Беседы с батюшкой. Из жизни временной в жизнь вечную

24 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (московское подворье Оптиной пустыни). Передача из Москвы.

– Отец Мелхиседек, мы встречаемся в дни уходящего Успенского поста, который готовит нас к празднику Успения Божией Матери. Скажите, пожалуйста, что такое успение: смерть, сон или нечто иное?

– Для каждого из нас успение Божией Матери остается тайной. Это область веры, но в самом слове «успение» заключается некий ответ. С одной стороны, это действительно была обыкновенная физическая смерть, но Предание Церкви говорит о том, что было и Ее славное воскресение, потому что апостол Фома, который не присутствовал на погребении, когда на третий день открыли гробницу Божией Матери, не обнаружил Ее тела. Матерь Божия была телесно воскрешена силой Своего Сына и переселилась в небесную обитель. Это вера нашей Церкви, упование нашей повседневной жизни. Интересно, что на западной стороне русских храмов изображают икону Страшного Суда, а у греков, болгар, сербов на западной стене чаще всего можно увидеть фреску или мозаику, изображающую Успение Божией Матери. Это всё символы, наставление, назидание: этим закончится и наша жизнь. Вы видите и созерцаете телесную смерть Божией Матери? Да. А видите Ее душу на руках Спасителя? То же самое будет и с каждым из нас. «Смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет,» – сказал один из наших поэтов. Это является стержнем, содержанием, основой, фундаментом всей нашей жизни, всего нашего упования.

На входе в монастырь Оптина пустынь изображена икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, потому что обитель названа Введенской. Эта икона говорит о смысле жизни христианина: через свою жизнь войти в Царство Небесное. А монастырь, храм – это небо на земле, преддверие рая. А вот на выходе из монастыря, на вратной башне, висит икона Воскресения, чтобы паломники, которые выходят из святой обители, уносили с собой радостную мысль, упование, надежду. Смотри, христианин, чем закончится и твоя жизнь! Христос пришел даровать каждому из нас не только жизнь, но, как Он сказал, «жизнь с избытком». Потрясающие слова Спасителя о смерти: «Всякий верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий верующий в Меня смерти не увидит вовек». Для Божией Матери смерть – разлучение Ее души и тела – существовала в течение короткого времени. Милостью Божией пока Она единственный человек на земле, кто пережил воскресение из мертвых, воссоединение души и тела прежде всеобщего воскресения. Это непостижимо. Но если мы видим, что для Нее это было возможно, а Она была святым, но обыкновенным человеком, то это возможно для каждого из нас. Поэтому мы чаще всего говорим об умершем человеке: новопреставленный, усопший. А тот, кто уснул, тот проснется. Что значит «новопреставленный»? Преставился или представился перед Кем? Перед Живым Богом. Иногда люди что-то путают в записках: я читал «новопереставленный» вместо «новопреставленный». В этом тоже есть определенная доля правды. Из одного места «переставлен» в другое, а быть-то не перестал. Я вспоминаю, что на Новокосинском кладбище похоронен замечательный духовник отец Геннадий Огрызков, который служил в храме Малого Вознесения, был любим прихожанами и о котором до сих пор хранится благодатная память. Иногда, когда я бываю на кладбищах, я читаю могильные надписи, а если встречаются эпитафии – тем более. Однажды на одном кресте на этом кладбище я прочитал такую надпись: «Сын умереть уже не может. Он просто рядом быть перестает». Рядом быть перестает. Не перестает быть вообще. Это христианский, евангельский взгляд матери на эту истину, феномен. Для многих людей это казалось бы трагедией. Нерелигиозное сознание – это сознание тупиковое, потому что всему можно найти обоснование, аргументы, но на страшный вековой вопрос о жизни и смерти оно ответить не может.

В советское время был такой американовед и знаменитый журналист Александр Бовин. Когда я был юношей, смотрел его «Политическое обозрение». Он часто выступал с аналитикой происходящих в мире событий. Однажды его пригласили к нам в семинарию. Для семинаристов тоже было проведено «политическое обозрение». Он интересно рассказывал про Никарагуа, начинающуюся войну в Афганистане, события в Израиле, Ливии: был общий обзор по «горячим точкам». И так он разошелся, что перешел на религиозную тему, почувствовал себя «казаком на вороном коне» и чуть не задал всей публике вопрос: «А что вы все вообще здесь делаете? Умные, симпатичные – почему вы подались в семинарию? Есть «горячие точки», политика – там все ясно. И вдруг – какая-то духовность, вера». То есть чуть не начал антирелигиозную агитацию. И когда дело дошло до вопросов, один из наших преподавателей (не помню его отчества, предположу, что Александр Иванович) спросил у него:

– Вы же атеист?

– Вроде да.

– А как марксизм, ленинизм, атеизм относятся к явлению смерти? Что Вы об этом скажете? Каково Ваше отношение к явлению, которое не минует ни одного из нас?

И этот бравый оратор вдруг стушевался. Но поскольку он привык быстро находить ответ в разных ситуациях, то не смог найти ничего лучше и убедительнее, чем сказать: «Вы знаете, это естественный процесс». Но это как раз неестественный процесс, потому что кто-то из мудрых философов сказал: «Одно из доказательств бессмертия человеческой души заключается в том, что иной вариант категорически нас не устраивает». Всякий атеист, человек, который говорит «да ладно, все равно, что там будет», когда вопрос коснется его самого, начинает задумываться об этом.

– Вопрос телезрительницы из Солнечногорска: «17 августа я ездила в Оптину пустынь. Я ее очень люблю, постоянно езжу туда в паломнические поездки. В этот раз у меня произошел такой случай: после литургии и поклонения мощам Амвросия Оптинского я упала и сломала ногу. У меня двойной перелом. Правда, слава Богу, меня донесли до Причастия. Хоть сознание немного прояснилось. Как мне к этому относиться? Многие говорят, что я нагрешила, что-то не так сделала. Я заказала благодарственный молебен. Думаю, что Бог все делает, как нужно».

– Вопрос очень интересный и непростой. Но Вы сами дали на него ответ: что Бог ни делает – все к лучшему. Говорите, может быть, это наказание? Давайте задумаемся о значении этого понятия. «Наказание» – от слова «наказ», то есть научение. Я не берусь сейчас толковать этот случай, но Вы должны помнить святоотеческую истину: «Маленькой бедой Бог отводит нас от большей». Иоанн Златоуст говорит: «У Бога польза больше, чем наказание». Должно пройти время, пока Вы это поймете. Блез Паскаль, знаменитый философ и математик, однажды сказал: «Если бы по временам Бог не укладывал нас на лопатки, нам некогда было бы посмотреть на небо». Старец Макарий тоже говорил: «Посмотри на одну красавицу: сколько раз за день – раз сто – она посмотрится в зеркало, мечтая о любовных устроениях своей судьбы. А стоит заболеть (грипп, ангина) – уже не до этого: лежит в постельке. Вдруг возьмет – книжечку почитает, может быть, и жития, Евангелие». Старец приводит такой пример: когда у человека все хорошо, ему не до неба, не до вечности (сейчас, может быть, такое время: время спокойствия и тишины). Но надо помнить: за одного битого двух небитых дают. Кстати, когда кости срастаются, образуется костная мозоль: костный нарост становится еще больше, и кость становится толще, чем она была до перелома. Может, таким образом Господь Вас тоже укрепляет для дальнейшей жизни. Драматизировать не надо, как жили, так и живите христианской, благочестивой жизнью. Возможно, это искушение, чтобы Вы подумали: может быть, в Оптину не надо ездить, а дома только сидеть, вдруг там что-то не то. Нет, просто такая у нас жизнь: безболезненно ничего не бывает. То грипп, то ангина. Я зимой тоже оступился, упал, сломал ключицу. Ну, что поделать: ломкость костей, у женщин вот – недостаток кальция, потому что они рожают детей, отдают им часть своего кальция, поэтому надо пить молоко, есть рыбу, когда нет поста, укреплять свои кости. А вообще кости укрепляются молитвой и благодатной жизнью в Церкви. Поэтому живите с Богом, молитесь, любите Оптину, Бога и людей. «Быв искушен, можешь искушаемым помощи». Потом будете другим людям рассказывать, как срастаются переломы, что можно делать, что нельзя, какой гипс лучше, какая лангета. Потихонечку будете и другим помогать.

– Если Успение Божией Матери является праздником, то почему мы скорбим, когда умирают наши близкие? Отличается ли успение Божией Матери от упокоения обычных смертных людей?

– Отличается, потому что перспектива у всех нас будет разная, а Она воскресла в вечную ликующую жизнь с Богом. Люди скорбят и плачут о родных и близких, потому что не имеют настоящей веры и духовной жизни. «Смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет». Пасха была не так давно, в Пасхальном каноне мы слышим такие слова: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало…» Смерть – дверь между временной и вечной жизнью. Если бы это был христианин, человек, который бы любил Церковь, людей и старался хоть чуточку жить по вере, то он бы надеялся, что мы переходим от временного к вечному, от тленного к нетленному, от телесного к духовному, от худшего к лучшему. Куда? – в руки любящего Отца. Поэтому если человек плачет о родных и близких – это эгоизм: «я чего-то не буду иметь», «на кого ты нас оставил?». Другой бы перекрестился (многие так и делают) и сказал: «Слава Тебе, Боже, отмучился». Потому что человек терпел. Слава Богу, ушел на небо. Потому что мы живем с надеждой на милосердие Божие. Святитель Феофан Вышенский однажды сказал: «Бог на Страшном Суде будет искать не за что бы наказать человека, а за что оправдать. Лишь бы что-то нашлось доброго и верного за его душой». Он вообще говорил много, что не вписывается в современный контекст проявления наших чувств, связанных с кончиной родных и близких. На мой взгляд, святитель сказал совершенно невероятную вещь: что по нашим усопшим надо не поминки, а благодарственный молебен справлять. Не плакать, не переживать, а радоваться, что они пошли к Богу. Но у нас нет такого духовного взгляда на жизнь и смерть. Мы не видим воскресения и вечной жизни. «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую… нашу красоту,» – поется в чине отпевания. Мы видим человека «бездыханна, безгласна». Мы не видим, что происходит с его душой, не видим жизни души. В школе я иногда задаю детям вопрос: взвесить нельзя, измерить нельзя и жить без нее нельзя. Сначала предпринимаются разные попытки ответа, но потом все сходятся к одному знаменателю: душа. Тело – это не весь человек. Человек – это душа и тело. Умерло тело, но не душа. У Пушкина есть: «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире мой прах переживет и не увидит тленья». Вот такой духовный взгляд на жизнь. Если бы он у нас был, тогда бы не было этих безумных слез, трагедий.

У нас на столе лежит Евангелие красного цвета, и мне вспомнилось, что в нашем календаре есть особый день, окрашенный в красный цвет. И этот день называется воскресенье. А что такое воскресенье? Воскресение мертвых, воскресение Спасителя, которое когда-то случилось именно в этот день. И этот день назвали воскресеньем. Греки именуют этот день «кириаки» – «день Господень». Это созвучно с нашим взглядом на это явление, но у нас все гораздо глубже передает суть нашей веры, потому что именно воскресение делает нашу веру оптимистичной. Мы становимся сильнее самой смерти. Григорий Богослов однажды сказал: «До воскресения Христа не было ничего немощнее нас и сильнее смерти, после воскресения Христова нет ничего сильнее нас и немощнее смерти». Если мы живем упованием, наша жизнь серьезно связана с верой. Каждый день, когда мы читаем утренние молитвы, мы читаем Символ веры: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Что такое «чаю»? Ожидаю. И не просто ожидаю, а с нетерпением. Это активное состояние человека – я что-то делаю навстречу. Как апостол Иоанн Богослов. Когда ученики были в Галилейском море, ловили рыбу и увидели Христа, стоящего на берегу, Петр шепнул Иоанну: «Это Господь». И он не удержался, подпоясался епендитом (трудное слово в Евангелии, какая-то одежда) – и бросился в море, потому что берег был недалеко, до него было около 100 локтей (50 метров). Он не дождался, пока они подгребут к берегу, будут вытаскивать сети. А вес был большой: они еле затащили в лодку 153 рыбы. Вот это – «чаю». Не только так: «будь как будет», а еще что-то делать. Так мы можем приблизить воскресение – своей жизнью. У Гоголя потрясающая мысль: «Будьте живыми душами, а не мертвыми». Единственная дверь в живую жизнь – это Христос. Оказывается, можно быть живым телом и мертвым душой. И наоборот: можно быть лежащим, парализованным человеком, а голова и душа будут работать и жить верой и любовью. Тело полумертвое, а душа живая. А бывает и так: тело атлета, а почти мертвый, потому что смерть наступает гораздо раньше, чем отказывают почки, сердце и перестает работать головной мозг: когда из жизни уходит вера, надежда и любовь. Если этого в душе нет, человек – живой труп, о котором и сказал Гоголь. Оказывается, такое состояние есть. Мы можем реально приблизить воскресение, если живем по вере, по евангельским заповедям.

– Парадокс: человек стареет, он может быть парализованным, больным, прикованным к кровати, но душа его остается молодой. Как можно объяснить этот феномен?

– Сложно сказать. Я знаю, что такое бывает. Спрашиваю как-то у знакомого шестидесяти лет: «На какой возраст ты себя ощущаешь?» Он говорит: «Интересный вопрос, но только не на 60: лет на 35 – 40». Кстати, если нас смотрит кто-то 60-летний, 60 лет – это хороший возраст. Только узнаешь об этом в 70. И 70 – нормальный возраст. Но об этом узнаешь только в 80. Люди по-разному отвечают на этот вопрос. Но есть несоответствие между возрастом и внутренним мироощущением, потому что душа несводима к телу. Она в теле, но не есть само тело. Это разная жизнь. Если наше «физическое» можно измерить ростом, весом, давлением, частотой сердечного пульса, анализом крови и прочего, кардиограммой, то душа существует в другом измерении. Конкретного ответа на этот вопрос нет. Мы узнаем это опытным путем. Нас отличает то, что в нас находятся два существа: физическое и духовное, душа и тело. И мы замечаем эту разницу. Внутри одного человека идет борьба: пойду – не пойду, выпью – не выпью, совру – не совру, буду верен – обману. Такого не может быть: одно и то же тело желает разные вещи. Апостол Павел говорит: «Бедный человек! Кто избавит меня от сего греховного тела смерти? Умом моим служу Закону Бога моего, он внутри меня, в членах моих, и вижу иной закон – противоборствующий Закону ума моего. Добро, которое хочу делать, не делаю, а зло, которое ненавижу, совершаю». А что это? Это как раз борьба души и тела. Христос и пришел, чтобы принести гармонию, чтобы тело служило душе, душа подчинялась уму, а ум подчинялся Богу и законом своей жизни ставил Закон Божий. Все трагедии людей происходят из-за этого: душа начинает служить телу и в конце концов теряет образ Божий, потому что тело желает совсем другого. Это и отличает телесного человека от духовного: куда душа больше склоняется, к телу или духу. Это выбор нашей повседневной жизни.

– Ветхозаветные пророки (и не только они) жили по 900 лет. Почему сейчас люди в среднем живут 60, 70 лет и мало кто доживает до 80, 90, 100?

– Экология, санкционные продукты с ГМО, всякими добавками, разрыхлителями, уплотнителями. Конечно, это определение Самого Бога. Если бы нам было полезно жить 900 лет, мы бы и сейчас жили 900 лет. Таков был Закон Божий, Его воля. Ветхозаветные праведники жили в один период времени, для послепотопного человечества этот срок сократился, а когда, как написано в Священном Писании, прошло десять веков, псалмопевец Давид говорит: «Жить человеку 70, а если в силах, 80 лет, а что сверх этого – труд и болезнь». Некоторые и до 70 лет не доживают. Как книга ценится не за количество страниц, а за содержание, наша жизнь определяется не количеством лет, а своим содержанием. На день памяти того или иного святого в паремии есть такие слова (это отрывок из ветхозаветного текста Священного Писания): «Ему лет было мало, но жизнь его была долгая». Значит жизнь определяется содержанием, а не паспортными данными. Она может быть длинной, но пустой. А может быть короткой, но яркой для Бога, Церкви, людей и добрых дел. Мы должны стремиться не к тому, чтобы прожить как можно дольше, а к тому, чтобы прожить жизнь как можно праведнее. Все будет зависеть от этого.

Совсем недавно наместнику монастыря на Афоне, архимандриту Иеремию, исполнилось 100 лет. Казалось бы, труды, денные и нощные бдения, никакого саможаления. У других санаторий, отдых, сбалансированное питание, летние и зимние отпуска, фитнес-центры, всякие добавки, медицина, обследования – но это не дает никакой гарантии долгожительства. А что дает гарантию? Благочестивая жизнь. Самое главное, что у нас, христиан, даже нет понятия, сколько человек будет жить. Лишь бы его жизнь закончилась переходом в вечность с Богом. Это, конечно, самое главное – чтобы был правильный итог нашей жизни.

– Вопрос от телезрительницы из Мордовии: «Мой сын погиб от ножа: любовница зарезала его в квартире отца. Он был пьян. Уже прошло полгода. Как мне молиться? Я верующий человек. Может быть, Вы помните, как подписывали мне книжку «Лествица»? Также скоро год, как умерла моя сестра, прожившая всю жизнь в Москве».

– Вопрос очень сложный. Что значит: как быть, как поступить? Жить надо. Надо жить, поминая сына. Наша Церковь учит, что окончательного определения участи наших родных и близких еще нет, поскольку сейчас есть одна душа, но нет тела, но будет воскресение мертвых, о котором Господь сказал: «Придет тот день и час, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». До этого нет определенности: с Богом или без Него. Но у нас есть возможность молиться за родных и близких на Божественной литургии, творить в память о них добрые дела и давать милостыню.

Однажды святой Митрофан Воронежский является игумену одного из монастырей и говорит: «Молись о моих усопших родителях». Игумен отвечает: «Но ты же прославлен в лике святых, ты же ближе к Богу». И тогда святой сказал: «Если бы ты знал, какая польза бывает душам усопших от их поминовения на Божественной литургии, ты бы так не говорил. Прошу тебя, молись за моих родителей». Вот совет святого. Поминайте на литургии, дома, когда читаете божественную Псалтирь псалмопевца Давида. Господь сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком. Я есть Бог Авраама, Бог Исаака и Иакова. Я есть Бог живых, а не мертвых». Будем на это надеяться и делать то, что можем, пока мы в Церкви и живы, помня мудрое наставление: «Делай что должен, с тем, что имеешь, на том месте, где ты есть». Есть храм, церковь, монастырь, благочестивая жизнь, молитвы. Делайте своей материнской любовью всё, что возможно, а молитва матери и со дна моря достанет. Будем растворять свою молитву надеждой на милосердие Божие.

– Люди зачастую боятся смерти. Умирать не хочется, хочется еще пожить. А стоит ли ее бояться?

– Некоторым стоит. Епископ Игнатий Брянчанинов однажды сказал: «Люди сейчас живут так, как будто никогда бы не пришлось умереть, а умирают так, как будто никогда бы не пришлось больше жить». Это в XIX веке! Кто умирает так, как будто бы не пришлось больше жить, то есть «после меня хоть потоп», – про тех псалмопевец Давид говорит: «Смерть грешников люта». Грешникам надо бояться смерти, потому что это будет финал, итог всей жизни. Каким он будет, если не будет плодов покаяния, хотя бы как у разбойника, – непонятно. Бог стучится в дверь человеческого сердца до конца, но ручка только с одной стороны: со стороны человека. Со стороны Бога ручки нет. Войти в душу, взять за руку и насильно ввести в жизнь любви, правды, истины невозможно. Это внутреннее состояние человека, его выбор. Насильно не заставишь ни любить, ни верить, ни быть верным. Если нет перспективы личности, если человек жил только земным – это тупик. Для человека это страшно, потому что он не видит, что будет дальше, за этой дверью. Он не воспринимает ее как дверь: он воспринимает ее как стену, о которую разбилась голова, – и больше ничего нет. Такой взгляд на смерть (без перспективы вечности) страшен.

Расскажу необычную историю для людей, которые живут без Бога. Человеку напоминали о вечности, духовной жизни, покаянии, Евангелии и Христе. Жизнь идет – ничего интересного: здоровье, бизнес. Всё конкретно, а вы тут со своими духовными вопросами. И вдруг ему было дано явление: стук в дверь – открывает, а там Смерть стоит.

– Ты кто? – говорит человек.

– Я Смерть.

Человек отвечает в горделивом запале:

– Смерть?

– Да.

– Ну, и что?

– Ну и всё.

Не дай нам Бог пережить такое: неверующему сознанию встретиться с тупиком, концом.

Достоевский сказал: «Что такое ад? Это невозможность любить». Все было возможно при жизни. А там – просто итог. Хотя при воскресении, наверно, какой-то шанс еще будет, за человеком еще останется выбор. Потому что когда люди увидят Христа, кто-то поклонится Ему, а кто-то останется в своей злобе без Него. Если этот выбор любви будет, то Господь, конечно, помилует всякого кающегося грешника. На это уходит вся жизнь. Василий Великий говорит: «То, что не начнется здесь, не начнется и там. А то, что началось здесь, там только умножится и продолжится». Если здесь началась вера, надежда, благочестие, доброделание – это продолжится. Если здесь этому не было положено начало, этого не будет и там. Старец Иосиф говорил: «Старого учить – что мертвого лечить». Сейчас тебе дано время. Куда склонится твоя душа? Сделай хотя бы выбор в сторону добра, человечности. Одна женщина однажды просила совета у Антония Сурожского: «Владыка, я очень хочу стать монахиней, преподобной». Он ответил: «Ваше желание очень похвально. Но научитесь сначала быть христианкой». С этого все начинается. А вообще каждому из нас, наверно, надо начинать с человечности.

– Многие верующие ждут антихриста и всячески пытаются найти предвестников конца света. Нужно ли это делать?

– Вопрос актуальный, современный, но в жизни больше всего нужно искать Христа. Апостол Павел говорит: «Кто вам сделает зло, если вы будете ревнителями доброго?» Каждое утро мы читаем молитву: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». А личный конец для каждого из нас может наступить гораздо раньше, чем всеобщий конец света. Эгоизм, ложь, неверность, подлость, непрощение, злоба, блудная, нечистая жизнь, нелюбовь к людям – это уже конец твоей жизни и души. А если, наоборот, в человеческой душе процветает стремление быть кому-то полезным, любить Бога – это жизнь. А как любить Бога? Апостол Иоанн говорит: «Брата, которого видим, ненавидим, а говорим о том, что Бога любим. Покажи мне веру твою из дел твоих». С этого надо начинать. Бог есть любовь. «По тому все узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою». Вспоминается христианский взгляд на жизнь до Христа. Сократ говорил: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя». Это живой человек. А мертвый – Плюшкин: всё себе. Это и есть те самые мертвые души. Телом живой, а в душе мертвый. Когда душа жива, не надо бояться никакого конца света: надо готовиться к своему концу, который, скорее всего, наступит раньше. Когда мы верим, кто нас выбьет из седла?

Был такой случай: на свадьбе крещеной православной и мусульманина невесте сказали произнести некие слова на арабском языке, потому что это положено по обычаю. И она сделала безумный шаг (может быть, по молодости): сказала эти слова. Потом прошло какое-то время, и ей сообщили: «А Вы знаете, что этими словами Вы исповедали свое вступление в ислам?» Она сказала, что ислам не исповедовала и никуда не вступала. Ей ответили: нет, она стала мусульманкой, так как произнесла данные слова. И мы подумали: состоялось ли ее вступление в ислам или нет? На самом деле это неосознанно, если человеку ничего не объяснили (так, в чине крещения священник три раза спрашивает, отрицается ли крещаемый от сатаны, сочетается ли он Христу).

Я приведу такой пример: в институт Склифосовского к благочестивому хирургу попал парень-мусульманин с ножевым ранением и без сознания. Пока делали наркоз, врач на него надел крестик или начертил его на лбу. Мусульманин просыпается, а у него крестик на груди. Он стал христианином или нет? Может, хирург его покрестил во имя Отца и Сына и Святого Духа? Будет ли он крещеным? Конечно, нет. Потому что не было волевого произволения души.

Мы не знаем всех тонкостей и непонятных рассказов о пришествии антихриста, но у одного из святых отцов, Нила Мироточивого, в книге «Посмертное вещание» есть следующие строки: «А на проклятой той печати будут такие слова: ты мой еси. Да, я твой еси. Волею иду, а не насильно. И я волею принимаю тебя, а не насильно». Поэтому всякие прятки, обманы, «ой, а вот мне что-то подсунули – и я подписала», «а вот нам что-то вживили», «а вот какие-то документы дали» – не то. Другое дело, когда скажут конкретно:

– Вот это действие означает отречение от Христа и соединение с сатаной. Ты это понял?

– Понял.

– Еще раз тебе говорим: вот это действие (любое: покадили, поклонились истукану, что-то подписали или приложили – форма может быть любой) приведет к этому. Ты понимаешь, что ты делаешь?

– Понимаю. Волею иду, а не насильно.

– И я волею принимаю тебя, а не насильно.

Но когда человеку сказали: «Выбирай: вот хлеб, а вот крест», а он в ответ говорит: «А, тогда нет. Господь, наверно, не оставит. Я выбираю крест». Или: «Ты хлеб выбрал? Значит – ты от Христа отрекся». – «А я не отрекался. Это означает отречение? Тогда мне это не нужно». Сейчас верность Христу проявляется в словах, поступках, повседневной жизни: не сдержали слова, не исполнили обещания, не оставили свои правила и не дали обеты Богу (не ругаться, не пить, не курить, не злобиться, прощать).

– Ты обещал? Обещал. Так почему не выполнил?

– Ой, так получилось: я слабый человек.

Смотри, слабый человек: один раз, второй – слабость накапливается и накапливается. А если одно преодоление, другое, «ломание» себя греховного, тогда это мужество даст силы, и в ту годину, когда будет положен хлеб и крест, вы выберете крест и пойдете за Господом.

– Завершая нашу программу, вернемся к тому празднику, который будет отмечаться Церковью в пятницу: Успению Божией Матери. Как нам, православным христианам, нужно провести этот день?

– Нужно провести этот день в чтении последних глав Евангелий всех четырех евангелистов. Они все о воскресении Христовом. Еще раз проникнемся этой мыслью. Как сказал один из наших поэтов: «Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог». Надо жить этим упованием. Матерь Божия жила Сыном, верой, исполнением Священного Закона и сподобилась вечной жизни. Она проложила нам путь, а мы как Ее дети надеемся, что там, где Мать, там будут и дети, и, как сказано в Писании, «будет вам по сердцу вашему». Пусть это будет с каждым из нас: жизнь будущего века.

– Нижний придел вашего строящегося храма имеет копию гробницы Божией Матери. Как в этот день там будет проводиться богослужение?

– Во-первых, это место будет украшено. Может быть, не все знают, что в нижнем Покровском храме есть точная копия Гефсиманской гробницы Божией Матери, куда было положено и где на третий день не было обнаружено Ее тело. У греков на этом месте есть маленькая часовня внутри храма. У нас – копия, по размерам один в один. Поэтому те, кто был в Иерусалиме, могут приехать в день Успения и еще раз перенестись мыслью на Святую Землю, в Гефсиманию. А те, кто не был, приезжайте в наш храм – и увидите, как это обустроено там, в Иерусалиме. Этот проект называется «Икона Святой Земли». Икона – то есть образ. Есть святые иконы, а есть святые пространства, когда мы, глядя на образ, можем мысленно переноситься к первообразу. Хорошо, что под конец передачи Вы напомнили об этом. Я настолько привык к этим святыням, что забыл сказать о них. Наш адрес: Новоясеневский проспект, дом 42, метро «Ясенево». В праздник Успения Божией Матери в 18 часов будет всенощное бдение, а Божественные литургии в 7 и 9 часов утра. Можно будет приложиться к плащанице Божией Матери. Ждем наших дорогих братьев и сестер!

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать