Беседы с батюшкой. Расслоение общества

24 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Силуан (Туманов), председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Парголово. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- В это воскресенье, помимо жен-мироносиц, будут вспоминаться еще праведные Никодим и Иосиф Аримафейский. Это люди аристократического сословия времени новозаветных событий. Они дерзнули прийти к Пилату и поучаствовать в погребении Спасителя. Когда появилось расслоение общества и насколько сильно оно влияло на людей?

- Всякое разделение происходит от греховного повреждения. Как только в мир вошел грех, люди стали отделять себя от Бога, делиться между собой; таланты одних стали причиной зависти других. В Священном Писании Ветхого Завета мы слышим рассказ об убиенном Авеле и другие примеры человеческой зависти и жестокости. Разделение столь же старо, как и сам мир. У людей разные таланты и способности, в том числе и зарабатывать деньги. Более талантливые в одном будут менее талантливы в другом, и это всегда будет вызывать зависть. Но не всегда разделение носит отрицательный характер; нельзя сказать, что одни слои общества однозначно приготовили себя к погибели, а другие к спасению. Ваш пример это хорошо иллюстрирует. Действительно праведные Никодим и Иосиф Аримафейский помогали Христу и во время земной жизни, и с погребением. Они принадлежали к довольно обеспеченному слою людей. Тем не менее они были учениками Христовыми и прославлены в лике святых. Сами по себе богатство или бедность не являются препятствием или помощью в канонизации.

Идея Церкви всегда состояла в том, чтобы объединять людей, разделенных в силу различных причин. Например, объединение богатых и бедных вытекает из сущности церковного учения. Главное богослужение христианской Церкви называется Литургия, что в переводе с греческого означает «общее дело». Если мы посмотрим на этимологию этого слова, то обнаружим, что так назывались общественные обязанности граждан греческих городов, которые возлагались именно на людей состоятельных, в том числе на вольноотпущенных рабов, если они были достаточно богаты. Таких обязанностей было довольно много: устройство и оплата всяческих угощений в честь празднований, организация праздничных шествий, забота о гимнастических школах и соревнованиях. Все эти повинности позволяли сглаживать социальное неравенство внутри города и государства: богатые выделяли деньги, а в празднике участвовали все граждане, независимо от достатка. Именно по этому принципу с самого начала бытия Христовой Церкви выстраивались отношения во время Евхаристии. Кто был богаче, тот приносил еду, деньги на нужды общины, а те, кто беднее, приносили только самих себя, но за столом при этом все были равны, вкушали одинаково. Апостол Павел грозно предостерегал тех людей, которые пренебрегали бедняками, ели свою собственную пищу. Он говорил им: «Тот, кто причащается недостойно, тот впадает в болезнь, и многие умирают». Апостол имел в виду недостойное причащение не в виде недочитанного канона или съеденного в пост бутерброда.

Очень важно, что Церковь Христова до сегодняшнего дня сохранила паритет между разными слоями общества, независимо от материального благосостояния, политических воззрений, возраста, образования. Все христиане – это единое Тело Христово, все равны перед Господом и имеют одинаковые права и обязанности. Церковь призвана преодолевать нездоровые разделения в обществе, чтобы аннулировать в себе самой греховное разделение мира. Далеко не всегда члены Церкви с достоинством выходили из сложных ситуаций. Мы помним Анания и Сапфиру, которые добровольно принесли деньги, решили пожертвовать на благо общины, но проявили маленькое лукавство и были наказаны смертью. Это предостережение и нам сегодня. Мы иной раз слишком переоцениваем свое усердие, труды в Церкви Христовой. Она призывает нас к смирению и неосуждению. В пост мы слышим на каждом богослужении: «Дай мне, Господи, зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего».

- Если обратиться к дореволюционной эпохе, то мы видим Табель о рангах. Разделение в обществе было регламентировано, а в наше время оно происходит спонтанно. В регламентированном разделении есть что-то положительное?

- Для общества того времени это, несомненно, был положительный момент, который помогал стабилизации. Мы помним, к чему привело известие об отречении государя Николая Александровича. Простой русский мужик, который с детства привык в храме Царя Небесного слышать о царе земном и молиться о нем, вдруг слышит, что земного царя больше нет. Первая его мысль о том, то и Небесный Царь забыл о людях. Отсюда и пафос богоборчества, и пафос богооставленности, принимавший самые уродливые формы в постреволюционные годы. Каркас, который создавал Табель о рангах, осмысленный и в чем-то полезный. Другое дело – все человеческие образования имеют свое начало и свой конец, нужно вовремя понять, чем стоит пользоваться, а чем нет. Например, когда абсолютная монархия становится конституционной, главное понять, где остановиться и перейти к новым формам человеческого общежития.

- В советское время пропагандировались идеалы деятелей научных, спортивных, и эти люди возводились в некое сословие, а в наше время особым сословием являются актеры, люди, неправедно наживающие свои богатства. Почему произошел такой переворот и что с этим будет?

- Думаю, что доходы спортсменов и их положение в обществе до сих пор на высоте, а ученые, особенно преподаватели школ и вузов, не очень обеспеченный класс. К сожалению, героизация этой профессии практически ушла из нашего обихода. Я крайне редко смотрю телевизор и не могу судить о том, что сейчас воспевается, а что осуждается. Но, судя по отзывам, прославляются актеры легкого жанра и люди, заработавшие деньги непонятным путем. Оценка того, хорошо это или плохо, очень субъективна. Воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и уважения к созидательным профессиям необходимо, без этого невозможно процветание общества. Церковь Христова постоянно подсказывает, настаивает на том, чтобы больше появлялось информационных сюжетов, связанных с подобного рода профессиями. Я очень рад, что в передачах телеканала «Союз» этому уделяется большое внимание. Мы говорим, что нужно поддерживать людей в том, чтобы они не просто выбирали эти профессии, но получали достойное образование с широким горизонтом, чтобы с честью нести звание педагога, врача, научного деятеля и так далее.

Как бы человек ни поднялся на вершину своей социальной лестницы, это не значит, что для него открываются или, наоборот, закрываются двери Царствия Небесного: у каждого есть необходимость откликнуться на зов Божий. В нашем жизненном опыте встречались и бедные люди, которые уходили с ожесточенным сердцем и проклятьями, и богатые, покаявшиеся, умиротворенные и примирившимися с Богом. Бывало и наоборот: шаблонных рецептов не существует. Для всех людей есть необходимость найти Бога, покаяться, стараться вести богобоязненную жизнь.

- Вопрос через группу ВКонтакте: «Если дух общества творит себе формы, в том числе в виде его расслоения, и является, по Промыслу Божиему, самым полезным для познания и смирения каждого из нас, то как должна реагировать Церковь на несправедливое расслоение в государстве?»

- Церковь всегда выступала гласом справедливости. У Патриарха всея Руси до Петра Великого было «право печалования» - право входить к царю в любое время и ходатайствовать об освобождении или отмене казни того или иного человека. Для Церкви очень близок пафос призыва к социальной справедливости и к взаимоуважению всех членов общества. Другое дело, что повлиять на это мы можем, только меняя себя. Если мы всю жизнь будем тратить на то, чтобы изменить мир вокруг, но себя не изменим, то в результате мы и себе не поможем, и вокруг себя мало что поменяем. В какой-то степени социальная несправедливость идет из нашего сердца. Есть много всяких «но» и поправок, но из нашего сердца, как говорит Священное Писание, исходит все доброе и все злое. Если мы достаточным образом стараемся ограничиваться во зле, то в таком случае меньше социальной несправедливости происходит вокруг нас.

Очень часто в не особо богатых семьях рождались талантливейшие люди, потому что в семье был мир и гармония, и эта гармония позволила человеку воспитать себя духовно богатым. Первоочередная задача Церкви – заботиться о спасении человека. Христос оставил нам Церковь не для того, чтобы мы с ее помощью решали социальные проблемы: они решаются как следствие изменения тех членов общества, которые исповедуют себя христианами, тогда действительно Церковь влияет, но запретить кому-то что-то делать мы не можем, недавние события это прекрасно показали. И не факт, что это хорошо.

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «В послании апостола Павла к Римлянам главе 12 мне непонятны такие слова: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья». Что это за горящие уголья? Понятно, что добро врагу не делается с камнем за пазухой, но здесь имеется в виду что-то другое».
 
- По поводу этого места Священного Писания можно найти разные толкования. Но, как Вы верно заметили, даже врагу не стоит делать добро в надежде на то, что ему станет от этого плохо. Здесь имеется в виду, что христианин должен помогать бескорыстно всем, независимо от того, враг это или друг. И если человек при этом имеет к нам какие-то недобрые намерения, продолжает активно враждовать против нас, то все добро, которое мы оказываем, без всякого нашего желания становится для него источником внутренней духовной борьбы, переживаний, перелома. Человек через то добро, которое ему делают люди, попадает в очень сложную ситуацию. Это апостол иносказательно и называет «углями на голову». Это призыв апостола к тому, чтобы мы старались быть христианами во всех обстоятельствах нашей жизни, даже когда мы общаемся с человеком, не очень приятным нам. Угли – это как раз то, что человек может получить, если не изменит своего отношения к нам. Естественно, это не мотивация: «Давайте делать добро врагам, им от этого станет очень плохо».

- У священника, занимающегося строительством или восстановлением прихода, есть необходимость постоянно контактировать с администрацией, с состоятельными людьми. Люди малоимущие, видя священника, постоянно общающегося с чиновниками, с богатыми, иногда проникаются осуждением. Как с этим осуждением быть, оно правомерно?

- Как быть с осуждением – это забота тех, кто им проникается. Мы не вправе оставить одну группу прихожан и заниматься другой. По опыту могу сказать, что если человек захочет осудить, то он обязательно найдет за что. Общаешься с сильными мира сего – плох, не общаешься – горделив, и так далее. Те люди, которые помогают Церкви и приходу, невероятно богобоязненные и верующие, серьезные. В Петербурге я столкнулся с целым рядом людей искренней, истовой и чистой православной веры. Я не вижу причин, почему я их должен считать менее христианами только потому, что они действительно состоятельные, влиятельные и могут принимать участие в социальной деятельности нашего города.

Для борьбы с осуждением есть миллион рецептов, но главное то, чего мы хотим добиться. Если мы будем бороться с каждым грехом по отдельности, то потратим все силы нашей души, измочалим свои нервы и не сможем прийти ни к какому результату, потому что безгрешность – это свойство Божие, а мы в той или иной степени будем всегда подвержены греху. Недавно канонизированный старец Порфирий Кавсокаливит замечательно сказал, многих этим смутив: «Не боритесь с грехом, а научитесь любить Бога». То есть чем больше вы любите Бога, тем меньше у вас остается времени на грех. Это очень правильный подход. Чем больше мы занимаемся просветлением нашей души, стараемся совершать дела милосердия, соблюдать Заповеди Божии, чем чаще стараемся ходить в храм из любви к Богу, причащаться, чем больше в нас самоукорения и движения к Нему, тем меньше движения в другие стороны и меньше остается места для греха, который никогда не уйдет из нашей жизни, но ведь главное, что определяет ее вектор. Как говорил один из преподобных отцов: «Увенчивается не само достижение, а стремление». Если мы сосредоточены только на борьбе с теми или иными искушениями, то легко рискуем стать жертвами прелести, обольщения, считая так: «Мы с этим грехом уже справились, здесь мы уже более-менее праведные и святые – всё, идем дальше». Это самообольщение. Мы живем в мире, абсолютно поврежденном грехом, и склеить его может только Сам Господь. Чем больше мы даем места Богу в этой жизни, тем больше мир исцеляется от греха. Но для этого мы должны быть «прозрачными» для Него, не должны нести что-то свое вместо Божиего, не должны быть мутным стеклом, через которое не может пройти свет Христов. Поэтому преподобный Паисий Святогорец, Порфирий Кавсокаливит и многие другие старцы нашего времени подчеркивают: «Обрати свой взор к Богу». Это не значит, что не нужно бороться с грехом в том смысле, который мы понимаем обычно. Если мы видим свои грехи, то надо исповедоваться в них, а в причащении получать благодать Божию, которая будет помогать нам избавляться от этих грехов. Бессмысленно сидеть на одном месте и говорить: «Господи, я найду, наконец, ту молитву, после которой моя жизнь станет праведной и богоугодной. Или съезжу к какому-то многоуважаемому священнику, он надо мной прочитает какие-то слова, после которых вся моя жизнь немедленно преобразится». Бывают случаи, когда по благодати Божией преображается вся жизнь человека, но это не значит, что нам надо сидеть и ждать этого в собственной жизни, ничего не делая.

Например, мы знаем, что когда мы встречаемся с тем или иным человеком или читаем о нем сообщение, то раздражаемся и злимся. Вот поле для аскетической деятельности: приучать себя, всякий раз встречая упоминания об этом человеке, читая его текст, вспоминая о нем, говорить максимально бесстрастно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский давал совет, который, может быть, кому-то покажется лукавством, но, по-моему, это благое лукавство: «Если ты слышишь, что при тебе кого-то злословят, то передай тому человеку, что злословящий его, наоборот, хвалил. А тому человеку передай, что этот тебя хвалил. Таким образом ты потихонечку примиришь врагов». Мне кажется, это хороший совет и он действенен. Из своего личного опыта я знаю, что, чем меньше ты передаешь какое-то зло, сказанное людьми, тем меньше ты это зло выпускаешь в мир.
Не нужно ждать какого-то особенного озарения, знамения или чуда, чтобы начать путь святости прямо сейчас. Отказаться от осуждения кого-то очень трудно, но нет ничего невозможного. Понятно, что мы не избавимся от этой страсти до конца, но важно, во имя чего мы это делаем. Важно, чтобы вся наша деятельность приводила нас в храм, ко Христу. Пусть наше молитвенное правило будет маленьким, состоящим подчас из одних «Господи, помилуй!» или Иисусовой молитвы и не содержащим никаких внушительных канонов и акафистов, но лишь бы это в результате приводило нас к Богу, не было нудным вычитыванием, чем-то тяжелым и отягощающим нашу жизнь. Оно обязательно должно нам помогать, тогда это правильное устроение. У нас, монахов, все сложнее: есть определенные каноны и правила для обязательного вычитывания. Люди, живущие в миру, не связаны такими обещаниями и обетами, но путь святости открыт для каждого.

- Вопрос телезрительницы: «Спасибо за ваш канал и вашу работу! Телевидение сегодня безнравственно молодежь неокрепшая, стремится менять только свое лицо, фигуру, думая, что только красотой можно добиться успеха».

- Процент людей, жаждущих Бога, во все времена приблизительно одинаков. Раньше не было безобразного телевидения, сейчас оно действительно безнравственное и зацикленное на том, чтобы сделать из человека «винтик» общества потребления. Посмотрите, сколько людей обучалось в семинариях раньше и сейчас, сколько людей выбирало духовный путь, ходило в храм раньше и сейчас. Мы увидим, что люди в основном идут в храм тогда, когда в обществе происходят какие-то сильные и болезненные потрясения. После Второй мировой войны и в эпоху перестройки, когда разрушался привычный мир, люди шли в храм, ища там правды, справедливости и поддержки. Общество живет по своим, приблизительно одинаковым во все эпохи, законам. Есть небольшой процент людей, ищущих духовного утешения, есть небольшой процент людей, готовых служить Богу, но большинство всегда и в любом обществе будет заботиться лишь об удовлетворении собственных потребностей. Нельзя разграничить, отделить меньшинство от большинства, сказать: «Вот эти праведные, а эти все грешники». На практике это все перетекает одно в другое и очень трудно определиться: с утра я праведник, а ближе к обеду я, получается, уже грешник. Хотя Церковь нам постоянно напоминает, что мы всегда грешники, и не стоит обольщаться по поводу того, что оставшийся мир погибает. Каждый из нас погибает всякий раз, когда забывает обращаться к Богу. При этом надо помнить, что само обращение к Богу – это не панацея от жизненных неудач и бед.

В одной из книг Ветхого Завета описан праведный Иов Многострадальный, который перенес многое, о чем мы даже представления не имеем. Но он был не только праведником и обрел в очах Божиих некое достоинство, он до сих пор и для нас прекрасный пример отношения к миру, со всеми его обманами, несчастьями.

Очень важно для христианина избегать эмоциональных полюсов - от алармистского до противоположного: «Все погибнут, я спасусь!» Мы призваны к спасению, но реализуем своё призвание или нет – вот вопрос, на который каждый из нас должен отвечать ежедневно, ежечасно, ежесекундно. Мы постоянно находимся в зыбком курсирующем состоянии между грехом и благодатью, и в чем застанет нас Господь, в том и будет судить. Я надеюсь, что люди все больше будут приходить к мысли о том, что надо удаляться от осуждения, от резких жизненных оценок. Понятно, что убийство остается убийством. Не надо в другую крайность впадать и говорить: «Давайте все сделаем благостно и душевно». Нужно называть вещи своими именами: грех всегда грех - добродетель всегда добродетель. При этом мы должны помнить, что грешник всегда имеет шанс спастись, а добродетельный имеет шанс упасть и погибнуть. Стоит жить со смиренномудрием, взвешенной позицией: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Это девиз!

- Когда человек только приходит в Церковь, он понимает, что раньше был в совершенно другом мире, другом слое общества, и у него нет ни одного знакомого верующего и воцерковленного человека. Как справиться с трудностью перехода из общества неверующих в общество верующих людей?
 
- Сложно ответить на Ваш вопрос. Сколько людей, столько и опытов. Кто-то сразу попадает в дружную приходскую семью, кто-то долгие годы живет одиночкой на приходе. Может быть, даже не полезно для человека, чтобы он попадал в «православную тусовку», которая забирает у него время и дает иллюзию православной жизни, но при этом он не получает ничего, преображающего его душу. Очень сложно сказать, как человеку правильно интегрироваться в приход. Это зависит от священника, от сложившихся традиций. Где-то более прохладные отношения, где-то более теплые, где-то сплошные чаепития, а где-то и спасибо никто не скажет, но это не значит, что храм перестает быть кораблем спасения.

Входя в общину, мы становимся пассажирами невидимого корабля Церкви, и здесь очень важно, чтобы мы более сохранили невидимую связь с ней, нежели видимую, милую и дружелюбную, но не ведущую никуда. Если удается достичь духовной дружбы, если люди поддерживают друг друга не только в повседневности, но и ходят вместе молиться, ездят в паломничество, поддерживают друг друга в минуты духовной усталости, то эта дружба благодатная. Бывает так, что человек попадает в общину, где существует такое настроение: «Мы в этой общинке спасемся, а прихожане других храмов погибнут». Надо ли говорить, что это сам по себе погибельный путь?

Главное, чтобы человек стремился быть с Богом, не стеснялся получать духовное образование. Заходите на замечательный сайт azbyka.ru, где можно получить знания по многим пунктам; каждый там найдет то, что близко его сердцу. Нужно стараться жить не веселой компанией, а думать больше о Боге, и тогда дружба будет приносить пользу. Помните, Иисус Христос при апостолах назвал Лазаря другом. Это нам напоминание о том, какая должна быть дружба: такая, как у Христа с Лазарем, Марфой и Марией. Мы можем только предположить, какая она была, но можем точно знать, чего не было в этой дружбе. Это тоже предостережение и помощь всем нам.

- Вопрос телезрительницы: «В Евангелии Христос говорит, чтобы мы не принимали в человеке зло, его плохие слова и дела, но принимали его самого. Правильно ли я понимаю, что человек «двойной»: враг в нем творит зло, человек болен, как мы все, и на данный момент может быть безумен в своих нехороших действиях? Христос призывал относиться к самому человеку с любовью, а к тому, что он творит, относиться беспристрастно».

- Люби грешника и ненавидь грех – это основа святоотеческого отношения к греху. Грех – это не то, что определяет жизнь человека, это то, что мешает ему, входит в его жизнь тогда, когда он сотрудничает с дьяволом. Мы все призваны к соработничеству с Богом, и добродетель является результатом этого сотрудничества. Человек не является пассивным созерцателем своего греховного двойника, он активно соглашается на искушения дьявола и творит беззакония. Церковь призывает прекратить сотрудничество здесь, выйти из рабства дьяволу и быть другом Христовым. Человек не сводится к греху. У Клайва Льюиса в книге «Расторжение брака» очень подробно об этом говорится и, что удивительно, практически словами православных подвижников. Он подчеркивает, что грех не сводится к человеку, это как некий нарост. Освободиться от греха очень болезненно, это определенный образ жизни человека, ломка способа существования, но это необходимо, если мы Христовы. Господь дает нам силы для этого, Он не бросает нас одних в борьбе с дьяволом, не говорит: «Сначала станьте добрыми, праведными, а потом Я вас к Себе приглашу и приму». Господь сразу дает нам благодатные силы и говорит: «Хотите быть со Мной – Я помогу вам быть другими!». Только тогда человек меняется.

- Вопрос через группу ВКонтакте: «Почему в нашем обществе, как только состоятельный человек начинает воцерковляться, то сразу начинает беднеть?»

- Бывает и такое, но не так уж и часто. У меня один знакомый предприниматель чем ближе подходит к Церкви, тем меньше у него ладится бизнес. Почему так происходит, знает только один Господь. Значит, это необходимо для духовного роста человека. Было и такое, что человек, приходя к Богу, получал импульс и, базируя свой бизнес уже на других позициях, стремясь быть не «акулой» для всех, а начальником и наставником, достигал замечательных успехов. Сегодня один генеральный директор признался, что за 12 лет ни разу не задержал людям зарплату. Были спады и проблемы, но он старался быть православным христианином и порой в ущерб себе выплачивал все необходимое людям. Господь его не оставил, его бизнес до сих пор существует, он законный и процветающий даже в условиях кризиса. Это не закон жизни, я могу лишь предполагать, что это определенные действия Промысла Божия, которые позволяют человеку найти нужный путь в жизни, помогают избавиться от привычек, наклонностей, желаний или связей, которые ему вредят духовно. Мы знаем, что, когда человек богат и удачлив, у него много «друзей», а когда он становится беден или на него идет волна клеветы, от него потихонечку люди отходят. Может, Бог и попускает эти неприятности, чтобы отошли те люди, с которыми не по пути ко Христу. К этому не надо относиться, как к закону духовной жизни, а надо воспринять как временное испытание, которое необходимо преодолеть и идти дальше очищенными и обновлёнными.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать