Беседы с батюшкой. Празднование памяти святого праведного Симеона Верхотурского

23 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г.Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

– Сегодня у нас в гостях протоиерей Евгений Попиченко, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель православной службы «Милосердие», действующей при Социальном отделе Екатеринбургской епархии, до недавнего времени ведущий программы «Церковный календарь» на телеканале «Союз», кроме того, первый ведущий программы «Беседы с батюшкой» и программы «Архипастырь», а также, можно сказать, заслуженный работник телеканала «Союз».

Для всех наших зрителей стало шоком Ваше отсутствие в программе «Церковный календарь». Первую неделю они часто звонили и, общаясь с секретарем, постоянно спрашивали, что случилось и почему отец Евгений не ведет эту программу. На следующей неделе ажиотаж немного спал, в третью неделю еще меньше людей позвонило, но анонс, который мы разместили «ВКонтакте», свидетельствует о том, что многие зрители благодарны за все Ваши слова, которые были произнесены в этой программе в течение десяти лет. Хотелось бы начать с того, почему так получилось, почему Вы больше не ведете «Церковный календарь»? Думаю, что это вопрос всех наших зрителей, которые смотрят телеканал «Союз».

– Так получилось, и слава Богу. Наверное, мы все должны стараться жить по воле Божией, которая является в нашей жизни через обстоятельства, через благословения священноначалия. Послушание – это добродетель, и терпение – тоже добродетель, и потом: «Молодым везде у нас дорога…» – и дальше по тексту.

На самом деле десять лет этих трудов выработали определенный навык: изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год приходилось наблюдать за жизнью и делиться тем, что было на душе – что заметили, что случилось, где побывали, с кем встретились… Это находило отклик в сердцах и душах людей, потому что все мы очень похожи друг на друга: и болезни у нас одинаковые, и добродетели одинаковым образом развиваются, потому что человек по природе един. Слава Богу, что этот небольшой опыт кому-то оказался полезен. Много было и откликов, и писем, и сообщений, и душа как-то трепетала, не думал, что со многими людьми мы так духовно породнились, стали духовно близки, но потихонечку все устроится.

Дорогие телезрители, давайте в первую очередь поблагодарим Бога за то, что у нас с вами есть такая возможность общаться, она никуда не делась. В ту меру, в какую я был занят в «Церковном календаре», я не был в «Беседах с батюшкой», чтоб не «мельтешить». А сейчас мы с вами будем видеться чаще. Очень хочется поблагодарить Бога за то, что столько замечательного времени было проведено вместе, поблагодарить телеканал «Союз», его сотрудников, руководителя за все эти годы совместного труда по созданию передачи «Церковный календарь», поблагодарить всех вас, которые и писали, и пишут и с которыми установилась духовная связь.

– Хочу напомнить нашим зрителям о том, что есть замечательный сайт www.sobor-uspenie.ru – это сайт прихода, настоятелем которого является о. Евгений. Существует также группа этого прихода в сети «ВКонтакте»: www.vk.com/sobor_uspenie. Мы с о. Евгением обсудили такой способ вашего общения с ним: вы можете оставлять свои вопросы либо на сайте собора, либо в группе социальной сети «ВКонтакте». Мы будем встречаться с определенной периодичностью с о. Евгением и отвечать на поступающие вопросы.

– Нужно уточнить, что потребность общаться с телезрителями сохраняется, и священнику очень хочется делиться опытом, чтением, жизненными ситуациями, поэтому возникла идея создать на сайте собора Успения какой-то ежедневный формат общения: к примеру, проповедь на тему дня, в которой также обсуждать какие-то вопросы христианской жизни в современном мире. В ближайшее время мы попробуем это сделать, и те, у кого есть возможность общения через Интернет, могут задавать вопросы, оставлять комментарии, пожелания.

– Вопрос телезрителя из г. Екатеринбург: «Как Вам удается совмещать и семейную жизнь, и послушания, и паломничать успеваете, и окормлять духовных чад? Понимаю, что это очень большой труд и времени на отдых у Вас совсем нет. Как Вам удается оставаться на плаву в духовном смысле и делиться этим с людьми?»

Еще можно добавить, что наш проект ведущих дня начинается с 8 утра, и я помню, когда приезжаешь к этому времени и начинаешь готовиться к рабочему дню, то о. Евгений уже находится в студии с 7 утра, а то и раньше: записывается передача. Как удается все это совмещать? Где эта «золотая середина»?

– Есть такой замечательный закон, что время зависит от скорости движения. Этот закон действует, поэтому чем быстрее мы научимся двигаться, реагировать на вопросы, ситуации, тем больше будет времени. И время на самом деле растяжимо: на все, что для человека важно и ценно, времени всегда хватит, просто нужно учиться управлять временем, оно – дорогое сокровище. Кстати, это очень интересная тема для общения, потому что, например, к деньгам мы относимся гораздо бережнее, чем ко времени. А деньги, даже если ты их потеряешь, всегда найдешь. Потерянное же время никогда не восполнишь. Человек тысячу рублей потеряет и будет переживать из-за этого целый день, настроение испортится, будет жаловаться, а потеряет час времени – и совершенно не болит об этом голова. От управления временем, от понимания того, насколько оно ценно, зависит его качество. И самое важное, что за время жизни человек приобретает вечность. Потому что на самом деле времени очень немного, всего 400 тысяч часов (средняя продолжительность 70-летней жизни), мы не миллионеры, поэтому жалко тратить время на пустое: блуждание в сети Интернет, бесполезное телевидение. А отдыхать можно в смене деятельности.

– Эти 400 тысяч часов включают сон? Потому что если посчитать время на сон, то еще треть урезается.

– Четыреста тысяч часов – это время активной жизни.

– Вопрос телезрителя из г. Белгород: «Еще в Ветхом Завете была заповедь: "Помни день субботний". В Евангелии Христос говорит: "Не человек для субботы, а суббота для человека", то есть отношение уже другое. А как нам сейчас относиться к этой заповеди? Современная суббота имеет какое-то отношение к той субботе, о которой говорилось в Ветхом Завете? Потому что воскресенье имеет совсем другой смысл, хоть сейчас и говорят, что воскресенье вместо субботы».

Из социальной сети «ВКонтакте» тоже поступил такой вопрос, автор которого хочет разобраться в нем.

– Заповеди Божии непреложны: Господь, сказав однажды, узаконил на века Свое слово. Заповедь о субботе была дана евреям – кочующему племени, у которого долгое время их жизни не было святого места, поэтому у них было святое время: один день из семи был освящен особым богослужением, богопочитанием. Когда совершилось спасение человеческого рода воскресением Христа, этот день приобрел большую значимость, потому что в нем и совершилось исцеление человеческой природы. У христиан Нового Завета в приоритете празднование воскресенья, но суббота не забыта, тоже является праздничным днем, и это очень заметно по богослужению Великого поста. Есть будни, когда строгий пост, идут определенные богослужения (очень строгие, великопостные), а суббота и воскресенье – это праздничные дни: облегчается устав поста и богослужение совершается совершенно по другому чину. Поэтому христиане почитают и субботу как заповедь Божию, и особо почитают воскресенье.

– Думаю, что можно вернуться к вопросу дальнейшего появления программы «Церковный календарь» и программ, касающихся каких-то размышлений на каждый день: я так понял, что эти программы в ближайшем будущем появятся на тех сайтах, которые мы чуть ранее называли зрителям.

– Живы будем – обязательно появятся.

– Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Как научиться радоваться в страданиях, чтобы не впадать в отчаяние и уныние? Потому что когда нет никаких скорбных событий, все вроде приемлется и с Богом легко общаться, а когда страдания, очень трудно сохранить тот дух, чтобы не было уныния, отчаяния, чтобы не впасть в ропот. Как преодолеть эту грань, чтобы благодарить Бога за все? И еще: хотелось бы, чтобы Вы попросили телезрителей помолиться о рабе Божией Любови, это моя дочь. Очень прошу Вас, спасибо».

– Давайте помолимся, дорогие телезрители, о рабе Божией Любови, чтобы Господь даровал ей сил, здравия, крепости душевной и телесной. А в остальном Вы сами ответили на свой вопрос: нужно учиться говорить молитву «Слава Богу за все» – это совершенно реальная молитва, которая исцеляет душу от печали. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь укрепляет силы души через благодарение и славословие. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в первом томе есть замечательная статья, которая называется «Слава Богу», где он пишет, что самая лучшая психотерапия и исцеление души, если мы приучим себя, особенно в нападениях духа печали, пусть без крепкой веры и пока без надежды, с грустью сердца, но говорить: «Слава Богу за все».

Нужно еще понимать, что только в скорбях душа растет, вне скорбей она не развивается. Не существует такого человека, у которого в жизни нет скорбей, потому что и богатые плачут, и здоровые переживают, и счастливые тоскуют – в этом мире невозможно жить без скорбей, которые есть у всех, у каждого своя мера, «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Просто надо поменять к этому отношение: невозможно избавиться от скорбей, если уйдет одна, придет другая. Но все проходит, и то, из-за чего сейчас болит душа, через десять лет мы будем видеть как самые прекрасные моменты и для духовной жизни, и для развития, потому что Бог был очень близко. Надо обязательно молиться, обязательно благодарить Бога и никогда не отчаиваться, потому что все будет хорошо.

– Вопрос из социальной сети «ВКонтакте»: «Что бы Вы посоветовали, если накануне Причастия возникают хульные помыслы против Бога, умаляющие значение Его Жертвы?»

– Хульные помыслы – как мыльные пузыри: их абсолютно не надо принимать. Как искра: если плюнешь – погаснет, начнешь раздувать – превратится в пламя. На эти помыслы даже не нужно обращать внимание, потому что это не Ваш грех, это просто нападение духов злобы, их издевательство над душой. Ум можно направлять только на размышления о чем-то полезном, а любые помыслы – от лукавого.

– Следующие вопросы из сети «ВКонтакте»: «Почему случается так, что праведные люди (монахи, святые) в конце жизни болеют раком? Почему в Библии часто встречается, что праведные пары (Авраам и Сарра, Иоаким и Анна) до преклонного возраста не имеют детей и лишь в глубокой старости Бог дарует им чадо?»

– По первому вопросу: так происходит потому, что болезнь – это благословение Божие, болеющий человек без всяких подвигов может достичь вечной жизни с Богом, если будет безропотно терпеть болезнь. В болезни очень много пользы, просто мы не с той точки зрения к ней относимся: смотрим на нее как на наказание, как на кару, а на самом деле болезнь – это самый короткий путь к стяжанию благодати, потому что она учит терпению и принятию Духа Святого.

Что касается семейных пар, которые в Ветхом Завете являются родителями великих праведников, то «древо познается по плоду», «на осинке не растут апельсинки». Для того чтобы родить праведника, необходимо, чтобы немного засохли те страсти, которые «от юности борют». И это происходит естественным образом с возрастом: многие душевные, телесные страсти увядают, и в ту меру, в которую человек освобождается от страстей, он передает это состояние своим детям, которые должны выполнить определенную миссию по замыслу Божию. Таким образом у Иоакима и Анны родилась Смиреннейшая, Которая стала дверью в мир для смиренного нашего Господа Иисуса Христа. Но для того чтобы был такой плод, необходимо было десятки лет черпать горькое и несправедливое поношение: ничто так не смиряет сердце, как несправедливый позор. И когда души Иоакима и Анны стали способны вместить это, они вместили, и их тела произвели на свет такой замечательный плод; благодаря этому мы сейчас живем в христианском мире.

Следующий вопрос: «Почему Греческая Православная Церковь отмечает праздники раньше на тринадцать дней?»

– Потому что она отмечает праздники по другому календарю. Есть григорианский календарь, а есть юлианский. Часть православных Церквей, в том числе и Греческая, разнятся в праздновании церковных событий с тем календарем, по которому служит Русская Православная Церковь.

Следующий вопрос: «Сейчас стало модно устанавливать электронные звонари. Не появится ли в будущем электронный хор, и почему колокольный звон в исполнении звонаря для священства стал менее важен? Почему не запретят это кощунство?»

Каково Ваше личное отношение к электронным звонарям?

– Наверное, это вынужденная необходимость, потому что всегда хорошо, когда есть человек, когда есть достаточно людей, чтобы обеспечить и церковное пение, и церковный звон. Скорее всего, это неизбежность по причине отсутствия живых людей. Это не есть хорошо, потому что механика не может передать души, и, наверное, к этому не надо стремиться, но это существует как некоторая неизбежность. Надо молиться, просить, чтобы пришли люди, стали живыми звонарями и звонили как нужно: то радостно, то печально, но не механически монотонно.

– Следующий вопрос: «Как бороться с грехом осуждения?»

– Очень просто: «Чем кумушек считать… не лучше ль на себя оборотиться?» Дело в том, что у кого что болит, тот о том и говорит – это закон, и каждый видит в ближнем то, чем он сам страдает. Если ставить такую задачу – бороться с грехом осуждения, то даже если мы замечаем какие-то немощи наших ближних, это всегда сигнал: посмотри на себя, ты болен точно тем же. Если бы в тебе не было этой заразы, ты бы ее просто не отразил в другом человеке. Обратившись на себя, найди в себе эту страсть и сосредоточься на ней, потому что наше духовное око, как и телесное, имеет определенный фокус: если я сфокусирован на руке, то остальное вижу очень размыто. Если человек сфокусируется на своей душе, на своих болезнях, ему не будет дела до болезней других. Осуждение других – это всегда беспечность по отношению к себе.

– Следующий вопрос: «Подскажите, как быть: покойная мама часто снится, беседует со мной, говорит о том, что будет, и всегда это сбывается. Понимаю, что это грех, но возможно ли, что это Сам Бог меня так утешает за молитвы о ее душе? Хотела услышать совет настоятеля храма, в который хожу, но он и слушать меня не захотел».

Видимо, вопрос о том, как относиться к появлению во сне усопших родственников?

– Это всегда сигнал с того света, сигнал напоминания. Сны не нужно ни принимать, ни отметать, то есть спокойно, ровно к ним относиться, не придавать особого значения. А всякое напоминание о наших близких – это повод усилить дела милосердия, потому что ничто так не помогает усопшим душам, как милостыня и молитва бедных людей о них.

– Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Я слышала, что Церковь не приветствует вегетарианство. Мне бы хотелось узнать почему, ведь идея вроде хорошая – не убивать животных. Второй вопрос: я одна воспитываю двух мальчиков, они сейчас в подростковом возрасте. Скажите, пожалуйста, как мне вырастить их хорошими людьми, кому молиться? Они учатся в Суворовском училище, видимся мы не так часто (только на каникулах и в выходные)».

– «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» – один из духовных законов, обозначенный апостолом Павлом. Вегетарианство – это определенное мировоззрение, в котором отношение к каким-то продуктам – это только часть мировоззрения, это определенная идеология, которая не должна входить в противоречие с Духом Христовым. Если та или иная философия становится для человека важнее, чем учение Церкви, учение Христа, то это опасное учение, которое может в конечном итоге погубить человека для вечной жизни.

Второй вопрос про воспитание детей: наверное, здесь надо чаще плакать Богу о своих детях, потому что дети «воспитываются слезами» (слезами матери выправляются души) и материнским благочестием. В ту меру, в которую душа приобретает благодать Божию, она передается и детям. Дети воспитываются этой благодатью: не словами, не книжками, а тем духом, который живет в душе родителей. Поэтому необходимо совершать подвиг благочестия, в том числе и молитвы.

– Следующий вопрос: «Как Церковь относится к случаям, когда человек одушевляет предметы, то есть разговаривает с ними как с живыми? Например, это автомобиль, телевизор, компьютер…»

– Когда человек тихо сам с собой ведет беседу, это не очень хороший признак и не очень хороший диагноз. С другой стороны, если у человека есть такая особенность – выражать мысли вслух для того, чтобы как-то яснее себя услышать, понять со стороны, и если это не признак какого-то душевного нездоровья, то ради Бога – пусть говорит.

– Следующий вопрос: «В молитве встречаются такие слова, что мы согрешаем и в уме, и в помышлении. Не могу понять разницы между этими двумя словами: в уме и в помышлении. Что в них схожего и в чем разница?»

– Это целая аскетическая тема. Ум – это функция нашего организма, тот орган, которым человек должен видеть, чувствовать, слышать Бога. Помышления или помысел – это то, что приходит извне. Это молния, которая вторгается в наше сознание и помрачает наш ум. Научиться управлять умом – одна из высших задач аскетики (науки о духовной жизни), научиться различать помыслы и их отражать – это одна из наук, которая называется трезвение.

– Следующий вопрос: «Объясните, что такое кротость и смирение?»

– Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Я упокою вас, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Учитель кротости и смирения – это Господь Иисус Христос. Чтобы этому научиться, необходимо вступить с Ним в теснейшее единение. Когда душа человека соединяется с душой Христа в таинстве Причастия, то на этой душе отпечатлевается нрав Христов. «С кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому общение с Богом является лучшей наукой кротости и смирения.

А еще кротость и смирение можно просить у Симеона Верхотурского, который был замечательным учеником Господа Иисуса Христа: усвоил Его нрав, достиг кротости. За это он особо любим и почитаем людьми, потому что каждому человеку в этом мире хочется обрести мир сердца, мир души, без которых человек очень мучается тревожностью, беспечностью, постоянным шумом, отвлечением. А научиться можно у учителей. Симеон Верхотурский, память которого мы будем совершать 25 сентября, является замечательным учителем кротости. Если его просить, он за нас походатайствует перед Богом.

– Существуют три даты памяти Симеона Верхотурского: 25 мая, 25 сентября и 31 декабря. Хотелось бы разобраться, почему установлены разные дни памяти? В честь чего отмечается день памяти 25 сентября?

– Господь очень любит праведного Симеона и благословил в Церкви сделать его память трехдневной. В три разных времени года мы вспоминаем святого праведного Симеона: 31 декабря – его кончину, 25 сентября – обретение честных мощей, а также второе обретение и перенесение его святых мощей, которое произошло уже в наше время – 25 мая. Все эти дни назидают нас: мы собираемся вместе во святом граде Верхотурье в монастыре, чтобы помолиться праведному Симеону, пообщаться с ним еще раз и воспринять его духовные качества в свои души.

– Вопрос телезрительницы из г. Пермь: «Моему сыну 11 лет, он учится в 5-м классе и задал мне такой вопрос: "Если в Писании ничего не сказано про динозавров и первобытных людей, почему нам это преподают в школе?" В чем подвох? Не знаю, что ему ответить».

– Потому что программа школьного образования составляется не по Священному Писанию, а порой с совершенно обратной целью – чтобы подвергнуть его сомнению. На самом деле противоречия со Священным Писанием нет. Можно посоветовать почитать христианские антропологические книги, в которых говорится об этом времени, о той науке и о тех переворотах, которые целенаправленно совершались для того, чтобы людей отвлечь от Священного Писания и обосновать теорию происхождения видов Чарльза Дарвина, которая являлась средством борьбы с христианским мировоззрением. А про динозавров я подумаю, дорогие телезрители, и на сайте собора Успения мы обязательно про это поговорим.

Расскажите, пожалуйста, какое значение лично для Вас имеет святой Симеон? Есть святые, которые нам более близки, а к каким-то мы обращаемся реже. В Вашей жизни какое место занимает праведный Симеон?

– Чтобы почувствовать святого, а его обязательно нужно почувствовать, нужно вступить с ним в отношения. В моей жизни действительно есть несколько святых, которые близки по духу. В первую очередь, конечно, огромная благодарность великомученику Пантелеимону, в храме которого я служил 18 лет. В последнее время очень близок стал преподобный Александр Свирский: понимаю, что молитвы, обращенные к нему, слышатся. И Симеон Верхотурский, который рядом даже не территориально, а близок своей простотой.

Так получается, что духовная жизнь все время взбадривается теми или иными скорбями, необязательно внешними. Внутренних скорбей никто не может избежать: при видимом благополучии человек не может жить без боли. И когда душа заболевает, то судорожно ищешь лекарство, как эту боль утолить. И молитвы к святому праведному Симеону, пребывание в святом граде Верхотурье у его цельбоносных мощей приносят утешение, ослабление боли на какое-то время, необходимое для того, чтобы отдышаться, – и снова в бой. Мне кажется, близость святых именно этим постигается: не внешними исполнениями желаний и просьб, хотя это тоже, наверное, очень важно, а когда особо переживаются внутренние трудности и скорби. Праведный Симеон очень кроткий и смиренный, и он может испросить у Бога мир души.

– Очень много вопросов есть в социальной сети «ВКонтакте». Следующий вопрос: «Почему нельзя венчаться парам, которые не имеют штампа в паспорте? Для многих ведь главное быть супругами перед Богом, а не по паспорту».

– Потому что на сегодняшний день таков церковный закон, такое благословение священноначалия. Для людей печать в паспорте во многом имеет значение. И хоть человек и заявляет о том, зачем все эти формальности, на самом деле это не так. Если не имеет значения печать в паспорте, давайте вырвем страничку, где стоит печать с пропиской. Человек сразу волноваться начнет. Значит печать имеет значение. Если дать повод ищущим повода, тогда далее пойдет легитимность гражданского брака, по сути блудного сожительства, когда люди таким образом выражают свои отношения, не желая брать ответственность друг за друга, потому что все равно государственная регистрация предполагает осознанное взятие ответственности. А венчание многих привлекает красотой, торжественностью, некой таинственностью. И многие люди будут тогда обходить государственную регистрацию, но поскольку нет стремления быть послушными закону, то и венчание для многих будет без веры, без понимания, зачем это нужно, как это и было несколько лет назад, когда венчались, а потом приходили через какое-то время и просили их развенчать, потому что их брак развалился. Государственная регистрация – это хоть какая-то гарантия того, что люди серьезно к этому относятся.

– Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Когда мы перед причащением читаем канон, говорим: "Сердце чисто созижди во мне…" Возможно ли вообще очищение сердца в течение жизни? И второй вопрос: когда читаешь книгу Иова, какой вывод мы должны делать? Довериться полностью Богу или какой-то другой вывод? И насчет динозавров: по-моему, на иконе "Всякое дыхание да хвалит Господа" очень микроскопично, но есть динозавр, его можно там увидеть».

– Безусловно, чистота сердечная должна быть достигнута, потому что в лукавую душу не войдет премудрость. И если вспомнить степени блаженства, то «блаженны чистые сердцем» – это шестая заповедь, то есть мы должны эти ступеньки обязательно пройти, если хотим радоваться и веселиться. По учению Церкви, сердце очищается, когда человек обретает навык умной и сердечной деятельной молитвы. Это задача-минимум, которая должна быть достигнута любым христианином, стремящимся к Царствию Небесному, потому что только на уровне этой молитвы (третьей ступени молитвенного восхождения) сердце очищается от страстей. До этого момента корни страстей живут в сердце и приносят свои плоды. Сердце обязательно нужно очистить – это реальная задача.

По второму вопросу: Иов – это же прообраз Христа, Который безвинно, по любви взял на Себя наши грехи и безропотно их пронес. Книга Иова – это еще и утешение, что Господь все знает, все видит и, несмотря на тяжелейшие испытания, у Бога в конечном итоге все будет хорошо.

– Следующий вопрос: «Расскажите, как идет восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы».

Тяжелая доля на Вас легла – восстановление храма в честь Успения Божией Матери в микрорайоне ВИЗ города Екатеринбурга.

– На самом деле это очень радостное послушание, и нет сомнений в том, что собор будет восстановлен, потому что невозможно, чтобы такой прекрасный храм оставался в руинах. Все зависит от времени, и то есть надежда, что не так много времени на это понадобится. Это великая честь – послужить Божией Матери, послужить в Ее соборе, в котором служили мученики. История прихода насчитывает более 250 лет, около 180 лет каменному храму, который сейчас в таком разрушенном состоянии.

На сегодняшний день закончены все работы по демонтажу, то есть храм освобожден от тех оков советского периода, которые были на него наложены, и мы расплатились за демонтаж (это около 10 миллионов рублей), сейчас долгов перед подрядчиками нет. Для того чтобы перейти к следующему этапу, необходим ряд значительных согласований проектов по земле, по техусловиям и т. п. Куратор, который занимается вопросами согласования с министерствами и определенными ведомствами, сейчас обозначил приблизительную дату выхода к реконструкции после всех согласований – это 1 марта 2016 года. Мы не можем перешагнуть через эти формальные действия, потому что это памятник архитектуры, предстоит сложнейшее дело по реконструкции.

Очень хочется, чтобы этот храм был украшением нашего города, и он обязательно будет, поэтому прошу ваших молитв, помощи и поддержки, потому что храмы восстанавливаются, конечно, в первую очередь молитвами. Но и материальными средствами тоже. Приглашаю вас всех стать прихожанами, необязательно вживую, можно и через общение по Интернету на сайте собора, на котором мы будем с вами встречаться, искать ответы на вопросы, говорить о приходской жизни. И пусть нас разделяют сотни и даже тысячи километров, это не помешает нашей взаимной любви, теплу и доброте нашего общения.

– Закончить программу хочу словами благодарности, которые написали наши зрители:

– Спаси Вас Господь, отец Евгений! Очень помогали и Ваши советы, и проповеди на пути воцерковления. Очень не хватает программы «Церковный календарь».

– Выражаю слова благодарности за Ваши проповеди и искренние беседы. Помоги Вам Бог!

– Как жаль, что Вас не будет в «Церковном календаре», я так ждала Ваш эфир, появляйтесь почаще на телеканале «Союз».

– Благодарю Бога, что имела возможность общаться с Вами, стали как родные. Хочется пожелать Вам укрепления и роста в любви, может, в этой жизни не увидимся никогда, но когда придет время, возрадуемся встрече и воссоединимся с любимым Богом.

И таких сообщений очень много.

– Дорогие мои, очень трогательны все ваши слова, близки до слез, их трепетно слышать, читать. Я никуда не делся, милостью Божией я пока жив, поэтому до скорых встреч. Помогай нам всем Господь!

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать