Беседы с батюшкой. Мультфильмы и духовно-нравственное воспитание личности

23 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы по теме «Мультфильмы и духовно-нравственное воспитание личности» отвечает клирик храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки священник Игорь Лысенко.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Игорь, здравствуйте! Пожалуйста, по традиции благословите наших телезрителей.

– Господь благословит все благие намерения и все то, что мы хотим сделать хорошего для всех людей, нас окружающих.

– Благодарю, отец Игорь! Дорогие друзья, сегодня мы побеседуем о мультфильмах и их влиянии на духовное и нравственное становление личности.

Отец Игорь, сегодня множество мультфильмов: это и Дисней, и какие-то режиссеры, которые занимаются мультипликацией, появляются и православные мультфильмы. Но хотелось бы начать с того, чего сегодня, может быть, не хватает нам как зрителям, детям как зрителям, и в каком направлении стоит работать, в особенности молодым аниматорам, которые сейчас учатся в творческих вузах и за которыми слово…

– Михаил, Вы так сразу глубоко копнули, наверное, потому что сами обучаетесь в соответствующем вузе, и уже стали говорить о технических моментах. А я бы все-таки сначала поговорил об основах. Мое первое образование – ядерная физика, и мы привыкли сначала выстроить аксиоматику, а потом уже на ней и зрителю, и слушателю, и нам с вами будет легко понять, куда идти, как идти, что приблизить, что отдалить.

– Хорошо, конечно.

– Мы понимаем, что мультфильм – это область детства. Это область, когда фантазии, когда познается мир, когда мы понимаем, что все, что мы говорим, ребенок воспринимает как истину в последней инстанции, особенно до определенного возраста. Обычно у нас в Православной Церкви принято считать, что младенец – это до семи лет. Мы его не исповедуем именно потому, что в этот момент он только воспринимает. Если он даже что-то и транслирует, то только то, что он уже от кого-то принял. И в этом смысле нет греха, то есть он не может сознательно вредить, сознательно изменять ситуацию, он как зеркало – отражает то, что в него заложили. Поэтому это время особенно важно для воспитания, и это время особенно важно для будущего страны. Ведь те дети, которые в этом возрасте воспринимают информацию, обязательно переведут это в область своей деятельности, когда возглавят страну и когда на них будет возложено бремя ответственности. И поэтому все, что относится к детскому воспитанию, является сверхважным, я бы сказал, стратегически важным.

И поскольку мы воспринимаем информацию большей частью глазами, недаром говорят, что лучше семь раз увидеть, чем один раз услышать, а психологи говорят, что вообще девяносто пять процентов информации человек получает через глаза. И мультфильм как раз в этой области и работает, когда мы видим; да, мы, конечно, слышим, есть музыка, звук, но в первую очередь это картинка. И вот эта картинка очень часто даже подсознательно влияет на ребенка, на взрослого, влияет на его восприятие. А нам очень важно также знать, что ребенок в одиночку не может стать человеком. Были многочисленные случаи (в Индии, в первую очередь), когда ребенок оставался без человеческого общения либо когда уничтожалась деревня, либо когда он терялся в джунглях; действительно вот такие случаи Маугли. И каждый раз оказывалось, что если ребенка удавалось найти, то после пяти-, шестилетнего пребывания в сообществе животных, если он туда попадал младенцем, он уже никогда не мог стать человеком; он уже становился вот этим маленьким животным, из стаи которого его изымали.

Следовательно, для того чтобы человек мог стать человеком, обязательно нужно, чтобы он был в обществе, обязательно нужно, чтобы он был в Церкви. Недаром семья, с одной стороны, – это малая церковь, а с другой стороны – это образ Божий. Когда мы смотрим Священное Писание, смотрим его с молитвой через Новый Завет, мы всегда найдем в нем свидетельство того, что человек – это не индивидуум, что нам пытаются сейчас внушить. Человек – это всегда мама, папа, дитя, сколько бы детей ни было. И в этом смысле родители определяются по детям: по плодам их узнаете их. А в свою очередь, дети воспринимают пример отцов, пример матерей. И вот это – единое целое.

Почему и сказано: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; мужчину и женщину сотворил их. Именно поэтому первая заповедь, которую Бог дает нам в Священном Писании, – роститесь и множитесь, плодитесь и размножайтесь. Церковнославянский текст – роститесь и множитесь – наиболее точно отражает, что нужно делать: надо вырастить человека, надо дать ему максимальное знание о мире, о Боге, об отношениях. И тогда уже с помощью его будет умножаться род человеческий. Фактически та же заповедь дается Спасителем, когда Он уже возносится на глазах учеников и говорит: «Идите и научите все народы, уча их всему, что Я вам заповедовал, и крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Та же самая ситуация, только уже более в развитии в духовном смысле: когда люди должны узнать, обучиться, роститься, а дальше умножаться, поскольку если мы их крестим, значит, Царство Небесное приобретает новых членов, умножается в числе.

Следовательно, эта деятельность является базовой, является ключевой. Поэтому если мы ее недооцениваем, если мы к ней относимся по остаточному принципу, как часто происходит в государстве, то и государство страдает, и мы страдаем. Поэтому чем больше времени родители уделяют своим детям, чем больше сил они готовы вложить в это состояние «роститься», тем больше для себя они получат радости, тем больше в старости они получат о себе заботы и любви, и тем больше вокруг них будет красоты, добра и гармонии.

И в этом смысле мультфильмы, конечно, являются достаточно важным звеном. Почему? Потому что они сейчас заменили многие формы общения, которыми раньше мы общались с детьми. Раньше очень развито было, в частности в образце семьи – императорской семьи Николая II, страстотерпца, принято было (если смотреть дневники) прочитывать вместе книги, обсуждать их. Потом по этим книгам ставились домашние спектакли, и вот таким образом воспринимался мир: через такую игру, через проживание, через проговаривание того, что хорошо, что плохо, где добро, где зло. И в первые пять лет для человека вот это называние и распознавание добра и зла крайне важно, оно остается у него на всю жизнь. И если потом человек сталкивается в жизненной ситуации, когда эти понятия переворачивают, он либо меняет мир (если он сильный, если он насыщен любовью в детском возрасте), либо вынужден ломаться, и тогда у него происходит сбой личности, тогда он становится зависимым человеком, неважно от чего: наркотик, телевизор, деньги, сексуальные отношения, оторванные от их смысла, от продолжения рода.

Поэтому мы должны выбирать вначале своего общения с человеком, с ребенком самые чистые краски, самые безусловные ценности, которые мы бы хотели, чтобы в нем остались на всю жизнь. Поэтому если мы говорим про мультфильм, который фактически заменил нам и совместное чтение, и домашние спектакли, и даже просто общение иногда, потому что родители заняты на работе, им некогда, и часто включается телевизор и ставится мультик для ребенка, чтобы дать себе время отдохнуть, это можно делать только в одном случае: если вы заранее знаете, какой мультфильм будет смотреть ваш ребенок, какой информацией он будет насыщаться.

И для этого надо сначала самостоятельно дать себе труд вспомнить свое детство: что вам нравилось, какие мультфильмы на вас оказывали впечатление, и посмотреть, что выпускается сейчас. Дальше лучше всего записать это на диск или другие носители, с тем чтобы вы точно знали, что ваш ребенок смотрит. Чтобы вам не оказаться в той ситуации, когда ребенок через некий мультфильм слишком рано познакомился с какими-то аспектами человеческой деятельности, к которым он еще не готов ни физически, ни психологически. Или наоборот, которые подменяются: когда злодеи побеждают, когда они достаточно приятны, обаятельны и им хочется подражать. Тогда не будем удивляться, что ребенок в дальнейшем может выбрать асоциальную форму поведения.

– Да, действительно важный момент, с чего начнется: это будут трансформеры, где идет какая-то непрерывная война, или же тоже какая-то фантастика, или обучающий мультфильм, или же советское наследие. Есть ли какой-то не то чтобы универсальный рецепт, но, может быть, рекомендация от Вас, с чего стоило бы начать при всем том многообразии, которое сегодня есть?

– Если мы говорим, с чего начать, то начинаем мы с детства максимально раннего, и конечно, желательно не показывать мультфильмы ребенку, пока он еще не говорит. Чтобы для него все-таки в этот момент были как можно ближе мама, папа, бабушки, дедушки, были простые, очень понятные игрушки и разные на ощупь, чтобы это был круг его общения; это базовое. Вообще чем раньше ребенок что-то видит, тем глубже это запечатлевается. Например, когда человек только родился, старые опытные бабки-повитухи старались сразу положить только что новорожденного ребенка на тело папы или, если его не было, хотя бы на его пропитанную потом рубашку, чтобы запах отца впитался на подсознательном уровне. Тогда ребенок всю свою жизнь будет знать: вот так пахнет отец, вот так пахнет мама. Причем именно трудом, не какими-то духами, не какими-то инородными запахами, а им самим, как бы с точки зрения гламура это ни звучало, ни принято. В этом смысле мы знаем, что в животном мире когда рождается, вылупляется птенец или еще кто-то, он запечатлевает первого, кто рядом с ним, и тот становится для него родителем, становится самым важным. Вот это нам надо помнить.

Затем, когда ребенок начинает уже что-то говорить, что-то распознавать, наверное, все-таки надо обратиться к традициям. Вы сказали о советских мультфильмах, но ведь до советского периода в нашей стране была достаточно большая история. И всю эту историю нас сопровождали сказки. Есть сказки самые простые, они очень наглядны и педагогически очень точно выстроены. Например, «Колобок». В «Колобке» мы знаем, как надо общаться, кого опасаться, что грубая сила не так опасна, как хитрая лесть лисы, которая приводит к гибели.

Вообще самое опасное – самовольный уход из дома, когда ты к этому еще не готов, тебя сразу начинают подстерегать опасности прямо за окном того дома, где тебя охраняют родители, мама, бабушка. Та же «Курочка Ряба». И вот в мультфильмах, которые это показывают (причем не современные, которые иногда все это искажают, где угловатые формы), максимально мягкие формы, максимально точные краски, очень мелодичный звук либо за кадром идущая музыка.

Вообще эталоном сказки считается «Сказка о царе Салтане» Пушкина. Психологи говорят, что если в детстве, даже еще когда ребенок находится в животике у мамы, ему читать «Сказку о царе Салтане» и потом, когда он родится, тоже ее читать, то при всем его еще непонимании гармония стиха, гармония тех отношений, которые есть в этой сказке, позволяют дать ребенку абсолютную грамотность.

– Здорово!

– Понимаете, да? Поэтому если мы хотим, чтобы наш ребенок нас радовал, надо не только пичкать его объемом информации в разных формах, что часто приводит к очень серьезным психическим нарушениям, к сбоям и к ослаблению личности как таковой, но максимально гармонично укрепить те связи личности ребенка, которые делают его более счастливым, более насыщенным любовью. Ведь наша задача не пытаться сделать из ребенка вундеркинда только информации, потому что это означает, что мы лишаем его творчества, лишаем его потенциала развития. Мы считаем, что только то, что мы заложили, то и есть; фактически мы относимся к ребенку как к некоему шкафу. Мы забываем, что это действительно образ Божий, что это богоподобное, а Бог способен на абсолютное развитие.

Мы никогда не знаем на самом деле, что Бог может сделать. Мы знаем лишь, что Бог всегда добр, Бог всегда отдает, Он никогда не берет. Поэтому если ребенок так воспитан, если он постоянно причащается, если он с любовью, если в церкви ему создают праздник, чтобы он везде чувствовал краски, везде чувствовал доброту, он чувствует, что его любят, его ждут, с ним делятся, ему доверяют. Обязательно называть каждое действо – хорошо оно или плохо, но мягко, ненавязчиво, чтобы это воспринималось им без отторжения, без агрессии.

Если я сейчас просто буду говорить названия мультфильмов, скорее всего, во-первых, я оставлю за скобками те мультфильмы, которые гораздо, может быть, лучше, и с другой стороны, может быть, сам не до конца смогу определить в тех, которые я мог бы рекомендовать, чего нам надо опасаться. Чем хороша «Сказка о царе Салтане» как пример? Там фактически все аспекты человеческой жизни и деятельности: там и предательство, и любовь, и ожидание, и героизм, и самопожертвование. И вот это все в разных сценах очень красиво написано, изложено в очень красивом пушкинском слоге.

Поэтому если мы будем вместе с ребенком смотреть, эмоционально сопереживать, эмоционально говорить: «смотри, как он пошел», «смотри, что случилось», «ах, какое несчастье», у ребенка будут правильные основы реакции на мир. И тогда окажется, что в дальнейшем он, пользуясь этими основами, будет реагировать правильно, для него мир сложится очень гармонично. Он не будет чувствовать себя отшельником, неудачником, наоборот, он будет очень успешным человеком, как говорит современное государство, конкурентоспособным. Потому что давно доказано, что без эмоционального здоровья, без психического здоровья нет здоровья физического; и более того – без духовного здоровья, то есть без понимания, что такое Родина, что такое родительская любовь, что такое любить и желать иметь своих детей в будущем, когда мы играем с куколками.

Если говорить о тех же куколках, как пример мультфильма, доведенного до одной фигуры, нам в начале 90-х была предложена кукла Барби. Чем она была плоха? Тем, что в ней не было детства, в ней сразу заложена модель взрослой жизни без детей. Ребенку, играя с пупсиками, которые такие головастые, такие беззащитные, надо их пеленать, охранять, кормить, баюкать. А Барби – это уже дом, Кен, машина, бизнес. И в этом мире Барби нет детей, нет детства, нет радости, нет счастья; уже есть запрограммированная деятельность того «шкафа», куда положили определенную информацию и хотят только ее получить.

Поэтому и мультфильмы надо выбирать. Даже если это обучающий мультфильм, чтобы он не жестко программировал только получение объема какой-то информации и не более того, – надо, чтобы обязательно обучение происходило с доверием к творческому потенциалу, чтобы у ребенка была возможность как можно большего количества вариантов ответов, чтобы он мог отреагировать совершенно творчески и непредсказуемо. На самом деле это же всегда гораздо больше ценится.

И если мы говорим опять же об образе Божием, то он и выражается в способности творить, ибо Бог – Творец, а не копировать и не ремесленничать. Потому что копирование и ремесленничество, из Библии мы с вами помним, кому принадлежали – это были потомки Каина со всеми вытекающими последствиями.

– Отец Игорь, а вот если такая ситуация. Я прекрасно помню, как, например, смотришь сказку, экранизированную именно в виде мультфильма, очень здорово, замечательно все было нарисовано – это как раз наследие советской мультипликации. Но когда ты приходишь в школу, там совсем другое: сверстники покрутят пальцем у виска, если узнают, что ребенок, по их мнению, настолько сентиментален, что смотрит, например, «Спящую красавицу» или еще что-то, смотрит «Сказку о царе Салтане», а не черепашек-ниндзя, не «Покемон» и так далее. Через это ребенок, вполне возможно, тоже пройдет, но как найти баланс между чем-то действительно глубоким, стоящим и таким вот экшеном часто без вертикали?

– Вы знаете, мне сейчас пришло в голову сравнить мультфильм со сновидением. Как мы в Церкви определяем, откуда скорее всего пришло сновидение? По состоянию сердца, правда же? Если мы спокойны, если мы уверены, что это дает нам радость, причем спокойную, тихую, светлую радость, то, скорее всего, это от ангела-хранителя. Не будем говорить о пророческих снах – это особая область. Если же это что-то суетное, что-то оставляющее ужас, испуг или какие-то слишком бурные реакции, то, скорее всего, это с противоположной стороны.

Поэтому и мультфильм, наверное, в данном случае надо выбирать вот по таким же характеристикам – чтобы мы были спокойны, гармоничны и радостны. И дальше ответ на Ваш вопрос. Мы ребенка должны насыщать вот этой силой благодати, при этом не забывать про его физическое развитие, он обязательно должен как можно больше двигаться, потому что если мы посадим его и покажем только самые хорошие мультфильмы и больше ничего, мы его тоже убьем: мы убьем в нем физическое, мы разрушим тот храм, в котором должна находиться бессмертная душа. Поэтому ребенок обязательно должен развиваться. Надо смотреть у психологов, сколько минут в день ребенок может безопасно для себя проводить у телевизора и у компьютера. Например, у японских психологов, которые изучают это в семьях очень богатых людей, чуть ли не до десятого класса ограничение до получаса в день, а все остальное уже разрушает, ослабляет.

И вот если мы следуем этому, если мы максимально помогаем ребенку, то он становится лидером, он становится тем, над которым не смеются как над белой слабой вороной, а с которого берут пример. Особенно если он уверен в этом выборе, особенно если он чувствует, что это правильно, что его любят. Он не смеется над остальными, не пытается их унизить, не пытается доказать, что они делают плохо, – он просто живет своей полноценной жизнью.

В каком-то смысле надо пройти через определенное распятие, потому что все равно будет этот первоначальный сшиб: будет антилидер, который будет пытаться настроить толпу, кричать: «Распни его». Но если ты с Богом, ты защищен. Помните, ведь Христа тоже не сразу распяли: пытались несколько раз, но время не пришло. Так и с ребенком: будет искус, будет какая-то попытка его сломать, но для нас, христиан, это естественно. Но при этом, конечно, мы как родители должны со своей стороны сделать все, чтобы, во-первых, напитать этого ребенка, максимально подготовить его.

И желательно, честно говоря, все-таки выбирать те школы и те детские сады, где дети достаточно адекватные, и не в самую агрессивную среду помещать ребенка, когда ребенок еще не готов. Когда он уже готов, когда он силен, когда он чувствует фактически свою миссию, тогда он справится с любой ситуацией. А вначале надо смотреть. Это опять труд. Родители должны трудиться. Как сказано было Адаму и Еве: в поте лица будешь добывать хлеб свой. Так и здесь: обязательно надо понимать, что мы со своей стороны должны сделать все, что можем. А дальше Господь обязательно доделает. Но только тогда, когда мы сделали. Господь не может делать за нас, потому что тогда и мы деградируем, и человек станет нечеловеком. Но вместе с нами Господь обязательно делает. И понятно, что Господь делает во много, много, много раз больше, чем мы. Но тем не менее нашу маленькую дольку, может быть несколько процентов от всего того, что надо сделать, необходимо сделать до конца.

И вообще лучше не бояться того, что будет. Лучше жить каждый раз, как будто это последняя минута жизни. Чем больше вы ребенку сейчас отдали, чем больше вы в него вложили, чем больше вы с ним сорадовались, соединились, сопереживали, тем более сильным он будет, тем больше у него будет эмоций, больше радости, больше счастья. Даже и для ребенка принцип Серафима Саровского обязательно сработает: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». И один герой может дурные нравы спасти. А если он боится этого, если он пытается подстроиться под общую ситуацию, тогда он просто присоединится к толпе тех, кто кричит: «Распни», и мы фактически с самого начала его будем терять.

– Что касается героев добрых и злых, бывают мультики, где сразу все ясно. К примеру, «Ну, погоди!»: заяц – такой добропорядочный гражданин и хулиган – волк; черное и белое, акценты расставлены. В диснеевских мультиках все устроено несколько иначе: там, Вы уже говорили об этом, злодей может быть обаятельным, привлекательным и так далее. Почему так делается и какой образ лучше: показать, что вот это черное, а вот это белое или чтобы ребенок сам как-то научился это определять, чувствовать, что «вроде мне это как-то симпатично, но что-то здесь не так, что-то он делает неправильно»?

– Наверное, все-таки постепенно, как мы с вами и говорили. То есть сначала сказка, в которой все понятно, в которой четко определено черное и белое, это плохо, это хорошо и добро обязательно побеждает. А дальше, по мере взросления ребенка, надо уже знакомить его с тем, что зло может маскироваться, что зло может выглядеть даже привлекательно, но при этом оно остается злом. При этом, опять же по мере взросления, надо понимать, что иногда зло может быть искоренено в человеке, что в человеке зло – не главное. То есть, грубо говоря, человек вначале был злым, потом что-то с ним происходит, и он становится добрым. Как с разбойником на кресте. Это уже следующий этап; обычно это все-таки не сказки, не мультфильмы, а уже для подростков, для более взрослых людей.

А вначале – те же диснеевские фильмы; они разные: вспомните, например, «Бемби», «Белоснежка» (первая) – они более добрые, они гораздо ближе к нам. Это современные мультфильмы уже более размытые, более толерантные, как сейчас говорят. Поэтому я бы последние диснеевские фильмы рекомендовал к просмотру в возрасте более десяти лет. Потому что, еще раз говорю, здесь надо брать на себя определенную ответственность и понимать, что да, может быть, ты немножко ограничиваешь, вводишь ту самую цензуру, но в этом и есть твоя педагогическая цель и миссия. Потому что если бы ты вообще все показывал, зачем тогда ты нужен? Тогда ребенка можно поместить в инкубатор, как это делали с янычарами, как это делали с детьми, из которых делали безжалостных убийц, – тогда можно без родителей, тогда можно всё подряд.

Нужно все-таки понимать, что ты вместе с ребенком единое целое и сейчас, и в будущем и не просто так ребенок рожден, он рожден тобой для того, чтобы ты отдал ему все самое лучшее, и чем раньше ты это отдашь, тем лучше. Поэтому твоя ответственность очень велика. И поэтому потрудись: сделай для себя за правило не давать ребенку непроверенное, особенно поначалу. Мы же это понимаем, когда даем грудному ребеночку молочко или пищу: мы сначала пробуем сами, горячее или холодное, соленое или несоленое; или, может быть, прокисло.

Так и здесь: это информация, которая будет для него базовой. Поэтому нужно несколько раз посмотреть, несколько раз разобрать: а что там может быть? А лучше еще и посоветоваться: «Папочка, подойди посмотри, вот я увидела это, а что ты увидишь?» Или: «Мамочка, давай вместе подумаем, что нашей дочке или сыночку показать?» И потом смотреть на ребенка. Ребенок, кстати, очень чуткий, он иногда видит какие-то вещи, которые нам кажутся привлекательными, а он говорит: «Не хочу!» И слава Богу! Так же, как с пищей: чем меньше ребенок, тем он более избирателен, и правильно делает. Он не будет есть то, что ему вредно, если его не будут заставлять. Он не будет переедать, если его не будут приучать к тому, что обязательно надо все съесть. Не надо этого делать. Лучше несколько раз есть понемножку, чем сразу наложить ему тарелку, заставить съесть и сбить ему все внутренние настройки.

– Здесь, видимо, еще важный момент такой, что через эти образы ребенок может понять, что такое грех.

– Конечно. Понимаете, к сожалению, ведь очень часто мы с вами сами не понимаем, что такое грех. Очень часто под словом «грех» мы понимаем следствие греха, то есть какие-то внешние проявления греха. А ведь на самом деле грех – это отказ от Бога, отсоединение от Бога, отделение от Бога, разрыв с Богом. А все остальное – автоматически следование. Поэтому для того, чтобы греха не стало, надо просто вернуться к Богу, надо соединиться с Ним. Тогда вы не захотите ни пить, ни обманывать, ни что-то такое совершать. А у нас бывает иногда все наоборот: нас заставляют обучать разновидности греха, чуть ли не экзамены сдавать по этому поводу, не уча самому главному – как искоренить грех вообще. То есть не обрывать отдельные листочки на сорняке, после чего они еще лучше растут... Знаете, когда у растущей елочки откусываешь свежие побеги, потом из этого откушенного места рождаются четыре или пять, они становятся пушистыми.

Так и здесь: когда мы пытаемся бороться с уже последствиями греха, когда пытаемся их купировать, у нас обязательно идет замещение (психологи это знают), когда страсть меняется на страсть, когда ты изжил одно, мгновенно появляется новое. Это в тех же сказках про Змея Горыныча: ты отрубаешь голову, а вырастает три. Поэтому здесь надо искать корень. Корень всегда парадоксален… В этом смысле притча о блудном сыне: он все видел, он понимал, что уже недостоин, по справедливости он не мог быть никем, кроме самого последнего раба, да еще и с которого надо было бы вычесть все, что он забрал у отца. И в итоге все вернулось: он в объятиях отца, прибежавшего к нему, несмотря на его солидность и уважаемость, который дал ему лучшие одежды, который назвал его опять сыном и дал еще перстень власти. Вот это отношения с Богом. Наше желание быть с Ним уже искупает грех, потому что Господь пойдет навстречу, как только мы решим идти навстречу Ему.

Поэтому ребенок это тоже чувствует. Ему нравится быть с родителями, он чувствует себя защищенным, спокойным, радостным, в этот момент он хочет быть чистым, в этот момент ему не надо лгать. А когда он слаб, когда его бросили, когда его поменяли на работу, на еще какие-то развлечения, – он чувствует себя брошенным, незащищенным, ему приходится изобретать в этом злом к нему мире без родителей какие-то свои реакции, ответы и так далее. Тогда грех в нем буйствует, и это неизбежно.

– Я вспомнил, что в хороших мультфильмах всегда удивительный момент такой: да, злодей может быть обаятелен, но в результате он всегда оказывается глуп, несмотря на то что, казалось бы, он умен. И вот это свойство зла – глупость очень ценно, что оно так подается. Ведь в Евангелии сказано: злых зло губит. И мы обращаем на это внимание.

– Да. Или глуп, или неуспешен в конечном итоге, когда он все выстраивает, выстраивает, выстраивает и ему кажется, что все хорошо, а вдруг раз – и все разрушается. Как здание, построенное на песке. Понимаете, на самом деле человек не может ничего придумать без Бога. Он всегда получает и делает то, что в нем заложено. Поэтому художник, мультипликатор, или автор стихов, или автор каких-то других, может быть музыкальных, произведений все равно воплощает то, что в нем было заложено в детстве. Если в детстве в нем были заложены правильные евангельские принципы, они будут проявляться в разных формах, в разных образах, но все равно это будет оттуда. И наоборот: если ребенок был брошен, был нелюбим, то в нем обязательно выразится желание отомстить, унизить, как-то компенсировать свою брошенность, свою несчастность…

– Вот такие мультфильмы, удивительные по глубине, как, например, «Ежик в тумане» Норштейна, люди смотрят в разных возрастах и чем старше становятся, тем больше видят там каких-то смыслов, глубины, начинают его понимать. Детям в какой момент можно подойти к такому фильму и понять его? Потому что я помню из собственного опыта, когда в первый раз это смотришь (может быть, в 10–12 лет, может быть, раньше), почему-то нет такого ощущения, как если смотришь, например, черепашек-ниндзя; скучно…

– Вы знаете, моя внучка, которой нет еще двух лет, с удовольствием посмотрела этот мультфильм. На самом деле ребенок до пяти лет гораздо мудрее нас с вами. Потом, после пяти лет, приходится брать все на вкус, уже подвергать сомнению, психологически наступает время проверки знаний. И вот тогда мы опять становимся глупыми. Вообще чем меньше ребенок, тем он мудрее. Вот когда происходит крещение ребенка, если крестишь его в первые сорок дней от рождения, он настолько естественно это воспринимает, для него настолько это радостно и спокойно, что ты понимаешь, что он видит это по-другому, по-настоящему. И вот с каждым днем после сорока дней ребенок все более беспокоен, не скажу, что агрессивен, но эмоционально возбужден: и кричит, и дергается.

Поэтому, я думаю, хорошие мультфильмы, о которых Вы точно знаете, что они очень добры, наверное, можно показывать в самом маленьком возрасте, буквально в несколько лет, потом через некоторое время вернуться, потом опять вернуться и каждый раз разгадывать, распознавать все больший и больший пласт. Считается, что в тексте Священного Писания минимум семь смыслов: один буквальный, второй – более сакральный и дальше уже до высоты. Поэтому одни и те же мультфильмы можно смотреть в семи возрастах, и каждый раз мы что-то новое, более богатое и более потребное именно для этого возраста разглядим.

– А вот мультфильмы с христианскими мотивами, как, например, «Рождество» Михаила Алдашина, где явно повествуется о каком-то событии, о святом – какова их ценность сегодня? Возвращусь к моему первому вопросу к Вам, нужны ли они сегодня, есть ли они в достаточном количестве?

– Мне кажется, это крайне ответственная и крайне трепетная область – касаться Божественного. Недаром Моисею было сказано: сними обувь, ибо место это свято. В святая святых нельзя было заходить, как и сейчас не все заходят в алтарь. Это та область, где очень легко навредить, очень легко подменить понятия, очень легко нарушить. Мне кажется, только если вы получили абсолютное вдохновение, как, например, икона Рублева: когда он молился, когда он понимал, что вот это к нему пришло и он не может этим не поделиться. Это нельзя на заказ, это нельзя на поток, это нельзя делать по плану и по принуждению – это обязательно будет плохо. Поэтому хорошо, когда эта тематика Бога, Церкви, Рождества идет контекстом, дополнительным планом. Вспомним, опять же из «Сказки о царе Салтане»: с златоглавыми церквями, с теремами. То есть церкви там есть, но они не довлеют, не выставляются на первый план и не морализируют.

Очень хорошо, когда это присутствует, но деликатно и у ребенка есть возможность знать: да, это есть, это святое и к этому надо подойти, до этого надо дорасти, ты это поймешь индивидуально. Потому что все-таки с Богом мы выстраиваем отношения только индивидуально, но в Церкви. Как догмат Троицы: всегда нераздельно, неслиянно. У Бога всегда все парадоксально, всегда все безумно с человеческой точки зрения. Когда с одной стороны ребенку крайне важна Церковь, крайне важны знания о Боге, крайне важно Евангелие, но давать его надо крайне деликатно. Ведь на самом деле мы и получаем евангельские истины, когда обсуждаем с ребенком мультфильмы и говорим: вот это хорошо, это плохо. И объясняем почему: потому что здесь он поделился, а здесь он пожадничал, здесь он себя пожертвовал, а здесь он у другого отобрал.

Мы говорим о евангельских, в данном случае о библейских заповедях, но не называем, откуда это взяли. А ребенок потом сам дойдет до этого, он сам это увидит, сам поймет, что вот это правильно. А если мы сразу говорим: «Вот книга, давай по ней будем цитировать, учи наизусть», скорее всего, он либо станет сухим педантом, эмоционально неокрашенным, либо даже атеистом, причем воинствующим. Поэтому тут надо быть очень и очень деликатным, чтобы каждый раз у нас с вами эта область была сакральной, была святой из святых. И тогда, если благословение есть, если вы почувствовали, что не можете не рассказать, что это действительно живет в вас, тогда делитесь. Самое важное, чтобы это не было по принуждению, по плану. Пример – Российская империя: тогда было принято Закон Божий преподавать в качестве обязательного предмета с экзаменами, с оценками. К чему это привело, мы с вами знаем.

– Да, были свои последствия после этого.

Отец Игорь, у нас времени остается минут десять, может быть, Вы расскажите все-таки один-два примера тех мультфильмов, которые Вас вдохновили как христианина; может быть, даже повлияли на Ваш жизненный выбор, на Ваш выбор стать священником? Вдруг есть такие...

– Именно мультфильма, наверное, нет. Потому что, во-первых, к сожалению, я не так молод; и телевизор в нашей семье появился, когда я учился в школе в третьем или четвертом классе, а мультфильмов тогда было совсем немного. Поэтому так, чтобы уж поразиться мультфильмом… Да, был «Ну, погоди!», но вряд ли он на что-то влияет.

Меня всегда, конечно, удивляли и умиротворяли мультфильмы 50-х годов. И надо помнить, что в это время (сразу после войны и до начала хрущевских гонений) отношения Церкви и государства были очень гармоничны. Потому что государство понимало, сколько в воспитании патриотизма, в воспитании подъема для восстановления страны Церковь может дать. И поэтому ценности Церкви, Евангелия, традиций тогда в мультфильмах очень сильно отражались. И эти мультфильмы были очень добрыми, очень спокойными; чем длиннее был мультфильм, тем он был интереснее, тем больше успокаивал, умиротворял и защищал. После просмотра такого мультфильма ты чувствовал себя более спокойным и защищенным.

Я сейчас больше смотрю на реакцию детей. Когда я сажаю свою внучку и показываю ей по нескольку секунд некоторые мультфильмы, она очень точно говорит: это не надо, не надо, не надо. Например, «Покемон», ниндзя она мгновенно отбрасывает, на них не задерживается. Да, она любит мультфильм «Маша и медведь», хотя это сложный мультфильм, там роли расставлены немножко опасно, потому что Маша себя ведет достаточно невоспитанно, хотя она очень добрая, очень открытая и очень позитивная. Если Вы заметили, она ничего не боится, из каждого случая делает свои выводы и даже потом сама признает, когда она не права (помните, она встает в угол и говорит: «заслужила»). Поэтому там есть потенциал, и ребенок это мгновенно чувствует, не знаю как.

В этом смысле мне в свое время рассказывали, что детский педагог и психолог (женщина) решила провести такой эксперимент: она брала творения святых отцов Церкви первых веков и читала оттуда тексты на церковнославянском языке младенцам. И вот на некоторых текстах младенцы буквально замирали и слушали, естественно ничего не понимая ни в языке, ни в формулах (там, может быть, даже богословские трактаты были). А в некоторых случаях они не реагировали или начинали сопротивляться и так далее. То есть ребенок в этом смысле очень тонкий и чуткий индикатор.

Поэтому если мы совместно с детьми будем подбирать мультфильм, будем смотреть, будем реагировать на него, мы обязательно найдем что-то очень тонкое, важное, может быть, нужное именно сейчас. Один и тот же мультфильм, как вы понимаете, сейчас может сработать, а через некоторое время нам он не понравится. Поэтому я сейчас в силу возраста (может быть, в силу усталости) не смогу вам сразу вспомнить какой-то эталонный для себя мультфильм. Если из Диснея – «Бемби» очень приятный мультфильм. «Винни-Пух» совершенно замечательный, очень добрый мультфильм, цитируемый даже взрослыми. Поэтому я думаю, что ничего нового не скажу.

Но каждый человек не должен стыдиться добра, не должен стыдиться эмоций и не должен стыдиться своих слез. Мы с вами даже знаем, что в православии слезы приветствуются, особенно в молитве; когда мы искренне реагируем, мы омываемся ими. И если ребенок увидел, что там совершается зло, ему жалко, он плачет, надо его в этом поддержать. Не надо смеяться, не надо пытаться лишить его этого эмоционального опыта, потому что он переживает. А дальше он будет смеяться, потому что дальше добро победит, и он как бы воскреснет из этого эмоционального распятия. А если у него этого не было, если ему это затемнили, от этого сберегли, он может оказаться теплохладным, совершенно равнодушным. И дальше, когда вам понадобится его помощь, а он уже не умеет. Он уже умеет прятаться от этого, умеет не реагировать на нужду, на мир, не реагировать как герой на то, чтобы победить, на то, чтобы бороться, на то, чтобы идти и отдать себя.

– Спасибо, отец Игорь! И напоследок от Вас пожелание нашим телезрителям в рамках сегодняшнего разговора.

– Я все-таки опять вернусь к началу, к тому, что я говорю обычно студентам. Не надо забывать, что первая заповедь – это роститесь и множитесь, плодитесь и размножайтесь. К сожалению, она практически выбита из сознания современного человека; скорее всего, не случайно. Надо помнить, что все наши дела обязательно отражаются на наших детях. Все наши поступки, все наши слова обязательно транслируются им. Поэтому чем более мы ответственны, чем более мы совершенны с Божией помощью, конечно, тем больше радости мы получим от своих детей. И тем больше потом замечательных внуков, правнуков и вообще замечательной страны мы получим. Потому что детство закладывает будущее, и не только отдельного человека, но и всех вместе.

– Благодарю Вас, отец Игорь, за сегодняшнюю очень интересную беседу.

– Спасибо! Вы были очень деликатны и трепетны, и мне это очень помогло.

– Буду очень рад и, надеюсь, наши телезрители тоже вновь в ближайшее время Вас увидеть в нашей студии.

– Хорошо, спасибо!

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать