Беседы с батюшкой. Можно ли сохранить душевный мир в современной жизни?

23 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы.

– Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (с. Ахтырка), протоиерей Димитрий Беженарь.

Тема нашей передачи – «Душевный мир: возможно ли его сохранить в современной жизни?»

– Что такое душевный мир? Каковы его свойства?

– Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Иоанна в 13-й главе говорит очень важные для всех христиан слова: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13-35). В этом же Евангелии Господь говорит еще об одном очень важном явлении для всех христиан (кроме любви между собою, которая сразу будет отличать христиан – последователей Господа нашего): мир будет их всегда ненавидеть. Конечно, наш русский язык при всем его богатстве имеет только одно слово «мир», хотя в греческом оригинале есть три разных слова, обозначающие мир как космос, мир как совокупность человеческих страстей и мир как внутреннее благодатное состояние. Господь говорит: «вас будут все ненавидеть имени Моего ради». Почему такое происходит? Господь сказал: «Если бы вы (ученики) были от мира, то мир любил бы свое (то, что сродно ему)». Мир как совокупность человеческих страстей любит в каждом человеке что-то свойственное миру: страсти, похоти, стремление к славе, богатству и всему тому, что удаляет от Бога. А далее Господь говорит Своим ученикам: «Но Я избрал вас от мира, и поэтому мир вас ненавидит». То есть это то важное свойство, которое отличает христиан от всех окружающих людей – мир будет их ненавидеть, и в то же время Господь говорит, что раб не больше господина своего и ученик не выше учителя своего: «Если Меня гнали – и вас будут гнать. Если Мое слово соблюдали – и ваше будут соблюдать». Христиане должны иметь любовь между собою, и хотя мир будет их ненавидеть, они должны светить своим внутренним миром окружающим людям, должны продолжать любить всех и помогать всем прийти ко Христу.

– Как интересно получается: христианин излучает свет, дарит мир, любовь, а его ненавидят. Почему это происходит?

– А Господь об этом сказал: «возненавидят вас имени Моего ради». «Почему мир возненавидит вас?» – говорит Господь в Евангелии от Иоанна Своим ученикам и апостолам, а в их лице и всем нам. «Потому что не познал ни Меня, ни Отца, пославшего Меня. Мир больше возлюбил тьму, нежели свет». Они возненавидели Господа Иисуса Христа, предали Его крестной смерти, и поэтому все истинные последователи Христа будут одновременно и ненавидимы миром, и в то же время мир будет смотреть на них с некоторым восхищением. Все равно будут находиться люди, которые будут учиться у христиан и хотя внутренне будут даже гнать их и презирать, но где-то в глубине души будут понимать: «А ведь мы не такие, как они. Они действительно ради своих идеалов, своей веры готовы пойти на любые жертвы».

Еще очень важно поразмышлять о том, возможно ли сохранить душевный мир в наше время. Мы ежегодно вспоминаем: когда Господь наш Иисус Христос родился в Вифлееме, то ангелы явились пастухам и пропели удивительную, доселе не слышанную людьми песнь: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». То есть ангелы свидетельствуют, что на земле с рождением Господа Иисуса Христа как бы появилась новая реальность, хотя в мире продолжает царствовать грех и люди совершают преступления. И когда родился Богомладенец Христос, Ирод совершает чудовищное преступление даже по меркам той языческой эпохи – убийство 14 тысяч невинных Вифлеемских младенцев. И в то же время, несмотря на преступления, войны, катаклизмы, на то, что взаимная вражда продолжает существовать в мире, с рождением Христа в эту земную реальность приходит новое состояние – внутренний благодатный мир. Христианин призван стяжать этот внутренний мир, и когда он его обретет, то может больше помочь окружающим людям, чем словами, статьями, книгами и т.д.

– Можно ли сказать, что человек, который стремится к душевному миру, как бы становится равнодушным ко всему окружающему? Со стороны может показаться, что такой человек безразличен, равнодушен.

– У людей нецерковных, вообще далеких от веры, иногда создается такое ложное представление, что верующие как бы живут в своем мирке, где им комфортно, они общаются с себе подобными, со своими единомышленниками, находятся в некоем «коконе», им интересно, тепло и уютно здесь, и они таким образом как бы закрываются от скорби и страданий всех окружающих людей, якобы человек верующий – это эгоист по принципу: «моя хата с краю – я ничего не знаю». Это неверно. Собственно, те люди, которые закрываются от бед и страданий других людей, никогда не будут иметь душевного мира, потому что равнодушие и безразличие – это не синоним мирного внутреннего состояния. И напротив: подвижники веры, святые мученики, преподобные молились о мире, об окружающих людях, о своих гонителях и распинателях, о тех, кто на них клеветал, лишал их имущества, разлучал их друг с другом, они больше всех страдали в этом мире и в то же время имели благодатный внутренний мир, какого не имели те, кто их гнал. Сколько было в истории людей, которые имели по мирским представлениям всё, их жизнь была полная чаша, но они не могли найти внутреннего покоя. И сейчас таких людей немало, они готовы путешествовать по миру, искать все новых и новых развлечений, впечатлений, у них есть на это финансовые возможности. Преподобный Паисий Святогорец многим из таких людей советовал: «Если у тебя есть средства, пойди лучше в ближайший дом престарелых или детский дом, помоги нуждающимся». А ему с искренним недоумением говорили: «А зачем? Что мне это даст? Ведь это же неинтересно». Они готовы тратить свои средства, время и силы на то, что все равно не даст душевного мира и внутреннего покоя, вместо того чтобы пожертвовать собой ради ближних и тогда хотя бы отчасти стяжать внутренний мир, когда будешь думать о других, а не замыкаться в себе. У светских или околоцерковных людей есть такое представление, что душевный мир – это безразличие и равнодушие, но это совсем не так.

– Интересно получается, что человек сострадающий, как бы находящийся в немирном состоянии, наоборот, этим состраданием и помощью другим стяжает внутренний мир.

– Тот человек, который больше всего страдает от разных внешних негативных проявлений, но при этом живет крепкой верой и надеждой на Бога, имеет внутри мир. Подобно тому как в океане на поверхности может быть буря в девять баллов, а на дне – тишина.

– Вопрос телезрительницы: «Я прочитала у одного православного автора, что необязательно вычитывать молитвенное правило, а достаточно читать только те молитвы, к которым есть сердечное расположение; что необязательно читать именно утром, вечером, а делать это можно в любое удобное время; что такая молитва дороже Богу, чем вычитывание. Как Вы это прокомментируете?»

– Мне тоже приходилось читать статьи православных авторов, которые говорят, что, например, молитвенное правило ко Причащению (три канона и Канон ко Причащению) читать не надо, а советуют лучше почитать одну-две главы Евангелия. Когда я такое читал, у меня всегда возникал вопрос: а почему «или – или»? Ведь если ты готовишься принять Христа, готовишься соединиться с Ним, твоим Творцом и Спасителем, в таинстве, наоборот, и Евангелие почитай (одну главу Евангелия и одну главу Апостола), и каноны, чтобы лучше свою душу подготовить.

Я попытаюсь ответить следующим примером, который известен любому человеку, имеющему дело с воспитанием детей: маленькому ребенку мама поставит на стол то, что она приготовила, а он не будет кушать («это я не люблю, это не хочу, это мне не нравится»), потому что хочет только конфеты и прочие сладости. Но если найдется какой-нибудь добрый дяденька, который посоветует ребенку есть только то, что ему нравится, то несложно догадаться, к чему это приведет: иммунитет начнет падать, ребенок будет больше болеть, плохо развиваться, потому что он не знает, что ему лучше и полезнее для развития, а мама это знает.

Точно так же можно провести аналогию: Святая Церковь – это наша любящая, нежная, заботливая мать. Церковь установила молитвенные правила: утренние и вечерние. Посмотрите, кто является составителем этих молитв: святитель Василий Великий, святитель Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст. Духом Святым просвещенные люди составили молитвословия, где как раз изложены самые правильные, нужные, необходимые для нашей души мысли и чувства. А если мы будем, подобно непослушным детям, выбирать те молитвы, к которым сердце расположено, и не будем слушаться Святую Церковь как мать, то вскоре получится, что вообще не будем молиться: сегодня у меня сердце лежит почитать только две молитвы из утренних, а завтра встану – и, может, вообще ни к одной сердце не лежит, а послезавтра сердце лежит телевизор посмотреть. К сожалению, такого рода советы – это признак очень поверхностной веры, интеллектуальной, и эти советы больше нравятся людям внешним, околоцерковным. Когда мне попадались такого рода советы, я сразу думал: «Как интересно, какой свежий взгляд – советы, лишенные какого-то фундаментализма, фанатизма». Но надо твердо помнить, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.

– Нужно ли в молитве непосредственно стремиться к душевному миру? Например, Паисий Святогорец говорил, что ни к чему, кроме покаяния, в молитве стремиться не стоит. Как же через молитву обретается душевный мир?

– Преподобный Паисий Святогорец говорил так не только о молитве: все подвижничество должно быть так направлено, чтобы взыскать покаяние, то есть любые телесные подвиги направлены на то, чтобы испросить покаяние, в своем подвиге нужно искать только покаяния. Но дело в том, что когда человек сознает перед Богом свои грехи, кается, плачет о них, он получает от Бога прощение: на него снисходит благодать Духа Святого и он получает душевный мир. У подлинно кающихся людей есть душевный мир. У тех, которые не каются или считают, как большинство современных людей, что особых грехов не имеют («что я такого сделал, чтобы мне на исповедь идти?»), у тех, кто вообще не видит своих грехов и закрывает для себя двери покаяния, никогда нет внутреннего мира и покоя. Они готовы красиво рассуждать о вере, благочестии, подвигах других, но не хотят хоть немного этим подвигам подражать. Как очень мудро пишет один из современных авторов архимандрит Лазарь (Абашидзе), у которого есть замечательная книга «Мучения любви»: «Мы порой очень любим читать о подвигах подвижников веры, а не хотим хоть немного этому подражать».

– Но, подражая, не нужно впадать в самомнение, а подражать через двери покаяния.

– Да, только так, потому что покаяние – основа духовной жизни.

– Как не потерять душевный мир? Почему он теряется?

– Сначала надо бы хорошо задуматься о том, как его стяжать, потому что теряет обычно тот, кто уже что-то имеет. Отчего теряется душевный мир? Наверное, все православные люди, которые стараются вести духовную жизнь по мере своих сил, испытывали состояние благодатного душевного мира и помнят состояние, когда его вдруг теряешь, когда он уходит. Это происходит по причине гордости, которая есть «генеральный штаб всех страстей», как говорил старец Паисий Святогорец, и производных от нее. Законнорожденные чада гордости – это осуждение ближних, превозношение, саможаление, когда человек жалеет только себя, считает себя в центре всего: его скорби, его болезни, его проблемы – это единственное, что ценно для него. Когда человек зациклен на самом себе в таком саможалении, у него никогда не будет душевного мира, ему будет постоянно не хватать внимания, любви, заботы окружающих людей.

– А современная суета? Мне кажется, это очень мощный противник душевного мира. Допустим, человек исповедовался, причастился, вышел на улицу, а там и метро, и реклама, и телевидение… Как с этим быть?

– Сам ритм жизни современных людей таков, что так не только в крупных городах, но и в деревнях. Даже если вы благополучно вышли из храма и без каких-то лишних встреч и разговоров дошли до дома, то там вас встречает его величество телевизор в центре комнаты, а может, даже и в каждой комнате, еще есть Интернет, и обязательно помысел тянет узнать, что нового произошло. Только включишь телевизор или зайдешь в Интернет, обязательно узнаешь что-нибудь, что лишит душевного мира, поэтому тут надо себя очень внимательно блюсти, в том числе от лишней информации. Это не значит, что человек замыкается в своем «коконе» от окружающего мира, а это означает, что человек благоразумно хранит то, что он стяжал. Пришел со службы – храни то благодатное состояние, которое у тебя есть. Мы же не можем в зимний период прийти домой и открыть все окна и двери – это неблагоразумно, потому что все тепло выйдет, будет сквозняк – и простудишься. В нашей обычной жизни, если бы мы внимательнее смотрели, есть немало примеров, которые позволяют провести аналогию с духовной жизнью. Человек, который весь как открытая квартира, вообще ничего доброго не сохранит, а не только душевный мир.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Как определить разницу и не перейти грань между христианским смирением и активной гражданской позицией православного человека в современном обществе?»

– Судя по всему, Вы очень мужественный, решительный человек, раз задаете такой вопрос. Вы хотите и стяжать христианское смирение как основу всех добродетелей, и в то же время активно проявлять себя в современной жизни. На самом деле одно другому не противоречит, но для нас недосягаемый, непревзойденный образец, к которому в то же время надо стремиться, – это Господь наш Иисус Христос. Внимательно прочтите в Евангелии и увидите, как Себя вел Господь в каждой ситуации – когда, например, надо было очистить ветхозаветный Соломонов храм от тех, которые превратили его, мягко говоря, в рынок (там и волы, и овцы были, и столы меновщиков, и скамьи продающих голубей). «Дом молитвы превратился в вертеп разбойников» – вот слова Господа, движимого праведным гневом. Господь сделал бич из верви и выгнал всех оттуда, и никто из тех, кто это видел, не смог Ему воспрепятствовать. «Ревность по дому Божию снеде Мя», – записал святой Иоанн Богослов, который описывает это событие.

То есть когда надо защитить святыню, надо поступить так, а когда Господь Сам был предан на страдания, начиная от Гефсимании и до Креста, когда Он стоял перед Иродом, а тот ради любопытства хотел увидеть от Него какое-то чудо, Господь ни одного слова не произнес ни в Свою защиту, ни в обвинение окружающих людей. Когда стоял перед судом Пилата, Он тоже не осуждал людей, которые предали Его крестной смерти и кричали: «Распни Его!» Он не говорил Пилату: «За что они хотят Меня распять? Я исцелил стольких больных, прокаженных, стольких накормил пятью хлебами в пустыне, за что они хотят Меня осудить?» Господь не пытался защитить Себя. Он добровольно пошел на смерть ради спасения человеческого рода.

В то же время мы читаем в Евангелии эпизод, когда Господь в день субботний пришел в синагогу, а там была одна женщина, скорченная восемнадцать лет, – она могла видеть только землю. И хотя в субботу по иудейским законам нельзя было ничего делать, Господь ее исцеляет, и начальник синагоги с негодованием обращается к народу. А народ-то в чем виноват? Люди пришли в субботу, чтобы вместе молиться, слушать Священное Писание, а начальник с укором говорит им, что есть шесть дней для того, чтобы исцеляться, в те дни и следует приходить, а не в день субботний. Укор был направлен Христу, а обращен к народу. И Господь здесь не смолчал, когда надо было защитить честь ближних, и сказал: «Лицемер! А не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла и не ведет ли поить? А эту дщерь Авраамову, которую на восемнадцать лет связал сатана, разве не надо было исцелить в день субботний?» И нечего было на это ответить.

То есть золотое правило: быть строже к себе и снисходительнее к ближним. И как говорил мудрый старец Паисий Святогорец, в каждой ситуации есть до 10 – 15 подситуаций. Есть ситуации, когда надо решительно действовать, есть ситуации, когда надо сначала обдумать, а потом действовать и говорить, иногда надо помолчать и потерпеть. Да поможет нам всем Господь стяжать такую мудрость и рассудительность!

– Я не думаю, что человек, который стяжал душевный мир, будет активно участвовать в каких-то дебатах или спорах. Все-таки есть разные формы проявления гражданской позиции.

– Совершенно верно. Все эти «прекрасные» (в кавычках) аналитические телепрограммы, где собираются люди и ведущий дает возможность им высказаться, интересны тем, что это кипение страстей, и люди готовы часами сидеть, устремив свой взор на экран и не замечая рядом стоящих своих же близких, которые нуждаются во внимании, и слушать, как там умные дяденьки и тетеньки рассуждают о том, что и как будет, и ищут виноватых. И все слушают, хлопают и думают, что так оно и будет. Люди, которые это смотрят, сразу теряют душевный мир, и потом, когда передача закончится, они еще и между собой в семье спорят до двух часов ночи. Такого рода телепрограммы, которые якобы дают нам правдивую оценку событий, на самом деле лишают нас душевного мира и едва ли объективно освещают то, что происходит. Это всего лишь котел, где кипят человеческие страсти.

– Программы новостей говорят людям о том, что происходит в мире, но на самом деле зачастую просто расшатывают человека и выводят его из равновесия. Стоит ли их смотреть?

– Здесь каждый решает для себя сам, но я дерзну посоветовать. Если вы очень любите смотреть новости, стараетесь не отстать от событий мира и знать все, что происходит, возьмите для себя хотя бы некоторый мораторий: накануне Божественной литургии в субботу вечером, а лучше с вечера пятницы, если вы в воскресенье готовитесь причаститься на богослужении, лучше воздержаться даже от новостей. Это совет. Принять или нет – свободная воля каждого. Что бы ни происходило в мире (хорошее или не очень), Божественная литургия несравненно важнее, и если вы готовитесь присутствовать на ней, лучше ввести мораторий на просмотр новостей. Вы ничего не потеряете, ваш кругозор не станет от этого уже, лучше внимательно почитайте положенные три канона и Канон ко Причащению, если вы готовитесь, чтобы ваши мысли и чувства умиротворились и душа приготовилась к соединению с Творцом этого мира. В Его руках всё, что будет, Господь будет судить, кто прав, кто виноват, а не люди, которые собрались на какую-то аналитическую передачу. Слава Богу, что не они и не мы будем судить мир, а Сам Господь. Ради встречи с Христом лучше воздержаться и от новостей.

– Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «Можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви? Одни священники говорят, что нельзя, а другие считают, что можно. Об этом нигде не написано. Что Вы посоветуете? Где можно об этом прочитать?»

– Этот вопрос в каком-то смысле мне очень близок, потому что после окончания Московской духовной академии и до принятия священного сана меня этот вопрос серьезно интересовал в том смысле, чтобы найти письменное подтверждение в каком-то источнике того, что действительно является достоянием Священного Предания. Где найти письменное свидетельство этому? Нередко современные люди, особенно «очень грамотные» (в кавычках), не слушают никаких слов, им надо увидеть, где это написано.

Я обратил внимание на такой нюанс. У этой проблемы есть как бы две стороны: богословско-литургическая и финансово-практическая. Последняя состоит в том, что записки, которые подаются в храм на литургии, бывают простые и заказные, цен никаких нет, а есть ориентировочная сумма пожертвования, но заказная записка дороже. Но эту финансово-практическую сторону мы сейчас обсуждать не будем, а я хочу обратить внимание на богословско-литургическую сторону этого вопроса: можно ли подавать записки за людей, живущих нецерковно, нравственно мертвых, далеких от веры, которые над верой смеются, абсолютно равнодушных к своей душе и душам ближних, к Богу и вечной жизни? Такие люди есть, у кого-то это близкие родственники (сын, муж), и мы не можем за них не переживать. Как такому человеку помочь? Правильно ли за него подавать записки на Божественной литургии, чтобы священник вынимал частицу, а затем опускал в потир со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною»? Главный вопрос: правильно ли это будет, уместно ли, полезно ли самим тем людям?

Интересный нюанс, на который я обратил внимание еще тогда, когда искал ответ в книгах. Вопрос задается конкретный, а ответы на него, которые чаще всего приходилось видеть в книгах, общего плана. Для наглядности приведу пример. Вы меня, например, спросите: «Как мне доехать до Троице-Сергиевой лавры?» А я отвечу: «Хотите доехать до лавры? Вам надо двигаться в сторону Северного Подмосковья». Может быть, когда-нибудь вы и приедете в лавру при таком ответе. Конечно, вас такой ответ не удовлетворит. И самое главное: вроде бы я ответил на ваш вопрос и направление правильно указал, но в то же время на прямо поставленный вопрос я вам не ответил. То же самое и в книгах по вышеуказанному вопросу, ответ звучит так: «Надо молиться. А кто же будет молиться? А как же за них не помолиться?» Но вопрос же не звучал, нужно ли молиться. Вопрос был конкретный: вынимать частичку на литургии за человека, равнодушного к вере, ведущего сознательно нераскаянный образ жизни, полезно это ему и полезно ли тому, кто подает такую записку? Это не значит, что Господь кого-то не любит и к кому-то относится с предубеждением или не хочет спасения этим людям. Вопрос в том, полезно ли таким людям это, если они сами попирают истины веры?

Догматическая истина состоит в том, что Бог не спасает нас без нас. У одного из выдающихся отечественных литургистов Ивана Дмитриевского в его книге «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию» (это автор XIX века) помещена книга блаженного Симеона Солунского (святой отец, живший на рубеже XIV-XV веков), переведенная на русский язык, где четко и ясно дается конкретный ответ на этот вопрос. Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать Духа Святого и прощение грехов. Блаженный Симеон пишет дальше: «Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же неполезно тем, которые сознательно попирают христианскую веру». Вот где грань: вопрос не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей.

Есть еще одна замечательная книга, она очень маленькая, и я часто вожу ее с собой: она называется «Всенощное бдение и литургия», издана в 2004 году Издательским советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Здесь написано: «Значительно доработанное переиздание популярной брошюры поможет православному народу лучше понимать богослужение и полнее молитвенно соучаствовать в нем». В приложении перечислены многие авторы (преподобный Максим Исповедник, святитель Геннадий Константинопольский, блаженный Симеон, Николай Кавасила), изъясняющие Божественную литургию. При пояснении проскомидии (той части Божественной литургии, на которой священник вынимает девятичинные частички) в этой книге написано следующее: «Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя приносить частицы за тех, которые живут нераскаянно, потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как сказал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. Кор.11; 28-30)». В этой книге очень много ссылок и на святого Симеона, архиепископа Солунского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Очень полезная книга, у меня издание 2004 года, но, наверное, она издавалась и позже.

– Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: «Очень переживаю за своих близких, родственников и друзей, которые пока далеки от Церкви и от веры, в храм не ходят, в таинствах не участвуют, живут нераскаянно, будто и нет Бога. Так хочется, чтобы они веру обрели. Можно ли им помочь и как?»

– Эта тема очень актуальна. Сколько я служу в священном сане, это один из тех вопросов, который чаще всего люди задают и, может быть, даже мучаются тем, что слышат разные точки зрения. Дело в том, что Бог не спасает нас без нас. Это догматическая истина. Господь создал человека разумным и свободным существом и хочет, чтобы человек сам это осознавал, что он не раб и не животное, которое можно тянуть к себе насильно, чтобы человек сам осознал величие того дара, который ему дал Господь, – свободную волю. И, конечно, если кто-то из наших близких живет вдали от Церкви, смеется над верой, попирает все заповеди Божии и не слушает никаких советов, наша душа за него переживает, мы же не можем от него отгородиться и сказать: «Живи как хочешь».

Как ему правильно помочь? Есть очень мудрый совет у святителя Николая Сербского в книге «Миссионерские письма», где в письме 37-м он ответил одной девушке, которая переживала за своего неверующего брата. Святитель приводит пример из своего опыта об одной матери, которая молилась за аморально живущего сына. Что она только ему не говорила – он над всем смеялся и даже на нее руку подымал. И однажды она перестала ему что-то говорить, по благословению священника взяла на себя еще один день поста кроме среды и пятницы, обильно давала за него милостыню и со слезами сама молилась Богу. Нужно не просто написать записку и куда-то ее отдать и самому при этом не прилагать усилий. Эта мать проявила жертву, потому что переживала за сына. Она молилась много лет и просила такими словами: «Господи, имиже веси судьбами (то есть как Ты Сам знаешь) спаси моего сына, чтобы он не погиб. Если Тебе угодно – через болезнь, скорбь, лишения, только спаси его душу». То есть она не просила ему здоровья, благоденствия, успехов, победы над всеми врагами, стать каким-то начальником – она просила спасения его души и полностью доверяла Богу, как мы доверяем любящему отцу или матери. И Господь послал ее сыну болезнь, которая привела его в чувство. Потрясающее письмо, советую его всем почитать. И вот она ухаживает за сыном у его одра, но больше ничего о вере ему не говорит, и он первый раз в жизни сказал: «Мама, помолись Господу, чтобы я не умер». А она говорит: «Сынок, я помолюсь, и Господь тебя исцелит, но обещай, что ты исправишь свою жизнь». Он со слезами на глазах обещал это, и тут же Господь исцелил его по молитвам матери, потому что Господь попустил эту болезнь для исцеления его души.

Если мы действительно хотим помочь, надо пойти на жертву, чтобы дать Господу права помочь этому человеку. Он разумный и свободный – не хочет идти к Богу, но я, зная, что Бог не будет насиловать его свободу, должен приложить усилия, чтобы ему помочь: пожертвовать своим временем, попоститься, помолиться, милостыню дать – только тогда можно помочь.

Другой очень яркий пример. Есть шестисерийный документальный фильм о старце Паисии отца Киприана (Ященко), и в 6-й серии показывают армейского товарища старца Паисия, сейчас он монах – отец Арсений (Дзекас). Ему рассказали об одной девочке, которая больна раком, и он говорит, что ему стало так больно за нее, что он стал молиться и поститься. Один день он вообще не ел, в другой день ел понемногу, а спустя двадцать дней, когда он уже изнемог от поста, ему является сам преподобный Паисий и говорит: «У Кристины ничего нет, пойди и скажи ей об этом». Сейчас она уже взрослая девушка, замужем и у нее свои дети. То есть если ты хочешь помочь – надо жертвовать.

К сожалению, чаще всего мы хотим магическим путем, не прилагая никаких усилий со своей стороны, всех исправить: просто чтобы все ближние вдруг исправились. Но при этом мы не хотим ни помолиться, ни лишить самого себя каких-то привычных удовольствий ради спасения ближнего. Так, конечно, не получится.

– Вопрос телезрительницы из Украины: «Как сохранить душевный мир в общении с соседями, друзьями, которые хотят общаться, но в итоге это общение переходит в осуждение, в пустословие. Вроде и обидеть людей не хочется, но в то же время это общение лишает душевного мира и покоя. Посоветуйте, как правильно поступать в такой ситуации».

– Конечно, общение общению рознь. Несмотря на все технические возможности для общения, когда можно легко общаться даже на расстоянии, к сожалению, современные люди чувствуют себя одинокими, им не хватает общения, нет того, кому можно душу излить, кто бы тебя выслушал, помог, поддержал. Это беда нашего времени. Но есть еще такой нюанс. Представьте себе, что вы стоите на берегу и вокруг несколько человек утопающих, они все протягивают к вам руки – вы же не можете одновременно вытащить из воды всех. Вам их всех жалко, но как это сделать? Если вы протянете к ним руку, они вас утащат, даже без всякого злого умысла, и вы утонете вместе с ними, а может, даже и сами не успеете кому-то из них руку протянуть. Это резкий пример, но очень точный.

Люди, лишенные душевного мира, а самое главное – живущие без Бога, без Церкви, ищут общения, чтобы чем-то заглушить свою муку душевную, но ищут не там. К верующему человеку приходят ради общения, а оно опустошает душу, лишает времени и сил. Поэтому могу посоветовать так: всем приходящим к вам можно предложить почитать какой-нибудь акафист нараспев перед чаепитием, пока чайник закипит. Пропойте акафист, потом предложите поклоны положить за живых, за усопших. И так, если каждому приходящему предложить начать общение с молитвы, то само собой, мягко и без обид лишнее для вас общение прекратится.

Недавно был праздник Архистратига Михаила, а вечером всенощное бдение накануне воскресного дня. Приходит один батюшка со службы, уставший, а надо еще дочитать правило и готовиться к проповеди. Звонят: «Батюшка, срочно хочу с Вами увидеться, поговорить на лестничной площадке». Это сосед из другого подъезда, пожилой мужчина, известный всему району. Священник вышел, думает: «Мало ли что там случилось, вдруг исповедовать, причащать придется».

– Вы слышали про короеда-типографа, который поедает еловые насаждения. Что Вы можете сказать?

Ну вот что можно сказать? Батюшке надо к службе готовиться, зима, вокруг снег – какой короед-типограф? Он деликатно отвечает:

– Конечно, я признаю, это большая беда для нашего региона.

Но человек искренне убежден, что батюшка должен с ним обсудить эту проблему:

– Я больше сорока минут Вас не задержу…

Но батюшка был немного с юмором, несмотря на усталость, говорит:

– Хорошо, давайте так. Завтра Божественная литургия, приходите на службу, помолимся вместе и смиренно Господа попросим, чтобы этот короед оставил наш регион.

Знаете, что тот ответил?

– Нет, я от этого далек, я совершенно от этого далек.

Видите, как получается: кто далек от Бога, у того в голове одни короеды да шелкопряды. И все равно он внутренне обиделся, что батюшка не уделил ему времени и внимания. Человека обидеть не хочется, но общение это абсолютно пустое.

– А может ли так быть, что обидевшийся человек этой своей обидой нарушает душевный мир другого человека?

– Но тут все равно надо выбирать. Преподобный Паисий Святогорец рассказывал, что к нему приходила масса людей и с настоящими проблемами, требующими безотлагательного решения или мудрого совета, но приходили и люди, которые задавали праздные вопросы. Он сам о себе пишет: «Больше всего мне наносят душевные раны люди с пустыми вопросами. Когда человек приходит со скорбью, я готов сердце свое и жизнь отдать, чтобы ему помочь».

– И как вел себя старец Паисий?

– Он кратко отвечал на вопрос и прощался. Когда старец тяжело страдал от грыжи и кто-то даже ночью приходил к нему, он всегда выходил к пришедшему и старался, чтобы не было заметно, как ему больно. Старец говорит, что не чувствовал боли, когда действительно нужно было помочь человеку. А когда пустые разговоры, которые не приносят пользы, надо мудро уклоняться от такого общения через молитву. Каждому приходящему предложите почитать с вами акафист и увидите, что настоящих друзей у вас окажется не так много.

– Как благоразумно хранить душевный мир?

– Чтобы душевный мир сохранить, святые отцы говорят, что надо понуждать себя возделывать добрые помыслы. Любому событию, которое мы узнаём, стараться найти разумное христианское объяснение. О всех негативных проявлениях и событиях, которые мы видим в современном мире, Господь ясно сказал в Евангелии: «…услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь». Господь Всеведущ, в Его власти весь этот мир, но Он не сказал Своим апостолам: «Ужасайтесь, бойтесь». Он сказал: «Не надо ужасаться, ибо должно этому быть, что будут землетрясения и моры по местам, все это начало болезней, будут предавать и гнать вас за имя Мое, будете всеми ненавидимы, но и волос с головы вашей не упадет. В терпении вашем стяжите души ваши». То есть Господь обо всем сказал заранее и отметил: «Я победил мир». Надо на Бога надеяться и понимать, что без Промысла Божия волос с головы не падает. Поэтому верующий человек на Господа взирает, уповает и за всё благодарит.

– Благословите наших телезрителей.

– Следующий воскресный день – это всероссийский праздник, посвященный матерям, День матери. Позвольте, я сейчас заранее поздравлю всех наших дорогих матерей, всех женщин, которые носят это священное служение матери. Храни вас всех Господь от всякого зла!

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать