Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

24 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

– Вопрос: «Прочитал, что человек согрешает на каждом шагу, даже когда молится. И появился страх, что все, что я делаю,  может быть не угодно Богу. Подскажите, как от этого страха избавиться».

– А зачем от него избавляться? Начало премудрости – страх Господень. Если человек боится огорчить нашего Отца Небесного, то это благо. Если думает об этом, осторожно себя ведет, благоговейно, тогда ничего плохого из этого не выйдет; наоборот, от многого нездорового сохранится.

– Или к чему-то хорошему себя даже не понудит, боясь: а вдруг это тоже грех?..

– Никаких «вдруг» не бывает. Просто надо же упражнять свою совесть. А если ее не упражнять, тогда действительно человек будет в полном неведении. Или ему нужен какой-то карманный подсказыватель на все случаи жизни. А Богу угодно, чтобы человек не просто совершал некие поступки, произносил какие-то слова, а чтобы эти поступки и слова выражали новую сущность данного человека, чтобы в нем начала действовать христианская новизна. Это гораздо важнее, чем «угадал, не угадал».

– Особенно постом видно, насколько люди боятся что-то не то съесть, и об этом больше всего разговоров.

– Это связано с тем, что наше тупое телевидение в основном упирается в пост: «это едим, это не едим». Думают, что религиозность насмерть сшита с различными диетами; не понимают причин поста. И про другие какие-то системы тоже все время говорят только в смысле что поесть, совершенно окунувшись просто в животный мир. Для животных главное – еда: они все время клянчат, начиная от медведей и кончая домашними котами. Человек думает, что он для того существует, чтобы все сделать правильно, и тогда Бог будет доволен.

– Главное, чтобы не съесть что-нибудь не то.

– Да, несвежее что-нибудь... Это, конечно, ошибка. Но я заметил, что говорить с человеком, который на этом застрял, и объяснять, что у поста совершенно другая задача, совершенно бесполезно.

– А бесполезно почему? Человеку не хватает сознания?

– Не хватает понимания. Потому что пост – это высокодуховное упражнение, а человек склонен к упрощению и низводит пост до того, что можно, что нельзя. И вообще большинство вопросов у людей, приходящих в церковь: «А можно?..» «А нельзя?..» Ему составь такой талмудик, что можно, что нельзя, и человек будет очень доволен; может быть, даже запомнит. А для Бога важно, чтобы человек стал новой тварью.

– Такая книга будет наверняка популярнее Евангелия.

– Да. Какой иконе о чем молиться – это же популярно, все наглядно. Люди не понимают, что молиться о здравии можно вообще любому святому. Потому что не святой исцеляет, даже если это целитель Пантелеимон. Исцеляет только Господь. А Пантелеимона можно призвать к тому, чтобы он помолился за нас Господу нашему Иисусу Христу, а уж Тот исправит дело, о котором мы молимся.

– Вопрос телезрительницы: «Батюшка, мне очень нравится эта передача, особенно Вас слушать и Ваши проповеди. Мы всей семьей слушаем и смотрим обязательно эту передачу».

– Хорошо, я очень рад. Значит, не зря трудимся.

(Далее диалог с телезрительницей.)

– У меня такой вопрос. Моя золовка покрестила свою девочку в детстве, а потом перекрестила ее».

– Я с детства знаю такую поговорку: каждый человек по-своему с ума сходит. Поэтому зачем нам в это влезать?

– Я понимаю, но это наша племянница, мы беспокоимся за ребенка.

– А какой тут ребенку нанесен ущерб?

– То, что она целенаправленно во второй раз девочку перекрестила.

– Я говорю: человек сумасшедший. Надо о ней, о золовке, думать, а не о ребенке. С ребенком все в порядке. Жалко, что маменька не сможет дочь православной вере научить. Потому что православная вера в ее кратком изложении (может быть, Вы тоже когда-нибудь слышали, если в церкви были хотя бы один раз)...

– Мы ходим в храм.

– Воробьи тоже летают и залетают в храм, но ничего не понимают. Так вот, перед Евхаристическим каноном поют Символ веры, там есть такие слова: «исповедую едино крещение во оставление грехов». А если крестят два раза, значит, человек находится в ереси, он неправославный, у него даже и детей нельзя крестить – он безумец. Поэтому поздравьте Вашу золовку и подарите ей «Закон Божий», пусть хоть почитает, если она буквы умеет разбирать.

– Конечно, умеет, грамотная же, наверное.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Еще Господь говорил: слышат и не разумеют.

– Да, это естественно. Пойди в МГУ на мехмат на первую лекцию, послушай «Введение в дифференциальные исчисления». И что человек там поймет? Ничего. Вот эта золовка пусть сходит. Или на биофак.

– Вопрос: «Иисус Христос во время Своей земной жизни постоянно творил чудеса, чтобы люди в Него поверили. Почему сейчас этого нет? Это помогло бы многим неверующим прийти к Богу».

– К сожалению, все от начала до конца неправда. Во-первых, Христос творил чудеса не для того, чтобы кого-то в чем-то убедить. Мы постоянно видим, что даже тем людям, с которыми произошло чудо, Он зачастую запрещал это рассказывать. Например, первое, что пришло в голову: на горе Фавор произошло чудо преображения. Он Своим апостолам, которые с Ним были, запретил об этом рассказывать. Они об этом рассказали другим апостолам только уже после вознесения Христа на небо. Поэтому это первая брехня. Вторая брехня по поводу того, что чудес не бывает. Не знаю, у меня в день по семь-десять чудес бывает, я даже уже путаюсь, чтобы сосчитать, все время какие-то чудеса. Если кому пересказать, скажут, так не может быть: одно, второе, третье, целый день. И завтра будут какие-то другие; и так далее. Они небольшие, не то что мертвые воскресают, но и воскрешение мертвых бывает. Так что опять клевета. То есть человеку что-то придумается, намечтается, и он выдает это за истину, а потом еще начинает говорить, что чудес не бывает. Да как же так?

– А насколько возможно чудом обратить человека от неверия к вере?

– Вообще невозможно. Если человек уже готов обратиться к Богу, то чудо может его как бы подтолкнуть, дать возможность задуматься, только и всего.

– То есть через чудо человек просто так, ни с того ни с сего верующим не станет?

– Конечно, это совершенно невозможно. Выглянуло солнце – ну разве это не чудо? Просто обычно люди на это не обращают никакого внимания.

– Когда человек теряет какую-то способность, скажем, в движении из-за травмы, он начинает понимать, насколько это чудесно – иметь свободу движения.

– Конечно. А устройство человеческого скелета? А как устроен пищеварительный тракт? Все продумано так потрясающе! И главное, все связано. У меня один знакомый мальчонка обжег ногу, у него взяли кусок кожи с другой ноги, приставили к обожженной – и приросло! Так устроено, что человек может даже сам себя латать от ожогов. Конечно, это делает хирург, но что такая совместимость – это же чудо! От меня-то ему кожу даже не предложили, потому что можно только либо от близнеца, либо от него самого. Это же Господь так устроил. Это что, совпало? Эволюция (или еще какое-нибудь умное латинское слово сказать)?.. Поэтому человек малообразован; как правило, еще и глуп. И дерзок: дерзает изрекать какие-то сентенции, за которыми не стоит вообще никакой здоровой информации.

– Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, как различить гордость и смирение? Если возможно, приведите какой-то пример».

– А Вы знаете, как отличить рояль? Перед тем, как сюда поехать, я как раз был на концерте. Не весь концерт прослушал, только первые два номера. Вот отличить рояль от мусорного ведра Вы умеете? Потому что мусорное ведро настолько не похоже на рояль, что тут само собой ясно. И гордость и смирение  – это два противоположных качества. Как жадность и щедрость, как молчаливость и болтливость, как расточительность и скопидомство. Поэтому я даже не знаю, чем Вам помочь. Это совершенно разные качества души человека, причем диаметрально противоположные, вплоть до того, что если человек хочет из своей души гордость вытеснить, это вытесняется только развитием в себе смирения, другого способа нет.

– Иногда путают смирение с застенчивостью.

– Путать человек может и слона с леопардом – это на здоровье! Но мы не можем это рассматривать. Если уж человек спутался, как мы можем отличать? Мы про Фому, а он про Ерему.

– Вопрос телезрительницы: «Батюшка, Вы сейчас говорили, что невозможно человека привести к вере даже через чудо. Но так случилось в моей жизни, что я, по-видимому, как Вы сказали, была готова, и, слава Богу, через чудо я пришла к вере. Но вся семья моя неверующая: родители, которые воспитывались в советское время; и дети, которые воспитывались в 90-е годы. И так больно смотреть, что все несчастья, неприятности в жизни из-за того, что неправильно жили, неправильно мыслили. Посоветуйте, как себя с ними вести. Потому что говорить бесполезно, рассказывать о чудесах, которые со мной произошли, как бы тоже бесполезно, уже пробовала».

– Знаете, не бесполезно, а вредно. Если хотите их обратить ко Христу, Вы должны им явить настоящее христианство. По качеству своей души и по качеству Вашей новой христианской жизни Вы должны всех их превосходить: Вы должны быть самой кроткой, самой доброй, самой терпеливой, самой трудолюбивой, самой скромной и так далее. И они скажут: мы же ее знаем с детства, вот такой она стала благодаря христианству. Тогда это их заинтересует. Никакими словами не нужно, только примером – вот так Вам советую. Это довольно эффективно. Потому что если человек воспитан по-христиански, это имеет такое внутреннее очарование для людей, которые такого не знают, что кто-то вполне может обратиться. Если Вы заметили, что у человека бывают всякие скорби, болезни, значит, Господь не оставил его. И Ваш пример – ровной, спокойной, я бы сказал счастливой жизни. Потому что христианство наполняет жизнь человека счастьем.

Я состоял в переписке с одним очень глубоким христианином, старым (ему было почти сто лет). Он однажды написал такую фразу: с Богом вообще ничего не страшно. А прожил он жизнь довольно трудную: семнадцать лет провел в лагере за то, что был христианином, монахом. Жизнь внешне была трудная. Потому что одно дело, когда человек разбойник, его поймали, посадили, а другое дело, когда человек вообще ни в чем не виноват (вся его вина перед обществом, государством в том, что он любит Бога и Ему молится).

И действительно, с Богом ничего не страшно, потому что человек все упование возлагает на Бога. Поэтому на Вашем месте я бы их обращение к Богу возложил на Него Самого. Во-первых, нашего Бога зовут Иисус, что в переводе на русский язык значит «Спаситель». Вы-то не спасительница. Зачем браться за вещи, которые совершенно не Ваша прерогатива? Если Вы сочувствуете Вашим родичам, можете тихонечко, не говоря им, за них молиться о том, чтобы Господь открыл им Себя. И наступит момент, когда Господь Сам сочтет это нужным, Господь Сам знает, когда и как человека подготовить. Вот я когда приезжаю в конце августа в храм, всегда с амвона смотрю, сколько новых людей. Какая радость! Есть, конечно, и старые прихожане, которые по тридцать лет ходят, но всегда есть много новых. Значит, Господь их как-то привел. Так что обязательно надо усердствовать и заботиться о них, только форма этого усердия должна быть другая.

– Но очень хочется увидеть некий результат этого действия.

– Результат будет. Но если настаивать, говорить, увещевать, – будет обратный эффект. Потому что на самом деле отчего человек не верит в Бога? Не потому, что ему не объяснили. Эта женщина говорит, что они были воспитаны в советское время. При чем тут советское время? Я тоже в советское время был воспитан. Мой отец 1928 года рождения, его тоже в советское время воспитывали, но в нем ни капли не было ничего советского, он прекрасно различал, что хорошо, а что плохо; и в школе, и в последующем учебном заведении никак не могли это поколебать. Ясно, что на меня это тоже влияло, потому что все детки хотят отцу подражать. Все очень просто.

– Вопрос: «Насколько правильно полагаться на мнение только одного священника и следовать его советам? И должен ли этот священник быть непоколебимым авторитетом в духовной жизни мирянина?»

– Во-первых, христианство – это не рабство. Если взять такую установку, можно очень нарваться, как сейчас говорят. Тем более есть такие «пастыри» в кавычках, которые всячески провоцируют именно такое к ним отношение. Даже преподобный Серафим про себя говорил: если я от себя говорю, то, бывает, ошибаюсь… То есть сейчас у нас пастыри, которые выше, чем преподобный Серафим? Нет, такого мы не наблюдаем. Поэтому проверять нужно Священным Писанием и Священным Преданием святых отцов.

– То есть если священник говорит в русле Священного Писания и Предания, мы к этому прислушиваемся.

– Да, конечно. Но несем ответственность за принятие решения мы сами. Хочешь – выбирай совет священника как руководство к действию. Священники есть очень толковые. Я давеча по телеканалу «Спас» смотрел, мне очень понравилось, как рассуждают молодые священники, такие симпатичные; здорово образованы, прямо душа радуется. Но я вполне допускаю, что вряд ли они успели всех отцов прочесть. Поэтому надо спокойно, трезво к этому относиться.

– Вопрос телезрительницы: «В пятидесятом псалме есть такие слова: избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего. От каких кровей?»

– От волнений крови, от горячности. Знаете, говорят: кровь в голову ударила. От гнева может давление повыситься. А что такое давление? Это давление чего? Давление крови. Вот мы просим Господа, чтобы от этого Он нас избавил.

– Немножко в продолжение предыдущего вопроса: «Есть один человек, который для меня авторитет и идеал. Скажите, грех ли идеализировать человека?»

– Конечно. Это прямо противоречит заповеди Божией: не сотвори себе кумира. Все люди грешные. И идеал в том числе.

– Вот настолько человек нравится, что хочется во всем ему подражать...

– Ну, нравится. Сколько угодно я встречаю людей, десятки, они мне очень нравятся, перед некоторыми благоговею, некоторые умерли, совершенно превосходные люди. Но это ничего не меняет.

– Но может быть, так легче человеку...

– А не надо искать легких путей. Если искать легких путей, мы обязательно провалимся в яму.

– То есть такое подражание жизни другого человека...

– ...это вообще неправильный путь. Даже когда мы подражаем Господу Иисусу Христу, ведя христоподражательную жизнь, по словам древних подвижников, то никогда нельзя забывать, кто ты, а кто Христос.

– Не надо думать, что я сейчас бесами буду повелевать.

– Да, по воде ходить. Сейчас накормлю пять тысяч человек. В «Пятерочку» приду, скажу: «Ребята, в кассу не стойте, сейчас я вам и помидоров, и перцев насыплю». Нет.

– Вопрос телезрительницы: «У меня друг упал с моста. Не знаю, столкнули его или он сам спрыгнул: нет этой информации. То есть, может быть, он самоубийца, а может, нет. Если молиться за него, его имя можно называть или нельзя? И вообще, почему не называют имена самоубийц? Говорят, что если назвал имя, то тебе будет плохо. Хотелось бы для себя решить этот вопрос: как мне быть в данной ситуации, если не знаешь, как человек умер».

– Во-первых, великий апостол Павел, который при жизни был восхищен до третьего неба, где слышал глаголы неизреченные самих ангелов, говорил: нелепых и бабьих басен отвращайся. Поэтому то, что вам нелепые бабы говорят по поводу имен, что нельзя называть, еще чего-то – это все, если самое мягкое выражение употребить, называется собачья чушь. Если грубее сказать, то это просто проявление творчества нашего великого русского народа. Потому что когда человек ничего не знает, он очень любит учить. Это первое.

Обратитесь к родственникам. Потому что когда человек умирает насильственной смертью, всегда бывает следствие, и родственники обычно знают, что милиция установила. Это довольно легко. По каждому случаю внезапной смерти, даже если человек просто умер в своей постели, приходит милиционер, вызывает следователя, специалиста, они смотрят, нет ли тут какого-то криминала. И родственники Вам скажут, самоубийца он или нет. Если самоубийца, Вы можете за него молиться дома, называя его имя, отчество, фамилию – на здоровье, можете молиться сколько угодно. Единственное, мы за таких не молимся в Церкви. Почему? Чтобы другим было неповадно. Но если человек в церковь не ходил, Богу не молился, во Христа не веровал, то вообще не играет роли, молятся за него или не молятся; это на волю Божию, как Господь сочтет нужным. Потом, нужно узнать, не состоял ли он на учете в психоневрологическом диспансере, не страдал ли  депрессией. Если Вас это интересует, тогда надо проявить энергию, все это узнать. Если человек состоял на учете, тогда за него можно молиться как за болящего усопшего.

– Телезрительница: «Понятно. Спасибо огромное».

– Но не всегда обстоятельства смерти бывают расследованы до конца.

– Конечно. Бывает, пошел на рыбалку, не вернулся; и тело не нашли. Но проходит пять лет и его считают умершим. А так даже не знаешь, за здравие или за упокой молиться. Может, он просто решил подальше от родственников уплыть?..

– Кстати, это тоже очень серьезный вопрос. Если человек жив, а я молюсь за упокой? Если он умер, а я поминаю его о здравии?

– Это обычно говорят люди, которые совершенно не веруют в Бога. Они думают, что от того, как мы написали на бумажке, что-то вообще зависит. А от этого не зависит ничего. Бог Сам знает, кто жив, а чья душа уже отошла в мир иной.

– Одна женщина приходит, истинный ужас в глазах, говорит: «Я нечаянно своих родных записала...»

– А почему ужас-то? Потому что веры нет. Она верует во всякие суеверия. Как  звонившей женщине сказали, что имя нельзя называть. Почему нельзя?.. Вот один человек умер, его убили на дуэли, Александр Сергеевич Пушкин, – я назвал. И что теперь, у меня язык отсохнет?

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по поводу венчания. Я слышала, что больше трех раз венчаться нельзя. Правда это или нет?»

– Истинная правда.

– Вопрос: «Господь сказал: соблазнов бегайте. Я попробовал, но в миру они на каждом шагу. Получается, надо из мира бежать? А у меня семья».

– Дело в том, что мир тут имеет свое толкование. Мир – это и есть соблазны. Бежать от мира – это значит бежать от соблазнов.

– Человек попробовал и столкнулся с тем, что всюду соблазн.

– И что ж? Вот и надо бежать.

– А куда?

– Представь себе: человек пошел гулять, зонтик не взял, но полил страшный дождь. Надо бежать, чтобы спрятаться от дождя? Надо. Конечно, какая-то часть воды упадет на одежду; скорее всего ноги промочишь, но все-таки не до нитки. Встал куда-то, в место, более или менее свободное от воды, и пережидаешь, смиряешься.

– От дождя спрятаться легче.

– Конечно. А если извержение вулкана? Раз уж так начнем цепляться... Я говорю как образ. Сказано: бегай соблазна – вот и надо бегать. Это же не я придумал.

– Вот человек решил практически эту заповедь исполнить...

– Молодец!

–...и столкнулся с тем, что он окружен соблазнами.

– Окружен. Но из окружения целые армии выходили. Что ж теперь, сдаваться, что ли?

– Нет, сдаваться не будем.

– Ну вот.

– Вопрос телезрителя: «У меня житейский вопрос. Сноха, маленький ребенок. Но получается, что я не родной дед. Она как-то стала препятствовать общению. Ребенок растет, он же не знает, что дед не родной. Я с самого его рождения принимал участие в воспитании, помогал. А сноха негативно настраивает ребенка: «Ты с ним разговаривать не будешь, играть не будешь». Как с ней правильно общаться? В скандал не лезешь, стараешься как-то обойти острые углы...»

(Далее диалог с телезрителем.)

– Я все понял.

– И сразу, если можно, второй маленький вопрос. На радио «Вести FM» Вы лекции проводили, а сейчас Вас не слышно. Почему?

– Забоялись.

– Зря, очень хорошие передачи, удобно слушать было... Теперь подскажите, как со снохой быть.

– Да очень просто: дайте ей денег.

– И денег даю, материально помогаю, а она сидит три года, на работу не выходит из декрета. Мужик один бедный работает...

– Бедный, работает. Ой-ой-ой, какой мужик бедный…

– Она никак не хочет на работу выходить, у нее одна мотивация: «У меня ребенок». Ребенок в садик ходит. Она еще и препятствует развитию ребенка, в секцию никуда его не отдает...

– Надо договариваться, другого пути нет.

– Бесполезно договариваться. Она анорексичка, по-русски говоря.

– А Вы какое-то нерусское слово употребили.

– Анорексичка, болезнь у нее такая, понимаете?

– То есть она не ест ничего?

– Шизофрения, можно так еще сказать, больной человек. И ребенка хочет также в черном теле держать. А ребенок растет, всем интересуется, все надо. И не знаешь, как быть.

– Что ж, Ваш сынок выбрал такую жену. Ничего с этим не сделаешь.

– По Интернету выбрал.

– Что ж, всякое бывает.

– С другой, соседней области к тому же.

– Из другой области? Вот беда-то!

– Она каждое лето уезжает к матери на полгода и ребенка увозит. И в деревне сидят. Крест носит, а в церковь не хочет ходить, даже ребенка не дает сводить.

– Только договариваться, другого пути нет.

– Я и молюсь за нее, но ничего не помогает.

– Понимаете, в Вашем голосе слышится обида и раздражение.

– Нет, обиды нет.

– Значит, я просто глупый болван, который ничего в этом не понимает. Я слышу в Вашем тоне раздражение и гнев.

– Нет, батюшка.

– Значит, очень плохо, что Вы свое не чуете.

– Гнев – это грех. Зачем я буду грех на душу брать?

– Вот я тоже не знаю. Понимаете, Вы позвонили, хотите, чтобы Вам ответили. Я начинаю отвечать, Вы начинаете спорить. Тогда Вы позвоните в другой раз какому-то другому батюшке – и все.

– Нет, я хочу Вам позвонить.

– Так вот я Вас слушаю и Вам говорю, а Вы не слышите, свое буробите. Еще неизвестно, у кого анорексия. Может, у Вас вся семейка такая.

– Это не моя семья, в том-то все и дело.

– Да какая разница! Нет никакой разницы. Я тридцать парней воспитываю, у меня со всеми отличные отношения: обнимаемся, целуемся и прекрасно все себя чувствуем.

– А может, у нее ревность?

– А Вы узнайте, выясните.

– Она не хочет на контакт идти, понимаете?

– Если Вы такой простой вопрос не можете решить, значит, какой Вы дед? Дед должен быть мудрым, он должен ее по очкам переиграть.

– Вот я и не хожу поэтому туда, чтобы она на ребенке не отыгрывалась.

– Ну и не ходите, нервы сохраните. Ждите, пока другого внучка Вам народят.

– Не хочет она рожать второго. Мы уже говорили, она не хочет ни в какую.

– Возьмите из детского дома.

– Годы не те из детдома брать.

(Окончание диалога с телезрителем.)

– Вопрос: «Бог дает человеку мудрость и ум проникать в тайны Божьего мира...

– Не каждому.

– ...и в то же время Господь говорит: погублю мудрость мудрецов. Почему так?»

– Потому что эта мудрость бывает мудростью человеческой. Причем мудрость мудрецов – это из одного текста, а то, что названо вначале, – из другого. От контекста зависит, что имеется в виду.

– Мудрость Божия, что подается человеку для понимания, и то, что человек придумывает сам...

– Да, совершенно разные вещи пытаемся слепить. Бывает, не сходится. Ума не хватает, чтобы понять, что речь идет о разных вещах.

– Мудрость человеческая всегда заходит в тупик рано или поздно.

– Да. Поэтому Господь и говорит: «Погублю мудрость этих мудрецов». Как этот дедушка: уперся; ничего он не достигнет.

– То есть здесь нужно освоить искусство дипломатии...

– Тут не дипломатия. Он должен изменить свое отношение к ней. Она прекрасно чувствует...

– …неприязнь.

– Да. И подозревает. А может быть, и он всякие высказывания допускает. Мы не знаем. Потому что когда человека выслушиваешь – ну просто ангел, во всем прав. Но тон разговора выдает, что это совсем не ангел.

– Человеку хочется всегда своего, и он идет таким напористым путем к своей цели...

– Да, но не всякий человек. Но в данном случае это именно так.

– Вопрос: «В юности сделала аборт, а когда почувствовала, что натворила, поспешила зачать, чтобы как-то успокоить свою душу: жутко боялась, что Бог меня накажет. Но произошел выкидыш. Теперь мучаюсь от того, что я сделала. Очень сильно каюсь. Как приобрести покой? Или буду вечно мучиться?»

– После такого преступления покой обрести нельзя. И покаяться нельзя. Если обокрасть человека, можно вернуть ему деньги, и еще с лихвой.

– Вчетверо, как Закхей.

– Да. А тут убил человека. Как покой обрести? Выкинуть, что ли, из головы? Никак не выкинешь. Поэтому очень многие женщины приходят уже весьма пожилые и за семьдесят лет со слезами на глазах уже сороковой раз каются, что они убили ребенка. Ведь обычно для чего детей убивают? Чтобы получше жизнь себе устроить. А жизнь убийцы бывает гораздо хуже. И уже вкусив это, понял, что, убив ребенка, ничего не достиг, все наоборот. Поэтому тут надо терпеть то, что Господь пошлет как результат этого события и все время просить у Бога прощения. Как вспомнил, так: «Господи, прости...»

Ведущий: протоиерей Александр Березовский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы