Беседы с батюшкой. Вера и убеждения молодежи: ответы на вызовы современности

23 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает помощник управляющего Юго-западным викариатством г. Москвы по духовно-нравственному воспитанию молодежи, клирик храма Рождества Христова в Черневе священник Василий Белов.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Господь Бог благословит всех вас, пусть все ваши добрые начинания реализуются с помощью Божией. Храни вас Господь.

– Сегодня тема нашей передачи – «Вера и убеждения молодежи. Ответы на вызовы современности». Какие существуют вызовы современности для молодежи?

– Сегодня таких вызовов очень много. Ответы на них, наверное, стоят не только перед Церковью, но и перед всем обществом, потому что современные действия, которые предпринимают многие социальные структуры, в общем-то, являются разрушающим началом для восприятия молодежью многих вещей в мире. В том числе все больше размываются границы традиций, нашей веры; пытаются скомпрометировать традиционные, консервативные убеждения. Все больше людей (не просто каких-то либеральных ценностей), которые соглашаются практически со всем, что им предлагается. То есть вместо свободы есть попустительство, и этого допустить мы, конечно, никак не можем, потому что попустительство и полный хаос – это область, в которой властвуют бесы и сатана. В общем-то, такие цели ставятся для того, чтобы противопоставить друг другу людей, поколения…

– …То есть это целенаправленные действия, не случайный процесс?

– Ну да, дьявол, как говорится, кроется в деталях. Мы знаем знаменитое выражение, что самая главная уловка сатаны в том, чтобы сказать, что его нет, и действовать как-то исподтишка. Каждый клеветник действует именно так: за спиной другого нашептывает на ухо его другу или товарищу или тому, с кем он работает, разные гадости… И мы это видим через социальные медиа, сети, которые сейчас развиты донельзя, потому что у каждого есть не просто доступный Интернет в квартире, но и возможность доступа к нему в любой точке с помощью смартфона, каких-то других гаджетов. Представьте такую ситуацию 10–15 лет назад… Мы просто не могли вообразить, что информация будет нам так доступна. Поэтому когда человек все время находится с этой информацией, она на него оказывает усиленное влияние.

– Как Вы сказали, исподтишка, то есть не напрямую, а постоянно, планомерно.

– Да, потому что даже несколько слов могут стать основой для каких-то действий. Можно с помощью каких-то искаженных фотографий или искаженной информации (даже если это будет несколько строчек) создать панику в обществе, заставить людей выйти на баррикады, создать целую плеяду молодых революционеров. Не просто выйти против политики, а именно против обычных, консервативных, традиционных убеждений, против веры; восстать против Церкви, против Бога.

В общем, такие технологии опробуются, и мы видим, что не просто размываются моральные ценности, – размывается вообще понятие человеческой справедливости, правды, сущности. Мы прослеживаем это не только среди тех молодых людей, которые просто сидят в Интернете и не ходят в храм, но и среди тех, кто в храм приходит. Существует идентичная ситуация: большинство современных людей не воспринимают понятие греха, не видят грехом блуд. Очень много женщин не видят грехом детоубийство. Неужели это не страшно?

– Аборт?

– Да. То есть понимание приходит только тогда, когда человек уже не просто согрешил, но и получил какое-то воздаяние от Бога, Бог попустил такому человеку какие-то страсти, страдания, болезни, неприятности в жизни. И тогда человек начинает воспринимать это как некую порчу. Даже не грех, а порчу.

– Будто он в этом не виноват.

– Да, будто не виноват, эта женщина не виновата, муж ее не виноват… Но вот начало что-то такое происходить… Допустим, у них нет детей. Тогда они сделали аборт, а после этого – все, родить женщина больше не может. И вот она пытается исправить эту ошибку. Но какая ее цель? В основном это не просто покаяние; цель – чтобы Господь исправил этот грех и у нее появился другой ребенок. Часто бывает так, что женщина покаялась, а дальше Господь действительно помог ей, совершил чудо. И вроде бы такой человек должен приходить потом в храм, благодарить Бога за совершенное чудо. И конечно, за непростительный грех детоубийства еще каяться до конца своей жизни, увидев милосердие Божие. Бывает же обычно обратное. Мы видим: все в жизни налаживается, и человека в Церкви нет, нет никакой благодарности к Богу; и духовное развитие человека откатывается назад.

– То есть это плоды пагубного информационного фона?

– Да. Потому что все разрешено, все доступно. Помните фразу из Достоевского: если Бога нет, то все можно.

– Как действует этот механизм?

– Эта современная пагуба действует достаточно просто. Дьявол – искусный лазутчик, он умеет выжидать. Современные технологии построены на том, чтобы пробивать броню человеческой традиции. Сначала мелкими шажками, потом, когда человек уже расслабился, бить его сильно. Но если человек сопротивляется, то отойти, немножко с чем-то согласиться, а потом снова ударить его. Мы знаем, сейчас есть три основополагающие идеи современного постмодернистского общества. Сегодня мы можем говорить даже не просто про постмодерн – сегодня общество трансгуманное, постчеловеческое, я бы сказал.

– Что это значит?

– То, что обыкновенные человеческие ценности (даже просто соотносительно физической и материальной сторон) не устраивают человечество. На первый план выходят не люди, а что-то совершенно другое. Эти ценности продвигаются. В сфере интимной жизни мы видим, что этого много и мы уже даже не имеем права говорить о них как о меньшинствах, потому что у них в современном обществе, мире намного больше прав, чем у нас. Эти права все расширяются на другие группы – не только на людей, которые отстаивают свое право на «меньшинство», но и на совсем маленькие группки, которые расширяются, потому что это считается дозволенным. И это страшно, потому что это проблема общества, в том числе проблема растления малолетних детей. Она становится все актуальнее. В некоторых странах и эти люди уже получают права, – люди, которые еще совсем недавно были бы обозначены психическими больными, их просто не выпускали бы из строгих медицинских учреждений. А сейчас все это становится какой-то модой, увлеченностью.

Мы знаем, что есть теория социолога Джозефа Овертона о психологических «окнах», которые постепенно открываются и через них продвигаются какие-то идеи. Прежде всего для него это имело понятие продвижения идеи в политической логике; каких-то сначала малозначимых для общества идей, а потом выходящих на новый уровень.

– То есть окно раскрывается все шире и шире?

– Да. Может быть, говорилось сначала про экологию, потому что люди мало об этом задумывались, потом это все больше внедрялось в сознание человека. А потом стали опробовать эти технологии и на обществе в целом, продвижением понятий, совершенно диких даже для постхристианского общества. В Интернете гуляет статья, где через эти «окна Овертона» предлагается в переносном смысле, в качестве примера, продвинуть идеи каннибализма. И действительно, по этим лекалам мы можем все что угодно доказать и продвинуть.

– Страшные вещи…

– Все начинается с какой-нибудь научной конференции, где просто обсуждается этот вопрос, но уже ставится проблема. Нет никакого позитивного обсуждения, а просто обсуждение, что где-то в Африке или в Новой Зеландии существуют каннибалы. До сих пор существуют люди, предки которых были каннибалами.

– Просто уделяется им внимание.

– Да, просто изучается. Следующим окном является не просто обсуждение этой идеи, а проверка каждого из нас. Это пускается в медиа; спрашивают, как люди относятся к каннибализму. И здесь уже ставятся позитивные вопросы: что делать людям, которые выживали в блокадном Ленинграде, – умирать или идти против человечности? И в общем, про блокадный Ленинград уже пытались открыть это окно, когда нам со стороны либеральных СМИ предлагалось подумать о том, не стоило ли сдать Ленинград в советское время, чтобы во время Великой Отечественной войны сохранить жизни миллионов людей, которые голодали, и таким образом их спасти. Слава Богу, большинство наших соотечественников не откликнулось на обсуждение этой идеи.

– Даже на обсуждение.

– Да, потому что когда начинается обсуждение, даже если будет критика этих идей, все равно найдется пара людей, которые и за деньги будут продвигать эту идею. И действительно, как и с любой современной проблематикой, все равно кто-то начнет склоняться к этому.

– То есть мы своим вниманием питаем эти идеи. Лучше их просто отсекать?

– Да, да. Просто нужно верить в правильность того, что действительно не только в блокадном Ленинграде, но миллионы наших соотечественников положили свои жизни ради нашего будущего. Уж как это случилось – это проблема прошлого. Все равно мы это время вернуть не сможем. Задавая эти вопросы, мы просто уничтожаем память об этих людях, о своих предках. Ведь у каждого дедушка воевал; может быть, и бабушка погибла, будучи партизанкой… У каждого есть человек, который в Великой Отечественной войне пострадал, был убит, ранен. Война была страшная. Поэтому когда задаются такие вопросы, они ни к чему не приводят для изменения прошлого, но для будущего изменения они могут принести пораженческие настроения.

– Вопрос от телезрительницы: «Внучку попросили снять крест во время выступления на рождественском концерте, якобы он некрасиво смотрелся с платьем. Ребенок переживает. Каково Ваше отношение к такому? Это музыкальная школа, у них было выступление перед родителями. Моя дочь мне сказала: девочка же от веры не отказалась, ее попросили крест снять; и она сняла. Я ответила: ты же мать, ты должна была сказать, что мы не снимаем с себя крест».

– Конкретно про эту ситуацию сложно что-то сказать. Это хороший вопрос, но бывают совершенно разные ситуации. Я отвечу, наверное, как делают многие люди. Допустим, для профессиональных спортсменов крест с цепочкой, веревкой может стать причиной серьезных травм, особенно среди тех спортсменов, кто занимается разными видами борьбы, единоборств. Я знаю очень многих православных спортсменов, которые рисуют у себя на кимоно, на самбовке внутри или снаружи крест, и таким образом, когда нужно снять нательный крест, у них все равно крестное знамение находится рядом, они могут приложиться к нему, если что. Знаю и людей, которые занимаются исполнительским мастерством. Бывает, какое-то платье нужно надеть; и по каким-то стандартам их просят не надевать цепочек. В этом случае крест просто прикрепляется внутри, на оборке, на булавочке, на время мероприятия.

Также мы знаем, что сейчас много технических средств, медицинских исследований, когда также необходимо снять крест, например во время МРТ, там все это может быть причиной серьезных травм. Можно этот крест где-то у себя нарисовать или надеть поясок «Живый в помощи…»  Думаю, ничего страшного от этого не будет. Хорошо, что крестное знамение всегда присутствует с нами, но в таких случаях, если необходимо такое исследование, что же, его не делать? В зубы не возьмешь, потому что есть такая же опасность от сильного магнита; поэтому если на время снять, а потом надеть, ничего такого в этом нет.

– То есть в этом конкретном случае девочка ничего такого страшного не сделала?

– Понимаете, я считаю, что в этом конкретном случае, если не было целью снятия креста попрать веру, конечно, ничего страшного нет. И я описал, какие выходы возможны в этой ситуации. Есть другой вариант – просто уйти из этой школы (есть такие убежденные люди), пойти в другую; в другой предложат приблизительно то же – из нее уйти. Есть люди, которые ходят по всем школам, секциям, и в итоге получается, что это не просто какая-то убежденность, а упертость. Либо тогда уже никуда ребенка не отдавать.

– Вернемся к нашей теме. Как противостоять пагубному влиянию этих «окон Овертона»?

– Получается, что мы раскрыли два из них, а следующее – это создание позитивного образа. Как это делается? Прежде всего получается так: необходимо, чтобы какая-то часть общества согласилась с тем, что это допустимо, и при этом признала, что они такие же.

– Это следующий этап внедрения?

– Да, соглашение. После этого – признание в принадлежности к касте соглашающихся от каких-то известных медиаперсон (актеров, спортсменов, политиков). Мы видим, что даже известный политик, госсекретарь Керри, поблагодарил сообщество Голливуда, что они с помощью своих талантов смогли продвинуть идеи, которые раньше, казалось (и нам кажется), могли быть придуманы только в воображении больных людей. За это благодарят.

Что значит сейчас медиаперсона? Если раньше мы говорили «актеришка», никакого значения люди, играющие в театре, особо не имели, то сейчас сказанное ими воспринимается чуть ли не как эталон правды. Особенно это заметно среди молодежи, которая постоянно смотрит фильмы, сериалы, слушает музыку. Для них это действительно идолы и кумиры. Ведь у нас актеры не только снимаются в фильмах – они пишут книги, песни, оказываются великими философами. И вот получается, что люди покупаются на это, и молодежь в том числе. Как же, если это идол, кумир? Надо идти за ним, во всем подражать – не только в одежде, но и в убеждениях; мы много знаем таких примеров, причем страшнейших. Потому что кроме это продвигается легальная наркомания, мы на себе это уже испытали.

Легализация наркотиков была в виде спайсов, которые до сих пор существуют (меняются формулы), и непонятно, сможет ли законодательство оградить нас каким-то образом от этого тлетворного влияния. Сейчас возникла уже новая проблема. Один мой знакомый говорит, что он водит своих детей в школу, а второклассники выходят из школы и курят электронные сигареты с глицерином, которые тоже оказывают огромное влияние на организм (ребенка в особенности). И это уже целая культура, люди не стесняются курить электронные сигареты в метро.

– То есть это тоже постепенное расшатывание…

– Да. Ну а что может человек, который со второго класса курит и делает это постоянно? Потом, естественно, будет что-то большее. Я общался со многими жертвами этих спайсов. Это люди, многие из которых, откровенно говоря, сошли с ума и лечатся сейчас в психиатрических больницах. То есть это для них оказался лучший вариант, потому что еще больше людей, которые просто вышли в окно. Они думали, что это дверь, и выпрыгнули с восьмого этажа; каким-то другим образом погибли… Это страшно.

– Все это начинается с внедрения этих идейных зерен, которые потом вырастают?

– Да, идет внедрение, что это возможно, доступно. Еще более дикая идея продвигается сейчас, и люди ведутся, не только молодые, но и взрослые. Сейчас тебя повсюду практически окружают онкобольные, тяжело страдающие люди. Что ты ответишь на вопрос, когда постоянно видишь это страдание или сам болеешь: не стоит ли эти страдания как-то облегчить? А если их невозможно облегчить с помощью наркотиков, не стоит ли человеку помочь, как животному, не мучиться?

– Простите, у нас вопрос от телезрительницы: «Мы с мужем венчанные, живем в деревне, раньше жили в городе. Много детей, молодежи, уезжает в город учиться, а потом хотят вернуться. Но как здесь жить? Работы нет, садики закрывают, школа под вопросом, как молодежи выживать в деревне?»

– Это тоже очень хороший вопрос, он сложно решается, потому что его нельзя просто отнести к нашим властям, государству. Этот вопрос относится ко всем нам – какой мы хотим себе уровень жизни, уровень потребления. Естественно, я как историк интересуюсь совсем недавней историей нашей повседневности. Если то поколение, которое старше меня, вспомнит, как они жили еще совсем недавно, и сравнит с тем, как живут сейчас, наверное, есть огромная разница. Если мы хотим иметь уровень сегодняшнего потребления – иметь телевизор, Интернет, каждую неделю ездить в торговый центр, смотреть какой-то фильм, заниматься шопингом, фитнесом, иметь дорогие машины, коттеджи, бассейны, – то, конечно, такой уровень жизни требует больших денег и больших зарплат. Даже если такого человек не добивается, все равно для того, чтобы ему хотя бы обустроить свою квартиру и приобрести хоть какой-то автомобиль, требуются деньги, которые в деревне, естественно, не заработаешь.

А для кого-то счастье – природа там, у вас, в деревне. Да, может быть, там невысокий культурный уровень памятников, заведений, которые рядом находятся, но есть памятник Бога, природа, где можно заниматься чем угодно. Если где-то появляется приход (особенно там, где деревня постепенно вымирает, но есть хоть какие-то дачники), он аккумулирует все это, становится культурным центром.

Так как же ответить на Ваш вопрос? Развивайте. Если есть какая-то заброшенная церковь, просите, чтобы вам прислали священника, сами восстанавливайте этот храм. И там будет все аккумулироваться, и в эту деревню будут приезжать из города. Я считаю так, тут по-другому нельзя. Ну и самое главное – смирение. Без смирения никуда. Ведь для того чтобы там выживать, необходимо и лопатой работать, и в грязи ходить. Не всем это нравится, зато свои продукты, тихая, размеренная жизнь. На Западе многие люди давно к этому склоняются.

К сожалению, мы все барахольщики по натуре, свою жизнь заполняем желанием как можно больше набить свою квартиру, желудок, свой разум ненужной информацией, ненужной едой, ненужными вещами. А идеальная ситуация – когда есть время для того, чтобы помолиться (и сделать это спокойно) и потрудиться. Вот смысл жизни человека. Если молодежь пойдет по этому пути (рано или поздно это произойдет под воздействием каких-то обстоятельств), научится это делать, то и ваша деревня восстановится с помощью Божией.

– Мы уже достаточно поговорили о вызовах современности. Давайте поговорим об ответах на эти вызовы. Скажем, что происходит у вас в Юго-Западном викариатстве, какая позитивная работа ведется с молодежью?

– Прежде всего современному обществу не хватает простоты. Мы даже наши мероприятия часто пытаемся построить как некие профессиональные шоу. Часто эти заботы и попечения намного больше, чем полученный результат, коэффициент полезного действия. Сейчас, на данный момент, попробовав многое, мы ставим целью нашей работы и в викариатстве, и на приходе прежде всего именно простое общение с людьми.

Недавно мы по благословению нашего викария – управляющего Юго-Западным викариатством преосвященного епископа Дмитровского Феофилакта провели Пятый форум православной молодежи Юго-Западного викариатства с названием «Жизнь – Божий дар». Форум получился общественной, социальной направленности, потому что по поводу помощи ближнему как никогда актуальны слова сегодняшнего Священного Писания, Послания апостола Иакова: вера без дел мертва. Если человек не умеет дарить, то он не умеет жить. Поэтому самое счастливое состояние человека, в том числе молодого, даже в особенности молодого, – уметь отдать себя. На форуме мы об этом говорили. Не только о проблемах, а о разрешении их. Поэтому большинство наших молодежных организаций занимается именно такой деятельностью – помощью прихожанам, старикам, инвалидам.

В нашем храме Рождества Христова в Черневе есть социальная служба, которую по благословению настоятеля нашего храма возглавляет активный человек, местный житель Сергий Челкин. Раньше на месте Бутово была деревня, где он жил, а теперь на месте его дома стоит метро. Он остался в храме и сейчас возглавляет социальную службу. Мы совместно устраиваем различные мероприятия. Последнее было – в декабре ездили с молодежью в дом престарелых в Тульскую область; 250 километров отпахали на личных машинах, доехали туда, устроили им небольшой концерт, поздравили с праздником. Просто надо видеть… Мало сейчас таких социальных учреждений, но мы ищем именно такие места, где людям действительно нужна помощь и внимание. Бабушек и дедушек там немного, но они находятся в страшных, тяжелых условиях. А ведь они простые, открытые, для них радость, что молодежь пела советские песни, что их поздравляли. Это было самое важное. Один молодой человек подошел к каждому, обнял, поговорил, то есть было живое общение.

Потом, это объединяет… Не только сама поездка, но и подготовка к ней совершается своими руками. Не с чьей-то помощью это делается, а каждый занят своей деятельностью... Таким образом, молодежь объединяется по-настоящему.

– Не виртуально.

– Да. Сейчас у нас появилась активистка; хотя она уже постарше возрастом, но все равно мы в рамках молодежного движения и форума эту тему раскрывали. Экологическая ситуация, которая все больше ухудшается с уровнем потребления... Наверное, каждый может заметить, сколько мусора выносит каждый день. Когда ты поймешь, что один за год можешь навалить огромную кучу этого мусора, который разлагается сотнями лет, то начинаешь задумываться, куда это все вообще девается. Действительно, сейчас строятся вокруг Москвы мусоросжигательные заводы. Получается, что экологическая ситуация будет ухудшаться. Появляется такое понятие, как раздельный сбор, то есть возможность не просто выкинуть мусор, а отдать его на переработку, которая на Западе развивается очень сильно.

Мы пытаемся пробудить в наших прихожанах и в молодых людях желание потрудиться. А ведь это труд: не положить все в пакет и выкинуть, а разобрать. Например, в храме мы начали собирать батарейки. Представьте, что одна батарейка загрязняет поверхность на несколько метров, если она, к примеру, в лесу; умирает вся живность, погибают животные. Мы решили собрать эти элементы питания, собрали достаточно много и сдали на переработку. Это очень легко: обрезал коробочку, положил туда батарейки и отнес на переработку.

Сейчас есть еще одна интересная акция. Она впервые была проведена в Испании, Турции; сейчас проводится по всему миру. Мы тоже начали ее осуществлять. Наш активист Ирина Беляева предложила эту акцию, которая называется «Добрые крышечки». Активисты в Испании, Турции договорились с перерабатывающими компаниями, что соберут определенное количество крышек и перерабатывающая компания даст деньги на благие нужды – на коляску ребенку-инвалиду. И сейчас мы так делаем. Допустим, в Южной Америке люди с помощью этих крышечек собрали средства на строительство онкоцентра.

– «Из крышечек».

– Да, то есть двойная польза. Не выкидывают крышечки. Потом, может, люди собирают бутылки, еще что-то, все это перерабатывается, не идет просто в помойку и на свалки, и в то же время строятся медицинские центры, идет помощь какому-то конкретному человеку.

– Какие еще мероприятия у вас планируются?

– Мы еще активно занимаемся с людьми спортивными мероприятиями. Вообще Юго-Западное викариатство у нас спортивное. Недавно прошел первый небольшой турнир по хоккею, а сейчас планируем уже традиционные шестые Игры трех викариатств. Они будут проходить во Дворце игрового спорта «Содружество»; основные соревнования будут проводиться по трем игровым видам – футбол, стритбол, волейбол.

– Среди молодежи?

– Да, среди молодежи, православных молодежных команд. Приглашаем зрителей. Можно прийти в качестве зрителя, поиграть в дартс. Цель, конечно, прежде всего не соревновательная, а чтобы познакомиться с этими людьми, пообщаться с ними. У меня есть такой хороший опыт: люди, которые совершенно далеки от Церкви, Бога, веры, постепенно воцерковляются через общение со своими сверстниками, со священником. Потом смотришь – они каждую неделю уже в воскресный день в храме. Такое благое начинание длится уже шесть лет.

– Когда состоятся игры?

– Двадцать девятого января в 12 часов волейбольные соревнования, а открытие планируется в 14:30. Метро «Ясенево», Новоясеневский, 23, Дворец игровых видов спорта «Содружество». Приглашаем всех.

– Большое спасибо Вам за беседу! Благословите наших телезрителей.

– Храни вас Господь. Надеюсь, что в наших храмах прежде всего с помощью Божией и с помощью вас, родителей, станет больше не просто школьников, которые приходят в воскресные школы, но и молодежи, которая через ваш пример, ваше терпение придет в храмы и наполнит их.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать