Беседы с батюшкой. Заповеди блаженств

24 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого преподобного Сергия Радонежского при Православной гимназии города Москвы иеромонах Никодим (Шматько).

– Христос воскресе! Дорогие братья и сестры, всех поздравляю с Неделей антипасхи и апостола Фомы.

– Сегодняшняя тема передачи: «Заповеди блаженств как ключ к разрешению противоречий современного христианина».

Почему тема о заповедях блаженств так важна для современного христианина?

– Заповеди блаженств были актуализированы Самим Господом Иисусом Христом. В определенные промежутки исторического времени были свои современники... Но враг рода человеческого всегда старался исказить благодатное общение человека с Богом и Бога с человеком. И ему удалось это сделать, когда он соблазнил Еву, Адама; они утратили способность быть с Богом. Господь дал им советы, как вернуться к богообщению: Адаму через труд в поте лица, Еве в рождении детей и подчинении мужу. А змею Господь велел ползать по земле и попустил ему для покаяния присутствовать на древе ведения доброго и лукавого. Ведь Господь чадолюбив, любит не только людей, но и ангелов. И первая возможность покаяния – не трогать ни Адама, ни Еву. Дьявол не смог этого сделать и вмешался в жизнь людей, стал третьим лишним. И не только вверг человека в средостенье: сейчас у нас ссорятся друг с другом мужья и жены, начальники и подчиненные, военнослужащие с командованием. Дети не хотят слушаться учителей, родителей. Нигде нет союза, и разрушение этого союза произошло в результате умаления благодатного общения.

И Господь пришел на эту землю. И ангел не мог распяться на кресте, только Господь в человеческом образе. Господь, зная, что человек может пасть, неправильно воспользоваться свободной волей, создает человека и дает ему эту свободную волю и возвращает ее, когда отдает Свои руки. Адам протянул свои руки к древу – Господь протянул руки на распятии. Адам пошел к древу доброго и лукавого – Господь отдает Свои ноги на пропятие. Адам рождает Еву, и Христос из ребра рождает новую Церковь. Это символический язык Церкви.

Заповеди блаженств и есть возвращение благодатного общения: о чем Господь три с половиной года и говорил к современникам. Дьявол за пять тысяч лет настолько обманул человеческий род, что люди стали кричать, как, думаю, и современные: «Кровь Его на нас и наших детях». Сейчас неофициальная цифра абортов – восемь миллионов, ведь это то же самое: в каждом ребенке Христос, любой человек – это образ и подобие Божие.

Заповеди блаженств как были современными при Христе, так тем более современны в настоящее время. Потому что заповеди нас не спасают, нас спасает любовь. Где больше всего раскрывается любовь? В заповедях послушания: не убий, не прелюбодействуй, не укради – всё это заповеди ограничения. Или в заповедях любви? А с чего начинается любовь? С осознания своих грехов. Когда Господь пошел навстречу блудному сыну? Когда тот осознал свою греховность и сказал: «Неужели я не возвращусь в дом моего отца? Ведь там даже рабы питаются лучше, чем я сейчас на свободе, где растратил все таланты». И Бог Отец устремляется к Своему сыну. Эта встреча блудного сына – «блаженны нищие духом».

Вторая встреча человека с Богом – в плаче духовном. Третья встреча – в покаянии, когда мы приходим в Церковь. Четвертая встреча через Священное Писание. Пятая встреча через дела милосердия. Шестая встреча – настоящая – «блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

Сейчас есть такие «богословы», которые видят в Священном Писании много противоречий. На самом деле это мнимые противоречия, и они разрешаются только тогда, когда человек начинает жить по заповедям блаженств. Когда фарисей сказал: «Я не таков, как тот мытарь», произошла ли его встреча с Богом? Нет. А у мытаря, несмотря на его беззакония, встреча с Богом произошла.

– То есть он выполнил первую заповедь блаженств?

– Да, он выполнил, а фарисей до нее не дотянул, он не осознал свои грехи. Можно сделать очень много добрых дел. Некоторые спорят, почему фарисей не спасается, а спасается мытарь? Но все очень просто: Господь хочет, чтобы мы встретились с Ним, чтобы мы приняли Его, тогда Он примет нас.

Потом идут встречи чуть повыше. Когда произошла встреча Нафанаила с Господом? Когда к нему подбежал апостол и сказал:

– Смотри, я нашел там учителя.

– А откуда он? – спросил Нафанаил.

– Из Назарета.

– Может ли быть что хорошее из Назарета! Но все-таки я пойду с тобой.

И как только Господь сказал ему: «Нафанаил, Я видел тебя под смоковницей», – эти слова совершили в нем какое-то духовное пробуждение. И он ответил: «Ты Сын Божий, Ты царь Израилев» – немножко принизил. И Господь, чтобы реанимировать его сознание – ведь, по сути, в три с половиной года прошла реанимация по заповедям блаженств, – говорит: «Ты неправильно говоришь, что Я царь только земного Израиля. Отныне ты увидишь ангелов, снисходящих и восходящих». Как патриарх Иаков, который, боясь смерти, убежал от Исава и двадцать один год пребывал у Лавана, приложил в Вифлееме камень и увидел лествицу, по которой восходили и снисходили ангелы.

А когда произошла настоящая встреча с Господом Петра? Первая – во время его духовного роста, когда на вопрос Спасителя «Что вы обо Мне думаете?» Петр от имени всех ответил: «Ты Сын Божий». – «Тебе не плоть и кровь сказали, а Отец Небесный». Но этой встречи было мало: он предал Христа. Вторая встреча утвердила его в апостольском служении, когда Господь трижды спросил его: «Любишь ли ты Меня?»

У каждого человека есть свои встречи, и они распределены по заповедям блаженств. И у нашей земной жизни есть определенные критерии. Например, килограмм, с помощью которого мы можем измерить вес: сколько я вешу, сколько Вы, сколько продать, сколько купить. Если у нас не будет определенной меры, люди будут обманывать друг друга, даже не желая этого. Есть кубический метр, с помощью которого можно измерить комнату или землю, вольт-амперы… То есть определенные критерии, без которых очень сложно жить в земной жизни.

– А в духовной жизни?

– Правильно, и в духовной жизни должны быть критерии, мы же с вами не фанатики. Господь не сказал: «Так, вы теперь фанатики, биороботы; все, что скажу, выполняйте беспрекословно. В две шеренги становись, равняйсь, смирно, по двое шагом марш! Попробуйте только что-то прибавить или убавить. Вы биороботы: запомните, повторите». Нет, Господь сказал не так. Он сказал: «Идите проповедуйте Евангелие». Апостолы общались творчески, лично участвовали в жизни, им это нравилось. Как может не нравиться, когда ты кого-то исцелил, кому-то помог? Они чувствовали духовный подъем благодати, стали жить по заповедям блаженств.

Господь дал эти заповеди как критерии нашего духовного возрастания. Это и есть тот самый духовный килограмм и метр. Нередко заповеди Божии у нас считают заповедями любви. Я часто задаю вопрос о том, где больше любви: когда мы просто ограничиваем себя во зле, когда не убиваем, не воруем, не прелюбодействуем или когда осознаем свои грехи, читаем Священное Писание, совершаем дела милосердия, изгоняясь за правду и становясь мучениками за Христа? Где больше любви? В заповедях блаженств. Бог есть любовь. Как сказал Сам Господь? «Кто хочет идти за Мной, тот заповеди Мои исполнит».

Десять заповедей можно условно сравнить с перекладинами на распятии. Самую нижнюю, где находится череп Адама, можно условно считать пятой заповедью Божьей – о почитании родителей. Ведь на эту землю мы рождаемся от своих родителей, а еще у нас есть духовные отцы и духовные матери. Ведь сначала они учат нас: не убий, не укради, а не Символу веры. Не говорят годовалому ребенку: ну-ка повтори цитату. А говорят: так, сыночек, мушке крылышки отрывать нельзя, не убий; кошечку за хвостик дергать нельзя. То есть можно сказать, что до перекладинки это заповеди послушания: не навреди ближним. А там, где прибиты ноги Господа за наше непослушание, начинается познание Бога. Мы отрицаем ложных богов, почитаем Его словом и почитаем Его делом. Это всецелое исполнение заповедей Божьих. Что не сделал Адам, то сделал на кресте Господь. Адам простер свои руки к запретному, он вместе с Евой своровал, он прелюбодействовал, потому что Ева соединилась с Люцифером в духовном плане, то есть стала слушаться его – появилась лжецерковь, дьявол соблазнил.  А Господь пришел и все выполнил.

Заповеди блаженств символично написаны уже выше этой перекладинки. «Блаженны нищие духом» – первая перекладина. Господь не нуждался в распятии, Он распинается за нас и говорит: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». Вот она перекладинка – «Прости, Господи». Потом человек плачет о грехах. А кто плакал? Матерь Божия, Жены Мироносицы, Иоанн Богослов. Они понимали, что другого варианта спасения человечества нет. И Господь плакал: мы помним вход Господень в Иерусалим. Он плакал о людях, которые смеялись, радовались, кричали: «Осанна в вышних!» И через три дня они Его распяли. Почему? Потому что их зомбировали. Как и сейчас некоторые православные христиане ожидают от Христа, что Он здесь, на земле, обеспечит им рай. Даже некоторые заключенные говорят: «Пока не надел ваш крестик, преступления с меня стекали как с гуся вода, я от всех убегал. А как только надел ваш крестик и стал выполнять какие-то заповеди, сразу посадили в тюрьму». У некоторых начинаются проблемы.

Потому что Христос пришел не земные проблемы решать (это само собой), а в первую очередь должно быть духовное возрастание. Соответственно, все мнимые противоречия, которые мы встречаем в Священном Писании, а также противоречия христианской жизни заключаются в незнании заповедей блаженств и нежелании жить по ним. Больше, конечно, в нежелании. Ведь многие люди знают заповеди, а жить по ним не желают, говорят, что это тяжело. На самом деле это благодатно. У одного миллиардера журналист спросил, когда тот был счастлив, и думал, что он расскажет про отдых или путешествие. А миллиардер подумал, подумал и говорит: «Если говорить положа руку на сердце, это когда я своей бабушке курятник сделал». А вся остальная жизнь у него была не очень счастливая.

Получается, противоречия заключаются в том, что мы не научились жить в благодати. А не научились потому, что не понимаем заповедей блаженств. Кто заводил машину на морозе, тот знает, что запустил – и «тык-тык-тык», не работает. А у кого есть предпусковой подогреватель, который обогревает двигатель, салон, тот включает его из окна квартиры. И человек зашел в кабину, раз – и двигатель завелся. Казалось бы, мы знаем Священное Писание, а заповеди блаженств – это предпусковой обогреватель. Вся машина не будет работать, если у тебя не разогрет двигатель. В наших душах сейчас такой мороз: сплошные ссоры и ругань среди родителей, никто никого не хочет слушать, все правы. Теперь у нас и в магазинах покупатель всегда прав. Это чисто каинитский дух.

Кому интересно, очень важно понимать, что есть искушения огнем, водой, а есть искушения медными трубами. Есть даже такая сказка «Огонь, вода и медные трубы». «Медные трубы» – это когда тебя хвалят, появляется тщеславие, и это очень сложно пережить. Искушение богатством, искушение тщеславием – это страшные искушения. И вот заповеди блаженств научают нас избегать их: «И не введи нас во искушение, избави нас от лукавого». Ведь как лукавый подействовал на Еву? Если бы она утвердилась в заповедях блаженств, то не было бы грехопадения. Господь дал людям свободу, чтобы они выполнили эти заповеди блаженств.

Посмотрим на мнимое противоречие. Сначала начнем со Священного Писания, с пятой заповеди – «Возлюби отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Приходит Господь, Который говорит: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить». И Он же говорит: «Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня».

– Получается как бы противоречие?

– Мнимое противоречие. Это так звучит, но на духовном уровне оно очень легко решается. Еще более хлестко звучат слова в Евангелии от Луки: «Кто не возненавидит отца своего и матерь свою, тот не достоин Меня». «Возненавидит» – представляете? Получается, в Ветхом Завете любовь, а в Новом Завете Господь говорит, что надо не любить, а еще и возненавидеть.

А разрешается таким образом. Десять заповедей мы видим внизу: шесть заповедей по отношению к ближним, четыре заповеди – не навреди Богу. Когда мы всецело исполняем их, то осознаем свои грехи, входим в лоно Церкви, и Отцом для нас уже становится Христос. Тех, кто живет по десяти заповедям внешне, очень легко запутать. Такой человек думает, что спасается, потому что ходит на службу, никого  не убивает, не прелюбодействует, не ворует, не лжесвидетельствует и считает, что он лучше других – фарисейское состояние. И родители говорят ему: зачем тебе страдать за других, зачем тебе дела милосердия? Живи нормально, как все. Получается, эти лжетрадиции соблазняют человека и каинитский дух сворачивает его с пути. Внешне он вроде бы все выполняет, а на самом деле проявляет лицемерие. Как сказал Господь: «Вы, лицемеры и порождения ехидны (объединяю вместе разные стихи), говорите своему отцу и матери “корван” и этим оставляете их и уходите от них». То есть еще одно противоречие. Люди говорят «корван», когда не хотят заниматься проблемами престарелых родителей, поэтому они бросали их и уходили в храм. Они делали вид, что служат при храме, потому что им было тяжело с родителями, которые их за что-то ругали.

Здесь же другой вариант. Приведу образный пример. Преподобный Феодосий Киево-Печерский ушел от своей родной матери. А почему ушел? И почему  родная мать избивала его до крови и сажала в домашнюю тюрьму? А потом она воцерковилась. Почему от родителей ушел блаженный Алексий, человек Божий? Ведь он ушел от благочестивых родителей. Потому что  настолько воспламенился любовью к Богу, что его уровень понимания заповедей блаженств был на уровне чистоты сердца. То же самое с преподобным Феодосием: мать готовила его к купеческой службе, она была богата, а он не хотел этого. Преподобный Серафим Саровский не убежал, он взял благословение у матери: он выбрал более высокий путь подвига.

– То есть возненавидеть не родителей...

– ... а их образ жизни. У нас сейчас отмечают Восьмое марта, говоря, что это хороший праздник. Но я ничего хорошего в нем не вижу. У нас в Сергиевом Посаде лет пять-шесть тому назад одна прихожанка говорила, что в этот день от 20 до 40 человек попадают в реанимацию. То есть где-то отметила корпоратив, пришла домой пьяненькая, а муж ее бутылочкой по голове – и она в реанимации.

23 февраля мужики в тюрьму заходят. По роду тюремного служения знаю, что с 1 по 7 января готовят специальную камеру на сорок человек: будет заезд. Кто кого убьет: или жена мужа, или муж жену, или побьются, подерутся.

То же самое Господь сказал Аврааму: «Выйди из дома отца твоего, из земли твоей, от родни  твоей». То есть иди из Ура Халдейского в землю обетованную. Авраам своего отца не оставил, он его переубедил, и отец, будучи изначально язычником, стал истинным почитателем Бога. Но Господь не допустил его в землю обетованную, туда вошел только Авраам. То есть мы видим, что мнимое противоречие есть уже в Ветхом Завете.

Алексий, человек Божий пришел домой после нескольких десятилетий подвига, слышал плач своей матери, отца, своей жены. Его келья была рядом, и у него буквально разрывалось сердце, а он все равно терпел и молчал. И перед смертью блаженный Алексий написал: «Я ваш сын, простите меня». И весь Рим плакал. Вот она, высота любви.

Святые Адриан и Наталья. Про Адриана думали, что он предал Христа; жена не поверила, что он пришел прощаться, и первое время даже не пускала домой. А когда он сказал: «Я завтра иду на мучения», – пустила, пошла проводить и помогала принимать мучения. Так же и святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Все эти святые люди уже жили по заповедям блаженств, и никаких противоречий у них не было. Но так как в настоящее время нас дехристианизируют, особенно западный мир, где Римско-Католическая Церковь чуть ли не благословляет однополые браки, где устраиваются гей-парады, священники в разноцветных епитрахилях, – это же страшно. Когда они говорят, что выполняют десять заповедей, разве девять заповедей не надо выполнять? Протестанты вообще считают, что заповеди блаженств не нужны: как только они крестились, уже святые. Там, где для православного христианина спасение только начинается, для протестанта уже предел, он уже не хочет подниматься выше. Если у нас человек приходит к православной вере без осознания своих грехов, ни один священник его не крестит. Без осознания грехов тебя не допустят к Причастию. А у них грехов нет. Это же проблема.

Мы не понимает сути заповедей блаженств, не понимаем, что спасение – это  динамика, а не статика: вот я крестился и уже спасен. Или экзальтированное христианство у католиков…

Когда мы читаем слова Господа о ненависти к отцу и матери, их надо понимать не в буквальном смысле: Священное Писание написано символическим языком. У нас с вами была такая тема: «Сакральный язык Священного Писания». И мы говорили, что не надо его понимать буквально. Господь говорит о том, что надо возненавидеть лжетрадиции, по которым живут отец и мать.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос по шестой заповеди блаженств: “Блаженны чистые сердцем, яко они Бога узрят”. Но в Евангелии многие не только видели Бога, но даже разговаривали с Ним, однако некоторые из них не стали чище сердцем, а другие даже возненавидели Его, один даже предал. Как это сочетается?»

– Дело в том, что человек душевно-телесно-духовный. И путь, который дан Господом Адаму – охранять и возделывать рай, дан Моисею через десять заповедей и через Господа Иисуса Христа – заповеди блаженств, – все это естественный, законный путь входа в Царство Небесное. А есть путь паразитирования, путь каинитского существования на земле, то есть жизнь за счет других.

Священномученик Киприан общался с бесами. А бесы видят Бога и трепещут. Мы знаем, что Ианний и Иамврий повторили чудеса Моисея: сделали змея, превратили в кровь воду, заслали мошек, но последнего – пасхального сделать не смогли. То есть люди, которые паразитируют на благодати и незаконно общаются с посторонним миром, за что они поплатятся на Страшном Суде, – это оккультисты, сатанисты, каббалисты, талмудисты.

Ведь тридцать три с половиной года видели на земле Бога Христа фарисеи, саддукеи, законники. Они говорили: мы видим. А Господь отвечал: «Вы видя не видите, слыша не слышите, потому что окаменело сердце». Сердце может окаменеть настолько, что человек может видеть Бога, но распять Его: «Кровь Его на нас и наших детях». Что и сделали фарисеи, саддукеи и законники руками римлян и жителей, которых научили кричать эти слова. А есть люди, которые, как Лонгин, сораспинались со Христом. Он прободил ребро Господа, но впоследствии стал мучеником.

Мы знаем, что Иоанн Богослов воспринимал Христа не как фарисеи, кричавшие: «Уа-уа, сойди со креста!» Разбойник по левую сторону говорил: «Сойди с креста и нас сними». А сердце разбойника по правую сторону смягчилось, и он сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Если этот вопрос вам интересен, я рассказываю об этом на сайте «Правжизнь», можете зайти и посмотреть в разделе «Воскресная школа» «Основы православия с иеромонахом Никодимом». Я рассказываю там об этом более подробно.

Есть два пути. Первый – путь жизни со Христом, с уподоблением благоразумному разбойнику. Опять противоречие: как может быть разбойник благоразумным? А это может быть, когда разбойник осознает свои грехи. Мытарь – благоразумный. А есть люди, у которых разум есть, они исполняют заповеди, но понимают их буквально и распинают Христа: «Сойди со креста и нас сними». Или распинают за то, что Он не стал земным царем. Вот два духа: дух жизни и дух каинитский – дух смерти. Они идут параллельно. И с этого духа священномученик Киприан достиг шестой заповеди. Думаю, только на этом уровне паразитирования он мог низводить молнию, громы и так далее. И вдруг он перешел на путь жизни и стал чистым сердцем и даже взошел на высоту мученического венца. То же самое Арий, Несторий, Македоний, который был патриархом. Они жили в христианской Церкви, но сильно огрубили сердце тщеславием, завистью. Ведь Ориген переводил Писание на шесть языков, однако его труд «О началах» – учение о перевоплощении низвело его на уровень еретиков. То есть не ум  решает, а то, где укоренено наше сердце.

Что такое каинитский дух? Это когда ты очень религиозный, но шантажируешь Бога, если выразиться грубо. Ведь жертву принесли и Каин, и Авель. Но Каин усыновился дьяволу через жертвоприношение. И современные каббалисты, сатанисты усыновляются дьяволу, то есть это лжецерковь, церковь лукавнующих. Они не хотят жить по заповедям блаженств, но паразитируют на благодати. Как паразиты в организме: мы едим, а они всё потребляют, и мы, хотя поели, все равно голодные. Или курящий человек. Существует «Общее дело» (а это перевод слова «литургия»), где Жданов и другие люди, выступающие против алкоголя, курения, наркотиков, показывают видеоролики о том, что когда человек курит, в этот момент в него попадают паразиты. Они такие страшные, что если их увеличить, они как циклопы, и они питаются никотином. В легких человека от этого «удовольствия» появляется куча этих паразитов. Они командуют человеком: он только встал утром – и сразу курить. Разве этого хочется человеку? Это паразитам хочется курить. Человек покурит, и им становится легче, они меньше теребят его.

Так же и каинитский дух, который проникает в сущность человека и начинает там паразитировать. Это особенно понятно современным детям, играющим в компьютерные игры, где монстр выходит прямо из человека. Красивая женщина вдруг становится с клыками, у нее зеленые глаза или волосы – превращается в рептилию. То есть человек допускает войти в себя этому духу. Как говорит Каину Господь: «Грех лежит у дверей твоих, но ты владей им». Очень важно понимать это. Заповеди блаженств научают нас «блюсти главу змия». Мы начинаем понимать, откуда дует ветер.

Приведу простой пример того, как различить каинитский дух. К одному благочестивому священнику, который учил детей различать все эти лукавства, каинитские измышления, пришли гости, семья еще не воцерковленных, но очень хороших людей. И они принесли сникерсы, пепси-колу, «Фанту» – все с химией и пальмовым маслом. Принесли и поставили на стол. По «Домострою» положено отдать папе. Если мы хотим воспитать хорошую собаку, которая будет охранять хозяина, мы учим ее, чтобы она никогда не брала  от других людей подарочков, иначе она и дом не будет охранять, и от тебя убежит. То есть кормить должен только хозяин, так дрессируют даже собак. А мы своих детей не жалеем, кто хочет дает им шоколадки, конфетки, а потом их увозят и сдают на органы. Поэтому ребенок должен спросить: «Папа, а это можно?» Папа должен научить, что сначала дают ему, а с его разрешения уже ребенку. И ребенок скажет: «Папа, нас отравить хотят». Папа уже научил, что если ты выпьешь пепси-колу, у тебя то-то разложится. Это простой бытовой уровень.

И на духовном уровне то же самое. Сейчас нас всех уловляют на тщеславии: заходим в магазин – покупатель всегда прав. Заходим в больницу – больной всегда прав. В школе ученик всегда прав. Однако никто учиться лучше не стал. Ребенок всегда прав, и ювенальные законы уже отбирают детей у родителей. Мы не хотим жить по ювенальным традициям, но хотим по православным. А православные традиции укореняются в заповедях блаженств.

Все противоречия о том, что надо оставить отца и матерь свою, разрешаются, когда человек начинает понимать динамику духовного возрастания. Когда Христос родился, ангелы воспели: Слава в вышних Богу,  на земли мир, в человецех благоволение! Казалось бы, на земле должен наступить мир, однако он не наступил. А наступил он в сердцах людей. Когда Господь начал проповедь, Он сказал: «Не мир принес Я, а меч». Опять противоречие. Но возьмем первые пять заповедей:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;

Блаженны плачущие, ибо они утешатся;

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;

Блаженны милостивые,  ибо они помилованы будут.

Мы совершаем душевное и духовное милосердие, очищаем свое сердце и становимся чистые сердцем. И вот тогда, будучи чистым сердцем, святитель Николай Чудотворец Арию заушил... Тогда Иосиф Волоцкий сжег жидовствующих еретиков. Вот тогда «блаженны миротворцы, яко тии сыны Божии нарекутся»; и нет больше той любви, чем пострадать за други своя. То есть когда ты достиг чистоты сердечной или по крайней мере к этому стремишься и поднимаешься, для таких людей Господь говорит: «Я пришел принести не мир, а меч. Я пришел разделять». То же самое у многих пророков. Пророки Осия, Михей, Амос, Исаия – все эти восемь пророков до вавилонского плена сплошь обличали. Обличали царя, священников: «Нерадивые пастыри, что вы делаете!» Обличали женщин: «Что вы, девы васанские...»

– Это могли делать только чистые сердцем с высоты заповедей блаженств.

– Для этого у нас есть старцы и епископы. Епископ – блюститель. А какую заповедь Господь дал в раю? В елизаветинской Библии, которую у нас почему-то не перепечатывают, написано «не сотрет главу», а «блюдет»: «Он будет блюсти твою пяту». То есть дьявол блюдет нашу плоть, наблюдает наши душевные и телесные страсти. Человек курит – «сейчас я ему подброшу сигаретку с наркотиком». Человек пьет – «сейчас я подброшу ему что-то посерьезнее, что его возбудит». Когда человек грешит, дьявол стоит сзади и забирает энергию. Когда мы кричим, ругаемся, ссоримся, в этот момент происходит возбуждение. Как мы зажигаем лампочку? Возбудили электричество – она засветилась. Только мы это используем для пользы, а дьявол для паразитирования. Можно сравнить со словами Ильи Муромца в одной из русских сказок: «Мы, как куры, перьями утыканы». Когда мы сквернословим, курим, пьем – это как воткнувшиеся в нас бесовские перья, в результате чего мы как источник безблагодатной жизни: грешим и получаем одну тысячную паразитарной благодати, а 99 процентов забирает дьявол. То есть мы становимся для дьявола источником потребления, он использует нас как аккумуляторную батарейку.

– Через грех?

– Через грех. Как телефон, который мы зарядили и пользуемся им. Когда разрядился, то опять воткнули в розетку. Может быть, это грубый пример. Но дьявол паразитирует. Господь сказал ему: «И будешь ползать по земле и питаться землей». А что такое земля? Адам – это земля. То есть ты будешь питаться грехами, ползая по земле. Дьявол будет блюсти пяту человеческую, то есть возбуждать человека на страсти, а семя Христово, которое в нас, будет поражать ему голову.

И Господь поразил дьявола на кресте: Он выполнил все заповеди блаженств, поднялся на высоту, соблюл Себя. А сколько было соблазнов! «Ты Сын Божий!» – кричали Ему, а Он отвечал кричавшим это бесноватым: «Замолчите». Теперь нам понятно, почему Он так говорил. Потому что они соблазняли Его духом тщеславия. А Господь соблюл Себя во всех искушениях еще перед выходом на проповедь. Когда Он крестился, то сразу ушел в пустыню, научая нас поститься так же. Три свойства души: ум, чувства, воля. Славолюбие, сребролюбие и сластолюбие – три страсти были опровержены Им. Он соблюл целомудрие – целостность Своей души, ничто не подточилось. Целомудрие Адама и Евы было разрушено в раю.

Господь говорит о дьяволе: он идет как лев рыкающий. Господа тоже называют в Священном Писании львом. Это символы, которые показывают, что в Священном Писании надо смотреть не на сам образ, а на то содержание, которое он несет. Соответственно, все эти противоречия разрешаются в Священном Писании. Господь принес в душе мир, и при этом Он пришел разрушать и уничтожать зло мечом слова Божия, чтобы в душе опять наступал мир. Потому что человек целомудренный, имеющий чистое сердце, уже не будет молчать, он изгоняется за правду, он миротворец и желает примирить людей друг с другом, примирить народы: американцев с русскими, русских с украинцами, грузин с осетинами.  Пентагон имеет 1200 институтов по разложению Ирака, Ирана, Сирии – везде они внедряют дух тщеславия: человек – это звучит гордо, желто-блакитная революция. Они ловят на крючок национализма.

– Это тоже тщеславие.

– Тоже тщеславие. Фашизм и Гитлер возникли на этом – это были первые ласточки. Сейчас поднимают русских и бросают их в язычество. Многие ушли из Русской Православной Церкви, потому что считают подставить другую щеку невозможным, а надо по-язычески, как перебил неразумных хазар Святослав. Два миллиона язычников, очень многие перешли в язычество, потому что не различили каинитского духа. На каинитский дух попался и Лев Толстой. До 1898 года у него еще были способности к православию, а потом он сказал, что патриотизм нам не нужен, высказал идею непротивления злу, а Ленин назвал его «зеркалом русской революции».

Мы видим, что противоречия у современного христианина возникают, когда он не желает идти со Христом, осознавать свои грехи и сораспинаться вместе с Ним. Господь говорит: «Возьми крест свой и по Мне гряди. Иго Мое благо и бремя Мое легко есть». Поэтому противоречий в Священном Писании нет и не может быть. Если они находятся, покопайся в своей душе, принеси покаяние – и они сразу исчезнут. А если ты все же каешься, значит, не так каешься, не так понимаешь заповеди блаженств. Поэтому призываю актуализировать заповеди блаженств, понимать их и жить по ним.

Молитва «Отче наш» отражает заповеди блаженств. Первая заповедь блаженств гласит: «Блаженны нищие духом» – первое прошение молитвы «Отче наш»: «Да святится имя Твое». Когда имя святится? Когда мы осознаем свои грехи. «Да приидет Царствие Твое» – «блаженны плачущие»: мы боимся Царя Небесного на Страшном суде, поэтому лучше поплачем сейчас о своих грехах: «Господи, прости нас!» «Блаженны кроткие» – «Да будет воля Твоя». Кротость – это проявление воли. Ум, чувство, воля – три прошения молитвы «Отче наш» совпадают с тремя заповедями блаженств.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» – «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». «И не введи нас во искушение» – милосердие. «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» – «Блаженны милостивые». «Не введи нас во искушение» – это шестая заповедь «Блаженны чистые сердцем»: то есть не дай, чтобы каинитский дух, который по зависти убивает Авеля и усыновляется сатане (и организуется каинитская церковь, потом приведшая к потопу), не овладел нами: «Избави нас от лукавого».

Когда мы уже взошли на седьмую заповедь блаженств «Блаженны миротворцы» и видим темных духов, когда вкусили благодать всей полноты, то готовы уже быть изгнанными за правду и быть мучениками со Христом. Потому это мнимые противоречия в Писании, когда люди вдруг развоцерковляются, дехристианизируются, а иногда даже расчеловечиваются. Ведь душа по природе христианка, и если она не находит правильных критериев жизни, то ищет их в других деноминациях, других конфессиях, но это все уловка, потому что там нет этих заповедей блаженств.

Истинное учение – заповеди блаженств – есть в Православной Церкви, у святых отцов. И первым особенно ярко раскрыл их Иоанн Златоуст в своих проповедях. У него есть толкования как раз на противоречивые места. Последующие Феофилакт Болгарский и другие святые отцы все упирали на это.

Мое мнение, что заповеди блаженств очень актуальны в современном мире, и если человек хочет осознать православие по-настоящему, он должен их, во-первых, выучить наизусть, во-вторых, осмыслить или переосмыслить и, в-третьих, начать исполнять.

– Большое спасибо, отец Никодим. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

– Божьей помощи. Ангела-хранителя. Христос воскресе! Воистину воскрес Христос, да дарует нам способность жить по заповедям блаженств и спасать себя и наших ближних. Аминь.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга протодиакон Константин Маркович. Тема беседы: «Богословие праздника Преображения Господня».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы