих страх Божий, живи подле них и следуй их примеру». Никакого каламбура здесь нет, люди, имеющие страх Божий, это святая Церковь, которая дана нам людям, чтобы мы могли, живя в ней, избавляться от собственных недостатков. Если мы живем в отрыве от нее и ее наследия, по существу мы остаемся сами с собой и остаемся такими, как есть. Если мы входим в Церковь и живем в ней, то приобретаем необходимые нам духовные навыки.

Можно сравнить это с вопросом человека о том, как научиться ездить на велосипеде, какие прочитать книги, какие пошаговые инструкции выполнять. Но лучший и быстрейший способ – сесть на велосипед и начать потихоньку делать это, глядя, как это делают другие. Так в материальной жизни, но нечто подобное происходит в духовной при приобретении христианского образа мысли и жизни.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем страх Божий отличается от просто страха?

 

- В «Откровении» Иоанна Богослова есть отрезвляющая фраза о том, что участь боязливых в огненном озере вместе с блудниками,  идолослужителями и так далее. Казалось бы, хорошо, что человек робкий, не суется куда не надо. На самом деле, боязливость – обоюдоострый меч. Где-то надо быть очень мужественным, храбрым, решительным, а где-то сдержанным, опираясь на здравый смысл и откровения, которые дает Христос через Церковь. Как провести эту границу? Через церковную реальность. Такая аналогия: особенно военные хорошо знакомы с двумя качествами – трусостью и осторожностью. Трус не может быть ни офицером, ни солдатом. Но если у него нет осторожности, то его убьют при первой стычке. Осторожность – это рассуждение, куда надо идти, что надо делать, где наступать, а где отступать. Эти «надо» и «не надо» помогает определить нам Церковь, если мы будем слушать ее, то у нас не будет боязливости, а будет страх Божий.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Гороховца Владимирской области: Иногда мучает какой-то вопрос, начинаешь читать богословскую литературу или смотреть вашу передачу и получаешь ответ на него. Не от лукавого ли это?

 

- Ответ очень простой. Хорошо, что Вы читаете книжки, смотрите передачи, опасность возникает там, где Вы собственные мысли и выводы ставите на первый план. Вам надо зафиксировать Вашу мысль и затем сравнивать ее с тем, чему учит Церковь.

Тем, кто интересуется богословием, могу посоветовать книгу «Катехизис. Введение в богословие» протоиерея Олега Давыденкова, по которому учатся семинаристы, многократно проверенный, отлаженный. Того же самого автора «Догматическое богословие» на более сложном уровне. У христиан нет обязанности изучать богословие, но если интерес появляется, то это хорошо. Главное не искать ответы на вопросы в интернете среди псевдохристианских и лжехристианских источников.

 

- «Родители мужа против нашего венчания. Что делать в такой ситуации»?

 

- Вопрос острый и распространенный. Такие вопросы надо выяснять на месте: кто Вы? сколько Вам лет? кто родители Вашего мужа, и какие у них основания для сопротивления? Нельзя ли найти общий язык? Надо искать посредников, подумать, кто может быть авторитетом для родителей Вашего мужа. Можно было бы попросить Вашего приходского священника, чтобы он позвонил родителям мужа, представился, зашел в гости и как-то выяснил обстановку. Надо пытаться такие конфликты разрешить миром, насколько это невозможно.

Бывает, что молодые люди хотят вступить в брак, а родители противятся. Когда никак невозможно договориться, Церковь говорит, что отсутствие согласия на брак родителей в случае совершеннолетия жениха и невесты не является препятствием. Однако это самая крайняя мера,  надо пытаться добиваться всеми способами согласия и мира.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя внучка спросила, почему у Господа одна Матерь Божия, а существует и Матерь Божия «Умиление», и Матерь Божия «Неопалимая Купина»?

 

- Потому что Вы неправильно говорите Вашей внучке. Маленький ребенок видит неправильности Вашего языка. Не существует разных Богородиц, существуют разные Ее изображения. Надо было сказать внучке, что Богородица одна единственная, но приблизительно, как можно сделать десять разных фотографий одной Вашей внучке, и каждая будет хороша чем-то своим, так, приблизительно, существуют разные изображения Богородицы, по-своему ценные для нашей церковной истории и истории нашей страны, прославились теми или иными чудесами, победами, исцелениями. Надо провести четкое различие, это Ваша обязанность.

 

- «За последние несколько лет жизни я стал сильно увлекаться фотоискусством. Денег этим не зарабатываю, фотографирую для себя. Но приходится покупать дорогую фототехнику. Мне очень нравится это, но боюсь, что я этим прельщен, ведь это не пользы для жизни»?

 

- Вопрос так же личный, надо знакомиться с Вами, знать Ваш образ жизни, Ваши фотографии, обстоятельства. Почему же не приносит пользы, Вы бы лучше подумали, как это сделать полезным и плодотворным для Ваших близких и окружающих. Надо избегать перехлестов, применять здравый смысл. Чтобы Вы не делали, задавайте себе вопрос, как извлечь реальную пользу, земную и небесную, часто они  могут быть связаны, из любого Вашего дела. Любое дело должно иметь нравственный, социальный или материальный выход.

Можно попробовать создать фотокружок для детей. Сейчас можно за тысячу рублей купить фотоаппарат с такими возможностями, которые раньше был доступны лишь профессионалам. При этом большинство из приобретающих фотоаппараты понятия не имеют об основах фотомастерства.

 

- Вопрос телезрителя из Самары: Молитва «Отче наш» заканчивается словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», почему эти слова не пишутся после нее в молитвослове?

 

- Молитвослов – это сборник молитв, в общем-то, монашеских, созданный для того, чтобы люди выбирали те, которые подходят для них. Молитвословы содержат тексты, которые помогают нам молиться. В условиях церковной молитвы, откуда и пришли молитвы в молитвослов, возглас по окончания молитвы «Отче наш» «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа…» делает священник, поэтому возглас и не присоединяется к молитве в молитвослове.

 

- Вопрос: «Как правильно понимать выражение «обретайте себе друзей богатством неправедным».

 

- Всякое выражение надо всегда трактовать в контексте. Слова взяты из евангельской притчи о неправедном управителе, которая непроста и требует объяснения. Был некий управитель имением, которого должны были уволить, и он боялся остаться без средств к существованию. Тогда он вызвал должников, которые должны были его хозяину, причем не только деньгами, но и зерном, маслом. И вот управитель предлагает им написать расписку о том, что они, скажем, должны хозяину вместо ста кувшинов масла семьдесят. Понятно, должники были очень довольны, благодарили. Получается, что этот управитель обманул своего хозяина, а тот, когда узнал об этом, напротив похвалил его, сказав, что тот молодец, поскольку «богатством неправедным приобретаешь себе друзей». Выглядит это как парадокс и неприемлемое с нравственной точки зрения, потому что мы не знаем хозяйственную практику того времени, а дело в том, что управляющие того времени жили комиссией с доходов. Так же поступали и мытари, весь вопрос в том, сколько брали себе мытари и управители, не  переходили ли они грань в жажде собственного обогащения.

Простив должникам часть из долгов, управитель тем самым отказался от собственной комиссии в их пользу, за что они его похвалили, а потом похвалил и хозяин. То есть он совершил акт жертвы в пользу этих людей с тем, чтобы они помогали ему и дальше. Тем самым, получается, что если человек откажется получать неправедное богатство, он сможет  приобрести богатство праведное, в данном случае расположение людей.

 

- Спасибо Вам большое, отец Макарий. Благословите на прощание наших телезрителей.

 

- Всего доброго. Еще раз поздравляю всех с Крестопоклонной седмицей. Если Вы не ходите каждый день в храм, найдите в интернете Триодь Постную и читайте хотя бы небольшими частями, стихиры, тропари, каноны каждого дня, и Вам будет большая польза в прохождении Великого поста.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать