Беседы с батюшкой. Летние посты

24 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Александро-Невской лавры протодиакон Иоанн Диденко.

– Сегодня мы беседуем о летних постах. Миновал радостный пасхальный период, Пятидесятница, и перед нами новый пост – Петровский, в который мы вступаем со дня на день. Хотелось бы спросить у Вас, в чем смысл поста, что такое вообще пост в христианской Церкви? Об этом важно напоминать вновь и вновь.

– Я бы сказал, не только пасхальный период и Пятидесятница радостны. Пост – тоже радостный период. Если мы проводим его правильно, правильно к нему подготовились, то время поста становится, как говорят отцы, приятным и, конечно же, радостным. Так что мы готовимся к радостному состоянию. Как говорят те же святые отцы, пост для человека – это нормальное его состояние. Когда мы не постимся, предаемся излишествам в еде, потакаем своему телу, делаем что-то себе приятное, получаем утешение. Но христианин – воин. Он постоянно должен быть при оружии – в латах, с копьем в руке. Пост является этими самыми латами и копьем. Это значит, что нормальное состояние для воина – состояние бдения и трезвения, стояния и охранения себя. В данном случае своей души. Время поста, когда мы стоим, бдим, храним себя, состояние сосредоточенности – правильное состояние человека. Поэтому в Церкви, помимо среды и пятницы, существуют периоды поста, четыре поста в году.

Сейчас мы подходим к Апостольскому посту, иначе Петровскому. Этот пост очень древний, о нем было известно уже в III веке, но мы знаем, что первые христиане постились этим постом. Он начинался через неделю после Пятидесятницы и заканчивался, как правило, до праздника Петра и Павла. Почему он называется Петровским? От сокращения «Петропавловский», и название это вошло в обиход. Этот пост получил особенное распространение в Византии, когда императором Константином были построены храмы Петра и Павла в Риме и Византии. По новому стилю 12 июля начали праздновать праздник Петра и Павла, и пост у нас заканчивается как раз им. Последний день поста –11 июля, а 12 июля, в торжество Петра и Павла, – окончание поста.

– Это ведь не единственный летний пост. У нас впереди Успенский.

– Да, напомню, что всего в году четыре многодневных поста. Надо сказать, что Успенский и Великий посты отличаются строгостью. Наоборот, Рождественский и Апостольский, или Петропавловский, более мягкие. По Уставу разрешается рыба в субботу и воскресенье, а также во все полиелейные праздники, когда особо служат какому-то святому. Воздерживаемся от рыбы только в среду и пятницу. Надо сказать, что в древности в конце мая, июне, начале июля земля еще не приносила тех плодов, которые мы сейчас имеем, благодаря торговле из разных концов земли. Конечно же, раньше этот пост был строгий. Грибов, плодов еще не было, произрастала только зелень, поэтому для наших предков пост и был суровый. Но в настоящее время мы имеем возможность выбора продуктов питания, поэтому для нас это сейчас не очень сложно, скажем так.

– Само понятие «летний пост» многими воспринимается как нечто странное. Человек пережил тяжелую зиму, слава Богу, ему хочется какого-то отдыха, кто-то, наоборот, очень много трудится на огороде, занимается хозяйством. Горожане после трудового года хотят уехать в отпуск и так далее. И вдруг приходит пост. Как это воспринимать должным образом?

– Очень важно понимать смысл поста, для чего он нам нужен. Многие люди, православные христиане, воспринимают пост в основном как ограничение в пище. Соответственно, вокруг этой идеи крутятся все человеческие «потуги» – что есть, что не есть. Забывают главное: пост – это время, когда мы приближаемся ко Христу, душа и дух тянутся ко Христу. Для того чтобы освободить душу и дух, мы свое тело берем в узду, в первую очередь те страсти, которые присущи нашему телу.

Мы знаем, что из всех страстей три страсти самые плотские, самые низкие – чревоугодие, блуд и сребролюбие. Ни один человек не прошел мимо этого. В первую очередь, наверное, надо обратить внимание на это – не только на страсть чревоугодия, но и на страсти блуда и сребролюбия и посмотреть, к чему человек особенно привязан. Ключевые слова здесь – «свободная душа», «освободить душу и дух». Чтобы их освободить, надо посмотреть, от чего есть зависимость.

Ведь наши зависимости – это страсти. Грех – это неправильность, которую мы делаем, а страсть – та неправильность, без которой мы уже не можем, то неправильное делание, без которого у нас портится настроение и в жизни что-то происходит не так. Поэтому нужно посмотреть, какие есть страсти, от чего ты зависим. И мы увидим, что зависимостей у нас очень много, в первую очередь зависимость от еды, потому что еда – всегда спутник нашей жизни. Нам нужно питаться, для того чтобы жить, существовать, чтобы делать добрые дела, иметь силы, хорошее настроение. Но очень часто мы пренебрегаем этим и не знаем меры, в первую очередь в еде, и, конечно, не знаем меры в отношениях, своих пожеланиях, удовольствиях.

Мне кажется, пост – это период, когда я должен понять, где моя мера. Мера в еде (какое количество еды я должен потреблять, чтобы она не отягощала мое тело), мера в сладости еды (я что-то очень люблю и должен себя ограничить, даже если это непостное, потому что сейчас очень много, например, вкусных соевых продуктов, которые не совсем полезны телу), мера в молитве. Мера в молитве не значит ограничение (мало или много), а означает, насколько мне это полезно. Недостаток молитвы у людей и общения с Богом – одна из проблем современного православия, христианства. Мы внешне живем церковной, православной жизнью, а по сути у нас молитвы нет. Мы не умеем молиться. И когда приходим в храм, думаем о своем, о своих проблемах, делах, мы совершенно не настроены на молитву.

Такое явление всюду, в этом люди повсеместно исповедуются. Потому что у нас нет навыка. Мы не знаем меры, не знаем, как настроиться. Опять-таки, пост – это настрой. Настрой на молитву, познание, что такое молитва, как прекрасно молиться, когда тело не отягощено чрезмерностью пищи, когда мы можем отогнать от себя плохие мысли, можем молиться в свободе от страсти. Все эти нахождения меры делают наш пост благоприятным и радостным.

– Что касается гастрономической составляющей, естественно, в пост в первую очередь люди начинают интересоваться ограничениями в пище. Мне приходилось слышать вопрос: почему именно исключается мясо? Неужели оно влияет на отношения человека и Бога?

– Скажем, не только мясо – и молочные продукты, и яйца, то есть продукты животного происхождения. В пост мы стараемся есть только растительную пищу. На самом деле современные медики доказали, что пища животного происхождения имеет особую энергию. Если много потреблять этой энергии, человек наполняется ею, а если он не работает хорошо физически, то она его начинает переполнять, и он начинает ее тратить на греховные вещи. Или она «выходит боком» в телосложении, когда тело приобретает некрасивую форму.

Растительная пища проста, легка для желудка и тела. Но надо сказать, очень многие люди, которые начинают поститься, бездумно берут календарь и смотрят, что есть, что не есть, и часто заболевают, потому что бездумное отношение к посту, особенно в смысле еды, тоже приводит к побочным эффектам. Поэтому здесь надо быть осторожным. Я хотел бы сказать, что пост – очень индивидуальный подвиг. Есть вегетарианцы, которые спокойно обходятся без мяса, и не только без мяса, но и без яиц, без молочного. Люди разные. У нас разное тело, мы по-разному воспринимаем все, что нам дает природа, наше тело по-разному реагирует, поэтому очень важно знать себя, что для тебя лишнее, а что полезное. Время поста – это время, когда я как раз это узнаю и чувствую. Особенно нужно оттачивать это чувство и совесть; совесть особенно подсказывает, что я делаю правильно, что неправильно, потому что в пост обостряется умственная деятельность, душевное состояние, духовное делание. В этом обострении очень важно запомнить состояния, в которых ты был, как и о чем думал – о своей жизни, о том, что в ней неправильно. Один из непременных атрибутов поста – возможность задуматься о своей жизни.

Много вопросов о том, как поститься в семье, где есть маленькие дети или больной человек. Как содержать гастрономическую часть поста? Конечно, здесь опять на помощь приходят советы мудрых священнослужителей о том, что пост – индивидуальное делание. Нельзя заставить поститься. Это должен быть выбор человека. Может ли ребенок сделать этот выбор? Здесь мудрость и рассудительность родителей играют очень важную роль. Нужно, чтобы ребенок понял, что такое пост, и понял это правильно, чтобы пост не стал для него такой тягостью, после которой он с ужасом будет вспоминать дни поста как одни ограничения, что-то неприятное. Родители объяснят ребенку, в чем красота поста, как хорошо быть с Богом и что для этого надо сделать. И конечно, покажут это своим примером.

Я знаю много семей, где многодетные папы работают, заняты и не имеют возможности много времени уделять детям. В дни поста они особенно пытаются быть с семьей. Хорошее времяпрепровождение – это, конечно, совместное чтение душеполезных книг. Но, к сожалению, это не очень распространено. А ведь это одна из самых главных вещей – общение в семье. Пусть это пассивное общение, когда мы просто читаем какую-то книгу, но ведь после этого хочется поговорить, обсудить ее. Здесь уже происходит важное общение в семье, которое наполняет каждого, прокладывает мостики между детьми и родителями, между поколениями.

У меня в жизни такое было. Я из церковной семьи, семьи священнослужителей, и с большой радостью вспоминаю, как бабушка садила нас в большой комнате – своих детей и внуков – и читала душеполезные книги. Я не помню, что она читала, но помню это удивительное состояние, когда все, усевшись удобно, слушают голос бабушки. Прошло уже около сорока лет, но я помню эту особенную атмосферу. Это был самый главный воспитательный момент в моей жизни, потому что это радость, тишина, спокойствие, семейственность. Тогда я почувствовал, что это такое. А если бы мне просто говорили, что семья – это хорошо, вряд ли я бы это запомнил и пронес через всю жизнь. Так что пост для семьи тоже особенное время.

– Действительно. Да и летом у детей появляется возможность много времени проводить на улице со своими друзьями. Наверное, здесь тоже нужен особый подход. Если дома совершается какое-то правило, может быть, детям давать какую-то посильную молитву, а не ту, что совершают взрослые. Как здесь быть?

– Сейчас у нас такие дети и такие проблемы… Если мы поговорим с родителями, то узнаем, что дети не идут на улицу. Дети сидят дома перед компьютерами, с гаджетами, они малоподвижны. Попробуй предложи ребенку сходить в поход! Если раньше все кричали: «ух ты, как интересно, я первый, что сделать, чтобы пойти в поход?», сейчас скажут: «да что вы, какой поход, зачем это надо?» А если еще скажешь, что в походе не будет никаких телефонов, гаджетов, Интернета, то получишь от ребенка стопроцентный отказ. Задача родителей сейчас, наоборот, в том, чтобы ребенок двигался. Для развития тела очень важно, чтобы было движение, чтобы ребенок дышал свежим воздухом. И конечно, это надо поощрять. Лето для того, чтобы ребенок был на природе, поэтому поездка ребенка к бабушке в село – очень позитивный момент. Другой момент, что бабушки, может быть, балуют, не контролируют ребенка и он может разному научиться на улице. Это уже второй вопрос. Но то, что ребенок находится на улице, играет, двигается, – это прекрасно. Это должно быть всегда, не только в пост.

Что касается поста, действительно, в пост должны быть особенные совместные семейные традиции. Если нет традиции совместной молитвы, то стоит ее учредить именно в ближайший пост, поговорив с ребенком. И вместе помолиться. Вместе сделать что-то – это прекрасно. Когда мы вместе делаем что-то хорошее (самое банальное – убираем в квартире, готовим подарки), то во время этого совместного труда общаемся. Для ребенка это основа воспитания, а для мамы и папы – труд. Очень легко оставить ребенка, чтобы он рос сам. В пост родителям надо обязательно приложить усилия к созиданию семейственности. Это будет важнее, чем ограничение себя в еде, потому что за этим идет наше внутреннее делание.

Оказывается, родители не знают, что делать с ребенком, как быть интересным. Кто из родителей делает такой детский праздник, чтобы всем было интересно? Чтобы дети не просто пошли и банально поели, вызвали клоуна, а чтобы всем детям было интересно, чтобы было подвижно, хорошо, ярко, но в то же время в рамках. Чтобы после этого праздника дети запомнили, как приятно им было общаться, а не как они вместе сидели перед компьютером и прошли определенный уровень игры или побыли в кафе и пообщались с клоуном. Не умеют этого родители. В пост стоит это сделать – напрячь себя, чтобы вложить в стену семьи кирпичики. Это должны сделать все члены семьи. Обратите на это внимание.

Конечно, семья – это часть социума. Мы уже поговорили о том, что нужно человеку, чтобы самому сосредоточиться в пост. Но в то же время в пост люди должны увидеть, что у человека пост. Каким же образом? Не по тому, конечно, что он ходит весь в черном и никому не улыбается, думает только о серьезном со сдвинутыми бровями. Наоборот, как говорит Иисус Христос, «когда постишься, помажь главу свою елеем, будь чистым, покажись радостным людям». Это очень важно. Общайся. Люди должны увидеть, что с человеком произошли какие-то перемены. Почему? Потому что он освободился от плотского, меньше ест, больше двигается, стал радостен, стал больше улыбаться, занялся наконец-то спортом, много гуляет перед сном, дышит свежим воздухом. А сам в это время молится, напевает церковные песнопения. Он чаще посещает храм. От этого его жизнь становится гармоничнее. А если она гармоничнее, значит, она радостна, хороша. Получается, что пост – прекрасное время, которого мы ждем, чтобы стать самими собой, чтобы обрести Бога и быть с Богом, жить с Ним, чувствовать, как это – быть с Богом.

Феофан Затворник сказал, как мы можем проверить, насколько пост пошел нам на пользу. Если после поста я хочу делать то, что делал во время него, например ограничивая себя в еде или в пожеланиях своего тела, значит, пост прошел для меня правильно. Это не значит, что в день окончания поста у меня все в жизни изменилось. Наоборот, как я шел в посту ровно, так дальше и иду. Это значит, что пост пошел мне на пользу. Напротив, если я жду не дождусь окончания поста, чтобы сделать, натворить что-то или съесть, значит, что-то в моем посту было неправильно.

– Вопрос от телезрительницы Ангелины: «Мне 11 лет. Моя мама не постится, но я очень хочу. Она для меня старается и готовит. Как мне быть, если я хочу поститься, но при этом не хочу обидеть маму?»

– Прекрасный вопрос, Ангелина! Не Вы одна такая, очень много в наших семьях таких вопросов, когда кто-то из семьи постится, кто-то нет. Я бы сказал, что пост – это и время взаимопонимания. Мы уже говорили о том, как важно наладить контакт. Перед постом очень важно найти взаимопонимание между членами семьи. Тот, кто постится, должен поговорить, показать, что он личность, что этот пост для него важен. Он также должен взять совет, разрешение или даже попросить помощи у тех близких, которые не постятся, чтобы они поддержали его. Это очень важно – наладить такой контакт. Да, у нас много разных немощей, но одни мы никогда с ними не сможем справиться. Мы просим Бога, чтобы Он нам помог. Но помимо этого мы еще просим ближних, которые рядом с нами. Когда мы просим молитв и помощи, чтобы справиться с какой-то зависимостью или немощью, конечно, это идет только на пользу. Когда обращаемся за помощью к близким, только человек с очень черствым сердцем не поможет. Это даже некая очень хорошая провокация: мы о чем-то договариваемся со своими домочадцами и в пост стараемся держаться своих договоренностей, уважая друг друга, принципы и мировоззрение друг друга, направления нашей жизни.

Поэтому совет, как говорить, не может быть одинаковым для всех. Каждый проговаривает это и находит подход по-своему. Но самое важное – найти контакт с ближними, даже с теми, кто нас не понимает. Очень часто в семьях есть воинственные атеисты, которые в штыки принимают все, что ты делаешь церковного. «Как ты можешь ходить на причастие, ты молишься, ты не улыбаешься, все у тебя в жизни не так, хватит уже всего этого с Богом и Церковью». Такое часто могут слышать те, у кого в семье есть неверующие люди. Здесь нужно самому быть мудрым и рассудительным, пообщаться со своими домочадцами и найти какую-то золотую середину, где все будут друг другу помогать, уступать.

– Действительно, вопрос общения всегда чрезвычайно важен, особенно сейчас. Вот я по старой памяти сказал, что дети играют во дворе, потому что когда я еще был ребенком, это была наша данность, которая нас очень устраивала. Сейчас у меня во дворе играют маленькие ребятишки, детей постарше уже не видно. Кто знает, где они, может быть, действительно сидят за компьютерами.

Вопрос по поводу гаджетов. Ими пользуются и любят их не только дети, но и взрослые. В смартфонах можно найти все – и почту, и новости, и социальные сети, постоянно приходят оповещения. Как быть с этим? Как ограничить себя? Полностью отказаться от этого для многих невозможно, потому что смартфон часто бывает рабочим инструментом. Но как найти золотую середину в виртуальном мире, в медиапространстве?

– Виртуальный мир – новый вызов не только православным христианам, но и в принципе всему человечеству. Мы даже не замечаем, как погружаемся в это, и уже есть некоторая зависть к тем бабушкам и дедушкам, которые ходят со старыми мобильниками и даже боятся узнавать, какие в них есть функции, они не знают, что такое постоянный Интернет, постоянное «бульканье» уведомлений.

Один мой знакомый батюшка уехал за границу и выключил свой мобильный телефон за дороговизной. Он говорил, что ему три дня приходили в голову звуки SMS, разных уведомлений. То есть это уже некая психологическая настроенность. Это на самом деле большая проблема.

Информационный пост – отдельная,очень интересная стезя нашей постной жизни. Мы уже говорили, что пост – это время, когда можно проверить себя на зависимости. Проверить, есть ли у меня зависимость от информации или соцсетей, очень просто. Если я спокойно могу обходиться без этого в течение двадцати одного дня, то значит, у меня нет зависимости. Любой может попробовать просто не заходить туда, ограничивать себя от новостей или от общения через виртуальное пространство. Вполне можно позвонить и все выяснить. От информационного поста хуже человеку не будет. Наоборот, человек увидит, насколько он зависим, во-первых, от новостей, во-вторых, от манипуляций, которые приходят через эти новости и управляют нашим мозгом. В пост стоит проверить себя и просто выключить Интернет или не заходить туда. Это советуют все мудрые люди и священники.

Чтобы поддержать этот информационный пост, лучше заменить время, которое обычно посвящалось соцсетям, чтением. Чтением не газет, а душеполезных книг. И посмотреть, что внутри происходит. Какая будет внутри ломка от того, что я испытываю недостаток этой информации.

Ко мне приходили молодые люди, которые сделали таким образом. Они поняли, что имеют зависимость от соцсетей. Когда они просто отрезали себя от них, к ним пришла бессонница, информационный голод. Человек не может даже заснуть без информации. Ему надо чем-то забить голову, чтобы она начала отдыхать. Человек забывает, что есть молитва. Он понимает, что в этом информационном потоке молитва для него становится автоматической.

Когда мы с детьми находимся в лагерях (скоро у нас будет студенческий слет православных студентов в Сочи), то всегда перед молитвой я стараюсь уделить какое-то время (полминуты, минуту) тому, чтобы постоять в тишине. Будь это молитва «Отче наш» перед обедом, или утренние и вечерние молитвы, или молитвы в течение дня, особые прошения – перед любой молитвой важно просто встать и сосредоточиться. Когда я нахожусь в этой тишине, то вдруг ощущаю, что мне в голову идут волны разных мыслей. И я понимаю, что сейчас мне надо молиться, нужно очистить от этого голову, а я не могу, потому что вдруг остановился в динамике жизни. Вся масса информации, все, что вокруг меня есть, – не останавливается, оно входит в меня. Получается, что я элементарно не могу даже настроиться на молитву.

Думаю, все православные люди, которые знают, что такое молитва, что такое общение с Богом, и ценят это, должны подумать об этом, особенно в пост. Подумать, как не только увеличить количество молитвы и количество посещений храма, таинств, но как сделать молитву качественней. Как сделать так, чтобы я больше ни о чем не думал, когда молюсь, чтобы я просто общался с Богом? А для этого надо очистить не только свой ум, но и сердце. Эта очистка ума и сердца – в принципе, один из важных моментов в постном приуготовлении себя к тому, что я пойду в церковь, к таинствам, к тому, как вечером лягу спать. Перед сном молитва должна быть особенная, потому что я доверяю свою жизнь Богу. Нужно попробовать немного остановить темп своей жизни. Пост для этого. Когда мы останавливаем темп своей жизни, то начинаем слушать свое сердце, соответственно, слушать совесть. Совесть может нам подсказать очень многое. «Помни последняя твоя и вовек не согрешишь», – говорит Священное Писание.

У одного моего друга заболел живот. Он пошел к врачу. Так получилось, что врач был на операции, и друг почти два часа прождал перед кабинетом. Но он видел онкобольных людей. И вдруг он подумал: а что если и у него онкология? Такой вот впечатлительный человек. Что если ему осталось жить всего полгода? Ведь онкология такая болезнь, когда человек знает, что скоро умрет. Друг этот – священнослужитель. Он вдруг подумал: чтобы ему через полгода уйти со спокойной совестью, с тишиной, для этого у него внутри слишком много неправильных направлений, много суеты и в жизни, и внутри его. Он понял, что давно не молился Богу искренне, что службы стали каким-то привычным делом. Не горением, а тлением. В результате, когда в течение этих нескольких часов он все переоценил в себе, к доктору ему уже не было смысла идти. Господь открыл ему все, открыл его ненормальное состояние.

Думаю, в пост наша задача – понять, где мы находимся в своей жизни, какой жизнью живем – телесной, душевной или духовной. Ведь мы знаем, что Господь дал нам дар, чтобы мы жили всеми этими направлениями, чтобы внутри нас была гармония – между духом, душой и телом. Какая может быть гармония, если за завтраком, обедом и ужином я каждый раз объедаюсь? Какая может быть гармония, если я не слушаю свое сердце, не слышу своей совести и даже не стараюсь прислушиваться к ним? Ведь то, что они говорят, – это слишком острая правда. Я создаю зону комфорта: мне приятно со своими домочадцами, создаю такую же зону на работе (я вас не буду трогать, и вы меня не будете трогать). В храме, в церкви – везде я делаю себе удобно. Даже в тюрьме человек делает себе так, чтобы ему было комфортно, чтобы можно было успокоиться. И когда Господь говорит или показывает нам, что мы не правы, что мы не на правильной дороге, начинает нас выводить из этой зоны комфорта, мы начинаем переживать. Нам очень неуютно, и все внутренние негативные вещи выходят наружу – гордость, эгоизм, мы начинаем с раздражением бросаться на окружающих. Вот это обуздание своих негативных чувств, гордости, раздражения, всего того, что мы проявляем по отношению к людям, – тоже одна из целей поста.

– Вопрос от телезрительницы: «Врачи мне говорят, что нельзя поститься. А пост все-таки должен быть. Что мне делать?»

– Вопрос в точку. Сейчас здоровых людей нет , и Церковь всегда говорила, что пост должен быть по мере сил. Человек должен готовиться и входить в пост по мере сил. Соответственно, очень важно понимать, что же не повредит здоровью. Если я постом нанесу вред своему здоровью, значит, я иду против воли Божией. Потому что Господь дал нам дар здоровья, и нам нужно возгревать его, беречь и хранить. Если мы не храним свое здоровье, то идем против Бога. Конечно, болящим людям, кормящим мамам, беременным пост во всей строгости просто противопоказан. Повторюсь, мы должны знать меру и количества, и качества еды. Очень важно, чтобы мы понимали, что нам полезно, а что нет. Еда в посте не главное. Как говорит Иоанн Лествичник: как мы боремся со страстями? Мы не боремся со всеми страстями сразу, не становимся сразу хорошими. Мы берем одну страсть, самую сильную, и кидаем все силы на нее, стараемся с ней справиться. Когда же мы с ней справляемся, переходим к другой. Если в пост мы совладали хотя бы с одной своей страстью, с самой главной, – это уже победа. Но если мы не ели чего-то в течение всего поста, нельзя сказать, что это победа.

Помню, мы были семинаристами и ходили к одному духовному батюшке. В конце поста он позвал нас, намазал бутерброды сливочным маслом и дал нам. Мы пытались возражать, но послушание прежде поста и молитвы… Мы съели их и, признаться, ушли с большим огорчением, потому что к посту относились со всей строгостью. И вдруг этот бутерброд с маслом… И лишь через несколько лет до нас дошло, что не в еде дело. Если я соблюдал весь пост в еде, возникает какая-то гордость. Как сказал Иоанн Лествичник, если я соблюдаю пост, я тщеславлюсь, потому что выполняю заповеди Божии; если не соблюдаю пост ради кого-то, кто пришел, ради любви, я тоже тщеславлюсь. Поэтому здесь должна быть мудрость. Конечно, ни в коем случае нельзя вредить своему здоровью гастрономическим постом, ограничениями. Очень важно знать свою меру, и иногда человеку полезно есть какой-то непостный, но полезный продукт.

– Этот момент даже зафиксирован в официальном документе о Святом Причащении, где говорится, что люди определенного возраста, а также имеющие определенные заболевания, если у них есть необходимость что-то съесть с утра или выпить лекарство, должны это сделать.

– Да, это правда.

– Вы сказали очень важные вещи о том, что нужно настроиться и уметь останавливаться. Согласитесь, в наше время это очень сложно, потому что у всех нас, по крайней мере у тех, кто смотрит телевизор, пользуется компьютером, развито мультиклиповое сознание. Картинка меняется с определенной частотой, иначе зритель устает от нее. Остановка, тишина сейчас нами воспринимаются очень трудно. Я замечал, что даже если в церкви возникает какая-то пауза, это и духовенством, и людьми воспринимается как что-то странное, как какой-то огрех. Как нам научиться прислушиваться?

– «Давайте делать паузы в словах ...», – сказал один прекрасный поэт.

Повторюсь: замедлить темп жизни. Каждый может сделать это по-своему. Нельзя дать всем общий совет. Но когда мы замедляем темп жизни, в ней очень многое меняется. Приходит мудрость, мы начинаем задумываться о каких-то важных вещах. То, что Вы назвали клиповостью мышления, когда нам нужно, чтобы все менялось очень быстро, – это болезнь, психическая болезнь. Нужна профилактика этой болезни через чтение книг (не отрывков из газет, коротких статей), через массив чтения. В пост нужно перейти от количества молитвы к качеству. Очень важно следить за качеством молитвы и за тем, насколько я с Богом общаюсь, насколько у меня с Ним контакт, насколько он сердечный и духовный, насколько я могу быть в тишине, почувствовать красоту пребывания в Боге.

Мы подошли к самому важному: конечно, Святая Церковь рекомендует обязательное причащение в пост. Если человек с Богом, если он старается, то ради чего? Конечно, ради того, чтобы быть с Богом, чтобы Бог был в нем и он был в Боге. Это происходит через таинство. Конечно, в пост очень правильно регулярно очищать свою душу Таинством исповеди и причащаться, наполнять свое тело, естество Божеством через Таинство Причащения. Повторю слова Феофана Затворника: почувствовать это и перенести это состояние на непостное время. Чтобы постная динамика, это спокойствие и сосредоточенность, принятие таинств перешли в непостное время, когда я понимаю, что мне нужно где-то ограничивать, останавливать себя. Человеку легче жить духовной жизнью, когда он периодически ставит вехи в этой духовной жизни и оглядывается, что же происходит вокруг. Таинства исповеди и Причащения являются такими вехами. Если эта веха раз в год, то о чем можно говорить? Весь год человек непонятно чем занимается, потом приходит каяться… Конечно, это нужно делать чаще. К этому же призывают и Святейший Патриарх, и архиереи, и священнослужители.

Жизнь во Христе должна быть жизнью, а не периодами. А жизнь – значит, что? Основной цикл нашей жизни – неделя, работа, потом выходные; неделя была циклом творения земли и всей Вселенной. Важно, чтобы недельный цикл не прерывался, чтобы в неделю мы подходили к таинствам, оглядывались на свою жизнь. Понятно, что вопрошание совести у нас должно быть каждый вечер. Это вопрошание есть даже в вечерних молитвах, когда мы вспоминаем все свои грехи. Но очень часто бывает так: мы помолились вечерними молитвами, легли спать. Не секрет, что многие засыпают в наушниках, смотря какой-то фильм, или еще как-то. Происходит подмена. Вместо спокойствия, вместо того, чтобы погрузиться в сон в спокойствии и осознанности, мы крадем у себя эту осознанность, погружаемся в виртуальный мир. Это неправильно.

Очень важна осознанность, понимание того, что происходит, эти моменты обдумывания и анализа своей жизни. Это должно быть каждый день, особенно в пост. И тогда изо дня в день мы, работая над собой, будем исправляться, становиться лучше, легче, ближе к Богу, радостнее. Но бывает, когда человек этого не делает, ограничиваясь лишь количеством или качеством принятия пищи, и думает, что постится. На самом деле пост без внутреннего движения, без того, чтобы ощутить Бога, не пост. Пост без Бога – это или диета, или какой-то самоанализ, личностный психологический рост. Везде должен быть Бог. И когда я ем, и когда общаюсь. Один из мудрых людей, владыка Антоний Сурожский, сказал, что очень легко определить, делаю я хорошее дело или плохое. Если я могу остановиться и поблагодарить Бога за все то, что происходит, значит, я делаю доброе дело. Если я не могу поблагодарить Бога, значит, происходит что-то не то.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы